Молитва от всего сердца

Самое детальное описание: молитва от всего сердца специально для посетителей нашего ресурса.

Что такое умная молитва, сердечная молитва. Как правильно молиться? Я имею ввиду не содержание молитвы, а чувства, мысли, настроение. Как узнать правильно ли ты молишься или нет?

В аскетической литературе встречается деление молитвы на виды: устная, умственная и сердечная. Относится это деление, главным образом, к молитве Иисусовой. Прохождение этих этапов — дело совершенных, долгими трудами поднявшихся на высокие ступени духовной жизни. Нам, далеким от совершенства, не нужно заниматься самоанализом. Иначе мы внесем в нашу духовную жизнь немало искусственного. Нам должно усвоить и опытно исполнять простые и драгоценные наставления святых отцов о молитве. Прежде всего, надо помнить, что молитва — живое, реальное общение с Богом. «Молитва есть средство для привлечения и длань для приятия всех благодатей, столь обильно изливаемых на нас из неистощимого источника беспредельной к нам любви и благости Божией» (Никодим Святогорец, преп., Невидимая брань,М.,2002, с.275). Поэтому она должна совершаться с вниманием. Приходит это не сразу. Надо явить терпение. Когда-то мы не умели читать и писать, но старание дало результаты. Так и научимся молитве. Нужно только постоянство.

Для продвижения в молитве важно полюбить ее, помня что время ее — минуты отрадного общения с любящим нас Небесным Родителем. Когда придет час совершать правило, должно начинать не сразу, а подготовить себя к молитве, настроиться на нее. На время молитвы мы должны постараться освободить ум от дневных житейских попечений. Состояние наше благоприятно для молитвенного делания, когда имеем душевный мир. Если человек с кем-то не примирился, то во время молитвы восстанут помыслы осуждения и обострятся чувства обиды и раздражения.

Наше совершенствование в молитве находится в прямой зависимости от наших достижений в духовной жизни. По мере очищения сердца и стяжания добродетелей молитва станет не только внимательной, умной, но и теплой, сердечной, живой.

С этими молитвами можно обратиться к святым с просьбой об избавлении от болей в сердце.

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче!

Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих.

К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися.

Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, уможившаяся, яко звезды небесныя:

се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления.

о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу Сил,

да укрепит державу нашу, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная,

да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века.

О блаженная, мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих, с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавающи;

да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетнем мире сем и нигдеже обретающим утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных:

исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства диавола, страстно воюющаго,

помози донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потеряти в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним;

помози нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небеснаго со всеми угодившими Богу, прославляюще милосердие и благость Отца Небеснаго, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков.

О чудотворцы славнии, врачеве безмезднии, Космо и Дамиане!

Вы от юности Христа Бога возлюбивше и Того повеления всем сердцем соблюдающе, аще и вдасте себе учению врачебному,

но добродетельнаго ради жития и чистоты душевныя, силою Христа Бога, не врачевания токмо искусство, но паче неоскудную благодать исцеления всяких неисцельных недугов от Бога прияли есте.

Отонюдуже любовию и милосердием к недугующим подвизаеми, не токмо людем, но и скотом исцеления болезней подаваете, неисчетным множеством чудес ваших весь мир наполняете,

и не телесныя токмо недуги исцеляете, но и верою Христовою души просвещаете, в терпении болезней укрепляете, в тяжких недузех о исправлении жития вразумляете и ко Христу покаянием привлекаете.

Темже ныне и нас, припадающих к вам пред честною иконою вашею, скоро услышите.

Юныя дети, вашей помощи во учении книжнем просящия, вашими молитвами наставите, да вашему житию ревнующе, не земное точию научение приобрящут, но паче во благочестии и правой вере непрестанно да преспевают.

На одре болезни лежащим, человеческия помощи отчаянным, к вам же тепле с верою и усердною молитвою прибегающим, исцеление болезней вашим милостивым, чудодейственным посещением даруйте.

Многажды в болезни впадающия и от лютых недуг в уныние, малодушие и роптание пришедшия, данною вам от Бога благодатию в терпении утвердите, и наставите, да уразумеют волю о них Божию святую и совершенную, и сами себе и живот свой воле Христа Бога предают.

В недузех сущих, о исправлении же жития нерадящих, в гресех не раскаивающихся, сердцем ожесточенных, сокрушите во спасение и к покаянию призовите, да немощни суще телом, здрави пребудут душею, и причастницы соделаются Божия спасительныя благодати.

Братию святаго храма сего, вашему святому заступлению от Бога врученную, и всех к вам усердно прибегающих невредимы сохраните от долгонедужия, от болезней лютых и неисцельных,

от разслабления тела, от исступления ума, от смертоносныя язвы, от внезапныя смерти, и мощным ходатайством вашим к Богу соблюдите в правой вере твердых, во благочестии преспеющих, в добрых делех усердных,

в молитве к Богу прилежных, да с вами вкупе сподобятся в будущем веце присно воспевати и славити всесвятое и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.

19 июля 2011 года в возрасте 96 лет отошел ко Господу архимандрит Арсений (Папачок) – старейший и один из самых почитаемых ныне румынских старцев. Он был представителем золотой плеяды румынских духовников ХХ века, которые не имеют себе равных по истовости и всецелой жертвенности своей веры, опыту подвижничества в суровых условиях безлюдной пустыни, подобно аввам из древних патериков, – опыту, сочетающемуся с духовной мудростью, тонкостью проникновения в тайники человеческой души и недюжинными литературными дарованиями. Старец Арсений подвизался в непроходимых лесных дебрях румынских гор вместе с отцом Клеопой (Илие), подвергался преследованиям со стороны богоборческих властей, сидел за исповедание веры в тюрьме. С 1975 года он был духовником монастыря во имя святой Марии в городе Текиргёл под Констанцей.

Предлагаем вниманию читателей ответы старца на некоторые актуальные вопросы духовной жизни.

Архимандрит Арсений (Папачок)

– Как можно стяжать дар смирения и слез на молитве?

– Смирение не может прийти само по себе, без того, чтобы ты в духовном течении жизни не думал, что ничего не можешь сам без благодати Божией. Спаситель говорит: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15: 5). 113-е правило Карфагенского Собора гласит: «Но если всё же кто-нибудь говорит, будто он что-нибудь может без Христа, да будет анафема» [1] .

Брат, неужели ты не знаешь, что если ты мнишь о себе и гордишься, то это от тебя отошла помощь Божия? Ибо сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4: 6; 1 Пет. 5: 5). Подумай же о том, что без благодати Божией ты – прах и пепел. А если ты полагаешь, что вот, Господь терпел тебя до сих пор и так будет всегда, тогда с великим страхом поостерегись, ибо Бог долго терпит, но иногда и предваряет события!

Сын мой, подумай о том, что у тебя есть только время этой жизни, и с твоим рвением, с твоим желанием быть с ангелами на небесах ищи того, чтобы смирять себя, потому что только так ты придашь ценность той красоте, которую ты стяжал в себе, чтобы не послужило это духовное богатство – увы! – тебе на погибель в огне. Внимай себе, брат, ибо если будешь думать, что Бог может посетить тебя прямо сейчас и что ты умрешь, то он, помысл, научит тебя тому, что делать, ибо известно, что Христос, в чем застанет нас, в том и будет судить (ср.: Иез. 33: 20) [2] .

Без смирения нет никакой надежды на спасение! А «если у тебя, брат, нет кротости в сердце твоем, тогда знай, что в сердце твоем есть какое-нибудь возношение» [3] . Нужно понять, что Бог так мало требует от нас, а наследие мы получим вместе с Ним. Кротость, кротость и еще раз кротость!

– Многие верующие жалуются, что не находят в себе сил, чтобы молиться. Что делать, чтобы иметь рвение и благоговение к священной молитве?

– Не надо прекращать молиться, хотя бы умом. Эти моменты опустошенности, взлетов и падений случаются и у святых людей – ради их смирения. Бог соразмеряет дары по силам каждого, чтобы было духовное равновесие. Одни теряют в качестве молитвы, другим, кто молился со смиренным сердцем, бывает некое утешение, и они на радостях молятся только для того, чтобы их снова посетили утешения, но это простое заблуждение: мы как бы торгуемся, а такие утешения могут приходить и от бесов, ибо фальшивое удовлетворение ложью чувствуется. Бесы рады удерживать тебя в этом состоянии ложного успокоения, чтобы ты оставался невосприимчив к настоящему утешению от молитвы, вырывающейся из сердца без всякого расчета и безостановочно. Молись смиренно, чтобы привести Бога в сердце твое, а не возноситься умом и блуждать в высотах, ибо лучше быть ничем, чем героем кого-нибудь еще, кроме Христа.

В молитве мы нуждаемся непрестанно, потому что нам следует всегда быть с Богом, да и лукавый подстерегает нас тоже все время. Милость Божия с нами; пусть не боится ни одно опечаленное сердце, ибо мы искуплены Кровью Спасителя, а значит, стоим очень дорого.

Есть много таких, кто, если за него молится кто-нибудь из близких или иные христиане высокой жизни, то он обманывается и верит – даже если сам живет в неисправимой беспечности, – будто унаследует и блаженное благословение этих людей. Хорошо бы заранее знать, что «посреди цветов полевой бурьян напрасно молится, чтобы его простила коса» (Йорга) [4] . «Не стыдно пасть под напором болезней, стыдно умереть нерадивым и изнуренным удовольствиями» (Паскаль).

– Какие молитвы и молитвословы вы рекомендуете монахам и мирянам?

– Я не буду касаться здесь молитв, полагающихся по уставу, – они совершаются; было бы хорошо, если бы мы подумали о чем-то непрерывном и не столько о том, чтобы нанизывать слова, сколько о том, чтобы воспитать себя и сделать любовь состоянием своего чувства, вибрацией своей души. Этот трепет с неуловимым воздыханием я бы попробовал рекомендовать.

Святой Агафон говорит: «Кто молится только когда молится, тот не молится». Речь идет, таким образом, о том, чтобы чувствовать Бога, Матерь Божию и всякого святого сердцем своим как можно непрестаннее. Это хранило бы свечечку души твоей зажженной, и было бы тяжелее напасть на такую душу. Надо знать, что диавол очень боится трезвенного [5] человека – как можно более трезвенного! Молитва – это, безусловно, полезное средство, а трезвение – это достигнутая цель.

Я рекомендую молитвы к дражайшему Спасителю нашему, к Матери Божией – неусыпающему утешению душ наших, – особенно молебны; молитвы к святому ангелу хранителю и, по необходимости и благоговению, к любому святому.

Молитвословы, для всех, – те, которые есть, ибо на самом деле больше всего нужно твое сердце!

[1] Ср.: Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского: В 2-х т. М., 2001. Т. 2. С. 259.

[2] См.: Иоанн, игумен Синайский, преподобный. Лествица. Слово 7. § 50. Сергиев Посад, 1908. С. 84.

[3] Цитата из «Египетского патерика» в румынском переводе. Гл. 4. О смирении и кротости. § 3.

[4] Цитата из книги румынского мыслителя Николая Йорги «Cugetări» («Размышления»).

[5] Трезвением у святых отцов называется хранение ума и сердца.

Перевод выполнен по: Ne vorbeşte părintele Arsenie. Ediţia îngrijită de а Arhimandrit Ioanichie Bălan. Vol. 1. Editura Mănăstirea Sihăstria, 2004.

С моей стороны было бы серьезной ошибкой создать у читателя впечатление о том, что ведение молитвенного журнала – единственная форма молитвы. Выражать Иисусу любовь жизненно важно, это – одна из составных частей взаимоотношений с Ним. В некоторых обстоятельствах необходима еще «усиленная молитва праведного». Писание говорит о том, что «Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой». (Иак. 5:16 – 18)

Первоначально история об усиленной молитве Илии и ответе Господа на нее рассказывается в Ветхом Завете: «Илия взошел на верх Кармила и наклонился к земле, и положил лице свое между коленами своими, и сказал отроку своему: пойди, посмотри к морю. Тот пошел и посмотрел, и сказал: ничего нет. Он сказал: продолжай это до семи раз. В седьмой раз тот сказал: вот, небольшое облако поднимается от моря, величиною в ладонь человеческую. Он сказал: пойди, скажи Ахаву: «запрягай [колесницу твою] и поезжай, чтобы не застал тебя дождь».
Между тем небо сделалось мрачно от туч и от ветра, и пошел большой дождь. Ахав же сел в колесницу, [заплакал] и поехал в Изреель. И была на Илии рука Господня. Он опоясал чресла свои и бежал пред Ахавом до самого Изрееля». (3 Цар.18:42 – 46).

Фраза «всем сердцем» и ей подобные многократно упоминаются на протяжении всего Писания: «Молился я Тебе всем сердцем: помилуй меня по слову Твоему». (Пс. 118:58)

«И радовались все Иудеи сей клятве, потому что от всего сердца своего клялись и со всем усердием взыскали Его, и Он дал им найти Себя. И дал им Господь покой со всех сторон». (2 Пар. 15:15) Таким образом, благодаря усиленной молитве иудеев, Господь позволил им найти Себя и даровал им мир.

В молитве от всего сердца есть место для выражения Господу всей гаммы своих чувств: тоски, разочарования, обиды, сострадания. Переживая физические или душевные страдания, мы обращаемся к Господу со слезами и стонами. И милосердный Господь отвечает на молитвы страждущих: «Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним». (Мф. 20:34)

Во время Своего земного служения Иисус Сам возносил усиленные, прилежные молитвы к Отцу Небесному: «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение». (Евр. 5:7) В Гефсиманском саду Господь, «находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю». (Лк. 22:44)

Псалмопевец призывает нас: «Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище». (Пс. 61:9) Способны ли мы представить себе всю интенсивность чувств человека, изливающего пред Господом свое сердце? Псалмопевец говорит нам о том, что «близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет». (Пс. 33:19) Святой Дух непрестанно проводит работу в нашем сердце: «. Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». (Рим. 8:26)

Несколько лет назад я посетил большое христианское собрание, проходившее под девизом «Вашингтон для Иисуса!». Христиане собрались вместе для того, чтобы призвать американский народ к покаянию и вознести к Господу ходатайственную молитву за народ, погрязший в грехах. Я поехал на собрание с твердым намерением обратиться к Богу с усиленной молитвой от всего сердца, чувствуя, что Господь положил мне на сердце желание молиться за всю нацию, присоединившись к тысячам людей с таким же горячим желанием.

Вечером на первом собрании я с нетерпением ждал общей молитвы за наше правительство и народ, чтобы присоединиться к ней. Но время шло, оратор сменял оратора, певец – певца, а молитва все не начиналась. На собрании царила атмосфера фестиваля, отнюдь не напоминавшая время всеобщего стенания и покаяния. Наконец микрофон взял ныне покойный певец Кит Грин, который, очевидно, испытывал те же чувства, что и я. Его обращение к слушателям было кратким и предельно ясным: «Где ваши слезы? Где скорбь? Почему вы хлопаете в ладоши и веселитесь вместо того, чтобы взывать к Божьей милости? Сейчас – время сетовать, а не радоваться; время плакать, а не смеяться. Давайте же преклоним колени и помолимся о том, чтобы Господь помиловал наш народ и очистил его от греха!»

Общение с Господом происходит по-разному. Порой в глубине сердца я чувствую необходимость пасть ниц пред Господом и просить у Него прощения. В других случаях расхаживаю по кабинету и громко взываю к Господу. В некоторых случаях Господь дает мне понять, что необходимо немного подождать. И тогда я не настаиваю на немедленном ответе на молитву. Господь желает, чтобы мы приходили к Нему с искренним и открытым сердцем.

Передвигайте горы!

Когда Иисус «взалкал и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его». (Мк. 11:12 – 14)

Каково же было удивление учеников, когда «поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет». (Мк. 11:20 – 23)

Этот пример говорит о том, что в определенных случаях христианину не обязательно обращаться к Богу с молитвенными просьбами, так как он способен приказать обстоятельствам измениться в благоприятную сторону. Когда спящего на корме лодки Иисуса разбудили ученики, встревоженные тем, что «поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою», Он не стал обращаться к Отцу Небесному со словами: «Отче, уйми бурю!» (Мк. 4:37, 38) Вместо этого, «встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина». (Мк. 4:39) Таким образом силе веры повинуются ветер и море.

Едва Моисей вывел израильтян из Египта, как они столкнулись с серьезной проблемой: их преследовали разъяренные египтяне, а впереди раскинулось Красное море, окруженное с обеих сторон скалистыми горами. Охваченные страхом израильтяне «возопили к Господу» и роптали на Моисея, «приведшего их умирать в пустыне». Борясь со своим собственным страхом, Моисей успокаивал людей, говоря им, что они «увидят спасение Господне», а сам в душе горячо обращался к Господу за помощью. И тогда «сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли, а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше». (Исх. 14:15, 16) Израильтянам не нужно было ждать, пока Господь начнет действовать – Он ожидал решительных действий от них.

Бог дал нам власть царствовать на земле и управлять ею. Нам не всегда нужно просить Бога об исполнении Его воли на земле, как на небе. Фраза «да будет воля Твоя и на земле, как на небе» представляет собой даже не молитвенную просьбу, а повеление, обращенное к обстоятельствам. Суть этого повеления состоит в приведении данной ситуации в соответствие с волей Божьей. Порой Господу угодно, чтобы мы осуществляли данную Им власть передвигать горы.

Очень важно видеть в глубине сердца результат, возносимой к Богу молитвы. Иисус заверил нас в том, что, если молящийся «не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет». (Мк. 11:23) Полученное от Бога видение побуждает наши сердца верить в силу молитвы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Например, молясь об исцелении сломанной ноги, не следует сосредоточивать внимание на ноге в гипсе и на всех связанных с этим ограничениях в движении. Вместо этого нужно, как Иисус заглянуть за пределы болезни, в глубины божественного здоровья и увидеть ныне больного человека радостным, здоровым и славящим Господа. Затем, следуя примеру Иисуса, провозгласить Царствие Божие и повелеть сломанной кости срастись и снова стать такой, какой ее первоначально создал Бог.

Будучи детьми Царя Небесного и обладая данной Им властью, мы в определенных случаях должны ею пользоваться, поднимая и ввергая в море горы. При этом нужно действовать с верой, решительно отвергнув всякие сомнения и уповая на Его верность. Бог живет вне времени и иногда приходится подождать исполнения Божьего обетования. Будем же твердо стоять в вере, ожидая его исполнения.

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Привыкайте молиться в том числе и своими словами, это единственно, что можно предложить в вашей ситуации, но при этом все же не оставляйте традиционное утреннее или вечернее правило. Молитвенное состояние редко когда бывает живым и вдохновенным, гораздо чаще приходится себя к нему принуждать, как и ко всякому хорошему и доброму делу. Но к минимуму общего молитвенного правила, которое можете исполнить, добавляйте и свои собственные молитвенные прошения и воздыхания, если они возникают.

Утерянная практика молитвы, описанная в книге «Эффект Исайи», требует дальнейших более точных разъяснений относительно того, как применять такую молитву в своей жизни. Понятно, что нет «правильного» или «неправильного» способа молиться. В своём простейшем виде молитва носит личностный характер, и способность к молитве — это врождённое качество каждого человека общаться с миром, друг с другом, и с высшим присутствием. Утерянная практика молитвы — это просто ещё один инструмент, или руководство, которое мы можем добавить к тем, которые у нас уже имеются. Источник — Эзотерика. Живое Знание

Возможно теперь, более, чем когда-либо в истории, тот выбор, который мы делаем в своей жизни, имеет далеко идущие последствия, и глобальные результаты, которые повлияют на сотни наших поколений в будущем. В свете обострения глобального напряжения современные исследования дают нам новую надежду и возрождают наше доверие к древним традициям, подсказывая нам, что мы можем «что-то предпринять» в связи с кажущимися нескончаемыми периодами жестокости и относительно будущего нашего мира.

Статистика показывает, что определённое число людей, соединённых в сфокусированное, объединённое сознание массовой вне конфессиональной молитвы, производит результат, который выходит за рамки комнаты или здания, где происходит молитва.

В дополнение к растущему числу свидетельств эти изыскания приходят к выводу, что, фокусируя во время молитвы наше чувство признательности и благодарности на том, что ответ на нашу молитву уже есть, мы имеем от этого определённый эффект, сказывающийся на качестве нашей жизни.

Учёные полагают, что связь между массовой молитвой и результатом этой молитвы существует благодаря феномену, известному как «полевой эффект сознания». Именно к этому полевому эффекту могут «подключаться» дети во всём мире. Вдобавок к этому, те, кто принимает политические решения, воздействующие на наше будущее и на направление, в котором развивается наш мир, связаны с теми же самыми полями молитвы, к которым мы получаем доступ во время Бдения. И это может оказать благотворное воздействие на решения, которые они принимают, даже без их прямого участия в молитве.

Утерянная практика молитвы, описанная в книге «Эффект Исайи», требует дальнейших более точных разъяснений относительно того, как применять такую молитву в своей жизни.

Понятно, что нет «правильного» или «неправильного» способа молиться. В своём простейшем виде молитва носит личностный характер, и способность к молитве — это врождённое качество каждого человека общаться с миром, друг с другом, и с высшим присутствием. Утерянная практика молитвы — это просто ещё один инструмент, или руководство, которое мы можем добавить к тем, которые у нас уже имеются.

Утерянная практика молитвы является формой молитвы без слов, без внешнего выражения, в её основе лежит искренность чувства. Эта молитвенная практика взывает к нашему чувству сердечной признательности и благодарности за то, что ответ на молитву уже есть, уже существует, даже в том случае, если мир не предоставляет нам очевидных свидетельств этого.

Поскольку свидетельства говорят о том, что в нашем мире и в нашем теле отражается то, что мы думаем/чувствуем, нам должно быть совершенно ясно, что наши молитвы рождаются в сердце, а не в голове.

Логика нашего мозга действует в полярности — левое/правое полушарие; свет/тьма; хорошо/плохо; правильно/неправильно и т. д. Молясь «за» что-то, в нас создаётся сильное чувство — заряд — приказ о том, что должно или не должно быть. Физика же нашего полярного мира требует, чтобы в том случае, если в одной полярности создаётся нечто с неким зарядом, то в другой полярности точно также должна быть создана противоположность, чтобы уравновесить этот заряд.

Когда мы молимся «за» что-то, мы используем умственный процесс двойственной логики! В то время как, основанные на мысли молитвы «за» Мир в Ираке, например, действуя скорее всего из лучших побуждений, проявляются, чтобы сотворить перемирие или исцеление в одном месте в заданное время, эти же молитвы непреднамеренно создают в другом месте, в другое время результат в точности противоположный тому Миру, который они намеревались создать!

С другой стороны наше сердце не имеет полярности. В традициях коренных народов есть даже слово, которым они описывают безполярную объективность сердца, сердца, которое видит то, что «есть», а не судит, как должно быть. Это слово Шанти Ишта (Shante Ishta), что означает единственное око сердца. Когда мы делаем выбор (например, выбираем Мир) или исцеляем сердцем, то никаких полярностей оно при этом не создаёт, чтобы уравновесить наш выбор, точно так же, как нет у него «правого» и «левого» сердца.

Молитвой из сердца является чувство! Исследования показали, что признаки признательности и благодарности за Мир, который уже существует, создают «полевой эффект» — все, что может произойти из Мира, является Миром.

Для полной ясности, эта молитвенная практика НЕ направлена ни на какое-то конкретное место, ни к какому-то конкретному человеку, организации, стране, городу или событию. Эта форма молитвы НЕ пытается «сделать» так, чтобы что-то произошло где-то там, где жизнь предъявляет нам что-то, с чем мы не согласны. Древние понимали, что использовать молитву таким образом, является искажением нашего дара общения с Миром. Навязывать нашу идею о том, что и как должно быть, или не должно быть где-либо в мире, или с другим человеком является формой манипуляции, и неправильного использования имеющегося у нас дара молитвы.

Вместо молитвы о том, чтобы кто-то «выиграл»/»потерял»; «страдал» или «исцелился», у нас с вами есть возможность «почувствовать» признательность и благодарность за Мир и исцеление, которое уже существует. Мощь такой молитвы превосходит все выигрыши или проигрыши, давая нам возможность вознести условия нашего мира к новым реалиям, стоящим вне выигрыша/проигрыша. Поступая таким образом, мы открываем дверь тончайшему и вместе с тем могущественному принципу, который обеспечивает присутствие Мира и исцеления без навязывания своей воли делать так, а не иначе.

Если это разъяснение вам покажется слишком многословным, примите, пожалуйста, мои искренние извинения. Принцип прост: все, что может произойти из Мира, является Миром.

Мы приглашаем вас сплотиться с нами в моменте единства, мира, молитвы и возможности. За время, проведенное вместе, мы предложим силу жизни нашим детям и нашему миру, как в настоящем, так и в будущем. Огромное спасибо заранее, за вашу готовность сделать наш мир лучшим местом!

Благословения вам всем, истинного и прочного Мира!

христианские молитвы на все случаи жизни

Сердечные болезни — это бич нашей эпохи. Мы плохо питаемся, мы нервничаем, плохая экология. Мы грешим в мире соблазнов. Чтобы вылечиться от болезней сердца, необходимо искренне молиться Святителю Иоасафу

Молитва Святителю Иоасафу, епископу Белгородскому от болезней сердца

Тропарь, глас 3-й:
Святителю Христу Богу возлюбленне, правило веры и образ милосердия людем был еси, бдением же, постом и молитвою яко светильник пресветлый просиял еси, и прославлен от Бога явился еси: телом убо в нетлении почивая, духом же Престолу Божию предстоя, чудеса преславная источаеши.

Моли Христа Бога, да утвердит Отечество наше в Пра вославии и благочестии и спасет души наша.

Кондак, глас 8-й:
Многоразличныя подвиги жития твоего кто исповесть? Многообразныя милости Божия тобою явленныя кто исчислит? Дерзновение же твое у Пречисты Богородицы и Всещедраго Бога добре ведуще, во умилении сердечнем зовем ти: не лиши и нас твоея помощи и заступления, святителю Христов и чудотворец Иоасафе.

Молитва от сердечных болезней:

Молитва должна быть очень простой. Преподобный Исаак Сирин говорил: “Вся ткань молитвы твоей да будет немногосложна. Одно слово мытаря спасло его, и одно слово разбойника на кресте сделало его наследником Царства Небесного”.

Вспомним притчу о мытаре и фарисее: “Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь; пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне, грешному! «” (Лк. 18:10—13). И эта краткая молитва спасла его. Вспомним и разбойника, который был распят с Иисусом и который сказал Ему: “Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое” (Лк. 23:42). Одного этого было достаточно, чтобы он вошел в рай.

Молитва может быть предельно краткой. Если вы только начинаете свой молитвенный путь, начните с очень коротких молитв — таких, на которых вы сможете сосредоточиться. Богу не нужны слова — Ему нужно сердце человека. Слова вторичны, первостепенное же значение имеет то чувство, настроение, с которым мы приступаем к Богу. Приступить к Богу без чувства благоговения или с рассеянностью, когда во время молитвы наш ум блуждает на стороне, гораздо опаснее, чем сказать в молитве неправильное слово. Рассеянная молитва не имеет ни смысла, ни ценности. Здесь действует простой закон: если слова молитвы не дошли до нашего сердца, они не достигнут и Бога. Как иногда говорят, такая молитва не поднимется выше потолка комнаты, в которой мы молимся, а ведь она должна достичь небес. Поэтому очень важно, чтобы каждое слово молитвы было нами глубоко пережито. Если мы не способны сосредоточиться на длинных молитвах, которые содержатся в книгах Православной Церкви — молитвенниках, попробуем свои силы в молитвах кратких: “Господи, помилуй”, “Господи, спаси”, “Господи, помоги мне”, “Боже, милостив буди мне, грешному”.

Одни подвижник говорил, что, если бы мы могли со всей силой чувства, от всего сердца, всей душой сказать одну только молитву “Господи, помилуй”, — этого было бы достаточно для спасения. Но проблема заключается в том, что, как правило, мы не можем сказать этого от всего сердца, не можем сказать этого всей нашей жизнью. Поэтому, чтобы быть услышанными Богом, мы бываем многословны.

Это что же получается? Человек не просто жил и грешил, а десятилетиями это продолжалось пока не стало невмоготу.

И что? — кто-то должен по молитве вычищать чью-то грязь?

просит вас от сердца прийти к нему и все перемыть-перестирать —

и вы идете и с радостью наводите ему чистоту, он — тоже чувствует огромное облегчение.

Или — так делали уже десятки, сотни раз?

И вас — не волновало то, что эти люди — остались такими же неряхами и грязнулями и не сделали для себя выводов никаких?

За одно действие вряд ли будет целое исцеление. Болезнь человека — это слишком много, чтобы вот так она взяла и исчезла из-за одной молитвы. Однако когда человек читает молитву от чистого сердца, он уже изгоняет из своего сердца гордыню и прочий негатив, что может способствовать скорейшему исцелению. Это не значит, что Бог дает исцеление, это скорее значит, что меняется сам молящийся.

Если Вы молитесь за другого человека, тоже возможны улучшения в его самочувствии, ведь Вы со своей молитвой можете посылать позитивные вибрации. Но полностью исцелить молитва не сможет, потому что Бог с неба ничего не роняет, всего человек добивается сам своими переменами, перестройками, действиями и чувствами. Я думаю так.

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова».

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо­лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

Тру­дись по со­вес­ти, мо­лись Бо­гу и про­си тер­пе­ния. Скор­би – доб­рый знак, по­ка­зы­ва­ют, что на тес­ном пу­ти сто­им. Сми­ряй­ся боль­ше и се­бя уко­ряй.

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

Духовные беседы с паломниками

О церковной же молитве знайте, что она выше домаш­ней вашей молитвы, ибо оная возносится от целого собора людей, в числе коих, может, много есть чистейших молитв, от смиренных сердец к Богу приносимых, кои Он приемлет, яко кадило благовонное, с коими и ваши, хотя немощные и ничтожные, приемлются (преп. Макарий).

. Особенно в церковь надобно ходить в мирном духе, ибо и молитва не приемлется, аще имамы на кого что или кто от нас оскорблен (преп. Макарий).

Важна молитва церковная, лучшие мысли и чувства приходят именно в церкви, правда, и враг в церкви силь­нее нападает, но крестным знамением и молитвой Иисусовой отгоняйте его. Хорошо встать в церкви в какой-нибудь тем­ный уголок и молиться Боженьке. «Горе имеем сердца!» — возглашает священник, а ум наш часто стелется по земле, думая о непотребном. Боритесь с этим (преп. Варсонофий).

Во время пения «Честнейшей» стоял, наклонив голову почти к земле. Когда окончи­лось пение, батюшка строго сказал г-же Н.: «Отчего ты не клала поклонов, а стояла так?» Она ответила: «В миру я всегда кладу шесть поклонов, когда поют «Честнейшую Херувим», а тут опасаюсь — никто не кладет». Батюшка опять строго сказал: «Чтобы вы с дочерью всегда клали поклоны! Какое вам дело, что никто не кладет? Вы знаете, один видел, как во время пения «Честнейшей» Сама Цари­ца Небесная явилась и подходила к Своей иконе. Вы всегда кладите» (преп. Амвросий).

Казалось бы, нам в молитве довольно один раз ска­зать: «Господи, помилуй», а мы говорим и три, и двенадцать, и сорок раз. Это за тех страдальцев, которые даже не могут вымолвить: «Господи, помилуй». Вот Церковь за них и молится (преп. Нектарий).

. Когда творишь молитву. имела бы крайнее сми­рение и память своих грехов, моля о помиловании, и как можно бы остерегалась увлекаться в мнении о себе и ис­кать чего высокого. Прелесть весьма близка (преп. Макарий).

Ты ищешь жару в молитве — по безумию, ежели и подумаешь, что получила оную, то будь уверена, что это прелесть. Ты исправь жизнь свою, будь смиренна, молись смиренно, Бог приемлет молитвы смиренных. А когда ты сама будешь давать цену своей молитве, то это уже пре­лесть. При такой неисправности молись о том, да даст тебе Господь исправить жизнь свою и видеть свои грехи, не осуждать никого. (преп. Макарий).

Описанным тобою немощам душевным и телесным подвергся ты потому, что по неопытности употреблял не тот образ молитвы, возносясь умом к Престолу Святой Троицы и созерцая непостижимое Божество, по человеческому представлению во образе и подобиях, отчего, по слову свя­того Григория Синаита и святого Симеона Нового Богосло­ва, неопытные впадают в прелесть. Образ молитвы с ви­дением и возношением ума на небо могут употреблять только бесстрастные, долгим временем и подвигом, паче же смирением и помощью Божиею, очистившие себя от примеси страстей, а для новоначальных и немощных это весьма опасно и доводит до прелести вражией, при кото­рой подвергаются неподобным немощам и увлечениям, как объясняет это святой Апостол: «понеже не восхотеша имети Бога в разуме, сего ради предаде их Бог в неис­кусен ум творити неподобная. » (Ср.: Рим. 1, 28) (преп. Амвросий).

Видишь, в какую высоту ты доспела, — когда стоишь на молитве или станешь мысленно молиться, то ничего не помнишь земного. Ты думаешь, это истинная молитва? Но, напротив, истинная прелесть, приводящая тебя в высокоумие, и паки на мнимые небеса тебя вознесут, а я советую смиренно молиться, видеть свои грехи и отнюдь не думать, что ты достигла такой непарительной молитвы. Явно враг уступает и не борет тебя, чтобы обольстить высокоумием, и слезы твои неправильные. «Кто не помышляет себя быти грешна, того молитва несть благоприятна пред Богом», — пишет святой Исаак (Слово 55) (преп. Макарий).

В письме. пишешь что-то о высоком, о внутреннем поучении, об умной молитве, что молитва у тебя сама собою действует и вовремя! Что-то это не похоже на настоящее делание, и предвещает более опасность, нежели успех духовный. Духовная наша мера с тобою еще очень мала: ретишься к высокому и пишешь мне о высоком, а о низ­ком умалчиваешь, говоря только как бы мимоходом, что с тобою случаются иногда скорби, а какие не объясняешь (преп. Амвросий).

Вы смущаетесь, что во время молитвы не можете со­брать своих мыслей, но рассеиваетесь: молиться без раз­влечения — есть дело совершенных, но мы, немощные и находящиеся в борьбе (со страстями), должны собирать скитающиеся мысли наши и смиряться при нахождении помыслов, и отнюдь не смущаться, ибо смущение подает врагу силу больше на нас вооружаться, а смирение прого­няет его. А если бы всегда имели молитву чистую, без развлечения, то опять не избежали бы тщеславных и гордых помыслов, от врага наносимых. Помните, что Бог прием­лет молитву смиренных (преп. Макарий).

Рассеиваешься иногда при молитве Иисусовой. Трудно, чтобы никогда не рассеиваться. Это свойственно только совершенным, а мы с тобой люди грешные. На языке, го­воришь, молитва, а на уме Бог весть что, и потому думаешь, не оставить ли в таком случае молитву. Нет, не оставляй. Лучше сухим хлебом питаться, нежели оставаться совсем без хлеба (преп. Иосиф).

Еще пишешь, что во время молитвы некоторые слова особенно трогают, и ты повторяешь эти слова по нескольку раз и затем молишься своими молитвами или словами. Такой способ моления не отрицается, а, напротив, Затворник епископ Феофан поощряет к такой молитве. Или так толь­ко плачешь, ничего не читая. Все-таки должно плакать хоть с мыслью, что безмерно прогневала грехами Господа и боишься страшного наказания (преп. Иосиф).

Во втором своем письме ты описала свою слезную мо­литву. По замечанию опытных в жизни духовной людей, если во время такой молитвы человек ощущает тишину и мир помыслов, то это состояние есть дар благодати Божией, и если в это время поклоны мешают, то можно их оставлять. Но должно при этом помнить, что это дар Бо­жий, а не плод твоих трудов и усилий. Уже по тому мо­жешь о сем заключить, что, когда перешло это состояние, тогда ты уже никакими усилиями не могла возвратить его. А потому, при подобных случаях, более и более нисходи во глубину смирения, считая себя недостойною такого дара небесного ради бесчисленных грехов своих, содержа в уме сие: «Всех превосхожду грехом, кого научу покаянию? Аще воздохну, яко мытарь непщую (думаю) отягчити небеса. Аще слезю якоже блудница, оскверняю слезами землю. Но даждь ми оставление грехов, Боже, и помилуй мя>> (Октоих, 2 глас, стихира во вторник на утрени на стиховне). При этом еще помни, что кому дано много, с того и много взыщется. А потому взывай ко Господу от сердца, да не послужит тебе дар сей во осуждение на Страшном Суде Его (преп. Иосиф).

. Холодность твоя в молитве да покрывается и заменя­ется смирением, вместо смущения о том, что нет у тебя теплоты и слез в молитве, слезы же легкомысленных людей паче надымают; ты теперь, не имея слез, невольно сознаешь свою нищету, а при оных мечтала бы и о богатстве духовных дарований, я не приписываю тебе хвалы за холодность, но небезопасно полагаться и на слезы, по слову святого Лествичника: «не верь тем слезам, кои текут прежде очищения твоего»; ежели бы истинно смирилась, то и слезы могли бы явиться, как и в блаженствах сказано: после нищеты духов­ной плач (Мф. 5, 3—4) (преп. Макарий).

Молитва бывает. во-первых — устная, во-вторых — внутренняя, сердечная, в-третьих — духовная. Внутреннюю сердечную молитву имеют весьма немногие, а имеющие духовную молитву встречаются еще реже. Духовная мо­литва несравненно выше внутренней, сердечной. Имею­щие ее начинают познавать тайны природы, они смотрят все со внутренней стороны, на смысл вещей, а не внешнюю их сторону. Они постоянно бывают охвачены высоким ду­ховным восторгом, умилением, от которых их глаза часто источают слезы. Их восторг для нас непонятен. Доступный нам восторг самых великих художников в сравнении с их духовным восторгом есть ничто, ибо он душевен. А пре­подобный Исаак Сирский говорит еще о четвертом роде молитвы, молитвы, выходящей за пределы нашего созна­ния. Что это за молитва, я не знаю. Быть может, ее и имел только один Исаак Сирский. (преп. Варсонофий).

Состояние до получения внутренней молитвы. хаоти­ческое, ужасно тяжелое. Игра на скрипке, если кто умеет играть, очень приятна, но при учении игре на скрипке — убийственные звуки. Так и это состояние есть как бы настраивание инструмента, начальные гаммы. Инструмент есть, рояль раскрыт, готов, перед нами ряд белых клавишей, игрока нет. Кто же этот игрок? — Бог. Нам должно подвизаться, а Господь по обещанию Своему: «Приидем к нему и обитель у него сотворим» (Ср.: Ин. 14, 23), придет к нам, и наш инструмент заиграет. Про эту музыку часто говорится в псалмах: «Крепость моя и пение мое Господь. » (Пс.117, 14). «Пою и воспою Господеви. » (Пс.26, 6). «Пою Богу моему дондеже есмь. » (Пс. 145, 2). Это пение неизглаголанно. Чтобы его получить и идут в монастырь и получают, но один через 10, третий через 15, а четвертый через 40 лет (преп. Варсонофий).

Пишешь, что, потеряв молитву сердечную, ты осталась точно обезоружена. Я тебе уже писал, что во всех твоих искушениях и во всех необыкновенных действиях, бываю­щих с тобою, ты не должна оставлять молитвы. Не мо­жешь молиться сердечною молитвою, молись умом или ус­тами: как бы ни молиться, не оставляй только молитвы. При пострижении говорится постригаемому, что он должен всегда имя Господа Иисуса во уме, в сердце, в мысли и во устех своих имети. Заметь, не только в сердце, но и в уме, в мыслях и в устах. А в тебе заметна неуместная настой­чивость на своем, чтобы непременно была у тебя сердечная молитва, и когда ее нет, то и вовсе остаешься без молитвы. Пишешь, что когда с трудом старалась найти место сердеч­ное, то стало тебя бороть осуждение ближних. Это и по­казывает, что молитва твоя еще неправильная, потому что плод истинной молитвы — смирение и любовь к ближне­му (преп. Амвросий).

Касательно умной и сердечной молитвы, к которой ты так расположена, скажу, что враг наш душевный не восстает так ни против какой добродетели, как против молит­вы, в особенности умной и сердечной, всеми способами подвизает человека на гнев и на немирствие против дру­гих, которые по своему неразумию, а вместе, по наущению вражию, мешают нам проходить внимательную жизнь. Блаженный Илия Екдик пишет: «егда помолишься, якоже подобает, ожидай онех, яко не подобает», т. е. гневного возмущения (Добротолюбие, ч.4) (преп. Амвросий).

Описываешь в своем письме, как помысл понуждал тебя молиться, чтобы Господь ввел ум твой в сердце. Но ни у кого из святых отцов не видим, чтобы кто-либо из них молился подобною молитвою. Полезнее молиться со сми­рением так: «Господи! якоже веси помилуй мя! Имиже веси судьбами устрой о мне полезное!» Нам заповедано Господом молиться: «Отче наш! да будет воля Твоя». Но нигде не сказано, чтобы можно было молиться так: «да будет воля наша!» А у тебя во всем, даже в молитве, проглядывает, что хочешь непременно, чтобы было по-твоему, или по вну­шению вражию (преп. Амвросий).

Во время молитвы неполезно стремиться к высоким чувствованиям. Надо только в смысл вникать произно­симых слов, внимательно молиться, и тогда, со временем, Господь даст и озарение духовное, и умиление сердечное (преп. Никон).

Утешение твое молитвенное не новость: я тебе не раз, а, может быть, сто раз твердил: потрудись, потерпи, а там Сам Бог утешит. Нет, М. пусти домой, да в С, да в Иеруса­лим. А я говорю: подержи молитву, не только Рим и Иеру­салим, а Сам Распятый за нас придет с Пречистою Ма­терию. Вот тебе объяснение: Господь привлекает к Себе строптивых и малодушных — именно таким образом. А то они тотчас возропщут и на Бога, и на отца своего, и на всех ближних, что они погибли. А теперь ты сама видишь, что не всуе трудилась и я тебя не обманывал. Это первая часть. А вторая последует после. Это утешение уверило тебя, что есть Бог и есть награда, затем оно отойдет от тебя, и Господь будет глядеть на тебя, что ты верная раба Его или лукавая, сластолюбивая, купленная раба, которая любит Господа только тогда, когда Он ее утешает. Вот ты тогда и покажи искреннюю любовь неподкупной невесты Его. Но это опять пройдет. И опять блеснет луч утешения. И так-то обучает Господь возлюбленных Своих. Но горе тебе, если ты вознесешься как богачка, сущи нищая. (преп. Анатолий).

Вы, вкусивши по милосердию Божию сладость и уте­шение от молитвы, теперь не обретая сего в себе, смущае­тесь, унываете, считаете себя виновницею сей потери, и ваше нерадение — это истинная правда. Но я нахожу здесь и Промысл Божий, отъявший от вас сие утешение, не по­бедивши страстей и не очистивши сердца своего, можно ли сохранить это богатство без вреда! И не дастся вам оно к пользе вашей, дабы не впали в прелесть (преп. Лев).

Видео (кликните для воспроизведения).

А что вы чувствовали во время моления, по вашему мнению, противоположность в чувствах, то сие вы чувство­вали потому, что, когда делали поклонения, тело было в движении, и в теле ощущали скоктания и брань, потому что ум мало спомоществовал, равно и ду­шевные. от слабости мало спомоществовали. А когда вы одним умом внимали и душевно. в молитву вперяли, то вам Всемилостивый Господь пречувствительно спомоще­ствовал (преп. Лев).

Молитва от всего сердца
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here