Молитва урок 2 класс

Самое детальное описание: молитва урок 2 класс специально для посетителей нашего ресурса.

Музыка очищает душу человека.

Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

Образовательная цель. Прикосновение к высоким темам духовной жизни людей.

Развивающая цель. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.

Воспитательная цель. Формирование уважения к традициям своего народа.

Оборудование. Изображения храмов, аудиокассеты с музыкой П.И. Чайковского из «Детского альбома», учебники, музыкальные инструменты: колокольчики, треугольники, таблица «чувств», карточки длительностей.

Оформление доски. Тема урока, портрет П.И. Чайковского, а также изображения Трифонова монастыря и Серафимовской церкви, картины природы, по ходу урока вывешивается таблица «чувств», а на нотном стане — упражнение «Снег».

Музыкальное приветствие

Дети входят под музыку «Вальса» П.И. Чайковского.

Учитель. Под какой жанр музыки вы вошли?

Дети. Звучал танец «Вальс» Чайковского.

Учитель. Да, это был благородный «Вальс» из «Детского альбома», который Петр Ильич Чайковский сочинил для своего племянника Володи Давыдова и для всех детей. Сам композитор писал: «Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями. » Назовите, какие еще пьесы из «Детского альбома» вам знакомы?

Дети. «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Камаринская», «Мама», «Нянина сказка».

Беседа по теме урока

Учитель. Мы продолжаем знакомство с музыкой великого русского композитора Чайковского из «Детского альбома». Его сочинения любят во всех уголках необъятной земли, сегодня она вновь будет звучать для вас.

Тема нашего урока необычная — «Музыка в храме». Как вы понимаете слово храм?

(Дети объясняют значение этого слова.)

Из глубокой древности до нас дошли здания и сооружения, где с молитвами (просьбами о помощи) обращаются к Богу, поклоняются святым людям. Очень интересны памятники древнего искусства — монастыри, соборы, церкви, сохранившиеся до наших дней.

И у нас на Вятке много святых мест. (Дети смотрят иллюстрации на доске.) В центре города находится Трифонов монастырь — древнейший в крае храмовый ансамбль. Его основателем был выходец из Архангельской губернии Трифон, который в 1580 году прибывает в Вятский край, где и решает построить монастырь. А неподалеку находится Серафимовская церковь — одно из красивейших произведений местных мастеров.

А теперь поговорим о музыке в храме.

Есть музыкальные произведения, которые передают различные настроения, связанные с образами природы. (Прослушивание фрагментов, знакомых детям: «Утро» С.С. Прокофьева, «Вечер» из цикла «Детская музыка» или «Зимнее утро» П.И. Чайковского.)

Но есть и произведения, которые передают душевное состояние человека, его внутренний мир.

Открываем учебники на странице 46, читаем вслух название («Молитва» ) и стихи И. Никитина:

Молись, дитя, мужай с годами,
И пусть на склоне долгих лет
Такими ж светлыми очами
Тебе глядеть на белый свет.

Вы, наверное, многие были на службе в церкви, а служба в храме — это прежде всего молитва. Мы с ней познакомимся через музыку Чайковского. Оказывается, самая первая пьеса в «Детском альбоме» — это «Утренняя молитва». Ведь именно с утренней молитвы начинался день каждого ребенка во времена Чайковского.

А теперь послушаем ее и рассмотрим в учебнике иллюстрацию, здесь дан и нотный текст молитвы, по которому можно проследить движение мелодии (дети слушают «Утреннюю молитву»).

Какая музыка по характеру, темпу?

Дети. Она светлая, плавная, спокойная, потому что ребенок молится.

Учитель. Да, он обращается к Богу. День еще только начинается, что ждет его впереди? Надо привести свои мысли в порядок, вслушаться в себя.

Мелодия молитвы была заимствована Чайковским из церковного обихода, а в наши дни А. Лунин написал прекрасный текст на эту мелодию, который мы постараемся сейчас пропеть.

(Ученикам раздаются слова, при повторном прослушивании мелодии исполняются под фортепиано вместе с учителем.)

Господи Боже, грешных спаси.
Сделай, чтоб лучше жилось на Руси.
Сделай, чтоб стало тепло и светло,
Солнце чтоб ясное в небе взошло.
Людей, и птиц, и зверей,
Прошу тебя, обогрей.

Послушаем еще одну пьесу П.И. Чайковского — «В церкви» из «Детского альбома» и подумаем: в чем ее отличие от предыдущего сочинения?

Дети. Эта музыка звучит как будто в самой церкви, так как слышится колокольный звон.

Учитель. Действительно, если при звучании «Утреней молитвы» мы понимаем, что ребенок находится в комнате перед лампадой, иконой, то в этом сочинении такое ощущение, что поет хор, сливаясь с ударами церковного колокола. Православная церковь использует только хоровое пение а капелла ( a cappella), то есть пение без сопровождения. В нем раскрываются красота и богатство человеческого голоса. (Дети записывают в тетрадь новое для них понятие.)

Прежде чем еще раз прослушать и представить, как звучит мужской хор, посмотрите иллюстрацию в учебнике. Это иконостас — важнейший художественный элемент внутреннего оформления русских храмов, самое главное место в церкви. Слово «икона» по-гречески — образ. Образы святых людей сопровождали человека всюду — в храме, в доме, в дороге.

(Еще раз звучит пьеса «В церкви».)

Какими словами можно передать ваши настроения, чувства после слушания этих двух произведений? Используйте и слова, которые обозначают «чувства» из таблицы на доске.

(Красота, простота, доброта, тишина, спокойствие, радость и др.)

Учитель. Вы хорошо прочувствовали эти сочинения, молодцы.

А можно ли пьесой «В церкви» завершить «Детский альбом»?

Дети. Да, потому что всё как будто заканчивается: садится солнце, кончается и день.

Учитель. Первое сочинение «Утренняя молитва» передает светлые чувства, веру в то, что день пройдет хорошо, удачно. А последнее — «В церкви» — чувство успокоения, смирения, законченности всех событий, дел. Расставаясь с вами, Чайковский как будто обращается к каждому:

Будь добр и милосерден
Будь честен перед собой,
И ты никогда не обманешь другого.
Люби. Мир тебе.

С музыкой гениального композитора Петра Ильича Чайковского у нас будет еще много приятных встреч.

Вы были внимательными слушателями, а сейчас покажите, какими должны быть исполнители.

Дети встают и, когда они готовы к пению, звучит вопрос.

Учитель. Что зажигают перед иконой, во время чтения молитвы?

Дети. Свечу.

Упражнение «Свеча» (на дыхание)

• Сейчас мы возьмем дыхание, не поднимая плечи; представим, что перед нами свеча, будем дуть на ее пламя, но так, чтобы оно не погасло. Посмотрим, как долго оно будет у каждого отклоняться. (Упражнение повторяется 2 раза.)

• Теперь резким выдохом задуваем свечу (2 раза).

Постарайтесь не забывать о дыхании во время пения. Старые мастера говорят: «Искусство пения — это прежде всего искусство вдоха и выдоха».

Упражнение на гласные звуки

(выработка чистого унисона, округлости звука).

Учитель. А теперь посмотрите, как сделан верх в церкви (показывает иллюстрацию).

Дети. Куполом.

Учитель. Чтобы получился у нас округлый и полетный звук, мы тоже сделаем во рту купол, когда будем петь гласные звуки: у-о-а (начинаем в зоне примарного звучания голосового аппарата, двигаясь по полутонам вверх и вниз). Вот такой собранный, красивый звук должен оставаться при дальнейшем исполнении песен.

Упражнение «Снег» (на звуковедение)

Исполнение по нотной записи, с показом карточек длительностей, которые были сделаны детьми дома: на одной карточке — четвертная нотка, на другой — восьмая. (Приложение 1)

Учитель. Какой цвет преобладает сейчас в природе?

Дети. Белый.

Учитель. А белый цвет — это цвет чистоты, свежести, легкости. Следующее упражнение «Снег» поем очень выразительно, плавно, с названием нот.

А второй раз — со словами и с показом карточек длительностей без сопровождения — а капелла. (Дети закрепляют это понятие.)

Организация игровой деятельности

Игра «Ели»(на дикцию, координацию движений)

Учитель. Давайте отдохнем, а во время паузы поиграем, но что означает слово «пауза»?

Дети. Перерыв в звучании.

Учитель. Правильно, мы сейчас вначале вслух расскажем и покажем движениями в медленном темпе стихотворение Ирины Токмаковой «Ели» (см. приложение 2), которые так красивы в снежном убранстве, а потом про себя проговорим, но с движениями уже в умеренном темпе. Вспомним, что такое темп?

Дети. Скорость исполнения произведения.

Учитель. Да, все дружно и весело играем. А какие праздники встречают зимой?

Дети. Новый год, Рождество.

Учитель. А когда у нас в стране отмечают Рождество?

Дети. В январе, после Нового года.

Учитель. В ночь на 25 декабря по старому стилю, а 7 января по новому стилю по всей стране в храмах совершается торжественное богослужение, потому что родился сын Божий — Иисус Христос. Для нас праздник Рождества — это снег, тихо падающий за окном, это запах свечей и елки, это звездные ночи и рождественские напевы.

Учитель. Давайте вспомним мелодию «Тихая ночь» Ф. Грубера, с которой познакомились в первом классе, и исполним ее с музыкальными инструментами, но прежде скажите, как должна звучать эта песня?

Дети. Нежно, спокойно, напевно и радостно, потому что родился Иисус Христос.

(Исполнение песни. Работаем над звуком, дыханием, дикцией, передавая эмоциональное содержание произведения.)

Учитель. Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что вся музыка, прозвучавшая на уроке, прежде всего песенная, светлая, она как будто устремлена ввысь, подобно линиям собора.

Итак, может ли нас изменить в лучшую сторону музыка в храме?

Дети. Да, мы должны быть добрыми, послушными, любить всех: и людей, и животных, учиться понимать хорошую музыку.

(Отвечают, чем запомнился урок, о чем расскажут дома.)

Учитель. Музыка в храме учит любить себя и ближнего, ценить душевную красоту, она возвышает и очищает наши души. человек живет с верой, надеждой и любовью. Вы были прекрасными и слушателями, и исполнителями, молодцы.

В конце урока второклассники сами себя оценивают: как работали, что нового узнали, с каким настроением уходят.

Дети выходят из класса под «Рождественскую песенку», слова и музыка П. Синявского.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: Учебник для учащихся 2 кл. нач. шк. — М.: Просвещение, 2003.

Методика работы с учебниками. Музыка: 1–4 кл. Пособие для учителя / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. — М.: Просвещение, 2002.

Фонохрестоматия к учебнику «Музыка»: 2 кл. (аудиокассета).

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 кл. Пособие для учителя / Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. — М.: Просвещение, 2000.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику-тетради «Музыка»: 1 кл. Пособие для учителя / Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. — М.: Просвещение, 2001.

Посвящается Володе Давыдову

Утреннее размышление

Ели на опушке (встать, ноги на ширине плеч, пальцы рук раскрыты внизу)
До небес макушки (руки поднять вверх)
Слушают, молчат (руки к ушам, потом к губам),
Смотрят на внучат (поморгать глазами, покачивая головой).
А внучата — елочки (присесть),
Тонкие иголочки (вытянуть руки вперед с раскрытыми пальцами)
У лесных ворот (соединить над головой руки)
Водят хоровод (покружиться один раз вокруг себя).

Международный рождественский гимн

2. Вдруг пастухов трепет объял:
Яркий свет засиял,
Светлый ангел летит с небес,
Пастухам он приносит весть,
Что родился Христос. (2 раза)

3. Ночь тиха, ночь свята,
Светит в небе звезда.
Пастухи уже в пути,
К Вифлеему спешат прийти,
Там, где ждет их Господь. (2 раза)

4. О Божий сын, ты в эту ночь
Светом мрак гонишь прочь.
Как лучится твой образ святой.
Сколько счастья несешь нам с собой
Ты своим Рождеством. (2 раза)

5. Ночь тиха, ночь свята,
Светит в небе звезда.
Боже, дай ко Христу всем прийти,
Радость светлую в нем найти.
Вечно славься Христос! (2 раза)

1. Ночь тиха, ночь свята,
В небе свет, красота.
Божий сын пеленами повит,|
В Вифлеемском вертепе лежит.
Спи, младенец святой. (2 раза)

2. Ночь тиха, ночь свята,
И светла, и чиста.
Славит радостный ангелов хор,
Далеко оглашая простор
Над уснувшей землей. (2 раза)

3. Ночь тиха, ночь свята,
Мы поем Христа.
И с улыбкой младенец глядит,
Взгляд его о любви говорит
И сияет красой. (2 раза)

Рождественская песенка

Слова и музыка П.Синявского

2. В каждый терем, в каждую светелку
Златокрылый ангел прилетел,
Он зажег Рождественскую елку
И на нас с улыбкой поглядел.
Златокрылый ангел прилетел,
И на нас с улыбкой поглядел.

3. Снится нам в Рождественский сочельник
Вереница праздничных чудес,
Сам Господь в чудесных облаченьях
К нам с тобой спускается с небес.
Вереница праздничных чудес
К нам с тобой спускается с небес.

Цель урока: Помочь обучающимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом

Задачи урока:

  • Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы
  • Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”.
  • Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.

Основные понятия урока православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание

Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал.

1. Орг. Момент. Здравствуйте дорогие друзья. Я рада вас приветствовать на сегодняшнем уроке. Я всем желаю здоровья, хорошего настроения, мы открываем очередную страничку Основ православной культуры.

2. Знакомство с темой урока Постановка целей и задач.

Слайд с молящимися (Слайд 1). Ребята, что вы видите на слайде, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (Ответы: молящихся людей, о молитве)

М. прием: “ЗНАЮ, ХОЧУ УЗНАТЬ, УЗНАЛ”

Ребята, что вы знаете о молитве, что вам хотелось бы узнать о молитве. (Ответы детей)

Запишите тему сегодняшнего урока “ Православная молитва”. Сегодня на уроке вы узнаете ( обобщение, уточнение ответов), что такое молитва и какие молитвы бывают. Познакомитесь с главными молитвами православных христиан. Продолжите составлять православный словарик.

3. Изучение нового материала.

Нам сегодня повезло, мы поймали золотую рыбку (слайд 2). Она готова выполнить ваше заветное желание. Запишите его на листочке. ( Дети записывают на карточках, озвучивают свои желания, вывешивают карточки на доске в столбик)

Ребята. Посмотрите еще раз на слайд (Слайд 1). Что вы на нем видите? (Молящихся людей).

Что значит МОЛИТВА? – Дети: обращение к Богу. С чем люди могут обращаться? Что они могут просить?

Ответы детей записываются в другой столбик. Ребята, давайте сравним записи в двух столбцах.

В первом столбике могут оказаться материальные желания, заботы о себе во втором просьбы духовные, для других . Дети делают выводы.

Для того, чтоб жил я в мире,
Уголок у нас в квартире.
Тут иконы по порядку,
Тут горит у нас лампадка,
Здесь лежат святые книжки.
Только маленький братишка
Мне мешает. Ну и пусть!
Утром, вечером . (молюсь)

Самостоятельная работа с раздаточным материалом (карточка), текстом учебника с. 12-13

Задание: Заполните таблицу, проведите соответствия:

Ребята, определите, к какому виду молитвы относятся эти слова:

Завтра бой.
Шепчет юноша, скорбь затая,
Шепчет молитву.
Завтра утром в кровавую битву.
“Спаси, Господи, люди Твоя”.

Вот мы руки развели
Словно удивились
И друг другу до земли
В пояс поклонились

Наклонились, выпрямились
Наклонились, выпрямились
Ниже, ниже не ленись
Поклонись и улыбнись

А сейчас мы познакомимся с самой главной и известной молитвой, которая называется “ Отче наш”. Ребята, кто из вас знает эту молитву и может зачитать её?

Я раздаю вам тексты молитвы, вы внимательно прочитайте и подчеркните те слова, которые вам не понятны

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

Индивидуальная работа с частями текста, пояснение слов молитвы. с.14-15

Отче Отец
иже который
еси “Ты есть”
на небесех “на набесах”
Да святится имя Твое имя Бога для верующего свято
Да приидет царствие Твое “я готов исполнять Твою волю”
Да будет воля Твоя человек доверяет Богу
Хлеб наш насущный даждь нам днесь просьба дать то, без чего нельзя прожить и дня
И остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим прости нас, как мы прощаем тех,
кто виноват перед нами
И не введи нас во искушение сложный выбор между злом и добром
И избави нас от лукавого защити от зла

Послушайте притчу, приготовьтесь ответить на вопрос. Все ли молитвы могут дойти до Бога?

Давным-давно жил один святой старец, который много молился и часто скорбел о грехах человеческих. И странным ему казалось, почему это так бывает, что люди в церковь ходят, Богу молятся, а живут все так же плохо, греха не убывает. “Господи, — думал он, — неужели не внемлешь Ты нашим молитвам? Вот люди постоянно молятся, чтобы жить им в мире и покаянии, и никак не могут. Неужели суетна их молитва?”

Однажды с этими мыслями он погрузился в сон. И почудилось ему, будто светозарный Ангел, обняв крылом, поднял его высоко-высоко над землей. По мере того как поднимались они выше и выше, все слабее и слабее становились звуки, доносившиеся с поверхности земли. Не слышно было более человеческих голосов, затихли песни, крики, весь шум суетливой мирской жизни. Лишь порой долетали откуда-то гармоничные нежные звуки, как звуки далекой лютни.

— Это святые молитвы, — ответил Ангел, — только они слышатся здесь.

— Но отчего так слабо звучат они? Отчего так мало этих звуков? Ведь сейчас весь народ молится в храме.

Ангел взглянул на него, и скорбно было лицо его.

— Ты хочешь знать? Смотри. Далеко внизу виднелся большой храм. Чудесной силой раскрылись его своды, и старец мог видеть все, что делалось внутри. Храм весь был полон народом. На клиросе виден был большой хор. Священник в полном облачении стоял в алтаре. Шла служба. Какая служба — сказать было невозможно, ибо ни одного звука не было слышно. Их было очень много, разных возрастов и положений: мужчины и женщины, старики и дети, купцы и простые крестьяне. Все они крестились, кланялись, многие что-то шептали, но ничего не было слышно. Вся церковь была немая.

— Отчего это? — спросил старец.

— Спустимся, и ты увидишь и поймешь, — сказал Ангел.

Они медленно, никем не видимые спустились в самый храм. Нарядно одетая женщина стояла впереди всей толпы и, по-видимому, усердно молилась. Ангел приблизился к ней и тихо коснулся рукой. И вдруг старец увидал ее сердце и понял ее мысли.

“Ах, эта противная почтмейстерша! — думала она. — Опять в новой шляпе! Муж — пьяница, дети — оборванцы, а она форсит. Ишь выпялилась. ”

Рядом стоял купец в хорошей суконной поддевке и задумчиво смотрел на иконостас. Ангел коснулся его груди, и перед старцем сейчас же открылись его затаенные мысли: “. Экая досада! Продешевил. Товару такого теперь нипочем не купишь! Не иначе как тысячу потерял, а может, и полторы. ”

Далее виднелся молодой крестьянский парень. Он почти не молился, а все время смотрел налево, где стояли женщины, краснел и переминался с ноги на ногу. Ангел прикоснулся к нему, и старец прочитал в его сердце: “Эх, и хороша Дуняша. Всем взяла: и лицом, и повадкой, и работой. Вот бы жену такую! Пойдет или нет?”

И многих касался Ангел, и у всех были подобные же мысли, пустые, праздные, житейские. Перед Богом стояли, но о Боге не думали. Только делали вид, что молились.

— Теперь ты понимаешь? — спросил Ангел. — Такие молитвы к нам не доходят. Оттого и кажется, что все они точно немые.

В эту минуту вдруг робкий детский голосок отчетливо проговорил:

— Господи! Ты благ и милостив. Спаси, помилуй, исцели бедную маму.

В уголке на коленях, прижавшись к стене, стоял маленький мальчик. В его глазах блестели слезы. Он молился за свою больную маму Ангел прикоснулся к его груди, и старец увидел детское сердце. Там были скорбь и любовь.

Вот молитвы, которые слышны у нас! — сказал Ангел. (Святитель Василий, епископ Кинешемский)

Ребята, что значит молиться и какие молитвы будут услышаны Богом?

1. Молиться могут только взрослые.(НЕТ)

2. “Слава Богу!” — это молитва славословие (ДА)

3. Самая известная молитва “Отче наш!” (Да)

4. Молиться можно только в храме (Нет)

5. В молитве просят только за себя (Нет)

А сейчас я хочу вручить вам памятки о сегодняшнем уроке.

— Молитва — это искренний, откровенный разговор с Богом, как с самым близким другом.

— Мы можем поведать Господу о всех наших нуждах.

— Обращайтесь к Создателю в любое время суток, Он всегда услышит вас.

— Христос служит нам примером для подражания, как нужно обращаться к Богу.

— Молитва — это сила. “Много молитвы — много силы. Мало молитвы — мало силы; нет молитвы — нет силы”.

6. Рефлексия. Прочитайте ситуации про себя (это будет ваш секрет – только ваш) решите, на какого человека вы больше похожи: первого, второго или третьего?

Я попрошу Бога, чтобы мне родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего!

Я попрошу Бога, чтобы сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость.

Я попрошу Бога, чтобы подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарю Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

7. Домашнее задание.

  • Продолжить составлять словарик по теме 4.
  • При помощи родителей, если вы крещеные, узнать имя какого святого вы носите, чем он прославился.
  • Остальным подготовить сообщение о святых Земли Русской.
  • Выучить стих-ие “Молитва” М.Ю. Лермонтова (по желанию)

8. Заключение: Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога? за светлый ясный день, за друзей, что рядом, за то, что мы здоровы.

А я благодарю вас за сегодняшний урок. Всего вам доброго.

Урок литературы на тему: «Неугасающая сила молитвенного слова в стихотворении «Молитва» М.Ю. Лермонтова». 7-й класс

Цели:

  • познакомить учащихся с понятием “христианская молитва”, её назначением;
  • помочь детям почувствовать красоту и силу молитвенного слова в русской лирике XIX века;
  • развивать навыки анализа лирического произведения; воспитывать духовно-нравственные качества учащихся.

Оборудование: доска , портрет М.Ю.Лермонтова, стенд с книгами, иллюстрации учащихся, музыка, схема анализа лирического произведения, тексты стихотворения М.Ю.Лермонтова “Молитва”(1839 г.), карточки для проведения рефлексии

Предварительная подготовка к уроку

1. Найти образцы молитвенной лирики в стихотворениях П.Вяземского, А.Григорьева и

Е.Баратынского и выучить наизусть 1 из них.

2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение “Три “Молитвы” М.Лермонтова”.

I. Организационный момент

II. Объяснение нового материала

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Запись темы урока и обращение к эпиграфу

Учитель. Ребята! Сегодня у нас не совсем обычная тема урока. Прочитайте выразительно строки, записанные на доске. Как вы их понимаете?

Дети. Учащиеся высказывают свои предположения и вместе с учителем выясняют, что речь идёт о словах молитвы

У. Христианство внесло в словесность высшее начало, дало особый строй мысли и речи.

“Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины” (Ин.1;14) – вот откуда происходит поэзия. Христос – Логос, Слово воплощённое заключало в себе всю полноту истины, красоты и добра. Из него проистекало евангельское благовествование и слово апостолов; к нему со временем примыкает слово христианского Предания, слово Отцов и Учителей Церкви.

Словесным выражением живого богообщения является христианская молитва.

— Что такое молитва? (обращение к записи на доске)

Молитва – моление, религиозно-мистическое обращение с просьбами о чём-нибудь к Богу, к святым. (Словарь русского языка С.Ожегова)

Она вмещает бесконечно много: веру в отеческую любовь Всеблагого, убеждённость в силе молитвенного слова, познание себя, со своими немощами и грехами, стремление к покаянию, очищению, спасению. Молитва Господня (“Отче наш…”) заповедана самим Иисусом и входит в текст Евангелия. Другие молитвы сложены в разные эпохи людьми, которые достигли высот в духовной жизни и обрели дар молитвенного творчества. Таким даром обладали Макарий Великий, Василий Великий, Иоанн Дамаскин и многие другие святые, подвижники, мученики, чьи молитвы издавна вошли в церковный обиход.

Потребность “говорить к Богу”, открываться Всевышнему в том или ином жизненном состоянии присуща многим русским поэтам. Поэтическая молитва стала необходимостью и в творчестве русских поэтов XIX века.

— О чём же говорят они в своих стихах ?

Прослушивание выступлений учащихся (чтение стихотворений П.Вяземского,

А.Григорьева и Е.Баратынского под музыку)

— В чём особенность этих стихотворений?

Д. Они очень лиричны, проникновенные. Поэты размышляют о жизни и смерти, обращаются с мольбой к Богу, ищут душевного покоя.

У. Поэтическая молитва становится необходимостью для многих лириков. В ней получили художественный и вместе с тем религиозный исход нравственные кризисы, умственные борения, житейские драмы.

А знаете ли вы, что М.Лермонтов, чьё творчество мы с вами изучали, тоже обращался к молитвенному слову. О том, какие молитвы были написаны поэтом, вам расскажет…

Д. Выступление заранее подготовленного ученика “Три “Молитвы” М.Лермонтова”

У. Как прекрасно чувствовал Лермонтов несравненную красоту и преображающую силу молитвенного слова! И мы убедимся в этом, обратившись, пожалуй, к самой лиричной его молитве – “Молитве” 1839 года.

4. Идейно-художественный анализ стихотворения М.Лермонтова “Молитва” (по схеме)

У. Послушайте стихотворение. Выразительное чтение стихотворения учителем.

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

Какое настроение передано поэтом?

Д. Стихотворение необычайно лирично. Трудно лучше изобразить то радостное умиление, ту свободу от земных тягот, которые даются человеку в молитвенном богообщении.

Историческая справка Стихотворение было написано для светской красавицы Марии

У. Из скольких частей состоит стихотворение?

Д. Стихотворение состоит из 3 частей.

У. О чём говорит поэт в 1 части?

Д. Построенная на контрасте, эта строфа повествует о необходимости молитвенного слова в трудные минуты жизни.

У. Какие образные средства помогают автору ярче выразить основную мысль?

Д. Ярче выразить основную мысль поэту помогают следующие тропы. Это эпитеты:

“трудную минуту”, “молитву чудную”; метафора “теснится ль в сердце грусть”. А инверсия главных и второстепенных членов предложения позволяет сделать акцент именно на существительном.

У. Чему посвящена 2 строфа стихотворения?

Д. Автор воспевает могущество божественного слова, говорит о “святой прелести” слов “чудной” молитвы, помогающей спастись от тягот дня сегодняшнего.

У. Чтобы глубже понять эти строки, давайте ещё раз их внимательно перечитаем. Вдумайтесь в значение каждого слова!

Выразительное чтение 2 строфы стихотворения.

Какие образные средства помогают нам почувствовать проникновенную силу молитвенного слова? Что напоминают эти строки?

Д. Они очень просты и понятны, поэт обращается к лексике и интонации, близким к народной е и интонации, близким к народ-ие 2 строфы стихотворения.пы.остное умиление, ту свободу от земных тягот поэзии.

У. Какое настроение передано в финальной части стихотворения? О чём она?

Д. Она о том просветлении, о радости, об умиротворенности, которые наступают в душе человека после общения с Богом.

Делается вывод об идейном содержании произведении.

У. Понравилось ли вам это стихотворение?

Д. Высказывают свои мнения.

У. Оно очень лирично, поэтому его положили на музыку более 40 композиторов

(М.И.Глинка, М.П.Мусоргский, А.С.Даргомыжский и др.).

История создания “Молитвы” М.И.Глинкой, известным русским композитором, не совсем обычна. Поздняя осень 1847 года. Смоленск. Тяжёлая пора в жизни композитора.

По его признанию, “оставшись один в сумерки…почувствовал такую глубокую тоску, что, рыдая, молился умственно и выимпровозировал “Молитву” без слов для фортепьяно…”. Позже, в конце 1854 г., к сочинённой ранее музыке Глинка добавил стихи Лермонтова “В минуту жизни трудную”. Впервые это произведение было исполнено в

Петербургском театральном училище певицей Д.М.Леоновой в 1855 году.

У. Смог ли композитор передать настрой и глубину чувств Лермонтова? А что почувствовали вы?

Д. Выступления учащихся.

III. Закрепление

У. Как вы думаете, почему разные поэты в разные эпохи обращались к такому жанру, как молитва? Письменные ответы учащихся (7-10 минут).

IV. Итоги урока

У. Вот и подошёл к концу наш урок. Я думаю, что каждый из вас смог открыть для себя что-то новое, смог стать чуточку лучше, чуточку добрее. А это самое главное в наше нелёгкое время.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение М.Лермонтова “Молитва”

V. Рефлексия

Если вам было интересно на уроке, если то, о чём мы говорили, тронуло вашу душу, поднимите солнце. А если урок вам не понравился, показался скучным, оставил равнодушным, то поднимите тучу.

Список использованной литературы

  1. Котельников В.А. О христианских мотивах у русских поэтов.- ж. “Литература в школе”. 1994, №2,3
  2. Лермонтовская энциклопедия. Гл. ред. В.А.Мануйлов.- М.: “Советская энциклопедия”, 1981
  3. Лермонтов М.Ю. Избранные произведения в 2 томах.- М.: Государственное издательство художественной литературы, 1963, т.1
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1960
  5. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В. И. Новиков. – М.: Педагогика, 1988

Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом через музыкальные произведения

П.И. Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви».

Открытый урок по музыке «Молитва» по музыкальным произведениям П. Чайковского

Учитель музыки МБОУ «Школа№3» Бахарева В.Н.

Используемые учебники: Учебник «Музыка» для 2 класса Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – М., Просвещение, 2011

Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом через музыкальные произведения

П.И. Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви».

Обучающая : узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы и с молитвой “Отче наш”.

Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”, развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимания и сопереживания чувствам других людей

Воспитывающая: постигать духовную музыку в произведениях композиторов-классиков, осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.

Ключевые понятия: мелодия, композитор, православие, молитва, благодать, святые.

Дети входят в класс под музыку.

Музыкальное приветствие. ( Упражнение-распевание )

Учитель: — Опишите состояние девочки. Что с ней происходит? Почему? (переживает)

— Как бы вы поступили в такой ситуации?

— Какое решение нашла девочка?

Дети: — Девочка обратилась к молитве.

Учитель: — Помогла ли ей молитва? Как? (Да, девочка прочитала молитву. Высказывания детей).

II. Постановка темы урока. Самоопределение к учебной деятельности.

У.: — Исходя из нашего разговора, определите тему занятия.

Д.: — Мы сегодня будем говорить о молитве. (Слайд 2,3)

У.: — Что бы вы хотели узнать по этой теме? (формулируют вопросы)

III. Открытие новых знаний.

1. Определение понятия “молитва”. (Слайд 4,5)

Д.: — Молитва — обращение верующего к Богу.

У.: — А что значит православная молитва?

— “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться.

У.: Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой. ( Слайд 6)

И потому обращение к Богу называется молитва .

Учитель: Чей это портрет? Назовите фамилию композитора

Какие вам известны его музыкальные произведения?

( Портрет П. Чайковского. Слайд 7-8 «Утренняя молитва» из Детского альбома).

Он был глубоко верующим человеком.

С чего начинался день верующего человека?

Учитель. Действительно, раньше день любого человека, и взрослого, и ребенка, начинался и заканчивался обращением к Богу. Послушайте “Утреннюю молитву”. Какое настроение, душевное состояние ребенка передается в этой пьесе?

(Звучит “Утренняя молитва” П. Чайковского).

Дети. Спокойное, умиротворенное, светлое, безмятежное. “Утренняя молитва” светлая, чистая, безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно.

Учитель . Какими средствами музыкальной выразительности передается это настроение? Какая мелодия? Как она звучит? (слайд 10)

Дети (находят слова определения ) Напевная, плавная, широкая, мягкая, похожая на песню.

Учитель. Действительно, мелодия песенная, она останавливается на длинных, выдержанных звуках. Мелодия звучит один раз или повторяется?

Дети . Повторяется много раз, словно усиливая эмоциональное состояние героя пьесы — маленького ребенка.

Учитель. В каком ладу звучит пьеса? (Слайд11)

Дети. (показывают смайлики) В мажорном, светлом.

Учитель . Что происходит с динамикой, как она развивается?

Дети. В начале музыка звучит тихо, затем громче, потом затихая и в конце очень тихо.

Учитель. На начало, середину или окончание пьесы приходится кульминация, наивысшая точка эмоционального развития?

Дети. Кульминация в середине пьесы, на самом высоком, ярком звуке.

Учитель . Вспомните окончание пьесы. Как она заканчивается? Что мы слышим в конце?

Дети . Восходящее движение на diminuendo,приводящее к pianissimo. Повторяющийся звук в низком регистре, очень тихо.

Учитель . Что он изображает, на что похоже это звучание?

Дети . На мерные удары большого колокола, который возвещает об утреннем богослужении.

Учитель. А о чем молился ребенок утром?

Дети . В утренней молитве ребенок благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы день его прошел благополучно. Он молился о здоровье родных и близких, и чтобы он не огорчал своих родителей.

Учитель: В каком исполнении прозвучала «Утренняя молитва»?

Учитель: молитву можно сыграть на инструменте, можно спеть, а прочитать можно?

IV . Знакомство с молитвой “Отче наш”.

Учитель: есть молитвы, которые не составлялись людьми. Это молитвы, которые дал людям сам Бог. Вот сегодня мы познакомимся с самой главной молитвой. Называется она Господня молитва, потому что её дал Иисус Христос Своим ученикам, когда они спросили его, как нужно молиться. В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы. (Слайд 12)

1.Попробуем прочитать (дети хором читают Главную молитву «Отче наш» Клип) и исполнить на одном звуке молитву, которую Господь Бог написал для своих учеников.

2 . Объяснение слов молитвы.

Иже еси на небесех — Который находится на небесах, или небесный;

да — пусть; святится — прославляется:

яко — как; на небеси — на небе;

насущный — необходимый для существования;

даждь — дай; днесь — сегодня, на нынешний день;

остави — прости; долги — грехи;

должником нашим — тем людям, которые против нас согрешили;

искушение — соблазн, опасность впасть в грех;

лукавого — всего хитрого и злого, то есть дьявола. Дьяволом называется злой дух.

Учитель: Православный человек может молиться в одиночестве и вместе с другими людьми. Он может молиться про себя и вслух, в чтении и в пении. Он может молиться на любом языке. Он может молиться в любом месте и в разных обстоятельствах: как в радости, так и в беде.

Молитва – просьба: “Подай, Господи!” (Слайд13)

Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…

Взрослея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности. Это просьба о защите.

Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость.

Молитва – благодарение — за всякое благодеяние Божие. (Слайд 14-15)

— За то можно благодарить Бога?

— Молитва благодарственная по исцелении от болезни.

— Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.

— Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.

— Молитва благодарственная по получении.

Молитва – славословие. (Слайд 16)

В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом.

Мы уже с вами знаем, что молитвы бывают разные. Чаще всего эти молитвы бывают составлены святыми, праведными, благочестивыми людьми.

Слушание пьесы П. Чайковского «В церкви». Чем эта пьеса отличается от «Утренней молитвы»?

Дети: Музыка звучит торжественно, степенно.

В миноре (используют смайлики для показа минора),

Учитель: Какое состояние передает композитор?

Дети: успокоение после вечерней молитвы — тихо, мерно ниспадающие аккорды на фоне мерно «гудящего» баса – как бы замирающего вдали колокола, готовящего нас к вечерней службе.

Учитель: эти пьесы вошли в сборник под названием « Детский альбом». Какая из них открывает альбом, а какая завершает? ( пьеса «Утренняя молитва» открывает альбом, « В церкви» завершает) .

V . Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

Учитель: — О чем молился ребенок утром? (слайд 17)

Дети: В утренней молитве ребенок благодарил Бога за то, что наступил новый день,

И просил, чтобы день его прошел благополучно. Он молился о здоровье родных и близких, и чтобы он не огорчал своих родителей. (Слайд 18-19-20)

— Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа?

Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Что ты можешь сказать об этих людях?

— А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

— Про себя (это будет твой секрет – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого или второго?

— Чтобы ты попросил? (Не огорчать родителей своим поведением, помочь учиться хорошо, пожелать доброго здоровья родителям, уберечь от зла, стать лучше.)

— А просить и желать плохое можно?

— Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту поблагодарить Бога?

VI. Работа в рабочей тетради или домашнее задание (слайд 21)

— Какие музыкальные произведения П. Чайковского услышали сегодня на уроке?

— Какое пропущенное главное слово? Тетрадь: стр.17. (Молитва)

— Где могут звучать молитвы? ( В церкви, в храме, дома)

Домашнее задание. Чем отличается молитва от песни?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что на уроке тебе понравилось больше всего?

VII. Подведение итогов урока (слайд 22-23)

Учитель оценивает и благодарит детей

Дети под музыку выходят из класса

Материал урока можно использовать на уроках музыки начальных классов общеобразовательной школы с целью более подробного ознакомления с фортепианным циклом П. И. Чайковского «Детский альбом».

Цель:развитие языковой компетенции1.Образовательный компонент цели: развитие навыков говорения, аудирования, чтения, письма по теме «Детские английские стихи. Описание внешности, характера»2.Раз.

Развивать творческое воображение, воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту весенней природы, бережное к ней отношение, любовь к поэзии, музыке, изобразительному искусству. воспитывать любовь .

Открытый урок по русскому языку в первом классе к педсовету по преемственности между детским садом и начальной школой. УМК «Школа России» по учебнику В. П. Канакиной. Проведен в апреле 2015 года.

Цель: обобщить знания детей по разделу, разсирить читательский кругозор учащихся с помощью детских журналов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Конспект урока по литературному чтению 2 класс «Из детских журналов» (Обобщение). УМК «Школа России&quot.

Молитва урок 2 класс
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here