Молитвы илья муромец

Самое детальное описание: молитвы илья муромец специально для посетителей нашего ресурса.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ: СВЯТОЙ БОГАТЫРЬ

Мощи преподобного в пещерах Киево-Печерской Лавры

Угодник Божий преподобный Илия Муромец, по прозванию Чоботок, жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Память по церковному календарю — 19 декабря ст. ст. / 1 января нв. ст.

Достоверных сведений о житии этого святого сохранилось до нашего времени крайне мало. Происходил он из простой крестьянской семьи. В детстве и юности страдал параличом, однако чудесным образом был исцелен. До пострига состоял в княжеской дружине и прославился воинскими подвигами и невиданной силой. Почивающие в Антониевых пещерах мощи преп. Илии показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста.

Он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии — кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения, Илия принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую лавру. Следует отметить, что это вполне традиционный шаг для православного воина — сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные. Прп. Илия — не первый и не последний воин, поступивший так. Из наших соотечественников можно в этой связи вспомнить великого полководца преп. Александра Невского, а также профессиональных воинов Пересвета и Ослябю, проходивших послушание под началом преп. Сергия Радонежского и геройски погибших на Куликовом поле.

Отсутствие в Киево-Печерском Патерике жития прп. Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это дает основание предположить, что постриг Илии Муромца приходился на время игуменства преп. Поликарпа Киево-Печерского (1164-1182), и под началом этого же великого подвижника и происходило духовное возрастание нового воина Христова. Известно, что преп. Поликарп пользовался большим уважением со стороны великого князя Ростислава Мстиславовича. В Великий пост князь имел обыкновение каждое воскресенье приглашать к себе преподобного игумена с двенадцатью братиями Феодосиевой обители для душеполезных разговоров. Вполне возможно, что одним из участников этих бесед был и бывший славный ратник преп. Илия.

В XIX веке некоторые исследователи ставили под сомнение возможность отождествления преп. Илии Печерского с одноименным былинным богатырем. Однако несомненно, что для наших православных предков это было одно лицо. Например, паломник XVIII века (Леонтий) в своих записках говорит: «Видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении под покровом златым; ростом яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копьем, язва вся знать; а правая изображена крестным знамением».

В советское время были предприняты большие усилия по дехристианизации образа преп. Илии Муромца с целью превращения его в «воплощение народного идеала героя-воина». Так, например, характерной чистке подвергся известный эпизод былины, когда к недвижимому Илье Муромцу приходят «калики перехожие», которые в итоге и исцеляют Илью. Кто они — во всех советских изданиях опущено. В дореволюционном же издании былины «калики» — это Христос с двумя апостолами.

В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст — 40-55 лет, выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении нашим героем в юности паралича конечностей (строго в соответствии с житием); установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца. К сожалению, датировка гибели была установлена очень приблизительно — XI-XII вв. Интересен тот факт, что преп. Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви — три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (XVII-XIX вв.) этот факт служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения.

Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. В 1998 г. на территории одной из воинских частей в Подмосковье был воздвигнут и освящен замечательный храм во имя святого Ильи Муромца.

В наше время былинный образ Илии Муромца по-прежнему привлекает к себе внимание, в том числе и среди нецерковных людей. Хочется верить, что при этом за типажом непобедимого воина не будет растворяться живое лицо человека, искренне посвящавшего всю свою жизнь и все свои подвиги во славу Божию. Хотелось бы научиться от преп. Илии удивительной трезвости и рассудительности, благодаря которой мы смогли бы, как и он, будучи велики и способны в земных делах, не забывать и о Царствии Небесном.

Преподобный Илия Муромец
Достоверных сведений о житии преподобного Илии Муромца, Печерского, сохранилось до нашего времени крайне мало.

Предполагают, что родился он около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана, Тимофеева сына и его жены Евфросиньи, дочери Якова. Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором складывались многочисленные былины. Кстати, он является главным действующим лицом – могучим витязем княжеского рода Ильей Русским – и германских эпических поэм XIII века, основанных на более ранних сказаниях.

С детства и до 30 лет Илья был парализован, а потом чудесным образом получил исцеление от трех вещих старцев – калик перехожих (нищих странников), – которые предсказали, что «смерть ему на бою не писана». Взяв родительское благословение, –

«Ой ты, гой еси, родимый, милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду во славный стольный Киев-град –
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться * за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую», –

Илья много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха – был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений.

Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. А обиды тогда было от кого терпеть: в степях рыскало «Идолище поганое» (так называли печенегов), леса облюбовали соловьи-разбойники, с хазарской стороны грозил «Жидовин проклятый»…

Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и кротости Ильи Муромца (он никогда не превозносил себя!), величавом спокойствии и мире душевном: «Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов ее оборонять».

Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные.

Отсутствие в Киево-Печерском патерике жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это дает основание предположить, что его постриг пришелся на время игуменства преподобного Поликарпа Печерского (1164–1182).

Скончался Илия Муромец около 1188 года, примерно на 45-м году жизни. Его мощи покоятся до сего времени в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры.

…Илья Муромец
Нанял хитроумных плотников.
Построил он церковь соборную
Святителю Николе Можайскому
Во славном во городе во Киеве.
Сам заехал во пещеры во глубокие,
Тут Илья уж преставился.
Поныне его мощи нетленные!»

В документальном источнике имя богатыря впервые упоминается в 1574 году.

В XVIII веке паломник Леонтий оставил такое свидетельство: «Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым; ростом – яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копием, язва вся знать (видна), а правая изображена крестным знамением».

В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого. Результаты исследований подтверждают факты жизни былинного богатыря: определен возраст почившего – 40–55 лет; рост – 177 см (в свое время он был на голову выше человека среднего роста); выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей; установлена причина смерти – обширная рана в области сердца.

К лику святых Илия Муромец был причислен в 1643 году в числе 69 подвижников Киево-Печерской лавры.

Русские люди доныне чтут память святого богатыря. На его предполагаемой родине 1 января 1993 года в храме святых Гурия, Самона и Авива была торжественно установлена икона святого Илии с частицей его мощей. В 1994 году на городском кладбище была заложена часовня во имя святого, которую освятили через четыре года. Преподобный Илия Муромец причислен к собору Муромских святых.

Военнослужащие Ракетных войск стратегического назначения и Погранслужбы России, а также части специального назначения считают святого богатыря своим небесным покровителем.

В 1998 году на территории Главного штаба Ракетных войск в Подмосковье был построен и освящен храм во имя преподобного Илии Муромца. В алтаре храма находится икона святого с частицей мощей из Киево-Печерской лавры.

В Косово (Сербия) после Балканской войны почти четыре года – с июля 1999-го по июнь 2003-го – был развернут полевой храм преподобного Илии Муромца, который затем вывезли в Чечню, где он находился во Введенском районе, в базовом лагере Воздушно-десантных войск до ноября 2004 года. В полевых условиях Косова и Чечни в этом храме приняло святое крещение большое количество воинов, в том числе и с именем Илия, в память преподобного.

Украинская Православная Церковь Московского Патриархата учредила орден преподобного Илии Муромца, которым награждаются священнослужители и миряне, отличившиеся жертвенным служением Богу и Отечеству, в том числе и в «горячих точках».

О святой отец Илья!
Ты заступник всей Руси,
В небесах, просим тебя
Господа ты попроси
Лишь отечеству — царя,
Благоденствие и мир.
Мы тебе благодаря
Все спаслись, ты наш кумир.
Дай воинам победу,
Одоление врагов,
Голодным дай обеда
И босым дай сапогов.
От Бога разум дай
Познать согрешения,
О нас ты не забывай
В часы единения.
Дай силу духовную
Нам покаяться в грехах
И всю родословную
Отмолить на небесах.
Дай крепость телесную
Чтобы нам Русь возродить
И в Царство Небесное
Из неё нам уходить.
И там чтобы с тобою
Троицу нам восхвалять
Небесною хвалою,
Чтоб в мир шла благодать.
Аминь.

Выпив браги два стакана,
Ехать в дальние края
Собирался утром рано
Добрый молодец Илья.

Он одел свою кольчугу,
На кобылу он залез
И, обняв жену-супругу,
Углубился в темный лес.

Он планирует к обеду
В Киев, стольный град, попасть
Чай, зовут не на беседу,
Князь опять заданье даст.

Но на Черниговской дороге
Повстречал он вражью рать,
Уносить пора бы ноги,
Да куда теперь бежать?

Темный лес вдали стеною,
Впереди одни враги,
И взмахнул он булавою,
Боже правый, помоги!

Заорал он благим матом
И пошел на вражью рать.
Ну рубить ее булатом,
Ну, конем ее топтать.

Уложил врагов он тысчи
У Черниговских ворот,
И огромною ручищей
С красной морды вытер пот.

Под развесистым орехом
Слез с кобылы у реки.
В город Киев как проехать?
Подскажите мужики!

В Киев нынче нет дороги,
Что ты вовсе ошалел?
Уноси скорее ноги,
Уезжай покуда цел!

Где Леонтий, упокойник,
Почивает под крестом,
Поселился злой разбойник,
А кличут гада соловьем.

Зверь там чащей не прорыщет,
Не проедет экипаж,
Как на дубе он засвищет,
Так и сразу дуба дашь.

Лучше с нами сядь покушай,
Выпей зелена вина,
Ты уж извини, Илюша,
Но не проедешь ни хрена.

Тяжко Муромец вздыхает,
Не досуг мне – говорит,
Я до князя поспешаю,
Вызывает, паразит.

Помолился и поехал,
Только пыль вдали видать,
И по лесу долго эхо
Разносило чью-то мать.

Наконец он подъезжает
К тому самому кресту.
Конь храпит и приседает,
Чует гада за версту.

Ты, бурдюк, набитый сеном,-
Говорит ему Илья,
Что храпишь и брызжешь пеной,
Аль не видел соловья?

Век тебе не видеть воли,
Ты, чубарый обормот,
Испугался, струсил что ли?
Эт ты брось, давай вперед!

А разбойник как заахал,
Засвистал и зарычал,
Илья Муромец от страха
Чуть с кобылы не упал.

Но Илья охоч до драки,
Вскрикнул – на кого ты прешь!
Илью Муромца, однако,
Ультразвуком не проймешь!

Лук тугой Илюша вскинул,
Взял к нему боеприпас,
Одихмантьевскому сыну
Так и вынес правый глаз.

Урка с дерева свалился,
Помогите! – завопил,
Заорал, завыл, взмолился,
Я ведь, это, пошутил!

Тут Илья схватил бандюгу,
Крепко-накрепко связал,
Пристегнул к седлу подпругой
И в столицу поскакал.

В Киев прибыл с опозданьем,
Князь уж пил вечерний чай.
Тут Илья заходит в зданье,
Предвкушая нагоняй.

Не забыв, ступая чинно,
К шлему руку приложить,
Стал пред княжими очима –
Разрешите доложить.

Из-под Мурома я ехал,
К Вам, владыко, я спешил,
Но на вражью рать наехал,
Потоптал и порубил.

А еще помежду прочим,
Я разбойника поймал,
Потому пред ваши очи
С опозданием предстал.

Ну, про рать еще поверю,
Про разбойника – ни в жизнь!
Что б поймать такого зверя?
Ну-ка, братец, побожись!

Что божиться, он, владыко,
На дворе у Вас лежит,
И совсем не вяжет лыка,
Только стонет и кряхтит.

Князь на ухо шапку сдвинул
И на улицу бегом,
Шубку на плечо накинул,
Так и чешет босяком.

Он на княжий двор выходит,
А за ним валит народ.
К урке-слолвью подходит
И такую речь ведет.

Если ты и впрямь бандюга,
Ну-ка, свисни пару раз,
А не то тебе ворюга,
Я второй подправлю глаз.

Зря та, княже, фраеришься,
Осмелели фраера!
Мазой прешь и материшься,
Повстречался б мне вчера!

Ты не шибко то на князя,
Я эт дело не люблю!
Если будешь безобразить,
Враз башку тебе срублю!

Илья Муромец поддакнул
Князю возражать? – нахал!
Соловей разбойник крякнул
И в полсвиста засвистал.

С веток воронье слетело,
Повалилися дома,
Светлый князь в штаны наделал,
Закачались терема.

Видя, что дела хреново,
Урку Муромец схватил,
Уволок за город снова
И башку ему срубил.

Помолись о нас Иисусу,
Добрый труженик Илья!
Без тебя народу русскому
Нет спокойного житья.

Знаем сами, виноваты мы.
Только кающихся нет.
Веру в сундуки попрятали,
А без веры меркнет свет.

Так Царя убили, Батюшку,
Вместе с малыми детьми,
И ещё Царицу — матушку.
Камни вопиют с земли.

Иереев же и дьяконов
Убивали без числа,
А монахов не оплаканных
Слышишь стоны, голоса?

Храмы Божии порушили.
В клубы заперли людей.
В мастерские и конюшни
Превратили сонм церквей.

Хуже полчища Мамая
Зверя дикого печать.
Лбы и руки подставляя,
Вышли идола встречать.

А потом и поклонились,
Страх все внутренности съел.
И от Бога открестились,
И от прежних славных дел.

Так услышь молитву малую,
Наш заступничек Илья!
Мою песню покаянную.
Каюсь! Грешен! Каюсь я!

Не всегда я соответствовал,
Не всегда послушным был,
В вере не всегда усердствовал
И поговорить любил.

Попроси нам отпущения
И подай кваску глоток.
У народа ведь колени
Притомились, видит Бог.

Так вставай же, чадо хворое!
Ты, Илюша, пособи!
Жги печати! Ведь не воры мы,
Чтоб вот так сойти с земли.

Помолись о нас Иисусу,
Добрый труженик Илья!
Без тебя народу русскому
Нет спокойного житья.

Со времен детства каждый человек слышал о подвигах славного русского богатыря Ильи Муромца. Для христиан станет удивительной новостью тот факт, что Илья Муромец – не просто былинный, сказочный герой, а настоящий богатырь, живший на Руси. Мало того, непобедимый воин вел христианский образ жизни и за свои подвиги на почве христианской веры причислен к лику святых.

Мощи святого Ильи Муромца – христианская святыня, хранящаяся в пещерах Киево-Печерской Лавры, и поныне приходит на помощь христианам по горячим молитвам у могилы преподобного.

Исторические сведения не сохранили подробности о жизни былинного героя. Объяснить этот факт можно исходя из того, что выходец из народа не мог быть увековечен в истории народа. Это было прерогативой только князей и богатых граждан Руси. Богатырь родился в семье крестьян в Муромском крае. До 30 лет Илья жил с парализованными ногами и был исцелен сверхъестественным образом.

По народному сказанию дом парализованного силача посетили старцы, которые попросили у Ильи воды, приказав парализованному принести ее самому. Некогда немощный богатырь встал, принес воду и по приказу старцев выпил ее, наполнившись невероятной силой.

Современные историки произвели исследования мощей преподобного Илии Муромца и подтвердили, что у богатыря есть изменения в костях ног, это подтверждает сведения о 30-летнем параличе силача. Во время болезни юноша не озлобился, всегда был терпелив, смирен, уважителен к старшим.

Историки связывают его монастырскую жизнь с именем Ильи Печерского, жившего в пещерах Киево-Печерской Лавры в конце двенадцатого века.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В записях Киево-Печерских монахов мало говорится о подвигах Ильи Печерского, который возрастал под духовным наставничеством Преподобного Поликарпа, он наставлял инока на пути укрепления христианской веры.

Важно! Факт нетленности святых мощей и захоронение около преподобных священников говорит о том, что это был поклонник Христа, наделенный огромной Божьей милостью.

Еще святой богатырь известен под именем Чеботок, так стали кликать его после одной битвы, перед которой он надел один сапог, а второй не успел и стал ним отбиваться от врага. Во время набега врага силач в первых рядах вставал на защиту Печерского монастыря, в одном из боев был смертельно ранен.

Ближние Пещеры Лавры стали последним пристанищем былинного воина и русского святого в 1188 году.

С того времени идет полемика, Илья Печерский и Илья Муромец этот один и тот же человек ли разные люди.

По свидетельству паломника XIII века, видевшего нетленные мощи святого, у того была пробита рука, прикрывающая сердце. Очевидно, что увидев летящее копье, воин-инок автоматически прикрыл сердце рукой, но это не спасло его от смертельной раны.

В 1988 году Межведомственной комиссии Министерства здравоохранения УССР была проведена экспертиза нетленных мощей богатыря. Открытия поразили самих исследователей. Погибшему воину было 45-50 лет, в районе его сердца имеется глубокий след от копья, а пальцы правой руки сложены по православию для нанесения на чело крестного знамения.

Во время Никоновских бунтов XVII-XIX веков именно этот факт использовали православные для оправдания трехперстного крещения.

Важно! В 1643 году богатырь и инок Илья Муромец был канонизирован. Мощи его почти 4 века к тому времени оставались нетленными, что является особой благодатью Господней. Печерским архимандритом Варлаамом было установлено празднование памяти Собора святых отцов Ближних пещер 1 января.

В пещеры Киево-Печерской Лавры к гробнице святого воина чаще всего приходят с просьбами о защите военных, солдат срочной службы, правоохранителей, что особенно актуально в современном мире.

В 1998 году в Подмосковье появился Храм святого Илии Муромца, которые построили военные на своей территории в честь покровителя русского воинства. Частичка святых мощей, а именно средний палец руки хранится в Муромском монастыре на родине святого.

Читайте о других православных святых:

Православная церковь и войско российское почитает богатыря-монаха.

Спасо-Преображенский монастырь, хранитель частицы мощей святого воина Илии Муромца, можно посетить в любое время и помолиться в отдельной комнате, где все экспонаты посвящены памяти великого воина – монаха.

К мощам святого часто обращаются больные, страдающие проблемами с позвоночником и ногами.

Помолись о нас Иисусу,
Добрый труженик Илья!
Без тебя народу русскому
Нет спокойного житья.

Знаем сами, виноваты мы.
Только кающихся нет.
Веру в сундуки попрятали,
А без веры меркнет свет.

Так Царя убили, Батюшку,
Вместе с малыми детьми,
И ещё Царицу — матушку.
Камни вопиют с земли.

Иереев же и дьяконов
Убивали без числа,
А монахов не оплаканных
Слышишь стоны, голоса?

Храмы Божии порушили.
В клубы заперли людей.
В мастерские и конюшни
Превратили сонм церквей.

Хуже полчища Мамая
Зверя дикого печать.
Лбы и руки подставляя,
Вышли идола встречать.

А потом и поклонились,
Страх все внутренности съел.
И от Бога открестились,
И от прежних славных дел.

Так услышь молитву малую,
Наш заступничек Илья!
Мою песню покаянную.
Каюсь! Грешен! Каюсь я!

Не всегда я соответствовал,
Не всегда послушным был,
В вере не всегда усердствовал
И поговорить любил.

Попроси нам отпущения
И подай кваску глоток.
У народа ведь колени
Притомились, видит Бог.

Так вставай же, чадо хворое!
Ты, Илюша, пособи!
Жги печати! Ведь не воры мы,
Чтоб вот так сойти с земли.

Помолись о нас Иисусу,
Добрый труженик Илья!
Без тебя народу русскому
Нет спокойного житья.

Каждый русский человек с детства слышал про былинного героя Илью Муромца, даже не ведая, что такой человек жил на самом деле. Он не только был храбрым воином, но и верным Божьим слугою, приняв монашество в конце жизни. Русская православная церковь канонизировала Илью Муромца, как преподобного.

Икона святого Ильи Муромца — благословенный образ, дарующий верующим людям уверенность в завтрашнем дне по молитвам, просьбам, обращенным к святому.

Будущий преподобный православной Церкви, известный, как Чоботок, ибо выходил на бои только с сапогом и всегда побеждал, родился под Муромом. По историческим предположениям, время рождения будущего православного преподобного 1143 год. Место рождения — село Карачарово, находящееся недалеко от Мурома.

Вначале Чоботок жил с парализованной от рождения нижней частью туловища, основное время проводя на печи. По истечении 33 лет к нему явилось трое нищих, которые были приняты в доме Муромца, после чего тот получил исцеление. Святая Троица, как и в истории с Авраамом, даровала чудо.

В литературных христианских изданиях есть предположения, где говорится о том, что это сам Иисус с апостолами явился перед парализованным богатырем.

Экспертиза святых мощей, проведенная комиссией здравоохранения в 1988 году, подтвердила, что Илья Муромец был ростом до 180 см, его позвоночник хранил следы перенесенного паралича, а смерть богатыря наступила в результате ранее полученного ранения в область грудной клетки и сердца.

Исцеленный богатырь, познавший за годы болезни основы христианской веры, вступил в войска Владимира Мономаха, чтобы верой и мечом защищать православие.

Невиданная богатырская сила, воинские подвиги, борьба за справедливость и любовь к простым людям наделили славного воина званием сильнейшего в княжьем войске.

Его боялись печенеги и хазары, обходили стороной соловьи — разбойники, орудовавшие по лесам. Всегда спокойный и с душевным миром богатырь неоднократно подчеркивал, что спасал людей и помогал им не из-за благодарности или корысти, он отказался стать воеводой, подчеркнув, что богатство воина — его богатырская сила.

После ранения в грудь, которое сделало невозможной дальнейшую службу у князя, Муромец принимает монашеский постриг с именем Илья. С терпением и смирением переносил инок все тяготы монашества, демонстрируя христианские подвиги послушания, заменив свой боевой меч посохом борьбы за православную веру.

Почил преподобный Илья Муромец в Киево-Печерском монастыре в начале тринадцатого столетия, Ближние пещеры стали последним местом его земного обитания.

На заметку! Антониевы пещеры хранят святые нетленные мощи преподобного до настоящего времени.

На святых образах преподобный Илья изображается с посохом в виде меча. Каждая икона подчеркивает богатырское сложение бывалого воина. Его огромные кисти руки уверенно и спокойно лежат на рукоятке посоха, напоминающего орудие борьбы. Несмотря на то что знаменитый богатырь почил в возрасте 45-50 лет, на иконах его изображают с длинной белой бородой и умными, уставшими глазами. Весь святой лик символизирует мудрость и умиротворение.

Голова святого покрыта капюшоном, который венчается схимническим крестом, означающим Голгофу. На разных иконах можно видеть капюшон от синего до черного цвета, но везде он, как правило, в виде шлема, который подчеркивает боевой дух преподобного.

Нестарый возраст выдает благородный овал лица и ясность глаз, плотно сжатые губы олицетворяют волю и выдержку.

Правая рука поднята в святом крещении, при этом два последних пальца прижаты к ладони, а три соединены вместе. Этим жестом неизвестный художник хотел подчеркнуть, что Илья Муромец — истинный православный верующий.

1 января в храмах воздается честь памяти преподобного Ильи Муромца.

Принимая верой исцеление Богом богатыря от паралича, многие верующие приходят к иконе с прошениями:

  • исцелить детей от ДЦП;
  • даровать помощи в сложных, порой безвыходных жизненных ситуациях;
  • поднять на ноги неходячих;
  • защитить от злых сил.

Непобедимый воин стоял в битвах за свою Родину, за землю русскую, поэтому часто около святого лика преподобного слышны прошения, защитить сына в армии, дать стране мудрого руководителя, оставить своеволие власть имеющих.

Совет! При крещении именем Илья новорожденному мальчику следует подарить икону преподобного, который станет его небесным покровителем, чтобы тот благословил малыша вырасти сильным, мужественным и справедливым мужчиной.

Ракетные войска стратегического назначения считают преподобного Илью Муромца своим небесным ангелом-хранителем. Главный штаб Ракетных войск разрешил открыть в Подмосковье храм имени богатыря, в котором находится его святой лик с частицами мощей.

1 января православные чтут святого воина-монаха Илию Муромца Печерского, которого российские воины также почитают как своего небесного заступника (покровитель Ракетных войск стратегического назначения России).

Он прославился не только подвигами на поле брани, но и своей монашеской подвижнической жизнью и ангельской святостью.

Достоверных сведений о житии этого святого сохранилось до нашего времени крайне мало. Преподобный Илия Муромец Печерский, по прозвищу Чоботок, родился около 1143 года в селе Карачарово под Муромом (сейчас микрорайон города Мурома) во Владимирской области в семье крестьянина, и народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором пелись русские былины.

Илья Муромец в немощи Андрей Клименко

С детства и до 33 лет Илья был парализован из-за поразившей его немощи ног. Годы болезни воспитали в нем великое терпение, смирение, кротость и удивительный по силе характер.

Однажды, когда немощный мо́лодец находился один дома, ему явились святые старцы в образе нищих странников, сказавшие: «Поди и принеси нам напиться». Он встал, принес воды и выпил ее по требованию старцев, получив при этом «силу великую». Вещие старцы предсказали также, что «смерть ему на бою не писана».

Получив исцеление от болезни, Илья посвятил свою жизнь служению народу и государству. Илья много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха. Известно, что Илия Муромец не имел поражений, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов.

Получив в одном из боев неизлечимую рану в грудь, он, повинуясь зову сердца, принял монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные.

Скончался Илия Муромец около 1188 году (на 45-м году жизни).

Монашеский путь преподобного Илии скрыт от нас, но нетленность его мощей убедительно подтверждает святость богатыря.

По кончине своей преподобный Илия был удостоен чести быть погребенным в приделе главного храма Киевской Руси — Софийского собора, служившего тогда великокняжеской усыпальницей. Это одно из убедительных свидетельств того почитания, которым было окружено имя великого воина Русской земли. Впоследствии гробницу богатыря перенесли в Ближние Антониевы пещеры Киево-Печерской лавры, где они пребывают и по ныне. Вместе с ним покоятся в гробницах Киево-Печерской Лавры его братья — богатыри духовные Святой Руси.

В 1926 году Лавру закрыли и на ее месте организовали музей, мощи преподобных вскрывали, освидетельствовали, изучали. Атеисты потратили немало сил и средств, пытаясь объяснить феномен сохранности тел монахов в пещерах.

Так что удивительным образом современная медицина подтвердила свидетельства былин о том, что «сиднем сидел Илия и не имел в ногах хождения». В советское время считалось, что эти мощи — фальсификация, но оказалось, что былины были основаны на реальных событиях

По методу реконструкции антрополога М. М. Герасимова криминалистом и скульптором С. Никитиным был воссоздан скульптурный портрет богатыря Илии Муромца.

Илия Муромец. Реконструкция по черепу

О преподобном Илии известно, что он скончался, сложив персты правой руки для молитвы так, как принято и теперь в Православной Церкви – три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (конец XVII – XIX вв.) этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трёхперстного сложения.

К лику святых Илия Муромец был причислен в 1643 году в числе 69 подвижников Киево-Печерской лавры.

Церковь и православный русский народ никогда не сомневались, что преподобный Илия Муромец Печерский и былинный богатырь Илия — одно лицо. Былины об Илии Муромце сложились еще во времена Киевской Руси. Ведь само название «былина» говорит нам: это песня о том, что было, то есть имело место в жизни. Народ наш называл былины «старинами», то есть песнями о старине.

Родословная Илии, рассказанная в былинах, безусловно имеет реальные основания. Родиной богатыря называют село Карачарово под Муромом (отсюда и название «Муромец»).

Особое избранничество Илии на подвиг подтверждается свидетельством о том, что от рождения он был немощен и до тридцати лет не мог ходить. 30 лет сидения Илии «на печи» — это символ жизни «в затворе», сокрытом от мира, время подготовки к служению.

Как повествуют былины, однажды, в дом явились калики перехожие — чудесные странники, посланники Божии. По их слову встал Илия на ноги после тридцатилетнего сидения. И говорят Илии калики: «Будешь ты, Илия, великий богатырь, и смерть тебе на бою не писана».

С благословения родителей, собирается Илия в путь, на богатырские подвиги. Прибыв в Киев, Илия попадает на княжеский пир. Собранные за столом князя Владимира богатыри — не любители повеселиться, но защитники веры Православной и Русской земли от врагов: Илия Муромец — крестьянский сын, Алеша Попович — сын священника из Ростова, Добрыня Никитич — княжеского рода, Ставр — боярин, Иван — купеческий сын. Богатыри, охранявшие границы Руси, в большинстве своем витязи знатного рода. Добрыня Никитич даже родственник князя Владимира, по летописям — его дядя, по былинам — племянник. Илия Муромец — единственный из русских богатырей — крестьянин по происхождению. И именно ему дарована самая большая сила — и духовная, и телесная. Илия — крестьянский сын, а на Руси слово «крестьянин» было тождественно слову «христианин». Поэтому как равного встречают князь и богатыри Илию Муромца и воздают ему честь не по сословию, а по делам и подвигам.

Русские богатыри, во главе которых встал Илия Муромец, не только успешно охраняли границы Руси от многочисленных врагов. Их усилиями борьба была перенесена на территорию врага. Летописи сообщают о том, как дружины Владимира Мономаха загнали войска хана Отрока Шарукановича «за железные ворота» на Кавказе, «пили золотыми шеломами Дон, приемши землю их всю». Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие становья на Северном Донце, заставляли врагов откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.

Насчитывается около тринадцати самостоятельных сюжетов о славном Илье в классическом эпосе: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином», «Святогор и Илья Муромец», «Илья Муромец и разбойники», «Илья Муромец на Соколе-корабле», «Илья Муромец и сын» и др.

Наиболее распространенными и древними являются былины об Илье Муромце и Соловье-разбойнике: сюжет о его битве с Соловьем-Разбойником имеет более 100 вариантов. Соловей-разбойник олицетворяет собой языческую силу, от которой по своему христианскому назначению призван богатырь очищать Русскую землю.

В XIX веке Васнецовым была написана его знаменитая картина «Богатыри» (Три богатыря). Благодаря популярности картины и самой темы трех богатырей у русского народа, картина «Богатыри» стала визитной карточкой художника. Васнецов и три богатыря стали неразделимы в душе русского человека. Над этой картиной он трудился почти двадцать лет, начиная с 1881 года. После окончания над этой работой произведение с тремя богатырями было куплено Павлом Михайловичем Третьяковым и сегодня шедевр находится в Третьяковской галерее.

Виктор Васнецов. «Богатыри» (1881—1898)

На картине изображены три богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин). Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье, в другой булатная палица. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен. Справа на коне рыжей масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. На боку у Алёши Поповича колчан. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.

В 1956 г. по мотивам былин об Илье Муромце в СССР был снят художественный фильм, а также несколько мультфильмов.

Русские люди доныне чтут память святого богатыря. На его родине 1 января 1993 года в храме святых Гурия, Самона и Авива была торжественно установлена икона святого Илии с частицей его мощей.

Молитва святому преподобному Илии Муромцу
О святый преподобный отче Илие! Руси Святой заступниче, могучий ратоборче, воине духовный и телесный ей явивыйся, в житии своем благу народа Русскаго и прославлению Бога Христианскаго верно послуживый, и по преставлении своем престательства своего о нас не оставивый, испроси, святе, у Всемилостиваго Господа Отечеству нашему царя, мир и благоденствие, церкви благоустроение, людем православным от нечестивых избавление, воином русским в ратех победу и на врагов, замышляющих злая Церкви и Отечеству православному, одоление, всех же нас заступи, и еще просим тя, святче Божий, разум нам от Бога ниспосли, да познаем согрешения наша, и силу духовную, да покаемся во грехах наших, и крепость телесную, да возмощи нам житие исправити и Русь Святую возродити, и в Царствие Небесное из нея прейти, да тамо с тобою и всеми святыми сподобитися непрестанне восхваляти в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 8
Постом душу твою просветил еси, молитвами непрестанными сердце твое сосуд Духа Святаго соделал еси, преподобне отче наш Илие, тем же вся вражия ополчения крепко посрамил еси и, яко победоносец истинный, воздаяния получил еси от Христа Бога, тому помолися о душах наших.

Кондак, глас 8
Христовою любовию уязвив душу, преподобне отче наш Илие, в пещернем мраце свет спасения обрел еси и, яко чадо избранное великих отцев Печерских Антония и Феодосия, вкупе с ними обитель райскую унаследовал еси, отонудуже призирай ныне на обитель земную, в ней же подвизался еси, и молися о чтущих память твою, да зовем ти: радуйся, Илие, молитвенниче о душах наших.

Молитвы илья муромец
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here