Молитвы читать дома вместо литургии

Самое детальное описание: молитвы читать дома вместо литургии специально для посетителей нашего ресурса.

На вопросы, посвященные личному молитвенному правилу христианина, отвечает настоятель Свято-Троицкого собора Саратова игумен Пахомий (Брусков)

Молитва – это свободное обращение души человека к Богу. Как соотнести эту свободу с обязанностью читать правило даже тогда, когда делать этого явно не хочется?

Свобода – это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он с

ебе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело. В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям. Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила. Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве. Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление свободы.

Правило поддерживает человека в духовно развитом состоянии, оно не должно зависеть от сиюминутного настроения. Если человек оставляет молитвенное правило, он очень быстро приходит в расслабление.

Кроме того, следует помнить, что когда человек общается с Богом, между ними всегда стремится встать враг нашего спасения. И не позволять ему это сделать не является ограничением свободы личности.

В какой момент времени нужно читать утреннее и вечернее правило?

Об этом четко и ясно написано в любом православном молитвослове: «Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно перед Всевидящим Богом и, совершая крестное знамение, произнеси…». Кроме того, сам смысл молитв говорит нам о том, что утренние молитвы читаются в самом начале дня, когда ум человека не занят еще никакими мыслями. А вечерние молитвы следует читать на сон грядущим, после всяких дел. В этих молитвах сон сравнивается со смертью, постель – со смертным одром. И странно, поговорив о смерти, пойти смотреть телевизор или общаться с родственниками.

Любое молитвенное правило строится на опыте Церкви, к которому мы должны прислушиваться. Эти правила не нарушают человеческой свободы, а помогают получить максимальную духовную пользу. Конечно, из любого правила могут быть исключения, основанные на каких-то непредвиденных обстоятельствах.

Что еще, кроме утренних и вечерних молитв, может входить в молитвенное правило мирянина?

В правило мирянина могут входить достаточно разнообразные молитвы и чинопоследования. Это могут быть различные каноны, акафисты, чтение Священного Писания или Псалтири, поклоны, Иисусова молитва. Кроме того, в правило должно входить краткое или более подробное поминовение о здравии и упокоении близких. В монастырской практике существует обычай включать в правило чтение святоотеческой литературы. Но прежде чем добавить что-то к своему молитвенному правилу, нужно хорошо подумать, посоветоваться со священником, оценить свои силы. Ведь правило читается независимо от настроения, усталости, других сердечных движений. А если человек пообещал что-то Богу, это нужно обязательно выполнять. Святые отцы говорят: пусть правило будет небольшим, но постоянным. При этом молиться нужно от всего сердца.

Может ли человек сам, без благословения начать читать каноны, акафисты в добавление к молитвенному правилу?

Конечно, может. Но если он не просто прочитал молитву по стремлению сердца, а увеличивает тем самым свое постоянное молитвенное правило, лучше спросить благословение у духовника. Священник взглядом со стороны оценит его состояние правильно: на пользу ли будет ему подобное увеличение. Если христианин регулярно исповедуется, следит за своей внутренней жизнью, подобное изменение в его правиле, так или иначе, отразится на его духовной жизни.

Но это возможно, когда у человека есть духовник. Если духовника нет, и он сам решил что-то добавить к своему правилу, все-таки лучше посоветоваться на очередной исповеди.

В дни, когда служба длится всю ночь, и христиане не спят, нужно ли читать вечерние и утренние молитвы?

– Мы не привязываем утреннее и вечернее правило к определенному времени. Однако было бы неправильно вечерние молитвы читать утром, а утренние – вечером. Мы не должны фарисейски относиться к правилу и читать его во что бы то ни стало, игнорируя смысл молитвословий. Если вы не собираетесь спать, зачем испрашивать благословение Божие на сон? Можно заменить утреннее или вечернее правило иными молитвами или чтением Евангелия.

Можно ли женщине дома читать молитвенное правило с непокрытой головой?

– Я думаю, что женщине лучше совершать молитвенное правило в платке. Это воспитывает в ней смирение и показывает ее послушание Церкви. Ведь из Священного Писания мы узнаем, что жена покрывает голову не для окружающих, а для Ангелов (1 Кор. 11,10). Это вопрос личного благочестия. Конечно, Богу все равно, в платке или без него вы встаете на молитву, но это важно для вас.

Каким образом читаются каноны и последование ко святому Причащению: в один день накануне или можно разделить их чтение на несколько дней?

– Нельзя подходить к исполнению молитвенного правила формально. Свои отношения с Богом человек должен выстраивать сам, исходя из молитвенной подготовки, здоровья, свободного времени, практики общения с духовником.

Сегодня сложилась традиция при подготовке к Причастию читать три канона: Господу, Богородице и Ангелу Хранителю, акафист Спасителю или Богородице, последование ко святому Причащению. Я думаю, что лучше прочитать все правило в один день накануне Причастия. Но если тяжело, можно распределить и на три дня.

Зачастую друзья, знакомые спрашивают, как подготовиться к Причастию, как читать Псалтирь? Что им отвечать нам, мирянам?

– Отвечать нужно то, что точно знаешь сам. Нельзя брать на себя ответственность что-то строго обязательно предписывать другому или говорить то, в чем не уверен. При ответе нужно руководствоваться общераспространенной традицией церковной жизни сегодняшнего дня. Если нет личного опыта, нужно прибегнуть к опыту Церкви, святых отцов. А если задали вопрос, ответ на который вам неизвестен, нужно посоветовать обратиться к священнику или святоотеческим творениям.

Прочитала перевод некоторых молитв на русский язык. Оказывается, раньше я вкладывала в них совершенно иной смысл. Нужно ли стремиться к единому пониманию, читать переводы или можно понимать молитвы так, как подсказывает сердце?

Молитвы следует понимать так, как они написаны. Можно провести аналогию с обычной литературой. Мы читаем произведение, понимаем его по-своему. Но всегда интересно узнать, какой смысл в это произведение вкладывал сам автор. Также и текст молитвы. В каждую из них автор вложил особый смысл. Ведь мы же не заговор читаем, а обращаемся к Богу с определенным прошением или славословием. Можно вспомнить слова апостола Павла о том, что лучше пять слов сказать на понятном наречии, чем тысячу на непонятном (1 Кор. 14, 19). К тому же авторами большинства православных молитвословий являются святые подвижники, прославленные Церковью.

Как относиться к современным молитвам? Можно ли читать все, что пишут в молитвословах, или предпочитать более древние?

– Лично меня больше трогают слова более древних канонов, стихир. Они кажутся мне более глубокими и проникновенными. Но многим людям нравятся и современные акафисты за их простоту.

Если Церковь приняла молитвы, относиться к ним нужно с благоговением, почтением и попытаться найти для себя пользу. Но понимать, что некоторые современные молитвы по своему содержанию не столь высокого качества, как молитвы, составленные древними подвижниками.

Когда человек пишет молитву для общественного употребления, он должен понимать, какую ответственность на себя берет. Он должен обладать молитвенным опытом, но при этом быть и хорошо образованным. Все тексты, которые предлагаются современными творцами молитв, должны подвергаться редактированию, проходить строгий отбор.

Что важнее – дочитать правило дома или прийти вовремя на службу?

– Пойти на службу. Если человек собрался в храм, то на первом месте должна быть общественная молитва. Хотя отцы сравнивали общественную и домашнюю молитву с двумя крылами птицы. Как птица не может лететь с одним крылом, так и человек. Если он не будет молиться дома, а только ходить в храм, то, скорее всего, молитва не пойдет у него и в храме. Ведь у него нет опыта личного богообщения. Если человек молится только дома, но в храм не ходит, значит, у него нет понимания того, что такое Церковь. А без Церкви нет спасения.

Чем мирянин может при необходимости заменить службу дома?

Сегодня издается большое количество богослужебной литературы, различных молитвословов. Если мирянин не может присутствовать на службе, он может по каноннику прочитать и утреннюю, и вечернюю службы, и обедницу.

Можно ли читать правило сидя?

Апостол Павел пишет: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6, 12). Устал или болеешь – можно сесть в Церкви, при чтении домашнего правила. Но следует понимать, чем при этом руководствуешься: болью, которая мешает молиться, или ленью. Если альтернативой чтению молитвы сидя является ее полное отсутствие, конечно, лучше читать сидя. Если человек тяжело болен, можно даже и лежа. Но если он просто устал или его борет лень, нужно побороть себя и вставать. Во время богослужений Устав регламентирует, когда можно стоять или сидеть. К примеру, чтение Евангелия, акафисты мы слушаем стоя, а во время чтения кафизм, седальнов, поучений садимся.

отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Можно ли заменять молитвенное правило ко святому Причащению, какими-нибудь другими молитвами, например молитвой Иисусовой и поклонами?

Правило для неграмотных, если кто желает совершать молитву Иисусову вместо церковного богослужения:

Аще же которыя люди граммате не умеют, мужеска и женска пола, а церковнаго пения за каковыми случаи, ради дальности, яко в селах и деревнях, или и во градех за неудобством хождения слушати не возмогают, и правила сами не ведят определити, желание же имеют благоугожда́ти Богу, и очищати мысли сердца своего́ молитвою и постом, и чим бы возмогла кая христианская душа радость и сладость, ради молитвеннаго чина и правильнаго себе предела получити, сице творити, хотя помалу, должни:

За всю Псалтирь — шесть тысяч молитв Иисусовых.

За половину Псалтири — три тысячи молитв Иисусовых.

За кафизму — триста молитв Иисусовых, за Славу — сто молитв Иисусовых.

За полунощницу — шестьсот молитв Иисусовых,

за утреню — полторы тысячи молитв Иисусовых.

За часы с междучасиями — полторы тысячи молитв Иисусовых, без междучасий — тысячу.

За вечерню — шестьсот молитв Иисусовых.

За великое повечерие — семьсот молитв Иисусовых,

за малое повечерие — четыреста молитв Иисусовых.

За канон акафистный — триста поклонов.

За всенощную без заутрени — две тысячи молитв Иисусовых.

А за всю всенощную церковную службу и за келейное правило — семь тысяч молитв Иисусовых в день.

Из которых келейных — одна тысяча, а церковных — шесть тысяч.

Если кто имеет готовые пищу и одежду, тому девять тысяч молитв Иисусовых следует совершать за всенощную службу с заутреней и за келейное правило. И таким образом будет келейных — три тысячи, а церковных — шесть тысяч, а поклонов — триста за всенощное бдение;

и тако по благода́ти Божией кто управився, и в большее подвигнется молитвословие, по завещанию апостолову: «непрестанно молитеся» (1 Фес. 5, 17), о всем на всяко время благодари́те Господа. И никтоже без молитв, и во время церковнаго пения да пребывает, где-либо в приключении на месте быти случится кому в дому, или на пути: но по силе своей да совершает, и не унывает нерадением, и вовсе суетными попеченьми да не отягощается. И малое убо определенное, и во времени совершаемое правило, в великое вменится от Христа Господа, яко на Него уповает кто, и не забывает Его.

  • за вечернее убо пение молитв Иисусовых «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» — сто, и поклонов 25;
  • за повечерие — моли́тв 50, поклонов 12;
  • за канон Богородицы, акафистов — молитв 200, и поклонов 29;
  • за канон Параклисис Богородице — молитв 70, и поклонов 12;
  • за канон Ангелу Хранителю — молитв 50, и поклонов 7;
  • за канон седмичный — молитв 30, и поклонов 5;
  • за полунощницу — молитв 100, и поклонов 25;
  • за утреню — молитв 300, и поклонов 50;
  • за 1-й час — молитв 50, и поклонов 7;
  • за 3-й, за 6-й, и за 9-й час — молитв по 50, такожде и поклонов по 7;
  • за изобрази́тельная — моли́тв сто, поклонов 10.

Данное правило находится в Великом Часослове, Следованной псалтири и иных богослужебных книгах. В Вашем случае можно говорить только о замене канонов ко Причащению, про Последование ко Причащению в этом правиле умолчано.

В любом случае, лучше обратиться за советом к духовнику, или священнику, у которого Вы постоянно исповедуетесь, духовные вопросы следует решать с батюшкой.

Об этом писал духовным чадам из ссылки священномученик Серафим (Звездинский +1937), епископ Дмитровский. Человек уникальной веры и мужества, высокой духовности. Вся его жизнь, вплоть до мученической кончины, преисполнена горением веры, Христовой любовью и благодатью Святого Духа.

В тюрьмах и лагерях он всегда благодарил Господа за все испытания, которые выпали на его мученическую жизнь. Глядя на лик святителя, общаясь с ним, даже безбожные тюремные стражи НКВД смирялись перед епископом, а некоторые просили его помолиться о близких.

Наставляя своих духовных чад, владыка более всего призывал их как можно чаще приобщаться Тела и Крови Господней на Божественных литургиях.

Житие священномученика рассказывает о том, что в ссылке Божественную литургию владыка совершал ежедневно; весь круг богослужебный вычитывал неопустительно. Днем он уединялся на молитву в ближний лес. Здесь у него были пустынька и круглый холмик-кафедра. «В праздники – соборное богослужение: епископ, четыре сослужащих протоиерея, игумен и священник. Владыка обычно за всенощной читал канон. Сделали ковер с орлом, митру, панагию с камушками, дикирий и трикирий деревянные, работы местных зырян (жители Коми). Они приходили в умиление: “О, Господи, о, Господи”, – говорили по-русски и прикладывали руки к груди…»

Из писем святителя Серафима Дмитровского духовным чадам:

На 3-м и 6-м часе

«Чтобы легче и нерассеяннее стоять Литургию, старайся так молиться: во время чтения часов поминай усопших и живых. Это поминовение вознесется с поминовением священнослужителя к небу и даст великую отраду душам поминаемых. Здесь не играет роли, поминаешь в алтаре около жертвенника, у двери в алтарь или в церкви – Господь всюду услышит».

В начале Литургии

«Когда начинается Литургия словами: «Благословенно Царство…», помолись о том, чтобы Господь сподобил и тебя Царствия небесного. Во время первой мирной ектинии помолись, чтобы дал тебе Господь мир Свой на сегодняшний день. Ничто так благотворно не действует на душу, как мирное состояние, и врагу спасения особенно оно досадительно. Ему всячески хочется нарушить его, вывести человека из мирного устроения, внести ссоры, раздражение, злобу, досаду, ропот. Оттого, молясь о ниспослании мира на душу, чувствуй себя как на дощечке среди бушующих волн, почувствуй свою безпомощность и проси помощи от Господа.

Когда поют антифоны, священнослужитель читает молитвы о сохранении Церкви, и ты помолись о том же, а также, чтобы Господь избавил город, в котором ты живешь, он неверия, ереси, разделения.

Пред малым входом читает священник молитву: “Сотвори со входом нашим входу святых Ангелов бытии, сослужащих нам”. В это время наполняет Церковь безчисленное множество Ангелов. И ты помолись своему Ангелу хранителю, чтобы он встал около тебя и помолился с тобой: Святый Ангел хранитель, помилуй меня и посети меня в сей час и помолись со мною и за меня».

Чтение Апостола и Евангелия

«Во время чтения апостольского послания и Евангелия невидимо для нас возжигается Ангелами безконечное множество свечей. Священностужитель читает молитву: Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыка, Твоего богоразумия нетленный свет, и мысленныя наша отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение. В это время помолись, чтобы и тебе послал Господь Свой Божественный свет, и воссиял бы он в сердце твоем».

На ектениях

«Следующая ектения сугубая, когда на каждое прошение лик поет “Господи помилуй…” трижды. Эта ектения представляет всю земную жизнь Господа, когда за Ним шли толпы народа с воплями: “Помилуй нас!” Проведи перед глазами всех: и хананеянку, и слепца, и прокаженного. Всею душою припав к Господу, почувствуй себя прокаженной, и бесноватой, и слепой. Уцепись мысленно за края ризы Господа и умоляй о помиловании, хорошо повергнуться ниц перед иконой. Возглас после ектении дает надежду, что услышит Господь твой вопль по великой милости Своей: яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу…

Во время ектении об оглашенных помолись о неверующих. Может быть, есть у тебя родные или знакомые неверующие. Помолись, чтобы Господь смилостивился над ними и просветил души их светом веры. Затем поблагодари Господа за то, что ты сам лишь по Его промыслу находишься в числе верных».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

«Иже херувимы» и Великий вход

«Херувимская песнь есть моление Господа в Гефсиманском саду. Здесь проведи перед собою весь Гефсиманский подвиг Господа, Его молитву до пота кровавого, Его страдания за грехи людей. Вспомни, что и ты прошел перед глазами Господа со всеми твоими падениями и грехами. Почувствуй, что и за тебя перестрадал Господь в ту ночь. Особенно сознай полное свое недостоинство, чем ты платишь Господу за то, что Он тебе сделал, и проси Его о помиловании. Как Господь был послушен воле Отца Своего, так и ты вручи себя в волю Господа и решись терпеливо нести посланный тебе крест.

Во время Великого входа, изображающего распятие Господа, проси Его и тебя помянуть в Царствии небесном. При возгласе “Мир всем!”, изображающем вход Господа в ад для спасения почивших и находившихся там до Его пришествия, помолись так: Вниди, Господи, в ад души моей и спаси мя. Когда слышишь возглас “Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», помолись, чтобы Господь вложил в тебя светлую любовь и дал любить всех, особенно тех, кого ты не любишь или обижаешь, и тех, кто тебя обижает и не любит. На возгласе «Станем добре, станем со страхом…” – помолись, чтобы вложил в тебя Господь страх Свой, чтобы всегда помнить присутствие Господа.

При возгласе “Благодарим Господа…” – особенно благодари. В это время священнослужитель читает молитву, которая вспоминает все благодеяния Господа людям, благодарит за них и за совершаемую Литургию. И каждый обязан за это благодарить, и в частности за то, что Господь дал лично ему, какими милостями осыпал.

Во время “Тебе поем” надо вспомнить грехи свои особенно тяжкие и просить прощения за них у Господа.
Если так простоишь Литургию со всем вниманием и усердием, то непременно получишь пользу».

Что такое Божественная литургия, и почему душа человеческая стремится в храм?

Сказано в Священном Писании: мир будет стоять до тех пор, пока не прекратится жертвоприношение. Как только перестанут приносить за Божественной литургией Безкровную Жертву, мир будет уничтожен. А Церковь Христова будет существовать, пока на земле останутся хотя бы один православный епископ, священник и мирянин. Пусть будут уничтожены все остальные — полнота благодати сохранится в этих трех душах.

Жертвоприношение — это особый момент в жизни каждого человека. Самое главное — это Божественная литургия, где идет единение человека с Богом в святом таинстве причащения.

Мы не раз говорили, что для Бога времени нет. Для Него один день как для человека тысяча лет и тысяча лет как один земной день. По нашему человеческому времени, Две тысячи лет тому назад Господь наш Иисус Христос принял человеческую плоть и под ее покровом жил на земле тридцать три с половиной года. За грехи народа Он принял позорную смерть на Кресте: так совершилась Всемирная кровавая Жертва за весь род человеческий.

На Божественной литургии во время чтения третьего и шестого часа служащий священник совершает на жертвеннике проскомидию. Он берет большую просфору (она называется Агничной) и вырезает Агнца Божия. Почему Агнца?

Помните, у Адама были сыновья Авель и Каин. Авель пас овец и самую чистую овцу приносил Богу — агнца непорочного, молодого ягненка. Сама по себе просфора символизирует Матерь Божию. Из нее особым орудием, копьем, вырезается кубик — Агнец. Снизу он не до конца разрезается на четыре части. На просфоре сверху выдавлена при выпечке печать: буквы Имени Божия «ИС ХС» и слово «НИКА». Эти части кладут на дискос. Из других служебных просфор вынимаются частицы за святых, о здравие и упокоении прихожан и их ближних.

Когда заканчивают читать третий и шестой час, священник читает молитвы «Царю Небесный», «Слава в вышних Богу», трижды поднимает руки и просит Господа о милости. Диакон произносит: «Время сотворити Господеви. Владыко, благослови». То есть настало время творить Самому Богу. И священник благословляет начало литургии.

Сам Христос в лице священника будет приносить Себя в Жертву, но уже не кровавую, а безкровную. Христос на Тайной Вечере сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22,19).

Так начинается Божественная литургия. Как говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский, в это время храм становится Небом. Мы, переступая через порог храма, переступаем с земли на небо. Здесь, восседая на херувимах, невидимо присутствует на престоле Сам Господь. Поэтому мы делаем поклоны в сторону Престола: кланяемся Живому Богу. Невидимо присутствуют в храме вся Небесная Церковь: Матерь Божия, Херувимы, Серафимы, Архангелы, Ангелы, ветхозаветные патриархи, пророки, апостолы, святители, мученики, праведные.

Давайте представим великое множество храмов, стоящих по всему лицу земли. В них идет безкровное Жертвоприношение. Если мысленно стены храмов убрать, то увидим: здесь множество народа и здесь, и здесь, — и все они приносят одну и ту же Безкровную Жертву. Все сердцами обращены навстречу Богу, все вместе составляют Единую Церковь.

Вся жизнь Христа проходит в действиях литургии. На службе бывает малый вход, когда священник и диакон выходят на амвон с Евангелием. Малый вход — это Христос вышел на общественную проповедь. Великий вход бывает во время пения «Иже Херувимы. » В это время никто на колени не становится: таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Господню еще не совершилось. Выносят Чашу и дискос, копье, крест — то есть орудия пыток. Христос добровольно идет на страдания. В этот момент Престол становится как бы крестом, на котором сейчас будет распят Господь наш Иисус Христос. Он ежедневно идет за наши постоянные грехи на крест, принося Себя в Жертву умилостивления Отцу. Поэтому и называется эта жертва Всемирной.

Самый главный момент литургии — евхаристический канон — наступает после того, как народ, стоящий в храме, пропоет «Символ веры». После него диакон говорит такие слова: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити». Все должны стоять прямо, со вниманием. В этот момент совершается самое главное действие — преложение хлеба и вина в Плоть и Кровь Господни.

Диакон поднимает дискос и Чашу, а священник, трижды поднимая руки, говорит: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся», обращается к Духу Святому, читая особую молитву, благословляет хлеб и вино. Хор поет:

«Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим. » В этот самый момент происходит преложение хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Господни. В алтаре священнослужители и все, кто там служит, осеняют себя крестом, делают земной поклон. Они поклоняются Живому Богу. Тело Христово раздробляется на части, высыпается в Чашу.

После того как пропоют «Отче наш», священник поднимает Тело Христово и произносит: «Святая святым». То есть святое Тело Христово — кому? Святым людям.

Священнослужители принимают причастие.

Когда выносят Чашу к народу, произносят: «Со страхом Божиим и верою приступити». Все, кто находится в храме, делают земной поклон: в Святых Тайнах вышел к Своим детям Сам Господь наш Иисус Христос.

Те, кто подготовил себя: подходил на исповедь, принес покаяние в грехах, примирился со всеми, постился телом, усиленно молился, с утра ничего не вкушал и не пил, со страхом Божиим приступают к Чаше. В этот момент и идет единение Бога с человеком. Каждому причастнику дают частицу Тела Христова, напоенную Кровью. Но в этом великая тайна Божия: мы получаем не часть Тела — в каждого входит Живой Христос. Как это понять? Тело Христово одно и, разделяясь на части, в каждой части несет целое, Живого Бога. Один старец благодарил Господа: «Господи Боже! Ты удостоил меня сегодня причастия, и я не могу постичь: мои ноги уже не мои, но Твои. И руки, и глаза, и голова — все Твое!» Что выше этого: Творец присутствует в твари Своей!

Надо подчеркнуть, что человек единственный из всего творения Божия имеет это великое счастье, эту радость. Даже ангелы закрывают крыльями свои лица, не могут прямо взирать на Господа. Ангелы — чистые, святые, безгрешные. А мы — люди грешные — удостоились такой милости: через таинство покаяния очищаемся и пользуемся великим даром Христа Спасителя, который Он оставил нам после Тайной Вечери.

Мне часто приходится исповедовать людей, которые На вопрос «Когда причащалась?» отвечают:

А начинаешь проверять, спрашивать главные грехи (они обычно у каждого есть):

— Нет. Многие тогда не венчались. Только в загсе расписывались.

1. Тем, кто хотят научиться совершать богослужение дома.

2. Тем, кто оказались оторваны от прихода и поэтому не могут или не всегда могут ходить на готовые богослужения.

Всем остальным мирянам, тем, у которых есть свой приход, тоже хорошо бы научиться домашнему богослужению, но их не заставить. Возможно, просто еще не пришел их момент.

Если у человека есть приход, но он хочет освоить домашнее богослужение, то не надо откладывать, надо начинать. Но зачем это нужно, если можно спокойно ходить на готовые службы? По двум главным причинам.

1. Одна катакомбница однажды сказала мне: «Сейчас можно служить открыто, это воспринимается как нечто нормальное, как будто так будет всегда. Но на самом деле это может быстро отняться».

Да, есть страны, где можно ходить в любую церковь – если в ней не практикуются самосожжения, то государство не будет вам это запрещать. Но есть и другие страны, например, Китай или близкая к нам Белоруссия, где разрешается принадлежать только к нескольким официальным церквям, а всё остальное жестко преследуется. И нет гарантии, что в России будет развиваться европейское отношение к так называемой свободе совести, а не китайское. Даже сейчас вряд ли можно найти открытый приход ИПЦ, который не подвергался давлению властей. Тут можно приводить много разных примеров, но я кратко упомяну только нашу историю.

В 1997-1999 годах, после того, как был убит отец Александр Жарков, наш приход существовал в основном без священника и на квартирном богослужении. А в 2010 году сотрудники центра «Э» пытались по ложному обвинению посадить нашего настоятеля, а храм отобрать в пользу Московской патриархии. Так что даже сейчас возможна ситуация, когда храм закрывают, а священника сажают — к этому времени надо уметь служить. Не надо рассчитывать на то, что мирная жизнь будет всегда.

2. Богослужение становится гораздо понятнее, если читать на службе. Для многих прихожан служба остается просто красивым звуковым фоном для своих мыслей или «возвышенных состояний». А ведь у церковных текстов есть свой смысл — он не только у ектений. На домашней службе вы будете читать эти тексты и привыкать следить за их содержанием.

0. Есть и еще одна причина – «лирическая». Указываю ее здесь дополнительно, так как не уверена в ее каноничности. «Иже на всякое время и на всякий час на небеси и на земли покланяемый и славимый…» — на всякое время и на всякий час. Возможно, когда вы зажигаете лампаду и произносите первый возглас службы, кто-то в другом городе или в другой стране только что завершил свое богослужение. А затем, после вас, службу начинает кто-то другой – в Чикаго, в Омске или в Мариуполе. Получается такое постоянное богослужение.

Если вы оказались там, где нет прихода, то есть две причины наладить самостоятельное богослужение.

1. Православный христианин, находящийся на свободе, не может оставаться без службы. Здесь уже нет вариантов. Если такой человек не учится, он сам себя лишает богослужебной жизни. Нет такого тупого, который не освоил бы хотя бы минимальное богослужение – я знаю случаи, когда самостоятельную службу осваивали и совсем не учившиеся люди. В такой ситуации, в отрыве от прихода, первым делом приходится изучать обедницу, на которой можно причащаться запасными дарами.

2. Домашняя служба – это свойство прихода, пусть даже он пока состоит только из одного человека. Но позже обязательно соберутся люди, если вы в этом приходе будете поддерживать богослужение. Я знаю два случая, когда такое богослужение совершалось три года, а затем приходили люди. Первый случай описан в книге об о.Серафиме Роузе «Не от мира сего» — Алексей Янг и его жена Сусанна по совету отца Серафима молились на водокачке три года, а потом вокруг них собрался приход, и Алексей Янг стал священником. Второй случай – это отец Теодор в Берлине, он три года совершал богослужения с единомудренным ему братом, вдвоем, а затем вокруг них собрался приход, и это был крупнейший в Берлине приход ИПЦ.

А если приход не собрался, и вы совершаете богослужение в одиночестве – не получается ли это просто усложнение утренних или вечерних молитв? Нет, это другое. Утреннее и вечернее правило – это индивидуальные молитвы, а вечерня или обедница — это общественное богослужение, даже если его совершаешь один. Сейчас один, а позже будешь не один, просто остальные еще не пришли. А они могут появиться не только из числа личных знакомых. Бывает, что кто-то обращается из интернета, а затем ищет в своем городе место, где совершается служба. Поэтому можно просто придумать название своему одноместному приходу и нести вахту, «божественную стражу».

1. «Все равно не получится». — Получится! В следующей части доклада я расскажу, как начинать.

2. «Не хочется, не люблю богослужение». — Тут уместно вспомнить слова Амвросия Оптинского: «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». Этот совет помогает и относительно любви к богослужению. Ведите себя так, будто богослужение вам очень нравится, и вы поймете, что оно на самом деле прекрасно.

Если рядом есть приход, желательно найти единомышленников. Это помогает держаться, когда первое стремление ослабело. Как в знаменитой истории «Вовочка, ты не можешь не идти в школу, ты же директор». Или, как сказал в XV веке Иннокентий Комельский, ученик Нила Сорского, перефразируя Екклесиаста: «Одному же горе, если он впадет в уныние или сон, или разленение, или отчаяние, нет воздвизающего его среди людей».

Но если никого нет, надо начинать одному, в надежде на Божию помощь.

Служить лучше по установленному ритму. Для нормального и непривыкшего к службам человека это раз в неделю.

Если рядом нет прихода, то служить надо в субботу вечером или в воскресенье утром. Если есть приход, то лучше не разорять соборное богослужение и в субботу-воскресенье молиться в храме, потому что приходы в ИПЦ обычно маленькие, отсутствие каждого человека бывает заметно, а присутствие всегда укрепляет других. Для домашней службы тогда можно выбирать день на неделе, когда празднуется любимый святой или когда есть возможность собраться.

Впрочем, если на основе вашего домашнего богослужения со временем начнет формироваться полноценный отдельный приход, то это тоже хорошо.

Если вы совсем не умеете служить, то для начала вам понадобятся две книги, а затем еще одна. Две первые книги – это Часослов и Псалтирь на славянском языке с разбиением на кафизмы. Если вы совсем не знаете церковнославянского языка, то Псалтирь может быть русскими буквами, но непременно на церковнославянском. Использование книг на русском языке теоретически возможно, но крайне нежелательно. Во-первых, начиная домашнее богослужение, вы пускаетесь в рискованное самостоятельное плавание и у вас будет много шансов потерпеть крушение на этом пути, поэтому лучше не проявлять лишней инициативы и постараться всё устроить по тем правилам богослужения, которые приняты среди близких вам по духу людей. Во-вторых, читая на церковнославянском, вы быстро выучите и полюбите этот язык, он окажется не таким уж и сложным.

Но если вы живете не в России, имеет смысл начинать служить на местном языке, хотя бы частично, чтобы сделать возможным присоединение к вашему приходу местных жителей.

После Псалтири и Часослова вам понадобится также Октоих. Его, как и Псалтирь с Часословом, можно купить в некоторых церковных лавках. В Великий пост нужна Постная триодь, а в период от Пасхи до Пятидесятницы – Цветная триодь. Кроме того, весь год нужна еще одна книга – Минея, но она очень большая, в ней не меньше 12 томов, по числу месяцев года, некоторые месяцы при этом разбиты на два или три тома, в зависимости от издания.

Часослов и Псалтирь лучше иметь на бумаге в виде книг – купить их легко. Все остальные книги можно брать в интернете. Вот ссылки на них: Октоих , Минеи (вот еще один вариант Минеи ), Цветная триодь , Постная триодь , все книги. Некоторые службы есть в календаре сайта Православие.Ru . Некоторые редкие службы, важные для ИПЦ, собраны на сайте прихода св. княгини Елисаветы. (Кое-что полезное есть и на островах ).

Мне кажется, удобнее всего начинать учиться с вечерни. Эта служба совершается вечером и при нормальном чтении занимает примерно полчаса.

Хотя это небольшая служба, с непривычки вычитывать ее полностью будет трудно. Особенно если вы не знаете церковнославянский язык. Поэтому можно вначале совершать только некоторую ее часть, а затем понемногу ее увеличивать.

Каждая служба мирским чином (без священника) начинается и заканчивается возгласом:

«Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».

После начального возгласа нужно прочитать «Приидите, поклонимся…», а затем предначинательный псалом «Благослови душе моя Господа…», который написан в самом начале вечерни. После этого на первый раз можно и закончить — в конце тот же возглас «Молитвами святых отец наших…».

Если текст предначинательного псалма на церковнославянском в Часослове вам покажется слишком трудным, прочитайте его не из Часослова, а из Псалтири русскими буквами – это псалом 103. Но постепенно от русских букв надо будет перебираться к церковнославянским. Для этого существует несколько приемов.

1. Достать молитвослов со славянским шрифтом и читать по нему уже привычные вам утренние и вечерние молитвы.

2. Слушать хорошее чтение псалтири и следить глазами по тексту, проговаривая про себя текст. В сети есть очень хорошее чтение Псалтири, вот здесь .

3. Изучить учебник церковнославянского языка (например, Алипия Гамановича).

При чтении надо особое внимание обращать на правильное ударение слов. Концы слов нельзя проглатывать, в церковнославянском четко произносятся все окончания: «ТвоеГО», «ПростирАЯЙ небо..», «звеРИЕ дубравнИИ» и т.п.

Когда предначинательный псалом будет получаться достаточно хорошо, к нему можно добавить кафизму. Это уже настоящее испытание на чтение псалтири – тут вам придется поучиться! В понедельник вечером читается 6-я кафизма, во вторник – 9-я, в среду – 12-я, в четверг – 15-я, в пятницу – 18-я, в субботу – 1-я кафизма «Блажен муж…». В воскресенье вечером кафизмы нет, увы, но можно прочитать ту же 1-ю кафизму в учебных целях. В пост в будние дни почти всегда читается 18-я кафизма.

Когда кафизмы станут привычнее, можно будет добавить остальную часть вечерни, по частям или сразу. «Господи, воззвах..» и всё остальное. Тут уже потребуются вставки из октоиха и минеи, но для начала можно ограничиться только вставками из октоиха. Как их добавлять – здесь вам понадобится объяснение человека, знающего устав. Если у вас есть приход, то там есть люди, которые объяснят, как к часослову добавляются другие книги. Если прихода нет, спросите у кого-то еще, или, например, у меня.

Да, есть еще сайт последование.рф . На нем добрые люди размещают некоторые службы подряд, полный текст с объединением всех книг, так что никакие книги не понадобятся. И всё набрано русскими буквами! Текст там включает также слова священника и дьякона, а на домашней службе их нет — эти вкрапления нужно опускать. Но лучше всё же служить по книгам, чтобы изучать устав. А этим сайтом можно пользоваться как справочником.

Если вы наладили домашнее богослужение, опасайтесь превратиться в самодостаточный механизм. Надо все же общаться с единомышленниками и с кем-то обсуждать своих тараканов. Потому что тараканы обязательно возникнут, и они будут коварными. Мне приходилось молиться с человеком, который служил дома ежедневно около трех лет. Он всё пытался преодолеть усилием собственной воли, слишком надеялся на себя и никогда ни с кем не советовался. В итоге его снесло во тьму кромешную.

А еще опасно перегружаться. Лучше держать небольшую службу, но регулярно.

На эту тему я приведу цитату из одной проповеди:

«Казалось бы, уделить час-полтора в неделю для богослужения в домашних условиях несложно. Даже самые занятые люди находят подобное количество времени, скажем, на ежедневную чистку зубов и тому подобные процедуры, а ведь никто не будет спорить, что молитва важнее. Дело тут вообще не во времени: если поставить целью служить в неделю одно обязательное богослужение продолжительностью полчаса (за такое время можно вычитать воскресную вечерню или, для не знающих устава, прочитать несколько кафизм Псалтири), то все равно окажется трудно. Если пытаться заставлять себя просто усилием воли, то это приведет (в большинстве случаев) к срыву: человек бросит вообще все, что касается богослужения, и хорошо, если только домашнего.

И всё это потому, что псалмопение (богослужебная молитва) изначально не рассчитано на употребление в качестве основного духовного блюда. Это только гарнир, в котором нет и не должно быть как раз главных питательных веществ — тех, для усвоения которых этот гарнир подается. Почему это так, можно объяснить другим сравнением. Богослужение нужно в качестве металлической арматуры для бетонной плиты, но сам бетон — это молитва внутренняя, молитва Иисусова. В ней и состоит не просто главное, но и единственное занятие христианина, а все остальное — это лишь создание условий для этого занятия.

Богослужение и Иисусова молитва, когда они вместе, становятся также и инструментом, позволяющим человеку совсем иначе, нежели «невооруженным глазом» увидеть собственные проблемы и если и не всегда разрешить их, то, по крайней мере, сформулировать вопросы, которые затем можно кому-то задать».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Главное – как-то начинать. И всё устроится.

Молитвы читать дома вместо литургии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here