Молитва Преподобному Иоанну затворнику Святогорскому

Самое детальное описание: молитва преподобному иоанну затворнику святогорскому специально для посетителей нашего ресурса.

В пустыню Святых Гор прешел еси, /
мира красоту оставив и крест взем, /
последовал еси Христу, /
отче наш Иоанне, /
пощением, бдением и тяжкими веригами в затворе подвизался еси, /
души недужных, приходящих к тебе верою исцеляеши, /
и Обители твоея украшение являешися, /
темже со Ангелы срадуется, преподобне, дух твой,

[Жития] [ Иконы ] [ Молитвы ] [ Храмы ] [ Святыни ]

Митрополит Митрофан принял участие в торжествах в честь преподобного Иоанна Затворника Святогорского

В день 150-летия преставления преподобного Иоанна, Затворника Святогорского, Божественную литургию в Успенском соборе Святогорской лавры совершили митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, митрополит Святогорский Арсений, викарий Донецкой епархии, митрополит Горловский и Славянский Митрофан, архиепископ Макеевский Варнава, викарий Донецкой епархии, архиепископ Изюмский и Купянский Елисей, архиепископ Северодонецкий и Старобельский Никодим, епископ Александрийский и Светловодский Боголеп и множество духовенства, сообщает сайт Успенской Святогорской лавры.

На запричастном стихе с проповедью к многочисленным паломникам обратился митрополит Святогорский Арсений, наместник Святогорской лавры. Он раскрыл смысл монашеского подвига и отметил, что самое главное монашеское делание — молитва — доступно и посильно для каждого христианина:

«Молитва — это не какое-то заклинание. Часто приходится слышать: «Владыка, какую лучше молитву прочитать? Но ведь не словесная формула Богу важна. Богу важно, когда ты говоришь молитву, как беседу с Ним, разговариваешь с ним от сердца. А можно даже самые возвышенные, самые чистые слова прочитать с холодным сердцем».

Владыка также призвал всех христиан подражать преподобному Иоанну Затворнику Святогорскому, служа посильно Богу своими талантами:

«Подражайте преподобному Иоанну Затворнику, его любви к Богу. Постарайтесь жизнь свою исполнить христианского смысла. Не все мы можем быть затворниками, потому что не каждому из нас дан Богом этот талант, но кто-то из вас врач, кто-то учитель, шофёр, столяр, добрый и хороший отец, любящая мать. Это тоже талант. Почувствовав эти таланты в душе своей, постарайтесь, как Иоанн Затворник, исполнить их особенного смысла, быть полезными и ближним, и Церкви, и Богу.

Помните, что хорошее государство не там, где хорошее экономическое и политическое устройство, а там, где добрые люди, которые готовы друг другу помочь, друг друга простить и поддержать в добре. Там и жить легко, утешительно и радостно».

По окончании богослужения мощи преподобного Иоанна Затворника Святогорского пронесли крестным ходом по обители. Торжества завершились молебном святому у памятника Божией Матери на монастырской площади.

В нынешнем году Церковь отмечает 150-летие со дня преставления преподобного Иоанна, Затворника Святогорского. Будущий святой происходил из мещанского рода Крюковых. В родном Курске у него была своя фабрика изразцовых печей, жена и успешная жизнь, которой он достиг сам своим мастерством и трудолюбием. После смерти супруги Иоанн совершает неожиданный поступок — он оставляет всё, что имел, и уходит в Глинскую пустынь, куда поступает на послушание и трудится простым печником. Уже там по его молитвам исцеляется одержимый нечистыми духами человек.

Приняв иноческий чин, Иоанн вместе с группой других монахов отправляется возрождать Святогорский монастырь в меловых горах. В должности эконома он строит братские корпуса и хлебные амбары, всячески украшает обитель. Он собственноручно вырубил из камня престол для пещерного храма преподобного Антония и Феодосия Печерских. При нём в возрождённую обитель стали приезжать сотни паломников. Приняв священнический сан, Иоанн становится их духовником.

Потрудившись для расцвета Святогорской обители, отстроив и украсив её, он вновь совершает неожиданный поступок — с благословения игумена затворяется в одной из пещер, чтобы до конца своих дней остаться там, не видя Божьего мира и посвящая время одной молитве. Лишь малое оконце в двери служило Иоанну для принятия пищи и воды, которую ему приносил один из братьев. Каждый день он полагал по 700 земных поклонов. Лишь раз в месяц Иоанн покидал келью, чтобы причаститься Святых Христовых Тайн в пещерном же храме. Проведя в затворе семнадцать лет и дожив до 72 лет, преподобный Иоанн был переведён в монастырский больничный хутор, где спустя восемь дней подвижник отошёл ко Господу.

Святого похоронили у алтаря храма Ахтырской иконы Божией Матери. После закрытия Святогорской обители большевиками в 1920-х годах храм Ахтырской иконы был разрушен, а на месте монастырского хутора открыты дом отдыха «Степной» и пионерский лагерь.

В 1989 году архиепископ Алипий (Погребняк), нынешний викарий Горловской епархии, нашёл место, где раньше был алтарь храма, и извлёк честные мощи Иоанна Затворника, а в 1992 году передал их вновь открывшемуся Святогорскому монастырю. По молитвам у мощей преподобного, которые хранятся в Успенском соборе лавры, совершается множество исцелений.

Преподобный Иоанн Затворник (в миру Иван Крюков) родился в 1795 году в городе Курске. С детства горел любовью к монашеству, особенно к подвигу затвора, но его благочестивому желанию суждено было исполниться только после нелегких испытаний тяжелого, безрадостного детства в наймах и после жизни семейной, к которой он был принужден против своей воли матерью. После смерти жены в 1839 году будущий затворник поступил в Глинскую пустынь под руководство старца-игумена Филарета.

Могила Иоанна Затворника Святогорского

С самого поступления в монастырь Иван Крюков отличался простотой и искренностью, усердием и неутомимостью в молитве, которую сопровождал многими земными поклонами. Через 7 лет он был пострижен в мантию с именем Иоанникия и назначен экономом обители. С возобновлением Святогорского Успенского монастыря в 1844 году часть Глинской братии, среди которой был и монах Иоанникий, возглавляемая казначеем иеромонахом Арсением, перешла на жительство в восстанавливаемую обитель Божией Матери. Оставленный в должности эконома преподобный много потрудился для благоустройства Святогорья. Работая в пещерах по их расчистке, он полюбил одну из меловых келий, в которой и затворился в 1850 году по благословению настоятеля. Через два года был пострижен в схиму с именем Иоанн.

Икона Преподобного Иоанна Затворника Святогорского

Крест Иоанна Затворника

Сырость была такая, что одежда недолго служила, видимо истлевала и распадалась. Мириады насекомых кишели в келье, в гробу и одеждах подвижника, уязвляли до крови его тело и нарушали его покой, если только можно назвать покоем ложе в гробу при такой обстановке. Но крепость духа подвижника Божия была поистине изумительна: все терпел он мужественно ради Господа и спасения своей души; страдания Господа всегда представлял он взором души своей и, противопоставляя им свой подвиг, считал его ничтожным от искреннего сердца».

В таких трудах прожил подвижник в затворе 17 лет. За подвижническую, самоотверженную любовь к Богу и ближним Господь еще при земной его жизни сподобил благодатных даров непрестанной молитвы, дара рассуждения, прозорливости и чудотворений. За неделю до смерти по воле настоятеля тяжело больной старец был перевезен на больничный хутор Ахтырской Божией Матери, где 24 августа 1867 года мирно скончался. Вскоре на его могиле стали происходить чудеса, и многие недужные получали исцеления от неизлечимых болезней.

24 августа 1995 года преподобный Иоанн Затворник Святогорский был причислен Украинской Православной Церковью к лику святых. Всечестная глава его благоговейно хранится в Свято-Успенском соборе обители, где еженедельно по четвергам перед Литургией служится молебен у раки святого, от которого подаются исцеления и помощь всем с верою притекающим. Ежегодно в день памяти преподобного — 24 августа совершается крестный ход вокруг обители с его мощами, на который собирается до 10000 паломников.

Житие и чудеса Святогорского Иоанна Затворника.

В Украине на Донетчине любят и чтят святого. Святогорский Иоанн Затворник совершил много чудес при жизни. Происходят они на его могиле и сейчас. Кроме всего прочего великий старец предсказывал события. Предвидел он и день своей кончины.11 августа 1867 года в широко известном Святогорском монастыре узнали от монаха-подвижника, проведшего 17 лет в затворе, о том, что сегодняшний день станет последним в его земном существовании. Он сообщил об этом просто и даже весело. Просил лишь об одном – чтобы были сохранены его вериги. В течение дня очень бледное лицо тяжелобольного старца начало изменяться: оно просветлилось, даже появился румянец. Очевидцы утверждали, что Иоанн улыбался, будто созерцал что-то очень приятное.

К вечеру этого памятного дня небо затянула тёмная грозовая туча. Разразилась сильная буря, сверкала молния, грохотал гром, начался сильный ливень. С молитвою на устах испустил затворник последний вздох. Лик старца светился покоем и неземной радостью.

Вслед за кончиной затворника буря и гроза утихли. Так завершился земной путь подвижника и прозорливца, но продолжилось воздействие на людей благодатного дара святого даже после его физической смерти. Люди церкви утверждают, что душа человека, усердно работавшего Господу, переселившись в мир иной, сохраняет своё блаженное состояние, что иной раз ощущается даже простыми смертными, живущими на земле.

Паломники, посещающие духовный центр Донетчины – Свято- Успенскую Святогорскую Лавру — считают своим долгом побывать на могиле Иоанна Затворника. В этом удаленном от людских глаз уголке царит огромная благодатная сила, а страждущие (особенно душевнобольные — бесноватые) нередко исцеляются.

Иван Крюков – уроженец Курска, год рождения — 1795-ый, родители — небогатые мещане. Как-то сверстник рассказал семилетнему мальчику о своём дяде, который жил в монастыре и находился в затворе. С той поры заветной мечтой Вани стала монашеская жизнь, однако родители не разделяли его стремления к духовным знаниям и отдали сына подмастерьем к печнику, от которого мальчик терпел жестокие побои. Затем работал приказчиком у торговца скотом. Шло время. Родители начали настаивать на женитьбе, и хотя эта мысль не была по сердцу молодому Ивану Крюкову, он покорился.

Судьба распорядилась так, что пришлось снова заняться печным делом, но в этот раз проработал Иван уже восемь лет — заведовал производством изразцовых печей. Позже искусный мастер открыл свою фабрику лепных печей и начал получать немалую прибыль. Кроме этого, он имел два постоялых двора и гостиницу, тем не менее, продолжал мечтать посвятить себя монашеству. Всё это время он отличался трезвой и благочестивой жизнью, любил посещать храмы. Ситуация изменилась, когда после смерти супруги остался он бездетным, похоронил также отца, но удалиться от мирской суеты смог лишь после того, как престарелая мать все же согласилась отпустить сына в монастырь, оставшись на попечении дочерей. Медный крест, которым мать благословила, с тех пор неизменно был у него на груди. Кроме того, изготовил Иван из толстого шинного железа вериги для усмирения плоти, которые он также постоянно носил.

Первое, что сделал духовный подвижник, с посохом странника отправился в Киев поклониться святым мощам Киево-Печерских чудотворцев. Затем пошел в Глинскую Богородицкую пустынь Курской епархии. Монах отличался исключительным простосердечием и искренностью. Он усердно молился, выполнял обязанности печника и впервые исцелил одержимого духом нечистым, который бился в конвульсиях с пеной у рта. В Глинской пустыни Иоанн пробыл одиннадцать лет, после чего перешел в Святые Горы.

Во время возрождения монастыря было много работы, и Иоанн усердно потрудился в качестве эконома, пока наконец-то не был рукоположен в сан иеромонаха, став при этом духовником для богомольцев. Однако душа его требовала уединения. Работая в пещерах при их очищении, Иоанн облюбовал одну из келий. Вновь ожила еще детская мечта о затворе.

Разрешение удалиться от мира получил не сразу. Настоятель испытывал претендента на необычное и очень трудное подвижничество. Было пройдено немало испытаний, в том числе приходилось очищать нечистые места в монастыре. Ему описывали все ужасы жизни в меловой келье, но Иоанн был непреклонен: его влекло в меловую скалу.

И вот наконец-то мечта сбылась: Иоанн остался наедине с Творцом, причем условия жизни не имели для него какого-либо существенного значения. В маленькую келью едва пробивался свет. Сырость была такой, что одежда быстро истлевала и распадалась. Спал затворник в деревянном гробу, на дне которого лежала лишь солома, а у изголовья стоял надмогильный деревянный крест. Меловая келья кишела насекомыми. Труд молитвенный был огромен: в сутки по заповеди настоятеля нужно было произвести 700 поклонов земных, 100 поясных. Читал по 5000 молитв Иисусовых, 1000 — Богородичных, многочисленные акафисты. Прожив год и шесть месяцев в затворе, на то время иеромонах Иоанникий был пострижен в великий ангельский образ — схиму и наименован Иоанном. Пять лет прошли в холодной келье, и лишь после этого согласился затворник сделать себе печь.

Побеседовать с монахом-затворником приходили священники высокого ранга, знать.

Особым расположением пользовался он у Татьяны Борисовны Потемкиной. Строгость затвора была ослаблена — раз в неделю старец начал выходить в Предтеченскую церковь на литургию, а после благословлял многочисленных прихожан, которые со всех краев стремились к нему. Однако Иоанн по-прежнему жил в пещерной келье. От недостатка света он ослеп, к тому же постоянно носил железные вериги, причинявшие сильные страдания. Всего в затворе было проведено 17 лет. «Один Бог и душа – вот монах», — говорил святой Феофан Затворник.

Ослабевшего умирающего монаха-затворника после долгих уговоров перевели в монастырскую больницу, где и прошёл его последний земной день. Похоронили Иоанна в том же гробу, в котором он проспал много лет. Еще при жизни завещал затворник особенно сохранять вериги, и на самом деле после его смерти приобрели они большую целебную силу. Обычному человеку трудно представить, что заставляло подвижника пробыть 17 лет в затворе.

24 августа 1995 года Иоанн Затворник был канонизирован. С того времени в этот день в Свято-Успенской Святогорской лавре проходит торжественное всенощное бдение.

Прп. Иоанн, затворник Святогорский

Иоанн (Крюков) Святогорский (1795 — 1867), иеросхимонах, затворник, преподобный, чудотворец

Память 11 августа в день кончины, в Соборах Святогорских и Курских святых

В миру Иван Крюков, родился 20 сентября 1795 года в городе Курске в семье мещан. В семь лет услышал о подвиге преподобного Серафима Саровского, спасавшегося в затворе. Этот рассказ глубоко запал в его душу [1]. С детства горел любовью к монашеству и подвижничеству. В возрасте девяти лет Иван был отдан на обучение мастеру по изготовлению изразцов, долгое время переносил чудовищную жестокость своего хозяина. Через некоторое время после завершения ученичества он женился по принуждению своей матери, открыл собственную мастерскую по изготовлению изразцовых печей, а чуть позже — два постоялых двора и трактир. После смерти жены, в 38-летнем возрасте, поступил в Глинскую пустынь Курской епархии, под руководство старца-игумена Филарета.

Полтора года являлся послушником, после чего получил право носить рясу. С самого поступления в монастырь Иван Крюков отличался простотой и искренностью, усердием и неутомимостью в молитве, которую сопровождал многими земными поклонами. Уже в послушнический период Иоанн прославился способностью исцелять больных. В монастыре он овладел грамотой. Через 7 лет он был пострижен в мантию с именем Иоанникия и назначен экономом обители. Проведя 11 лет в этой обители и преуспев в ней духовно, вместе с частью Глинской братии во главе с казначеем иеромонахом Арсением, он получил приглашение от настоятеля древней Успенской Святогорской пустыни Харьковской епархии.

В Святогорской обители он был оставлен в должности эконома и много потрудился для благоустройства Святогорья. Вот что о его деятельности пишет Василий Немирович-Данченко:

Чуть позже Иоанникия рукоположили в иеромонахи и определили духовником к богомольцам. В этой должности он принимает активное участие в восстановлении подземных ходов. Работая в пещерах по их расчистке, он полюбил одну из меловых келий, в которой затворился в 1850 году, а через два года принял схиму. Об уходе святого Иоанна в затвор Немирович-Данченко пишет следующее:

А. Ф. Ковалевский, очевидец подвигов затворника, оставил описание быта его скромной келии:

В таких трудах прожил подвижник в затворе 17 лет, причем первые 5 лет – без печного отопления. Раз в месяц святой покидал затвор, чтобы причаститься Святых Тайн в монастырской церкви. Братия монастыря обвиняла подвижника в гордости и глумилась над ним, но Иоанн приобрёл много почитателей среди мирян.

С середины 1850-х годов Иоанн причащался раз в неделю, после службы благословлял толпящийся в церкви народ, ради бесед с посетителями открывал двери своей кельи.

За подвижническую, самоотверженную любовь к Богу и ближним Господь при земной еще его жизни сподобил его благодатных даров непрестанной молитвы, дара рассуждения, прозорливости, даром целительства и чудотворений. От постоянного пребывания в темноте подвижник ослеп, и в последние годы жизни мог творить лишь непрестанную Иисусову молитву.

За неделю до кончины, сохраняя послушание воле настоятеля, тяжело больной старец был перевезен на больничный монастырский хутор Ахтырской Божией Матери, где 11 августа 1867 года мирно скончался. Преподобный Иоанн был похоронен у алтаря больничной церкви.

Широкое народное почитание Иоанна началось со дня его смерти. У мощей святого произошло множество чудесных исцелений, запись которых велась в монастыре. После большевистского переворота 1917 года, несмотря на препятствия, чинимые властями, паломничества к могиле Иоанна продолжались.

24 августа 1995 года, в день кончины, в год 200-летия со дня рождения, состоялось прославление подвижника Иоанна, затворника Святогорского, для местного почитания в лике преподобных Украинской Православной Церковью. С установлением в 2003 году Собора Курских святых преподобный Иоанн был включен и в него.

30 ноября 2017 года определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви было благословлено его общецерковное почитание с совершением памяти 11 августа (24 августа н. с.) [2].

Честная глава его благоговейно хранится в Свято-Успенском соборе Святогорской Лавры, где еженедельно по четвергам перед Литургией служится молебен у раки святого, от которого подаются исцеления и помощь всем с верою притекающим. Ежегодно в день памяти преподобного — 24 августа совершается крестный ход вокруг обители с его мощами, на который собирается до десяти тысяч паломников.

Из службы на официальном сайте Святогорской Лавры [3]:

В пусты́ню Святы́х Го́р прише́л еси́,/ ми́ра красоту́ оста́вив,/ и кре́ст взе́мь, после́довал еси́ Христу́, о́тче [на́ш] Иоа́нне,/ поще́нием, бде́нием и тя́жкими вери́гами/ в затво́ре подвиза́лся еси́,/ ду́ши неду́жных, приходя́щих [к] тебе́ ве́рою, исцеля́еши,/ и оби́тели твоея́ украше́ние явля́ешися,// те́мже со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне, ду́х тво́й.

От ю́ности Христа́ возлюби́л еси́, блаже́нне,/ и кре́ст на себе́ взе́мь, во Святы́я Го́ры прише́л еси́,/ и та́мо в сла́достных труде́х пе́ния, затво́ра пребы́л еси́,/ мона́хов освяще́ние, оби́тели твоея́ украше́ние,/ о́тче Иоа́нне Затво́рниче, моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Сýетнаго жития́ треволне́ния,/ мяте́ж мирски́й и по́хоти стра́стная взыгра́ния нивочто́же вмени́в,/ Святы́х Гор пусты́нный граждани́н показа́лся еси́,/ тя́жкий по́двиг затво́ра подъя́в на себе́,/ наста́вник мно́гих мона́шествующих был еси́,/ Иоáнне Затво́рниче,// моли́твенниче о душа́х на́ших.

Преподобный Иоанн Затворник Святогорский

Преподобный Иоанн Затворник (в миру Иван Крюков) родился в 1795 году в городе Курске. С детства горел любовью к монашеству, особенно к подвигу затвора, но его благочестивому желанию суждено было исполниться только после нелегких испытаний тяжелого, безрадо.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Преподобный Иоанн Затворник Святогорский

Преподобный Иоанн Затворник (в миру Иван Крюков) родился в 1795 году в городе Курске. С детства горел любовью к монашеству, особенно к подвигу затвора, но его благочестивому желанию суждено было исполниться только после нелегких испытаний тяжелого, безрадостного детства в наймах и после жизни семейной, к которой он был принужден против своей воли матерью. После смерти жены в 1839 году будущий затворник поступил в Глинскую пустынь под руководство старца-игумена Филарета.

С самого поступления в монастырь Иван Крюков отличался простотой и искренностью, усердием и неутомимостью в молитве, которую сопровождал многими земными поклонами. Через 7 лет он был пострижен в мантию с именем Иоанникия и назначен экономом обители. С возобновлением Святогорского Успенского монастыря в 1844 году часть Глинской братии, среди которой был и монах Иоанникий, возглавляемая казначеем иеромонахом Арсением, перешла на жительство в восстанавливаемую обитель Божией Матери. Оставленный в должности эконома преподобный много потрудился для благоустройства Святогорья. Работая в пещерах по их расчистке, он полюбил одну из меловых келий, в которой и затворился в 1850 году по благословению настоятеля. Через два года был пострижен в схиму с именем Иоанн.

Сырость была такая, что одежда недолго служила, видимо истлевала и распадалась. Мириады насекомых кишели в келье, в гробу и одеждах подвижника, уязвляли до крови его тело и нарушали его покой, если только можно назвать покоем ложе в гробу при такой обстановке. Но крепость духа подвижника Божия была поистине изумительна: все терпел он мужественно ради Господа и спасения своей души; страдания Господа всегда представлял он взором души своей и, противопоставляя им свой подвиг, считал его ничтожным от искреннего сердца».

В таких трудах прожил подвижник в затворе 17 лет. За подвижническую, самоотверженную любовь к Богу и ближним Господь еще при земной его жизни сподобил благодатных даров непрестанной молитвы, дара рассуждения, прозорливости и чудотворений. За неделю до смерти по воле настоятеля тяжело больной старец был перевезен на больничный хутор Ахтырской Божией Матери, где 24 августа 1867 года мирно скончался. Вскоре на его могиле стали происходить чудеса, и многие недужные получали исцеления от неизлечимых болезней.

24 августа 1995 года преподобный Иоанн Затворник Святогорский был причислен Украинской Православной Церковью к лику святых. Всечестная глава его благоговейно хранится в Свято-Успенском соборе обители, где еженедельно по четвергам перед Литургией служится молебен у раки святого, от которого подаются исцеления и помощь всем с верою притекающим. Ежегодно в день памяти преподобного — 24 августа совершается крестный ход вокруг обители с его мощами, на который собирается до 10000 паломников.

Тропарь преподобному Иоанну Затворнику, глас 8:

В пусты́ню Святы́х Гор пришéл еси́, / ми́ра красотý остáвив, / и крест взeмь послéдовал еси́ Христý, óтче нaш Иоа́нне, / пощéнием, бде́нием и тя́жкими вери́гами / в затво́ре подвизáлся еси́, / дýши недýжных, приходя́щих к тебе́ ве́рою, исцеля́еши, / и оби́тели твоея́ украше́ние явля́ешися, / те́мже со А́нгелы срáдуется, преподо́бне, дyх твой.

Кондак преподобному Иоанну Затворнику, глас 4:

Сýетнаго жития́ треволне́ния, / мяте́ж мирски́й и по́хоти стра́стная взыгра́ния нивочто́же вмени́в, / Святы́х Гор пусты́нный граждани́н показа́лся еси́, / тя́жкий по́двиг затво́ра подъя́в на себе́, / наста́вник мно́гих мона́шествующих был еси́, / Иоáнне Затво́рниче, / моли́твенниче о душа́х на́ших.

МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОМУ ИОАННУ, ЗАТВОРНИКУ СВЯТОГОРСКОМУ

О преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Иоа́нне! Ве́рою припа́даем тебе́, помо́щниче наш ди́вный и ско́рый услы́шателю, не премолчи́ о нас ко Го́споду Бо́гу в Тро́ице покланя́емому и сла́вимому, да ми́лостивно призре́в на ны, не попу́стит нам поги́бнути во гресе́х на́ших, но да возста́вит нас, и да пода́ст исправле́ние зло́му окая́нному на́шему житию́, от гряду́щих грехопаде́ний восхища́я, и да прости́т нам вся, ели́ка согреши́хом от рожде́ния и до сего́ часа́.

Испроси́ нам у Созда́теля на́шего вели́кия и бога́тыя да́ры бла́гости Его́: земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, мир во днех на́ших, ве́ры Правосла́вныя утвержде́ние, боля́щим здра́вие, скорбя́щим утеше́ние, уныва́ющим ободре́ние, бе́дствующим призре́ние, убо́гим снабде́ние, подвиза́ющимся преуспе́яние, умира́ющим благу́ю христиа́нскую кончи́ну и всем правосла́вным христиа́ном позна́ние благода́ти Бо́жией и ве́чное о Го́споде спасе́ние.

Не преста́й, всечестны́й о́тче, предста́тельствовати о стране́ на́шей. Наипа́че же святу́ю оби́тель, в не́йже трудолю́бно подвиза́лся еси́, моли́твою твое́ю не оста́ви, да утверди́тся в ней братолю́бие, терпе́ние, послуша́ние и любо́вь, и да приложи́тся покая́ние благоде́телем ея́.

Ей, о́тче наш Иоа́нне, услы́ши нас, бе́дствующих в ми́ре сем, страсте́й бу́рею потопля́емых, и умири́ жизнь на́шу, отыми́ вся́кую вражду́ и неприя́знь, покры́й нас покро́вом всемо́щнаго заступле́ния твоего́ от вся́каго наве́та вра́жия, да без преткнове́ния до после́днего издыха́ния просла́вим неизрече́нное человеколю́бие ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Желающие могут приобрести или заказать иконы и другие святыни, освященные на мощах преподобного Иоанна Затворника, на странице интернет-магазина Святогорской Лавры.

Проведя 11 лет в этой обители и преуспев в ней духовно, он в 1844 г. с частью братии перешел в Святые Горы.Много потрудился угодник Божий для благоустройства Святогорья в звании эконома. Работая в пещерах по их расчистке, он полюбил одну из меловых келий, в которой затворился по благословению настоятеля.

Подражая древним затворникам, он ежедневно совершал 700 земных поклонов, 100 поясных, 5000 молитв Иисусовых, 1000 Богородичных и другие молитвословия. Кроме того, он носил вериги и жесткую власяницу. От сырости пещерной келий одежда его и солома в гробу, где он спал, истлевали, и их часто переменяли. В таких трудах прожил подвижник в затворе 17 лет, причем 5 лет из них — без печного отопления. За подвижническую, самоотверженную любовь к Богу и ближним Господь при земной еще его жизни сподобил благодатных даров непрестанной молитвы, дара рассуждения, прозорливости и чудотворений.

За неделю до смерти, сохраняя послушание воле настоятеля, тяжело больной старец был перевезен на больничный хутор, где 24 августа 1867 г. мирно скончался. Вскоре на его могиле стали происходить чудеса, и многие недужные получали исцеления.

24 августа 1995 г., венчая всенародное непрерывающееся почитание его как угодника Бо-жия, совершилось долгожданное прославление прп. Иоанна Затворника в лике святых. Ежегодно в этот день совершается многотысячный торжественный крестный ход вокруг обители с его мощами. Еженедельно, по четвергам перед Литургией служится святому молебен у его мощей, от которых подаются исцеления и помощь всем с верою притекающим.

Свято-Успенская Святогорская Лавра в донецких горах и вся православная Русь отмечают полуторастолетнюю дату блаженной кончины преподобного Иоанна, Затворника Святогорского, семнадцать лет скрывавшегося в пещерке меловой скалы, над которой теперь возвышается над Северским Донцом храм святителя Николая.

Древний монастырь, претерпевший за столетия существования и кровавую смуту 1917-го и последовавших годов, когда помраченные заталкивали монахов под лед Северского Донца прямо у главного храма, стоящего на берегу, и ныне претерпевающий, когда оккупационные власти киевской хунты периодически начинают искать в обители укрываемых «сепаратистов», стоически несет свой крест.

Совершив путешествие в прекрасное, тихое и величественное Святогорье в 1887 году, Антон Чехов называл его «донецкой Швейцарией», а нам же кажется, что Святые горы над Северским Донцом в сравнениях не нуждаются, поскольку вполне самодостаточны.

В «Николин день», 9 мая 1887 г., в Святогорском монастыре паломник Антон Чехов «участвовал в крестном ходе на лодках», и об этом следующие его строки: «…Оба берега — один высокий, крутой, белый с нависшими соснами и дубами, с народом, спешившим обратно по тропинке, и другой — отлогий, с зелеными лугами и дубовой рощей, — залитые светом, имели такой счастливый и восторженный вид, как будто только им одним было обязано майское утро своею прелестью. Отражение солнца в быстро текущем Донце дрожало, расползалось во все стороны, и его длинные лучи играли на ризах духовенства, на хоругвях, в брызгах, бросаемых веслами. Пение пасхального канона, колокольный звон, удары весел по воде, крик птиц — все это мешалось в воздухе в нечто гармоническое и нежное. Лодка с духовенством и хоругвями плыла впереди. На ее корме неподвижно, как статуя, стоял черный послушник».

24 (11-го по ст. ст.) августа с.г., в день ухода святого подвижника Иоанна Затворника из земных пределов, в Свято-Успенской Святогорской Лавре прошли торжества. Интересен даже сам перечень донецких архипастырей, служащих по обе стороны «линии соприкосновения» на Донбассе: праздничное соборное архиерейское богослужение возглавил священноархимандрит Свято-Успенской Святогорской Лавры митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. Сослужили Его Высокопреосвященству митрополит Святогорский Арсений, викарий Донецкой епархии, наместник Свято-Успенской Святогорской Лавры; митрополит Горловский и Славянский Митрофан; митрополит Изюмский и Купянский Елисей (возглавляющий епархию, которую выделили несколько лет назад из Харьковской); архиепископ Макеевский Варнава, викарий Донецкой епархии; архиепископ Северодонецкий и Старобельский Никодим; епископ Александрийский и Светловодский Боголеп; 250 человек духовенства Донецкой и Горловской епархий, а также духовенство лаврское.

О самой Святогорской лавре, ее истории и сегодняшних непростых обстоятельствах и обстояниях, о стоической позиции в нынешних условиях митрополита Арсения (Яковенко), мы рассказывали два года назад в статье «Я верю в исцеление народа…», опубликованной по случаю двадцатилетия наместничества архиепископа Арсения тогда на торжества прибыл Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Напомним также, что в марте текущего года Святогорская Свято-Успенская Лавра отметила тринадцатую годовщину обретения своего нового, «лаврского» статуса. Это — самая молодая Лавра Русского Православия.

Благотворителем возрождающегося монастыря стал премьер-министр Украины Виктор Янукович, в бытность которого еще главой Донецкой облгосадминистрации были решены многие проблемы святой обители.

Сегодня — расскажем о святом Иоанне.

Прославление подвижника Иоанна, Затворника Святогорского для местного почитания состоялось 24 августа 1995 г., в день кончины, в год 200-летия со дня рождения. Как отмечают монастырские летописцы, «венчая всенародное непрерывающееся почитание его как угодника Божия, совершилось долгожданное прославление преп. Иоанна Затворника в лике святых; теперь ежегодно в этот день совершается многотысячный торжественный крестный ход вокруг обители с его мощами — при чрезвычайно обильном стечении народа. Еженедельно, по четвергам перед Литургией служится святому молебен у его мощей, от которых подаются исцеления и помощь всем с верою притекающим».

Вот краткие фрагменты жития святого. Преподобный Иоанн Святогорский, в миру Иван Крюков, родился в Курске в семье мещан. С детства горел любовью к монашеству и подвижничеству, но его желание исполнилось только по достижении 38 лет.

Девяти лет Ваня был отдан на обучение мастеру по изготовлению изразцов, долгое время переносил чудовищную жестокость своего хозяина.

Через некоторое время после завершения ученичества он женился, открыл собственную мастерскую по изготовлению изразцовых печей, а чуть позже — два постоялых двора и трактир. После смерти жены, в 38-летнем возрасте, поступил в Глинскую пустынь Курской епархии. Полтора года являлся послушником, после чего получил право носить рясу. Уже в послушнический период Иоанн прославился способностью исцелять больных. В монастыре овладел грамотой. Хозяйственность послушника была замечена, и он вскоре стал экономом. Проведя одиннадцать лет в этой обители и преуспев в ней духовно, получил приглашение от настоятеля древней Успенской Святогорской пустыни (тогда — Харьковской епархии), восстановленной в 1844 г., куда и перешел, получив послушание эконома. Был посвящен в сан иеромонаха.

Вот что о его деятельности писал Василий Немирович-Данченко: «Иоанн и тут обнаружил присущие ему характер и решительность. Не предупредив, он распорядился “отсечь” часть горы под гостиницу. Против него поднялось все, но он поборол препятствия и гора была “отсечена”. Иоанн вел войну с управителем Потемкиных, вступался за ограбленное ими крестьянство, и хотя на сем пути был смиряем настоятелем, но… исполнив наложенное на него послушание, вновь вступал в бой с господскими холопами и отсекал горы.

Потом уж его и смирять перестали — махнули рукой. В конце концов, впрочем, оказалось, что Иоанн был прав, за что на него наложили мантию. Вообще, в эту пору своей деятельности, малограмотный, энергический, не знающий устали, упрямый и изобретательный, Иоанн совершенно подходит к типу северного монаха-соловчанина.

Затем Иоанн, а в мантии Иоанникий, является опять гостинником, опять “отсекает” горы, роется в земле, как крот, отыскивает и находит старые подземные храмы, собственноручно выбивает для них из цельных диких камней престолы».

Чуть позже Иоанникий был рукоположен в иеромонахи и определен духовником к богомольцам. В этой должности он принимал активное участие в восстановлении подземных ходов.

Расчищая пещеры, подвижник полюбил одну из меловых келий, в которой затворился в 1850 году, получив благословение епископа (и преодолев сопротивление настоятеля монастыря). Спал в гробу, держал строгий пост. Великая схима, или образ ангельский, — высшая степень иноческого деяния, очень часто ее сравнивают со смертью при жизни. При постриге в нее монах дает обет полного отречения от мира и всего мирского. Образ ангельский — великая честь для монаха, но требования, которым должен соответствовать принимающий великую схиму, настолько жесткие, что выдержать способны единицы. Прежде всего будущий схимонах обязан доказать братии, что им движет смирение, а не гордыня.

«Убедившись, что Иоанникий не превозносится, — продолжает Немирович-Данченко, — а жаждет подвига, Арсений приказал ему затвориться в простой жилой келье и запереть ставни. Трудно было одолеть Иоанникию в первое время ужас одиночества, особенно по ночам. Но он привык и затем перебрался в меловую скалу. Настоятель все еще отговаривал его. Стояли холода, печи там не было и устраивать ее не дозволялось, но монах не внял. Наконец, ему разрешили затвориться совсем. Ввели в меловую пещеру — и заперли на замок. В дверях было проделано малое оконце для передачи пищи и пития.

Холод стоял там, как в леднике. Узкая щель в наружу — тьмы не разгоняла. В щели только брезжил свет, не озарявший кельи. Гроб, а в гробу немного соломы — вот все, что дали с собой затворнику. Он удвоил вес вериг и, измаривая себя, делал в сутки по семисот поклонов земных, по сто поясных, молитв Иисусовых произносил по тысяче, столько же Богородичных. Так прошел целый год безвыходного пребывания в затворе, самый трудный год, потому что тело заточника еще только привыкало к сырости и холоду. Утомленный ложился он в свой гроб — и вновь подымался от озноба. Сырость стояла такая, что одежда и белье более месяца не выдерживали, истлевали и распадались.

Пробовали его испытывать — выводили на свет, приказывали остаться, но Иоанникий неизменно уходил назад. Так прошло еще шесть месяцев, по истечении которых его постригли в схиму и опять назвали Иоанном, разрешили приобщаться два раза в месяц, а в посты еженедельно».

В таких трудах прожил подвижник в затворе, как уже сказано, 17 лет, причем пять из них — без печного отопления. Раз в месяц святой покидал затвор, чтобы причаститься Святых Таин в монастырской церкви. Братия монастыря обвиняла подвижника в гордости и глумилась над ним, но Иоанн приобрел множество почитателей среди мирян.

С середины 1850-х Иоанн причащался раз в неделю, после службы благословлял толпившийся в церкви народ, ради бесед с посетителями открывал двери своей кельи.

Сподобился благодатных даров непрестанной молитвы, а также даров рассуждения, прозорливости, целительства и чудотворений. От постоянного пребывания в темноте подвижник ослеп, и в последние годы жизни мог творить лишь непрестанную Иисусову молитву.

За неделю до кончины, сохраняя послушание воле настоятеля, тяжело больной старец был перевезен на больничный монастырский хутор, где мирно почил в отведенной ему келье монастырской больницы. Так завершил земной путь, как причастно сказано, «великий молитвенник и постник, суровый аскет-подвижник Святых Гор, прозорливец и чудотворец Иоанн, Богу и людям послуживший подвигом затвора».

Почивший Иоанн был похоронен у алтаря больничной церкви.

Широкое народное почитание Иоанна началось со дня его смерти. После 1917 г., несмотря на препятствия, чинимые безбожными властями, паломничества к могиле Иоанна продолжались. Вскоре на его могиле стали происходить чудеса, и многие недужные получали исцеления, запись которых велась в монастыре.

Его мощи теперь находятся в Успенском соборе Лавры, а могила стала местом паломничества. Каждый год в день почитания преп. Иоанна Затворника в Святогорскую обитель стекаются тысячи людей.

По благословению Преосвященного Иувеналия, митрополита Курского и Рыльского, в 2004 г., к празднованию юбилея 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского, уроженца Курска, в иконописной мастерской Курской духовной семинарии был создан новый образ Собора святых, в земле Курской просиявших, в составе коего также прославлен Святогорский подвижник Иоанн Затворник.

Празднование Собора Курских Святых было установлено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в память празднования 100-летия канонизации преподобного Серафима в 2003 году. Память Собора святых земли Курской совершается 1 августа нов. ст. в день памяти прп. Серафима Саровского и всея России чудотворца.

Единую Русскую Церковь — не разъять. Ее объединяют, в том числе, и деяния, и имена знаменитых, возлюбленных православным людом подвижников, земной и духовный путь которых связан с нашими землями — курской, слободской, донецкой…

На новой иконе изображены и прп. Иоанн, Затворник Святогорский (Донецкий), и многие святые — подвижники духа и веры, родившиеся или просиявшие в своем служении Богу и людям: один из основателей общежительного монашества на Руси прп. Феодосий Печерский, прпп. Исаакий и Макарий Оптинские, прп. Серафим Саровский, прп. Илия Верхотурский, свт. Иоасаф Белгородский, священномученики архиепископы Курские Онуфрий (Гагалюк) и Дамиан (Воскресенский), сщмчч. Павлин (Крошечкин), Иоасаф (Жевахов), Антоний (Панкеев), Иоанн (Пашин), Иувеналий (Масловский) и другие подвижники и новомученики. Святые изображены на фоне Знаменского мужского монастыря Курска в осенении чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной.

МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОМУ ИОАННУ, ЗАТВОРНИКУ СВЯТОГОРСКОМУ

О преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Иоа́нне! Ве́рою припа́даем тебе́, помо́щниче наш ди́вный и ско́рый услы́шателю, не премолчи́ о нас ко Го́споду Бо́гу в Тро́ице покланя́емому и сла́вимому, да ми́лостивно призре́в на ны, не попу́стит нам поги́бнути во гресе́х на́ших, но да возста́вит нас, и да пода́ст исправле́ние зло́му окая́нному на́шему житию́, от гряду́щих грехопаде́ний восхища́я, и да прости́т нам вся, ели́ка согреши́хом от рожде́ния и до сего́ часа́.

Испроси́ нам у Созда́теля на́шего вели́кия и бога́тыя да́ры бла́гости Его́: земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, мир во днех на́ших, ве́ры Правосла́вныя утвержде́ние, боля́щим здра́вие, скорбя́щим утеше́ние, уныва́ющим ободре́ние, бе́дствующим призре́ние, убо́гим снабде́ние, подвиза́ющимся преуспе́яние, умира́ющим благу́ю христиа́нскую кончи́ну и всем правосла́вным христиа́ном позна́ние благода́ти Бо́жией и ве́чное о Го́споде спасе́ние.

Не преста́й, всечестны́й о́тче, предста́тельствовати о стране́ на́шей. Наипа́че же святу́ю оби́тель, в не́йже трудолю́бно подвиза́лся еси́, моли́твою твое́ю не оста́ви, да утверди́тся в ней братолю́бие, терпе́ние, послуша́ние и любо́вь, и да приложи́тся покая́ние благоде́телем ея́.

Ей, о́тче наш Иоа́нне, услы́ши нас, бе́дствующих в ми́ре сем, страсте́й бу́рею потопля́емых, и умири́ жизнь на́шу, отыми́ вся́кую вражду́ и неприя́знь, покры́й нас покро́вом всемо́щнаго заступле́ния твоего́ от вся́каго наве́та вра́жия, да без преткнове́ния до после́днего издыха́ния просла́вим неизрече́нное человеколю́бие ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Фото автора, ресурсов svlavra.church.ua helpprison.ru и др.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».

Молитва Преподобному Иоанну затворнику Святогорскому
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here