Молитва Святой сильвестр

Самое детальное описание: молитва святой сильвестр специально для посетителей нашего ресурса.

Святитель Сильвестр славился как глубокий знаток Священного Писания и непоколебимый защитник христианской веры. В царствование императора Константина Великого, когда для Церкви кончился период гонений, иудеи устроили диспут об истинной вере, на котором присутствовали святой равноапостольный царь Константин, его мать — святая царица Елена и многочисленная свита. Со стороны христиан выступил папа Сильвестр, а от иудеев — множество ученых раввинов, во главе с Замврием, чернокнижником и чародеем. На основании Священных книг Ветхого Завета святой Сильвестр убедительно доказал, что всеми пророками было предсказано Рождество Иисуса Христа от Неискусобрачной Девы, Его вольное страдание, смерть для искупления падшего рода человеческого и славное Воскресение. В этом словесном состязании святитель был признан победителем. Тогда Замврий пытался прибегнуть к чародейству, но святой воспрепятствовал злу, призывая Имя Господа Иисуса Христа. Замврий и остальные иудеи уверовали во Христа и просили совершить над ними святое Крещение. Святой папа Сильвестр управлял Римской Церковью более двадцати лет, пользуясь глубоким уважением христиан. Он мирно скончался в глубокой старости в 335 году.

Иже измлада Христа возлюбив/ и верою к Нему приближся,/ изнурил еси, в пустыни живый, многострадальное тело твое./ Тем, блаженне Сильвестре, со Ангелы ликовствуя,/ моли Христа Бога мир мирови даровати

Яко добр блаженнаго Сергия ученик,/ вере и благочестию его подражая,/ стяжал еси даров Духа Святаго сокровище/ и силы многи соделал еси о Господе/ во спасение и утешение верных./ Не остави убо и нас, с верою притекающих к тебе,/ Сильвестре преподобне.

Подвигом добрым подвизался еси, преподобне,/ и душу твою, яко жертву чисту и непорочну,/ Духу Святому принеся еси,/ и по смерти твоей стадо твое духовное соблюдавши,/ и в болезнех скоро посещавши./ Темже молим тя, преблаженне:/ с лики преподобных моли Христа Бога,/ да спасет православный христианы/ и подаст людем в мире глубоце устроитися, да зовем ти:/ радуйся, Сильвестре, иноком духовный пастырю и наставниче.

О честная главо! Духа Святаго обиталище и Ангелов собеседниче, преблаженне отче Сильвестре! Житием богоугодным венец славы Небесныя стяжавый и у Гос­пода дерзновение велие имый, молися о рабех твоих, с верою твоея помощи требующих и с упованием на мило­сердие твое к тебе прибегающих. Испроси у Господа Человеко­любца всем людем, коемуждо для благаго жительствования и спасения потребная: Церкви — мир и тишину, православным христианом — на враги победу и одоление, недужным — исцеление, сирым — вспоможение, немощствующим верою — в вере утверждение, юным — в благо­честии воспитание, всем людем — безмятежие и от всех бед и скорбей избавление, воззываемым от жизни сея временныя — святое напутствие, преставльшимся — блаженное в Господе упокоение. Услыши, богоносне, усердное моление грешных и недостой­ных раб твоих и милости твоя богатыя излей на ны, да, щедротами твоими обогащаеми, славим всечестное и великолепое имя Отца, и Сына, и Святаго, Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

П ра́вило ве́ры и о́браз кро́тости, / воздержа́ния учи́теля / яви́ тя ста́ду твоему́ / я́же веще́й И́стина. / Сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая, / нището́ю бога́тая, / о́тче Сильве́стре, / моли́ Христа́ Бо́га, // спасти́ся душа́м на́шим.

В о свяще́нницех свяще́нник яви́лся еси́, Царя́ и Бо́га Богоно́се, / по́стником собесе́дник быв, / отону́дуже сра́дуешися ны́не лико́м А́нгельским, о́тче, веселя́ся в Небе́сных, / Сильве́стре, сла́вне па́стырю, // спаса́й любо́вию соверша́ющия па́мять твою́.

Я́ ко звезду́ тя вселе́нней, свя́те, / яви́ И́же сла́вы Госпо́дь, / доброде́тели предложи́в па́че денни́цы, блаже́нне. / Свет бо еси́ нам, // о́тче Сильве́стре.

Преподобный Сильвестр Обнорский был учеником и пострижеником преподобного Сергия Радонежского (+ 1392; память 25 сентября и 5 июля). После прохождения послушаний в Троицкой обители преподобный Сильвестр получил благословение на пустынножительство.

В глухом лесу на реке Обноре, впадающей в реку Кострому, он поставил на избранном месте крест и начал подвизаться. Долго никто не знал о святом отшельнике. Его келью случайно обнаружил сбившийся с пути крестьянин. Он рассказал смущенному отшельнику, как попал в это место, над которым ранее видел то светлые лучи, то облачный столп. Преподобный прослезился от скорби, что место его уединения открыто. Путник упросил святого рассказать о себе.

Преподобный Сильвестр сказал, что живет тут уже немалое время, питается древесной корой и кореньями. Сначала он обессиливал без хлеба и падал от изнеможения на землю. Но однажды ему явился Ангел в виде чудного мужа и прикоснулся к нему рукой. С тех пор преподобный Сильвестр не испытывал бедственного состояния. Тогда крестьянин еще раз, уже специально, пришел к преподобному и принес ему хлеба и муки на запас. . Достаточно было одной встречи, чтобы о подвигах отшельника стало известно многим. Вскоре к нему начали приходить крестьяне из окрестных, хотя и неблизких селений. Преподобный Сильвестр не возбранял им строить кельи рядом с ним.

Когда собралась братия, преподобный сам отправился в Москву и испросил у святителя Алексия (1354 — 1378; память 12 февраля) благословение на создание храма в честь Воскресения Христова. Святитель вручил ему антиминс и поставил игуменом обители. С построением храма число братии быстро выросло, и преподобный часто удалялся для молитвы в дремучий лес. Это место получило название «заповедной рощи», так как преподобный Сильвестр запретил рубить там деревья. В глубине этой рощи преподобный сам вырыл три колодца, а четвертый — на склоне горы у реки Обноры. Когда преподобный возвращался из уединения, около монастыря его обычно ждало много народа, каждый хотел получить его благословение и услышать поучение.

Когда святой впал в предсмертную болезнь, братия, горевавшие, когда он уходил в уединение, тем более скорбели о предстоящей кончине святого. «Не скорбите об этом, братия мои возлюбленные, — говорил им в утешение преподобный, — на все воля Божия. Сохраняйте заповеди Господни и не бойтесь в этой жизни потерпеть беды, чтобы получить награду на Небесах. Если же я буду иметь дерзновение у Бога и дело мое будет Ему угодно, то это святое место не оскудеет и по моем отшествии. Молитесь только Господу Богу и Его Пречистой Матери, чтобы избавиться вам от искушений лукавого». Преподобный скончался 25 апреля 1479 года и был погребен справа от деревянного Воскресенского храма.

Сохранилась запись чудес преподобного от 1645 года, в которой описано 23 чуда. Особенно многих преподобный исцелил от беснования (12 случаев) и исступления ума, болезни глаз (6 случаев). Поучительно чудо, совершившееся в 1645 году. Иеромонах обители Иов приказал крестьянам рубить заповедную рощу на дрова и был за это поражен слепотой. Через четыре недели он осознал грех, покаялся и дал обещание не поступать по своей воле, а все делать по совету братии. Иеромонах отслужил молебен в церкви, приложился к раке преподобного и прозрел.

День памяти: 9 января
Прославлен в лике: Мучеников
Когда жил: ок. 300 г.
Где жил: Город Мелитина, Малоазийская область Каппадокия, северная часть Малой Армении

Тропарь, глас 4: Мученик Твой, Господи, Полиевкт, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего, имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.

Кондак, глас4: Спасу приклоншу во Иордане главу, сокрушишася змиев главы. Полиевктова же глава отсекшаяся льстиваго посрами.

— Не оскорбил ли я тебя чем-нибудь? В чем вина моя? Что я сделал ужасного, что ты не хочешь простить своему другу?

Тогда Неарх заплакав и воздохнув из глубины сердца, сказал:

— Когда я, друг думаю о том, что наша любовь и приязнь должны кончиться, то унываю и скорблю душою.

Услышав это, Полиевкт весьма огорчился и сказал:

— Как это может случиться, друг? Зачем ты говоришь о таких невозможных вещах? Отчего наша любовь должна прекратиться, когда и сама смерть не в силах ее расторгнуть?

— Любезнейший друг, — отвечал Неарх, — то меня так и угнетает до глубины души, что наше разлучение будет хуже, чем естественная смерть.

Полиевкт не поняв, что говорит Неарх, крепко обнял своего друга и еще настоятельнее стал просить его:

— Скажи, Неарх и разъясни, в чем будет состоять это разлучение наше? Я не могу более выносить твоего молчания, и если ты будешь продолжать молчать, и ничего не скажешь мне, то тотчас же увидишь меня пред собою мертвым.

— Любезнейший Полиевкт! нас разлучит с тобою тот царский указ, который читается повсюду; ибо я принадлежу к христианской вере, а ты к языческой. И вот, когда меня возьмут на смерть, ты откажешься от меня и покинешь меня.

Услышав это, благоразумный Полиевкт тотчас понял, чего хочет Неарх, и, будучи просвещен благодатью Божьей, стал помышлять о Божественном. Он припомнил бывшее ему за несколько дней пред сим видение и сказал:

— Не бойся, возлюбленный друг мой Неарх! мы не расстанемся с тобою, ибо я видел во сне Христа, Которому ты служишь и Который, приблизившись ко мне, снял бывшую на мне одежду и облек меня в другую, новую, прекрасную и драгоценную, с золотыми петлями, и, кроме того, дал мне еще крылатого коня.

Неарх, услышав это, обрадовался и объяснил видение в том смысле, что снятие прежней одежды и облечете в новую, указывает на перемену жизни к лучшему:

— Предстоит тебе, — сказал он, — оставить языческое нечестие и облечься во Христа истинною верою; крылатый же конь означает скорый переход к небу.

— Вот ты уже познал Христа, Бога Истинного!

— Когда же я не знал Его? Не горел ли я сердцем, когда ты рассказывал мне о Нем? Не дивился ли я Его словам, когда ты читал мне святое Евангелие? Мне недоставало только христианского имени, а по расположению своему я уже был христианином, ибо я всегда только и думал о том, как бы мне, оставив суетных идолов, стать рабом Христа Господа. Итак, что же медлить, Неарх? Докажем самым делом нашу преданность Христу!

Неарх услаждался его речью и возрадовался; но, боясь того, чтобы друг его не стал жалеть об имуществе своем, о жене и детях, а также о своей жизни, он начал беседовать с ним о суетности сего мира и изображать невидимые блага и славу небесную.

— Для меня, Полиевкт — говорил он — ни богатство, ни слава, ни воинская честь, — ничто мирское так не дорого и так не вожделенно, как жизнь во Христе Иисусе: только ее я желаю, а все прочее кажется мне ничтожным.

Полиевкт же, как бы искушая его, сказал:

— А разве ты не дорожишь почестями своего воинского звания?

— Мне кажется, Полиевкт, что ты еще не представляешь себе истинной чести и славы и непрестанного блаженства, которое Господь Христос уготовал рабам Своим.

— Ты думаешь, что я не имею понятия о славе, чести и блаженстве, которые приготовлены для нас у Христа на небе? А я думаю, что я пошел далее тебя в этом случае, потому что уже получил, как говорил тебе, в видении царскую хламиду. Но вот о чем я спрошу тебя: можно ли, не приняв христианских таинств приступить к Христу и быть его воином?

— Не сомневайся в этом верный друг — отвечал Неарх, — «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3:9), ибо Он не затворяет дверей Своего милосердия ни перед кем, кто обращается к Нему, и приходящим в виноградник его позже платит то же, что получают и те, кто работал целый день (3). Так Он отверз рай разбойнику, распятому на кресте, и за краткое исповедание веры даровал такое возмездие, из-за которого другие положили много труда.

Услышав это, Полиевкт сказал:

— Да будет слава Христу, истинному Богу! С этого часа я оставляю миру всю его суету и исповедую себя рабом Христа, Которому послужу, как Он мне повелит. А теперь пойду и прочитаю царский указ, изданный против христиан и против Господа и Бога моего, Иисуса Христа.

С такими словами, Полиевкт пошел на площадь и, прочитав царский указ плюнул на него и разорвал его на части при народе. После этого, увидев что в капище несут идолов пред которыми люди преклонялись, он сначала рассмеялся на это языческое неразумие, а потом делая вид, что хочет поклониться им, начал хватать этих идолов одного за другим и разбивать их о землю, как глиняные сосуды; всего он сокрушил таким образом двенадцать языческих богов. В это самое время пришел сюда тесть Полиевкта, Феликс, которому было поручено царями преследовать христиан. Увидев произведенное Полиевктом разрушение богов своих, он весьма опечалился и со стоном сказал:

— Горе мне! Ныне я неожиданно лишился чад своих, ибо ни боги, ни люди — не помилуют Полиевкта, который сделал такое дело.
Полиевкт же, радуясь разрушению бездушных идолов, сказал своему тестю:

— Что смущаешься, отец? Ныне я ясно показал, как бессильны ваши боги; если у тебя есть еще такие, пусть их принесут сюда, и ты увидишь, как рабы Христовы надругаются над ними.

— Всемогущие цари наши, — отвечал Феликс, — повелели немедленно казнить таких людей, и ты уже близок к смерти, тебе предстоит казнь, — иначе и быть не может, потому что царского повеления отменить нельзя. Но я даю тебе некоторое снисхождение: ты можешь пойти домой и проститься со своею женою и детьми.

— Могу ли я печалиться о жене и детях, — возразил святой, — когда я пренебрег земным и ищу небесного, помышляю о вечности? если дочь твоя захочет идти за мною, то она будет блаженна; если же- нет, то погибнет с вашими богами.

Услышав это, Феликс стал плакать о своем зяте и говорил ему:

— Горе мне, любезный сын мой Полиевкт! И тебя прельстила волшебная сила Христова.

Святой Полиевкт отвечал на это:

— Не скрываю, что Христос призвал меня к познанию истины. Своею Божественною всесильной десницею Он вывел меня из тени на свет от смерти в жизнь, направил меня от заблуждения на путь правый и удостоил меня причисления к Своему воинству.

Когда Святой сказал это, его схватили мучители и стали бить по устам, но он не обращал на это внимания. Пришла тогда и жена его и стала плакать о нем вместе с отцом своим Феликсом. Святой же так говорил тестю своему:

— О, беззаконнейший служитель скверных идолов! Зачем ты своими слезами и слезами дочери своей хочешь прельстить меня к отпадению от веры Христовой? Зачем ты плачешь о Полиевкте, когда тебе следует гораздо более плакать о себе, именно о том что ты, служа земным царям, обрекаешь себя на огонь вечный?

Жена же святого, которой имя было Павлина, с рыданиями говорила ему:

— Что сделалось с тобою, возлюбленный муж мой Полиевкт? Что соблазнило тебя сокрушить двенадцать богов наших?

Святой же сказал ей с улыбкою:

— Если я один победил и разбил твоих двенадцать богов, то тебе не к кому уже прибегнуть за помощью: у тебя не осталось богов. Послушай меня, Павлина, и познай единого Истинного, живущего на небесах Бога; поклонись ему и променяй эту жизнь на вечную.

Слушая эту беседу святого с женою, Многие из язычников стоявшие около них наслаждались его словами и, познавая истину, умилялись душою и обращались к Христу. Судьи же городские и все советники, собравшись, потребовали к себе на суд святого Полиевкта и, то ласками, то угрозами, старались снова обратить его к служению идолам. Когда же их попытки окончились неудачно, они произнесли святому смертный приговор, обрекши его на усечение мечем.

Святой шел на смерть с несказанною радостью и говорил сопровождавшему его народу, что он беседует с одним лучезарным юношей, который его укрепляет и велит забыть все мирское; но юношу того никто, кроме мученика, не видел. Увидев также среди толпы блаженного Неарха, своего друга и отца по вере в истинного Бога, он закричал ему:

Видео (кликните для воспроизведения).

— Прощай возлюбленный друг мой, и помни скрепленный между нами союз любви!

Изрекши эти слова, он преклонил под меч свою святую главу и крестился в своей собственной крови, будучи казнен за Христа Иисуса (4).

Святой Полиевкт был первым мучеником в Армянском городе Мелитине, и его смерть содействовала умножение Церкви воинствующей и пополнению торжествующей, в честь и славу Христа Бога, Который есть Глава той и другой, Коему с Отцом и Святым Духом подобает всякая честь и слава в бесконечные веки. Аминь.

1 Римский император Декий царствовал с 249 — 251 г., Валериан царствовал с 253 — 259 г.
2 Город Мелитина построен римским императором Траяном (98 — 117). Это — главный город страны того же имени, находившейся в Малоазийской области Каппадокия, составлявшей некогда северную часть Малой Армении.
3 Ср. притчу Господню о делателях в винограднике (Мф. 20:1-16).
4 Это было в 295 году.

Святые России: Святые Угодники Божии России, житие, иконы, молитвы, акафисты, дни поминовения, чудеса, места почитания.
Copyright ©2012. Материалы сайта могут копироваться и распространяться любым способом, но мы будем благодарны, если Вы поставите ссылку или баннер на наш сайт.

Сильвестр Обнорский — русский святой XIV века, современник митрополита Московского Алексия и ученик Сергия Радонежского.

Стремление к уединению и молитве было в нем с юных лет. Получив напутственное благословение своего учителя — игумена Свято-Троицкой обители преподобного Сергия Радонежского, монах Сильвестр отправился на поиски пустын­ного места для пребывания там в безмолвии. И, водрузив деревянный крест на поросшем непроходимым лесом берегу реки Обноры, примерно в 20-ти верстах от города Любима в Ярославской области, преподобный Сильвестр поселился в небольшой келье, где стал прово­дить жизнь в непрерывной молитве и строгом посте.

Через какое-то время его уединение было открыто местными жителями, и народ потянулся к святому отшельнику за духовным советом и благословением. Когда количество остававшейся при старце братии достаточно выросло, старец Сильвестр задумал основать в этом месте на реке Обноре храм и монастырь. Благословение на устройство обители он получил от святи­теля Алексия, митрополита Московского. Сильвестр стал первым игуменом этого знаменитого ныне монастыря, давшего миру также таких святых, как Павел Обнорский и Сергий Нуромский. Обитель стала называться Воскресенской по имени первого монастырского храма.

Стремясь к безмолвию, святой Сильвестр уходил из монастыря вглубь леса для уединенной молитвы. В этих лесах в окрестностях обители он выкопал четыре колодца.

И́ же измла́да Христа́ возлюби́в / и ве́рою к Нему́ прибли́жся, / изнури́л еси́, в пусты́ни живы́й, многострада́льное те́ло твое́. / Тем, блаже́нне Сильве́стре, со А́нгелы ликовству́я, / моли́ Христа́ Бо́га мир ми́рови дарова́ти / и бу́ди помо́щник ве́рою призыва́ющим тя на по́мощь // и чту́щим святу́ю па́мять твою́.

Я́ ко добр блаже́ннаго Се́ргия учени́к, / ве́ре и благоче́стию его́ подража́я, / стяжа́л еси́ даро́в Ду́ха Свята́го сокро́вище / и си́лы мно́ги соде́лал еси́ о Го́споде / во спасе́ние и утеше́ние ве́рных. / Не оста́ви у́бо и нас, с ве́рою притека́ющих к тебе́, // Сильве́стре преподо́бне.

П о́двигом до́брым подвиза́лся еси́, преподо́бне, / и ду́шу твою́, я́ко же́ртву чи́сту и непоро́чну, / Ду́ху Свято́му прине́сл еси́, / и по сме́рти твое́й ста́до твое́ духо́вное соблюда́еши, / и в боле́знех ско́ро посеща́еши. / Те́мже мо́лим тя, преблаже́нне: / с ли́ки преподо́бных моли́ Христа́ Бо́га, / да спасе́т правосла́вныя христиа́ны / и пода́ст лю́дем в ми́ре глубо́це устро́итися, да зове́м ти: // ра́дуйся, Сильве́стре, и́ноком духо́вный па́стырю и наста́вниче.

П о́двигом до́брым подвиза́лся еси́, преподо́бне, / и ду́шу твою́, я́ко же́ртву чи́сту и непоро́чну, Бо́гу прине́сл еси́, / по успе́нии твое́м явля́ешися те́плый наш пред Бо́гом моли́твенник, / сего́ ра́ди, ве́рою притека́юще к тебе́, взыва́ем: // ра́дуйся, преподо́бне о́тче Сильве́стре.

О честна́я главо́! Ду́ха Свята́го обита́лище и А́нгелов собесе́дниче, преблаже́нне о́тче Сильве́стре! Житие́м богоуго́дным вене́ц сла́вы Небе́сныя стяжа́вый и у Го́спода дерзнове́ние ве́лие имы́й, моли́ся о рабе́х твои́х, с ве́рою твоея́ по́мощи тре́бующих и с упова́нием на милосе́рдие твое́ к тебе́ прибега́ющих. Испроси́ у Го́спода Человеколю́бца всем лю́дем, коему́ждо для блага́го жи́тельствования и спасе́ния потре́бная: Це́ркви — мир и тишину́, правосла́вным христиа́ном — на враги́ побе́ду и одоле́ние, неду́жным — исцеле́ние, си́рым — вспоможе́ние, немощству́ющим ве́рою — в ве́ре утвержде́ние, ю́ным — в благоче́стии воспита́ние, всем лю́дем — безмяте́жие и от всех бед и скорбе́й избавле́ние, воззыва́емым от жи́зни сея́ вре́менныя — свято́е напу́тствие, преста́вльшимся — блаже́нное в Го́споде упокое́ние. Услы́ши, Богоно́сне, усе́рдное моле́ние гре́шных и недосто́йных раб твои́х и ми́лости твоя́ бога́тыя изле́й на ны, да, щедро́тами твои́ми обогаща́еми, сла́вим всечестно́е и великоле́пое и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го, Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Святитель Сильвестр славился как глубокий знаток Священного Писания и непоколебимый защитник христианской веры. В царствование императора Константина Великого, когда для Церкви кончился период гонений, иудеи устроили диспут об истинной вере, на котором присутствовали святой равноапостольный царь Константин, его мать – святая царица Елена и многочисленная свита. Со стороны христиан выступил папа Сильвестр, а от иудеев – множество ученых раввинов во главе с Замврием, чернокнижником и чародеем. На основании Священных книг Ветхого Завета святой Сильвестр убедительно доказал, что всеми пророками было предсказано Рождество Иисуса Христа от Неискусобрачной Девы, Его вольное страдание, смерть для искупления падшего рода человеческого и славное Воскресение. В этом словесном состязании святитель был признан победителем. Тогда Замврий пытался прибегнуть к чародейству, но святой воспрепятствовал злу, призывая Имя Господа Иисуса Христа. Замврий и остальные иудеи уверовали во Христа и просили совершить над ними Святое Крещение. Святой папа Сильвестр управлял Римской Церковью более двадцати лет, пользуясь глубоким уважением христиан. Он мирно скончался в глубокой старости в 335 году.

См. также: «» в изложении свт. Димитрия Ростовского

Александроневская церковь — Церковь Александра Невского при 76-й десантно-штурмовой Черниговской дивизии, Псков

Copyright © 2010-2019.
Все права защищены.

Преподобный Сильвестр Обнорский жил в XIV веке и был современником святителя , и одним из учеников преподобного Сергия Радонежского. Пространного жизнеописания преподобного Сильвестра не сохранилось. Известно, что любовь к молитвенному уединению жила в нем с юных лег. Получив благословение своего наставника – игумена Троицкой обители преподобного Сергия Радонежского, инок Сильвестр отправился искать пустынное место для пребывания в безмолвии. На покрытом дремучим лесом берегу реки Обноры, примерно в 20-ти километрах от прежнего города Любима в Ярославской земле, в глухой, безлюдной пустыньке преподобный водрузил крест. Построив небольшую келлию, святой отшельник стал дни и ночи проводить в неустанной молитве и строгом посте. Сохранилось предание, что однажды, идя за водой на реку, преподобный получил откровение о том, что пустынь, избранная им для подвижнических трудов, станет известной и соберет немало иноков.

Через некоторое время уединение преподобного Сильвестра было открыто жителями окрестных селений, и к отшельнику стали приходить люди за советом и благословением, ища духовного руководства. Преподобный Сильвестр всех встречал с любовью и каждого желавшего подвизаться в совместных трудах благословлял на устройство отдельной келлии. Когда количество пустынножителей заметно возросло, преподобный Сильвестр решил основать в этом месте храм и при нем монастырь. Благословение на это, а также антиминс для храма он получил у святителя Алексия, митрополита Московского († 1378). Преподобный Сильвестр стал первым игуменом этого монастыря на реке Обноре, который впоследствии прославили своими духовными подвигами преподобные Павел Обнорский и Сергий Нуромский. Деревянный храм в обители был освящен в честь Воскресения Христова, поэтому и сам монастырь стал именоваться Воскресенским. Как игумен, преподобный Сильвестр являл братии постоянный пример молитвенного подвига и неустанного труда. Любовь к безмолвию по-прежнему жила в сердце подвижника. Время от времени он оставлял монастырь и уходил вглубь леса для уединенной молитвы. Здесь преподобный Сильвестр собственноручно выкопал четыре колодца (один из которых еще в прошлом столетии был известен и чтим).

Стремление поучаться наставлениями мудрого старца заставляло народ приходить и к месту его отшельничества. Преподобный Сильвестр, не отказывая никому, выходил из убежища, благословлял богомольцев и вел с ними долгие беседы. Место, где уединялся преподобный, еще при его жизни получило название «заповедной» рощи, к которой местные жители относились благоговейно, из поколения в поколение передавая наказ святого старца не рубить в ней деревья. В глубине этой рощи преподобный сам вырыл три колодца, а четвертый – на склоне горы у реки Обноры.

В 1645 году строитель Воскресенской обители иеромонах Иов пренебрег заповедь чудотворца и вздумал рубить рощу. За это и он был наказан слепотой, от которой исцелился при гробе Сильвестра. С того времени и доныне никто не смеет срубить дерево в заповедной роще. Несмотря на то, вековых деревьев там мало; время истребляет их.

Когда святой впал в предсмертную болезнь, братия, горевавшие, когда он уходил в уединение, тем более скорбели о предстоящей кончине святого. «Не скорбите об этом, братия мои возлюбленные, – говорил им в утешение преподобный, – на все воля Божия. Сохраняйте заповеди Господни и не бойтесь в этой жизни потерпеть беды, чтобы получить награду на небесах. Если же я буду иметь дерзновение у Бога и дело мое будет Ему угодно, то это святое место не оскудеет и по моем отшествии. Молитесь только Господа Богу и Его Пречистой Матери, чтобы избавиться вам от искушений лукавого». Преподобный скончался 25 апреля и был погребен справа от деревянного Воскресенского храма.

Известна икона XVII века, на которой прп. Сильвестр изображен держащим в руке свиток; на свитке помещена часть текста его завещания, дошедшая таким образом до нас.

См. также: «» в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Иже измлада Христа возлюбив/ и верою к Нему приближся,/ изнурил еси, в пустыни живый, многострадальное тело твое./ Тем, блаженне Сильвестре, со Ангелы ликовствуя,/ моли Христа Бога мир мирови даровати/ и буди помощник верою призывающим тя на помощь/ и чтущим святую память твою.

Яко добр блаженнаго Сергия ученик,/ вере и благочестию его подражая,/ стяжал еси даров Духа Святаго сокровище/ и силы многи соделал еси о Господе/ во спасение и утешение верных./ Не остави убо и нас, с верою притекающих к тебе,/ Сильвестре преподобне.

Подвигом добрым подвизался еси, преподобне,/ и душу твою, яко жертву чисту и непорочну,/ Духу Святому принеся еси,/ и по смерти твоей стадо твое духовное соблюдавши,/ и в болезнех скоро посещавши./ Темже молим тя, преблаженне:/ с лики преподобных моли Христа Бога,/ да спасет православный христианы/ и подаст людем в мире глубоце устроитися, да зовем ти:/ радуйся, Сильвестре, иноком духовный пастырю и наставниче.

О честная главо! Духа Святаго обиталище и Ангелов собеседниче, преблаженне отче Сильвестре! Житием богоугодным венец славы Небесныя стяжавый и у Гос­пода дерзновение велие имый, молися о рабех твоих, с верою твоея помощи требующих и с упованием на мило­сердие твое к тебе прибегающих. Испроси у Господа Человеко­любца всем людем, коемуждо для благаго жительствования и спасения потребная: Церкви — мир и тишину, православным христианом — на враги победу и одоление, недужным — исцеление, сирым — вспоможение, немощствующим верою — в вере утверждение, юным — в благо­честии воспитание, всем людем — безмятежие и от всех бед и скорбей избавление, воззываемым от жизни сея временныя — святое напутствие, преставльшимся — блаженное в Господе упокоение. Услыши, богоносне, усердное моление грешных и недостой­ных раб твоих и милости твоя богатыя излей на ны, да, щедротами твоими обогащаеми, славим всечестное и великолепое имя Отца, и Сына, и Святаго, Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Преподобный старец Серафим еще при жизни стяжал славу святого, хотя не имел церковного сана, с малых лет удостоился видеть саму Царицу Небесную. Иконы Серафима Саровского напоминают о его монашеском подвиге, о тех духовных дарах, которых он сподобился от Духа Святого.

Образы в православии не носят чисто декоративную функцию. Они помогают верующим направить все помышления и духовные силы на молитву, ведь человек слаб и мысли его легко отвлекаются. Чтобы хорошо понять, какое значение носит икона Серафима Саровского, надо ознакомиться с его жизнью.

Более двухсот лет назад в Курске, в семье богатого купца появился сын Прохор. Рано потеряв отца, мальчик впитал все доброе, чему научила его мать. Рано удостоившись посещения Богородицы, Прохор всю жизнь провел под ее покровительством. По благословению благочестивой старицы, в 17 лет юноша отправился на послушание в Саровскую пустынь. Спустя несколько лет принял монашество, получив при постриге имя Серафим.

В 1807 г. Господь благословил монаха на подвиг молчания, для чего тот ушел в лес. Через три года он вернулся в монастырь, где старался ни с кем не встречаться. Затем начал принимать и братию, и паломников. Каждого он обнимал, целовал со словами «Христос Воскресе».

Особенные отношения с Божией Матерью пронес он через всю свою жизнь — икона «Умиление» у Серафима Саровского находилась в келье, он мазал приходивших маслом от лампадки. Около этого образа старец и отошел ко Господу, стоя на молитве. К тому времени у него уже сильно болели ноги, но радость сердечная не оставляла. Незадолго до кончины он сподобился явления Царицы Небесной, которая обещала вскоре забрать его к себе. Старец даже приготовил себе могилу, сделал последние распоряжения.

Обладая даром прозорливости, он знал о грядущей кончине, прощался со знакомыми, давал последние наставления. Но смерти не боялся, а радовался ей, как возможности соединиться с Господом в своем небесном отечестве. Образ же, любимую свою икону, святой завещал сестрам Дивеевской обители. Даже дал средства настоятельнице, чтобы приготовили «келью для Госпожи».

Икона «Умиление» Серафима Саровского, по легенде, была найдена им в лесу, куда он часто уходил для молитвы, там у него была и келья, в чаще он совершил свой подвиг моления на камне.

Размер образа — 50х70 см., написана она на продолговатой доске в конце 18 в. Богородица изображена на ней со склоненной головой, руки скрещены на груди. Глаза наполнены размышлением о предстоящем чуде. Ведь образ показывает Деву Марию после Благовещения, когда она узнала о своем предназначении — стать матерью Христа.

Описание иконы, найденной Серафимом Саровским, напоминает аналогичные образы Богородицы, только у этого вокруг главы расходится сияние и идет надпись — «Радуйся, Невеста Неневестная» — слова, которые отроковица Мария услышала от Ангела. Традиционные алые одежды Богородицы венчаются белым платком, который украшен звездой, как и плечи.

Икона «Умиление» Серафима Саровского имеет глубокое богословское значение. Внешний облик юной цветущей девы полностью совпадает с ее внутренним миром. Даже в скорбях, которых ей выпало немало, святая Мария оставалась терпеливой, доброжелательной ко всем, всегда находила, за что быть благодарной Богу.

Ее основными качествами были трудолюбие, сдержанность в суждениях и словах, голос оставался тихим и ровным — во всем, и в мыслях тоже являлась она воплощением чистоты. Никогда гнев не искажал ее прекрасное лицо, а стремление угодить Господу занимало все мысли. Найдя похожую душу в юном мальчике, Царица Небесная взяла его на свое попечение, о чем ни разу преподобный Серафим не заставил ее сожалеть, поверяя всю жизнь свою Священным Писанием, проводя ее в молитвах и трудах.

Именно этот образ часто фигурирует и на иконах, изображающих самого старца Серафима. Значение понятно — подобные образы при помощи средств художественного искусства описывают сцены из жизни преподобного. Образ «Умиление» Серафима Саровского хранится в Партиархии, каждый год выносится для поклонения.

Молитвенные просьбы к святым являются благочестивой традицией. Основаны они на житиях — чем был при жизни известен святой, о том просят для себя верующие и после того, как они отходят на небо. В чем же помогает икона Серафима Саровского?

  • Побороть сильные искушения.
  • Найти в себе силы, чтобы справиться со сложностями.
  • Успокаивает душевные муки, помогает обрести покой.
  • Найти духовное просветление.
  • Возвращает на правильный духовный путь.
  • Усмиряет гордыню.

Все это духовные потребности, о которых святой старец призывал постоянно заботиться при помощи чтения Священного Писания и повторения хотя бы нескольких молитв. Известно молитвенное правило, которое он составил для тех, кто не находит времени читать все по церковному уставу. Оно в емкой форме содержит все необходимые для спасения истины, молясь им каждый день можно достигнуть большого духовного роста.

Конечно, многим требуется помощь и в жизненных обстоятельствах, чаще всего люди вспоминают о Боге, святых, когда болеют сами или страдает кто-то из близких. С подобной проблемой тоже можно помолиться у иконы преподобного Серафима Саровского. В каких случаях можно обращаться за помощью?

  • Если девушка хочет удачно выйти замуж.
  • Когда супруги ссорятся.
  • Требуется помощь в торговых делах.
  • Для исцеления от любых телесных недугов.

При жизни преподобный отличался редким терпением, которое он называл «духовными веригами», через него верующие могут стяжать Дух Святой, что своей жизнью и показал батюшка Серафим. Будучи еще достаточно молодым человеком, он подвергся нападению разбойников, которым бес внушил, что у старца в келье есть чем поживиться. Топором монаха стукнули по голове, он не сопротивлялся и еле живой пришел в обитель.

Лежа на кровати, в окружении врачей, преподобный сподобился явления Божией Матери (которых всего было 12 на протяжении его жизни), она исцелила смертельные раны. Очень скоро отец Серафим поднялся на ноги и смог исполнять свои обычные послушания. Правда, с тех пор батюшка стал согбенным, постарел — сказались многодневные страдания от страшных ранений.

Напавших нашли, опознали, но преподобный строго запретил их наказывать, в противном случае обещая уйти из монастыря. Господь сам наказал злоумышленников — они пострадали от пожара, после чего явились с повинной к святому. Он простил их, наставил в вере.

По этому происшествию можно судить, какое доброе сердце было у святого даже во время земной жизни, полной тягот и разочарований. Любой может прийти к иконе Серафима Саровского, молитва его будет услышана. Чтобы просить помощи у святого, надо иметь твердую веру, не сомневаться. И знать, что чудеса творит Всевышний, а не сама икона и даже не святые.

Обращаться к святому следует, как к живому, ведь у Бога мертвых нет. Святые отцы пребывают возле престола Всевышнего в молитвах, заступаются за грешный мир, нет такой просьбы, которую они посчитали бы неважной.

Память этого древнего христианского святого приходится на тот же день, что и у преподобного Серафима (15 января), поэтому их иногда путают. Чисто внешне святой Сильвестр и Серафим Саровский не очень похожи, иконы у них разные. Как определить, в чем отличие? Св. Сильвестр был папой Римским, поэтому изображается в облачении епископа, с Евангелием в руках. Батюшка Серафим изображается в черной рясе, часто в согбенной позе.

Хотя по возрасту действительно выглядят похоже — оба с седой бородой. Они дожили до старости и мирно отдали Богу душу. Хотя св. Сильвестр жил намного раньше — в 1 в. н.э. Тогда начались гонения на новую христианскую веру, святого даже подвергали аресту, но Господь дал ему долгую жизнь в служении. Защищая верное исповедание от множества ересей, преподобный более двадцати лет руководил Церковью.

Самой почитаемой иконой Серафима Саровского является та, что была написана в Дивеевской обители. За основу был взят портрет, сделанный при жизни святого. Старец изображен на образе фронтально, по пояс, правая рука лежит на сердце. На монашеский плащ надета епитрахиль, словно он готовится принимать исповедь грешника. Взгляд его спокоен и направлен прямо на молящегося.

В годы гонений на Церковь, икона, которая сразу прославилась исцелениями, хранилась у благочестивой женщины, которая более 40 лет оберегала ее. И только после возрождения обители в 1992 г. образ вернулся туда, где был написан. Тысячи верующих снова получили возможность искать около него исцеления.

Аналогичный образ существует и в другом варианте: икона изображает Серафима Саровского в полный рост, описание различается в том, что руки скрещены, а позади видна Дивеевская обитель. Облачение то же, только на правой руке видны четки — у каждого монаха они есть, по ним принято читать молитвы Божией Матери.

Почитание святого настолько велико, что его образ есть практически в каждом православном храме. Но есть особо известные места, куда стекаются паломники.
  1. Серафимо-Дивеевская женская обитель, где покоятся мощи преподобного.
  2. Данилов монастырь — здесь образ с частями мантии, кусочек камня, на котором святой молился тысячу дней.
  3. Возле «Экспоцентра» (Краснопресненская набережная г. Москвы) не так давно освящен храм во имя преподобного, там можно поклониться иконе с мощами.
  4. Храм иконы Божией Матери «Знамение» (Переяславская слобода) — образ с кусочком гроба святого.
  5. Елоховский Богоявленский кафедральный собор — икона Серафима Саровского.

Но иногда, если ответ на молитвы не приходит, люди задаются вопросом — почему Бог меня оставил? Тогда следует подумать — точно ли просимое пойдет на пользу? Если ответ не приходит, или вместо ожидаемого дается что-то другое — надо помнить, что Господь все делает во благо.

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да укрепит державу нашу, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь.

О преподобне отче Серафиме! Вознеси о нас, рабех Божиих ( имена ), благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков.

О великий угодниче Божий, преподобне и Богоносне отче наш Серафиме! призри от горния славы на нас смиренных и немощных, обремененных грехми многими, твоея помощи и утешения просящих. Приникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохранити, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойны быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства. Ей, святче Божий, услыши нас молящихся тебе с верою и любовию и не презри нас, требующих твоего заступления: ныне и в час кончины нашея помози нам, и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския. На тя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердый: буди нам воистинну ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему Свету жизни вечныя Богоприятным предстательством твоим у Престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопокланяемое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

История жизни Серафима Саровского

Видео (кликните для воспроизведения).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here