Можно ли читать вечерние молитвы лежа в кровати

Самое детальное описание: можно ли читать вечерние молитвы лежа в кровати специально для посетителей нашего ресурса.

Уважаемый посетитель нашего сайта, конечно же, если Вы на кровати находитесь без сил, трудились целый день, работали, учились, заботились о детях, и кости Ваши ломит и нет возможности подняться на молитву – то Господь не осудит Вас за молитву сидя или лежа. Но если возможность собраться, сосредоточиться, благоговейно встать, осенить себя крестным знамением, привести себя в порядок – есть, то лучше это сделать. Потому что человек – духовно-телесное существо, и через молитву освящается не только душа, но и телесный состав человека.

Если я правильно понял вторую часть Вашего вопроса, то безусловно, молитвы, которые мы читаем по молитвослову, можно и добро соединять с молитвой своими словами, которые естественно мы произносим чаще всего на родном русском разговорном языке.

Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

На вопросы, посвященные личному молитвенному правилу христианина, отвечает настоятель Свято-Троицкого собора Саратова игумен Пахомий (Брусков)

Молитва – это свободное обращение души человека к Богу. Как соотнести эту свободу с обязанностью читать правило даже тогда, когда делать этого явно не хочется?

Свобода – это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он с

ебе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело. В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям. Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила. Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве. Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление свободы.

Правило поддерживает человека в духовно развитом состоянии, оно не должно зависеть от сиюминутного настроения. Если человек оставляет молитвенное правило, он очень быстро приходит в расслабление.

Кроме того, следует помнить, что когда человек общается с Богом, между ними всегда стремится встать враг нашего спасения. И не позволять ему это сделать не является ограничением свободы личности.

В какой момент времени нужно читать утреннее и вечернее правило?

Об этом четко и ясно написано в любом православном молитвослове: «Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно перед Всевидящим Богом и, совершая крестное знамение, произнеси…». Кроме того, сам смысл молитв говорит нам о том, что утренние молитвы читаются в самом начале дня, когда ум человека не занят еще никакими мыслями. А вечерние молитвы следует читать на сон грядущим, после всяких дел. В этих молитвах сон сравнивается со смертью, постель – со смертным одром. И странно, поговорив о смерти, пойти смотреть телевизор или общаться с родственниками.

Любое молитвенное правило строится на опыте Церкви, к которому мы должны прислушиваться. Эти правила не нарушают человеческой свободы, а помогают получить максимальную духовную пользу. Конечно, из любого правила могут быть исключения, основанные на каких-то непредвиденных обстоятельствах.

Что еще, кроме утренних и вечерних молитв, может входить в молитвенное правило мирянина?

В правило мирянина могут входить достаточно разнообразные молитвы и чинопоследования. Это могут быть различные каноны, акафисты, чтение Священного Писания или Псалтири, поклоны, Иисусова молитва. Кроме того, в правило должно входить краткое или более подробное поминовение о здравии и упокоении близких. В монастырской практике существует обычай включать в правило чтение святоотеческой литературы. Но прежде чем добавить что-то к своему молитвенному правилу, нужно хорошо подумать, посоветоваться со священником, оценить свои силы. Ведь правило читается независимо от настроения, усталости, других сердечных движений. А если человек пообещал что-то Богу, это нужно обязательно выполнять. Святые отцы говорят: пусть правило будет небольшим, но постоянным. При этом молиться нужно от всего сердца.

Может ли человек сам, без благословения начать читать каноны, акафисты в добавление к молитвенному правилу?

Конечно, может. Но если он не просто прочитал молитву по стремлению сердца, а увеличивает тем самым свое постоянное молитвенное правило, лучше спросить благословение у духовника. Священник взглядом со стороны оценит его состояние правильно: на пользу ли будет ему подобное увеличение. Если христианин регулярно исповедуется, следит за своей внутренней жизнью, подобное изменение в его правиле, так или иначе, отразится на его духовной жизни.

Но это возможно, когда у человека есть духовник. Если духовника нет, и он сам решил что-то добавить к своему правилу, все-таки лучше посоветоваться на очередной исповеди.

В дни, когда служба длится всю ночь, и христиане не спят, нужно ли читать вечерние и утренние молитвы?

– Мы не привязываем утреннее и вечернее правило к определенному времени. Однако было бы неправильно вечерние молитвы читать утром, а утренние – вечером. Мы не должны фарисейски относиться к правилу и читать его во что бы то ни стало, игнорируя смысл молитвословий. Если вы не собираетесь спать, зачем испрашивать благословение Божие на сон? Можно заменить утреннее или вечернее правило иными молитвами или чтением Евангелия.

Можно ли женщине дома читать молитвенное правило с непокрытой головой?

– Я думаю, что женщине лучше совершать молитвенное правило в платке. Это воспитывает в ней смирение и показывает ее послушание Церкви. Ведь из Священного Писания мы узнаем, что жена покрывает голову не для окружающих, а для Ангелов (1 Кор. 11,10). Это вопрос личного благочестия. Конечно, Богу все равно, в платке или без него вы встаете на молитву, но это важно для вас.

Каким образом читаются каноны и последование ко святому Причащению: в один день накануне или можно разделить их чтение на несколько дней?

– Нельзя подходить к исполнению молитвенного правила формально. Свои отношения с Богом человек должен выстраивать сам, исходя из молитвенной подготовки, здоровья, свободного времени, практики общения с духовником.

Сегодня сложилась традиция при подготовке к Причастию читать три канона: Господу, Богородице и Ангелу Хранителю, акафист Спасителю или Богородице, последование ко святому Причащению. Я думаю, что лучше прочитать все правило в один день накануне Причастия. Но если тяжело, можно распределить и на три дня.

Зачастую друзья, знакомые спрашивают, как подготовиться к Причастию, как читать Псалтирь? Что им отвечать нам, мирянам?

– Отвечать нужно то, что точно знаешь сам. Нельзя брать на себя ответственность что-то строго обязательно предписывать другому или говорить то, в чем не уверен. При ответе нужно руководствоваться общераспространенной традицией церковной жизни сегодняшнего дня. Если нет личного опыта, нужно прибегнуть к опыту Церкви, святых отцов. А если задали вопрос, ответ на который вам неизвестен, нужно посоветовать обратиться к священнику или святоотеческим творениям.

Прочитала перевод некоторых молитв на русский язык. Оказывается, раньше я вкладывала в них совершенно иной смысл. Нужно ли стремиться к единому пониманию, читать переводы или можно понимать молитвы так, как подсказывает сердце?

Молитвы следует понимать так, как они написаны. Можно провести аналогию с обычной литературой. Мы читаем произведение, понимаем его по-своему. Но всегда интересно узнать, какой смысл в это произведение вкладывал сам автор. Также и текст молитвы. В каждую из них автор вложил особый смысл. Ведь мы же не заговор читаем, а обращаемся к Богу с определенным прошением или славословием. Можно вспомнить слова апостола Павла о том, что лучше пять слов сказать на понятном наречии, чем тысячу на непонятном (1 Кор. 14, 19). К тому же авторами большинства православных молитвословий являются святые подвижники, прославленные Церковью.

Как относиться к современным молитвам? Можно ли читать все, что пишут в молитвословах, или предпочитать более древние?

– Лично меня больше трогают слова более древних канонов, стихир. Они кажутся мне более глубокими и проникновенными. Но многим людям нравятся и современные акафисты за их простоту.

Если Церковь приняла молитвы, относиться к ним нужно с благоговением, почтением и попытаться найти для себя пользу. Но понимать, что некоторые современные молитвы по своему содержанию не столь высокого качества, как молитвы, составленные древними подвижниками.

Когда человек пишет молитву для общественного употребления, он должен понимать, какую ответственность на себя берет. Он должен обладать молитвенным опытом, но при этом быть и хорошо образованным. Все тексты, которые предлагаются современными творцами молитв, должны подвергаться редактированию, проходить строгий отбор.

Что важнее – дочитать правило дома или прийти вовремя на службу?

– Пойти на службу. Если человек собрался в храм, то на первом месте должна быть общественная молитва. Хотя отцы сравнивали общественную и домашнюю молитву с двумя крылами птицы. Как птица не может лететь с одним крылом, так и человек. Если он не будет молиться дома, а только ходить в храм, то, скорее всего, молитва не пойдет у него и в храме. Ведь у него нет опыта личного богообщения. Если человек молится только дома, но в храм не ходит, значит, у него нет понимания того, что такое Церковь. А без Церкви нет спасения.

Чем мирянин может при необходимости заменить службу дома?

Сегодня издается большое количество богослужебной литературы, различных молитвословов. Если мирянин не может присутствовать на службе, он может по каноннику прочитать и утреннюю, и вечернюю службы, и обедницу.

Можно ли читать правило сидя?

Апостол Павел пишет: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6, 12). Устал или болеешь – можно сесть в Церкви, при чтении домашнего правила. Но следует понимать, чем при этом руководствуешься: болью, которая мешает молиться, или ленью. Если альтернативой чтению молитвы сидя является ее полное отсутствие, конечно, лучше читать сидя. Если человек тяжело болен, можно даже и лежа. Но если он просто устал или его борет лень, нужно побороть себя и вставать. Во время богослужений Устав регламентирует, когда можно стоять или сидеть. К примеру, чтение Евангелия, акафисты мы слушаем стоя, а во время чтения кафизм, седальнов, поучений садимся.

Мелочами слишком не надо заниматься, это есть щепетильность. Надо больше внимания обращать на внутреннее, чтобы худых мыслей и ощущений греховных не было и пр.

1310.Можно ли молиться при ходьбе или лежа в постели? Обязательно ли стоять при чтении Евангелия, когда молишься дома, и можно ли читать Евангелие в общественном транспорте?

Когда совершаешь не молитвенное правило, тогда молиться можно в любом положении, а когда совершаешь правило, то и опереться грешно, и сидеть без нужды. Если можешь, то лучше стоя читать Святое Евангелие, а если устал или немощь, то сидя, с благоговением. В общественном транспорте лучше читать Псалтирь (хорошо, переписанную в тетрадь).

1311.Святой небесный покровитель и Ангел хранитель одно и то же духовное лицо или разные?

Два лица: святой покровитель — это тот святой, имя которого ты носишь, а Ангел хранитель дается каждому Господом при Крещении.

1312.Может ли взрослый человек при нужде, за отсутствием священника, сам окрестить себя троекратным погружением в воду и произнесением слов: «Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь»?

Это допускалось ранее при великой нужде, а в большинстве случаев кто-либо крестил. Потом совершение Таинства дополнял священник: читал положенные молитвы и миропомазал.

1313.Если Крещение совершалось священником, но за неимением необходимости, обливанием или даже окроплением, можно ли перекрещиваться, когда такая возможность появилась? Имеет ли Церковь канон, запрещающий крещеных обливанием рукополагать в священный сан?

Крещение через обливание уже совершено, поэтому второй раз креститься нельзя, хотя оно и неправильное. Раньше было такое правило, что запрещалось рукополагать крещеных через обливание, а потом было разрешено за неимением священников.

1314.Можно ли для лечения употреблять в питие собственную мочу (так называемая «уринотерапия»)?

Сего надо избегать. Лечиться надо святыней, а не мочой.

1315.Следует ли менять место постоянного жительства без крайней нужды, по прихоти?

Говорили старцы: древние отцы не скоро переселялись с места жительства своего; если же переселялись, то по следующим трем причинам: 1) если кто гневался на них напрасно, и они не могли примириться с ним при всем стремлении к примирению; 2) если их многие прославляли; 3) если случалось кому из них несчастье впасть в блуд. По этим трем причинам они оставляли место своего жительства. (Можно изменить место жительства по благочестивой цели.)

1316.Как правильно относиться к невольному греху, особенно, если грех тяжкий (нечаянное убийство или неумышленное причинение ущерба)?

Невольный грех легче прощается, нежели вольный. Есть особые правила, за какой грех сколько лет нести епитимию. Надо стараться его заглаживать добрыми делами, подвигами и сокрушением умеренным о нем.

1317.Почему человек считается виноватым, если совершил грех по незнанию? Надо ли этот грех исповедовать и какова мера ответственности за него?

Потому что человек обязан был знать. Обо всем знают и всем интересуются, а о том, зачем живут, какова цель жизни на земле, о вечности, о Боге, о вере, не хотят знать. Посему в Евангелии читаем, что и раб, который не знал, будет бит (наказан), хотя и меньше того, кто знал. И, конечно, в грехах, совершенных по незнанию, тоже надо каяться. Один батюшка рассказывал мне, что он спросил у одной пожилой женщины, знает ли она какие молитвы? Она ответила:

— Так почему же мирские песни ты знаешь и выучила наизусть, а молитвы — нет?

1318.Как правильно обращаться к диакону: так же как к священнику, то есть «отец Василий», или «отец диакон», «диакон Василий»?

Это большой роли не играет. Лишь бы искать в разговоре с ним, как лучше спасти свою душу и победить свои злые, греховные привычки, чтобы спрашивать духовное, полезное для души, а то может случится так, как говорил Оптинский старец Антоний: «Неполезное спросишь — неполезное и услышишь».

1319.Говорят, имена Инна, Римма — мужские. Если женщину крестили с мужским именем, надо ли его менять?

Действительно, это мужские имена. Лучше изменить их. Например, Инна на Иунию. Имя меняют во время исповеди и с таким же (новым) именем причащают. Так говорит св. митрополит Филарет Московский.

1320.Что такое грех «совопросничество»?

Это когда человек интересуется тем, что выше его ума и чего Бог от него не требует. Например, где находится ад (а не как избавиться от него)?

Как действует благодать через иконы? Кто такой был Мелхиседек? Как вино и хлеб при Пресуществлении делаются Телом и Кровью Христовой и т. п.

1321.Можно ли в святом углу держать фотографии известных православных подвижников благочестия или только иконы святых угодников, Божией Матери и Господа?

Можно держать, но в некотором отдалении от икон.

1322.Советуют ли духовно умудренные люди заниматься самочинно Иисусовой молитвой, и если да, то в какой степени?

Иисусовой молитвой весьма полезно и спасительно заниматься устно, обыкновенно, но умно-сердечной можно заниматься только при руководстве опытных старцев и со святыми книгами об Иисусовой молитве, а главное — ничего через нее не искать, кроме помилования.

1323.Но какая может быть от Иисусовой молитвы польза, если я произношу ее только устами, сам не понимая, что говорю, ум все бегает в сторону?

Ты не понимаешь, — говорил Оптинский старец Макарий, — зато бесы понимают и трепещут. Успокойся, и по силе продолжай молитву.

1324.Может ли священник, за неимением поблизости храма и невозможностью перевозки, совершать отпевание на дому или обязательно в храме?

Конечно, может, но в храм для того приносят усопшего, чтобы о нем помолились на литургии.

1325.Почему бывает так, что прочитать положенное молитвенное правило, кажется, совсем нет сил, а начнешь читать — будто и силы откуда-то появились?

Не верь плоти своей, угрожающей тебе несостоятельностью во время молитвы: лжет. Станешь молиться — увидишь, что плоть сделается покорной твоей рабой. Молитва и ее оживит. Помни всегда, что плоть лжива (прав. Иоанн Кронштадтский).

1326.Слышал такое мнение, что если священник читал исповедь кающегося по записке, то он должен порвать ее. Так ли это, и большое ли это имеет значение?

Читать исповедь священнику по записке разрешается по нужде: то исповеднику стыдно сказать, то исповедников много и т. п. Конечно, полагается порвать ее или даже сжечь сразу же.

1327.Какие священные предметы обязательно должны быть у священника для совершения Таинства исповеди? Можно ли отпустить грехи по письму?

Для совершения исповеди на священнике должны быть епитрахиль и поручи, и Евангелие и Крест на аналое. При нужде блаженный Симеон позволяет разрешать кающегося полотенцем, или поясом, или даже шнурком, перекрестив его.

По письму отпускать можно небольшие грехи (откровение). Сейчас некоторые духовники разрешают на головах кающихся чужие грехи. Этого мы не видим у святых отцов. Это своего рода отсебятина. Тем более отпускать большие грехи без разрешительной молитвы священника, или по письму — это что-то новое. В журнале «Русский инок» прямо пишется, что простая передача грехов без самого Таинства не дает права на разрешение от грехов.

1328,Если умер духовник и не успел передать чадо другому духовнику, то как поступать?

Этот вопрос какой-то странный. Не духовник выбирает себе чад, а чада выбирают себе духовника. Самое главное в избрании себе духовника, чтобы он был опытен в духовной жизни, а сейчас почти все ищут прозорливых и святых.

1329.Какие духовные средства можно посоветовать человеку, желающему избавиться от пьянства?

Исповедь, чтение Евангелия и Иисусовой молитвы, ежедневно принятие святой воды, милостыню.

1330.Можно ли хранить святыню (артос, просфоры, святую воду), например, в кухонном шкафу, рядом с крупами, сахаром, травами и другими нескоромными продуктами (для удобства пользования)? Где не рекомендуется хранить святыню?

Лучше хранить святыню в отдельном месте в шкафу, или около икон.

1331.Какие книги можно рекомендовать начинающему христианину для более глубокого усвоения православного исповедания?

Видео (кликните для воспроизведения).

Книги: «Спутник христианина», «Духовный цветник», «Училище благочестия», «Духовные посевы», «Пролог» священника Гурьева.

1332.У некоторых есть мнение, что чтение духовных книг может заменить церковные службы. Так ли это?

Чтение Божьего Слова, что хлеб, а молитва, что вода живая для души. Может ли хлеб заменить воду или вода — хлеб? Нужно то и другое.

Как молиться о тех, о ком неизвестно, живы ли они?

«Вы не ошибетесь, если будете молиться, как о живых, потому что у Бога все живы. Все, кроме еретиков и отступников. Это мертвые» — (старец Нектарий Оптинский)[18].

Разрешается ли мирянам читать молитвы из Требника для священнослужителей?

Читать молитвы из Требника разрешается мирянам, кроме священнических и диаконских. Например, есть такие отдаленные места, где нет церкви; там верующие сами совершают не полное отпевание, т.е. поют стихиры, читают канон, Апостол, но не читают Евангелие, разрешительную молитву, не говорят возгласов и ектений священника и диакона. Совершают даже службы таким образом; например, служат не обедню, а обедницу.

Можно ли есть ночью после двенадцати часов тем, кто работает в ночную смену? Нужно ли им читать молитвы «на сон грядущим»?

По необходимости можно кушать, и помолиться неплохо, хотя бы вкратце. Молитва никогда не помешает, а еще и избавит от…

1201. Что такое «херувимский ладан» и каково его отличие от обыкновенного?

«Херувимский ладан» — это ладан, который побыл в кадиле (и вынут) на Херувимской песне. Это просто местный благочестивый обычай: херувимский ладан имеет большую силу на бесов, чем обыкновенный.

1202. Надо ли толковать собственные сны?

Преп. Амвросий Оптинский пишет, что не должно вспоминать прошедшее и сны.

1203. Надо ли сделать замечание, если в храме кто-то болтовней мешает слушать службу или поет громко и очень неправильно?

Свт. Иоанн Златоуст разрешает это сделать даже маленькому мальчику.

1204. В церкви все «бабушки» у подсвечников советуют по-разному. Как разобраться, кто прав?

Эти бабульки часто очень мало понимают в делах церковных, посему надо спрашивать у священника и самому учиться: читать Священное Писание, книги святых отцов.

1205. Если священник благословляет сделать что-то против церковного устава, надо ли…

Благословите! В какое время вечером можно вычитывать вечерние молитвы? Можно ли их вычитать часов в 7-8 вечера или немного раньше, а потом заниматься домашними делами, смотреть телевизор, а последнюю молитву «В руце Твои…» прочитать уже непосредственно перед сном? Просто перед самым сном иногда не хватает уже сил и приходится вычитывать по краткому молитвослову, а очень хочется полностью. Наталия.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Да, вечерние молитвы можно вычитать часов в 7-8 вечера, т. е. в такое время, когда Вы можете молиться со вниманием.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

Могу ли я развенчаться с мужем, если мы в браке и живем вместе? Причина этому — недоверие к мужу. Боюсь наделать глупостей, да и легче так жить, развенчанными. пожалуйста пришлите ответ на электронную почту

Это какая-то невероятная просьба! Развенчания не бывает. Может быть лишь расторжение гражданского брака (развод), а, следовательно, и церковного. Если Вы не доверяете мужу, и для этого есть основания, то разговаривайте с ним, ставьте свои условия для сохранения семьи и доверия. Поживите, наконец, пару месяцев врозь, подумайте о будущем. Если это просто ревность, то идите в храм на исповедь. Лечитесь от страсти.

Дорогой батюшка! Помогите! У меня необычный вопрос. Сейчас мне 50, не замужем, без детей. В младенчестве крещена, ходила в церковь. К…

Что делать, если не успеваешь читать утренние или вечерние молитвы.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Поучении о молитвенном правиле» писал: «Правило! Какое точное название, заимствованное из самого действия, производимого на человека молитвами, называемыми правилом! Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает ее поклоняться Богу Духом и Истиною (Ин. 4:23), между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти, то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых ее тщеславием и сластолюбием.

Молитвенные правила удерживают молящегося в спасительном расположении, смирении и покаянии, научая его непрестанному самоосуждению, питая его умилением, укрепляя его надеждой на…

Где, когда и как долго нужно молиться?

Сколько раз в день нужно молиться православным?

Время чтения православных молитв в церкви и дома

Какой продолжительности должна быть молитва?

Во всем, что касается молитвы и благочестивой жизни, примером для нас могут служить Господь Иисус Христос, апостолы и святые. В Евангелии написано, что Христос молился в уединении по несколько часов и даже в течение целой ночи. Апостол Павел призывал молиться непрестанно, то есть всё время. Есть ли ограничения для продолжительности молитвы?

Обращаться с молитвой к Богу можно почти везде:

в храмедоматам, где принимают пищуна работеи даже в пути

Дома читают домашние молитвы (утренние, вечерние, до или после вкушения пищи). По благословению священника, утренние…

Николай, Владивосток: Честные отцы, подскажите: 1. После посещения вечерней службы необходимо ли дома читать вечернее правило, а также перед утренней службой утренние молитвы? 2. В пост необходимо ли ужесточать его, если готовишься к причастию?

— Здравствуйте, Николай. После вечерней службы или перед утренней нужно совершать молитвенное правило. В пост можно усугублять свое молитвенное правило, но только по благословению духовника или священника, к которому постоянно ходите на исповедь.

Роман, Москва: Хотел задать вопрос о новорождённых и их жизни до крещения. Можно ли читать молитвы над ними (какие), положить в кроватку икону и как вообще с ними обращаться до крещения. И ещё вопрос об очистительных молитвах для матери ребёнка. Когда они читаются? Сразу после 40 дней очищения и прихода в храм? Как я понимаю, без очистительных молитв нельзя матери участвовать в…

Слава Господу, что Вы ежедневно имеете общение с Господом и уделяете этому время!

Конечно, что молиться можно по-разному. Бывают различные ситуации, обстоятельства, когда обращаешься к Господу. Это может быть в дороге, в транспорте, на работе, в школе, в институте, лежа в постели и т.д. Господь смотрит на сердце и что говорит наше сердце. Он слышит нас всегда, каждый звук и стон души. И все же.

. есть вопросы для размышления: Господь есть Бог, Который достоин славы, хвалы и поклонения? Переполнен ли я благодарностью и святым страхом, трепетным благоговением перед Создателем мира, Творцом жизни, великим и добрым ( моим личным!) Спасителем? Имею ли я желание и физическую возможность ( две здоровые ноги), чтобы преклонить колени перед Святым и Всемогущим Богом? Насколько близки наши с Ним отношения? Понимаю ли я, как любит меня Господь, и что я имею возможность быть с Ним в живой, прямой связи-онлайн круглосуточно по Его милости? Что мешает мне склонить колени перед Богом, признавая тем самым Его своим Господом — лень, усталость или гордость?

Дорогая сестра Алина, Вы можете молиться лежа в кровати. Но все же, коль Вы здоровый человек и имеете возможность склонить колени — то лучше преклоните их перед Богом в знак Вашего признания Господа Богом, личным Спасителем, в знак любви и уважения к Нему, полного смирения перед великим Создателем.

Находясь на коленях перед Христом — мы находимся на той высоте, куда нас вознес Сам Христос. И пусть ничто не сможет нас скинуть с этой высоты, с колен перед Богом, и тогда радость наша будет истинная и мир Божий в сердце, который превыше всякого разумения!

Склонись же друг в смиреньи пред Отцом,
Возьми тот ключ, что небо отворяет,
И пусть всегда тебя в пути земном
Живой молитвы дух сопровождает .

Предлагаю Вам рассмотреть Ваш вопрос с двух сторон.

1. Допустимо ли вообще молиться, лежа на спине?

2. Можно ли не становиться на колени, а молиться лежа?

В первом случае — допустимо. «Непрестанно молитесь» (1Фессалоникийцам 5:17). Можно молиться и лежа в кровати, и когда Вы едете в транспорте или идете по улице, словом, в любой ситуации, действии и положении тела. В молитве важно именно с каким духом Вы приходите поговорить с Господом, со смирением, со святым трепетом и кротостью, или так, просто по привычке, формально.

Случай второй. Когда коленопреклонение для молитвы заменяется на возлежание в кровати по причине лени или усталости. Болезнь я не посчитаю, это понятно, что если человек болен, прикован к кровати, то единственная поза для молитвы будет — лежа.

Понимаете, Дмитрий, когда мы становимся на колени, то настраиваемся на разговор с Господом, приходя в смиренное состояние духа и разума. Мы преклоняемся перед великим Богом, признаем Его, как Господа и Творца. А вот, лежа в кровати, все равно присутствует какая-то расслабленность, это мое личное мнение. Еще вдруг отвлекся, задумался и заснул нечаянно.

Если Вы здоровы и у Вас есть возможность выбрать, в какой позе молиться — то лучше склонится на колени перед Господом, в знак Вашей любви к Нему, уважения и благоговейного отношения!

Здравствуйте, батюшка.
У меня часто возникают ситуации, когда я не могу читать даже молитвенное правило Серафима Саровского. Например, я ночую у бабушки или у меня ночует подруга, и я не могу встать на колени перед иконами, помолиться ( даже и стоя ). Наверное, это стыд (ложный, конечно(«Кто постыдится Меня перед людьми, того и Я постыжусь»), но, может быть, Господь и не требует, чтобы я так «переламывала» себя, ведь некоторые равнодушны к присутствию других на домашней молитве, а я нет, главным образом, потому, что у меня члены семьи не веруют в православном понимании). Хорошо, что у меня есть своя комната. Но вот иногда случаются ситуации, описанные в начале. Или вот мне предстоит поездка — целых 20 дней в одной комнате с подругой ! Я в ужасе, потому что когда я не молюсь, то и живу соответственно. Как вы думаете, Господь примет какие-нибудь краткие молитвы (лежа в постели, про себя)? Боюсь что даже «Отче наш» не смогу читать. Я уже пробовала, и меня одолевает сон.

Если нет никакой возможности помолиться стоя или на коленях, то можно молиться лежа. Иисусовой молитвой вообще лучше молиться лежа или полулежа! Вся проблема при этом — это невольное погружение в сон. Этому надо противостоять: настроем, сосредоточенностью и вниманием, поставлением себя в присутствие Божие — что молишься именно Ему, здесь присутствующему; должно мысленно поставлять себя лежащей ниц на коленях; также помогать себе некоторыми телесными средствами: смачивать глаза холодной водой; держать голову несколько приподнятой над подушкой; держать приподнятой руку, так, что если заснешь, она упадет и ты проснешься.

Главное же — попросить помощи у Ангела Хранителя, который всегда при нас и готов помочь во благом! Опыт покажет, что лучше всего помогает. Через некоторое время борьбы (а первое время должно не смущаться, но знать, что бесы будут буквально вырубать тебя в сон) придет помощь Божия и ты вдруг почувствуешь необыкновенную бодрость и собранность, как будто бы ты проникла за какую-то мешавшую завесу. В таком состоянии будет легко молиться, и незаметно как пролетит время. В случае срыва в сон при недовершенности молитвы должно укорить себя, раскаяться в немощи и продолжить труд, нисколько не смущаясь неудачей. Вообще не унывать в трудах духовных это великое подспорье!

Таких часов, когда чтение книг Священного Писания простым смертным не рекомендуется или запрещается, не существует. Это ложное мнение прельщенного бесами человека. Святые отцы советуют всем уделять часть ночного времени на молитву и чтение Писаний (что есть разновидность молитвы). По их мнению ночная молитва сильнее и полезнее дневной. Ночные условия, когда грешный мир спит (разумеется не в местах типа Лас-Вегаса), наиболее благоприятствуют молитве. Конечно, и нападений от бесов бывает больше. Но дело здесь не в ночи или часах, а в пользе. Бесы всегда особо нападают, когда видят что человек улучает пользу для своей души.
Итак, не слушай безумные и богохульные утверждения обольщенных людей. Бог, находящийся вне пределов времени (т.е. для Него нет дня или ночи), доступен любому человеку всегда и в любое время.

Молитва — дело индивидуальное. Кто-то молится стоя, кто-то на коленях, кто-то падает ниц, кто-то, лежа на кровати. И ничто не мешает сидя молиться. Особенно, если человек в старшем возрасте — ему ведь тяжело стоять долгое время. Другое дело, если есть желание как-то особо посвятить эту молитву Богу. Тогда можно, например, на колени встать. Повторю: все индивидуально. Бог слышит всех. И главное — не поза при молитве, а то, о чем эта молитва, и Ваше отношение к Богу.

Я думаю, что конечно можно. Более того, в католической церкви, я знаю, специально стоят скамьи. Люди разного возраста имеют возможность в спокойной обстановке (не обязательно дышать друг другу в затылок и толкаться локтями), могут все свое внимание концентрировать именно на молитве, на службе. В то время, как в православной церкви, большинство думает о том, когда же все это закончится и можно будет, хоть где-нибудь присесть и отдохнуть. Почему-то нужно, чтобы люди испытывали неудобства и страдания, хотя в конечном итоге не важно, сидишь ты или стоишь. Главное, веришь ли ты, действительно ли твоя душа нуждается в общении с Богом?

Невольно задаешься вопросом о ценности простого человека для государства и церкви, но это уже другой вопрос.

Молиться можно и сидя, лежа, и на ходу: в православии существует даже понятие «непрестанная молитва»: чтобы обращаться к Богу, не обязательно стоять.

Если речь о молитвенном правиле, здесь важно, почему читаешь сидя — из-за того, что физически трудно стоять (болеешь), или из-за лени. Второе, конечно, не приветствуется. Часто приводят высказывание — к сожалению, не помню точно, кто автор, кажется святитель Филарет — «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах». Но думаю, иногда мы лукавим, приводя его. Можем стоять, но проще сесть, и поддаемся слабости.

Лично мне легче сосредоточиться, когда я стою. Но если по болезни человек не может молиться стоя, не отказываться же ему от молитвы вообще? Думаю, правда, если читать правило сидя всегда, лучше спросить совета у священника, у которого исповедуешься.

На церковных службах свой порядок: Евангелия и акафисты слушают стоя, а во время чтения кафизм, седальнов, поучений разрешено садиться.

То есть просто в любой ситуации? Не стоя?

Как утверждают, что люди молятся даже на эшафоте, а это место не самое удобное, хотя перед смертью помолиться неплохо бы успеть.

Молятся стоя из почтения перед Богом, но молиться сидя или лёжа никто не запрещает и не запрещал.

Единственный случай, когда молитва должна читаться стоя, это чтение Акафистов разным святым.

Перевод слова акафист — «неседален», то есть не положено читать сидя.

В остальных случаях другие молитвы читать можно в любом положении, Господь примет молитву, если она искренне обращена к Нему.

Мне от квартиры до работы добираться недолго, всегда читаю на ходу и в транспорте цикл молитв, на него уходит минут 15. Стою или сижу, разницы нет.

Иисусову молитву можно читать в любом месте, когда идем по дороге, едем в машине, лежим без сна, среди ночи, в постели.

«Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешную!»

Это наоборот приветствуется, чтобы мысли были заняты молитвой, а не грехами, например осуждением, завистью или гордыней.

Да и сами молитвы предусматривают общение с Богом, просьбу о защите и помощи, а это чаще всего требуется делать в каких то важных, а порой критических ситуациях, например в опасности на дороге, перед важными экзаменами.

Есть специальные утренние и вечерние молитвы, которые желательно читать перед иконами, с благоговением и полностью отвлекаясь от мирских мыслей.

В смысле не будет ли это кощунством, святотатством, богохульством и так далее?

Ну на самом деле на этот вопрос может ответить каждый сам себе если задумается о смысле и назначении молитвы вообще.

Если это глупый ритуал, бездумно совершаемых действий (а так многие делают, на всякий случай или потому как принято), то конечно же нужно ещё и на колени встать.

Если это настрой своей психики на нужный режим работы, то внешняя атрибутика абсолютно не важна (ну только если помогает настроиться).

Или есть ещё третий вариант, особо одарённые, которые считают, что молитва нужна «кому-то там», а не самому человеку для упорядочивания своих мыслей и конкретизированния желания.

Видео (кликните для воспроизведения).

Бог ведь вездесущь и всезнающь. Ему важна искренность и чистота мыслей, намерений, а не бездумное совершение ритуалов, которыми грамотно пользуются бизнесмены от религии.

Можно ли читать вечерние молитвы лежа в кровати
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here