Молитва Свт феофану затворнику

Самое детальное описание: молитва свт феофану затворнику специально для посетителей нашего ресурса.

У кого нет умной внутренней молитвы, у того и никакой нет, ибо только умная молитва и есть настоящая молитва, Богу угодная и приятная. Она должна составлять душу домашнего и церковного молитвословия, так что коль скоро ее нет при этом, то молитвословия имеют только вид молитвы, а не есть молитва.

Ибо что такое молитва? Молитва — это ума и сердца к Богу возношение, на славословие и благодарение Богу, и испрашивание у Него потребных благ, душевных и телесных. Существо молитвы, стало быть, есть умное к Богу восхождение из сердца. Становится ум в сердце сознательно пред лицом Бога и, исполняясь достодолжного благоговения, начинает изливать пред Ним сердце свое. Вот и умная молитва! Но такова и должна быть всякая молитва. Внешнее молитвословие, домашнее или церковное, дает ей только слово, или форму; душу же, или существо молитвы, носит всякий сам в себе, в своем уме и сердце. Весь церковный молитвенный чин наш, все молитвы, сложенные для домашнего употребления, исполнены умным обращением к Богу. Совершающий их, если он хоть мало внимателен, не может избежать этого умного обращения к Богу, разве только по совершенному невниманию к совершаемому им делу.

Вопрос о молитве: «Как лучше молиться — устами или умом?» — решен первыми словами: «молиться иногда словами, иногда умом». Только пояснить надо, что и умом нельзя молиться без слов, только слова эти не слышатся, а там внутри, в сердце мысленно произносятся. Сказать это лучше так: молись иногда словами звучными, а иногда беззвучными, неслышными. Заботиться надо только о том, чтобы и звучная, и беззвучная молитва исходила из сердца.

Дело молитвы этой просто: стань умом в сердце пред лицом Господа и взывай: Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, или только: Господи, помилуй. Милостивый Господи, помилуй мя грешного. или другими какими словами. Сила не в словах, а в мыслях и чувствах.

Молитва: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! есть словесная молитва, как и всякая другая. Сама в себе ничего особенного не имеет, а всю силу заимствует от того, с каким настроением ее творят.

Существо дела в том, чтобы «установиться в памяти Божией или ходить в присутствии Божием». Можно всякому сказать: «как хочешь, только добейся этого. Иисусову ли молитву творить. поклоны ли класть, в церковь ли ходить. что хочешь делай, только добейся того, чтобы быть всегда в памяти Божией». Помню, в Киеве я встретил человека, который говорил: «Никаких приемов не употреблял я, и молитвы Иисусовой не знал, а все, что тут пишется, было и есть. А как, я и сам того не знаю. Бог дал!»

В 1872 году святитель Феофан уходит в затвор в Вышенской Пустыне. С этого времени начинаются его великие литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, многочисленная переписка с разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников». Святитель Феофан оказал и оказывает сейчас глубокое влияние на духовное состояние общества.

Святитель Феофан Затворник покровитель церковных учителей и миссионеров, семинаристов. Ему молятся для вразумления маловеров и близких, попавших в секты, иноверцев, в искушениях для укрепления веры.

Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре, писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/ и всем верным путь ко спасению указал еси, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Богоявлению тезоименитый, святителю Феофане, ученьми Твоими многи люди просветил еси, со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, моли непрестанно о всех нас.

О, святителю, отче Феофане, земли нашея славо и радование! Приими сия смиренныя и теплыя моления нас грешных, любовию почитающих тя. Зря исполнившийся на тебе глагол Господень: «Прославляющия Мя прославлю», со умилением припадаем ко святым мощем твоим силу целебную имущим, якоже избранника Божественныя Благодати ведуще, взываем ти сице: благослови убо и помилуй, архиерею истиннаго Бога, державу нашу Российскую, воином мужество непоколебимое даруй и вся люди беспечальны сохрани и в покаяние приведи, младенцем воспитание благое даждь, юныя научи, болящим и скорбящим здравие испроси, нам же всем радость о Господе присную подаждь да вси благодарно тя ублажаем, глаголюще тако: Величаем тя, святителю отче Феофане и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего. Аминь!

О святителю отче Феофане, архиерею преславный и предивный затворниче, Божий избранниче и Таин Христовых служителю, богомудрый учителю и апостольских словес изрядный изъяснителю, отеческих добротолюбных сказаний списателю, христианскаго благочестия изящный проповедниче и жизни духовныя искусный наставниче, подвигов монашеских усердный ревнителю и всем людем благодати ходатаю! Ныне к тебе, на Небесех Богу предстоящему и о нас молящемуся, припадаем и сице взываем: испроси у Всещедраго Бога Церкви Российстей и стране нашей мир и благостояние, святителем Христовым — истины Божественныя достойное охранение, паствы доброе окормление, лжеучителей и еретиков изрядное посрамление; подвизающимся — смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную; учителем — боговедение и мудрость, учащимся — ревность и помощь Божию; и всем православным — утверждение на пути ко спасению, да вкупе с тобою прославим Божию Силу и Премудрость, Господа нашего Иисуса Христа, со Безначальным Его Отцем, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Величаем тя, святителю отче Феофане, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.

  • Феофан Затворник о чтении келейного правила – ответы на вопросы — Анатолий Баданов
  • Учение об Иисусовой молитве по трудам святителя Феофана Затворника — игумен Амвросий Ермаков
  • «Размышления на Рождество Христово» — святитель Феофан Затворник
  • «Слово на Сретение Господне» — святитель Феофан Затворник
  • «Краткое учение о Богопочитании» — святитель Феофан Затворник
  • «Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения» — святитель Феофан Затворник
  • «Письма о христианской жизни. Поучения. Собрание писем» — святитель Феофан Затворник
  • «Письма о духовной жизни» — святитель Феофан Затворник
  • «Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии» — святитель Феофан Затворник
  • «Письма о разных предметах веры и жизни» — святитель Феофан Затворник
  • «Письма» — святитель Феофан Затворник
  • «Два слова о Святом Таинстве Крещения» — святитель Феофан Затворник
  • «Девять слов по случаю пожаров в Тамбове и губернии Тамбовской» — святитель Феофан Затворник
  • «О совершенном обращении к Богу от прелестей мира и греха» — святитель Феофан Затворник
  • «Проповедь на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии» — святитель Феофан Затворник
  • «Простые истины сердца» — святитель Феофан Затворник
  • «Сборник проповедей «Небесный Покров над нами» — святитель Феофан Затворник
  • «Сборник проповедей «Слова о покаянии, причащении Святых Христовых Тайн и исправлении жизни» — святитель Феофан Затворник
  • «Сборник слов «Внутренняя жизнь» — святитель Феофан Затворник
  • «Сборник слов и проповедей о нашем отношении к храмам» — святитель Феофан Затворник
  • «Сборник слов и проповедей о православии с предостережениями от погрешений против него» — святитель Феофан Затворник
  • «Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни» — святитель Феофан Затворник
  • «Сборник слов на разные случаи» — святитель Феофан Затворник
  • «Сборник слов посвященных Богоугодной жизни вообще» — святитель Феофан Затворник
  • «Душа и ангел – не тело, а дух» — святитель Феофан Затворник
  • «Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики» — святитель Феофан Затворник
  • «Пять поучений о пути ко спасению» — святитель Феофан Затворник
  • «Востани спяй» — святитель Феофан Затворник
  • «Как надобно молиться» — святитель Феофан Затворник
  • «Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия&quot — святитель Феофан Затворник

© Миссионерско-апологетический проект «К Истине», 2004 — 2019

П pавосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ Вы́шенский подви́жниче святи́телю Феофа́не Богому́дpе,/ писа́ньми твои́ми сло́во Бо́жие изъясни́л еси́/ и всем ве́pным путь ко спасе́нию указа́л еси́.// Моли́ Хpиста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Б огоявле́нию тезоимени́тый,/ святи́телю Феофа́не,/ уче́нии твои́ми мно́гия лю́ди просвети́л еси́,/ со а́нгелы ны́не предстоя́ Престо́лу Святы́я Тро́ицы,// моли́ непреста́нно о всех нас.

О святи́телю о́тче Феофа́не, архиере́ею пресла́вный и преди́вный затво́рниче, Бо́жий избра́ниче и Та́ин Христо́вых служи́телю, богому́дрый учи́телю и апо́стольских слове́с изря́дный изъясни́телю, оте́ческих добротолю́бных сказа́ний списа́телю, христиа́нскаго благоче́стия изя́щный пропове́дниче и жи́зни духо́вныя иску́сный наста́вниче, по́двигов мона́шеских усе́рдный ревни́телю и всем лю́дем благода́ти хада́таю! Ны́не к тебе́, на Небесе́х Бо́гу предстоя́щему и о нас моля́щемуся, припа́даем и си́це взыва́ем: испроси́ у всеще́драго Бо́га Це́ркви Росси́йстей и стране́ на́шей мир и благостоя́ние, святи́телем Христо́вым – и́стины Боже́ственныя досто́йное охране́ние, па́ствы до́брое окормле́ние, лжеучи́телей и еретико́в изря́дное посрамле́ние; подвиза́ющимся – смире́ние, страх Бо́жий и чистоту́ душе́вную и теле́сную; учи́телем – богове́дение и му́дрость, уча́щимся – ре́вность и по́мощь Бо́жию; и всем правосла́вным – утвержде́ние на пути́ ко спасе́нию, да вку́пе с тобо́ю просла́вим Бо́жию Си́лу и Прему́дрость, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, со Безнача́льным Его́ Отце́м, с Пресвяты́м, Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Избранный подвижниче и истинный служителю Христов, поставленый Господом на свещнице Церковной в святительском служении, людей светом веры озарял еси, все силы души своея и великия дарования им отдавая, и в спасительном подвиге затвора своего непрестанною любовию к чадом своим сердца их согревая. И нас просвети светом мудрости своея святителю Христов досточудный, да зовем ти:

Радуйся, святителю отче Феофане затворниче и христианскаго жития златословесный учителю!

Ангельскою кротостию и великою любовию объемлимый к Богу и людем подвиг иноческого смирения и пастырского служения подъял еси, святителю наш предивный. С покорностию воле Божией данный Господом дар мудрости возрастил еси и людем во спасение сим даром самоотверженно послужил еси. Ублажая труды твоя, вопием ти:

Радуйся, от младенчества Господу сердце отдавый.

Радуйся, паче всего Господа возлюбивый.

Радуйся, на Него Единаго все упование возложивый.

Радуйся, от юности премудростию Божиею свой разум напитавый.

Радуйся, Господу всего себе на служение предавый.

Радуйся, святителю отче Феофане затворниче и христианскаго жития златословесный учителю!

Видя душу твою, исполненную Божественною любовию к Создателю своему и Богу, Господь Промыслитель воспламенил еси ю великим стремлением к иноческому житию, и ты, святителю Божий, последуя небесному призыву, еще во дни юности своея, твердо стал на путь великаго смирения и отречения от мира сего, предав себя всецело воле Божией, поя Ему: Аллилуия!

Разумением книжной премудрости щедро от Бога одаренный, ты непрестанно обогащал еси ум свой познанием творений святых отец и подвижников веры и благочестия, почерпая в них великую силу и свет духовный. Мы же, прославляя мудрость твою, со умилением к тебе взываем:

Радуйся, любовию ко Господу пламеневший.

Радуйся во смирении великом юность свою проведший.

Радуйся, кротостию своею для всех примером послуживый.

Радуйся, иноческое житие избравый.

Радуйся, всего себя на служение Богу отдавый.

Радуйся, святителю отче Феофане затворниче и христианскаго жития златословесный учителю!

Сила Божия, в тебе пребывающая, еще на ранней стези твоей ярким пламенем Благодати душу твою осветившая и в святительском сане тя благоукрасившая, даровала людем, тя, пастыря добраго, о спасения душ их пламенно радевшаго и Господу неустанно поющаго: Аллилуиа!

Имея в сердце единого Господа, с великою радостию, посвятив жизнь свою на служение делу Христову спасения рода человеческого, ты, угодниче Божий, отдал еси сокровище своего разумения и духовнаго опыта в послушание Богу своему, уча и наставляя всех прибегающих к тебе с верою. И мы, ублажая труды твоя, во спасение душ наших подъятые, вопием ти сице:

Радуйся, велией мудростию Господом напоенный.

Радуйся, в трудах подвижничества искушенный.

Радуйся, смирения и кротости великий носителю.

Радуйся, воле Божией всецело себя предавший.

Радуйся, Божие милосердие твореньми своими прославивший.

Радуйся, святителю отче Феофане затворниче и христианскаго жития златословесный учителю!

Буря смятения исполнила еси сердца чад паствы твоея, внегда позна стремление твое их оставити, дабы подвигу затвора всецело себя посвятити, и в нем пребывая в непрестанном подвижничестве, посте и молитве, невозбранно поя Господу Сил: Аллилуия!

Слыша людие об уходе твоем в пустыню Вышенскую, зело скорбяще о сиротстве своем, почитая тя, пастыря добраго, Богом им данного, с любовию о их душах радевшаго, со слезами приходили к тебе, прося молитв и богодухновенных поучений твоих. Приими и от нас похвалы сия:

Радуйся, во святительстве своем отцем милостивым пастве своея бывый.

Радуйся, непрестанно о благе паствы своея попечение имевый.

Радуйся, со слезами умиления с ней разлучивыйся.

Радуйся, тишину и богомыслие паче всего возлюбил еси.

Радуйся, обители Вышенския яркий светильниче.

Радуйся, святителю отче Феофане затворниче и христианскаго жития златословесный учителю!

Боготечною звездою явился еси ты, святителю мудрый, во обители иночестей, души спасения своея ради, безмолвия пустыннаго жития вожделев и в нем непрестанным подвигом подвизаясь и примером добрым всей братии являясь, научая всех непрестанно пети Господу: Аллилуия!

Принося Христу Богу сердце свое, всецело любовию к Нему объятое, ты душу свою предуготовал, стать обиталищем Святаго Духа, в великом смирении и кротости подвиг свой иноческий подъемля, непрестанными трудами являя пример истиннаго подвижническаго жития христолюбивым чадом, на тя взирающим. Почитая в тебе истиннаго служителя Божия и избранника Им возлюбленнаго, и мы вопием ти сицевая:

Радуйся, источниче любве ко Господу неиссякаемый.

Радуйся, светильниче пресветлый, в пустыни возсиявший.

Радуйся, сердце свое в послушание отдавший.

Радуйся, воздержания мудрый учителю.

Радуйся, о душах людских добрый рачителю.

Радуйся, святителю отче Феофане затворниче и христианскаго жития златословесный учителю!

Проповедник неустанный, истин Божиих вещателю, воистину был еси ты на святительском служении, просвещая и наставляя паству свою, ты и в затворе не оставил еси духовным водительством всех, притекающих к свету мудрости твоея богодухновенными словесы своими, всех пети научая: Аллилуиа!

Возсияла еси в пустыне звездою велией мудрость твоя, пречудный угодниче Христов. Из затвора тя сокрывшаго, потекли реки живых словес твоих. Божиим изволением открылся источник благодатных поучений, наполняющий всякаго жаждущаго и с верою к нему притекающаго. Приими и от нас, святителю Божий, похвалы сицевые:

Радуйся, устами своими мудрость Божию вещавый.

Радуйся, тояже мудростию всех напоивший.

Радуйся, в подвизех иноческого жития пребывавший.

Радуйся, грехов людских мудрый искоренителю.

Радуйся, в добром преуспеянии неустанный водителю.

Радуйся, святителю отче Феофане затворниче и христианскаго жития златословесный учителю!

Хотяй всем человеком спастися и Царствия Божия достигнути, ты, пастырю добрый, в своем отречении от мира и строгом затворе обрел еси великий источник вдохновения, подражая Пастыреначальнику Христу, дерзновенно и невозбранно служил еси людем, поя Господу: Аллилуия!

Новаго видя в тебе подвижника и угодника Христова, Царствия Божия сердцем своим постигшаго, величайшаго смирения и кротости достигшаго, души людския, больныя и страждущия с надеждою устремили взор свой на пустынь, тебе от очей их скрывшую, в чаянии помощи и велией мудрости твоей благодатной. И мы, возжаждавшия ея, вопием ти тако:

Радуйся, ангельской чистоты на земли достигл еси.

Радуйся, кротостию духа своего всех покорил еси.

Радуйся, омраченныя умы просветивый.

Радуйся, незлобия дивный наставниче.

Радуйся, к подвигу милосердия людей призвал еси.

Радуйся, святителю отче Феофане затворниче и христианскаго жития златословесный учителю!

Станный для мноих, но дивный для любящих Господа подвиг твой, святителю благий, полнаго послушания в житии нестяжательном, отданном неустанному труду и непрестанному богомыслию; мы, видя сие, во умилении сердец наших благодарно поем Господу: Аллилуиа!

Весь был еси всем, святителю Божий, пастырем и отцем, учителем и наставником в неумолкаемом благовестии златословесных устен твоих. И мы, чада твоя духовныя, благодарно вопием ти:

Радуйся, росою Духа Божия напоенный.

Радуйся, светом благодати Божией осененный.

Видео (кликните для воспроизведения).

Радуйся, уме богопознания достигший.

Радуйся, миром души твоея Господа постигший.

Радуйся, благодатностию своею всех умилявший.

Радуйся, святителю отче Феофане затворниче и христианскаго жития златословесный учителю!

Всем был еси примером богомудраго жития о едином на потребу, како душу свою чистою храминой Духу Святому соделати, в великих подвизех преуспевал еси, от силы в силу восходил еси, возгревая сердце свое непрестанною молитвою Иисусовой и воспевая Господу: Аллилуиа!

Витией сладкозвучной глас твой кроткий и мудрый для всех был еси, услаждая слух внимавших тебе с велией верою, ты силою поучений твоих вел еси их непрестанною стезею тесною в самоотречении к подвигу послушания, научая их правде Божией и Царствию Его. Приими от нас, благий учителю, благодарения сицевая:

Радуйся, святителю Божий смиренный и кроткий.

Радуйся, пастырю благий и чадолюбивый.

Радуйся, в пустыни яко крин сельный процветший.

Радуйся, тишину затвора спасительную возлюбивший.

Радуйся, благий водителю душ смятенных.

Радуйся, святителю отче Феофане затворниче и христианскаго жития златословесный учителю!

Спасти хотяй род человеческий от греховных тенет, ты, Божий угодниче, просветил еси умы, ищущих правды, путие тайной победы в брани невидимой и венец вожделенный благаго конца показавый людем, поющим с тобою Богу: Аллилуиа!

Стена еси крепкая, ты еси воистину святителю Божий, в творениях своих богодухновенных, для каждой души, черплющей в мудрости твоей великое себе руководство и течение жизни своея, направляющей по стези тобою указанной, по единому пути ко спасению. Возсылая благодарения Богу за неустанное о душах наших твое попечение, тако взываем ти:

Радуйся, ангельского жития на земли достигший.

Радуйся, в сослужении ангельстем святую Литургию совершал еси.

Радуйся, ангельскою кротостию сиявший.

Радуйся, чистоты сосуд благословенный.

Радуйся, правды Божией учителю дерзновенный.

Радуйся, святителю отче Феофане затворниче и христианскаго жития златословесный учителю!

Пение всехвальное приносим ти, святителю благий и кроткий Божий угодниче. Восхваляем тя, прославившаго подвигами и житием своим святое Имя Создателя и воспеваем Богу: Аллилуиа!

Светозарное житие твое в затворе протекшее не скрылось от людских сердец, жаждущих правды и Божией истины. Благий конец жития твоего, безмятежный и мирный, велием светом озарил весь пройденный святительский многотрудный путь твой, соделавший тя воистинну сосудом Божией благодати. И мы, с умиленным сердцем, в благодарении глаголем ти:

Радуйся, в кончине твоей святительский сан твой прославивший.

Радуйся, до последнего дыхания своего Господу своему послуживший.

Радуйся, обители своея дивное украшение.

Радуйся, страны Тамбовския и Шацкия мудрый просветителю.

Радуйся, паствы Рязанския похвало и радование.

Радуйся, святителю отче Феофане затворниче и христианскаго жития златословесный учителю!

Благодатию Божиею щедро одаренный и ею пастве твоея в земном житии твоем мудро послуживый, ты, дивный и кроткий святителю, не остави и нас, уповающих на предстательство твое пред Господем на небеси, идеже предстоиши в немолчном славословии, взывая Богу: Аллилуиа!

Поюще подвиги твоя, озарившия велиим светом твой жизненный путь отречения любве ради ко Господу своему, мы, святителю Божий, кроткий и милостивый, с упованием взираем на тя, яко на небеснаго покровителя нашего и великаго о нас предстателя пред престолом Господа славы, умиленно взываем ти:

Радуйся, угодниче Божий, пресветлый и милостивый.

Радуйся, моление верных тебе николиже отринувший.

Радуйся, рабе Христов и любимче Божий.

Радуйся, иноков наставниче премудрый.

Радуйся, святителю, в скорбех наших быстрый утешителю.

Радуйся, святителю отче Феофане затворниче и христианскаго жития златословесный учителю!

О, всеблагий святителю Феофане, кроткий, богомудрый наш учителю! Приими от нас малое сие приносимое тебе моление и душ наших благодарное восхваление. Не забуди нас грешных в молитвах твоих святых, да уповая на них, непрестанно взываем Господу Сил: Аллилуиа! (Трижды)

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак.

Все мы молимся; но есть молитва, которая сама молится и увлекает вслед за собою всего внутреннего человека. Кто это испытывает, тот только и знает, что есть молитва. (14. 18)

Есть молитва, которую сам человек творит; и есть молитва, которую Бог дает молящемуся ( 1Цар. 2, 9 ). Сначала, когда приступает кто ко Господу, первое дело – молитва. Начинает он ходить в церковь и дома молиться по молитвенникам и без них. Но мысли все разбегаются. Никак с ними не управится. Чем, впрочем, больше трудится в молитве, тем больше мысли все улегаются и улегаются, и молитва становится чище. Однако ж атмосфера души не очищается, пока не затеплится духовный огонек в душе. Огонек сей есть дело благодати Божией, но не особенной, а обшей всем. Он является вследствие известной меры чистоты во всем нравственном строе человека ищущего. Когда затеплится сей огонек или образуется постоянная в сердце теплота, тогда бурление помыслов останавливается. Бывает с душою то, что с кровоточивою: «ста ток крове ея» ( Лк. 8, 44 ). В этом состоянии молитва, больше или меньше, подходит к непрестанной. Посредницею ей служит молитва Иисусова. И это есть предел, до которого может доходить молитва, самим человеком творимая! (9, 240)

Молитва углубленная, молитва непрестанная и другие проявления молитвенной благодати – все от благодати. Наш – посильный, но всеусердный и постоянный труд. Искомая молитва – благодать. Придет срок – и дана будет. Надобно только не нерадеть, искать всеусердно и все возможное употреблять. Но главное – чистая совесть. Ибо благодать молитвы есть благодать приискреннего Богообщения. С Богом же в общение ничто нечистое придти не может. (10, 35)

Слыхали вы, что есть непрестанная молитва? Возжелайте и взыщите. Станете искать и обрящете. Зародыши ее есть уже у вас: это чувство к Богу, по временам бывающее. У вас оно было в силе; но вы допустили охладеть ему. И оно приходит по временам. Вот это чувство старайтесь сделать постоянным – и это будет непрестанная молитва. Помоги вам Господи найти такое к Нему чувство. Тогда всем оплошностям, вялостям и разленениям – конец. (6, 212)

Чувство, что душу тянет ко Господу, есть сокровенная молитва, и оно одно может заменить молитвословия. Ибо оно-то и есть непрестанная молитва! (8, 238)

Трезвение должно быть непрерывно, как непрестанна молитва. То и другое укоренится в душе, когда водрузится в сердце чувство к Богу – теплое, и сладостное, и благоговейное, проникнутое страхом Божиим. (8, 242)

Ум, стоя в сердце, зрит Бога и умно исповедуется Ему призыванием Его. Чувство к Богу есть непрестанная молитва без слов. (10, 221)

Да дарует вам Господь непрестанную сердечную молитву, которая не имеет нужды в словах, а сама по себе стоит и есть Богу угодна и для души плодотворна. (18, 244)

«О, святителю, отче Феофане, земли нашея славо и радование! Приими сия смиренныя и теплыя моления нас грешных, любовию почитающих тя. Зря исполнившийся на тебе глагол Господень: «Прославляющия Мя прославлю», со умилением припадаем ко святым мощем твоим силу целебную имущим, якоже избранника Божественныя Благодати ведуще, взываем ти сице: благослови убо и помилуй, архиерею истиннаго Бога, державу нашу Российскую, воином мужество непоколебимое даруй и вся люди беспечальны сохрани и в покаяние приведи, младенцем воспитание благое даждь, юныя научи, болящим и скорбящим здравие испроси, нам же всем радость о Господе присную подаждь да вси благодарно тя ублажаем, глаголюще тако: Величаем тя, святителю отче Феофане и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего. Аминь!»

«О святителю отче Феофане, архиерею преславный и предивный затворниче, Божий избранниче и Таин Христовых служителю, богомудрый учителю и апостольских словес изрядный изъяснителю, отеческих добротолюбных сказаний списателю, христианскаго благочестия изящный проповедниче и жизни духовныя искусный наставниче, подвигов монашеских усердный ревнителю и всем людем благодати ходатаю! Ныне к тебе, на Небесех Богу предстоящему и о нас молящемуся, припадаем и сице взываем: испроси у Всещедраго Бога Церкви Российстей и стране нашей мир и благостояние, святителем Христовым — истины Божественныя достойное охранение, паствы доброе окормление, лжеучителей и еретиков изрядное посрамление; подвизающимся — смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную; учителем — боговедение и мудрость, учащимся — ревность и помощь Божию; и всем православным — утверждение на пути ко спасению, да вкупе с тобою прославим Божию Силу и Премудрость, Господа нашего Иисуса Христа, со Безначальным Его Отцем, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

Сохранить молитвы в социальной сети:

Пребывание частицы святых мощей святителя Феофана Затворника в Киево-Печерской Лавре имеет особое значение, поскольку жизненный путь святителя и становление его как священнослужителя прошло именно в стенах этой древней обители. Об этом «Православию в Украине» рассказала монахиня Иулиания (Муравьева), насельница возрождающегося Свято-Успенского Вышенского монастыря, которая сопровождает вышенские святыни в Украине.

А еще матушка Иулиания, которая также является сотрудницей музея в честь известного подвижника и богослова, созданного во флигеле, некогда служившего кельей святителю-затворнику, поведала, что:
2015-ый год будет годом святителя Феофана Затворника

К этой дате приурочен ряд мероприятий. Это крестные ходы по жизненному пути святителя Феофана, издание полного собрания творений подвижника и богослова, подготовка фильмов, теле- и радиопередач о святителе. А, кроме того, посещение ковчежца с частицей мощей святителя Феофана Затворника и Вышенской иконой Казанской Пресвятой Богородицы городов, в которых святитель нес послушание и к которым имел какое-то отношение.

Так, частица мощей святителя Феофана и чудотворная Вышенская икона Божией Матери уже побывали в Тамбове и Владимире (Россия), а теперь прибыли в Киев (Украина). Именно здесь, в Киевской духовной академии, 170 лет назад учился преподобный Феофан Затворник, тогда еще Георгий Говоров, и здесь принял постриг.

Затем, по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, вышенским святыням смогут поклониться верующие Донецка, Запорожья, Тернополя, Почаева и Винницы.
Киево-Печерская Лавра и Свято-Успенский Вышенский монастырь в жизни святителя Феофана

Молодой Георгий Говоров, сын священника Василия, с отличием окончил Орловскую семинарию и в глубине сердца мечтал об академии, но не надеялся на подобное счастье и уже был занят мыслью о подыскании подходящего сельского прихода. Но неожиданно для него в 1837 году, по распоряжению самого епископа Орловского Никодима, молодой человек получает назначение в Киевскую духовную академию.

В то время академия переживала период настоящего расцвета. Это было благоприятное время для нравственного и духовного развития. Киевским митрополитом тогда был Филарет (Амфитеатров), прозванный за свою благочестивую жизнь Благочестивым, который уделял большое внимание духовно-религиозной жизни студентов.

Святитель Феофан, не окончив еще и полного курса академии, принял решение стать на путь монашества. Однако он смотрел на этот путь как на подвиг служения Церкви, и вступил не сразу, а после духовной борьбы. В праздник Покрова Богородицы 1840 года он подал прошение о пострижении в монашество. 15 октября студента Георгия постригли с именем Феофан, что значит «Богом явленный», а его небесным покровителем стал преподобный Феофан Исповедник Сигрианский.

Вскоре после этого он и еще два студента академии, которые также принимали постриг, посетили митрополита Филарета. Владыка обратился к ним с напутственным словом, чтобы «они всегда хранили чистоту души и тела, не думали о возвышении и не впускали в голову пустых мечтаний».

С настоятельным словом к юношам обратился и духовник Киевской духовной академии и Киево-Печерской Лавры, известный подвижник иеросхимонах Парфений: «Вот вы, ученые монахи, набравши себе правил, помните, что одно нужнее всего: молиться и молиться непрестанно умом в сердце Богу. Вот чего добивайтесь». Этому правилу святитель Феофан следовал всю свою земную жизнь.

Спустя год инок Феофан был рукоположен во иеродиакона в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры, а затем – во иеромонаха. После он напишет: «Киево-Печерская Лавра — неземная обитель».

Тогда же, в 1841 году, иеромонах Феофан окончил академию со степенью магистра. А его дипломное сочинение было отправлено Священному Синоду как лучшее, и иеромонах Феофан был назначен ректором Киево-Софиевского духовного училища, где преподавал латинский язык. Это ему принадлежат слова — «Полюбите детей, и они вас полюбят».

Святитель Феофан нес различное послушание — и в Новгороде, и в Санкт-Петербурге, и в Иерусалиме, и в Константинополе… После служения в Русской Духовной Миссии он был епископом Тамбовским и Шацким, затем Владимирским. Но на 52 году жизни подал прошение об… увольнении на покой. Священный Синод был в недоумении, но потом все же освободил епископа Феофана от управления Владимирской епархией с назначением на должность настоятеля Вышенской пустыни.
Что же скрывалось за так называемым «покоем»?

Святитель Феофан желал лишь уединения, покоя и тишины для того, чтобы заняться трудами духовного писательства и тем послужить Церкви и спасению ближних. Вместе с иноками в течение 6 лет он ходил ко всем церковным службам, а в воскресные и праздничные дни сам совершал Литургию.

Как ни мало уделял времени преподобный Феофан внешнему миру, и, в частности, приему посетителей, но все же это отвлекало его от главного дела, ради которого он пришел на Вышу. И тогда явилась мысль о полном затворе. Сначала святитель провел в строгом уединении Великий пост, а затем он уединился на более продолжительное время – от Пасхи до Пасхи, на целый год. После чего уже бесповоротно был решен вопрос о полном затворе.

Все это происходило в Вышенской пустыни во флигеле, где сейчас музей в честь святителя. Он нес такой подвиг 21 год — ежедневно в молитве и в чтении духовной литературы. Что же скрывалось за этим так называемым «покоем», за этим затвором? Колоссальный труд, ежедневный подвиг, который современному человеку и представить немыслимо, не то, что примерить на себя. В келиях владыка устроил малую церквушку во имя Крещения Господня, в которой служил последние годы каждый день Литургию. Но кроме молитвы, богомыслия и чтения духовных книг, он еще занимался переводами, иконописью, музыкой, рукоделием и продолжал писать труды.

Святитель Феофан так полюбил пустынь, что говорил: «Вышу можно променять только на Царство Небесное» или «Нет ничего на свете краше Вышенской пустыни».
Почему Вышенская икона Божией Матери чудотворная?

Вышенская икона Божией Матери Казанской очень древняя, это точный список с чудотворного образа, обретенного 8 июля 1579 года в городе Казани. Лик Богоматери на чудотворной иконе Вышенской прекрасного греческого письма, он темного колорита.

Икона была родовой московских дворян Аденковых, ею родители благословили свою дочь Марию на замужество. После смерти мужа молодая вдова, следуя своему давнему влечению, поступила в Московский Зачатьевский Алексеевский женский монастырь. Начался 1812 год — война с французами, все покидали Москву. Послушница Мария Аденкова также решила навсегда оставить Москву и отправилась в Тамбовский Вознесенский девичий монастырь, взявши с собой из всего имущества лишь икону Божией Матери.

Ямщик, который вез ее, заподозрил у нее деньги и драгоценности и решил убить и ограбить инокиню. Он свернул лошадей с дороги, но Мария поняла его намерение, начала молиться перед иконой. Вдруг Пресвятая Богородица ей сказала: «Не бойся, Я твоя Заступница». Эти слова слышала не только Мария, но и ямщик, который в одно мгновение ослеп. Ямщик раскаялся и попросил прощения у девушки. Они вместе стали молиться перед иконой, и Матерь Божия вернула тому зрение.

В Вознесенском монастыре Мария и прожила до 1829 года. Перед своей кончиной она задалась вопросом: в чьи руки отдать икону? Она постоянно молилась о разрешение этого вопроса, и Царица Небесная явилась ей во сне и повелела передать икону в Вышенскую пустынь, что тогда монахиня Миропия и сделала.

Через некоторое время она приехала в Вышенский монастырь и надела на икону крест с частью крови святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и с частицами мощей святого апостола и евангелиста Матфея, святителя Василия Великого и святителя Спиридона Тримифунтского. Слава о чудотворной иконе и разнеслась по всей округе.

Но особенное почитание Вышенская икона приобрела в 1853-ем и в 1871-ом годах после избавлений жителей Шацка и Тамбова от свирепствовавшей эпидемии холеры. Как только люди понимали, что врачи бессильны в борьбе с этой страшной болезнью, они тотчас вспоминали, что у них есть заступница — чудотворная икона Божией Матери Казанская (Вышенская).

А совсем недавно, перед поездкой в Украину, на глазах у настоятельницы Вышенского монастыря и настоятеля храма в честь преподобного Сергия Радонежского, где ныне хранятся икона Богородицы и мощи святителя, проявились буковки на иконе. Икону Пресвятой Богородицы как раз помещали в ризу. Святыни находятся в этом храме, что в 3 км от Вышенской пустыни, поскольку на территории Свято-Успенского монастыря с 1938 года и буквально до вчера находилась психиатрическая больница областного значения, где на лечении было 700 человек (всего 3 недели, как из монастыря были выведены больные). И лишь теперь древняя обитель будет восстанавливаться.
О чем просить у святителя?

Люди постоянно задают этот вопрос, на что мы отвечаем: «Он святой, во всем помогает, какие бы нужды у вас не возникали. Но, прежде всего, о мудрости». Следует заметить, что святитель Феофан Затворник не является чудотворцем, но приводит к вере. Поклониться мощам святителя приезжают не только православные из России, Украины, Беларуси, Румынии, Сербии, но и верующие других конфессий, к примеру, из Голландии, Индии, Франции, Польши. А его книги переведены на многие языки мира.

Был такой случай. Человек, он не был крещен в Православии, переживал сильное уныние, не ел и не спал, отчего страдали он и его близкие. Как-то во сне ему явился благообразный старец, сел на краешек кровати, ничего не говорил, а просто смотрел сочувственно. Проснувшись, человек понял, что уныние исчезло. У него на столе лежала книга святителя Феофана Затворника, взял ее и увидел на титульном листе портрет – и узнал в нем старца, который ночью и приходил. Вскоре тот человек поехал в православный монастырь, пожил там и спустя некоторое время крестился. Когда во время Таинства крещения он обернулся на запад, то увидел, что на том месте икона преподобного Феофана Затворника, который таким образом все время покровительствовал ему.

Второй случай рассказал протоиерей Георгий Глазунов. Одна семья постоянно приезжала в храм, где он настоятель, на богослужения. У них был ребенок, который от рождения не ходил. Каждый раз родители прикладывали малыша к мощам святителя. И вот как-то на службе мать держала ребенка на руках, он попросился на пол. Женщина не осознавая, что делает, поставила его на ноги. Тут люди стали возмущаться, что ребенок бегает и мешает богослужению. Женщина поняла, что ее ребенок, который не мог ходить, пошел. От радости у нее полились слезы…

В рамках предпразднования 200-летия со дня рождения великого богослова и подвижника – святителя Феофана Затворника Вышенского, по благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, из Свято-Успенского Вышенского монастыря (Рязанская обл., Россия) в Киево-Печерскую Лавру впервые принесены ковчежец с частицей мощей святителя Феофана Затворника и чудотворная икона Божией Матери Казанская (Вышенская).

Видео (кликните для воспроизведения).

В течение двух недель — с 6 по 20 августа — у киевлян и гостей столицы есть уникальная возможность поклониться вышенским святыням, которые прославились чудесами даже за пределами России и Украины.

Молитва Свт феофану затворнику
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here