Молитва в праздник Иоанна предтечи

Самое детальное описание: молитва в праздник иоанна предтечи специально для посетителей нашего ресурса.

Пророк Иоанн Креститель — после Девы Марии самый чтимый святой. В честь его установлены следующие праздники: 6 октября — зачатие, 7 июля — рождество, 11 сентября — усекновение главы, 20 января — Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта — первое и второе обретение его главы, 7 июня — третье обретение его главы, 25 октября — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину (по новому стилю).

Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует Евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный. »

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра).

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.

Царь Ирод Антипа (сын царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены (дочери аравийского царя Арефы) и за незаконное сожительство с Иродиадой. Иродиада до этого была замужем за родным братом Ирода, Филиппом.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. За свое злодеяние Ирод получил возмездие в 38 году после Р. X.; его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение.

Как повествует предание, Евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка — его правую руку. В 959 году, когда мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном), дьякон перенес руку Предтечи из Антиохии в Xалкедон, откуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками. Потом правая рука Иоанна Крестителя хранилась в Петебурге в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем Дворце.

Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один благочестивый подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел. В царствование Константина Великого, два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать Первое обретение главы Иоанна Предтечи.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Память праведного с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость.

Кондак святому пророку Иоанну Предтече, глас 5-й

Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

Молитва первая святому пророку Иоанну Предтече читаемая родителями о детях, а также при головных болезнях

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои небесными, молися ко Владыце за мене недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего: аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю; пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя? Токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех, ибо ты сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия: Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй грех, покаяние же проповедуяй во очищение коегождо дел скверных; очисти мя грехми оскверненнаго и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, во Царствие Небесное. Аминь.

Молитва вторая святому пророку Иоанну Предтече читаемая заключённым

Предтече и Крестителю Христов Иоанне, проповедниче покаяния! Ты неповинне всажден был еси в темницу: аз же, вверженный в злоключение сие, достойное по делом моим приемлю, яко преступник правды и закона. Всели в мое сердце чувство покаяния о гресех моих! Несть бо ни единыя злобы ни беззакония, ихже аз, окаянный, не содеях; престрашни греси мои. Учителю правды! научи мя право глаголати о мне самом пред судиями. Не преставаяй и в темнице обличати беззаконнаго Ирода, даруй ми, да наипаче зде обличает мене совесть моя, да от обличении ея не возмогу на долзе времени утаити мое преступление. Аще же осужден буду понести наказание, даруй ми быти терпеливу, якоже ты сам терпеливно несл еси усекновение главы твоея, желанное от Иродиады. Ей, Крестителю Христов! Простри ми, рабу твоему, руку, крестившую Христа Спасителя моего, да мя извлечеши из глубины погибели. Ты еси больший всех в рожденных женами, ты еси первый по Богородице, праведник между человеки. Сего ради прибегаю к тебе аз, имеяй потребу в велицем ходатае, яко велик есмь грешник. Убо и да осенит мене, недостойнаго, благодать твоя, Предтече Господень.

Молитва третья святому пророку Иоанну Предтече об исцелении телесных и душевных недугов

Святый Предтече и Крестителю Христов Иоанне! Проповедник сый покаяния, кающихся не презри нас, но молися ко Владыце Христу за нас, недостойных рабов, унылых, немощных, во многия грехи впадших. Смерти убо чаем, о гресех же наших николиже поболехом и о Царствии Небеснем не попекохомся: но не презри нас, Крестителю Христов, честный Предтече, болий рожденных всех, постником и пустынником наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов. Тя молим, к тебе прибегаем: не отрини нас, просящих твоего заступления, обнови души наша покаянием, еже есть второе крещение: твоим ходатайством пред Господем испроси нам очищение грехов. Уста недостойная вопиют к тебе, и душа смиренная молится, сердце сокрушенное из глубины воздыхает: простри пречистую твою десницу и защити нас от враг видимых и невидимых. Ей, Господи Иисусе Христе! Молитвами святаго Иоанна Крестителя Твоего, изряднее же Пречистыя Твоея Матери, Владычицы нашея Богородицы, спаси нас, грешных рабов Твоих, кающихся о гресех. Ты бо еси Бог кающихся, и на Тя, Спасителя, возлагаем надежду, славяще Пресвятое Имя Твое, со Безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Кондак, глас 5-й:
Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

Молитва:
Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои небесными, молися ко Владыце за мене недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего: аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю; пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя? Токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех, ибо ты сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия: Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними.
Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй грех, покаяние же проповедуяй во очищение коегождо дел скверных; очисти мя грехми оскверненнаго и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, во Царствие Небесное. Аминь.

Тропарь собору и усекновению, глас 2:

П а́мять пра́веднаго с похвала́ми,/ тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне, Предте́че:/ пока́зал бо ся еси́ вои́стину и проро́ков честне́йший,/ я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго./ Те́мже за и́стину пострада́в ра́дуяся,/ благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га я́вльшагося пло́тию,/ взе́млющаго грех ми́ра,// и подаю́щаго нам ве́лию ми́лость.

П е́рвее неражда́ющая непло́ды, возвесели́ся,/ се бо зачала́ еси́ Со́лнца свети́льника я́ве,/ просвеща́ти иму́ща всю вселе́нную, слепото́ю неду́гующую./ Лику́й, Заха́рие, вопия́ со дерзнове́нием:// проро́к Вы́шняго есть хотя́й роди́тися.

П роро́че и Предте́че прише́ствия Христо́ва,/ досто́йно восхвали́ти тя недоуме́ем мы, любо́вию чту́щии тя:/ непло́дство бо ро́ждшия и о́тчее безгла́сие разреши́ся/ сла́вным и честны́м твои́м рождество́м,// и воплоще́ние Сы́на Бо́жия ми́рови пропове́дуется.

Тропарь первому и второму обретеню главы, глас 4

О т земли́ возсия́вши, Предте́чева глава́,/ лучи́ испуща́ет нетле́ния, ве́рным исцеле́ний,/ свы́ше собира́ет мно́жество А́нгел,/ до́ле же созыва́ет челове́ческий род,// единогла́сную возсыла́ти сла́ву Христу́ Бо́гу.

Тропарь третьему обретению главы, глас 4:

Я́ ко Боже́ственное сокро́вище сокрове́нное в земли́,/ Христо́с откры́ главу́ твою́ нам, проро́че и Предте́че./ Вси у́бо соше́дшеся в сея́ обре́тение,/ пе́сньми богоглаго́ливыми Спа́са воспои́м,// спаса́юща нас от тле́ния моли́твами твои́ми.

Тропарь на перенесение десной руки, глас 4:

О т за́пада возсия́вши Предте́чева рука́,/ лучи́ испуща́ет нетле́ния ве́рным исцеле́ний,/ свы́ше собира́ет мно́жество А́нгел,/ до́ле же созыва́ет челове́ческий род,// единогла́сно возсыла́ти сла́ву Христу́ Бо́гу.

П лотска́го Твоего́ прише́ствия убоя́вся Иорда́н,/ стра́хом возвраща́шеся,/ проро́ческое же служе́ние исполня́я Иоа́нн,/ тре́петом спря́ташеся,/ А́нгельстии чи́ни ужаса́хуся,/ зря́ще Тя во струя́х пло́тию креща́ема,/ и вси́ су́щии во тьме озаря́хуся,// воспева́ющеТя, я́вльшагося и просвети́вшаго вся.

В есели́тся све́тло Заха́рия вели́кий/ со всесла́вною Елисаве́тию сопру́жницею,/ досто́йно зачина́юще Иоа́нна Предте́чу,/ его́же Арха́нгел благовести́, ра́дуяся,/ и челове́цы достодо́лжно почти́м,// я́ко таи́нника благода́ти.

П ре́жде непло́ды, днесь Христо́ва Предте́чу ражда́ет,/ и той есть исполне́ние вся́каго проро́чества:/ Его́же бо проро́цы пропове́даша,/ на Сего́ во Иорда́не ру́ку положи́в,// яви́ся Бо́жия Сло́ва проро́к, пропове́дник вку́пе и Предте́ча.

Кондак усекновению, глас 5:

П редте́чево сла́вное усекнове́ние,/ смотре́ние бысть не́кое Боже́ственное;/ да и су́щим во а́де Спа́сово пропове́сть прише́ствие./ Да рыда́ет у́бо Ироди́а,/ беззако́нное уби́йство испроси́вши:/ не зако́н бо Бо́жий, ни живы́й век возлюби́,// но притво́рный, привре́менный.

Ин кондак усекновению, глас 4:

И́ род, Предте́че, беззако́нновав, / жене́ подаде́ главу́ твою́ честну́ю, / е́йже покланя́ющеся, весели́мся; // Ироди́я же пла́чет и рыда́ет, / и И́род, и пляса́вшая.

Кондак первому и второму обретению главы, глас 2:

П ро́роче Бо́жий и Предте́че благода́ти,/ главу́ твою́ я́ко ши́пок свяще́ннейший от земли́ обре́тше,/ исцеле́ния всегда́ прие́млем,// и́бо па́ки, я́коже пре́жде в ми́ре пропове́дуеши покая́ние.

Кондак третьему обретению главы, глас 6:

С ветоявле́нный и Боже́ственный в ми́ре столп,/ со́лнца свети́льник,/ Предте́ча, главу́ светоно́сную и Боже́ственную свою́ показа́вый в конце́х,/ освяща́ет той ве́рно покланя́ющихся и взыва́ющих:// Христо́в прему́дрый Крести́телю, спаси́ всех нас.

Кондак на перенесение десной руки, глас 6:

У́ мнаго Со́лнца свети́льник Боже́ственный Предте́ча,/ показа́вый в конце́х светоно́сную свою́ десни́цу,/ ны́не на се́вере озаря́ет е́ю блаже́нное Оте́чество на́ше,/ просвеща́я и освяща́я ве́рно покланя́ющихся, и Христу́ вопию́щих:// спаси́ нас моли́твами проро́ка Твоего́, Царю́ Вы́шний.

К рести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний проро́че, пе́рвый му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, и тебе́ прибега́ю не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, не оста́ви мя па́дшего мно́гими грехи́; обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием; очи́сти мя, грехи́ оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.

В елича́ем тя, Предте́че Спа́сов Иоа́нне, и чтим е́же от непло́дове пресла́вное рождество́ твое́.

В елича́ем тя,/ Крести́телю Спа́сов Иоа́нне,/ и почита́ем вси/ честны́я твоея́ главы́// усекнове́ние.

В елича́ем тя,/ Крести́телю Спа́сов Иоа́нне,/ и почита́ем вси/ честны́я твоея́ главы́// обре́тение.

Величаем тя, /
Крестителю Спасов Иоанне, /
и почитаем вси честныя твоея главы обретение.

Пророче и Предтече пришествия Христова, /
достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: /
неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися /
славным и честным твоим рождеством, /
и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Память праведнаго с похвалами, /
тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: /
показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, /
яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. /
Темже за истину пострадав, радуяся, /
благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, /
вземлющаго грех мира /
и подающего нам велию милость.

От земли возсиявши, Предтечева глава /
лучи испущает нетления верным исцелений, /
свыше собирает множество Ангел, /
доле же созывает человеческий род, /
единогласную возсылати славу Христу Богу.

Яко Божественное сокровище, сокровенное в земли, /
Христос откры главу твою нам, пророче и Предтече. /
Вси убо, сошедшеся в сея обретение, /
песньми богоглаголивыми Спаса воспоим, /
спасающа нас от тления молитвами твоими.

От запада возсиявши Предтечева рука, /
лучи испущает нетления верным исцелений, /
свыше собирает множество Ангел, /
доле же созывает человеческий род, /
единогласно возсылати славу Христу Богу.

Каждый год 7 июля Православной церковью отмечается Рождество Иоанна Предтечи — пророка, предсказавшего пришествии Мессии и крестившего Христа в водах реки Иордан. Праздник относится к великим, но по значимости приравнен к двунадесятым.

Наряду с Рождеством Христовым и Рождеством Пресвятой Богородицы Рождество Иоанна Предтечи относится к тем немногочисленным праздникам церковного года, когда празднуется рождение прославляемого лица. Сей факт, а также то, что на праздничных службах не поются заупокойные молитвы, а на утрени прежде читаются каноны Иоанну Предтече, которые не предваряются каноном Пресвятой Богородице, подчёркивает исключительное положение Иоанна Предтечи среди святых, почитаемых Православной Церковью. После Богородицы Иоанн Предтеча — самый почитаемый христианский святой.

Видео (кликните для воспроизведения).

С давних пор на праздник Рождества Иоанна Предтечи — Крестителя Господня — повелось читать особые молитвы, служащие одновременно и выражением раскаяния в совершённых грехах, ведь святой этот считается покровителем всех верующих, ходатайствующим за нас перед Богом, и словами радости, оттого что в наш мир пришёл последний из пророков, предсказавших пришествие Мессии.

Молитв, читаемых в Рождество Иоанна Крестителя, известно лишь три. Произносятся они как в самый день праздника, так и в день попразднства. Тропарь, глас 4-й

Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися славным и честным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия мирови проповедуется. Кондак, глас 3-й

Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, и той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча. Величание

Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодове преславное рождество твое. Молитва первая

Креститель Иоанн, проповедник покаяния, услышь молитвы мои и передай просьбы Владыке Небесному. Я, как недостойный, унылый, немощный и терзающейся печалью, призываю к Твоему участию и заступничеству. Умоляю очистить думы и душу мою, избавить от терзающих злых помыслов и наставить на пусть истинный. Святой Иоанн, Ты видел грехи земные и дарил искупление людям. О, Проповедник земной, сумевший коснуться самого Иисуса и окрестить его, даруй мне спасение перед Господом. Помолись за грешного раба Божьего (имя) и не оставляй меня на произвол дьявольских сил. Я умоляю о благе, которое пронесу с собой всю оставшуюся жизнь. Проповедник и мученик пустынный, не отрекайся от меня, обнови душу мою покаянием и наполни сердце неподдельной верой. Вечно Царствие Небесное. Аминь. Молитва вторая

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вoи Небесными, молися ко Владыце за менe, недостойнаго, унылаго, немощнaго и печальнаго, во многия беды впaдшаго, утруждeннаго бурными пoмыслы ума моего.

Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имeяй конца греховному обычаю, пригвождeн бо есть ум мой земным вещeм. Что сотворю? Не вем. И к кому прибегну, да спасeна будет душа моя? Токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех, ибо ты сподобился еси коснутися верхy Царя Христа, взeмлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егoже моли за грешную мою душу, да понe отныне, в первыйнaдесять час, понесу тяготу благую и приму мзду с последними.

Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний Пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов! Тя молю, к тебе прибегаю: не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи. Обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понeже обоегo начальник еси: крещением омывaяй прародительный грех, покаянием же очищaяй коегождо дело скверно. Очисти мя, грехами осквернeннаго, и понyди внити, aможе ничтоже скверно входит, в Царствие Небесное. Молитва третья

Святый Предтече и Крестителю Христов Иоанне! Проповедник сый покаяния, кающихся не презри нас, но молися ко Владыце Христу за нас, недостойных рабов, унылых, немощных, во многия грехи впадших. Смерти убо чаем, о гресех же наших николиже поболехом и о Царствии Небеснем не попекохомся: но не презри нас, Крестителю Христов, честный Предтече, болий рожденных всех, постником и пустынником наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов. Тя молим, к тебе прибегаем: не отрини нас, просящих твоего заступления, обнови души наша покаянием, еже есть второе крещение: твоим ходатайством пред Господем испроси нам очищение грехов. Уста недостойная вопиют к тебе, и душа смиренная молится, сердце сокрушенное из глубины воздыхает: простри пречистую твою десницу и защити нас от враг видимых и невидимых. Ей, Господи Иисусе Христе! Молитвами святаго Иоанна Крестителя Твоего, изряднее же Пречистыя Твоея Матери, Владычицы нашея Богородицы, спаси нас, грешных рабов Твоих, кающихся о гресех. Ты бо еси Бог кающихся, и на Тя, Спасителя, возлагаем надежду, славяще Пресвятое Имя Твое, со Безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

О чудесных обстоятельствах рождения Иоанна Предтечи нам известно из одного-единственного Евангелия, написанного апостолом Лукой. В нём сообщается о благочестивой бездетной паре священника Захария и праведной Елисаветы, жившей во времена Ирода. В те времена бездетность у евреев считалась большим несчастьем, наказанием Божьим, поэтому отсутствие детей у супругов, достигших уже преклонного возраста, повлекло за собой «поношение между людьми» и молитву супругов о даровании чада.

Как-то раз, когда служил Захария в церкви, явился к нему ангел Божий Гавриил и возвестил: «…не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, ижена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн». Но Захария не поверил ему и за это был лишён дара речи. По преданию, вскоре Елисавета зачала и в положенное время родила ребёнка. А на восьмой день по его рождению, когда зашла речь о наречении имени младенцу, Захария вновь обрёл возможность говорить.

Традиция праздновать Рождество Иоанна Предтечи возникла достаточно рано: уже в III веке праздник отмечался как восточными, так и западными христианами. А с начала IV века он приобретает общецерковное значение.

На Руси Рождество Иоанна Предтечи совпадает с народным праздником Ивана Купала. По распространённой версии его название происходит от имени некоего языческого божества, который «был богом плодов, его причисляли к знатнейшим богам». Однако, сегодня более правдоподобным представляется мнение о том, что Иван Купала — это славянский вариант имени Иоанн Креститель, поскольку Иоанн переводится с греческого как «купатель, погружатель». К тому же само божество «Купала» впервые упоминается лишь в Густынской летописи XVII века и по всей видимости является следствием ошибки летописца: зная о том, что «есь день и до нощи мужи и жены и дети в домех и по улицам и ходя и по водам, глумы творят всякими играми и всякими скомрашествы и песни сатанинскими и плясками, гусльми и иными многими виды и скаредными образовании» летописец ошибочно принял название праздника за имя языческого бога, добавив в славянский пантеон новое «божество». Новый «бог» успешно прижился в народном фольклоре, оброс множеством мифов и «исторических фактов», и со временем стал неотъемлемой частью праздника, посвящённого летнему солнцестоянию.

Блаженны Предтечи перваго канона, песнь 3-я, на 4, и втораго, песнь 6-я, на 4. По входе тропарь храма Христова и Богородицы, аще есть, таже тропарь Предтечи. Посем кондак храма Христова. Слава, Предтечи. И ныне, храма Богородицы. Аще несть храма Богородицы, И ныне, кондак храма Христова. Аще несть храма Христова, глаголем тропарь прежде Предтечи. Слава, кондак его. И ныне, Предстательство христиан: Прокимен, Апостол и Евангелие чтем Предтечи един, такожде и причастен.

Блаженны Предтече: из первого канона песнь 3 на 4, и из второго песнь 6 на 4. После входа в храме Христовом или Богородицы тропарь храма, также тропарь Предтечи. Затем кондак храма Христова. Слава: Предтечи. И ныне: храма Богородицы. В храме же Христовом И ныне: кондак храма. В храме святого поем прежде тропарь Предтечи, Слава: кондак его, И ныне: Защита христиан: Прокимен, Апостол и Евангелие читаем только Предтече, также и причастен.

П ророче и Предтече пришествия Христова, / достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: / неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися / славным и честным твоим рождеством, / и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Видео (кликните для воспроизведения).

П ророк и Предтеча пришествия Христова, / достойно восхвалить тебя не можем мы, / с любовью почитая тебя; / ибо бесплодие родившей и немота отца окончились / славным и священным твоим рождеством, / и воплощение Сына Божия миру возвещается.

П режде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, / и той есть исполнение всякаго пророчества: / Егоже бо пророцы проповедаша, / на Сего во Иордане руку положив, / явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча.

П режде бесплодная в сей день Христова Предтечу рождает, / и он – исполнение всякого пророчества. / Ибо на Того, Кого пророки предвозвестили, / он, во Иордане руку возложив, / явился слова Божия пророком, / провозвестником и вместе – Предтечей.

Возвеселится праведник о Господе / и уповает на Него. Стих: Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе.

Возвеселится праведник о Господе, / и уповает на Него. Стих: Услышь, Боже, голос мой, когда я молюсь к Тебе.

Братие, ныне ближайшее нам спасение, нежели егда веровахом. Нощь убо прейде, а день приближися: отложим убо дела темная, и облечемся во оружие света. Яко во дни, благообразно да ходим, не козлогласовании и пиянствы, не любодеянии и студодеянии, не рвением и завистию, но облецытеся Господем нашим Иисус Христом, и плоти угодия не творите в похоти. Изнемогающаго же в вере приемлите, не в сомнение помышлений. Ов бо верует ясти вся, а изнемогаяй зелия да яст. Ядый не ядущаго да не укоряет, и не ядый ядущаго да не осуждает, Бог бо его прият. Ты кто еси судяй чуждему рабу? Своему Господви стоит, или падает, станет же, силен бо есть Бог поставити его.

Братья, ныне ближе к нам спасение, чем когда мы уверовали. Ночь проходит, день приблизился. Итак отложим дела тьмы и облечемся в доспехи света. Как днем будем вести себя благопристойно: ни разгула и пьянства, ни разврата и непотребства, ни ссор и ревности; но облекитесь в Господа Иисуса Христа и попечения о плоти не превращайте в похоти. Немощного же в вере принимайте не входя в споры о мнениях. Один верит что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, пусть не презирает того, кто не ест; и кто не ест, пусть не осуждает того, кто ест: ибо Бог принял его. Ты кто, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Рим 13:11Б–14:4

Благословен Господь, Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим. Стих: И ты, отроча, пророк Вышняго наречешися.

Благословен Господь, Бог Израилев, что посетил и сотворил искупление народу Своему. Стих: И ты, дитя, пророком Всевышнего будешь названо.

В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится.

В вечной памяти будет праведник, от злой молвы не убоится.

Ряд же, Апостол и Евангелие вычитаем напреди. Подобает ведати, яко аще случится праздник Иоанна Предтечи в неделю, предваряются вся воскресная.

Рядовые же Апостол и Евангелие вычитываем заранее. Подобает знать, что если случится праздник Иоанна Предтечи в Воскресный день, предваряет все воскресное.

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюд не имеяй конца греховному обычаю: пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первый надесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи: обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных: очисти убо мя, грехми оскверненнаго и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит в Царствие Небесное. Аминь.

Иоанн Креститель является одним из величайших библейских пророков. Это он крестил самого Иисуса Христа в реке Иордан. Перед крещением своей крестницы я решила узнать подробно о предтече, как называют святого пророка Иоанна. Также меня волновал вопрос о суевериях, связанных с днем почитания Усекновения головы пророка. В статье я расскажу вам, что думает православная церковь о народных верованиях, и о чем можно молиться святому Иоанну Крестителю.

Приход Крестителя в мир описан в евангелии от Луки. Евангелист указывает, что его родителями были праведные люди — священник Захария и его жена Елизавета. Рождение Иоанна было предсказано Захарии самим архангелом Гавриилом, как и рождение Иисуса Христа. Захария был преклонных годов, когда архангел сообщил ему неожиданную весть, да и детей у супружеской четы не было.

Захария не поверил явлению архангела Гавриила, за что и был наказан немотой. Старец мог говорить лишь после рождения сына и наречения его именем Иоанн, что на арамейском обозначает благодать. Захария написал на глиняной табличке имя Иоанн, и только после этого бог разверз его уста. Родственники хотели наречь младенца в честь отца Захарией, но старец воспрепятствовал этому и определил имя, сказанное ему в видении архангелом Гавриилом.

Захария был убит воинами Ирода, когда те искали новорожденного Иисуса. Елизавета с младенцем Иоанном смогла укрыться внутри горы по молитве богу. Сорок дней Елизавета и Иоанн находились в укрытии, питаясь финиками и водой из ручья. После этого Елизавету умерла, а младенца выращивал ангел.

Повзрослевший Иоанн питался акридами (дикими муравьями) и диким медом. На нем была надета накидка из верблюжьей шерсти, и весь его облик выражал праведность и аскетизм. Когда Предтеча появился в пустыне и стал пророчествовать, иудеи признали в нем пророка Илию, который был вознесен на небеса живым. Иоанн был очень похож на Илию, поэтому иудеи приходили слушать его и верили всем словам.

В те времена народ каждый день ожидал пришествие Мессии, который спасет их от римского деспотизма. Люди с большим трепетом слушали слова пророка, ведь он предвещал им исполнение желаемого — приход Мессии. Иоанн отпускал раскаявшимся грехи и омывал от них в водах Иордана. Поэтому был назван Крестителем.

Однажды среди людей появился Иисус, чтобы смиренно принять омовение в Иордане от пророка. Иоанн сразу же признал в нем Миссию и сказал, что недостоин развязать ремни на его сандалиях. Но Иисус ответил, что должно делать то, что предречено. В тот момент на Спасителя спустился Святой Дух в виде голубя и прозвучали слова Господа:

Окрестив Иисуса, Иоанн продолжал пророчествовать в пустыне. Через некоторое время он был помещен в темницу Иродом за обличение в грехе его прелюбодеяния с женой брата. Безумная женщина решила отомстить Иоанну за обличение в грехе и обманула Ирода. Она подговорила свою дочь Саломею станцевать танец на большом пиру в честь дня рождения царя. Станцевав эротический танец, Саломея выпросила у царя голову Крестителя. Ирод не мог нарушить слово, данное публично, и приказал отрубить пророку голову. Так погиб один из величайших пророков Иудеи, крестивший самого Господа и Спасителя.

С приходом пророка Иоанна завершается ветхозаветная история еврейского народа и открывается новый завет — пророчество о Мессии, Спасителе всех людей на земле. Он возвестил о приходе новой эры в истории человечества, когда путь спасения открывается любому человеку.

В православной традиции святого Иоанна почитают первым после ангельских чинов. Самой известной иконой в православии является икона под названием «Голова на блюде». На ней изображена усеченная голова святого с закрытыми глазами и нимбом над ней. По преданию, нечестивая Иродиада сильно боялась воскресения пророка, поэтому потребовала захоронить голову Иоанна отдельно от туловища.

К иконе пророка обращаются те, кто стремится вернуться к вере и раскаивается в грехах. Так как предтеча принимал покаяние грешников и очищал от грехов, именно к нему обращаются с этой просьбой. Святой помогает найти правильный путь в жизни, осознать свою греховную природу и обрести светлый разум.

Если человека одолевают греховные мысли, он может обратиться к пророку для избавления от морока и соблазна дьявольского. Святой очищает разум и укрепляет дух, а также успокаивает мятежное сердце.

Также к пророку обращаются с просьбой в укреплении духа во время длительных церковных постов, ведь святой всю жизнь питался медом и акридами. Он не страдал от голода или недоедания и показал пример аскетической жизни.

Бездетные пары обращаются с просьбой к родителям Предтечи, которые причислены к лику святых, о даровании потомства.

Пчеловоды уверены, что пророк поможет им в разведении пчел, так как сам питался диким медом.

Церковная традиция не поддерживает народных верований насчет Иоанна Крестителя. Например, непонятным считается вера в магические способности святого. Некоторые люди уверены, что святому можно молиться для исцеления головы.

Другие верят, что в день почитания усекновения главы святого нельзя вкушать пищу круглой формы — капусту, репу и т. д. Не разрешается даже держать в руках круглые предметы и большое блюдо, вплоть до отказа ставить тарелки на стол. Церковь считает эти верования наивными и не содержащими в себе истины.

Суеверные люди опасаются пользоваться ножами и острыми предметами в день памяти Крестителя. Считается, что держащий в руке нож, берет на себя грех убийц Иоанна. Однако церковная традиция не одобряет подобных верований, так как считает их вымышленными.

Иоанн Предтеча был послан богом на землю, чтобы очистить заблудшие души и обновить веру. Он готовил мир к приходу Спасителя Иисуса Христа. Не следует забывать о величии миссии Крестителя и праздновать в день его Рождества языческий праздник Ивана Купалы. Это большой грех.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро «Карта дня»!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Молитва в праздник Иоанна предтечи
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here