Молитва перед омовением рук

Самое детальное описание: молитва перед омовением рук специально для посетителей нашего ресурса.

При омовении каждой части тела желательно читать шахаду в следующей форме:

أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

«Ашhаду алля иляhа илляллаhу вахдаhу ля шарика ляhу, ва ашhаду анна Мухаммадан ‘абдуhу ва расулюhу».
Кроме того, при омовении читают и специальные молитвы (шахаду читают при первом умывании органов, омывая во второй и третий раз – читают приведенные ниже молитвы).

Умывая кисти рук в самом начале омовения, после «Исти‘азы» и «Басмалы» читают:

اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذي جَعَلَ الْماءَ طَهُورًا

«Аль-хамду лилляhи-ллязи джа‘аляль-маа таhура» (Хвала Аллаху, который сделал воду очищающей).
Умывая лицо, читают:

اَللّهُمَّ بَيِّضْ وَجْهي بِنُورِكَ يَوْمَ تَبْيَضُّ وُجُوهُ أَوْلِيائِكَ وَلا تُسَوِّدْ وَجْهي بِظُلُماتِكَ يَوْمَ تَسْوَدُّ وُجُوهُ أَعْدائِكَ

«Аллаhумма баййиз ваджhи бинурика явма табъяззу вуджуhу авлияика ва ля тусаввид ваджhи бизулюматика явма тасвадду вуджуhу а‘даика».
(О Аллах! Освети мое лицо Твоим нуром в тот день, когда осветятся лица Твоих любимцев, и не очерняй мое лицо Твоим мраком в тот день, когда очернятся лица Твоих врагов).
Умывая правую руку, читают:

اَللّهُمَّ أَعْطِني كِتابي بِيَميني وَحاسِبْني حِسابًا يَسيرًا

«Аллаhумма а‘тини китаби биямини ва хасибни хисабан ясира».
(О Аллах, предложи мне мои записи земных деяний в День Суда с правой стороны и отчитывай меня отчетом легким).

Умывая левую руку, читают:

اَللّهُمَّ لا تُعْطِني كِتابي بِشِمالي وَلا مِنْ وَراءِ ظَهْري

«Аллаhумма ля ту‘тини китаби бишимали ва ля мин вараи заhри».
(О Аллах, не предлагай мне мои записи слева и сзади).

Совершая протирание головы (масху), читают:

اَللّهُمَّ حَرِّمْ شَعْري وَبَشَري عَلَى النّارِ

«Аллаhумма харрим ша‘ри ва башари ‘аля-ннар».
(О Аллах, сделай запретными для огня Ада мои волосы и кожу).

При мытье каждой из ног читают:

اَللّهُمَّ ثَبِّتْ قَدَمَيَّ عَلَى الصِّراطِ يَوْمَ تَزِلُّ فيهِ الْأَقْدامُ

«Аллаhумма саббит кадамайя ‘аля-ссырати явма тазиллю фиhиль-акдам».
(О Аллах, укрепи ноги мои на мосту Сират в тот день, когда они будут скользить).

После завершения частичного (а также и полного) омовения, вытянув руки вперед и направив взор в небо, читают следующую молитву:

أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ اَللّهُمَّ اجْعَلْني مِنَ التَّوّابينَ وَاجْعَلْني مِنَ الْمُتَطَهِّرينَ وَاجْعَلْني مِنْ عِبادِكَ الصّالِحينَ سُبْحانَكَ اللّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاّ أَنْتَ أَسْتَغْفِرُكَ وَأَتُوبُ إِلَيْكَ وَصَلَّى اللهُ عَلى سَيِّدِنا مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِه وَصَحْبِه وَسَلَّمْ

«Ашhаду алля иляhа илляллаh вахдаhу ля шарика ляh, ва ашhаду анна Мухаммадан ‘абдуhу ва расулюh. Аллаhумма-дж‘альни мина-ттаввабина вадж‘альни миналь-мутатаhhирина, вадж‘альни мин ‘ибадика-с-салихина, субханакаллаhумма ва бихамдика, ашhаду алля иляhа илля анта, астагфирука ва атубу иляйка, ва салляллаhу ‘аля саййидина Мухаммадив-ва ‘аля алиhи ва сахбиhи ва саллям».
(Я свидетельствую языком, признаю и верю сердцем, что нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха Единственного, у Которого нет сотоварища, и я еще раз свидетельствую, признаю и верю сердцем, что, воистину, Мухаммад — Его раб и Посланник.
О Аллах, сделай меня из кающихся в грехах своих, и сделай меня из соблюдающих чистоту, и сделай меня из благочестивых слуг Твоих, которые хорошо служат Тебе. Ты пречист от всех недостатков, хвала Тебе. Я свидетельствую, что нет ничего достойного поклонения кроме Тебя. Прошу у Тебя прощения и каюсь перед Тобой. И благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду, его роду и сподвижникам, мир им и благополучие).

Из книги «Намаз — опора религии»

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Всевышний Аллах в священном Коране сказал:

يأيّها الّذين آمنوا إذا قمتم إلى الصّلاة فاغسلوا وجوهكم و أيديكم إلى المرافق و امسحوا برءوسكم و أرجلكم إلى الكعبين

Смысл: «О вы, которые уверовали, когда вы захотите встать на намаз, будучи без омовения, мойте ваши лица и руки до локтей (включительно), протрите ваши головы (т. е. часть) и мойте ваши ноги до щиколоток (включительно)».

Знайте, что частичное омовение тела (вузуъ) также имеет определенные условия (шуруты) и включает в себя обязательные (арканы) и желательные (сунны) действия. Обязательные пункты – это те, без соблюдения которых омовение является недействительным. Рекомендуемые – те, при невыполнении которых омовение является действительным, но за соблюдение этих действий дается вознаграждение. Далее мы расскажем об условиях омовения, о способе его выполнения, перечисляя арканы и сунны.

Условиями частичного омовения тела являются:

1. Наличие чистой и пригодной для омовения природной воды.

2. Вода должна обтекать все моющиеся части тела.

3. Отсутствие на моющихся частях тела нечистот и таких веществ, которые могут изменить цвет, вкус, запах чистой воды.

4. Отсутствие на моющихся частях тела какого-либо изолятора (например, лака, клея, краски и т. п.), препятствующего соприкосновению воды с тем или иным омываемым участком тела.

5. Необходимо осознавать обязательность данного омовения.

6. Необходимо знать, какие действия омовения являются обязательными составными частями (арканами), а какие желательными (суннами).

Помимо того, больные, которые страдают недержанием мочи, газов, кала, в том числе и женщины, находящиеся в состоянии истихазы (Истихаза – кровотечение из матки женщины при болезни), совершая частичное омовение тела, должны соблюдать еще и следующие условия:

1. Ждать наступления времени совершения намаза.

2. Подмываться.

3. Сразу после подмывания мужчинам необходимо закрыть отверстие полового члена ватным тампоном. Вата впитает в себя капли выделений и не даст им просочиться наружу. Или же необходимо, обертывать половой член чем-либо не пропускающим влагу наружу, если выделения обильные. Женщине следует вставить во влагалище ватный тампон, если она не соблюдает пост. Если же постится, то следует просто закрыть половой орган чем-либо, не пропускающим выделения наружу.

4. Сразу же после этого следует быстро совершить омовение.

5. После омовения необходимо сразу совершить намаз.

Состояние человека, который находится в таких обстоятельствах, называется «постоянным малым хадасом». Таким же образом для каждого обязательного намаза он должен обновлять омовение. Не следует забывать и о том, что одежда, включая нижнее белье, должна быть чистой.

Порядок совершения частичного омовения

1. Омовение начинается с мытья кистей рук. Bo время их мытья рекомендуется произнести: «А‘узу билляhи мина-щщайтани-рраджим» и «Бисмилляhи-ррахмани-ррахим» и вымыть руки, включая запястья, три раза.

2. Затем рекомендуется прополоскать рот и нос три раза, поднося воду правой рукой. Вначале воду берут в рот, а затем оставшуюся часть – в нос. Высморкаться желательно левой рукой, повторить три раза.

3. Необходимо иметь соответствующее намерение для обязательного омовения. Когда вода касается вашего лица, сделайте намерение сердцем: «Я намереваюсь выполнить обязанности омовения (или вузуъ) ради Аллаха». Однако произнести вначале намерение языком является желательным (сунной).

При мытье лица, как и других омываемых частей тела, нет обязательных молитв, которые необходимо читать, поэтому для начала можно произносить «Шахаду»

(«ШАХАДА» – формула принятия и свидетельствования Единобожия.

أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ

«Ашhаду алля иляhа илляллаh, ва ашhаду анна Мухаммада-ррасулюллаh».

(Я свидетельствую языком, признаю и верю сердцем, что нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха, и еще раз свидетельствую, признаю и верю сердцем, что Мухаммад – Посланник Аллаха (мир ему и благословение)).

В последующем желательно выучить дополнительные специальные молитвы.

4. Далее, обязательной составной частью омовения является мытье лица (кожи и волос) полностью: от корней волос на голове до подбородка включительно, от одной ушной раковины до другой. Густую бороду достаточно мыть поверхностно (не до корней). Лицо также рекомендуется мыть три раза.

5. После этого обязательно один раз, но рекомендуется три раза помыть руки, включая локти. Сначала моем правую руку, а затем левую.

6. Затем обязательно один раз протереть часть головы смоченной в воде рукой, но желательно протереть три раза и полностью.

7. Рекомендуется также три раза протирать ушные раковины, как с внутренней, так и с внешней стороны.

8. Обязательно мыть ноги, включая щиколотки. При этом вода должна проходить между пальцами ног. Для этого мизинцем левой руки с нижней стороны проводят между пальцами ног справа налево. Затем точно так же левой же рукой моют левую ногу. Рекомендуется же мыть их три раза, начиная с правой ноги.

На этом омовение завершается.

Из описанных выше действий частичного омовения тела, обязательными являются шесть:

1. Намерение. Оно обязательно должно быть выражено сердцем одновременно с мытьем лица, но желательно его произнести и вслух. Также необходимо осознавать обязательность данного омовения. Если вы начали мыть лицо до того, как сделали намерение, то обязательно необходимо повторить мытье вместе с намерением.

2. Полное мытье лица, от корней волос до подбородка, от одной ушной раковины до другой, включая волосы, растущие на лице: брови, ресницы, усы, волосы на висках и те, которые растут на лбу. Если у мужчины густая борода (сквозь которую не видна кожа), ее достаточно помыть поверхностно.

3. Мытье рук от кончиков пальцев до локтей включительно.

4. Протирание части головы – кожи или волос при условии, что протираемые волосы были непосредственно на границе головы.

5. Мытье ног, включая щиколотки.

6. Выполнение этих обязательных пунктов омовения строго в названной последовательности.

Частичное омовение тела нарушают следующие обстоятельства:

1. Выделения из переднего или заднего прохода, будь то обычные выделения (моча, кал и воздух) или необычные (камни, глисты, мазью и вадью), кроме спермы (которая не нарушает частичного омовения тела). В этом случае необходимо совершить полное омовение тела.

2. Прикосновение к коже человека противоположного пола старше 6-7 лет без изолятора, за исключением близких родственников (махрам), с которыми согласно Шариату нельзя вступать в брак (мать, отец, родная сестра, брат, мать жены или молочная сестра). Прикасаться преднамеренно к коже чужой женщины (аджнабийя), кроме жены, – грех, и нет разницы между молодой женщиной или пожилой, которая не вызывает возбуждения. При прикосновении к маленькой девочке до шести, семи лет, которая не вызывает возбуждения у нормального мужчины, омовение не нарушается. Омовение не нарушается при прикосновении к зубам, ногтям или волосам чужой женщины, хотя это является грехом, если совершено преднамеренно. Омовение не нарушается при прикосновении к коже посторонней женщины через изолятор (например, перчатки).

3. Потеря рассудка, сознания и наступление сна. Кто потерял сознание, рассудок, был в состоянии сильного опьянения или заснул, его омовение нарушается. Исключение – если человек спал, прижавшись к сидению так плотно, что невозможен был выход кишечных газов. Дремота не нарушает омовение. Дремота – это состояние, при котором человек слышит речь окружающих, но не понимает ее хорошо.

4. Непосредственное прикосновение ладонью к человеческим половым органам или кольцу анального прохода, своим или чужим, независимо от возраста и пола. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Кто прикоснулся к своему половому органу, пусть совершит омовение перед тем, как совершить намаз».

Ладонь – это сторона кисти, которая не будет видна, если соединить внутреннюю сторону кистей рук, расставив при этом пальцы. Прикосновение к ягодицам и к нечеловеческим половым органам не нарушает омовения. Также не нарушает омовения прикосновение к половым органам тыльной стороной руки или прикосновение через изолятор.

Состояние человека, который находится в одном из названных обстоятельств, называется «малым хадасом».

Запрещается при нарушении частичного омовения тела совершать намаз, таваф (хождение вокруг Каабы), прикасаться к Корану (но можно читать, не дотрагиваясь до него) и носить его.

Желательными действиями при выполнении частичного омовения тела являются:

2. произнести: «Исти‘азу», «Шахаду» и затем «Басмалу» перед началом омовения;

3. вымыть руки до того, как опустить их в сосуд с водой, которая будет использована для омовения (даже если руки чистые);

4. чистить зубы сиваком (веточки и корни дерева арак);

5. прополоскать рот и нос и высморкаться. Их полоскание лучше выполнять одновременно, тремя пригоршнями воды, усердно, если не соблюдаете пост;

6. мыть лицо за его границами;

7. мыть руки и ноги выше обязательных границ (т. е. руки до плеч, а ноги до колен);

8. протирать полностью волосы на голове. Для этого желательно приложить большие пальцы к вискам, а указательные ко лбу, и протереть ими волосы до затылка и обратно.

9. протирать уши изнутри и снаружи. Это выполняется следующим образом: указательные пальцы кладутся в ушные отверстия и проворачиваются несколько раз, большими пальцами протирается внешняя часть, т. е. задняя часть уха, после этого желательно мокрыми ладонями слегка прижать уши. Желательно протирать их три раза, каждый раз обновляя воду;

10. протирать между пальцами рук и ног;

11. промывать густую бороду до корней волос;

Видео (кликните для воспроизведения).

12. начинать с правой стороны (например, если вы моете руки, то сначала моете правую, затем левую);

13. троекратно промывать каждую моющуюся часть;

15. помыть следующий орган до того, как высохнет предыдущий;

16. не расходовать сверх меры воду;

17. выпить немного из оставшейся после омовения воды;

18. после омовения побрызгать немного воды ниже пояса;

19. после совершения омовения рекомендуется произнести «Шахаду» и специальную мольбу.

Омовение того, кто не выполняет сунны, ограничиваясь обязательными действиями, принимается, но он упускает много вознаграждений. Также желательно, чтобы намерение сохранилось до завершения омовения.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто совершил омовение, как было велено, и выполнил намаз, как было велено, ему прощаются совершенные (во время между двумя намазами) малые грехи».

Нежелательными действиями (караха) при совершении омовения являются:

1. омовение частей тела более или менее трех раз;

2. мытье в начале левых частей тела, а затем правых (например, вначале мыть левую руку, а потом правую);

3. встряхивание воды с частей тела;

4. вытирание омытых частей тела полотенцем без необходимости;

5. чтобы воду при омовении наливал другой человек, если в этом нет необходимости;

6. совершение омовения водой, сильно нагретой на солнце в медной посуде (в жарких странах);

7. ведение посторонних разговоров при омовении;

8. совершение омовения в грязном месте (например, в туалете), где на тело и одежду могут попасть грязные брызги;

9. глубокое полоскание рта и носа во время соблюдения поста, при котором вода может попасть вовнутрь;

10. для человека, соблюдающего пост, нежелательно пользоваться сиваком после полуденного намаза;

11. расходование воды сверх меры (т. е. более или менее 1 литра для частичного омовения).

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Существует обязанность совершать омовение рук («нетилат ядаим») перед тем, как есть хлеб. Это одно из семи постановлений мудрецов и оно было вынесено во время правления Шломо и его раввинского суда.

Всякая заповедь имеет свой тайный смысл, который соответствует духовному служению человека. В хасидизме объясняется, что омовение рук символизирует привлечение разума («мохин») в чувства («мидот»). Давайте рассмотрим это более подробно:

Руки человека намекают на эмоции сердца — наши нравственные качества и чувства. Правая рука это свойство доброты («хесед») и любви, а левая рука — строгости («гвура») и страха, как сказано об этом в «Тикуней Зоар».

Когда человек ведет себя только по своим эмоциям, даже если речь идёт только о позитивных ощущениях, это может привести его не только к неправильному решению, но и к недостаточному подчинению Всевышнему.

Это проявляется в том, что на руках есть ногти, которые символизируют силу нечистой оболочки («клипа»). Поэтому следует подстригать ногти, когда они становятся слишком длинными. Рост ногтей называется на языке каббалы «подкармливанием внешних сил» («йеникат а-хицоним»). Силы зла, которые называются «внешними» (так как их существование служит посторонней цели и в будущем они исчезнут) высасывает силу для себя с помощью «рук», эмоций.

Теперь мы можем понять внутренний смысл указания наших мудрецов омывать руки. Вода символизирует раскрытие мудрости и разума. Вода — по природе своей холодная и таким же является наш разум. Как сказано об этом в книге «Тания» гл. 3: «Источник воды и влаги происходит от мозга, а мудрость называется водой Божественной души». С помощью омовения рук мы аннулируем возможное отрицательное воздействие эмоций, которое есть в них изначально.

Указание омывания рук относится к времени перед началом трапезы, так как потребности человека и его деятельность в нашем мире находят отражение в еде. Во время еды больше всего заметна возможность человека подняться или же опуститься. Еда может быть во имя небес, тогда съеденная пища поднимается в область святости, а может быть и наоборот, когда пища снижает духовный уровень человека. С помощью омовения рук перед едой происходит очищение эмоций и исправление свойств характера человека.

Почему же тогда это только заповедь мудрецов, а не постановление Торы? Дело в том, что когда наши мудрецы обратили внимание на распространение зла по всей земле и усиление подкармливания внешних сил, они вынесли постановление о необходимости омывать руки перед едой, чтобы с помощью этого привлечь и раскрыть Божественную мудрость, а также нейтрализовать силы зла.

По букве закона во время омовения рук нужно обращать внимание на четыре вещи. И этому тоже есть глубокое объяснение:

1) Вода должна быть годной для омывания. Если с ней производились какие-то действия или ее внешний вид изменился, то такая вода не пригодна.

Очищение происходит именно с помощью воды, так как вода не имеет цвета. Она символизирует Божественный свет, у которого нет никаких ограничений. Поэтому при изменении цвета воды она перестает быть пригодной для омовения.

2) Количество воды должно быть не меньше «одной четверти» («ревиит» — 87 см³).

Во время очищения от прикосновения к мертвому телу, количество воды должно быть по Торе объемом 40 сэа. Здесь же речь идёт об очищении по указанию мудрецов, поэтому достаточно «четверти» воды. Это намекает на то, что кроме трех основных аспекта — мысли, речи и действия — есть также и четвертый — желание выше разума, полное самоустранение.

3) Омывать руки следует с помощью сосуда.

Как мы уже говорили, не имеющая цвета вода символизирует бесконечный свет Всевышнего. Но для того, чтобы это свет оказал свое влияние на людей в материальном мире, он должен облечься в сосуды, которые ограничивают его и дают нам возможность использовать этот свет.

4) Омывание рук должно происходить с помощью сил человека, а не каким-либо механизмом.

Человек является общим творением и он включает в себя основные аспекты всех миров. Поэтому когда человек совершает омовение рук, это даёт возможность одержать победу в духовной войне, очистить искры святости в мире и превратить зло в добро. С помощью действий человека здесь, в нашем мире, произойдет также победа сил святости в высших, духовных мирах.

Источники: трактат «Брахот» 53б. «Шулхан Арух» Алтер Ребе п. 158. Эссе Ребе РАЯЦа 5686 г., стр. 221. Эссе Ребе ШЛИТА Короля Мошиаха на гл. Вайшев 5716 г. «Смысл заповедей» Цемах-Цедека об омовении рук. Эссе Ребе РАШАБа 5632 г., часть 1, стр. 152.

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם אשר קדשנו במצותיו, וצונו על נטילת ידים

Транскрипция:

Борух ато Адей-ной Элейэйну мэлэх о-эйлом ашер кидешону бэмицвэйсов вэцивону ал нетилас йодоим.

«Благословен Ты, Превечный, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас законами Своими и заповедавший нам омовение рук».

Кицур Шулхан Арух:

Каждое утро человек оказывается как бы сотворенным заново для служения Всевышнему. Поэтому прежде всего он обязан освятить себя, совершив «нетилат ядаим» (омовение кистей рук), — подобно тому, как коэны, приступая к своей работе в Храме, каждый день освящали себя, омывая руки из специального сосуда. Поскольку во время сна наша святая душа покидает тело, оно оказывается во власти духовных сил скверны. Как только мы просыпаемся, они немедленно исчезают, задерживаясь, однако, на кистях рук. И наши руки остаются ритуально нечистыми до тех пор, пока мы не омоем их надлежащим образом.

Не всякая вода пригодна для ритуального омовения рук. Не годится вода, цвет которой по какой-либо внешней причине изменился — например, если в ней растворилось какое-нибудь вещество. Однако если цвет воды изменился сам по себе (например, из-за того, что она долго стояла), а также если она мутна из-за находящихся в ней естественных примесей (например, глины), но не настолько, что собака отказывается пить ее, — она пригодна для «нетилат ядаим».

Не годится вода, которую уже использовали для каких-либо целей: например, для ополаскивания посуды, для замачивания овощей, для остужения сосуда с горячей едой и т. п. Даже вода, которую наливали в сосуд для определения его объема, уже непригодна для «нетилат ядаим».

Если человек только опустил неомытую руку в воду, предназначенную для «нетилат ядаим», вода не становится негодной. Например, если ладонью зачерпнули воду из бочки — вода в ней остается пригодной для «нетилат ядаим». Но если кто-нибудь хотя бы ополоснул в бочке мизинец, чтобы очистить его, вся вода в ней стала непригодной для «нетилат ядаим». Вода соленая, горькая и тухлая — настолько, что собака отказывается ее пить, — непригодна для «нетилат ядаим».

При совершении «нетилат ядаим» руки должны поливаться водой непременно из сосуда (а не из крана, например), и делаться это должно силой рук человека (а не автомата, например). Сосуд для омовения рук может быть из любого материала. Он должен вмещать столько воды, сколько нужно, чтобы за один раз омыть всю кисть руки до запястья. Сосуд должен быть целым, без отверстий или трещин, пропускающих воду. И, наконец, это должен быть сосуд, изначально предназначенный для жидкости. Поэтому, например, крышка кастрюли или большая полая пробка от бочки непригодны для «нетилат ядаим», хотя и вмещают в себя достаточное количество воды. Однако большая крышка от термоса, которая одновременно служит чашкой, пригодна для совершения «нетилат ядаим». Наиболее подходящим сосудом для «нетилат ядаим» является специальная кружка, вмещающая литр воды и имеющая две ручки, чтобы брать ее попеременно то правой, то левой рукой.

Утреннее омовение рук совершают следующим образом: наполняют водой кружку, держа ее в правой руке, затем берут ее левой рукой и обливают кисть правой руки; затем — правой рукой обливают кисть левой; далее снова берут кружку левой рукой, обливают кисть правой и, взяв кружку правой рукой, обливают кисть левой. Всю процедуру повторяют еще один, третий, раз. Согласно Каббале, только такой способ утреннего омовения рук очистит кисти рук от ритуальной нечистоты после сна.

После этого руки вытирают и произносят благословение, держа ладони на уровне лица. Руки при этом не должны касаться друг друга.

Рекомендуется брать кружку через полотенце, чтобы не прикоснуться к каплям воды на ее поверхности ритуально нечистой рукой. При таком прикосновении эта вода оскверняется и, попав затем на вымытую руку, оскверняет и ее. В результате цель «нетилат ядаим» не будет достигнута.

Вода, которой совершили утреннее омовение рук, восприняв ритуальную нечистоту, сама становится ритуально нечистой — до такой степени, что, находясь вблизи сосуда с этой водой, не следует произносить благословения или цитаты из Торы, в которых упоминается имя Всевышнего. Поэтому утреннее омовение рук следует совершать над миской, специально предназначенной для этого. Миска эта считается сосудом грязным, наподобие ведра для помоев. Воду же, которой совершили утреннее омовение рук, надо как можно скорее вылить, а миску — сполоснуть. Запрещается выливать эту воду на землю в месте, где ходят люди.

Перед совершением «нетилат ядаим» надо проверить, сухи и чисты ли руки, иначе «нетилат ядаим» не будет считаться действительным. Наличие на руке засохших чернил или краски является препятствием для совершения «нетилат ядаим», так как это место на руке остается неомытым. Однако если на руке есть только пятно от чернил или краски, оно не препятствует доступу воды к коже руки.

Красильщик, руки которого постоянно испачканы краской, переписчик, руки которого в чернилах, резник или мясник, руки которых в крови, продавец масла, руки которого постоянно испачканы им, могут совершать «нетилат ядаим», не очистив рук, — при условии, что большинство пальцев чисты. Краска на ногтях у женщины не является препятствием для совершения «нетилат ядаим».

Перед совершением «нетилат ядаим» следует удалить грязь из-под той части ногтей, которая выдается вперед над кожей пальцев. Однако тесто необходимо удалить и из-под той части ногтей, которая примыкает к коже. В субботу, когда нельзя полировать ногти, грязь из-под них удаляют, отжимая вниз кожу на кончиках пальцев. Ноготь, отрезанный не до конца, мешает «нетилат ядаим», и надо его срезать.

Женщина обязана снять кольца с пальцев для совершения «нетилат ядаим», мужчина — может не снимать. Исключение составляет случай, если мужчина носит перстень с драгоценным камнем, который он оберегает от воды: тогда «нетилат ядаим» считается недействительным, если он забыл его снять. Повязка на руке, которую трудно снять из-за того, что под ней находится незажившая рана, не является препятствием для совершения «нетилат ядаим». Однако в этом случае запрещено вообще мочить ее, так как если это произойдет, вода на ней станет ритуально нечистой и, стекая с нее, осквернит остальную часть руки.

Руками, не омытыми после сна, запрещается касаться рта, носа, глаз, ушей, полового органа, анального отверстия. Запрещено ими прикасаться также к еде. Поэтому очень важно предостеречь об этом людей, которые готовят пищу. Не принято неомытыми руками дотрагиваться до своей одежды, а также прикасаться к другим людям.

Согласно Каббале, человек, который, не омыв рук после сна, прошел расстояние хотя бы в четыре локтя (ок. 2 м), подвергает свою душу смертельной опасности. Поэтому все необходимое для «нетилат ядаим» нужно приготовить заблаговременно, перед сном и поместить около кровати. Принято также совершать «нетилат ядаим» до того, как спускают ноги с кровати на пол.

При неблагоприятных обстоятельствах можно омыть руки из любого сосуда любой водой и произнести положенное благословение или трижды окунуть руки в воды миквэ или в реку. В самом крайнем случае можно вытереть руки обо что-нибудь, что может очистить их, и произнести несколько измененное благословение: «Благословен. повелевший нам очищать руки» (а не «омывать»). Во всех этих случаях после этого можно молиться или учить Тору.

Если нет сосуда, подходящего для совершения «нетилат ядаим», можно омыть руки из крана — попеременно то правую, то левую. Однако каждый раз другой рукой надо открывать кран заново, чтобы вода поступала под действием силы человека. Однако во всех этих случаях позже, когда появится возможность, необходимо омыть руки надлежащим образом (произносить благословение после этого уже не нужно).

Утреннее омовение рук становится обязательным для детей, достигших возраста, в котором родители начинают приучать их к исполнению заповедей Торы. Однако всяческих похвал заслуживает мать, омывающая ручки даже грудному младенцу: это приносит ему множество духовных и физических благ.

Проснувшись ночью и вымыв руки, следует произнести благословение, а если потом снова легли и заснули, то, проснувшись и снова омыв руки, это благословение произносить уже не нужно.

Поскольку произносить имя Всевышнего разрешается только в состоянии физической чистоты, не следует произносить благословение «. повелевший нам омывать руки» сразу же после утреннего омовения рук: как правило, человек, проснувшись утром, испытывает необходимость посетить туалет. Лишь после этого, омыв руки описанным образом еще раз, мы приступаем к чтению утренних благословений.

Предписано омывать руки описанным выше образом, также выйдя из туалета, из бани, после стрижки ногтей, волос и после бритья, надев или сняв руками обувь, после интимной близости, вымыв или расчесав голову, а также прикоснувшись рукой к той части тела, которая обычно скрыта под одеждой, к выделениям из носа и ушей и после кровопускания. Выйдя из помещения, где находится покойник, или вернувшись с кладбища, также совершают «нетилат ядаим» прежде, чем войти в дом, но в этом случае руки после этого не принято вытирать.

О минимуме времени, проспав которое, обязаны совершать «нетилат ядаим», есть различные мнения у авторитетов Алахи. Поэтому следует поступать так. Проспав ночью меньше получаса, нужно совершить «нетилат ядаим» без произнесения благословения, но если проспал больше — в постели, раздевшись — делают это уже с произнесением благословения. Однако в случае, когда больше получаса проспал случайно — например, задремав за столом, — для избавления от сомнений следует коснуться своего тела под одеждой, а затем совершить «нетилат ядаим» и произнести благословение. Проспав более получаса днем, нужно тоже совершить «нетилат ядаим», но без благословения.

Комментирует рабби Нисан Миндел:

Это самое первое благословение, которое мы произносим утром, и мы читаем его после того, как мы помыли наши руки надлежащим образом.

Давайте рассмотрим смысл «благословения» вообще.

Имеются два основных вида благословений: те, которые мы произносим перед едой и питьем и те, которые следует читать перед выполнением какой-либо заповеди.

Благословение перед едой и питьем является выражением благодарности Б-гу за то, что Он дает нам все эти хорошие продукты. Если мы едим или пьем что-либо без предварительного благословения, то это то же самое, что участвовать в званом банкете без выражения благодарности хозяину за его любезность.

Что касается благословений, произносимых нами перед выполнением заповедей, как например, перед одеванием цицит и тфиллин, перед едой в Сукка и т.д., то это также выражение благодарности, но несколько в другом плане. В таком благословении мы добавляем слова «освятивший нас Своими законами и заповедавший нам. » Здесь мы благодарим Б-га за то, что нам дана привилегия служить Ему и выполнять Его заветы, ибо этой службой мы соединяемся с Б-жеством и становимся участниками Его святости и совершенства.

Мы должны сразу же упомянуть структуру благословений, которая принята во всех подобных благословений, произносимых нами перед выполнением какой-либо заповеди. Мы начинаем во втором лице («Благословен Ты») и заканчиваем применением формы третьего лица («освятивший и т.д.»). Одной из причин такой кажущейся непоследовательности является то, что вначале мы обращаемся к Б-гу в Его присутствии, чувствуя себя очень близкими к Нему. Но Б-г, Он также «Владыка вселенной», бесконечно великий державный Король, создавший вселенную и управляющий ею со знанием и силой, которые выше нашего понятия, как если бы Он был скрыт от нас. Так что Б-г одновременно присутствует и «отсутствует», обнаруживает Себя и скрывается. Мы можем видеть кое-что из Б-жьей силы и мудрости, которые проявляются в мире вокруг нас, но существо Его природы нам неизвестно. Это выражается на нашем Святом языке в том, что мы применяем обе формы обращения: Ты (второе лицо) и который (третье лицо).

Когда мы говорим о Б-ге как о «благословенном» (ברוך), мы имеем в виду, что Б-г — это источник всех благословений, так же, как говорят, что Б-г «мудр» или «силен» или «добр» и т.д., имея при этом в виду, что Б-г источник мудрости, силы, доброты и т.д.

В этом же смысле мы понимаем, что Б-г свят, что означает, что Он возносится над этим материальным миром и выше его, хотя Он и присутствует в этом мире (нет ничего вне Его), но он также и изолирован от него. Некоторой частью этого качества святости Он наделяет и нас, дав нам свои заветы. Ибо выполнением Его воли мы соединяемся с Ним. Этим мы также возносимся над нашей материальной жизнью и одновременно привносим святость во все, что мы делаем и во весь окружающий нас мир. В этом смысл слов «освятивший нас сделал нас святыми] Своими заветами».

Поблагодарив нашего живущего и вечного Короля сразу же после пробуждения от сна за возвращение нам нашей души, мы в то же время сознаем, что мы обязаны подчиниться Его воле и выполнять Его заветы. Мытье наших рук — это и есть первое выражение нашего послушания, и это приводит нас в более тесное единение с Б-гом, которого мы можем называть теперь нашим Б-гом.

Имеются многие причины тому, что нам завещано мыть руки по утрам. Мы готовы начинать новый день служения Б-гу. Коэны (священники) в Храме обязаны были мыть руки (а также и ноги) перед началом службы. Мы, евреи, названы «царством священников и святым народом». Об этом и напоминает нам обязанность мыть наши руки.

Другой причиной этому является то, что во время нашего сна, когда наша Б-жественная душа оставляет нас, мы оказываемся во власти «нечистого» духа (вызывающего у нас иногда нечистые мысли и сны). Поэтому мы умываем наши руки от этого нечистого духа, чтобы восстановить чистоту и непорочность нашего тела и сознания.

Надлежащее мытье рук по утрам происходит следующим образом: берут кружку (стакан и т.п.) с водой в правую руку и передают ее в левую руку, обливают правую руку, затем меняют руки и поливают левую руку, потом опять правую и затем левую руку и то же самое в третий раз.

В еврейском словаре имеется обычное слово, обозначающее «мытье» (רחץ), но это слово не употребляется в тексте благословения. Вместо этого применяются слова נטילת ידים, потому что слово נטל означает также «поднимать», «возносить». Это также символизирует характер святости этого мытья рук, указывая, что мы возносим и посвящаем наши руки, как и труд наших рук, Б-гу.

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сы́й и вся́ исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны́, и очи́сти ны́ от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
Б лагослови́, Го́споди, и помоги́ мне́, гре́шному, соверши́ть начина́емое мно́ю де́ло, во сла́ву Твою́.
Г о́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Единоро́дный Безнача́льнаго Твоего́ Отца́, Ты́ бо ре́кл еси́ пречи́стыми усты́ Твои́ми, я́ко без Мене́ не мо́жете твори́ти ничесо́же. Го́споди мо́й, Го́споди, ве́рою объе́м в души́ мое́й и се́рдце Тобо́ю рече́нная, припа́даю Твое́й бла́гости: помози́ ми́, гре́шному, сие́ де́ло, мно́ю начина́емое, о Тебе́ Само́м соверши́ти, во и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, моли́твами Богоро́дицы и все́х Твои́х святы́х. Ами́нь.

Исполне́ние все́х благи́х Ты́ еси́, Христе́ мо́й, испо́лни ра́дости и весе́лия ду́шу мою́ и спаси́ мя́, я́ко еди́н Многоми́лостив, Го́споди, сла́ва Тебе́.
Д осто́йно е́сть я́ко вои́стину блажи́ти Тя́ Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя́ велича́ем.

Видео (кликните для воспроизведения).

Перевод: Полнота всех благ Ты, Христе мой, исполни радости и веселия душу мою и спаси меня, Единый Многомилостивый, Господи, слава Тебе.
Достойно есть поистине восхвалять Тебя, Богородицу, вечно блаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честью высшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, девственно Бога Слово родившую, истинную Богородицу, Тебя прославляем.

Молитва перед омовением рук
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here