Молитва Святителя игнатия брянчанинова

Самое детальное описание: молитва святителя игнатия брянчанинова специально для посетителей нашего ресурса.

Святитель Игнатий Брянчанинов имел блестящее образование и благоволение при царском дворе, однако отказался от мирских почестей и вступил на путь иночества. Много потрудился для благоустроения монашеских обителей. Известен как духовный писатель, исследователь и продолжатель традиции святых отцов. Оставил большое число аскетических сочинений. Молитвенный покровитель монахов и всего церковного причета: священнослужителей и певчих, семинаристов и всех студентов, миссионеров и катехизаторов, подвизавшихся на Кавказе, да и вообще среди агрессивной иноверческой среды. Святителю Игнатию молятся о мире и благополучии на Кавказкой земле, о даровании покаянного чувства, при излишней привязанности к благам мира, о ревности к исполнению христианского служения, за священноначалие церковное, о твердом стоянии в Православии. Поскольку епископ Игнатий в свое время освятил известные источники кавказских минеральных вод, пользуясь целебной силой источников, ему молятся об успешном исцелении во время санаторно-курортного лечения.

Православия поборниче, покаяния и молитвы делателю и учителю изрядный, архиереев богодухновенное украшение, монашествующих славо и похвало: писании твоими вся ны уцеломудрил еси. Цевнице духовная, Игнатие Богомудре, моли Слова Христа Бога, Егоже носил еси в сердце твоем, даровати нам прежде конца покаяние.

Аще и совершал еси стезю жития земнаго, святителю Игнатие, обаче непрестанно зрел еси законы бытия вечнаго, сему поучая ученики словесы многими, имже последовати и нам, святче помолися.

  • Молитва святителю Игнатию Брянчанинову, епископу Кавказскому и Черноморскому. Молитвенный покровитель монахов и всего церковного причета: священнослужителей и певчих, семинаристов и всех студентов, миссионеров и катехизаторов, подвизавшихся на Кавказе, да и вообще среди агрессивной иноверческой среды. Святителю Игнатию молятся о мире и благополучии на Кавказкой земле, о даровании покаянного чувства, при излишней привязанности к благам мира, о ревности к исполнению христианского служения, за священноначалие церковное, о твердом стоянии в Православии. Поскольку епископ Игнатий в свое время освятил известные источники кавказских минеральных вод, пользуясь целебной силой источников, ему молятся об успешном исцелении во время санаторно-курортного лечения

Житийная и научно-историческая литература о святителе Игнатии Брянчанинове, епископе Кавказском и Черноморском:

  • «В помощь кающемуся» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Понятие о ереси и расколе» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Слово первое в неделю Цветоносную» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Высказывания об исламе и мусульманах» (извлечённые из писем святителя) — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Аскетические опыты. Том первый» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Аскетические опыты. Том второй» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Слово о человеке» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Слово о чувственном и о духовном видении духов» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Слово о смерти» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Прибавление к «Слову о смерти»» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Слово об ангелах» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Аскетическая проповедь» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Приношение современному монашеству. Правила наружного поведения для новоначальных иноков» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Приношение современному монашеству. Советы относительно душевного иноческого делания» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Отечник» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Избранные письма. Письма к монашествующим» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Избранные письма. Письма к монашествующим (продолжение)» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Избранные письма. Письма к мирянам» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Избранные письма. Письма к мирянам (продолжение)» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Избранные письма. Письма к родным и друзьям» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Переписка с игуменом Антонием Бочковым» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Переписка с игуменом Дамаскином» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Переписка с игуменом Иларием» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Письма графу Д.Н. Шереметеву» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Письма к А.С. Норову» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Письма к архимандриту Игнатию Васильеву» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Письма к Преосвященному Леониду Краснопевкову» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Письма к С.И. Снессоревой» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Письма Н.Н. Муравьеву-Карскому» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Письмо к иноку Леониду» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Письмо к монаху Иоанникию (в схиме Леониду)» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Письмо к монаху Ювеналию Половцеву» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Письмо к С.А. Танееву» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Письмо к художнику К.П. Брюллову» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Письмо к Оптинским отцам и братиям» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Письма к преподобному Антонию Путилову» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Письма к преподобному Моисею Путилову» (продолжение) — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Письма преподобному Леониду Наголкину» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Письма преподобному Макарию Иванову» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Литературно-поэтические сочинения. Заметки о творчестве» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Практическая энциклопедия. Основы правильной духовной жизни» — святитель Игнатий Брянчанинов

© Миссионерско-апологетический проект «К Истине», 2004 — 2019

Благодарю Тебя, Господь и Бог мой, за все совершившееся надо мною! Благодарю Тебя за все скорби и искушения, которые посылал Ты мне для очищения оскверненных грехами, для исцеления изъязвленных грехами, моих души и тела!

Помилуй и спаси те орудия, которые Ты употреблял для моего врачевания: тех людей, которые наносили мне оскорбления. Благослови их в этом и будущем веке! Вмени им в добродетели то, что они делали для меня! Назначь им из вечных Твоих сокровищ обильные награды.

Что ж я приносил Тебе? Какие благоугодные жертвы? — Я приносил одни грехи, одни нарушения Твоих Божественнейших заповеданий. Прости, меня, Господи, прости виновного пред Тобою и пред человеками! Прости безответного! Даруй мне увериться и искренне сознаться, что я грешник! Даруй мне отвергнуть лукавые оправдания! Даруй мне покаяние! Даруй мне сокрушение сердца! Даруй мне кротость и смирение! Даруй любовь к ближним, любовь непорочную, одинаковую ко всем, и утешающим и оскорбляющим меня! Даруй мне терпение во всех скорбях моих! Умертви меня для мира! Отыми от меня мою греховную волю и насади в сердце мое Твою святую волю, да творю ее единую и делами, и словами, и помышлениями, и чувствованиями моими.

Тебе за все подобает слава! Тебе Единому принадлежит слава! Мое единственное достояние — стыдение лица и молчание уст. Предстоя страшному суду Твоему в убогой молитве моей, не обретаю в себе ни единого доброго дела, ни единого достоинства, и предстою, лишь объятый отовсюду бесчисленным множеством грехов моих, как бы густым облаком и мглою, с единым утешением в душе моей: с упованием на неограниченную милость и благость Твою. Аминь.

Заметили орфографическую ошибку в тексте? Выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

К святому Игнатию обращаются с молитвами за помощью в исцелении от телесных и душевных болезней.

О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие!

Милостиво приими молитвы наша, с любовию и благодарением тебе приносимыя!

Услыши нас сирых и безпомощных, к тебе с верою и любовию припадающих и твоего теплаго предстательства о нас пред Престолом Господа Славы просящих.

Вемы, яко много может молитва праведника, Владыку умилостивляющая.

Ты от лет младенческих Господа пламенно возлюбил еси и Ему Единому служити восхотев, вся красная мира сего ни во чтоже вменил еси.

Ты отвергся себе и взем крест твой, Христу последовал еси.

Ты путь узкий и прискорбный жития иноческаго волею себе избрал еси и на сем пути добродетели великия стяжал еси.

Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси,

грешников же падших мудрыми словесы твоими в сознании своего ничтожества и своея греховности, в покаянии и смирении прибегати к Богу наставлял еси, ободряя их упованием на Его милосердие.

Ты николиже притекавших к тебе отвергал еси, но всем отец чадолюбивый и пастырь добрый был еси.

И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих.

Испроси нам у человеколюбиваго Господа нашего здравие душевное и телесное, утверди веру нашу, укрепи силы наша, изнемогающия во искушениих и скорбех века сего, согрей огнем молитвы охладевшая сердца наша,

помоги нам, покаянием очистившимся, христианскую кончину живота сего получити и в чертог Спасов преукрашенный внити со всеми избранными и тамо купно с тобою покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков.

Ирмос: Колесницегонителя фарабня погрузи чудотворяй иногда Моисейский жезл, крестообразно поразив и разделив море, Израиля же беглеца, пешеходца, спасе, песнь Богови воспевающа.

Припев: Святителю отче Игнатие, моли Бога о нас.

Путь духовный, к Богу Живу ведущий, прешел еси, святителю Игнатие, ясно указуя нам, како подобает стезю жития земнаго преходити, учению Христову внемлюще.

Первую степень в лествице добродетелей Евангельских, нищету духовную, узрел еси, отче, и той последовати, тую возлюбити, тою пути духовнаго начало полагати завет твой дал еси.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Нищета духа, рекл еси, соль есть всех жертв духовных, нищета бо духа блаженство первое наречеся во Святем Евангелии Христове, ейже вси прочии блаженства, кротость, милосердие, сердца чистота, последуют и ею совершаются.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Мати Света, Пречистая Богородительнице, житие спасительно на земли с Сыном и Богом Твоим совершившая, нас, недостойных, укрепи, от грехов избави и к правде вечней шествовати утверди.

Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, Едине Человеколюбче.

Припев: Святителю отче Игнатие, моли Бога о нас.

Правду Христову в житии своем восписуя, святителю Христов Игнатие, обрел еси на пути сем, еже плакати и рыдати о содеянных злых и к Спасителю мира притекати.

В юности плачем иноческим горце восплакал еси в келлии своей о разрушении храма сердца человеческаго, Богом созданнаго Богослужения возвышеннаго ради, о пленении души и ума, от сих же всех токмо единем Богочеловеком Спасителем избавимся.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

И паки плач стяжал еси, отче, в иночестем житии твоем, егда вся преграды, от Бога удаляющия тя, препобедил еси. Сего плача ради помяни нас, чтущих святую память твою.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Дево Пречистая, печали наша и скорби утоляющая, плач спасительный подавай нам, да о бездне зол наших и неправд восплачем пред Тобою.

Поучал еси, отче достохвальне, яко молитву чисту стяжати, таже чувство покаяния и плача возлюбити довольно есть, во еже спасение вечное улучити, егоже и нас, грешных, сподоби молитвами твоими, святе.

Ирмос: Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование, не оставль недра Отча и нашу нищету посетив. Тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава, Человеколюбче.

Припев: Святителю отче Игнатие, моли Бога о нас.

Тайны жития иноческаго взыскуя, блаженне Игнатие, познал еси, яко каятися подобает и труд иноческий ничтоже ино есть, еже делание непрестаннаго покаяния.

В покаянии, слезах и плаче о содеянных злых узрел еси, отче, спасения путь, к Горней жизни ведущий, иже предлежит и всякому носящему имя Христово.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Рекл еси, отче преподобне, яко должно есть покаянием страсти отсекати, таже покаянием доброделание стяжати, и, аще не узрит око наше, яко грешни есмы, не имамы спасения вечнаго улучити.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Мати Божия, грешных Споручнице и Помощнице, путь наш, к Богу ведущий, покаянием истинным укрепи, зрением греха и исповеданием его направи.

Ирмос: Вскую мя отринул еси от лица Твоего, Свете Незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго, но обрати мя и к свету заповедей Твоих пути моя направи, молюся.

Припев: Святителю отче Игнатие, моли Бога о нас.

Плачем и покаянием непрестанным душу твою снабдевая, отче Игнатие, делатель молитвы явился еси, сию от возраста младенческаго возлюбив, и в основание жизни духовныя положил еси.

Молитвою усердною житие твое от юности укрепляя, даже до кончины подвиг твой молитвенный ко Христу Богу соблюдал еси, имже о Бозе Спасе утверждаяся.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

В возраст мужеский пришед, монахов начальник быв и многообразныя скорби испытуя, в молитве твердей и непрестанней со многими слезами ослабу и отраду истинную почерпал еси, отче всеблаженне.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Дево Пречистая, Мати Христа Бога, венец молитвы неусыпающия, о нас, грешных, мольбу Богу принеси и молением Твоим от напастей и скорбей нас избави.

Ирмос: Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися и живот мой аду приближися, и молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.

Припев: Святителю отче Игнатие, моли Бога о нас.

Явился еси учитель молитвы сердечныя, отче наш Игнатие, ясно наставляя, како должни есмы пред Лицем Христовым предстояти и молитву покаяния творити.

Подобает на молитве, поучал еси, отче, встати в лице прокаженных, слепых, глухих, хромых и тако ко Христу, от сердца сокрушеннаго, от нищеты духа нашего, молитву тщатися творити.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Егда тишина возвеет в сердце на молитве, поучал еси, отче, и мир ко всем, смирение, сострадание и любовь к человеком, тогда познаем, яко благодать Духа Свята сие содела.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Богородичен: Мати Божия, Духа Святаго приятелище непостижимое, о смертных нас молися и молитву нашу к Богу управи.

Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне:

Аще и совершал еси стезю жития земнаго, святителю Игнатие, обаче непрестанно зрел еси законы бытия вечнаго, сему поучая ученики словесы многими, имже последовати и нам, святче, помолися.

Рекл еси, отче, в писаниих твоих, яко подобает имети страх Божий, во еже вступити в совершенство всех добродетелей, любовь Божию, и тако Отцу Небесному уподобитися. Сему учению последовати и нам, святче, помолися.

Ирмос: Отроцы еврейстии в пещи попраша пламень дерзновенно и на росу огнь преложиша, вопиюще: благословен еси, Господи Боже, во веки.

Припев: Святителю отче Игнатие, моли Бога о нас.

В зимнем обнажении ветвей древесных поучался еси, отче, тайне воскресения мертвых, якоже бо древо во время свое листвием покрывается, тако и кости человеческия оживут и, облекшеся плотию, в мир новый вступити имут.

Познал еси, отче, елико возможно, тайну кончины бытия человеческаго, тайну естества ангельскаго и души человеческия, и воздал еси благодарение Богу.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Единаго токмо Бога, Духа Истины, исповедал еси, Иже Един всесовершен есть, Емуже покланяющеся, тя, отче, величаем.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Дево Марие, Мати Неизреченнаго Света, нас, грешных, от мысленных падений огради, Божественное же учение Церкве Святыя в сердцах наших укрепи.

Ирмос: На горе святей прославльшася и в купине огнем Приснодевы Моисеови тайну явльшаго, Господа пойте и превозносите во вся веки.

Припев: Святителю отче Игнатие, моли Бога о нас.

Возлюбил еси, отче, служити братии словом Божиим, и бысть тебе служение сие в подвиг жития твоего, нам же в радование непреложное, вопиющим ти: не остави нас, отче, словом и молитвами твоими.

В служении Слову услышал еси в души твоей глас уверения во спасении, сего ради преискренне возлюбил еси ближних твоих и самое то Слово Божие.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Поучал еси ближних твоих, святителю, яко Спаситель наш есть Огнь Небесный, Иже и в словесех Его Евангельских действует.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Мати Божия, Бога Слова рождшая, даждь слово рабом Твоим, еже сказати тайну всемилостиваго заступления Твоего, в тайне рождения Слова, Христа Бога, явльшуюся.

Ирмос: Ужасеся о сем Небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски и чрево Твое бысть пространнейшее Небес. Тем Тя, Богородицу, Ангелов и человек чиноначалия величают.

Припев: Святителю отче Игнатие, моли Бога о нас.

Многи труды и болезни подъяв в житии твоем, святителю всечестне, Кресту Христову, светло сияющу, поклонился еси и молитву твою ко Христу простерл еси.

Скорбьми обуреваемый, зрел еси в видении в келлии своей Странника, посетившаго тя. Откуду шествуеши? И где селение Твое? Почто доселе оставлял еси е? — сладце вопиял еси, отче, явльшемуся ти Христу.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

В хождении пред Господем познал еси, отче, судьбы отечества твоего, таже и кончину твою ясно провидел еси, к Богу Слову, Христу возлюбленному, молитвенно устремляяся.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Мати Божия, сияние неизреченнаго Света, стопы наша к жизни вечней направи, прощающи вся злая, нами содеянная.

Имя Богоносца преславнаго в монашестем образе твоем восприем, отче Игнатие, святителю всечестне, Христа молитвою непрестанною внутрь сердца твоего вселил еси и был еси учитель, к Свету невечернему ведый, богоносец воистину досточудный явився.

  • Молитва святителю Игнатию Брянчанинову, епископу Кавказскому и Черноморскому. Молитвенный покровитель монахов и всего церковного причета: священнослужителей и певчих, семинаристов и всех студентов, миссионеров и катехизаторов, подвизавшихся на Кавказе, да и вообще среди агрессивной иноверческой среды. Святителю Игнатию молятся о мире и благополучии на Кавказкой земле, о даровании покаянного чувства, при излишней привязанности к благам мира, о ревности к исполнению христианского служения, за священноначалие церковное, о твердом стоянии в Православии. Поскольку епископ Игнатий в свое время освятил известные источники кавказских минеральных вод, пользуясь целебной силой источников, ему молятся об успешном исцелении во время санаторно-курортного лечения

Житийная и научно-историческая литература о святителе Игнатии Брянчанинове, епископе Кавказском и Черноморском:

  • «В помощь кающемуся» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Понятие о ереси и расколе» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Слово первое в неделю Цветоносную» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Высказывания об исламе и мусульманах» (извлечённые из писем святителя) — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Аскетические опыты. Том первый» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Аскетические опыты. Том второй» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Слово о человеке» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Слово о чувственном и о духовном видении духов» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Слово о смерти» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Прибавление к «Слову о смерти»» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Слово об ангелах» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Аскетическая проповедь» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Приношение современному монашеству. Правила наружного поведения для новоначальных иноков» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Приношение современному монашеству. Советы относительно душевного иноческого делания» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Отечник» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Избранные письма. Письма к монашествующим» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Избранные письма. Письма к монашествующим (продолжение)» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Избранные письма. Письма к мирянам» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Избранные письма. Письма к мирянам (продолжение)» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Избранные письма. Письма к родным и друзьям» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Переписка с игуменом Антонием Бочковым» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Переписка с игуменом Дамаскином» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Переписка с игуменом Иларием» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Письма графу Д.Н. Шереметеву» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Письма к А.С. Норову» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Письма к архимандриту Игнатию Васильеву» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Письма к Преосвященному Леониду Краснопевкову» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Письма к С.И. Снессоревой» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Письма Н.Н. Муравьеву-Карскому» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Письмо к иноку Леониду» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Письмо к монаху Иоанникию (в схиме Леониду)» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Письмо к монаху Ювеналию Половцеву» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Письмо к С.А. Танееву» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Письмо к художнику К.П. Брюллову» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Письмо к Оптинским отцам и братиям» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Письма к преподобному Антонию Путилову» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Письма к преподобному Моисею Путилову» (продолжение) — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Письма преподобному Леониду Наголкину» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Письма преподобному Макарию Иванову» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Литературно-поэтические сочинения. Заметки о творчестве» — святитель Игнатий Брянчанинов
  • «Практическая энциклопедия. Основы правильной духовной жизни» — святитель Игнатий Брянчанинов

© Миссионерско-апологетический проект «К Истине», 2004 — 2019

Тебе! Ты бьешь всякого, кого приемлешь, и наказуешь всякого, кого возлюбишь! 1 Отдаюсь всецело в волю Твою: твори с созданием Твоим благоугодное Тебе.

Благодарю, славословлю Тебя, Боже мой, благодарю, славословлю Тебя, всемогущий Врач мой! Изливай на меня милость Твою и даруй исцеление немоществующей душе моей, с благодарением и славословием Тебе, с покорностию и преданностию воле Твоей несущей спасительное бремя временных страданий: Ты возлагаешь это бремя на тех рабов Твоих, которым Ты предназначил в удел спасение, вечные блаженства.

Игнатий (Брянчанинов) свт. Полное собрание творений. Т. 4. – М.: Паломник, 2002.

Войдя в комнату твою, и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно… (Мф. 6, 6).

Господь, заповедавший уединенную молитву, очень часто Сам, во время Своего земного странствования, как повествует Евангелие, пребывал в ней. Он не имел где главу подклонить: и потому часто заменяли для него безмолвную, спокойную келлию безмолвные вершины гор и тенистые виноградники.

Темнота ночи закрывает предметы от любопытных взоров, тишина безмолвия не развлекает слуха. В безмолвии и ночью можно молиться внимательнее. Господь избирал для молитвы Своей преимущественное уединение и ночь, избирал их с тем, чтобы мы не только повиновались Его заповеди о молитве, но и следовали Его примеру. Для Самого Господа нужна ли была молитва? Пребывая, как человек, с нами на Земле, Он, как Бог, неразлучно был с Отцом и Духом, имел с Ними единую Божественную волю и Божественную власть.

«Войдя в комнату твою, и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне». Пусть о молитве твоей не знает никто: ни друг твой, ни родственник, ни само тщеславие, сожительствующее сердцу твоему и подстрекающее высказать кому-нибудь о молитвенном подвиге твоем, намекнуть о нем.

Затвори двери келлии твоей от людей приходящих для пустословия, для похищения у тебя молитвы; затвори двери ума от посторонних помышлений, которые предстанут, чтобы отвлечь тебя от молитвы; затвори двери сердца от ощущений греховных, которые будут покушаться смутить и осквернить тебя, и помолись.

Не дерзни приносить Богу многоглагольных и красноречивых молитв, тобой сочиненных, как бы они не казались тебе сильны и трогательны: они — произведение падшего разума и, будучи жертвой оскверненной, не могут быть приняты на духовный жертвенник Божий. А ты, любуясь изящными выражениями сочиненных тобою молитв и признавая утонченное действие тщеславия и сладострастия за утешение совести, и даже благодати, увлечешься далеко от молитвы; увлечешься далеко от молитвы в то самое время, когда тебе будет представляться, что ты молишься обильно и уже достиг некоторой степени богоугождения.

Душа, начинающая путь Божий, погружена в глубокое неведение всего Божественного и духовного, хотя бы она была и богата мудростию этого мира. По причине неведения она не знает, как и сколько надо ей молиться. Для вспомоществования младенчествующей душе Святая Церковь установила молитвенные правила.

Молитвенное правило есть собрание нескольких молитв, сочиненных Боговдохновенными святыми отцами, приспособленное к известному обстоятельству и времени.

Цель правила — доставить душе недостающее ей количество молитвенных мыслей и чувств, притом мыслей и чувств правильных, святых, истинно богоугодных. Такими мыслями и чувствами наполнены благодатные молитвы святых отцов.

Для молитвенного упражнения утром имеется особое собрание молитв, называемое утренними молитвами, или утренним правилом; для ночного моления пред отшествием ко сну — другое собрание молитв, именуемое молитвами на сон грядущим, или вечерним правилом. Особенное собрание молитв прочитывается готовящимися ко причащению Святых Христовых Таин и называется правилом ко Святому Причащению. Посвятившие большую часть своего времени благочестивым упражнениям (монахи) прочитывают около третьего часа пополудни особенное собрание молитв, называемое ежедневным, или иноческим правилом. Иные прочитывают ежедневно по нескольку кафизм, по нескольку глав из Нового Завета, полагают несколько поклонов — все это называется правилом.

Правило! Какое точное название, заимствованное из самого действия, производимого на человека молитвами, называемым правилом! Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает ее поклоняться Богу Духом и Истиною (Ин. 4, 23), между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом,она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти, то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых ее тщеславием и сластолюбием.

Молитвенные правила удерживают молящегося в спасительном расположении смирения и покаяния, научая его непрестанному самоосуждению, питая его умилением, укрепляя надеждой на Всеблагого и Всемилосердого Бога, увеселяя миром Христовым, любовию к Богу и ближним.

Как возвышенны и глубоки молитвы ко Святому Причащению! Какое превосходное приготовление они доставляют приступающему к Святым Христовым Тайнам! Они убирают и украшают дом души чудными помышлениями и ощущениями, столь благоугодными Господу. Величественно изображено и объяснено в этих молитвах величайшее из Таинств христианских; в противоположность этой высоте живо и верно исчислены недостатки человека, показаны его немощь и недостоинство. Из них сияет, как солнце с неба, непостижимая благость Бога, по причине которой Он благоволит тесно соединяться с человеком, несмотря на ничтожность человека.

Утренние молитвы так и дышат бодростью, свежестью утра: увидевший свет чувственного солнца и свет земного дня научается желать зрения высшего, духовного Света и Дня бесконечного, производимых Солнцем Правды — Христом.

Краткое успокоение сном во время ночи — образ положительного сна во мраке могилы. И напоминают нам молитвы на сон грядущим о нашем переселении в вечность, обозревают всю нашу деятельность в течение дня, научают приносить Богу исповедание соделанных согрешений и покаяние в них.

Молитвенное чтение акафиста Сладчайшему Иисусу, кроме собственного своего достоинства, служит превосходным приготовлением к упражнению Молитвой Иисусовой, которая читается так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Эта молитва составляет почти единственно упражнение преуспевших подвижников, достигших (христианской) простоты и чистоты, для которых всякое многомышление и многословие служат обременительным развлечением. Акафист показывает, какими мыслями может быть сопровождаема Молитва Иисусова, представляющаяся для новоначальных крайне сухой. Он (акафист) изображает только прошение грешника о помиловании Господом Иисусом Христом, но этому прошению даны разноообразные формы, сообразно младенчественности ума новоначальных. Так младенцам дают пищу, предварительно размягченную.

В акафисте Божией Матери воспето воплощение Бога Слова и величие Божией Матери, Которую за рождение Ею вочеловечившегося Бога «ублажают все роды» (Лк. 1, 48). Как бы на большой картине бесчисленными дивными чертами, красками, оттенками изображено в акафисте великое Таинство вочеловечения Бога Слова. Удачным освещением оживляется всякая картина — и необыкновенным светом благодати озарен акафист Божией Матери. Свет этот действует сугубо: им просвещается ум, он него сердце исполняется радости и извещения. Непостижимое приемлется как вполне постигнутое, по чудному действию, производимому (словами акафиста) на ум и сердце.

Многие благоговейные христиане, особенно иноки, совершают очень продолжительное вечернее правило, пользуясь тишиной и мраком ночи. К молитвам на сон грядущим они присоединяют чтение кафизм, чтение Евангелия, Апостола, чтение акафистов и поклоны с Молитвой Иисусовой… рабы Христовы плачут в тишине своих келлий, изливая усердные молитвы пред Господом… В веселии и бодрости духа, в сознании и ощущении необыкновенной способности к богомыслию и ко всем благим делам встречают рабы Божии тот день, которому предшествующую ночь они провели в молитвенном подвиге.

Господь повергался на колени во время молитвы Своей — и ты не должен пренебрегать коленопреклонениями, если имеешь достаточно сил для совершения их. Поклонением до лица земли, по объяснению отцов, изображается наше падение, а восстанием с земли — наше искупление (Слова св. Феолипта. Добротолюбие, ч.2). Пред началом вечернего правила особенно полезно положить посильное число поклонов, чтобы приготовиться к усердному и внимательному чтению правила.

При совершении правила и поклонов никак нельзя спешить; надо совершать и правила, и поклоны с возможной неспешностью и вниманием. Лучше меньше прочитать молитв и меньше положить поклонов, но со вниманием, чем много и без внимания.

Избери себе правило, соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мк. 2, 27), можно и нужно отнести ко всем благочестивым подвигам, а также и к молитвенному правилу. Молитвенное правило — для человека, а не человек — для правила: оно должно способствовать к достижению человеком духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым (тягостной обязанностью), сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению и унижению ближних.

Благоразумно избранное молитвенное правило, соответственно силам и роду жизни, является большим подспорьем для подвизающегося о своем спасении. Совершение его в положенные часы обращается в навык (от постоянства), в необходимую естественную потребность. Стяжавший этот блаженный навык, как только приближается к обычному месту совершения правила, так душа его уже исполняется молитвенным настроением: он не успел еще произнести ни одного слова из читаемых им молитв, а уже сердце наполняется умилением, и весь ум углубляется во внутренюю клеть (сердце).

«Предпочитаю,— сказал великий отец Матой,— непродолжительное правило, но постоянно исполняемое, продолжительному, но в скором времени оставляемому». А такую участь всегда имеют молитвенные правила, несоразмерные силам: при первом порыве горячности подвижник выполняет их, некоторое время, конечно, обращая больше внимания на количество, чем на качество, потом изнеможение, производимое подвигом, превосходящим силы, постепенно принуждает его сокращать и сокращать правило.

Часто подвижники, безрассудно установившие для себя обременительное правило, переходят от многотрудного правила к оставлению всякого правила. По оставлении правила, и даже при одном сокращении его, непремено нападает на подвижника смущение. От смущения он начинает чувствовать душевное расстройство. От расстройства рождается уныние. Усилившись, оно производит расслабление и исступление, а от действия их безрассудный подвижник предается праздной, рассеянной жизни, с равнодушием впадает в самые тяжкие согрешения.

Избрав для себя соразмерное силам и душевной потребности молитвенное правило, старайся тщательно и постоянно исполнять его: это нужно для поддержания нравственных сил души твоей, как нужно для поддержания телесных сил ежедневное, в известые часы, достаточное употребление здоровой пищи.

«Не за оставление псалмов осудит нас Бог в день Суда Своего,— говорит святой Исаак Сирин,— не за оставление молитвы, но за последующий оставлению их вход в нас бесов. Бесы, когда найдут место, войдут и затворят двери очей наших, тогда исполняют нами, их орудиями, насильственно и нечисто, с лютейшим отмщением, все воспрещенное Богом. И по причине оставления малого (правила), за которое (мы) сподобляемся заступления Христова, мы делаемся подвластными (бесам), как написано некоторым премудрым отцом: „Непокоряющий воли своей Богу, подчинится сопернику своему“. Эти (правила), кажущиеся тебе малыми, соделаются для тебя стенами против старающихся пленить нас. Совершение этих (правил) внутри келлии премудро установлено учредителями Церковного Устава, по откровению свыше, для хранения жития нашего» (Исаак Сирин, Слово 71).

Великие отцы, пребывавшие от обильного действия благодати Божией в непрестанной молитве, не оставляли и правил своих, которые навыкли они совершать в известные часы нощеденствия (ночных и дневных молитв). Многие доказательства этого видим в их житиях: преподобный Антоний Великий, совершая правило девятого часа — церковный девятый час соответствует третьему часу пополудни,— сподобился Божественного откровения; когда Преподобный Сергий Радонежский занимался молитвенным чтением акафиста Божией Матери, явилась ему Пресвятая Дева в сопровождении апостолов Петра и Иоанна.

Возлюбленные! Покорим свою свободу правилу: оно, лишив нас свободы пагубной, свяжет нас только для того, чтоб доставить нам свободу духовную, свободу во Христе. Цепи сначала покажутся тягостными, потом сделаются драгоценными для связанного ими. Все святые Божии приняли на себя и несли благое иго молитвенного правила; подражанием им и мы последуем в этом случае Господу нашему Иисусу Христу, Который вочеловечившись и указав нам Собой образ поведения, действовал так, как действовал Отец Его (Ин. 5, 19), говорил то, что заповедал Ему Отец (Ин. 12, 49), имел целью исполнить во всем волю Отца (Ин. 5, 30). Воля Отца и Сына и Святаго Духа — одна. По отношению к людям она заключается в спасении людей.

Всесвятая Троице, Боже наш! Слава Тебе! Аминь.

Видео (кликните для воспроизведения).

(Епископ Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Аскетические опыты. СПб., 1865 т.2, с. 181–191. Публикуется в сокращении.)

Молитва Святителя игнатия брянчанинова
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here