На картинке: Святитель Григорий Палама, Архиепископ Фессалонитский. Фреска монастыря Ставроникита на Афоне. 1546 год. Иконописцы Феофан Критский и Симеон.
url=https://fotoload.ru/foto/509278/imghttps://fs3.fotoload.ru/f/0318/1521892426/150×150/c95ee3a5f3.jpg/img/url/url St Gregory Palamas, the Архиепископ Фессалоникский. Фреска монастыря Ставроникитис на Афоне. 1546. иконописец Крита и Феофан Симеонский.


url=https://fotoload.ru/foto/509278/imghttps://fs3.fotoload.ru/f/0318/1521892426/300×300/c95ee3a5f3.jpg/img/url St Gregory Palamas,. Архиепископ Фессалоникский. Фреска монастыря Ставроникитис на Афоне. 1546. иконописец Крита и Феофан Симеонский.
url=https://fotoload.ru/foto/509278/imghttps://fs3.fotoload.ru/f/0318/1521892426/500×500/c95ee3a5f3.jpg/img/url St Gregory Palamas,. Архиепископ Фессалоникский. Фреска монастыря Ставроникитис на Афоне. 1546. иконописец Крита и Феофан Симеонский.
url=https://fotoload.ru/foto/509278/imghttps://fs3.fotoload.ru/f/0318/1521892426/1024×768/c95ee3a5f3.jpg/img/url St Gregory Palamas. Архиепископ Фессалоникский. Фреска монастыря Ставроникитис на Афоне. 1546. иконописец Крита и Феофан Симеонский.
url=https://fotoload.ru/foto/509278/imghttps://fs3.fotoload.ru/f/0318/1521892426/1920×1080/c95ee3a5f3.jpg/img/url St. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникский. Фреска монастыря Ставроникитис на Афоне. 1546. иконописец Крита и Феофан Симеонский.
url=https://fotoload.ru/foto/509278/imghttps://fs3.fotoload.ru/f/0318/1521892426/c95ee3a84c.jpg/img/url Святой Григорий Палама, Салоники. Архиепископ. Фреска монастыря Ставроникитис на Афоне. 1546. иконописец Крита и Феофан Симеонский.
61 1


Святой Григорий Палама, архиепископ Фессалоникский, родился в Малой Азии в 1296 году. Во время турецкого вторжения его семья бежала в Константинополь и нашла убежище при дворе Андроника II Палеолога (1282 — 1328). Отец святого Григория стал важным чиновником при императоре, но вскоре умер, и Андроник сам взял на себя воспитание и образование сирот. Обладая большими способностями и усердием, Григорий легко освоил все предметы, составлявшие весь курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы молодой человек посвятил себя государственной работе, но Григорий, в возрасте всего 20 лет, в 1316 (1318, по другим источникам) году отправился на гору Афон и поступил в монастырь Ватопеду под руководство аскетов. Старший монах Ватопеда, Никодимос, принял монашеский постриг и начал аскетическую жизнь. Через год ему явился в видении святой Иоанн Евангелист и пообещал ему духовную защиту. Мать Григория также приняла монашеский постриг вместе со своими сестрами.
После упокоения старца Никодима монах Григорий восемь лет молился под руководством старца Никофора, а после сна Никофора перешел в монастырь старца Афанасия. Здесь он работал в трапезной, а позже стал церковным певчим. Однако через три года (1321), стремясь к более высокой ступени духовного совершенства, он поселился в небольшом скиту в Глоссии. Настоятель этого монастыря начал обучать юношу интенсивной духовной молитве. Это духовная профессия, которая постепенно развивалась и осваивалась монахами, начиная с великих отшельников IV века Евагрия Понтийского и египетского монаха Макария. В 11 веке она была усвоена монахами-агиолитами после того, как в трудах необогослова Святого Симеона были подробно описаны внешние техники практики ума. Экспериментальное применение практики осознанности, требующей уединения и тишины, было названо исихазмос (от греческого rest — отдых, тишина), а практикующие его стали известны как исихасты. Во время пребывания в Глоссии будущий святой полностью проникся духом исихазма и принял его как основу своей жизни. В 1326 году, под угрозой нападения турок, он переехал со своими монахами в Солунь (Салоники), где был рукоположен в священники.
Святой Григорий совмещал обязанности пресвитера с жизнью отшельника. Пять дней недели он проводил в тишине и молитве, и только по субботам и воскресеньям викарий выходил к народу на богослужение и проповедь. Его проповеди часто вызывали умиление и слезы у собравшихся в храме. Однако нередко святой оставался полностью отстраненным от общественной жизни. Время от времени он посещал богословские собрания образованной городской молодежи, возглавляемые будущим патриархом Исидором. Однажды, возвращаясь из Константинополя, он нашел подходящее место для уединенной жизни недалеко от Фессалоник, которое называлось Верия. Он сразу же собрал там небольшую общину монахов-отшельников и служил их главой в течение пяти лет. В 1331 году святой удалился на Афон и укрылся в скиту Агиос Савас рядом с монастырем монаха Афанасия. В 1333 году он был назначен настоятелем монастыря Эстигмена в северной части горы Афон. В 1336 году святой вернулся в скит Святого Саваса, где занялся богословской работой, которую не оставлял до конца своей жизни.
В течение трех десятилетий одиннадцатого века в жизни Восточной Церкви произошло событие, которое поставило святого Григория в ряд важнейших мировых защитников ортодоксии и прославило его как учителя исихазма.
Около 1330 года эрудированный монах Варлаам приехал в Константинополь из Калабрии. Автор трактатов по логике и астрономии, способный и остроумный красноречивый оратор, он занял кафедру в столичном университете и начал толковать труды святого Дионисия. Вскоре после этого Балрам отправился на Афон и познакомился с духовной жизнью исихастов. На основании их доктрины о непостижимости существования Бога он объявил духовный дебилизм еретическим заблуждением. Путешествуя с горы Афон в Фессалоники, оттуда в Константинополь, а затем в Фессалоники, Балрам спорил с монахами и пытался доказать, что Табор создал свет (творение). Рассказы монахов о техниках молитвы и духовной фотографии.
Святой Григорий впервые рекомендовал его устно по просьбе святых монахов. Однако, видя, что эти усилия не увенчались успехом, он изложил свои богословские аргументы в письменном виде. Так родилась Триада в защиту святых исихастов (1338). К 1340 году святые подвижники при участии святителей составили общий ответ на нападки Бахрама, так называемый «Святогорский томос». На Константинопольском Соборе, проходившем в храме Святой Софии в 1341 году, между святым Григорием Паламой и Бахарамом возник спор о природе света Табора. 27 мая 1341 года Синод принял учение святого Григория Парамусского. Согласно ей, Бог, недоступный в своей сущности, появляется посредством энергии, направленной на мир, и воспринимается как свет Табора, но не ощущается и не создается. (не строитель). Учение Валаама было осуждено как еретическое, а сам он, презираемый, удалился в Калабрию.
Однако спор между ортодоксами и валаамистами не был окончен. Среди последних были болгарский монах Акиндин и патриарх Иоганн XIV Карека (1341 — 1347) — Андроник III Палеолог (1328 — 1341), оба ученики Валаама. Аквиндин опубликовал ряд трактатов, в которых заявил, что святой Григорий и афонские монахи виновны в церковных беспорядках. Святой написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Патриарх отлучил святого от Церкви (1344) и посадил его в тюрьму на три года. В 1347 году, когда Иоганна XIV сменил на патриаршем престоле Исидор (1347-1349), святой Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Фессалоник. В 1351 году церковный конклав в Брацерне официально подтвердил ортодоксальность его учения. Однако солиниты не сразу приняли святого Григория. Он был вынужден жить в другом месте. Во время одной из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Святой Григорий был продан в плен и в течение года находился в разных городах, но продолжал неустанно проповедовать христианскую веру.
Только за три года до своей смерти он вернулся в Салоники. Накануне смерти ему явился в видении святой Иоанн Златоуст. ‘Вверх! Вверх!» Со словами. Святой Григорий Палама почил в Боге 14 ноября 1359 года (27) . .

