Молитвы 9 часа

Самое детальное описание: молитвы 9 часа специально для посетителей нашего ресурса.

Содержание часа
6-й час посвящен воспоминанию самого распятия Христова (по «Учительному известию» Служебника — обстоятельств его от несения Креста до помрачения солнца).

Все псалмы часа изображают преследование праведника врагами, ищущими его гибели. Первый псалом часа 53 «Боже, во имя Твое спаси мя», носящий нечастое надписание «учение», просит Бога, ради самого имени Его (охранения святости его), о спасении в правом деле от страшных, забывающих Бога врагов, выражает уверенность в этом и дает благодарственный обет. Второй псалом часа 54 «Внуши, Боже, молитву мою» — возбужденная молитва Богу в большой скорби, доходящей до желания совершенно покинуть наполненный (охраняемый как злой стражей на стенах) насилиями и злодеяниями город, особенно в виду друга, ставшего врагом, молитва об уничтожении врагов, переплетаемая выражением полной уверенности в спасении. Третий псалом часа — 90-й «Живый в помощи Вышняго» рисует в форме наставления все выгоды полной надежды на Бога (называемого здесь самыми возвышенными именами), Который уповающего на Него как крыльями (может быть, намек на Херувимов) защищает от незаметно подстерегающей смерти (сети птицелова), от всех опасностей ночи и дня, губящих тысячи, от вредоносных животных посредством Ангелов, не позволяющих и оступиться о камень, во всем чем нам дается и от Самого Бога торжественное уверение, обещающее, кроме того, уповающему все земные блага и спасение.

История часа
Псалмы 6-го часа уже в древнейших рукописных Часословах совпадают с нынешними. Точно так же и постные тропари по псалмах. Только в самом древн. Синайск. Часосл. № 863 VIII—IX в. тропарь этот хотя близок по тексту к нынешнему, но обширнее; на Славу полагается другой тропарь по дню недели. Часосл. Имп. Публ. б. № 57 и Софийск. при СПб. Ак. 1052 XIII в. указывают для субботы тропари: «Апостоли, пророцы, мученицы», и «Помяни, Господи, яко благ». Тропарей по Трисвятом в нек. Часосл, нет (в тех, что и для других часов). Часосл. Моск. Типогр. б. № 46 XIV в. и 48 XV в. не имеют второго тропаря; Синайск. № 865 XII в. не указывает для, среды и пятницы особого Богородична «Препрославлена еси». Заключительной молитвы некоторые не имеют (те, что и для других часов); Афоно-Ватопедск. № 350 XV в. имеет краткую, близкую к постному тропарю, как и на других часах; Типогр. 46 и 48 — две молитвы «Господи Боже наш, Иже в пол дне сподобивый преити» и «Христе Боже наш, Иже нашего ради осужения»; Синайск. № 12 XII—XIII и Публ. № 57 XIII в. тоже две: вторую из указанных и «Господи вышьи всех и всех ради»; в Соф. № 1052 одна первая из Типогр.; Синайск. № 870 XIII в. — нынешняя; Хлудовск. № 123 XV в. о молитвах междочасия замечает, что если междочасия нет, они читаются на часе (так и для других часов).

Диаковский Е. Последование часов и изобр., 123—137. В коптском и эфиопском (абиссинском) Часословах 6-й час имеет псалмы 53, 56, 62, 66, 69, 83—86, 90, 92; тропарь и Богородичен после псалмов наши, но на Славе еще тропарь, просящий у Распятого умертвить страсти и обратить ум от страстей к заповедям; тропари по Трисвятом наши, но Богородичен только «Препрославлена еси»; заключительная молитва благодарит за достижение столь знаменательного часа и просит об умерщвлении страстей, добродетельной жизни и неосуждении на Страшном Суде (Еп. Порфирий. Вероучение, богослужение. коптов, 64—65. Тураев Б. Часосл, ефиоп. ц., 55—61). На римско-католическом 6-м часе гимн просит могущественного Правителя (Rector), истинного Бога, устрояющего смену вещей, подателя света и огня, угасить пламя раздоров, устранить вредный жар, дать телу здоровье и сердцу мир; в качестве псалмов три отдела 118 псалма: ст. 81—96,97—112,113-128, антифон пред ними обычно в воскресенье — аллилуиа, в будни — «Помози ми» (ст. 117).

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды.)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй, (трижды). Сла́ва, и ны́не:

О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Таже, Го́споди, поми́луй, (12), Сла́ва, и ны́не:

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.

Коль возлю́бленна селе́ния Твоя́, Го́споди сил! Жела́ет и скончава́ется душа́ моя́ во дворы́ Госпо́дни, се́рдце мое́ и плоть моя́ возра́довастася о Бо́зе жи́ве. И́бо пти́ца обре́те себе́ хра́мину, и го́рлица гнездо́ себе́, иде́же положи́т птенцы́ своя́, олтари́ Твоя́, Го́споди сил, Царю́ мой и Бо́же мой. Блаже́ни живу́щии в дому́ Твое́м, в ве́ки веко́в восхва́лят Тя. Блаже́н муж, eму́же есть заступле́ние eго́ у Тебе́; восхожде́ния в се́рдце свое́м положи́, во юдо́ль плаче́вную, в ме́сто е́же положи́, и́бо благослове́ние даст законополага́яй. По́йдут от си́лы в си́лу: яви́тся Бог бого́в в Сио́не. Го́споди Бо́же сил, услы́ши моли́тву мою́, внуши́, Бо́же Иа́ковль. Защи́тниче наш, виждь, Бо́же, и при́зри на лице́ христа́ Твоего́. Я́ко лу́чше день еди́н во дво́рех Твои́х па́че ты́сящ: изво́лих примета́тися в дому́ Бо́га моего́ па́че, не́же жи́ти ми в селе́ниих гре́шничих. Я́ко ми́лость и и́стину лю́бит Госпо́дь, Бог благода́ть и сла́ву даст, Госпо́дь не лиши́т благи́х ходя́щих незло́бием. Го́споди Бо́же сил, Блаже́н челове́к упова́яй на Тя.

Благоволи́л еси́, Го́споди, зе́млю Твою́, возврати́л еси́ плен Иа́ковль: оста́вил еси́ беззако́ния люде́й Твои́х, покры́л еси́ вся грехи́ их. Укроти́л еси́ весь гнев Твой, возврати́лся еси́ от гне́ва я́рости Твоея́. Возврати́ нас, Бо́же спасе́ний на́ших, и отврати́ я́рость Твою́ от нас. Еда́ во ве́ки прогне́ваешися на ны? Или́ простре́ши гнев Твой от ро́да в род? Бо́же, Ты обра́щься оживи́ши ны, и лю́дие Твои́ возвеселя́тся о Тебе́. Яви́ нам, Го́споди, ми́лость Твою́, и спасе́ние Твое́ даждь нам. Услы́шу, что рече́т о мне Госпо́дь Бог: я́ко рече́т мир на лю́ди Своя́, и на преподо́бныя Своя́, и на обраща́ющыя сердца́ к Нему́. Оба́че близ боя́щихся Его́ спасе́ние Его́, всели́ти сла́ву в зе́млю на́шу. Ми́лость и и́стина срето́стеся, пра́вда и мир облобыза́стася. И́стина от земли́ возсия́, и пра́вда с Небесе́ прини́че, и́бо Госпо́дь даст бла́гость, и земля́ на́ша даст плод свой. Пра́вда пред Ним предъи́дет, и положи́т в путь стопы́ своя́.

И паки: Сотвори́ со мно́ю зна́мение во бла́го, и да ви́дят ненави́дящии мя, и постыдя́тся, я́ко Ты, Го́споди, помо́гл ми и уте́шил мя еси́.

Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́ Бо́же. Трижды.

Сла́ва, тропарь дне.

И ны́не: Богородичен:

И́же нас ра́ди рожде́йся от Де́вы / и распя́тие претерпе́в, Благи́й, / испрове́ргий сме́ртию смерть и воскресе́ние явле́й я́ко Бог, / не пре́зри, я́же созда́л еси́ руко́ю Твое́ю. / Яви́ человеколю́бие Твое́, Ми́лостиве. / Приими́ ро́ждшую Тя Богоро́дицу, моля́щуюся за ны. / И спаси́, Спа́се наш, лю́ди отча́янныя.

Не преда́ждь нас до конца́ И́мене Твоего́ ра́ди, / и не разори́ заве́та Твоего́, / и не отста́ви ми́лости Твоея́ от нас / Авраа́ма ра́ди, возлю́бленнаго от Тебе́, / и за Исаа́ка, раба́ Твоего́, / и Изра́иля, свята́го Твоего́.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды.)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй, (трижды). Сла́ва, и ны́не:

О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Кондак святаго, или прилучившагося праздника.

И́же на вся́кое вре́мя и на вся́кий час, на Небеси́ и на земли́, покланя́емый и сла́вимый, Христе́ Бо́же, Долготерпели́ве, Многоми́лостиве, Многоблагоутро́бне, И́же пра́ведныя любя́й и гре́шныя ми́луяй, И́же вся зовы́й ко спасе́нию обеща́ния ра́ди бу́дущих благ. Сам, Го́споди, приими́ и на́ша в час сей моли́твы и испра́ви живо́т наш к за́поведем Твои́м, ду́ши на́ша освяти́, телеса́ очи́сти, помышле́ния испра́ви, мы́сли очи́сти и изба́ви нас от вся́кия ско́рби, зол и боле́зней, огради́ нас святы́ми Твои́ми А́нгелы, да ополче́нием их соблюда́еми и наставля́еми, дости́гнем в соедине́ние ве́ры и в ра́зум непристу́пныя Твоея́ сла́вы, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь.

Го́споди поми́луй, трижды. Сла́ва, и ны́не:

Честне́йшую Херуви́м / и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, / без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, / су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

Влады́ко Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же наш, долготерпе́вый о на́ших согреше́ниих и да́же до ны́нешняго часа́ приведы́й нас, во́ньже, на Животворя́щем Дре́ве ви́ся, благоразу́мному разбо́йнику и́же в рай путесотвори́л еси́ вход и сме́ртию смерть разруши́л еси́: очи́сти нас, гре́шных и недосто́йных раб Твои́х, согреши́хом бо и беззако́нновахом и не́смы досто́йни возвести́ очеса́ на́ша и воззре́ти на высоту́ Небе́сную, зане́ оста́вихом путь пра́вды Твоея́ и ходи́хом в во́лях серде́ц на́ших. Но мо́лим Твою́ безме́рную бла́гость: пощади́ нас, Го́споди, по мно́жеству ми́лости Твоея́, и спаси́ нас И́мене Твоего́ ра́ди свята́го, я́ко исчезо́ша в суете́ дни́е на́ши, изми́ нас из руки́ сопроти́внаго, и оста́ви нам грехи́ на́ша, и умертви́ плотско́е на́ше мудрова́ние, да, ве́тхаго отложи́вше челове́ка, в но́ваго облеце́мся и Тебе́ поживе́м, на́шему Влады́це и Благоде́телю. И та́ко, Твои́м после́дующе повеле́нием, в ве́чный поко́й дости́гнем, иде́же есть всех веселя́щихся жили́ще. Ты бо еси́ вои́стинну и́стинное весе́лие и ра́дость лю́бящих Тя, Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем со Безнача́льным Твои́м Отце́м, и Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Сла́ва, и ны́не: Го́споди поми́луй, трижды.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь

Б.1. В.1. ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ЧАСОВ

В состав церковного богослужения входят:

В древности они совершались отдельно одно от другого в часы, назначенные Церковью, но впоследствии, по снисхождению к немощам и нуждам христиан, Церковь дозволила совершать их в три времени дня: вечером, утром и около полудня.

Круг суточного богослужения Церковь начинает вечером ввиду того, что церковный день у нас, христиан, как и у евреев, начинается с вечера, т.к. течение времени, по учению Свящ. Писания, началось с вечера. В состав вечернего богослужения РПЦ входят:

9 час по Церковному счислению соответствует 3-му часу пополудни. Это богослужебное время посвящено воспоминанию самой смерти Спасителя на кресте, т.к. именно около этого часа Христос сделал Свой предпоследний возглас на кресте: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?», за к-рым последовало тотчас напоение Спасителя уксусом и (через неуказанный промежуток времени) последовал возглас, приводимый только у св. ев. Луки: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой» (23, 46), с к-рым Господь предал дух Свой.

Следовательно, начиная с первого момента богослужения, «Учительное известие» (при Служебнике) увещает воспоминать при 9 часе последние события жизни Христовой.

Заповедь совершать молитву в 9 час, в воспоминание уничижения Господня, со всею ясностью изложена в 34 главе 8 книги Постановлений Апостольских (2-3 вв.). Псалмы этой службы избраны св. Пахомием Великим (348), а тропари и молитвы, ныне читаемые на 9 часе, принадлежат свт. Василию Великому (329-379).

Т.к. 9 час принадлежит еще предшествующему церковному дню, то тропарь и кондак на нем читаются истекающего дня. Напр, в Типиконе относительно 9 часа пред неделей Фоминой указано, что на нем положен тропарь «С высоты снишел еси», а не «Запечатану гробу».

9 час обычно совершается перед вечернею.

В период же всего Великого поста совершаются вместе 3 и 6 часы, а затем следует 9 час, после к-рого поются Изобразительные и Вечерня.

В навечериях Рождества Христова и Богоявления 9 час совершается вместе со всеми прочими часами. Вместе с 3 и 6 часами (и отдельно от вечерни) 9 час совершается в среду и пятницу Сырные, если на эти дни приходится предпразднество Сретения или храмовый праздник.

9 час иногда совершается в храме, иногда в притворе, как об этом ясно говорится в 1-й и 9-й главах Типикона. В дни поста 9 час положено совершать в храме (Типикон, последование 14 ноября и понедельник 1-й недели Великого поста).

Порядок совершения 9 часа

Свящ-к без фелони, но в эпитрахили, при закрытых царских вратах и задернутой завесе выходит на солею и возглашает: «Благословен Бог наш».

Чтец: «Аминь». «Слава Тебе, Боже наш, слава тебе», «Царю Небесный…», Трисвятое по «Отче наш…».

Свящ-к, стоящий на солее, произносит возглас: «Яко Твое есть царство…», после чего южными дверями уходит в алтарь.

Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава и ныне», «Приидите поклонимся»(трижды). Затем читаются 3 псалма 9 часа:

1. «Коль возлюблена селения Твоя, Господи» (Пс. 83);

2. «Благословил еси, Господи, землю Твою» (Пс. 84);

3. «Приклони, Господи, ухо Твое» (Пс. 85).

После псалмов: «Слава и ныне…», Аллилуиа (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» — тропарь святому из Минеи, «И ныне» — Богородичен часа: «Иже нас ради рождейся от Девы…», Трисвятое по «Отче наш…».

После возгласа свящ-ка: «Яко Твое есть Царство…» чтец читает кондак святому из Месячной Минеи… «Господи, помилуй» (40 раз), «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава и ныне». «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче».

В завершение чтец произносит молитву часа: «Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш…».

В этой молитве Церковь просит Господа, распятого на кресте и отверзшего рай разбойнику, чтобы Он умертвил наши плотские страсти и удостоил вечного блаженства на небесах.

На этом и заканчивается порядок совершения 9 часа.

Итак, в последовании 9 часа Св. Церковь напоминает нам о часе крестной смерти Спасителя нашего Иисуса Христа. Об этом особенно ярко говорится в великопостном тропаре 9 часа: «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас».

В псалмах этого часа пророчески изображаются плоды крестной смерти Сына Божия, как то: оставление грехов кающимся грешникам, примирение человека с Богом и милосердие Божие к грешнику.

Служба 1 часа есть 1-я служба дня. Она есть как бы продолжение утренней службы, и, исключая немногие дни в году, всегда совершается сразу же после утрени.

Часы бывают 2х типов: с псалмами (3хпсалмные часы) и без псалмов (пасхальные).

Тип трехпсалмных часов разделяется на 3 подтипа:

Междочасия же, хотя и представляют собою типы часов, но теперь самостоятельного значения они не имеют и в число суточных служб не входят. В древности они входили в круг древних часов.

Молитвословия 1 часа находятся в Следованной Псалтири и в Часослове, в конце утрени, на вседневной службе.

В конце утрени, после пения: «Утверди Боже…» свящ-к задергивает завесу Царских врат, а чтец читает: «Приидите, поклонимся…» и положенные псалмы 1 часа.

Если же совершается утреня полиелейная или с великим славословием, то тогда 1 час читается после полного отпуста утрени и обычного многолетия.

1 час, как непосредственно примыкающий к утрене и как бы ее окончательно завершающий, начинается с «Приидите, поклонимся» (трижды).

Затем следует характерное для часов трехпсалмие; в 1 часе оно состоит из 3х псалмов:

· 5 пс. «Глаголы мои внуши, Господи…»,

· 89 пс. «Господи, прибежище был еси нам…»

За трехпсалмием следует «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (трижды), опять «Слава» и тропарь празднику или святому, затем «И ныне» — Богородичен: «Что тя наречем…».

Далее следуют стихи из пс. 118 (стихи 133-136 — «Стопы моя направи…», «Избави мя от клеветы…», «Лице Твое просвети…», «Да исполнятся уста моя…»).

Затем «Трисвятое», «Отче наш…» и кондак праздника или святого. «Господи, помилуй» (40 раз), после чего следует общая молитва повечерия, полунощницы и Часов «Иже на всякое время…» За этой молитвой следует троекратное: «Господи, помилуй. Слава, и ныне», потом: «Честнейшую херувим…» «Именем Господним благослови, отче».

Свящ-к, выйдя северными дверьми (в одной епитрахили, чем опять как бы знаменуется смирение Ходатая, как и в чтении молитв светильничных и утренних), говорит: «Боже, ущедри…».

Свящ-к же продолжает молитву, в к-рой прославляет Христа: «Христе, Свете истинный…».

Хор прославляет Царицу Небесную торжественным гимном «Взбранной Воеводе…».

За этой торжественно-благодарственной и победной песнью свящ-к произносит: «Слава Тебе, Христе Боже…»

Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови».

Свящ-к говорит отпуст 1 часа.

Пение «Взбранной Воеводе» в сущности не относится непосредственно к 1 часу (в Уставе его нет), а явл-ся кратким молебным добавлением, ставшим неотъемлемой частью последования 1-го Часа.

Видео (кликните для воспроизведения).

В практике имеет место традиция, в силу к-рой в великие праздники вместо «Взбранной Воеводе…» поется кондак праздника. (Напр, 7 января вместо «Взбранной Воеводе» поется «Дева днесь», и т.п.).

Если совершалась вседневная утреня, то на 1 часе бывает великий отпуст, если же совершалась утреня с великим славословием или полиелейная, то на 1 часе произносится малый отпуст.

При совершении 1 часа вспоминается, как сказано в Служебнике, «како Спаситель наш в первый час дне веден бысть в притвор от Каиафы к Пилату, яко злодей благодетель связанный, и како тамо всего мира Судия от беззаконных архиереев и старцев иудейских обруган и от неправедного судии осужден бысть» (Известие учительное в Служебнике).

Помимо указанных воспоминаний общий характер этой службы состоит в выражении благодарственных чувств Господу за наступивший день, просьба, молитва о наставлении на путь, угодный Богу в течение грядущего дня. В связи со временем утра и с указанными воспоминаниями положены на 1 Часе определенные псалмы, в к-рых излагается утренняя молитва, исполненная упования на Бога и благодарения, в 5 пс. раскрываются свойства врагов, к-рыми Спаситель был оклеветан и осужден; изображается вечность и неизменность Господа Бога и краткость и изменчивость нашей жизни, подобно утру (Пс. 89). Затем говорится о том, что когда настанет утро вечности, тогда Господь истребит всех грешников, чтобы во святом граде, т.е. небесном Иерусалиме, были одни святые (Пс. 100).

1 час стоит в начале суточных служб уже в древнейших греч. памятниках 8 в, т.е. почти со времени возникновения суточного богослужебного круга. Источники службы 1 часа восходят ко временам еще более древним. О молитвенной встрече дня говорит свт. Василий Великий и псалмы, им приводимые, есть именно псалмы 1 часа. Есть сведения о службе 1 часа, восходящие ко времени жизни прп. Саввы Освященного. О соединении 1 часа с утреней упоминает Никон Черногорец (11 в). На Западе 1 час становится известным с 6 в. в уставах святого Бенедикта.

В Синайском и Эфиопском Часословах, как утверждает Е.Диаковский, 1 час непосредственно примыкает к утрене, а остальные Часы вместе с Изобразительными объединены в особый чин Часов. Отсюда становится ясно, что 1 Час органически связан с утреней и что исполнение его идет непосредственно вслед за нею. Для нашего времени эти указания имеют глубоко историческое основание.

Что касается песни «Взбранной Воеводе…», то этот текст, как утверждают нек-рые литургисты, принадлежит, по всей вероятности, Георгию Писиде (7 в), ибо им начинается известный акафист Божией Матери, принадлежность к-рого авторству Георгия Писиды не подлежит сомнению. Исторические обстоятельства, побудившие Георгия Писиду написать эту песнь и акафист, полагают, были события войны 626 года, когда Византийская империя победоносно отразила от стен столицы соединенные силы азиатских народов, среди к-рых были и «Тавроскифы» – русские славяне.

К. Никольский придерживается другого мнения. Он говорит, что «Взбранной Воеводе…» составлена греками в то время, когда они избавились от нападения Киевских князей — Аскольда и Дира (866 г), разбитых на своих судах бурею у Константинополя при погружении в море ризы Божией Матери. Князья киевские, пораженные этим чудом, вскоре приняли крещение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Суточный круг богослужений. 9-й Час. История формирования, чинопоследование и духовный смысл.

Девятый час по Церковному счислению соответствует третьему часу пополудни.. Это богослужебное время посвящено воспоминанию самой смерти Спасителя на кресте, так как именно около этого часа Христос сделал Свой предпоследний возглас на кресте: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?», за которым последовало тотчас напоение Спасителя уксусом и (через неуказанный промежуток времени) последовал возглас, приводимый только у святого евангелиста Луки: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой» (23, 46), с которым Господь предал дух Свой.

Следовательно, начиная с первого момента богослужения, «Учительное известие» (при Служебнике) увещает воспоминать при девятом часе последние события жизни Христовой.

Заповедь совершать молитву в девятый час, в воспоминание уничижения Господня, со всею ясностью изложена в 34 главе VIII книги Постановлений Апостольских (II-III вв.). Псалмы этой службы избраны святым Пахомием Великим († 348), а тропари и молитвы, ныне читаемые на девятом часе, принадлежат святителю Василию Великому (329-379).

Так как девятый час принадлежит еще предшествующему церковному дню, то тропарь и кондак на нем читаются истекающего дня. Например, в Типиконе относительно девятого часа пред неделей Фоминой указано, что на нем положен тропарь «С высоты снишел еси», а не «Запечатану гробу».

Девятый час обыкновенно совершается перед вечернею.

В период же всего Великого поста совершаются вместе третий и шестой часы, а затем следует девятый час, после которого поются Изобразительные и Вечерня.

В навечериях Рождества Христова и Богоявления девятый час совершается вместе со всеми прочими часами. Вместе с третим и шестым часами (и отдельно от вечерни) девятый час совершается в среду и пятницу Сырные, если на эти дни приходится предпразднество Сретения или храмовый праздник.

Девятый час иногда совершается в храме, иногда в притворе, как об этом ясно говорится в первой и девятой главах Типикона. В дни поста девятый час положено совершать в храме (Типикон, последование 14 ноября и понедельник первой недели Великого поста).

Последование девятого часа.

Девятый час
Священник: «Благословен Бог наш»
Чтец: «Аминь». «Слава Тебе Боже». «Царю Небесный» Трисвятое по «Отче наш»
Священник: «Яко Твое есть царство»
Чтец: «Аминь. Господи помилуй» (12 раз). «Слава и ныне»
«Приидите, поклонимся» (3 раза)
Псалом 83: «Коль возлюбленна…»
Псалом 84: «Благоволил еси…»
Псалом 85: «Приклони Господи…»
«Слава и ныне»
«Аллилуия» (3 раза)
«Господи помилуй» (3 раза)
«Слава» — тропарь
«И ныне» — Богородичен:
«Иже нас ради рождейся…»
«Не предаждь нас до конца»
Трисвятое, по «Отче наш»
Священник: «Яко Твое есть царство»
Чтец: «Аминь»
Кондак праздника
«Господи помилуй» (40 раз)
«Иже на всякое время…»
«Господи помилуй» (3 раза)
«Слава и ныне»
«Честнейшую херувим…»
«Именем Господним благослови, отче»
Священник: «Боже ущедри ны…»
Чтец: «Аминь»
Молитва: «Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Царю Небесный: Трисвятое. Пресвятая Троице: Отче наш: Возглас: Яко Твое есть Царство: Иерей: Яко Твое есть Царство: И мы: Аминь. Господи, помилуй, 12. Слава, и ныне: Приидите, поклонимся: трижды.

Царь Небесный: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Господи, помилуй. (12) Слава, и ныне: Придите, поклонимся: (3)

К оль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни, сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе. Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя, олтари Твоя, Господи сил, Царю мой и Боже мой. Блажени живущии в дому Твоем, в веки веков восхвалят Тя. Блажен муж, eмуже есть заступление eго у Тебе; восхождения в сердце своем положи, во юдоль плачевную, в место еже положи, ибо благословение даст законополагаяй. Пойдут от силы в силу: явится Бог богов в Сионе. Господи Боже сил, услыши молитву мою, внуши, Боже Иаковль. Защитниче наш, виждь, Боже, и призри на лице христа Твоего. Яко лучше день един во дворех Твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих. Яко милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст, Господь не лишит благих ходящих незлобием. Господи Боже сил, Блажен человек уповаяй на Тя.

К ак желанны обители Твои, Господи сил! Жаждет и томится душа моя, стремясь во дворы Господни, сердце моё и плоть моя возрадовались о Боге живом. Ибо и птичка нашла себе дом, и горлица – гнездо себе, где положит птенцов своих: алтари Твои, Господи сил, Царь мой и Бог мой. Блаженны живущие в доме Твоём, во веки веков они восхвалят Тебя. Блажен муж, для которого заступление есть у Тебя, он устроил восхождения в сердце своём, в долине плача, к месту, которое назначил Бог, – ибо благословение даст Законодатель. Пойдут они от силы к силе, явится Бог богов на Сионе. Господи, Боже сил, услышь молитву мою, внемли, Боже Иакова. Защитник наш, Боже, посмотри и взгляни на лицо помазанника Твоего. Ибо один день во дворах Твоих лучше тысяч; избрал я лучше быть презренным в доме Божием, нежели обитать в жилищах грешников, ибо милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст: Господь не лишит благ ходящих в беззлобии. Господи, Боже сил, блажен человек, уповающий на Тебя.

Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль: оставил еси беззакония людей Твоих, покрыл еси вся грехи их. Укротил еси весь гнев Твой, возвратился еси от гнева ярости Твоея. Возврати нас, Боже спасений наших, и отврати ярость Твою от нас. Еда во веки прогневаешися на ны? Или простреши гнев Твой от рода в род? Боже, Ты обращься оживиши ны, и людие Твои возвеселятся о Тебе. Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даждь нам. Услышу, что речет о мне Господь Бог: яко речет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающыя сердца к Нему. Обаче близ боящихся Его спасение Его, вселити славу в землю нашу. Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася. Истина от земли возсия, и правда с Небесе приниче, ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой. Правда пред Ним предъидет, и положит в путь стопы своя.

Ты явил благоволение, Господи, к земле Твоей, возвратил плен Иакова, простил беззакония народу Твоему, покрыл все грехи их. Прекратил весь гнев Твой, удержался от ярости гнева Твоего. Возврати нас, Боже спасения нашего, и отврати ярость Твою от нас. Неужели вовек будешь гневаться на нас, или прострёшь гнев Твой от рода в род? Боже, Ты, обратившись, оживишь нас, и народ Твой возрадуется о Тебе. Яви нам, Господи, милость Твою и спасение Твоё дай нам. Услышу, что скажет во мне Господь Бог, – ибо Он скажет о мире к народу Своему, и к святым Своим, и к обращающим сердца к Нему. Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы поселить славу в земле нашей. Милость и истина встретились, правда и мир облобызались: истина из земли взошла, и правда с неба склонилась. Ибо и Господь даст благость, и земля наша даст плод свой, – правда пойдёт перед Ним и поставит на путь стопы свои.

И паки: Сотвори со мною знамение во благо, и да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты, Господи, помогл ми и утешил мя еси.

Видео (кликните для воспроизведения).

Сотвори на мне знамение ко благу, и да увидят ненавидящие меня и постыдятся, ибо Ты, Господи, помог мне и утешил меня.

Слава, и ныне: Аллилуиа, трижды. Господи, помилуй, трижды.

Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3) Господи, помилуй. (3) 1

И аще убо Бог Господь, пето, глаголем дне тропарь.

И ныне, Богородичен: Ради нас рожденный от Девы:

Если же пост и пели «Аллилуия» , трижды поется тропарь часа со стихами (Пс 118: 169, 170) и тремя земными поклонами. 3

Иже в девятый час / нас ради плотию смерть вкусивый, / умертви плоти нашея мудрование, / Христе Боже, и спаси нас.

Стих 1: Да приближится моление мое пред Тя, Господи, по словеси Твоему вразуми мя.

Стих 2: Да внидет прошение мое пред Тя, Господи, по словеси Твоему избави мя.

В час девятый ради нас / во плоти смерть вкусивший, / умертви плотские наши помышления, / Христе Боже, и спаси нас.

Стих 1: Да приблизится моление моё пред лицо Твоё, Господи, – по слову Твоему вразуми меня.

Стих 2: Да взойдет прошение моё пред лицо Твоё, Господи, – по слову Твоему избавь меня.

Священник: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Чтец: И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

И же нас ради рождейся от Девы / и распятие претерпев, Благий, / испровергий смертию смерть и воскресение явлей яко Бог, / не презри, яже создал еси рукою Твоею. / Яви человеколюбие Твое, Милостиве. / Приими рождшую Тя Богородицу, молящуюся за ны. / И спаси, Спасе наш, люди отчаянныя.

Р ади нас рожденный от Девы / и распятие претерпевший, / ниспровергший смертию смерть / и явивший воскресение как Бог, / не презри, Благой, созданных рукою Твоею; / яви человеколюбие Твоё, Милостивый, / прими родившую Тебя Богородицу, ходатайствующую за нас, / и спаси, Спаситель наш, людей отчаявшихся. 4

Не предаждь нас до конца Имене Твоего ради, / и не разори завета Твоего, / и не отстави милости Твоея от нас / Авраама ради, возлюбленнаго от Тебе, / и за Исаака, раба Твоего, / и Израиля, святаго Твоего.

Не предай нас до конца ради имени Твоего, и не разрушь завета Твоего. Не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святого Твоего. Дан 3:34,35

Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш:

Иерей: Яко Твое есть Царство: И мы: Аминь.

Священник: Ибо Твое есть Царство: Чтец: Аминь.

И аще убо есть праздник, глаголи кондак его.

Если же пели «Аллилуия» , читаются следующие кондаки, глас 8:

Видя разбойник / Начальника Жизни на Кресте висяща, глаголаше: / аще не бы Бог был воплощся, Иже с нами распныйся, / не бы солнце лучи своя потаило, / ниже бы земля трепещущи тряслася. / Но вся терпяй, помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

Видя Начальника жизни / на Кресте повешенным, разбойник говорил: / «Если бы Распятый с нами не был Богом воплощенным, / солнце не сокрыло бы лучей своих / и земля бы в трепете не сотрясалась. / Но, все терпящий Господи, / помяни меня во Царствии Твоём!»

Слава: Посреде двою разбойнику, / мерило праведное обретеся крест Твой: / овому убо низводиму во ад тяготою хуления, / другому же легчащуся от прегрешений к познанию Богословия. / Христе Боже, слава Тебе.

Слава: Посреди двух разбойников Крест Твой / оказался весами правосудия, / когда один был увлекаем во ад тяжестью хулы, / другой же получал облегчение от согрешений к стяжанию боговедения; / Христе Боже, слава Тебе!

И ныне: Агнца, и Пастыря, и Спаса мiра, / на кресте зрящи Рождшая Тя, / глаголаше слезящи: / мiр убо радуется, приемля избавление, / утроба же Моя горит, зрящи Твое распятие, / еже за всех терпиши, / Сыне и Боже мой.

И ныне: Агнца и Пастыря и Спасителя мира созерцая на Кресте, / Родившая Его говорила со слезами: / «Радуется мир, принимая искупление, / но внутренность моя горит, когда вижу Твоё распятие, / которое за всех Ты переносишь, / Сын и Боже мой!»

И же на всякое время и на всякий час, на Небеси и на земли, покланяемый и славимый, Христе Боже, Долготерпеливе, Многомилостиве, Многоблагоутробне, Иже праведныя любяй и грешныя милуяй, Иже вся зовый ко спасению обещания ради будущих благ. Сам, Господи, приими и наша в час сей молитвы и исправи живот наш к заповедем Твоим, души наша освяти, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти и избави нас от всякия скорби, зол и болезней, огради нас святыми Твоими Ангелы, да ополчением их соблюдаеми и наставляеми, достигнем в соединение веры и в разум неприступныя Твоея славы, яко благословен еси во веки веков, аминь.

В о всякое время и на всякий час принимающий поклонение и прославление на небе и на земле Христе Боже, долготерпеливый, многомилостивый, милосерднейший, любящий праведных и милующий грешных, всех призывающий ко спасению обещанием будущих благ! Сам, Господи, прими в час сей и наши молитвы и направь жизнь нашу к заповедям Твоим: души наши освяти, тела очисти, помышления исправь, мысли очисти и избавь нас от всякой скорби, бед и муки. Огради нас святыми Твоими Ангелами, чтобы ополчением их хранимые и наставляемые достигли мы единения в вере и разумения неприступной Твоей славы, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.

Господи помилуй, трижды. Слава, и ныне:

Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне:

Честнейшую Херувим / и славнейшую без сравнения Серафим, / без истления Бога Слова рождшую, / сущую Богородицу, Тя величаем.

Честью высшую Херувимов / и несравненно славнейшую Серафимов, / девственно Бога-Слово родившую, / истинную Богородицу – Тебя величаем.

Именем Господним благослови, отче.

Именем Господним благослови, отче.

Священник: Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны.

Священник: Боже, сжалься над нами и благослови нас; яви нам свет лица Твоего и помилуй нас.

И аще есть пост Христова Рождества, или святых Апостол, изображенныя 16 поклоны за еже пети междочасие. Во святую же и Великую Четыредесятницу, токмо три великия поклоны подобает творити.

Если пост и пели «Аллилуия» , священник произносит молитву св. Ефрема Сирина с 3 (Великим постом) или с 16 поклонами:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия, и празднословия не даждь ми. Поклон.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения, и любве, даруй ми рабу Твоему. Поклон.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. Поклон.

Господи и Владыка жизни моей! Духу праздности, суетности, властолюбия и празднословия не предай меня. (Поклон)

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу твоему. (Поклон)

Да, Господи-Царь, дай мне видеть мои согрешения и не осуждать брата моего, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь. (Поклон)

В ладыко Господи, Иисусе Христе, Боже наш, долготерпевый о наших согрешениих и даже до нынешняго часа приведый нас, воньже, на Животворящем Древе вися, благоразумному разбойнику иже в рай путесотворил еси вход и смертию смерть разрушил еси: очисти нас, грешных и недостойных раб Твоих, согрешихом бо и беззаконновахом и несмы достойни возвести очеса наша и воззрети на высоту Небесную, зане оставихом путь правды Твоея и ходихом в волях сердец наших. Но молим Твою безмерную благость: пощади нас, Господи, по множеству милости Твоея, и спаси нас Имене Твоего ради святаго, яко исчезоша в суете дние наши, изми нас из руки сопротивнаго, и остави нам грехи наша, и умертви плотское наше мудрование, да, ветхаго отложивше человека, в новаго облецемся и Тебе поживем, нашему Владыце и Благодетелю. И тако, Твоим последующе повелением, в вечный покой достигнем, идеже есть всех веселящихся жилище. Ты бо еси воистинну истинное веселие и радость любящих Тя, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

В ладыка Господи, Иисусе Христе, Боже наш, долготерпеливый к нашим согрешениям и даже до нынешнего часа доведший нас, когда Ты, вися на животворящем Древе благоразумному разбойнику открыл путь ко входу в рай и смертью уничтожил смерть. Будь милостив к нам, грешным и недостойным рабам Твоим, ибо мы согрешили и совершили беззаконие и не достойны поднять глаза наши и посмотреть на высоту небесную, ибо мы оставили путь правды Твоей и стали ходить по желаниям сердец наших. Но умоляем Твою безмерную благость: пощади нас, Господи, по множеству милости Твоей и спаси нас ради имени Твоего святого, ибо оскудели в суете дни наши. Избавь нас из руки противника, и прости нам согрешения наши, и умертви наши плотские помышления, чтобы сложив с себя ветхого человека, мы облеклись в нового и стали жить для Тебя, нашего Владыки и Благодетеля. И так, следуя Твоим повелениям, достигли места вечного покоя, где всех веселящихся жилище. Ибо Ты – действительно истинное веселие и радость любящих Тебя, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем с безначальным Твоим Отцом и всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

И начинаем вечерню или, аще пост, Изобразительные.

Ведомо буди, яко во Афонской горе, и в прочих монастырях, девятый час в паперти глаголют.

И начинаем вечерню или, если пост, Изобразительные. 5

1 Если Великий пост, иногда читается рядовая кафизма по уставу.

2 Если тропарей два, читаются оба; Слава: произносится перед вторым.

3 Порядок исполнения следующий: священник возглашает тропарь и два стиха, а народ, отвечая ему, трижды поет тропарь; при этом совершаются три земных поклона.

4 Здесь, когда положено, читается паримия.

5 Вечерня начинается с возгласа священника, после чего читаем «Придите, поклонимся» (3); Великим постом Изобразительные начинаем с пения «Во Царствии Твоём». Если последующей службы нет, священник произносит: Слава Тебе, Христе Боже: Мы же: Слава, и ныне: Господи, помилуй. (3) Благослови. И отпуст малый.

Молитвы 9 часа
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here