Молитвы от гордости и тщеславия

Самое детальное описание: молитвы от гордости и тщеславия специально для посетителей нашего ресурса.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Гордыня – смертный грех, ведущий к полному духовному забвению, ведь человек не просто проявляет свою бестактную самонадеянность, а отрицает помощь и волю Бога. Он часто не знает, что такое благодарность и не умеет ценить то, что имеет, считая это данностью. Как правило, гордыня разъедает изнутри, и, если имеющий такой грех не придёт к праведной вере, он будет обречён на верную гибель.

Нередко человек даже не понимает, что поглощён гордыней и принимает её за любое другое качество характера. Далее проблема усугубляется – и этот грех полностью завладевает им. Как же распознать его в себе и окружающих людях, чтобы суметь вовремя остановиться самому и помочь другим? Для этого нужно знать и уметь отличать признаки греха, среди которых:

  • непомерная гордость;
  • заносчивость;
  • высокомерие;
  • эгоизм;
  • зазнайство;
  • обидчивость и раздражительность;
  • неумение принимать и прощать;
  • игнорирование Божьих заповедей;
  • злоба и ненависть;
  • предубеждённость;
  • сарказм по отношению к другим, унижение, презрение;
  • тщеславие.

Именно их часто можно спутать с гордыней, приняв порою даже за добродетель, но лишь тогда, когда они выходят на первое место в характере и начинают управлять человеком. Тогда он, как показывают факты, уже не может себя контролировать самостоятельно, и, как результат – вредит себе и своим близким.

Гордыня в большинстве случаев является источником негативных мыслей и эмоций, которые пагубно влияют на состояние и поведение человека, иными словами, не дают ему жить “нормальной” жизнью, потому что:

чрезмерное чувство важности собственного “Я” порождает агрессивное отношению к окружающему;

несоответствие представлений о мире вызывает в душе всплеск таких эмоций, как: злость, обида, ненависть, презрение, зависть, жалость. А они, в свою очередь, приводят к полному разрушению здоровой психики, а значит, и сознания.

Если же человек, осознавая свой порок, хочет лишиться его влияния на свою жизнь, то неизменно возникает вопрос: “Как избавиться от гордыни?”. Нельзя утверждать, что сделать это – достаточно легко, ведь для того, чтобы преодолеть этот сложный путь, нужно разобраться в себе самом, понять причины возникновения греха и, самое главное – приложить максимум усилий к искоренению, так как бороться придётся с самим собой.

Избавление от данного порока – это дорога навстречу себе и Богу, и каждый шаг должен быть выверенным и точным. Для этого необходимо помнить основные правила, а именно:

  1. любите мир вокруг себя таким, каков он есть;
  2. научитесь принимать любое обстоятельство, которое случается в жизни, без претензий и обид, и всегда благодарить Всевышнего за посланное им, ибо всё это является знаком чего-то нового;
  3. умейте разглядеть позитивные стороны любой ситуации, пусть и не всегда очевидные на первый взгляд, ведь понимание часто приходит со временем.

Но иногда случается и так, что самостоятельно человек уже не в состоянии преодолеть гордыню. В такие моменты важно обратиться за помощью к “старшим товарищам”: услышать их мудрые советы и принять их. Это не только поможет в тяжёлой борьбе, но и даст возможность двигаться дальше по пути самопознания.

Самым же действенным способом борьбы с грехом является служение: своим близким, обществу, миру, Господу. Ведь посвящая себя другим, человек начинает меняться и сам, потому что мир вокруг него становиться иным – более чистым, светлым, праведным. Недаром великие мудрецы прошлого говорили: “Измени себя – изменится Мир вокруг”.

Удачная борьба с тяжёлым пороком приводит к смирению. И тогда жизнь обретает новые краски. Ведь смирение – это:

  • внутреннее самоограничение (духовная свобода);
  • отсутствие надменности и гордости, на смену которым приходит кротость, терпение и благоразумие;
  • признание Бога и мира в душе;
  • показатель знаний и неиссякаемой силы;
  • гармония во всём.

Достижение такого состояния – очень сложная задача. Человек, ставший на этот путь, должен быть по-настоящему мужественным и сильным духовно, ибо ему придётся пройти через много испытаний, главное из которое – он сам. Поэтому если кто-то хочет обрести смирение, важно суметь сделать первый шаг – осознать свой грех.

Преподобному Алексию, человеку Божию

Тропарь, глас 4-й: Возвысився на добродетель и ум очистив, к желанному и крайнему достигл еси, безстрастием же украсив житие твое, и пощение изрядное восприим совестию чистою, в молитвах, яко безплотен, пребывая, возсиял еси, яко солнце, в мире, преблаженне Алексие.

Кондак, глас 2-й: Дом родителей твоих яко чужд, имев, водворился еси в нем нищеобразно и, по преставлении венец прием славы, дивен на земли явился еси, Алексие, человече Божий, ангелом и человеком радование.

Молитва: О, великий Христов угодниче, святый человече Божий Алексие, душею на Небеси Престолу Господню предстояй, на земли же данною ти свыше благодатию различная совершаяй чудеса! Призри милостивно на предстоящия святей иконе твоей люди, умиленно молящияся и просящия от тебе помощи и заступления. Простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои, и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, в недузех страждущим исцеление, напаствуемым заступление, скорбящим утешение, бедствующим скорую помощь, всем же чтущим тя мирную и христианскую живота кончину и добрый ответ на страшнем суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя по Бозе и Богородице возлагаем, но буди нам помощник и покровитель во спасение, да, твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи. избави меня от своеволия в Великий Пост. Прости мне за моё тщеславия, за искание похвалы, за увлечение честью, привлеки меня к занятиям подобающим и не дай врагу разрушить спасительное дело покаяния, которое я долженн своершить в Великий Пост. Пусть не забываю ни о своих опасностях, ни о своих страстях, но очищусь сердцем от блудного и тщеславного пороков. Аминь

Господи Иисусе Христе! Молюсь Тебе об избавлении от тщеславия, вонми моей молитве, недостаточно сми ренный, наставь на смирение, проведи верным путём борьбы с лестью. Аминь

Господи Иисусе Христе! Помоги мне не придираться к ближним за мнимую их неглубину мышления, дабы лишённым всякой глубины не предстать перед Тобой, прости меня, умоляю, прости за тщеславие и превозношение, не попусти пасть во грех блудный опять, да перемену нрава не испытываю. Аминь

Господи Иисусе! Заметил я в себе перемену нрава, обладание бесами и светлое настроение, дай же мне пройти путь покаяния свято, дабы тщеславие моё ослабело и небесные силы охраняли меня во время лести, да буду смиренным, как они, любящим людей и Тебя всегда. Аминь

Господи Иисусе Христе! Избавь меня от пения красивого во время поста, чтобы больше предавался покаянию, стремясь к смирению всей душой, во всём видеть понуждение к смирению. Нуждающийся во стремлении, я дошёл до степеней тщеславия серьёзных, подай мне определить верно, до каких, и усиль это смирения. Дай же мне такое стремление хотя постепенно, да помысел тщеславный каждый рааз немедленно отража., дабы была моя душа хотя отражением истинного смирения, не Любви, как Ты. Не люблю я ближних, если так тщеслвалюсь. Научи же любить и не тщеславиться, так долго, как Тебе угодно. Аминь

Господи Иисусе Христе! Звуки лая собак и говора людей часто представляется в уме моём как осуждение меня и негативное обсуждение. Подай позитивное общение тем, кто правдо виновен в грехе упомянутом, но все ненужные ей звуки пусть душа моя не замечает, да меч Защитника моего. Ангела-Хранитель, отгонит льстящих врагов, опаляя их огнём огнём друга добра, духа этого небесного. Пусть ищу одних небес и не буду думать о земном, хотя бы в довольно сильной степени. Аминь

Матерь Божия! Бог помнит обо мне тщеславящемся. Я же забыл о нём, и о Тебе забываю часто в грехе тщеславия, внуши же мне память о Вечном Суде, где все непокаявшиеся честолюбцы получат осуждение. Избавь же меня от осуждения людей, помнить о первейшем из них—Иисусе Христе—и о Тебе, честнейшей Херувим и Славнейша Серафим. Тебе и Богу буду приносить всю славу, от себя отрекусь и послужу другим в избавлении от тщеславия. Аминь

О Ангеле Христов! Пусть сии молитвословия будут как малые лепты в дело моего спасения, и Господь примет хотя эти молитвословия, о терпении же лести скажу, что сила Божия в немощи совершается и пусть и буду часто виновен в тщеславии, за молитвы свои оправдаюсь. Аминь

Ангел мой Хранителю! Пусть слова «чмо» по отношению ко мне не раздражают меня, да каюсь в таком раздражегнии и благодарю меня так называющих за великую их помощь в деле спасения, и да великим себя не считаю, но считаю себя достойным множества слов «чмо». Только избавь меня от гордыни самоукорения, славы твоей, о Учителе Кростости ради. Аминь

Господи, сохрани меня от идеи иерархии наоборот в отношении страстей ли, добродетелей ли, ибов нас ничто до конца не утверждается, и даже сама иерархия добродетели описывает степень совершенства духа относительно. Так что нужно всегда смиряться и чередовать добродетели, служа Богу и ближнему. Спаси меня от своеволия и веры себе чрезмерной, Господи! Аминь

Подскажите, как бороться с гордыней, унынием и гневливостью?

Прп. Иоанн Лествичник. — Как вода мало-помалу возливаемая на огонь, совершенно угашает его, так и слеза истинного плача угашает всякий пламень раздражительности и гнева.

Кротость безгневия есть молчание уст при смущении сердца; средина — молчание помыслов при тонком смущении души; а конец — непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров.

Как при явлении света исчезает тьма, так и от благовония смирения истребляются всякое огорчение и раздражительность.

Видимую гордость исцеляют скорбные обстоятельства; а невидимую — Превечный и Невидимый.

Преп. Максим исповедник. — Страсть гордыни состоит из двух неведений или несознаний, кои, сошедшись воедино, производят одно слиянное мудрование (гордостное). Ибо один тот горд, кто не признает ни Божеской помощи, ни человеческой немощности. Таким образом, гордость есть Божественного и человеческого знания лишение.

Тщеславие рождает гордость, иногда быв изгоняемо, а иногда оставаясь. Но, быв изгоняемо, оно приводит самомнение, а оставаясь — надменность. Тщеславие истребляется скрытным действованием, а гордость — приписыванием Богу исправно делаемых дел. Не малый подвиг освободиться от тщеславия! Освобождаются же от него тайным творением добродетелей и частою молитвою; а признак освобождения — не злопамятовать на злословившего или злословящего.

Преп. Нил Синайский. — Уныние есть изнеможение души; а душа в изнеможении не имея того, что ей свойственно по естеству, не устаивает мужественно против искушений.

— Во всяком деле определи себе меру и не оставляй его прежде, чем кончишь; также — молись разумно и усиленно и дух уныния бежит от тебя.

Преп. Иоанн Лествичник. — Есть отчаяние от множества грехов и тяготы совести; и есть отчаяние от гордости и возношения, когда впадшие в грехи думают, что они не были достойны (оставления до) падения: от первого исцеляет воздержание от грехов и надежда благая, а от последнего — смирение и никогонеосуждение.

Блаженный Диадох. — Когда душа начнет не похотевать прекрасных земных вещей, тогда прокрадывается в нее, большей частью, некий унывный дух, который — ни охотно потрудиться в служении слова не допускает ее, ни твердого желания будущих благ не оставляет в ней; еще же и эту привременную жизнь представляет крайне непотребною, как не имеющую достойных дел добродетели, и самое ведение уничижает как дарованное и другим многим или ничего особенного нам не возвещающее. Сей теплохладной и разленяющей страсти мы избежим, если в крайне тесные вставим пределы нашу мысль, держа во внимании одну память Божию; ибо только таким образом дух, востекши в свойственное ему горение, может отгнать от себя неразумное оное разленение.

Многие из нас не раз подвергались искушениям из-за слабости характера и плоти. И хорошо, если позже человек раскаивался и искупал грехи свои с помощью молитвы от гордыни и самомнения, ведь от грехов его страдает душа, и чтобы этого не произошло, нужно разобраться, почему мы попадаем во власть самолюбия, заносчивости и алчности.

Жадный человек мечтает стать богаче, тщеславие и амбиции заставляют его совершать поступки, позволяющие ему в своих глазах выглядеть лучше.

От всего этого можно спастись, произнося, как утверждают азы православия, молитвы от гордости. Обращаясь к конкретным святым угодникам, искренне читая перед их ликами молитвенные обращения от гордыни и эгоизма, можно научиться признавать свои недостатки, прощать и благодарить Бога за уроки жизни.

Как учит нас Святое Писание, лучшее средство от эгоизма и высокомерия – это любовь к ближним и Господу Богу. Отсутствие смирения, равнодушие к чужим несчастиям и желание быть лучше всех приводят к тому, что от человека отворачиваются родные люди. И только искреннее осознание своих ошибок, а также ежедневное чтение молитв могут очистить ваши помыслы. Когда вы научитесь благодарить Бога за плохое и хорошее, душа ваша очистится, а путь станет ясным.

В православии есть много святых, которые смогут отвести от вас грех гордыни и эгоизма. Помните, что результат прочтения молитвы против гордости – это не дань самодовольству, а послушание и смирение. Просите их у Иисуса Христа, Иоанна Кронштадтского, Преподобного Сергия, Святого Алексия, Человека Божия. Помогает в таких случаях, и молитва самого Иоанна Златоуста «Отрицаюсь тебе сатана гордыни твоей», которую необходимо читать каждый раз, выходя из дома.

Отрицаюсь тебе, сатана, гордыни твоей и служению тебе, и сочетаюсь Тебе, Христе, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

О Христов угодниче, святый человече Божий Алексие! Призри милостивно на нас, раб Божиих (имена), и простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои, и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, мирную и христианскую жития кончину и добрый ответ на Страшнем суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя, по Бозе и Богородице, возлагаем; но буди нам помощник и покровитель во спасение; да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков.

О великий Христов угодниче, святый человече Божий Алексие, душею на небеси Престолу Господню предстояй, на земли же данною ти свыше благодатию различная совершали чудеса!

Призри милостивно на предстоящыя святей иконе твоей люди, умиленно молящыяся и просящыя от тебе помощи и заступления. Простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, в недузех страждущим исцеление, напаствуемым заступление, скорбящым утешение, бедствующым скорую помощь, всем же чтущым тя мирную и христианскую жития кончину и добрый ответ на Страшнем Суде Христове.

Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя по Бозе и Владыце возлагаем, но буди нам помощник и покровитель во спасение: да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ты, Спасителю мой, Который из послушания, в продолжение тридцати лет в Назарете повиновался Матери Твоей, Преблагословенной Деве Марии, и хранителю девства Ея Иосифу, и по вступлении в дело великаго Своего служения был послушлив воле Отца Своего даже до смерти, смерти же крестной, сотвори, чтобы и я, по Твоему примеру, во всем повиновался Тобою поставленным надо мною начальникам и исполнял все, в законе и Евангелии Тобою поведенное, так чтобы вся жизнь моя была непрерывным послушанием, которое соделало бы меня достойным причастником благодати Твоей в жизни настоящей и славы Твоей в жизни будущей.

Здравствуйте, дорогие друзья. Перед тем как опубликовать саму молитву, хотел также обратить Ваше внимание на некоторые советы для молитвы. Эти советы помогут Вам улучшить Вашу молитву, а значит, и получить ответ от Бога. С советами Вы можете ознакомится здесь: Молитва. Как правильно молиться?

Также Вашу веру могут сильно укрепить истории людей, которые получили ответ на свои молитвы. После прочтения хотя бы одной истории Ваша вера укрепится, и Ваша молитва будет совсем другой. Истории людей Вы найдете в этом разделе: Истории жизни людей.

О, мой Бог и мой Отец, я обращаюсь к Тебе в молитве и прошу, во имя Иисуса Христа, помоги мне избавится от гордости. Ты знаешь, мой Бог, как иногда гордость закрадывается в сердце и ослепляет человека настолько, что даже очевидные вещи становится трудно принимать. Господь, я знаю, что гордость не от тебя, и я не хочу быть гордым и слепым.

Господь, прежде дьявол был гордым, из-за этого восстал против Бога и был изгнан на землю. Господь, удали от меня гордость, я не хочу посрамиться перед Тобой, ибо в Твоем Слове написано:

«Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными – мудрость» (Пр. 11:2).

Господь, Ты знаешь, как люди, достигая чего-то в жизни, легко впадают в гордость, они думают о том, что это их заслуга и начинают смотреть на других надменно. Господь, избавь меня от этого. Я никто и ничто перед Тобой. По твоей милости я живу на этой земле, Ты Хозяин моей жизни, Ты даешь мне возможность жить и работать для славы Твоей. Господь, помоги мне помнить об этом и никогда не возвышать себя перед другими, а, наоборот, других считать выше себя.

Во имя Иисуса Христа, я связываю всякую гордость и приказываю, убирайся вон из меня! С сегодняшнего дня я забуду, что это такое, и моего сердца никогда не коснется гордость. Я не хочу погибнуть из-за нее:

«Погибели предшествует гордость, и падению – надменность» (Пр. 16:18)

Во имя Иисуса Христа, я полностью отрекаюсь от всякой гордости и отказываюсь думать о том, что я что-то делаю сам. Все это делаешь Ты, Господь, я никто, я просто орудие в Твоих руках.

И по Твоей милости я справляюсь с тем или иным заданием, которое Ты даешь мне. Я провозглашаю, у меня иммунитет от этой гордости.

Во имя Отца, Сына и Духа Святого. Аминь!

Чувствуете нужду в поддержке? Хотите, чтобы за Вас молились? Ниже в комментариях напишите Ваше имя, и мы будем молиться за Вас. Пусть Бог благословит Вас обильно!

Если Вы желаете скачать эту молитву для себя, это можно сделать на странице: Скачать все молитвы.

Если Вам понравилась эта молитва — ПОДЕЛИТЕСЬ ЕЮ С ДРУЗЬЯМИ.

Добрый день ! Если можно молитесь за моих детей Глеба и Анастасию, за их успеваемость в школе. За моего мужа, Сергея, за его спасение и за меея, Галину, чтоб Господь дал познать мир и любовь, в душе полное опустошение. Спасибо!

О предивный угодниче Божий, отче Силуане!

По благодати, тебе от Бога данной, слезно молитися о всей вселенней — мертвых, живых и грядущих — не премолчи за нас ко Господу, к тебе усердно припадающих и твоего предстательства умильно просящих (имена).

Подвигни, о всеблаженне, на молитву Усердную Заступницу рода христианского, Преблагословенную Богородицу и Приснодеву Марию, чудно призвавшую тя быти верным делателем в Ея земном вертограде, идеже избранницы Божии о гресех наших милостива и

долготерпелива быти Бога умоляют, во еже не помянута неправд и беззаконий наших, но по неизреченной благости Господа нашего Иисуса Христа ущедрити и спасти нас по велицей Его милости.

Ей, угодниче Божий, с Преблагословенною Владычицею мира — Святейшею Игумениею Афона и святыми подвижниками Ея земнаго жребия испроси у святых святейшего Слова святей горе Афонской и боголюбивым пустынножителем ея от всех бед и наветов вражиих в мире сохранитися.

Да Ангелы святыми от зол избавляеми и Духом Святым в вере и братолюбии укрепляеми, до скончания века о Единей, Святей, Соборней и Апостольстей Церкви молитвы творят и всем спасительный путь указуют,

да Церковь Земная и Небесная непрестанно славословит Творца и Отца Светов, просвещающи и освещающи мир в вечной правде и благости Божией.

Народом земли всей испроси благоденственное и мирное житие, дух смиренномудрия и братолюбия, добронравия и спасения, дух страха Божия.

Видео (кликните для воспроизведения).

Да не злоба и беззаконие ожесточают сердца людския, могущие истребите любовь Божию в человецех и низвергнуть их в богопротивную вражду и братоубийство,

но в силе Божественныя любве и правды, якоже на небеси и на земли да святится имя Божие, да будет воля Его святая в человецех, и да воцарится мир и Царствие Божие на земли.

О, предивный угодник Божий, отец Силуан!

По благодати, тебе от Бога данной,- слезно молиться о всей вселенной: мертвых, живых и грядущих, не прекращай взывать о нас ко Господу, к тебе усердно припадающих и твоего ходатайства с умилением просящих.

О, всеблаженный, призови на молитву Усердную Защитницу рода христианского, Преблагословенную Богородицу и Приснодеву Марию, дивно призвавшей тебя быть подвижником в Ее земном уделе, где избранники Божии о греха наших милостиво и

долготерпеливо Бога умоляют, чтобы не помянул Он неправд и беззаконий наших, но по неизреченной доброте Господа нашего Иисуса Христа, был щедр и спас нас по великой Своей милости!

О, угодник Божий, с Преблагословенной Владычицей мира — Святейшей Игумениею Афона и святыми подвижниками Ее земного удела испроси у святых: Святейшего Слова Святой Горе Афонской и боголюбивым пустынножителям ее — предохраниться от бед и нападений вражьих и в мире пребывать.

Да пусть они, избавляемые от бед Ангелами святыми и укрепляемые Духом Святым в вере и любви к ближним, молятся до скончания века о Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви и всех направляют на путь спасения.

Пусть Церковь Земная и Небесная непрерывно славословят Творца и Отца Миров, просвещая и освещая мир в вечной правде и доброте Божией.

Народам всей земли испроси благоденствие и мирную жизнь, дух смиренномудрия и братолюбия, добронравия и спасения, дух страха Божиего.

Да пусть злоба и беззакония не ожесточают сердца людские, могущие истребить любовь Божью в людях и низвергнуть их в богопротивную вражду и братоубийства.

И да святится имя Божие в силе Божественной любви и правды на земле, как на Небесах, и да будет воля Божья Святая в людях. и да воцарятся мир и Царствие Божие на земле.
толкование

Тщеславие – пристрастие к тщетной (напрасной, бесполезной) славе, любовь к почестям. Существует два основных вида тщеславия. Один вид побуждает превозноситься плотскими преимуществами и видимыми вещами, а также своими достоинствами или талантами: богатством, силой, красотой, хорошей семьей, образованием, голосом, одеждой. Другой вид побуждает превозноситься духовными преимуществами: постом, милостыней, милосердием, смирением и т. п.

Преподобный Амвросий Оптинский по поводу страсти тщеславия приводил такую поговорку: «Не хвались горох, что ты лучше бобов: размокнешь – сам лопнешь». Преподобный Иоанн Лествичник говорит об этой страсти следующее: «Всем без различия сияет солнце: а тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием, замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх. Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога, но на самом деле угождает не Богу, а людям» (Леств.22:5).

Вразумление инока старцем за грех тщеславия: Некогда во время праздника братия вкушали трапезу в церкви. Там был брат, не евший вареной пищи. Прислужнику передали, что один из братии говорит, будто не ест вареного и просит соли. Прислужник подозвал другого брата и сказал перед всем собранием: такой-то брат не ест вареного, принеси ему соли. Тогда встал один из старцев и сказал ему: «Лучше бы ты ел в своей кельи мясо, нежели услышать такое перед всем собранием».

Чаще всего особым образом поражены страстью тщеславия политики, киноактеры, спортсмены, художники, писатели. На тщеславного человека очень сильное влияние имеет мода.

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Матф.6:1).

«И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Матф.6:5).

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Матф.6:16).

Главное средство борьбы с тщеславием – смирение.

1) Никогда ничего не делать по тщеславию: ни милостыни, ни молитвы, ни поста, (см. Евангелие от Матфея 6 гл.).

2) Совершать действия, противоположные тщеславию.

Некий монах, для борьбы с тщеславием, вкушал пищу раньше установленного времени так, чтобы его видели.

3) Недоверие своим добродетелям.

Старец не прельстился явлением «архангела»: Некоему брату явился диавол, преобразившись в Ангела света, и сказал ему: «Я, Архангел Гавриил, послан к тебе». Старец на это отвечал: «Смотри! Не к кому ли другому ты послан? Потому что я недостоин того, чтобы посылались ко мне Ангелы». Диавол тотчас исчез. Старцы говорили: «Если и поистине явится к тебе Ангел, не прими его легковерно, но смирись, говоря: «Я, живя в грехах, недостоин видеть Ангелов».

4) Старайся при других никогда не делать того, чего не делают другие.

5) Грех тщеславия побеждается так же смиренномудрием, т. е. поступай так, как должны поступать смиренные. Св. Григорий Синаит пишет по этому поводу следующее: «Есть семь разных деланий и расположений, вводящих и руководящих к этому богоданному смирению, кои взаимно входят в состав друг друга и друг от друга происходят:

2) смиренное о себе думание

7) последность – иметь себя во всем последним».

Гордость – чрезмерно высокое мнение о себе и пренебрежение к другим, заносчивость, высокомерие, зазнайство. Существует два основных вида гордости. Один вид побуждает превозноситься над братьями, другой же вид приписывает все добрые дела себе.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит об этой страсти следующее: «Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божьей, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы. Начало гордости – корень тщеславия, средина – уничижение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения, а конец – отвержение Божьей помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав» (Леств.23:1-2).

Владимир Даль приводит в своем словаре интересные русские народные пословицы, связанные с гордостью: «Гордым быть – глупым слыть. Сатана гордился – с неба свалился, фараон гордился – в море утопился, а мы гордимся – куда годимся?».

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6).

«Любовь не превозносится, не гордится» (1Кор.13:4).

«Господь силен смирить ходящих гордо» (Дан.4:34).

«Вот, Я – на тебя, гордыня, говорит Господь Бог Саваоф, ибо пришел день твой, время посещения твоего. И споткнется гордыня, и упадет, и никто не поднимет ее» (Иер.50:31-33).

Гордый человек обидчив, самолюбив, ему тяжело просить прощения, он никогда не уступает в споре, не любит слушаться, не любит приказных интонаций, а лишь смиренные просьбы, подвержен вспышкам гнева, помнит зло, осуждает других людей, не терпит нарушения своей воли, тяжело переносит неудачи в делах, замечания воспринимает как оскорбления, похвалами упивается. Преподобный Иоанн Лествичник приводит такой пример: «Один премудрый старец духовно увещевал гордящегося брата, но он, ослепленный, сказал ему: «Прости меня, отче, я не горд». Мудрый же старец возразил: «Чем же ты, сын мой, яснее можешь доказать, что ты горд, как не тем, что говоришь: я не горд» (Леств. 23:14).

Главное средство борьбы с гордостью – смирение и любовь.

1) Преподобный авва Дорофей пишет: «Один брат спросил старца: что есть смирение? – Старец отвечал: «Смирение есть дело великое и божественное, путем же к смирению служат телесные труды, совершаемые разумно, также чтобы считать себя ниже всех, и постоянно молиться Богу – это путь к смирению, самое же смирение божественно и непостижимо».

2) Преподобный Филофей Синайский пишет: «Потребно нам великое смирение, если искреннее имеем попечение о хранении ума в Господе: во-первых, в отношении к Богу и, во-вторых, в отношении к людям. Всячески должны мы сокрушать свое сердце, изыскивая и в дело вводя все, могущее смирять его. Сокрушает же и смиряет сердце, как известно, о прежней нашей в мире жизни память, если она припоминается нами как следует, также память о всех грехах от юности, когда кто пересматривает их умом по частям, обыкновенно и смиряет, и слезы рождает, и ко всесердечному благодарению Бога подвигает нас, как всегдашняя действенная (до чувства доводимая) память о смерти, которая притом рождает и плач радостный со сладостию, и трезвение ума. Преимущественно же смиряет мудрование наше и располагает потуплять очи в землю воспоминание о страстях Господа нашего Иисуса Христа, когда кто проходит их в памяти и все подробно воспоминает. Это подает также и слезы. Сверх того, истинно смиряют душу великие Божии благодеяния именно к нам, когда кто подробно перечисляет их и пересматривает: ибо мы имеем брань с гордыми, неблагодарными демонами».

3) Очень способствует борьбе с гордостью послушание и покорность.

4) Важно для победы над страстью укорять себя самого.

5) Просить прощения у других людей.

6) Просить у других людей помощи.

7) Молиться о всех своих нуждах, даже самых простых.

8) Приписывать все добрые дела Богу.

9) Для излечения крайних степеней гордости может помочь тяжелый физический труд.

В чем заключается опасность гордыни для православного человека? Чем она отличается от гордости? Поможет ли молитва избавиться от этого состояния? Как возникает и развивается гордыня? Эти вопросы интересуют многих, ведь в современном мире ритм жизни настолько высок, а соблазнов так много, что люди зачастую не замечают, как теряют духовность и начинают совершать неправедные поступки.

Каждому верующему человеку требуется защищающая молитва от гордыни. Православие считает это состояние одним из наиболее опасных для души. Оно является тяжким грехом. Человек, предающийся гордыне, не просто любуется собой или же сделанным им. Он отрицает участие Господа в собственной жизни.

Люди, впавшие в это состояние, испытывают абсолютную уверенность в том, что, все, чем они обладают и чего достигли, случилось не по Божьей воле, а благодаря их собственным усилиям. Этот грех, зародившись в душе человека, разрастается и поглощает ее. В ней не остается места для благодарности, смирения, терпения, внимания к ближним.

Гордость – это другое состояние, однако оно может стать первым шагом к греховности, если примет гипертрофированные размеры. Обоим этим чувствам подвержен каждый человек, поэтому и нужна молитва от гордыни и самомнения. Православие наделяет гордыню бесовским началом, считает ее порождением дьявола. Гордость же является естественным чувством, данным свыше. Отличить же, какое из состояний завладело человеком, не так трудно, как кажется.

Гордость несет в себе положительное, а не разрушающее начало. Она проявляется, как духовная сила, уверенность и достоинство. Человек, испытывающий такое чувство, наделен уважением как к себе, так и к окружающим. Он радуется успехам других и печалится вместе с ними в горестях, то есть способен к сопереживанию.

Гордыня же проявляется как гипертрофированная эгоистичность. Люди, предающиеся ей, возвеличивают и тешат себя. Они совершенно не способны порадоваться за других или же посочувствовать им. Такие люди искренне уверены, что являются «центром Вселенной» и все вокруг существует лишь для удовлетворения их потребностей.

Читается молитва от гордыни вне зависимости от ее наличия, ведь опасность предаться этому греху подстерегает человека всегда. Но, разумеется, при наличии склонности к такому состоянию, моление особенно необходимо.

Первыми признаками подступающей гордыни считаются:

  • заносчивость и зазнайство;
  • болезненная обидчивость;
  • эгоизм и высокомерие;
  • саркастичность и цинизм;
  • тщеславие и честолюбие.

Это самые первые «тревожные звоночки», свидетельствующие о том, что человеку необходима молитва от гордыни. После этих чувств приходит игнорирование нравственных норм и высмеивание их. Человек теряет умение прощать поступки других и полностью перестает воспринимать критику в собственный адрес.

В православии достаточно много святых, к которым может быть обращена молитва от гордыни. Просят об избавлении от этого состояния и защите от него:

  • Святого Алексея.
  • Иоанна Кронштадтского.
  • Сергия Радонежского и многих других.

Конечно же, самая сильная молитва от гордыни и самомнения, спасающая и защищающая от этих пагубных чувств, бывает обращена к Иисусу Христу.

Помолиться Господу можно как в храме, так и за пределами церковных стен. Не существует и никаких ограничений на то, каким должно являться обращение к Нему за помощью. Это означает, что молитва может быть произнесена собственными словами, близкими и понятными тому, кто обращается к Господу.

Молитва о смирении, гордыни лишающая, очищающая душу от греха, может быть такой:

«Господи Иисусе, Спаситель душ человеческих! Великий страстотерпивец и агнец, за людей себя отдавший на истязание! Не оставь меня, раба (имя собственное) наедине с искушениями, помоги одолеть бесовские происки. Прими жизнь мою, Господи, освети ее и дай душе моей смирения! Просвети разум мой и избавь его от лукавых помыслов. Не допусти, Господи, впасть в грех и усомниться мне, рабу (имя собственное). Не дай забыть, что все от Тебя идет. И к Тебе возвращается. Прости мне грехи, Господи, невольные и в помутнении разума совершенные. Защити душу мою от лукавого и от всякого зла. Спаси и сохрани душу мою, Господи! Аминь. »

Хотя никаких ограничений на то, где и когда можно молиться, в православии не существует, просить об избавлении от греха гордыни следует в храме. Церковная обстановка располагает к молитве, она помогает людям настроиться на нужный лад, очистить помыслы от всего лишнего, суетного, осознать свои прегрешения и ошибки.

Молитва от гордыни, с которой обращаются к святым, не является магическим ритуалом или волшебным заклинанием. Это повседневный духовный труд человека, для которого необходимы искреннее раскаяние, твердая вера и желание измениться, избавиться от греха и склонности к нему.

Молитва, обращенная к Иоанну Кронштадтскому, может быть такой:

«Отче святой, покровитель, чающий в заботах людских и помощник великий, Иоанн! Помоги мне, рабу (имя собственное), ибо грешен и слаб я. Научи, как усмирить ярость и гнев, не впасть в гордыню и обрести смирение истинное, но не ложное. Не допусти, чтобы сбился я, раб (имя собственное), с пути, Господом данным. Помоги мне обрести просветление и избавиться от бесовских искушений, лукавым насылаемых! Прости мне, Отче, грехи мои и укажи путь к искуплению, смилуйся надо мной и благослови. Аминь. »

Помолиться святому Алексею можно так:

«Божий человек, пресвятой угодник Господень, Алексей! Научи меня смирению и кротости, покажи, как избежать гнева и гордыни, направь и вразуми на пути жизненном. Не дай мне впасть в грех и избавь от искушения. Помоги мне, святой Алексей! Аминь. »

Молитва, обращенная к Сергию Радонежскому, может прозвучать так:

Видео (кликните для воспроизведения).

«Преподобный наставник и угодник Господень, святой Сергий! Научи меня любить недругов и прощать ближних. Направь на дела, Господу угодные, не допусти до того, что от лукавого пришло. Помоги очистить душу мою от скверны мирской, дозволь познать волю Божию. Отпусти мои прегрешения и благослови для добрых дел. Аминь. »

Молитвы от гордости и тщеславия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here