Молитва об усопших
П. П. В. Никольский.


Церковная молитва за умерших .
Можно изменить судьбу тех, кто умер в покаянии, но оно не принесло тех плодов, которых заслуживало во время их земной жизни. С древних времен православная церковь верила, что различные действия божественной литургии, молитвы, милостыни, поста и т.д. освободят души спящих людей от адского рабства и помогут им достичь блаженного воскресения. Что убедило их в возможности изменения после смерти, так это то, что грешники принадлежат к одному и тому же Телу Христову. Они не могут освободиться от ада сами по себе, но могут быть освобождены по молитвам Церкви, как сказал Господь: и если чего попросите во имя Отца Моего, то сделаю это… (Иоанна 14:13) — и что ни попросите в молитве с верою, получите (Матфея 21:22). Христос владеет ключами ада и смерти (Откровение 1:18).
Библия не запрещает молиться за умерших. Во время жизни Иисуса Христа на земле эта практика была распространена среди иудеев. Господь, неоднократно осуждавший различные иудейские практики, ничего не сказал против молитвы за умерших. С богословской точки зрения, молитва за него — это естественное выражение нашей любви, поскольку душа после смерти человека остается практически неизменной, и индивидуальная личность сохраняется.
Мы убеждены, что можем изменить судьбу умершего, если поверим, что помимо личного кризиса существует общий кризис. Если бы невозможно было изменить состояние души после смерти, в этом не было бы необходимости.
Наши молитвы и действия могут привлечь милость Бога к душе умершего и изменить ее состояние.
После смерти нет покаяния», — говорит Папа Римский. Если под покаянием мы понимаем (как, например, определяет его святой Иоанн Лестиниус) «договор с Богом об исправлении жизни», то это абсолютно верно. Однако даже в аду человек сохраняет способность направлять свою волю на какой-то объект, и у него сохраняется свобода выбора между различными возможностями, в том числе между добром и злом. Грешники не могут изменить свое состояние, они не могут делать добро, но они могут желать освободиться от зла и обратиться к добру.
Действительно, человек переступает порог вечности с определенным жизненным багажом. Когда человек всю жизнь живет во грехе и грех становится его внутренним миром, ему очень трудно избавиться от зла и обратиться к Богу. Наши молитвы, молитвы Церкви о милости к душам усопших, помогают Богу обратиться от зла к добру. И когда этот поворот достигнут, Бог может очистить душу человека от греха и тем самым изменить его загробную жизнь.
Молитва за умерших важна не только для самих умерших, но и для живых. Приписываемое святому Иоанну Дамаскину, очень авторитетной фигуре в церковной традиции, произведение «Речь за умерших в вере» гласит: «Кто борется за спасение ближнего, тот сначала получает благо для себя, а затем приносит его». Ибо Бог не несправедлив, когда забывает дела его».
Архиепископ Олег Давыденков.
Третий, девятый и сороковой день
Душа, соединенная с телом по воле Божьей, вновь отделяется от тела, ранее образовавшего человека, по воле Божьей.
После разделения душа переходит в ту же сферу существования, духовное ангельское царство — и из-за приобретенных хороших или плохих качеств она соединяется либо с хорошим, либо с плохим ангелом на небесах. Падшие ангелы — в аду. Эта истина открыта Самим Господом в притче о богаче и Лазаре, которая учит, что после того, как душа покидает тело, она в тот же день попадает либо в рай, либо в ад. «Ныне же будешь со Мною в раю», — сказал Иисус Христос мудрому разбойнику.


Таким образом, каждая душа, покинув тело, попадает либо в рай, либо в ад. Не однажды; «сегодня», — сказал Господь Иисус Христос. Как мы понимаем слово «сейчас»? Как вы согласуете это с учением Церкви о 3-м, 9-м и 40-м днях?
На земле есть день, ночь и год, свет и тьма, а за могилой есть вечность. Душе требуется определенный период времени, эквивалентный 40 дням на земле, чтобы достичь светлой или темной вечности за могилой. Различные состояния, в которых душа пробуждается от тела, соответствуют известным дням на земле. Поскольку состояние души после смерти известно в течение первых трех дней и последующих 30 дней, Церковь и родственники умершего используют специальные средства, чтобы умиротворить Бога в течение этих трех дней.
Поэтому слово «день» относится к времени после могилы, то есть к вечности. Третий, девятый и сороковой дни — это земные дни, но за могилой ничего нет. Существует только «этот день» и никакой другой.
Тайна смерти — это дверь, через которую душа, покинувшая тело, входит в вечность. Мы знаем, что происходит в теле, так же как не видим, что происходит в невидимой душе. Мы были научены Святым Духом.
Святой Отец объясняет уход души и то, что происходит вокруг нее, следующим образом. Душа увидит добрых и злых ангелов. Последнее видение мучает душу до предела: она находит утешение в видении и защите добрых ангелов. Тогда великой помощью и освежением человека являются его добрые дела и чистая совесть. Тогда послушание, смирение, добрые дела и терпение помогают душе, и она идет к Спасителю с великой радостью, сопровождаемая ангелами. Страстные души, любящие грех, ведут злых духов в ад, чтобы те их мучили.
Монах Митрофан.
Можно ли молиться за всех умерших?
Говоря о молитве за умерших, нас часто спрашивают, можно ли и нужно ли молиться за всех умерших в ожидании силы молитвы, или не за всех. Существует один общий ответ на вопрос о спасительной силе молитвы, возносимой за усопшего. Это воля Бога — принять или не принять молитву за умершего.
Церковь как особое сообщество верующих со строго определенными границами, особыми правилами и предписаниями (дисциплиной) и своей целью, может и должна молиться за всех умерших, может возносить молитву публично или всенародно. Умерший человек, который при жизни находился в общении с Церковью. … Однако Церковь не может и не совершает публичных заупокойных молитв за умерших язычников, иудеев и мусульман (Мк. 16, 16), а также за тех, кто никогда не принадлежал к Церкви и не верил в Искупителя. Они умерли от общения с ней в вере и таинствах, включая тех, кто при жизни, очевидно, сознательно оставил Церковь, отступников от христианства, откровенных хулителей Бога, еретиков всех видов, раскольников и отступников от Церкви Божией и таинств, и вообще всех людей, к которым относится слово Спасителя: всех. Если кто не следует Церкви, оставьте его, как идолослужителя или мытаря (Марка 16:16).
Конец этого стиха.
Текст предоставлен компанией «Литтерс Лтд.
Прочитайте всю книгу, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу с помощью Visa, MasterCard, Maestro, счетов мобильных телефонов, платежных терминалов, МТС, Связной, PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, Бонусная карта или любым другим удобным способом Вы можете безопасно оплатить книги, используя.

