Можно ли читать молитвы с компьютера

Самое детальное описание: можно ли читать молитвы с компьютера специально для посетителей нашего ресурса.

Уважаемый посетитель нашего сайта, конечно же, если Вы на кровати находитесь без сил, трудились целый день, работали, учились, заботились о детях, и кости Ваши ломит и нет возможности подняться на молитву – то Господь не осудит Вас за молитву сидя или лежа. Но если возможность собраться, сосредоточиться, благоговейно встать, осенить себя крестным знамением, привести себя в порядок – есть, то лучше это сделать. Потому что человек – духовно-телесное существо, и через молитву освящается не только душа, но и телесный состав человека.

Если я правильно понял вторую часть Вашего вопроса, то безусловно, молитвы, которые мы читаем по молитвослову, можно и добро соединять с молитвой своими словами, которые естественно мы произносим чаще всего на родном русском разговорном языке.

Видео (кликните для воспроизведения).

Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

  • Главная
  • История
  • Святыни Храма
  • Иконы Храма
  • Устройство Храма
  • Фото
  • Проповеди
  • Видео
  • Контакты
День за днем
Православный календарь
Расписание богослужений
Газета «Колокол»
Библейская группа
Вопрос священнику
Просьбы молитв
Наши священники
Паломнические поездки
Нужды Храма
Объявления
Православная кухня
Новое на сайте
О смысле
Читаем Евангелие
Таинства
Богослужения
Пост
Библиотека
Библиотека Храма
Молитвослов
Акафисты
Жития святых
Духовная сокровищница
Статьи
Словари
Психология
Воскресная школа
История
Расписание занятий
Милосердие
Дети-сироты
Сервисы сайта
Экспресс-связь
Карта сайта
Ссылки
Выберите раздел Задайте новый вопрос
Вопрос № 6226 (Духовная жизнь) Ответов: 2 Просмотров: 1437

Здравствуйте, Ирина!
1. Если по какой-либо причине Вы не успеваете прочитать Утреннее или Вечернее правило, то его можно заменять сокращенным:
Утром: предначальные молитвы — Трисвятое по «Отче наш», тропари «Воставше от сна», молитва «От сна востав», пс. 50 и Символ веры, молитва 9-я – Ангелу Хранителю, молитва 10 – ко Пресвятой Богородице.
Вечером: Предначальные молитвы, тропари «Помилуй нас Господь», молитва 1-я преп. Макария Великого, молитва 9-я ко Пресвятой Богородице, молитва Ангелу Хранителю и далее до молитвы св. Иоанна Дамаскина. Также утром можно к нему добавить молитву Оптинских Старцев, а вечером преп. Парфения Киевского.

Батюшка, спасибо за столь подробный ответ!
А я без благословения читала Иисусову молитву в течении дня довольно длительное время, и даже когда я вчера прочитала Ваш ответ, она все равно у меня в голове. Это я себе во грех делала?
У нас исповедуют сразу всех, а я хочу индивидуально, но в то же время очень-очень боюсь этого — что говорить, что делать.
Прочитала про грех мшелоимства. Это же ужасно,если у меня этот грех. Но я не испытываю к этим вещам никаких трепетных чувств, не чахну над ними, не лелею, не коллекционирую, не покупаю специально. Я о них даже не вспоминаю, они просто лежат и ждут своего времени — это я переделаю, это перешью. Батюшка, это я оправдываюсь?(

Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!


© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор — протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор — Елена Блайвас, Технический редактор — Александр Перехрестенко

Вопрос читателя:

«Можно ли читать молитвы в Интернете и на смартфоне, или лучше читать их в молитвослове?»

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Смартфон, планшет, экран компьютера — это просто носители информации, точно так же, как бумага, папирус или пергамент. Где написан текст молитвы, совершенно неважно. Главное — это молиться сконцентрированно, душой и сердцем устремляясь ко Христу или к тому святому, которому Вы молитесь.

Я бы Вам посоветовал лучше бумажный носитель, потому что это не так вредно для глаз и, как мне кажется, когда читаешь с экрана, то хуже получается собраться: все время листаешь страницу вниз, по мне, так это внимание рассеивает. Но вопрос чисто технический — на Ваше усмотрение.

Изначально акафистом называли православно-церковное песнопение, посвященное Богоматери – «Великий акафист». Сегодня так называют целый жанр. У чтения акафиста есть свои правила чтения, которые следует соблюдать.

Акафист состоит из 25 строф, в которые входит 13 кондаков и 12 икосов. Кондак представляет краткое описание праздника или значение подвига святого. Икос предлагает полное объяснение сущности праздника.

В принципе каждый человек может самостоятельно решать, когда именно ему обращаться к святым. Священники говорят о том, что делать это нужно по зову сердца или же они могут послушникам давать рекомендацию о чтении. Многие люди интересуются можно ли читать акафист в Пост или есть на этот счет запреты. Согласно существующей информации не рекомендуется в такие дни читать хвалебные песни Святым.

Есть несколько рекомендаций, как правильно читать акафист:

  1. Поскольку этот жанр чем-то похож на гимн, читать его нужно стоя. Конечно, в этом правиле есть исключения, это люди, у которых нет возможности стоять.
  2. Лучше всего во время чтения находиться перед иконой Святого, к которому происходит обращение. Если ее нет, то можно смотреть в окно.
  3. Для начала следует произнести предназначенную молитву и только потом переходить к песне. Заканчивать стоит обращением к Ангелу-Хранителю.
  4. Многих интересует, сколько дней читать акафист и есть ли определенный порядок. Священники утверждают, что каждый человек может сам решать для себя, сколько читать акафист, раз в день или раз в неделю. Можно в храме узнать о расписании, в котором указано, какой акафист, нужно читать в определенный день недели.
  5. Рекомендуется предварительно прочитать об этом Святом, чтобы лучше понимать предназначение акафиста.
  6. Перед тем как приступить к пению рекомендуется освободить голову от каких-либо мыслей.
  7. Рекомендуется слушать акафисты в записи, которые можно найти на православных сайтах.

Благодаря этому можно понять, когда нужно делать ударение и разобраться в других тонкостях произношения.

Наиболее популярный акафист Пресвятой Богородицы читается только раз в год в субботу пятой седмицы Великого поста. Многие женщины интересуются, можно ли читать акафист во время месячных. Священники утверждают, что на этот счет нет никаких запретов, и если есть желание обратиться к Святым, то можно это делать без опаски.

На вопросы, посвященные личному молитвенному правилу христианина, отвечает настоятель Свято-Троицкого собора Саратова игумен Пахомий (Брусков)

Молитва – это свободное обращение души человека к Богу. Как соотнести эту свободу с обязанностью читать правило даже тогда, когда делать этого явно не хочется?

Свобода – это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он с

ебе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело. В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям. Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила. Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве. Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление свободы.

Правило поддерживает человека в духовно развитом состоянии, оно не должно зависеть от сиюминутного настроения. Если человек оставляет молитвенное правило, он очень быстро приходит в расслабление.

Кроме того, следует помнить, что когда человек общается с Богом, между ними всегда стремится встать враг нашего спасения. И не позволять ему это сделать не является ограничением свободы личности.

В какой момент времени нужно читать утреннее и вечернее правило?

Об этом четко и ясно написано в любом православном молитвослове: «Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно перед Всевидящим Богом и, совершая крестное знамение, произнеси…». Кроме того, сам смысл молитв говорит нам о том, что утренние молитвы читаются в самом начале дня, когда ум человека не занят еще никакими мыслями. А вечерние молитвы следует читать на сон грядущим, после всяких дел. В этих молитвах сон сравнивается со смертью, постель – со смертным одром. И странно, поговорив о смерти, пойти смотреть телевизор или общаться с родственниками.

Любое молитвенное правило строится на опыте Церкви, к которому мы должны прислушиваться. Эти правила не нарушают человеческой свободы, а помогают получить максимальную духовную пользу. Конечно, из любого правила могут быть исключения, основанные на каких-то непредвиденных обстоятельствах.

Что еще, кроме утренних и вечерних молитв, может входить в молитвенное правило мирянина?

В правило мирянина могут входить достаточно разнообразные молитвы и чинопоследования. Это могут быть различные каноны, акафисты, чтение Священного Писания или Псалтири, поклоны, Иисусова молитва. Кроме того, в правило должно входить краткое или более подробное поминовение о здравии и упокоении близких. В монастырской практике существует обычай включать в правило чтение святоотеческой литературы. Но прежде чем добавить что-то к своему молитвенному правилу, нужно хорошо подумать, посоветоваться со священником, оценить свои силы. Ведь правило читается независимо от настроения, усталости, других сердечных движений. А если человек пообещал что-то Богу, это нужно обязательно выполнять. Святые отцы говорят: пусть правило будет небольшим, но постоянным. При этом молиться нужно от всего сердца.

Может ли человек сам, без благословения начать читать каноны, акафисты в добавление к молитвенному правилу?

Конечно, может. Но если он не просто прочитал молитву по стремлению сердца, а увеличивает тем самым свое постоянное молитвенное правило, лучше спросить благословение у духовника. Священник взглядом со стороны оценит его состояние правильно: на пользу ли будет ему подобное увеличение. Если христианин регулярно исповедуется, следит за своей внутренней жизнью, подобное изменение в его правиле, так или иначе, отразится на его духовной жизни.

Но это возможно, когда у человека есть духовник. Если духовника нет, и он сам решил что-то добавить к своему правилу, все-таки лучше посоветоваться на очередной исповеди.

В дни, когда служба длится всю ночь, и христиане не спят, нужно ли читать вечерние и утренние молитвы?

– Мы не привязываем утреннее и вечернее правило к определенному времени. Однако было бы неправильно вечерние молитвы читать утром, а утренние – вечером. Мы не должны фарисейски относиться к правилу и читать его во что бы то ни стало, игнорируя смысл молитвословий. Если вы не собираетесь спать, зачем испрашивать благословение Божие на сон? Можно заменить утреннее или вечернее правило иными молитвами или чтением Евангелия.

Можно ли женщине дома читать молитвенное правило с непокрытой головой?

– Я думаю, что женщине лучше совершать молитвенное правило в платке. Это воспитывает в ней смирение и показывает ее послушание Церкви. Ведь из Священного Писания мы узнаем, что жена покрывает голову не для окружающих, а для Ангелов (1 Кор. 11,10). Это вопрос личного благочестия. Конечно, Богу все равно, в платке или без него вы встаете на молитву, но это важно для вас.

Каким образом читаются каноны и последование ко святому Причащению: в один день накануне или можно разделить их чтение на несколько дней?

– Нельзя подходить к исполнению молитвенного правила формально. Свои отношения с Богом человек должен выстраивать сам, исходя из молитвенной подготовки, здоровья, свободного времени, практики общения с духовником.

Сегодня сложилась традиция при подготовке к Причастию читать три канона: Господу, Богородице и Ангелу Хранителю, акафист Спасителю или Богородице, последование ко святому Причащению. Я думаю, что лучше прочитать все правило в один день накануне Причастия. Но если тяжело, можно распределить и на три дня.

Зачастую друзья, знакомые спрашивают, как подготовиться к Причастию, как читать Псалтирь? Что им отвечать нам, мирянам?

– Отвечать нужно то, что точно знаешь сам. Нельзя брать на себя ответственность что-то строго обязательно предписывать другому или говорить то, в чем не уверен. При ответе нужно руководствоваться общераспространенной традицией церковной жизни сегодняшнего дня. Если нет личного опыта, нужно прибегнуть к опыту Церкви, святых отцов. А если задали вопрос, ответ на который вам неизвестен, нужно посоветовать обратиться к священнику или святоотеческим творениям.

Видео (кликните для воспроизведения).

Прочитала перевод некоторых молитв на русский язык. Оказывается, раньше я вкладывала в них совершенно иной смысл. Нужно ли стремиться к единому пониманию, читать переводы или можно понимать молитвы так, как подсказывает сердце?

Молитвы следует понимать так, как они написаны. Можно провести аналогию с обычной литературой. Мы читаем произведение, понимаем его по-своему. Но всегда интересно узнать, какой смысл в это произведение вкладывал сам автор. Также и текст молитвы. В каждую из них автор вложил особый смысл. Ведь мы же не заговор читаем, а обращаемся к Богу с определенным прошением или славословием. Можно вспомнить слова апостола Павла о том, что лучше пять слов сказать на понятном наречии, чем тысячу на непонятном (1 Кор. 14, 19). К тому же авторами большинства православных молитвословий являются святые подвижники, прославленные Церковью.

Как относиться к современным молитвам? Можно ли читать все, что пишут в молитвословах, или предпочитать более древние?

– Лично меня больше трогают слова более древних канонов, стихир. Они кажутся мне более глубокими и проникновенными. Но многим людям нравятся и современные акафисты за их простоту.

Если Церковь приняла молитвы, относиться к ним нужно с благоговением, почтением и попытаться найти для себя пользу. Но понимать, что некоторые современные молитвы по своему содержанию не столь высокого качества, как молитвы, составленные древними подвижниками.

Когда человек пишет молитву для общественного употребления, он должен понимать, какую ответственность на себя берет. Он должен обладать молитвенным опытом, но при этом быть и хорошо образованным. Все тексты, которые предлагаются современными творцами молитв, должны подвергаться редактированию, проходить строгий отбор.

Что важнее – дочитать правило дома или прийти вовремя на службу?

– Пойти на службу. Если человек собрался в храм, то на первом месте должна быть общественная молитва. Хотя отцы сравнивали общественную и домашнюю молитву с двумя крылами птицы. Как птица не может лететь с одним крылом, так и человек. Если он не будет молиться дома, а только ходить в храм, то, скорее всего, молитва не пойдет у него и в храме. Ведь у него нет опыта личного богообщения. Если человек молится только дома, но в храм не ходит, значит, у него нет понимания того, что такое Церковь. А без Церкви нет спасения.

Чем мирянин может при необходимости заменить службу дома?

Сегодня издается большое количество богослужебной литературы, различных молитвословов. Если мирянин не может присутствовать на службе, он может по каноннику прочитать и утреннюю, и вечернюю службы, и обедницу.

Можно ли читать правило сидя?

Апостол Павел пишет: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6, 12). Устал или болеешь – можно сесть в Церкви, при чтении домашнего правила. Но следует понимать, чем при этом руководствуешься: болью, которая мешает молиться, или ленью. Если альтернативой чтению молитвы сидя является ее полное отсутствие, конечно, лучше читать сидя. Если человек тяжело болен, можно даже и лежа. Но если он просто устал или его борет лень, нужно побороть себя и вставать. Во время богослужений Устав регламентирует, когда можно стоять или сидеть. К примеру, чтение Евангелия, акафисты мы слушаем стоя, а во время чтения кафизм, седальнов, поучений садимся.

Канули в лету времена, когда Православная Церковь считала порождением дьявола электричество, радио и телевидение и прочие атрибуты технического прогресса. Современные технологические новшества широко приникают и активно используются в религиозной сфере.

В устремлении духа человеческого к своему Создателю помогают такие мероприятия, как предстартовое благословление ракет на космодроме, освящающие полеты церковнослужителей с помощью вертолетов и квадрокоптеров и др. Обучение семинаристов, использование современных программных решений иконописцами и вышивальщицами, создание новых книг и восстановление старых священнописаний, набор старославянских текстов немыслимы без компьютерной помощи.

Представители различных религиозных конфессий также не стоят в стороне от достижений эпохи цифровой революции. Папа Римский использует Biblezon — цифровой планшет, созданный на базе 7-го Android специально для католиков. В память гаджетов, предназначенных для последователей ислама (телефоны Enmac MQ и BQ Istanbul), загружен перевод Корана на 29-ти языках мира. Компанией In-Touch Tablets выпущена линейка планшетов для Библии. В протестантской церкви Гессена и Нассау прихожан немецкого городка Виттенберга встречает робот-священник.

Для христиан в нашей стане сегодня созданы и развиваются такие религиозные институты, как духовничество по интернету, православный интернет-ресурс «Правмир.ру», видеоканал «Батюшка ответит», виртуальная онлайн часовня всех святых, и др. Есть возможность смотреть прямые трансляции с больших религиозных праздников, слушать проповеди священников, знакомиться с православной медициной, и т.д.

По мере проникновения высоких технологий в духовную сферу меняется церковный и храмовый быт, а также трансформируются формы участия молящегося человека в процессе его общения с высшими силами. Проводником в мир молитвы вполне может быть компьютер или телефон. Священник Димитрий Березин, председатель Миссионерского отдела Московской епархии, сказал :«Молиться – дело благое и богоугодное. Поэтому использовать монитор для того, чтобы возгреть в себе молитвенную теплоту к угоднику Божию, расположить себя через взирание на его лик к молитве, – ничего дурного само по себе не содержит». В церковных правилах нет, да и быть не может, никаких запретов про формат mp3, аудиокниги, или иные носители информации. Ведь главное в молитве не источник текстов, а душевный настрой. Поэтому форму молитвенного слова каждый волен выбирать на свое усмотрение. Помимо бумажных вариантов, выпущена Библия для электронной книги EBook. Около 10-ти мобильных приложений православным Молитвословом есть у AppStore и Andro />

Сегодня, как на иных исторические этапах (к примеру, в эпоху книгопечатания), церковь и цифровые технологические новшества находятся по одну сторону. Но есть определенные каноны, от которых Русская православная церковь отступает только по мере необходимости, руководствуясь представлениями о допустимом. Это касается общей тенденции, а также посещения храмов и общения с духовником на исповеди, где сочетание традиции и прогресса должно быть взвешенным и разумным.

Известное изречение апостола Павла гласит: «Все мне позволено, но не все полезно. Всё мне позволено, но ничто не должно обладать мною». Поэтому увлечение техническими средствами в церкви не должно быть чрезмерным. По словам Архимандрита Амвросия (Юрасова): « И нет вреда тому, у кого на первом месте молитва к Богу, а потом уже работа на этих технических средствах». Следует соблюдать самое важное правило обращения к высшим силам с помощью молитвы. Делать это без суеты, с благоговением и душевным настроем, пропуская каждое слово «сквозь» себя. Как говорили Святые Отцы, надо учиться «заключать ум в слова молитвы». Именно такая молитва считается произнесенной по церковным правилам и служит индикатором духовной жизни человека.

А вот как и где молиться – каждый решает сам. В храме или на природе, дома или в дороге, перед образами или у экрана монитора, читая молитву стоя или сидя, вслух или про себя, наизусть либо по бумажке или с электронных носителей. Всё это вторично. Главное — душевный настрой и искренность, с которой мы обращаемся к Богу.

Классический молитвослов – основной источник полных молитв, которыми пользуются поколения верующих. Каноники бывают разными по содержанию и наполнению:

  • для священников;
  • для обычных верующих;
  • о болеющих;
  • о вероисповедании;
  • для мам с молитвами о детях;
  • о мире;
  • о борьбе со страстями;
  • на русском и церковнославянском языках.

В молитвослове содержатся очень сильные молитвы к Спасителю, Богородице, святым заступникам. Все слова передавались веками и поэтому обладают мощнейшим эффектом. Многие из молитв переданы на старославянском языке, и для правильного произношения в них проставлены ударения.

К обязательным святым обращениям, которые должны быть в молитвослове, относятся:

  1. Утренние и вечерние. Читаются после пробуждения и на сон.
  2. Дневные. Произносятся перед вкушением и по окончании трапезы, перед делами и обучением.
  3. Каноны на каждый день недели и праздники.
  4. «Канон покаянный Господу нашему Иисусу Христу».
  5. Акафисты. Включают огромный перечень, но наиболее важные Пресвятой Богородице, Иисусу Христу, Николаю Угоднику и святым защитникам, которым вы хотите молиться.
  6. «Последование ко святому Причащению».

К Богу зачастую обращаются словами священных текстов, но можно говорить и своими словами, особенно если вам нужно о чем-то попросить. Их можно произносить дома с родными или самостоятельно. Перед обращением к Спасителю читают «Отче наш», а затем говорят своими словами. Обязательно выполняют крестное знамение.

Нельзя просить наказания, желать плохого или злого для другого человека.

Из этого видео вы узнаете, как правильно молиться дома.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here