Молитва перед выпеканием просфор

Самое детальное описание: молитва перед выпеканием просфор специально для посетителей нашего ресурса.

потребуется следующий инструмент

высечки для верхов (слева) и низов (справа)

1) Состав теста: на 15кг муки В/С — 6 л воды (±150 мл); 45 г прессованных дрожжей; 165 г соли.

Из этого кол-во получается примерно 500 просфор, готовые просфоры можно хранить в морозильнике в полиэтиленовом мешке.

2) Тесто поставить за 1,5 — 2 часа до начала работы, оно должно быть очень крутым.

3) Раскатываем тесто; (очень важный процесс — тесто не должно быть рыхлым, можно катать тяжелой скалкой и несколько раз) для низов толщина пласта должна быть 18-20мм, а для верхов 11-12мм; после раскатки тесто должно улежаться 10 минут накрытое, лучше клеенкой;

и давим их для придания нужной формы

5) Укладываем готовые низа на сотейник или протвень предварительно смазав его тоненьким слоем воска;

6) Нарезаем тесто на верха и давим их печатями

Чуть-чуть смачиваем с помощью пульверизатора или простого распылителя низа , уложенные на сотейник

и укладываем на них верха

8) Прокалываем просфору для выхода из нее пара

9) Ставим сотейник в растойник,

если нет растойника, то в теплую комнату; температура в растойнике должна быть 32-39 градусов и дополнительно ставят емкость с горячей водой, чтобы просфоры не пересыхали; примерно 40-60мин, пока тесто не станет мягким,

если оно не подойдет, то во время выпечки верха будут отрываться;

10) Выпечка при Т 280°С около 10 минут пока верх просфоры не приобретет золотистый цвет;

11) Высыпаем просфоры и укрываем материей.

В промежутках между этими процессами тесто, в любом виде, должно быть укрыто от пересыхания.

Подготовка служебных просфор происходит примерно таким же образом, но есть нюансы. Во-первых свой инструмент другого размера. Во-вторых сам процесс выпечки должен происходить под постоянным наблюдением. Если верх начинает вздуваться, могут понадобиться дополнительные проколы и придавлевание. Если подгорать, то можно накрыть металлической миской и изменить температуру. И т.д. Вообще нужно подходить к процессу творчески. Каждый раз все происходит несколько иначе. Помоги Господи молитвами Спиридона и Никодима просфорников Печерских, в этом спасительном деле.

Среди работников при храмах и монастырях есть люди, чей труд, на первый взгляд, незаметен и скромен. Но их послушание – одно из самых тяжелых и физически, и духовно: руки должны трудиться, уста молчать, а ум молиться. Это просфорники – люди, занятые приготовлением литургического хлеба. Пекут его монахи или монахини, а также, с благословения священника, прихожане. Как правило, это неженатые мужчины (или женатые, которые на время выпечки просфор, как в пост, удаляются от супружеских отношений) и женщины благочестивого поведения. Нередко выпечку просфор осваивают и священники, особенно в небольших деревенских церквях.

Просфоропечение – особое церковное искусство, которому порой учатся долгое время. К тому же помещения для выпечки богослужебного хлеба есть не в каждой церкви даже в крупных городах. Так, в Витебске просфоры пекут в Свято-Георгиевской церкви и Свято-Покровском кафедральном соборе.

В соборе это делают по четвергам и пятницам для нужд женского Свято-Духова монастыря и многих храмов в городе – в честь Преображения Господня, Воскресения Христова, святого апостола Андрея Первозванного, Успения Пресвятой Богородицы, церкви в честь святого пророка Илии на территории 103-й отдельной мобильной бригады, а также для некоторых приходов в области – в Богушевске, Езерище, Лиозно, Городке.

По благословению ключаря Свято-Покровского собора иерея Андрея Понина мы смогли побывать в просфорной и познакомиться с ее тружениками – Валентиной Павловной Таран, Ольгой Владимировной Камович и дьяконом Георгием.

Уже с порога понимаем: старшая здесь – Валентина Павловна. Она распорядилась выдать нам белые халаты, разрешила наблюдать за процессом, но сразу же предупредила, что просфорники во время работы не разговаривают. Женщины и отец дьякон действительно трудятся молча, сосредоточенно, лишь изредка обмениваясь фразами по делу. Недаром говорят, что «там чудесный вкус просфор, где молитва и затвор»…

Наталья, моя коллега, молча фотографирует, мне же приходится задавать вопросы. Но что поделать – и рад бы помолчать, да профессия такая… Узнаю, что у женщин специальное образование: Валентина Павловна работала поваром, а Ольга Владимировна – кондитером. Но в просфоропечении они самоучки. «Я пришла сюда три года назад, меня одна женщина подучила, она училась этому в монастыре в Полоцке, теперь я вот обучаю Ольгу и отца Георгия», – говорит Валентина Таран. Она и ее напарница – прихожанки Покровского собора. Женщины давно ведут воцерковленный образ жизни: посещают службы, соблюдают посты, исповедуются, причащаются. Перед выпечкой просфор они всегда зажигают лампады и молятся.

Часть кухни в трапезной собора специально отведена для выпечки богослужебного хлеба. Вторая половина – для приготовления пищи. Здесь хозяйничает Наталья Антоновна Паньковская. Это необычный повар – у нее халат и косынка не белые, а розовые. А еще у этой женщины… радуга в глазах! Такое впечатление создается, когда она улыбается, а улыбается она постоянно. Наталья Антоновна готовит для монахинь, которые живут при соборе.

Пекут просфоры из заварного дрожжевого теста. «Нужно четыре ингредиента: освященная крещенская вода, мука высшего сорта с высоким процентом клейковины, чистая, без примесей, мелкая соль и дрожжи – прессованные, в килограммовых пачках, какие используют на хлебозаводах. Обычные магазинные дрожжи нам не подходят – они идут для сдобы, а нам надо, чтобы тесто спокойно подходило», – объясняет Ольга Камович.

Мука и вода в просфоре символизируют плоть человека, а дрожжи и святая вода – его душу. Верхняя и нижняя части просфоры изготовляются отдельно, но затем соединяются так, что становятся одним целым.

…Тесто подошло, и женщины принимаются за разделку. Ольга Владимировна обминает тесто, Валентина Павловна – раскатывает его скалкой и вырезает нижние части просфор. Для этого используются круглые формы разных размеров. Сразу готовят большие, служебные, просфоры, а затем малые – их продают верующим в храмах. «Кругляшки» теста протыкаются иглой, чтобы предупредить при выпечке образование пустот. Отец Георгий в это время вытирает и перекрещивает противень и аккуратно расставляет на него нижние части просфор. Затем накрывает их влажной марлей, полиэтиленовой пленкой и сухим льняным полотенцем. «Чтобы просфорки не пересыхали и чтобы им было тепленько», – отвечает на мой немой вопрос Ольга Владимировна. Укрытые таким образом противни отправляются в расстоечный шкаф – здесь «кругляшки» где-то час-полтора будут подходить.

Тут у нас появляется свободное время, и Наталья Антоновна предлагает нам позавтракать. Сразу отказываемся, но, когда видим аппетитные блинчики с грибной начинкой… Соблазн оказывается слишком велик! Блинчики женщина с радугой в глазах печет просто на славу! Кстати, в трапезной собора во время постов не готовят скоромных блюд, но все, даже неверующие среди рабочих, довольны – постная пища вкусная, сытная, полезная.

Нижние части просфор подошли. Их не узнать – такие пышненькие, как колобки! Теперь их нужно смочить теплой кипяченой водой и накрыть верхней частью – с печатью. Это, пожалуй, самый ответственный момент: верхнюю «крышечку» плотно прижимают к низу, но делают это осторожно: нужно, чтобы были отчетливо видны крест, буквы IC XC NIKA, изображение Богородицы.

«Иную просфорку можешь и пять раз перещупать, чтобы она красивая получилась», – говорит Ольга Владимировна, аккуратно расправляя «крышку» богородичной просфоры. И столько любви в этом жесте! «Да, без любви здесь нельзя работать», – словно угадывая мои мысли, продолжает она. Подходит Валентина Павловна, подправляет верх у нескольких просфор. Велит: «Так, кладите ровно, чтобы никаких изъянов не было».

Три человека в этой команде почти без слов понимают друг друга, и работа идет на удивление слаженно. Всякая хозяйка знает, что любое тесто – живое: впитывает энергетику наших рук, мыслей. А уж приготовление хлеба для литургий тем более не терпит ни суеты, ни промедления, ни злых помыслов. В просфорной должно царить мирное настроение – чтобы сохранялась благодать. «Мы же не пирожки здесь печем», – шутит отец Георгий.

Управившись с сегодняшними просфорами, О. Камович начинает готовить тесто для завтрашних – заваривает муку кипятком. «Остынет, и нужно будет добавить дрожжи, а наутро в опару кладется соль. Когда мука заваривается, тесто за счет этого получается сладким», – объясняет она. Так вот в чем, оказывается, секрет сладости просфор, хоть в них и нет ни грамма сахара!

К 12 часам дня все просфоры разделаны, и их остается только отправить в духовой шкаф. Выпекается литургический хлеб быстро – он должен лишь слегка подрумяниться. Сразу пекут служебные просфоры, потом маленькие, для прихожан. Хранят их в холодильнике.

Просфорники на ногах с шести утра, и заметно, что они устали. На кухне тяжело дышать от жары, от длительного стояния у них отекают ноги, болят руки – обминать и раскатывать заварное дрожжевое тесто очень тяжело, такое оно плотное. Но никто не жалуется. «Божьими молитвами справляемся. Сейчас у нас еще не так много работы. Много будет, когда перед Пасхой начнем печь артос. Его в Витебске, кроме нашего собора, только в Казанской церкви в мужском монастыре пекут. Где-то за две недели до светлого Христова Воскресения начнем уже готовиться, а потом будем печь целую неделю», – рассказывает старшая просфорница.

На прощание нас угостили просфорами. И это запомнится на всю жизнь! Ну где еще можно попробовать теплую, только что испеченную просфорку? Ничего вкуснее я, наверное, никогда в жизни не ела. Никакое пирожное не сравнится с хлебом, который делается для Бога и людей – с молитвой, любовью и миром в душе.

СПРАВКА:
Ново-Тихвинский женский монастырь — крупнейшая на Урале обитель, известная с конца XVIII века. Тогда на окраине Екатеринбурга при кладбищенской церкви появилась небольшая община во главе с солдатской вдовой Татьяной Костроминой. После долгих прошений и ходатайств 31 декабря 1809 года (по старому стилю) монастырь был учрежден высочайшим указом. Он назван в честь Тихвинской иконы Божьей Матери, список которой находился еще в кладбищенской общине. На праздник в честь образа в монастырь стекались верующие со всех концов Пермской губернии.
К началу XX века в обители насчитывалось более 1000 сестер, 18 мас-терских, детский приют, богадельня, женское училище. Когда в 1918 году государь Николай II с семьей был под арестом в Екатеринбурге, сестры Ново-Тихвинского монастыря передавали узникам продукты через охрану.
В 1920-х годах обитель закрыли, а ее здания передали светским учреждениям. Возрождение монастыря началось в 1994 году. Сегодня в монастыре более 150 насельниц. Здесь действуют иконописная и швейная мастерские, открыты православный приют для девочек и гимназия. Возглавляет обитель игумения Домника.

Чтобы приготовить тесто для просфор и хлебов, просфорницы встают раньше всех в монастыре, в пять часов утра. Перед послушанием они молятся преп. Спиридону и Никодиму Печерским просфорникам. Тесто для просфор делается из пшеничной муки, замешанной на воде с добавлением соли, святой воды и закваски из дрожжей. Несколько раз тесто пропускается через раскаточную машинку.

Сформированные из теста просфоры и хлеба накрывают полотняной салфеткой и клеенкой, чтобы они не пересохли. Теперь нужно внимательно следить за тем, чтобы вовремя открыть их — «перестоявшие» хлеба теряют форму и вкус.

Просфора состоит из двух частей: во образ двух естеств Господа Иисуса Христа — Божественного и человеческого. На верхней части просфоры печатью изображается крест и начальные буквы имени Христа Спасителя: IC XC и греческого слова NIKA, что означает: Иисус Христос побеждает. Существуют также печати с изображением иконы Богородицы и святых угодников Божиих.

Средняя четырехугольная часть просфоры — агнец. Агнец вырезается священнослужителем во время богослужения и в самый торжественный момент литургии таинственно прелагается в Тело Христово.

Листы, на которых пекутся просфоры, смазывают натуральным пчелиным воском. Когда просфоры стоят в печи, сладкий медовый запах смешивается с ароматом свежеиспеченного хлеба. Перед выпечкой просфоры несколько раз протыкают, чтобы
выпустить лишний воздух, иначе верхняя часть, на которой напечатано имя Господне или лик святого, может потерять форму. А ведь это маленькая икона! У искусных просфорниц просфоры получаются идеально ровными, мягкими и немного сладкими на вкус, хотя сахара в них совсем нет.

Просфора в переводе с греческого значит «приношение». Во времена раннего христианства верующие выпекали просфоры дома, чтобы затем принести в церковь как дар. Принося просфоры, прихожане просили помянуть своих живых и усопших родственников. Во время проскомидии из всех просфор вынимаются частицы, которые в конце Божественной литургии опускаются в Святую Чашу со словами: «Омый, Господи, грехи всех поминавшихся зде Кровию Твоею честною молитвами святых Твоих».
По традиции после богослужения просфоры раздаются верующим. Едят просфоры натощак.

Выпекания просфор.

(к сожалению как пекут просфоры в монастырях, я узнать поленился, т.к. сильно заболела просфорница, и необходимо было печь просфоры самому накануне Литургии, поэтому этот рецепт – комбинированный. Где-то в интернете прочитал, где-то чего сам вспомнил.

Простите меня грешнаго.)

Прежде всего, несущему это святое послушание должно помнить, что приготовляемый хлеб – должен быть чистой жертвой, Всевышнему Богу для пресуществления в Плоть и Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

Поэтому начиная этот благословенный труд необходимо оградить себя благоговением и страхом Божиим.

1) Тщательным образом вымыть своё тело. Одеться в чистую одежду (для кухни). На том месте, где будут приготовляться просфоры должно навести порядок и чистоту. Если просфоры печет женщина (как правило – благочестивая вдова)– ей должно быть в телесной чистоте.

Головной убор – обязательно. Руки вымыть – как хирург перед операцией.

Столов может понадобиться не менее двух. Также пригодятся несколько картонных ящиков, простеленных чистым полотенцем или тканью.

Если мука пожертвована из домашних запасов прихожан, а не магазинная, то её обязательно необходимо просеять на предмет моли, затвердевших комочков и мышиной деятельности.

Духовку разогреть и пока будет приготовляться тесто поставить на минимум. Противни разогреть и смазать тонким слоем воска.

2) Просфоры, как правило, пекутся заблаговременно, за несколько дней до богослужения, чтобы они успели как следует затвердеть – на свежих просфорах очень трудно совершать проскомидию.

САМОЕ ГЛАВНОЕ:

Приступать к приготовлению просфор нужно прежде всего с благословения и молитвы — зажечь лампадочку или свечку (свеча или лампада горит до тех пор пока не окончатся полностью все труды) –

трижды осенить себя крестным знамением,

Господи, Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго (или грешную)

(если свящ. – «Благословен Бог наш…»)

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе

Царю Небесный…

По Отче Наш… :

Богородице Дево…(единожды)

Затем тропарь:

Скорый в заступление и помощь, предстани благодатию силы Твоея ныне и благословив укрепи и в совершение намерения благаго дела рабов Твоих произведи, вся бо елика хощеши яко Всесильный Бог творити можеши. (поклон).

Преподобнии отцы наши Спиридоне и Никодиме, просфорницы святи хлебы чисты в дар творившие Богу и себе в благословенную жертву сотворившие помозите нам недостойным святыми вашими молитвами. Аминь.

Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго (грешную). крестимся, поклон.

Пресвятая Богородице спаси нас. крестимся, поклон.

Молитвами преподобных отец наших Спиридона и Никодима, святых просфорников печерских, Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас. крестимся, поклон.

Затем тропарь храмовому святому. В нашем случае – Св.Вмч. Димитрию Солунскому.:

Тропарь, глас 3 :

Велика обрете в бедах тя поборника вселенная, страстотерпче,/ языки побеждающа./ Якоже убо Лиеву низложил еси гордыню,/ и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора:/ тако святе Димитрие,/ Христу Богу молися,// даровати нам велию милость.

Кондак, глас 2:

Кровей твоих струями, Димитрие,/ Церковь Бог обагри,/ даруяй тебе крепость непобедимую/ и соблюдаяй град твой невредим,// того бо еси утверждение.

В течение всего времени пока приготавливаются и пекутся просфоры необходимо говорить молитву:

Видео (кликните для воспроизведения).

Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго (грешную)!

Пресвятая Богородице спаси нас!

Преподобнии отцы наши Никодиме и Спиридоне молите Бога о нас!

— Святый великомучениче Димитрие моли Бога о нас! (наш храмовый святой).

Можно молиться ещё и другим угодникам Божьим.

3) Непосредственно рецепт:

Взять шестую часть от пачки (100 грамм) нормальных дрожжей. В чашку налить 150 грамм теплой воды, в неё добавляют немного крещенской воды, и в ней размешиваются дрожжи, 1,5 — 2 чайной ложки соли.

В миску через сито выливается эта смесь, добавляется ещё где-то около 1,5 литра тёплой воды.

Кратко: дрожжи должны быть свежие, не перемороженные не старые, размешиваются обязательно именно в тёплой воде.

Сухие дрожжи — я ставлю по одной чайной ложке на 1 кг муки.

Всыпается 2,5 — 3 кг. муки. На практике – это пять – шесть пол-литровых баночек.

15 минут хорошо вымешивать до однородности.

От себя добавлю – тесто лучше делать совсем «вкрутую» — потом лучше с ним работать.

Укрыть и поставить в теплое место на 2-2,5 часа.

Увеличиться должно в два раза.

Чем более упругое тесто, тем дольше оно подымается.

Дата добавления: 2016-10-23 ; просмотров: 447 | Нарушение авторских прав

11 октября — Собор Киево-Печерских преподобных, в Ближних пещерах

15 марта — переходящая — Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов

Пре­по­доб­ные Спи­ри­дон и Ни­ко­дим, просфор­ни­ки Пе­черcкие (ХП), 30 лет ис­пол­ня­ли свое по­слу­ша­ние – пек­ли просфо­ры. Пре­по­доб­ный Спи­ри­дон при­шел в мо­на­стырь при игу­мене Пи­мене (1132–1141) уже немо­ло­дым че­ло­ве­ком. По­движ­ник со­про­вож­дал свой труд непре­стан­ной мо­лит­вой и пе­ни­ем псал­мов. Еще при жиз­ни пре­по­доб­ный Спи­ри­дон был про­слав­ля­ем от Бо­га чу­де­са­ми. Из­ве­стен слу­чай, ко­гда он по­ту­шил ман­ти­ей за­го­рев­шу­ю­ся пе­кар­ню: огонь по­гас, а ман­тия оста­лась це­лой. Свя­той Ни­ко­дим тру­дил­ся вме­сте с пре­по­доб­ным Спи­ри­до­ном и вел та­кую же стро­гую жизнь. Мо­щи их на­хо­дят­ся в Ан­то­ни­е­вой пе­ще­ре. У пре­по­доб­но­го Спи­ри­до­на паль­цы пра­вой ру­ки сло­же­ны трое­перст­но. Па­мять так­же 28 сен­тяб­ря и во 2-ю Неде­лю Ве­ли­ко­го по­ста.

Хлебы́ прино́сныя рука́ми свои́ми творя́,/ псалмопе́ние непреста́нное усты́ свои́ми/ я́ко же́ртву хвалы́ приноша́ше Го́сподеви,/ со честны́м Никоди́мом, блаже́нне Спиридо́не,// с ни́мже моли́ся Христу́ Бо́гу о душа́х на́ших

Перевод: Просфоры (от греч. προσφορά — «приношение») руками своими творя, псалмопение непрестанное устами своими, как жертву благодарности (Пс.115:8) ты приносил Господу, вместе с почитаемым Никодимом, блаженный Спиридон, с ним же молись Христу Богу о душах наших.

Да яви́ши разжже́нную твою́ ко Го́споду любо́вь,/ чу́дне Спиридо́не,/ разже́гшуюся зело́ пещь/ ма́нтиею свое́ю загражда́еши/ и да пока́жеши исто́чник вод дарова́ний ду́ха в тебе́ живу́щ,/ оде́ждею свое́ю, нося́ во́ду,/ угаша́еши пла́мень о́гненный,/ тем, я́ко име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ со блаже́нным Никоди́мом// моли́ся при́сно о нас, пою́щих тя.

Перевод: Являя пламенную твою ко Господу любовь, удивительный Спиридон, загоревшуюся печь мантией своей закрыл и показал источник воды дарований Духа в тебе находящийся, одеждой своей нося воду, ты угашаешь пламя огня, потому, как имеющий дерзновение ко Господу, с блаженным Никодимом молись всегда о нас, воспевающих тебя.

Послушание просфорниц в скиту монастыря несут три сестры. Зайдя в небольшой домик, отведенный под просфорню, как будто сразу попадаешь в иной мир. Тихо, тепло и очень чисто. В светлой комнате у божницы теплится лампада. Слышен негромкий голос – это одна из сестер читает Иисусову молитву. От пекущихся просфор исходит такое благоухание, которое невозможно сравнить ни с чем! Наверное, это оттого, что листы, на которых пекутся просфоры, смазывают натуральным пчелиным воском. При этом сладкий, медовый запах воска смешивается с тонким ароматом только что испеченного хлеба.

Для того чтобы приготовить тесто, просфорницам приходится вставать раньше других, в четыре часа утра, и ставить опару (жидкое тесто на дрожжах). Придя после ранней литургии, сестры становятся на молитву. Молятся ко Господу, Богородице и святым угодникам Божиим Спиридону и Никодиму Печерским просфорникам, испрашивая помощи в своем ответственном послушании. После молитвы с благоговением приступают к выпечке просфор – того святого хлеба, без которого невозможно совершить самого величайшего христианского таинства, святой Евхаристии.

Тесто для просфор делают из лучшей пшеничной муки, замешанной на чистой воде с добавлением соли, святой воды и закваски из дрожжей. Просфора должна быть круглой и состоять из двух частей во образ двух естеств Господа нашего Иисуса Христа – Божеского и человеческого. На верхней части просфоры изображается крест и начальные буквы имени Христа Спасителя: IC. ХС. и греческого слова: NIКА, что означает: Иисус Христос побеждает. Существуют также печати с изображением иконы Богородицы и святых угодников Божиих, например, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского. У нас на просфорах изображается почитаемая в обители Тихвинская икона Божией Матери и наш уральский святой – праведный Симеон Верхотурский, чудотворец.

Верхняя часть просфоры перед проставлением печати

По чинопоследованию литургии просфоры освящаются во время совершения проскомидии – первой части литургии.

Для проскомидии употребляется пять просфор в воспоминание чудесного насыщения Господом пятью хлебами более пяти тысяч человек. Собственно для причащения необходима одна просфора, по слову апостола: «Один хлеб, и мы многие – одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10, 17). Из этой просфоры священнослужителем вырезается св. Агнец – средняя четвероугольная часть. При этом произносятся слова из пророчества ветхозаветного пророка Исаии: «Яко овча на заколение ведеся и яко агнец непорочен, прямо стригущего Его безгласен, тако не отверзает уст своих; во смирении суд Его взятся; род же Его кто исповесть; яко вземлется от земли живот Его» (Ис. 53, 7-8)

Вторая просфора называется Богородичною, из нее вынимается одна частица в честь Божией Матери. Третья просфора – девятичинная, в честь всех святых, лики коих состоят из девяти чинов в образ девяти чинов Ангельских. Из нее вынимается девять частиц в честь Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, Богоотец Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых, из пятой – за усопших.

Существуют также малые просфоры. В первохристианское время просфоры служили даром прихожан в церковь, просфора (η προσφορα) – переводится с греческого как «приношение». Выпекались они благочестивыми женщинами у себя в домах. Принося просфоры, верующие просили помянуть своих живых и усопших родственников.

Во время проскомидии из всех просфор вынимаются частицы, которые в конце Божественной литургии опускаются священнослужителем во святую Чашу со словами: «Отмый, Господи, грехи всех поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

Оставшаяся часть той просфоры, из которой был взят св. Агнец, именуется антидором. Греческое слово антидор происходит от слов анти – вместо и ди орон – дар, то есть точный перевод этого слова – вместодарие. «Антидор, — говорит святой Симеон Солунский, — есть священный хлеб, который был принесен в предложение, и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб, как запечатленный копием, преподается вместо страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались».

Есть еще один вид освященного хлеба – это артос. Освящается артос в первый день Святой Пасхи на литургии, причем читается особая молитва, в которой верующие просят, чтобы Господь всем вкушающим от сего хлеба даровал здравие и небесному благословению причастники быти сотворил. Сей хлеб поставляется перед царскими вратами на всю Светлую седмицу после Пасхи. Он имеет форму кулича, на верхней части его изображаются буквы ХВ, крест или икона Воскресения Христова. В конце Светлой седмицы, в субботу, по совершении крестного хода и прочтении особой молитвы, артос раздробляется и раздается верующим.

Просфора с вынутой частицей за живых

Перед вечерним правилом сестры-просфорницы заканчивают свой день молитвою, как и начинали его. Свежие просфоры, уложенные в ряды на столе, «отдыхают» под большим чистым полотенцем. Уже завтра эти простые пока хлебы станут святыней! Сестры благодарят Божию Матерь за еще один прошедший в благодатном труде день, и, испросив друг у друга прощения, с миром идут на молитвенное правило.

Calendar
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

Устав трапезы
на Петров пост Устав трапезы
на Великий пост Устав трапезы
в Рождественский пост —> Устав трапезы
на Великий пост 06.03.2014 —> Устав трапезы
на Успенский пост —> Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса
12.09.2019
Перенесение мощей блгв. вел. кн. Александра Невского (1724 г.)


Монах да вещает слово истины, и ложь да будет изгнана из уст его.
прп. Ефрем Сирин

Видео (кликните для воспроизведения).

—>
—>

Монастырь выражает глубокую благодарность Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ и Приволжско-Уральскому Территориальному управлению имущественных отношений, за отзывчивость и плодотворное сотрудничество с нашей обителью в деле ее возрождения.
—> Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта
Православная Русь

—>

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

В Православии издревле принято использовать просфоры в церковном богослужении. Сама просфора имеет духовное символическое значение. Более подробно прочитать о богословском смысле просфоры можно тут на странице. Сегодня мы, собственно, рассмотрим вопрос приготовления православной просфоры. Как правильно замесить тесто, какие вещества следует добавлять. В результате мы получим полноценный рецепт просфоры. Также немного познакомимся, как это делают в Киево-Печерской Лавре.

Отметим, что просфоры выпекают благочестивые люди. Нужно, чтобы священник знал человека и лично благословил на это дело. В больших монастырях выпечкой просфор занимается большое количество послушников и монахов. Это связано с приезжими паломническими группами людей, которые принимают участие в богослужении. Напомним, что подавая записку за упокой или за здоровье в алтарь для молитвы, священник вынимает частички из просфоры и вспоминает эти имена.

Возглавляет выпечку иеродиакон Тит. Только начинает светать, как монах уже начинает работу в лаврской пекарне. Ровно в 4:30 начинается выпечка просфор. Сначала делается замес теста примерно на 7500 просфор. Таких замесов может быть по количеству три, а иногда и больше, в зависимости от церковного праздника.

Для теста используется пшеничная мука первого сорта. К этой муке братия добавляет жидкость из солей и дрожжей, перемешивая и доливая воду. По монастырской традиции вода берется из источника святого Антония и Феодосия.

Готовое тесто должно настояться и вкиснуть. Его оставляют на 2 часа в покое. Ровно в шесть начинается выработка просфор. Работа братии постоянно сопровождается молитвой. Возжигаются подсвечники церковные перед святыми иконами. Сначала совершается общая молитва до Киево-Печерских святых. Далее каждый проговаривает внутренне Иисусову молитву.

Приводим лаврский рецепт в оригинале. Каждый сможет от заданных пропорций вычислить необходимые цифры для собственных объемов теста. Сначала монахи берут 100 кг муки первого сорта на 10 литров воды. Добавляют 1килограм и 700 граммов соли на 500 грамм дрожжей. В конце доливается 4, 5 ведра воды.

Выпекание просфоры за приходским рецептом осуществляется в следующем алгоритме.

Берем 6 кг хорошей муки. Добавляем 15 грамм дрожжей и 12 чайных ложек мелкой соли. Просеиваем муку через сито и готовим водный раствор дрожжей и соли (объем воды точно 2 литра).

В тестомес засыпать муку и залить раствор. Перемешиваем тесто 15-20 минут. Вынимаем его из тестомеса и укутываем в пластмассовый таз для подхода на 2-3 часа.

Готовое тесто для проката располагаем на тестораскатке в состоянии однородной массы. Деламе два пласта : для нижних частей просфор пласт толщиной 10 мм, для верхних — 7 мм.

Выжимаем круги просфоры при помощи деревянных цилиндров.

При помощи увлажненной кисточки соединить верхние и нижние части, проколоть Просфоры иглой. Выпекаем в электрической духовке.

Послушание просфорниц в скиту монастыря несут три сестры. Зайдя в небольшой домик, отведенный под просфорню, как будто сразу попадаешь в иной мир. Тихо, тепло и очень чисто. В светлой комнате у божницы теплится лампада. Слышен негромкий голос – это одна из сестер читает Иисусову молитву. От пекущихся просфор исходит такое благоухание, которое невозможно сравнить ни с чем! Наверное, это оттого, что листы, на которых пекутся просфоры, смазывают натуральным пчелиным воском. При этом сладкий, медовый запах воска смешивается с тонким ароматом только что испеченного хлеба.

Для того чтобы приготовить тесто, просфорницам приходится вставать раньше других, в четыре часа утра, и ставить опару (жидкое тесто на дрожжах). Придя после ранней литургии, сестры становятся на молитву. Молятся ко Господу, Богородице и святым угодникам Божиим Спиридону и Никодиму Печерским просфорникам, испрашивая помощи в своем ответственном послушании. После молитвы с благоговением приступают к выпечке просфор – того святого хлеба, без которого невозможно совершить самого величайшего христианского таинства, святой Евхаристии.

Тесто для просфор делают из лучшей пшеничной муки, замешанной на чистой воде с добавлением соли, святой воды и закваски из дрожжей. Просфора должна быть круглой и состоять из двух частей во образ двух естеств Господа нашего Иисуса Христа – Божеского и человеческого. На верхней части просфоры изображается крест и начальные буквы имени Христа Спасителя: IC. ХС. и греческого слова: NIКА, что означает: Иисус Христос побеждает. Существуют также печати с изображением иконы Богородицы и святых угодников Божиих, например, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского. У нас на просфорах изображается почитаемая в обители Тихвинская икона Божией Матери и наш уральский святой – праведный Симеон Верхотурский, чудотворец.

Верхняя часть просфоры перед проставлением печати

По чинопоследованию литургии просфоры освящаются во время совершения проскомидии – первой части литургии.

Для проскомидии употребляется пять просфор в воспоминание чудесного насыщения Господом пятью хлебами более пяти тысяч человек. Собственно для причащения необходима одна просфора, по слову апостола: «Один хлеб, и мы многие – одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10, 17). Из этой просфоры священнослужителем вырезается св. Агнец – средняя четвероугольная часть. При этом произносятся слова из пророчества ветхозаветного пророка Исаии: «Яко овча на заколение ведеся и яко агнец непорочен, прямо стригущего Его безгласен, тако не отверзает уст своих; во смирении суд Его взятся; род же Его кто исповесть; яко вземлется от земли живот Его» (Ис. 53, 7-8)

Вторая просфора называется Богородичною, из нее вынимается одна частица в честь Божией Матери. Третья просфора – девятичинная, в честь всех святых, лики коих состоят из девяти чинов в образ девяти чинов Ангельских. Из нее вынимается девять частиц в честь Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, Богоотец Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых, из пятой – за усопших.

Существуют также малые просфоры. В первохристианское время просфоры служили даром прихожан в церковь, просфора (η προσφορα) – переводится с греческого как «приношение». Выпекались они благочестивыми женщинами у себя в домах. Принося просфоры, верующие просили помянуть своих живых и усопших родственников.

Во время проскомидии из всех просфор вынимаются частицы, которые в конце Божественной литургии опускаются священнослужителем во святую Чашу со словами: «Отмый, Господи, грехи всех поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

Оставшаяся часть той просфоры, из которой был взят св. Агнец, именуется антидором. Греческое слово антидор происходит от слов анти – вместо и ди орон – дар, то есть точный перевод этого слова – вместодарие. «Антидор, — говорит святой Симеон Солунский, — есть священный хлеб, который был принесен в предложение, и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб, как запечатленный копием, преподается вместо страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались».

Есть еще один вид освященного хлеба – это артос. Освящается артос в первый день Святой Пасхи на литургии, причем читается особая молитва, в которой верующие просят, чтобы Господь всем вкушающим от сего хлеба даровал здравие и небесному благословению причастники быти сотворил. Сей хлеб поставляется перед царскими вратами на всю Светлую седмицу после Пасхи. Он имеет форму кулича, на верхней части его изображаются буквы ХВ, крест или икона Воскресения Христова. В конце Светлой седмицы, в субботу, по совершении крестного хода и прочтении особой молитвы, артос раздробляется и раздается верующим.

Просфора с вынутой частицей за живых

Перед вечерним правилом сестры-просфорницы заканчивают свой день молитвою, как и начинали его. Свежие просфоры, уложенные в ряды на столе, «отдыхают» под большим чистым полотенцем. Уже завтра эти простые пока хлебы станут святыней! Сестры благодарят Божию Матерь за еще один прошедший в благодатном труде день, и, испросив друг у друга прощения, с миром идут на молитвенное правило.

Calendar
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

Устав трапезы
на Петров пост Устав трапезы
на Великий пост Устав трапезы
в Рождественский пост —> Устав трапезы
на Великий пост 06.03.2014 —> Устав трапезы
на Успенский пост —> Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса
12.09.2019
Перенесение мощей блгв. вел. кн. Александра Невского (1724 г.)


Итак, кто есть инок верный и мудрый? Кто горячность свою сохранил неугасаемой, и даже до конца жизни своей не переставал всякий день прилагать огонь к огню, горячность к горячности, усердие к усердию и желание к желанию.
прп. Иоанн Лествичник

—>
—>

Монастырь выражает глубокую благодарность Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ и Приволжско-Уральскому Территориальному управлению имущественных отношений, за отзывчивость и плодотворное сотрудничество с нашей обителью в деле ее возрождения.
—> Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта
Православная Русь

—>

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Молитва перед выпеканием просфор
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here