Молитва при колокольном звоне

Самое детальное описание: молитва при колокольном звоне специально для посетителей нашего ресурса.

Молитвы перед началом звона

Начало обычное

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святым Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша, Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)
Слава, и ныне:

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.

Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших, Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем.

И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиеся на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго.

Молитвы во время звона

Символ Веры

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых,
12. И жизни будущаго века.
Аминь.

После звона

Достойно есть

Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, Сущую Богородицу Тя величаем.

Названия колоколов
Виды звонов. Благовест
Виды звонов. Трезвон
Виды звонов. Перезвон
Виды звонов. Перебор
Звоны воскресные. Всенощное бдение
Звоны воскресные. Литургия
Звоны будничные
Звоны Великого Поста. Общие положения
Звоны Великого Поста. 1 седмица
Звоны Великого Поста. 2 седмица
Звоны Великого Поста. 3 седмица
Звоны Великого Поста. 4 седмица
Звоны Великого Поста. 5 седмица
Звоны Страстной седмицы
Звоны на Пасху и Светлую седмицу
Звоны на Архиерейских богослужениях

На основе этих Уставных рекомендаций, был составлен Звонарский Устав Патриаршего Кафедрального Собора во Имя Христа Спасителя в Москве.

Текст Соборного звонарского Устава, утвержденный благословением Святейшего Патриарха Алексия, также представлен на нашем сайте.

Колокольный звон вызывает радостное удивление у каждого человека, независимо верующий он или нет. Переливы колоколов заставляют людей помимо воли обратить взгляд в сторону храма и улыбнуться.

Колокольня с несколькими певучими голосами — гордость каждого храма. Колокольный звон, обладающий целебной силой для православных душ, в зависимости от вида, «зовет» людей на служение, «поет» во время торжества и звучит, как набат, при опасности.

В обустройстве христианского храма каждая вещь имеет свое назначение. Души православных христиан при слушании церковных переливов наполняются светом, радостью, миром, покоем. Когда колокола звучат, как набат, христиане знают, случилась беда.

Православный звон наполнен удивительной силой, обладающей способностью проникать в человеческие сердца. В церковных звуках и переливах русские православные люди научились отличать торжество, призыв и тревогу, слыша определенный звон.

Удивительное явление — при звучании колоколов, голуби, прообразы Духа Святого, не разлетаются, а наоборот, устремляются к храмам.

Слыша колокольные переливы, православный народ спешит на Богослужения, к которым их призывают ритмичные удары колокола. Весельем и радостью наполняют сердца верующих звуки, возвещающие о торжестве Церкви и праздничных служениях. Торжество и почитание вызывают перезвоны во время торжественных Богослужений.

Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но и наполнением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона, и каждый вид имеет название и значение.

Звонарем может быть только воцерковленный человек, обладающий определенными качествами:

  • внутренним чутьем;
  • чувством ритма;
  • знание звукового ряда;
  • знанием техники исполнения;
  • знанием Церковного устава.

Звонарь должен быть молитвенником и соблюдать посты, чтобы через переливы звуков донести до людей торжество Православия.

Слыша равномерные удары большого колокола, православные знают, что это благовест, призывающий к богослужению.

Чем значимее событие, тем большим выбирается Божий глас:

  1. Праздничный благовест звучит на Пасху или по особенным праздникам, для его звучания необходимо благословение настоятеля храма.
  2. Воскресный благовест звучит по воскресеньям, полиелейный — для проведения особенных служений.
  3. Ежедневные службы начинает будничный благовест, в Великий пост — постный.
  4. Набат возвещает беду, слава Богу, звучит крайне редко.

При поочередном многократном ударе по всем имеющимся в храме колоколам, перезвоне, возвещаются водосвятные молебны, Литургии, храмовые праздники.

При собственно колокольном звоне звонарь ударяет в два колокола.

Трезвон говорит сам за себя, в это время работают все колокола, большие и малые, каждый раз производит три удара с коротким перерывом. Низкие и звонкие звуки летят прямо в небо и души христиан, сообщая о начале Богослужения или окончании благовеста.

Первые упоминания о колокольчиках найдены в документах, которым более 6 тысяч лет. Прообразом дивного произведения является цветок колокольчик, чьи лепестки приходят в движении при малейшем дуновении ветра. Первой задачей колокольчиков было подать сигнал. Их надевали на домашних животных, вешали на двери.

Родиной первых литых звоночков считается Китай, где колокольчики используются в обрядах очищения. По легенде мастер никак не мог смешать нужные металлы для достижения нужного звука, все изделия либо давали трещины, либо не звучали. По совету монахов дочь мастера бросилась в расплавленный металл, и первый большой колокол «Прелестный цветок» зазвучал на весь Китай.

Египетские монахи первыми стали использовать колокольный звон для созыва христиан на служения.

Для сведения! Самое большое распространение на Руси церковные перезвоны приобрели в XVI столетии, превзойдя по весу все имеющиеся в европейских странах.

Божий глас стал элементом русской культуры. По поверью колокольные перезвоны отгоняют нечистую силу, поэтому во времена мора, нашествия врагов церковные звоны не умолкали.

Со временем появилась даже нотная грамота для игры на этих уникальных произведениях рук человеческих. В России часто устраивают фестивали колокольного звона, наполняя все вокруг Божьей славой.

Учеными доказано, что колокольные перезвоны обладают целительной силой не только при очищении пространства от нечисти, но и при оздоровлении людей.

Удивительное открытие, сделанное исследователями, показывает, что церковные звуки распространяются в пространстве волнами в виде креста, оказывая положительное влияние на физическое, душевное и духовное состояние человека.

Неоднократно христиане отмечали выздоровление, избавление от родовых болезней после пребывания под покровом переливов Божьего гласа. Особенно колокольный звон обладает целительной силой при психо-эмоциональных заболеваниях.

Современные достижения позволяют слушать различные переливы церковной музыки в записи, находясь в помещении, тем самым очищая окружающее пространство от нечистой силы.

Совет! Включайте песни колокольных переливов и наслаждайтесь радостью и покоем в своем доме, не забывая, что звукотерапия длится не более получаса.

Произнесено 31 октября 1910 года
Трифоном Епископом Дмитровским, Викарием Московским,
в селе Горбунове, Московской губернии, Дмитровского уезда

Сердечно приветствую вас, братие и сестры, с торжеством поднятия нового благозвучного колокола! Дело не малой важности совершили вы сегодня, ибо колокольный звон имеет большое значение в церковной жизни православного христианина, а особенно важен колокольный звон для села. И вот почему. В городах много храмов, в которых служба совершается ежедневно и в разные часы, так что, не застав службы в одной церкви, найдешь ее в другой. Не так в деревне, где храмов мало, они удалены друг от друга на большое расстояние, служба в них по необходимости совершается лишь в воскресные и праздничные дни. Поэтому там особенно дорог громогласный колокольный звон, который заблаговременно возвещал бы всем православным, что настало время, отложив всякие заботы о земном, соединиться всем в храме Божием — этом земном небе, дабы, подобно ангелам на небесах, воспеть Животворящей Троице трисвятую песнь: — «аллилуия».

Да и кроме указанной причины, вообще колокольный звон, как я сейчас сказал, имеет большое значение для церковной жизни: — с ним соединяется многое полезное для нашей души, и подающее спасительную печаль о грехах ее, и возвеселяющее ее духовною радостью. Вот, например, наступает великий пост. Прошла масляная неделя, время, — когда человек забывает часто, что он христианин, проводит дни свои в излишнем употреблении яств и питий, в пустых забавах, песнях, плясках, а иногда в сквернословии и буйстве.

Раздается унылый, редкий великопостный звон в колокола. Этот звон как бы так взывает к нам: — христианин, встань, пробудись от твоего греховного сна, чтобы не постигла тебя вечная смерть! Вглядись в себя, в свою душу, спроси себя внимательно: — как провел ты не только прошлую седмицу, но и все время твоей жизни! Восплачь о своих грехах, которыми ты осквернил свою душу, омой ее слезами и молись, о, молись, христианин, своему Владыке и Господу, дабы наставил Он тебя на путь покаяния. Из глубины сердца воззови к Нему: — «откуду начну плакати окаяннаго жития моего деяний, кое ли положу начало нынешнему рыданию, но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление. Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

И так изо дня в день взывает колокол медным своим голосом. И у кого еще не вовсе заглохла совесть, кто еще сознает себя христианином, тот послушается, наконец, этого голоса, которым сама церковь взывает людям о покаянии, и идет в храм Божий, омывает грехи свои покаянными слезами, дает слово начать новую жизнь, достойную христианина и, получив прощение грехов от Бога в таинстве покаяния, и соединившись со Христом в таинстве причащения тела и крови Его, с помощью благодати Божией, иногда действительно переменяет жизнь, и из грешника — соблазна для всех людей — делается примером и руководством для своих ближних.

А что может быть радостнее и торжественнее пасхального звона?! — Тогда, в полночный час, с трепетом сердечным ожидают все православные удара колокола, возвещающего радостную весть о воскресении Христа Спасителя. И вот в ночной тиши торжественно раздался он; вскоре к этому голосу присоединяются голоса других колоколов, и светло, и радостно гремят они над нами, как бы сливая небо и землю в одном ликующем победном гимне: — «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав»!

Се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века. (Мф. 28, 20).
Созижду церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей. (Мф. 16, 18).

С другой стороны, — кому из вас приходилось жить на чужбине, в каком-либо иностранном государстве, где не услышишь нашего колокольного звона, тот знает, как тяжело для нашей души это лишение; особенно в праздничные дни тоскливо и горько делается на сердце, когда вспомнишь, что там далеко, в родной Матушке-России теперь торжественно звучат колокола, совершается служба Божия и храмы полны верующих. Так тяжело чувствует себя сирота в чужом семействе. Все вокруг него радостны и счастливы, — он один тоскует, ибо чувствует себя одиноким, и его сердце больно сжимается при воспоминании о дорогих родителях, которых он никогда более не увидит.

В молитве на освящение колокола указывается и еще на одно его назначение. Освященный благодатью Святаго Духа металл получает силу своим звоном очищать воздух от заразы, успокаивать бури. Это выражается в такой молитве: «о еже гласом звенения его утолитися и утишитися и престати всем ветром зельным, бурям же, громом, и молниям и всем вредным безведриям и злорастворенным воздухом, Господу помолимся».

Да, братие, велико значение колокола в нашей жизни, и благо тем людям, которые украшают храмы благозвучными колоколами. Поистине они делают доброе дело, и оно не будет забыто Господом Богом.

Возлюбленные, братие и сестры, в нашей душе живет некий тайный голос, призывающий нас к добру, обличающий во зле, предостерегающий от пороков. Этот голос вы знаете все, это — совесть. Но к несчастью часто спит она непробудным сном, усыпленная нашими грехами. Будем молиться усердно о том, чтобы она пробудилась от звона церковного колокола. Когда, например, в минуты душевной слабости человек уже готов решиться на дурное порочное дело, — пусть звон колокола грозно напомнит ему о Правосудии Божием, о смертном часе, неизбежном для каждого из людей, о страшном суде Божием, куда должен придти всякий смертный со всеми своими делами и мыслями. Или, когда в минуты душевной тоски и томительного уныния человек, припоминая все содеянные им беззакония и неправды, сознает себя таким великим грешником, которому нет прощения, и он уже готов впасть в отчаяние, пусть торжественный звон колокола церковного возвещает ему о милосердии Господа Бога, пришедшего спасти кающихся грешников и за них пролившего Свою пречистую кровь.

Словом сказать, пусть во всех обстоятельствах нашей жизни колокольный звон напоминает нам о Боге, всегда готовом оказать нам свою помощь на тернистом жизненном пути, и о том, что мы христиане предназначены к вечной блаженной жизни.

Благослови же, Господи, и освяти благодатию всеосвящающаго Твоего Духа и сей колокол! Да будет звенение его во славу Твою и на пользу созданных Тобою человеков!

«Ты бо, Господи Боже наш, не точию одушевленными созданиями Твоими, но и бездушными вся, яже хощеши, преславная твориши и чудодействуеши, вся бо Тебе возможна суть и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

(При оформлении статьи использованы фрагменты акварелей Федора Алексеева (кон. 18 в.) и фотографий Николая Найденова (кон. 19 в.)

Звон колоко́льный – одна из существенных принадлежностей христианского храмового богослужения. Он употребляется:

1) для призыва христиан к богослужению и для оповещения о времени его начала;

2) для возвещения не присутствующим в храме момента совершения наиболее важных молитвословий и священнодействий во время литургии и других богослужений;

3) для выражения праздничного торжества и духовной радости христиан, в наиболее великие праздники – помимо богослужения.

Колокола введены в употребление при церквах на Западе с 8 в. (по другим известиям – еще в 4 в., в городе Ноле, при епископе Павлине); до того времени для призыва к богослужению использовались деревянные или металлические доски, в которые в известное время производились мерные удары молотом или палкой, отчего эти доски и носили название «била» или «клепала».

Все колокола помещаются большей частью в особом здании (колокольня), более высоком, чем здание самой церкви, чтобы звон был слышен на более отдаленном пространстве. Нередко они помещаются на крыше храма или в башне одного из куполов, при входах в храм над папертью, в арках крыльца, в особых небольших зданиях – звонницах, а иногда и в самом храме с западной стороны.

Звон колокольный при богослужениях бывает четырех родов:

1) благовест – мерные удары в какой-либо один колокол, служащие обыкновенно начальным призывом к богослужениям;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

2) перезвон, когда ударяют во все колокола по очереди; он бывает перед водосвятными молебнами; перед литургией в храмовые праздники и др.;

3) собственно колокольный звон, когда одновременно ударяют в два или более колокола;

4) трезвон, когда производится колокольный звон в несколько колоколов или во все колокола («во все тяжкие»), в три приема (три звона) – при начале богослужения, после благовеста и т.п.

В Великий пост колокольный звон сокращается до минимума.

Хвалите Его в кимвалах доброгласных,
хвалите Его в кимвалах восклицания,
всякое дыхание да хвалит Господа.
(Псалом 150, ст. 6)
Такими словами заканчивается Священная книга – Псалтирь.

Святая Православная Церковь, верная слову Божию, богословствует всеми возможными средствами, видимо и невидимо воздействуя на духовную природу и чувственные органы человека. Освящая в Таинстве Миропомазания органы зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания, Церковь соответственно воспитывает эти чувства, предлагая иконопись, словесную и бессловесную мелодию (пение и колокольный звон), пшеницу, вино, елей, ладан, рукоположение и осязание (прикосновение).

Православная Церковь узаконила колокольный звон, возвещающий о важнейших моментах совершаемого в храме богослужения всем «оставшимся и во отшествии сущим», призывая их к молитве, освящая воздух и прочие стихии природы.

Основание к употреблению колокольного звона, как средства призыва верующих к богослужению, мы находим в Священном Писании. «Рече Господь к Моисею: звание сонма . И да вострубиши ими, и да соберется к тебе весь сонм пред дверьми скинии свидения, и да будет вам законно вечно в роды ваша и во днех веселия вашего, и в праздницех ваших, и в новомесячиих вострубите трубою, и на жертвы спасений ваших, и да будет вам воспоминанием пред Богом вашим, Аз Господь Бог ваш» (Числ. 10.2–3, 8).

Минуя исследование обстоятельств изобретения колоколов и появления их на Руси, мы должны обратить особое внимание на их значение в Церковном богослужении и во внебогослужебной жизни Православной Церкви.

В благодатном царстве Нового Завета церковный колокол в сравнении с его первообразом – трубами Моисея – облагодаствован сугубо.

В чине освящения колоколов Церковь молится о ниспослании небесного благословения «яко да вси, сушащие звенение их (колоколов) во дни или нощи возбудятся к славословию Имени Господня» и «о еже гласом звенение их утолитися, утишитися и престати всем ветром зельним, бурем же, громом и молниям и всем вредным безведриям и злорастворенным воздухом». Далее Церковь молится: «яко да услышавши вернии раби Твои глас звука его (колокола), во благочестии и вере укрепятся и мужественно всем диавольским наветом сопротиву станут, и молитвами и всегдашним славословием Тебе Истинного Бого сия побудят . Ты бо и бездушными, якоже Моисеевым жезлом вся, еже хощеши твориши», (Требник. Ч. 3. С. 161–162).

Как неотъемлемая часть богослужения, колокольный звон регулируется церковнобогослужебным уставом – Типиконом и, в соответствии с его требованиями, разделяется на три главных вида: благовест, трезвон и перезвон.

Благовестом называется последовательно один за другим ритмично звучащие удары в один колокол. Обычно после первого и второго ударов бывает пауза, пока не прекратится звук. Затем равномерные удары с интервалом, в 3–4 четверти целой ноты. Продолжительность времени благовеста ко всенощному бдению определяется прочтением псалма 118 единожды или псалма 50 – 12 раз, т.е. около 15 минут максимально.

Время начала, продолжительность и ритм благовеста вообще Устав определяет в зависимости от дня и вида данного богослужения. Так о времени начала всенощного бдения мы читаем: «по еже зайти солнцу мало» (т.е. темно уже) ударяет в великий кампан не скоро».

Благовест разделяется на пять видов: праздничный, воскресный полиелейный, повседневный (похоронный) и великопостный (Скабаланович, Толковый Типикон. С. 10–11). По чину повседневному бывает благовест к часам, повечерию, полунощнице всех видов и малой вечерне. Службы эти во все дни одинаковы. Продолжительность благовеста этих служб – время чтения псалма 50-го единожды. Поэтому же способу, но без двух первых ударов, бывает звон к «Достойно» (в практике 12 раз).

Благовест великопостный совершается в седмичные дни Святой, Великой Четыредесятницы от понедельника до пятницы вечера в самый малый колокол редко (пока не кончится звук предыдущего удара) по повседневному чину.

Трезвоном называется звон во все колокола в три приема (Закон Божий). Точных и подробных указаний о способе трезвона в уставе нет. В наши дни трезвоном считаются звоны во все колокола, а способ – дело искусства звонаря: одни вызванивают несложные мелодии церковных песнопений, другие – звуковые «узоры» и разного вида комбинации.

Трезвон полагается перед началом всенощного бдения после благовеста и перерыва (Типикон. Гл. 2), перед чтением Евангелия на утрени после краткого звона в один колокол, перед началом Литургии, во время выноса Креста и Плащаницы, во время крестного хода, при встрече и отъезде архиерея. Трезвон в два приема бывает перед чтением шестопсалмия, почему и называется в народе «двузвоном». Существует обычай ударять 9 раз в большой колокол на 9-й песни канона, на Царских и великопостных часах 3, 6 и 9 раз. На утрени в Великую пятницу обычно звонят на каждое Евангелие: на первое один раз, на второе – два и т.д. Итак, благовест как продолжительный, так и самый короткий, благовествует (извещает) о начале богослужения, об особо важных моментах и призывает находящихся вне храма соединиться в молитве с молящимися в самом храме; трезвон же бывает в самый момент особо важных событий, происходящих в храме, и призывает к духовной радости.

Перезвоном называется звон, при котором медленно ударяют в каждый колокол по три раза, начиная с самого большого колокола. Перезвон бывает во время Великого славословия перед выносом Креста в праздник Воздвижения, в неделю Крестопоклонную, а также 1-го августа; перед малым освящением воды и перед крестным ходом. В Великую Пятницу перед выносом Плащаницы ив Великую субботу во время Великого славословия бывает звон, при котором ударяют медленно в каждый колокол, начиная от малого или от большого. Этот вид колокольного звона приготовляет верующих к восприятию особо важных моментов в церковном богослужении.

Существует еще один вид звона – это похоронный перебор, при котором ударяют в каждый колокол по одному разу, но обязательно с малого.

Следует отметить, что указания Типикона в отношении колокольного звона вообще очень скудны и неясны, это дало возможность нашим древним звонарям усовершенствовать своё искусство. Но, к сожалению, никаких письменных данных до нас не дошло. Поэтому мы вынуждены следовать указаниям первоисточника – Типикона и сохранившимся местным обычаям.

Русский народ всей душой полюбил и достойно оценил благочестие и красоту духовную св. Православия. Расширенный, украшенный и усовершенствованный народной мудростью колокольный звон так же, как иконопись и словесная мелодия – знаменный распев, широко и прочно вошел в церковный обиход и в домашнюю жизнь наших благочестивых предков.

В канун воскресных и праздничных дней русские православные христиане с первым ударом благовеста, сотворив краткую молитву, оставляли все житейские (кроме неотложных) дела. Так было везде, где жили древние традиции и страх Божий. После всего сказанного естественно возникает вопрос: нужен ли колокольный звон в наши дни? Возможно ли восстановить его во всей полноте? И стоит ли говорить о нем вообще? Да, нужен.

Призывы к покаянию и исправлению мы слышим в наших храмах вторую тысячу лет, но едва ли когда так остро чувствовалась потребность во всеобщем покаянии, как в наше время, время всеобщего упадка веры и нравственности, религиозного невежества и начинающегося возрождения.

Отравленный разного рода ядовитыми веществами окружающий нас воздух и вся видимая природа, зараженная также всякими мерзостями, «совоздыхают и соболезнуют с нами», по выражению Апостола Павла (Рим. 8, 22), требуя благодатного освящения. И Церковь должна воспользоваться дарованным ей средством.

Колокольный звон создали люди, люди же его разорили, люди восстанавливают, они же и воссоздадут его. А Господь крепость людем своим даст и благословит люди своя миром (Псалом 28, 11).

Церковь остается Церковью и в наши дни. Являясь сама обществом званных, она не перестает призывать к вечному спасению всех требующих помощи свыше, созывая нас на «Вечерню Велию» (Лука 14, 16–24). Церковный звонарь, исполняя свое служение, пусть твердо помнит, что он исполняет святое и великое дело евангельского приставника, созывавшего званных на «Вечерню Велию». Предварив мысленно краткой молитвой первый удар благовеста, пусть он скажет своим колоколам: «Благовестите день от дне спасение Бога нашего» (Псалом 95, 2). И в бессловесных звуках колокольного благовеста он втайне услышит ответ: «Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию Славу».

Елена: Поздравляем всех гостей блога «Моя мечта» с чудесным Рождеством!
Давно известно, что возникновению болезни во многом способствуют негативные жизненные ситуации, многочисленные неудачи и многолетние обиды, застрявшие в сознании. Современные новейшие технологии доказывают, что окружающие звуки оказывают колоссальное воздействие на нравственное и физическое здоровье человека. Плеск воды, шорох птиц в лесу, шум ветра, шелест травы, звуки надвигающего шторма, рев моторов, гул двигателей — все это может быть как положительным, так и негативным. С помощью позитивных звуков издавна лечили больных. Одно из самых мощных воздействий на душевное и физическое состояние оказывает колокольный звон.

Альберт: Учеными установлено, что распространяемая колоколом звуковая волна способна убить болезнетворные вирусы и микробы на расстоянии нескольких километров. Экспериментально доказано, что колокола в ультразвуковом диапазоне действуют как генераторы мощной энергии. Доктор биологических наук академик Ф. Я. Шипунов с группой российских исследователей проводили интереснейшие опыты с бактериями холеры, чумы, туберкулеза, тифозной палочкой, вирусами оспы, гриппа, желтухи. Их помещали под колокола, и во время колокольного звона происходила полная стерилизация. Причем каждый вирус погибал в своем звуковом диапазоне.

Елена: Раньше во время эпидемий на Руси в колокола звонили круглосуточно, причем разным звоном, в зависимости от распространившейся болезни. Для этого сам царь издавал специальный указ. Звук, спускавшийся сверху на землю, словно крестил все вокруг. Исцеляющее звучание, также как и прочтение молитв и пребывание в церкви нормализует физическое состояние человека, улучшает настроение, помогает забыть про печали и неудачи, укрепляет иммунитет человека.

О необыкновенном воздействии звона колоколов на человека говорит и следующая мысль: «Икона — это молитва в красках, храм — молитва в камне, а колокольный звук — молитва в звуке, звучащая икона«. И как отрадно думать, что все это сейчас возвращается в нашу жизнь. И не только по великим праздникам, таким как Рождество, звучат в городах и селах исцеляющие нас молитвы. И пусть с этими чарующими звуками уходят грусть и печаль, а неудачи кажутся мелочными.

Альберт: Подарите себе в этот прекрасный день мгновения причастности к чему-то великому. Здоровья, удачи и мира Вашему дому!

Последние годы преподаю в Саровской православной гимназии. Учу детей играть на колоколах. Начало обучения – с 5-6 класса. Но гимназисты знакомятся с колокольным звоном уже с первого класса, а первоклашки – народ непосредственный и любопытный. Поэтому первые часы общения – сплошные ответы на их вопросы. Детей сопровождают родители и педагоги, у которых близкое знакомство с колоколами тоже вызывает неподдельный интерес. Причем и вопросы взрослых зачастую звучат по-детски, ведь десятилетиями о колоколах спрашивать было не принято. Отвечу на самые распространенные вопросы.

– Зачем звенеть в колокола?

– В переводе с «детского» языка на «взрослый»: каковы цели и задачи колокольного звона в богослужении?

Официальный ответ: колокольный звон – часть богослужения. Он собирает прихожан в храм, сопровождает службу (слышен даже тем прихожанам, которые в данный момент не находятся в храме, что дает им возможность участия в общей молитве), рассказывает о жизни прихода (о крещениях, венчаниях, отпеваниях, визитах архиерея), участвует в крестных ходах и молебнах, проводимых не в храмах, утверждает торжество Православия и т. д. Каждое положение можно дальше развивать, давать ссылки на Типикон и цитаты русских классиков, которые рождались, жили и отходили в лучший мир под звон колоколов.

Но, главное, православный колокольный звон в определенные моменты богослужения есть молитва. Молитва без слов, молитва в звуке.

Неофициальный ответ: уберите из православного богослужения колокольный звон и убедитесь, насколько оно стало беднее.

– Колокола бывают золотыми или хотя бы серебряными?

– В переводе «на взрослый» язык: из чего отливают колокола?

Состав колокольной бронзы многие века практически неизменен: 80 % меди, 20 % олова. В разные времена количество примесей колебалось в районе десятых долей процента. Исключение – колокола, отливавшиеся по особым случаям, когда при плавке добавляли благородные металлы. Но и их содержание – несколько процентов. И звучания они, как теперь известно, не улучшают.

Язык колокол отливается или вытачивается (предпочтительнее, если выковывается) из мягкой стали.

– Колокола все тяжелые?

– В переводе на «взрослый» получается несколько вопросов. Сколько обычно весят колокола? Как звучат колокола разного веса? Сколько колоколов должно быть в наборе? А теперь по порядку.

Звуковых характеристик у колокола много. Кроме веса на звучание влияют: профиль колокола, технология литья, чистота сплава и даже способ подвеса на уровне звона. Колокол должен «работать» в слышимом звуковом диапазоне, а он для человеческого уха — от 20 до 20 000 Гц. Большой колокольный набор перекрывает этот диапазон: унтертоны благовестников уходят вниз, в инфразвук, к началу субконтр-октавы, а гармоники малых колоколов – вверх, в ультразвук, выше седьмой октавы.

Колокола легче 6 кг используются редко, а самый большой из русских великанов – знаменитый Царь-колокол — весит более 200 тонн. В дореволюционной России колокол весом в несколько тонн – обычное явление даже для не очень богатого сельского прихода. Сегодня даже в крупных городах колокола весом более тонны наперечет.

Устав колокольного звона предполагает наличие в наборе как минимум пяти колоколов. На практике встречаются ансамбли, где их более двадцати. Тут все зависит от понимания роли звона настоятелем храма, от возможностей прихода и его благодетелей.

– Что нарисовано на колоколах?

– То есть что изображено на колоколах и какие на них отлиты тексты?

Колокола отливаются с поясами орнаментов, а средние и большие — с иконами. Обычно это приходские храмовые иконы, а также иконы небесных покровителей тех благодетелей, на чьи средства отлит колокол. Надписи, как правило, гласят о годе отливк и , весе колокола, о храме/ монастыре, в который колокол отправляется, а также именах жертвователей. Так повелось издревле: цари, князья, бояре жертвовали колокола о здравии своем и потомков, а также об упокоении душ предков. Зачастую текст отливался тайнописью. Практически все большие колокола в России были либо чьим-то даром, либо отливались на средства, собранные «всем миром», что также указывалось в тексте.

Кстати, сначала колокола не освящали, как это происходит сейчас, а крестили — как людей. Даже специальные крестильные рубашки шили, имена давали.

Сегодня тоже принято вешать колокола о здравии, об упокоении или в честь каких-то семейных событий. Логика понятна, ведь все заказывают требы. А тут получается «вечная треба»: каждый удар колокола – молитва о ком-то, звоном уходящая к небесам. В последние годы все больше колоколов, которые можно назвать родовыми. Колокол освящается специальным чином, дополняя и ряд приходских икон, и колокольный ансамбль прихода.

– На колоколах можно играть, как захочешь?

– Звонарь должен играть согласно Уставу колокольного звона; благо, его рамки довольно широкие. Многие епархии, где традиции колокольного звона восстановлены, в дополнение к общему Уставу издали собственные рекомендации, регулирующие звон во время служб.

Конечно, это накладывает на звонаря обязанность ориентироваться в богослужении. Например, во время Всенощного бдения должно совершать пять звонов: в начале, перед Шестопсалмием, на прокимен, на «Честнейшую Херувим» и в конце. Причем звонарь должен идти «немного впереди», чтобы вступать вовремя. Поэтому на серьезных звонарских курсах преподают как технику игры, так и Литургику.

В крупных монастырях и даже в некоторых приходах есть особые звонарские традиции, наработанные веками. Если же звонарь не уверен, как играть в какой-то ситуации, он просит разъяснений у настоятеля прихода или служащего священника. Так и написано в Уставе: звонить так-то и так-то или «аще изволит настоятель».

– А можно колокол домой?

– Можно. Все больше людей вешают колокола у себя дома. Многие даже собирают небольшие колокольные ансамбли. Но, во-первых, это имеет смысл, если вы профессиональный звонарь, нарабатывающий технику игры. Во-вторых, стоит подумать о соседях. В-третьих, если колокола освящены, то сначала стоит взять благословение у духовника.

Поставим вопрос несколько иначе: возможно ли размещение церковных колоколов не на колокольне? Возможно. Например, в передвижных наборах, которые выполняют несколько задач: обзванивают службы там, где нет стационарных наборов, участвуют в длительных крестных ходах, звонят на фестивалях и праздничных мероприятиях.

Но самая распространенная функция мобильных наборов – учебная. Для наработки техники звона требуется достаточно много времени и постоянный контроль новичка преподавателем/ профессиональным звонарем. Кроме того, нужна изолированность от окружающих, ведь утомительно слушать многочасовые тренировки неопытных учеников.

Установка из 7-9 небольших колоколов, расположенная в учебном классе – хорошее решение проблемы. Как показывает практика, ученик не стесняется случайных слушателей, не тратит время и силы на подъемы и спуски с колокольни и, что немаловажно при нашем климате, не находится на ветру и в холоде.

– Если сильно звонить, то оглохнешь?

– Грамотно вывешенные наборы, то есть имеющие правильную звуковую отдачу, не могут оглушить звонаря. Если увидите звонаря в наушниках, то либо колокольный ансамбль находится в стадии подбора, либо допущены серьезные просчеты при его установке. Раньше, кстати, говорили именно «ставить колокола», то есть отношение было такое же, как к проекту и строительству самого храма, где велика цена ошибки.

– Обязательно надо знать ноты, чтобы звонить?

– То есть надо ли иметь музыкальное образование, чтобы стать звонарем?

Любое образование – это неплохо. Но для звонаря необязательно музыкальное образование. Чтобы быть звонарем, надо уметь молиться при помощи колоколов и делиться своим молитвенным состоянием с окружающими.

– А правда, что колокола лечат?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Молитва при колокольном звоне
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here