Можно ли с листочка читать молитвы в церкви

Самое детальное описание: можно ли с листочка читать молитвы в церкви специально для посетителей нашего ресурса.

Человек приходит в церковь для того, чтобы выразить благодарность Господу, покаяться в грехах, нравственно очиститься. Несомненно, что искренние молитвы обязательно будут услышаны Господом.

Однако, для многих существенным препятствием, для посещения церкви, является банальное не знание правил поведения в храме.

Женщине положено посещать храм в длинной юбке или платье. Считается, что брюки недопустимы. Также не рекомендуется одевать спортивный костюм или шорты.

Не рекомендуется использовать косметику, тем более, губную помаду. Если вдруг женщина захочет поцеловать икону, то след от помады явно не вызовет восторг у священнослужителей.

Считается, что все прихожане должны надевать одежду с длинными рукавами, в независимости от сезона.

Входить в церковь нужно спокойно, молча, с благоговением. По правилам мужчина должен снять головной убор, а женщина, наоборот, надеть платок. Обычно те женщины, кто ходит в церковь не первый раз, берут свой платок. Для остальных — можно воспользоваться «дежурным платком». И если его нет, то можно тихонечко спросить у работников церкви. Обычно для этих случаев у них имеется несколько платков для прихожан.

На пороге церкви можно прочитать «Молитву идущего в церковь» или «Отче наш». Или сказать «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя».

Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Аз же множеством милости Твоея, Господи, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой; да без преткновения прославлю Едино Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Если вы не знаете эти молитвы наизусть, то можно переписать их на бумажку и прочитать с листа или воспользоваться современным вариантом — закачать молитвы на телефон.

Итак, когда вы вошли в церковь, совершите три земных поклона. В праздники совершается – три поясных поклона. После чего можно поклониться прихожанам в правую и левую сторону. Для некоторых это будет не простой задачей. Так как чувство неловкости или даже стыда для некоторых будет помехой. Если для вас это проблема, то можно ограничиться обычным поклоном и трехкратным осенением себя крестом. Постарайтесь не думать, как вы будете выглядеть со стороны. Просто поклонитесь и трижды перекреститесь.

Издревле считалось что левая сторона церкви отводилась во время богослужения для женщин, а правая соответственно для мужчин. Хотя это правило сейчас редко когда соблюдается, помнится, и уж тем более знается, можете им воспользоваться.

Во время богослужения, креститься и преклонять голову нужно тогда, когда батюшка осеняет крестом, Евангелием, образом или святой чашей. Во время осенения свечами, крестным знамением и кадилом нужно только преклонять голову.

Если службы нет, то можно подойти к любой понравившейся иконе, дважды перекреститься, поцеловать нижнюю часть образа и перекреститься в третий раз.

Во время богослужения не следует крутить головой, смотря по сторонам, рассматривать молящихся, спрашивать их о чем-либо, жевать жвачку, держать руки в карманах, здороваться за руку со знакомыми, разговаривать по телефону. Если в этом есть крайняя необходимость, то лучше выйти из храма и совершить звонок.

Во время месячных, женщинам лучше отказаться от посещения храма, так как считается, что тем самым женщина оскверняет святыню.

В церкви нельзя вести фото- или видеосъемку. Но если есть острая потребность в этом, то лучше заранее согласовать со священником этот вопрос.

Свечи лучше приобрести до начала службы. Для этого в храме есть специально отведенное место.

Свечу можно ставить любой рукой. Нельзя ставить свечи к иконам во время службы.

Свечи за здравие можно ставить к любым иконам. А свечи за упокой только на специальный канон. Обычно он располагается в начале храма и имеет квадратную форму.

Если вы ставите свечу в первый раз, то сделайте следующие: подойдите к канону и выберите пустое место, куда будете ставить. От соседней свечи зажгите свою и немного подогрев нижнюю часть своей свечи от соседней, поставьте свечу на канон.

Иногда прихожане делают следующее: покупают самые дорогие и толстые свечи и кладут их не зажигая на канон. Тем самым, как бы жертвую свечи. Если есть желание, можно последовать их примеру.

Если вы хотите поставить свечу какому-нибудь святому или помолиться ему, следует два раза перекреститься, поклониться в пояс, поставить свечу, еще раз перекреститься и совершить поклон.

Напоследок, можно взять святой воды. Святая вода обычно находится в специальной емкости в храме. Если вы не видите ее, то подойдите к работникам церкви и спросите. Обычно воду наливают сами прихожане.

Если вы идете в церковь в первый раз или пока подумываете об этом, то можете поступить так. Оденьтесь, как указано выше, возьмите платок для женщин и емкость для святой воды (по желанию). Зайдите в церковь.

В церкви купите несколько свечей, поставьте на канон. Не уходите сразу. Постойте немного на службе, если она идет. Если не знаете когда креститься или кланяться, то можно «подсмотреть» у знающих прихожан. Они обычно стоят в первых рядах и подпевают во время службы. Не стоит делать набожное лицо, открывать рот, будто вы также говорите молитву. Стойте молча, вслушиваясь в слова молитвы. Попробуйте почувствовать Бога внутри вас, ощутить божественную энергию. Если вы ничего не чувствуете, то это нормально. Возможно в будущем все изменится. На службе стойте столько, сколько считаете нужным.

После службы можете сделать пожертвования. Для этого в храме есть специальные ящички, с вырезом наверху. Обычно они находятся вдоль стены храма. Когда будете опускать деньги, старайтесь сделать это так, чтобы не привлекать внимания прихожан. Каждый жертвует на храм столько, сколько считает нужным.

Также по желанию, можно купить понравившуюся икону. Помните, что дорогая икона ничем не отличается, от ее дешевого аналога. Покупайте ту икону, к которой лежит сердце. Некоторые рекомендует покупать Библию или Евангелие. Прежде чем сделать это, подумайте, будете ли вы ее читать.

Также, если есть желание, можно купить крестик или какое-либо церковное украшение. Если вы взяли емкость для воды, то перед уходом из храма воспользуйтесь ей. На этом ваше первое посещение церкви можно закончить. Выйдя их храма перекреститесь, сделайте поклон и идите с Богом.

Ну и напоследок помните, что настоящий христианин характеризуется своей верой, а не частотой посещения церкви, денежными пожертвованиями или разговором о духовности.

Духовная жизнь христианина не исчерпывается индивидуальной домашней молитвой. Для того, чтобы не только называться христианином, но и быть им на деле, необходимо регулярно участвовать в общей, то есть церковной молитве. Объединяясь в общей молитве, христиане образуют Церковь, и только в Церкви нам дается спасение.

Иисус Христос говорил: «там, где двое или трое во имя Мое, там Я среди них». В храме перед Богом стоят не просто несколько человек, но вся Церковь в ее духовном единстве. Христос постоянно присутствует в жизни Церкви, и знаком Его присутствия являются церковные таинства, совершать которые может только священник. Участие в таинствах — важнейшая часть духовной жизни христианина.

В храме во время богослужений верующие совершают общую молитву. В совместной молитве все молятся о каждом и каждый – обо всех: когда отвлекся один, другие продолжают молиться, и молитва не ослабевает. Поэтому совместная молитва важнее (и сильнее) частной.

Богослужение совершает священник, ему помогает диакон. В храме слова молитв от имени всех собравшихся произносят или поют чтецы и певцы. Остальные молящиеся должны внимательно слушать то, что читается и поется. Чтобы лучше понимать слова, можно следить за богослужением с текстом в руках. Можно при этом подпевать хору, лишь бы пение не мешало другим молящимся.

Богослужения суточного круга, кроме Литургии, могут совершаться верующими без священника, так называемым мирянским чином. Для этого не нужен храм, а достаточно часовни.

Существует огромное множество богослужебных молитв — тропарей, кондаков, стихир. Некоторые из них читают только священники во время богослужений: светильничные молитвы, евхаристическая молитва, молитва Ефрема Сирина, молитвы для совершения таинств и треб. Такие молитвы называются иерейскими или священническими, и содержатся они в богослужебных книгах (Октоихе, Минее, Триоди, Часослове).

Некоторые молитвы собравшиеся на службе прихожане поют вместе со священниками и церковным хором, и мирянам необходимо знать их наизусть:

  • Символ Веры («Верую…»), молитву «Отче наш…» и причастный стих «Тело Христово приимите, источника безсмерного вкусите» — на Божественной Литургии;
  • песнь «Воскресение Христово видевше…» — на воскресном всенощном бдении;
  • возглас «Воистину воскресе!» в ответ на возглас священника «Христос воскресе!» — на пасхальной службе.

Верующие освящают молитвой каждое свое действие. Тем более без нее не может обойтись такое важное дело, как путь в храм. Какие же молитвы читают, когда идут в церковь? Существует специальная молитва идущего в храм, и ее нужно про себя или тихим шепотом произносить по дороге. Если не помните ее наизусть, можно читать «Отче наш» или Иисусову молитву.

Входя в церковь, нужно трижды перекреститься и сделать поясной поклон.

Поскольку в повседневной жизни человека постоянно отвлекают суетные мысли и заботы, совершенно необходимо участвовать на богослужениях в храме. Только там возможно отвлечься от обыденности и посвятить свои мысли Богу. В этом и есть главное значение богослужения.

Православное богослужение составляют песнопения, молитвы, чтение отрывков из Священного Писания и священнодействия, порядок (чин) которых установлен Церковью.

Книга, в которой записан устав православных богослужений, называется Типикон.

Порядок и устав церковного богослужения сформировался очень давно. Ему обучают в семинариях будущих священников, диаконов, чтецов и регентов хора. Однако любой верующий должен иметь хотя бы общее представление о богослужебном уставе, для того чтобы понимать происходящее на службе.

Каждый момент времени одновременно является частью суток, частью недели и частью года. По этому же принципу богослужения современной православной Церкви делятся на три «круга»:

  • Суточный круг: каждому часу в сутках соответствует какое-то событие из жизни Иисуса Христа
  • Седмичный, или недельный круг: каждый день недели посвящен воспоминаниям о каком-либо событии Священной Истории
  • Годовой круг: каждый день года связан с воспоминаниями о каком-то событии из жизни Иисуса Христа, апостолов и святых.

Богослужебные сутки начинаются вечером, поэтому вечерняя служба (вечерня) считается первой службой следующего дня. В течение суток служатся также утреня, 1-й, 3-й, 6-й (и иногда 9-й) часы и Божественная Литургия. Вечером накануне праздничных и воскресных дней вечерня, утреня и 1-й час объединяются в одну торжественную службу – всенощное бдение.

Важнейшее общественное богослужение суток – это Литургия. Только на Литургии совершается главное таинство православной Церкви – Евхаристия, или Причащение. Во время Евхаристии действием благодати Святого Духа хлеб и вино незримо превращаются в Тело и Кровь Христовы. Верующие, вкушая их, причащаются, то есть соединяются с Господом Иисусом Христом ради оставления грехов и вечной жизни.

В последовании Литургии можно выделить три этапа:

  • проскомидия: священник готовит Святые Дары – хлеб и вино – к освящению;
  • литургия оглашенных: поются псалмы, читается Священное Писание, поминаются по записками живые и усопшие родные и близкие молящихся;
  • литургия верных: освящаются Святые Дары, совершается таинство Евхаристии, причащаются верующие (сначала священнослужители, затем – прихожане).

Значение Евхаристии в православной церкви очень велико. Участвуя в этом таинстве, верующие реально, а не символически, становятся носителями божественного Естества.

Ключевым моментом литургии является чтение евхаристической молитвы (анафоры) над Святыми Дарами на проскомидии.

В современной Церкви анафору читает священник тайно, в алтаре, и только некоторые возгласы слышны молящимся в храме.

Начинается евхаристическая молитва словами «Станем добре!», и в этот момент в храме зажигают свет, а по окончании молитвы свет гасят.

Каждение – символическое окуривание ароматным дымом с помощью кадила (сосуд с горящими углями) в определенные моменты службы.

Во время малого каждения священник или диакон находятся на амвоне и кадят алтарь, иконы и собравшихся людей. Люди в ответ на каждение кланяются.

Во время полного каждения священнослужители обходят с кадилом весь храм. Молящимся следует отойти от стен ближе к середине храма, чтобы освободить место. Когда священнослужители с кадилом проходят мимо вас, слегка повернитесь и поклонитесь. Однако поворачиваться к алтарю спиной не надо.

Во время молитв в храме нужно креститься и совершать поклоны в соответствии с церковным Уставом:

Крестное знамение без поклона:

  • в начале чтения Священного Писания (Апостола, Евангелия, Ветхого Завета)
  • на отпусте в конце службы, когда священник возглашает «Христос, истинный Бог наш. »
  • на вечерней службе в начале Шестопсалмия на словах «Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение» (три раза) и посередине, на слове «Аллилуия» (три раза)
  • на Литургии во время пения Символа веры

Крестное знамение с поясным поклоном (три раза):

  • при входе в храм и при выходе из него
  • при чтении «Приидите, поклонимся. »
  • при чтении «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя»
  • при чтении «Святый Боже, святый крепкий, святый безсмертный. »
  • при возгласе священника «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. »
  • на словах «Буди имя Господне благословенно отныне и до века»
  • на словах «Сподоби, Господи, в сей день (вечер) без греха сохранитися нам»
  • на литии после первых двух прошений ектении

Крестное знамение с поясным поклоном (один раз):

  • на словах «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»
  • на литии во время ектении после всех прошений, кроме первых двух
  • во время ектений на остальных службах на словах «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи»
  • во время любой молитвы, когда звучат слова «поклонимся», «припадем», «помолимся»
  • на Литургии на словах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих Тебе приносяще»
  • после «Честнейшую херувим. » перед «Именем Господним благослови, отче. » (низкий поясной поклон)
  • на утрене после чтения Евангелия
  • на вечерне и утрене после окончания каждой стихиры
  • на утрене на каноне на каждом припеве и словах «Слава Отцу и Сыну и Святому духу», «и ныне и присно и вовеки веков, аминь»
  • на молебне с акафистом в начале каждого кондака и икоса

На Литургии в воскресенье и в период с Пасхи до Пятидесятницы, когда не совершаются земные поклоны, делается крестное знамение с поясным поклоном:

  • после песнопения «Тебе поем»
  • после «Достойно есть»
  • при возгласе «Святая святым»
  • при возгласе «И сподоби нас, Владыко, неосужденно. » перед пением «Отче наш»
  • при выносе священником Святых даров на словах «Со страхом Божиим и верою приступите»
  • затем на словах «Всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь»

Поясной поклон без крестного знамения:

  • на возгласе священника «Мир всем. »

Для земного поклона становятся на колени и касаются пола руками и головой.

Земные поклоны совершаются:

  • во время поста при входе в храм и перед выходом из него (три раза)
  • во время поста на утрене во время Песни пресвятой Богородице по окончании припева «Честнейшую херувим. »
  • Великим постом во время чтения молитвы Ефрема Сирина (на каждой фразе)
  • Великим постом на великом повечерии на каждом чтении стиха «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных»
  • Великим постом на вечерне при пении «Богородице, Дево, радуйся. » (три раза)
  • на Литургии в будний день (не в праздник): после песнопения «Тебе поем», после «Достойно есть», при возгласе «Святая святым», при возгласе «И сподоби нас, Владыко, неосужденно. » перед пением «Отче наш», при выносе священником Святых даров на словах «Со страхом Божиим и верою приступите», затем на словах «Всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь»

По воскресеньям и в период с Пасхи до Пятидесятницы земные поклоны заменяются поясными.

В храм нужно прийти за некоторое время до начала службы, чтобы приложиться к иконе дня или чудотворным иконам.

Икона дня — это изображение святого или события Священной истории, память о котором отмечается в этот день. Икона дня лежит посередине храма на аналое (небольшом наклонном столике). Если в этот день нет праздника и не вспоминается какой-либо святой, то иконой дня является икона святого или праздника, в честь которого освящен храм.

Перед иконой нужно дважды перекреститься с поясным поклоном.

При этом про себя произносят молитву:

  • у иконы Христа — Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»
  • перед ликом Богородицы — «Пресвятая Богородице, спаси нас»
  • у образа святого — «Святый угодниче Божий (или: святая угоднице Божия) (имя), моли Бога о нас»

После этого нужно приложиться губами к определенному месту иконы:

  • у Христа целуют благословляющую руку, ноги или край одежды
  • у Богородицы и святых — руку или одежду
  • на иконе Нерукотворного Спаса или главы Иоанна Крестителя — волосы

Богослужение в Русской, Сербской и Болгарской православных церквях ведется на церковнославянском языке. На русском языке могут читаться только отрывки из Священного Писания. Церковнославянский язык на слух воспринимается не всегда легко, поэтому на службы с собой можно брать распечатку текста с переводом.

Часто спрашивают: можно ли молиться по-русски и почему не переводят богослужение на русский язык?

По-русски молиться можно, в русском, как и в любом национальном языке, нет ничего скверного или недостойного молитвы. Однако в настоящее время полный перевод богослужения на русский невозможен: нормы и стилистика современного русского литературного языка постоянно меняются, язык очень быстро устаревает. К тому же, в русском языке попросту нет многих слов, которые используются в молитвенной поэзии.

К утреннему посещению нужно готовиться следующим образом:

встав с постели, возблагодари Господа, даровавшего тебе возможность провести ночь в мире и продлившего тебе дни для покаяния. Умойся, встань перед иконой, зажги лампаду (от свечи), чтобы она вызывала в тебе молитвенный дух, приведи свои мысли в порядок, всех прости и только тогда приступай к чтению молитвенного правила (утренние молитвы из молитвослова).
Затем вычитай одну главу из Евангелия, одну из Апостол и одну кафизму из Псалтири или один псалом, если мало времени. При этом надо помнить, что лучше прочесть одну молитву с искренним сокрушением сердца, чем все правило с мыслью, как бы все это поскорее закончить.
Начинающим можно пользоваться сокращенным молитвословом, постепенно прибавляя по одной молитве.
Перед выходом скажи: «Отрицаюсь тебе, сатана, гордыне твоей и служению твоему и сочетаюсь Тебе, Христе, Боже наш, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».
Перекрестись и спокойно иди в храм, не боясь, что сделает тебе человек.
Идя по улице, перекрести дорогу перед собой, говоря про себя: «Господи, благослови пути мои и сохрани меня от всякого зла».

По дороге в храм читай про себя молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного»
2. Как должен быть одет человек, решивший идти в церковь?
Женщины не должны приходить в церковь в брюках, коротких юбках, с яркой косметикой на лице, недопустима помада на губах. Голова должна быть покрыта платком или шарфом.
Мужчины перед входом в церковь должны снять головной убор.
3. Можно ли принимать пищу перед посещением храма в утренние часы?
По уставу нельзя, это делается натощак. Отступления возможны по немощи (а также -младые дети ,беременные ,кормящие ), с укорением себя.
4. Как вести себя с нищими, встречающими вас перед храмом?
Делая добро ближнему, каждый должен помнить, что Господь не оставит и его самого. Не забывайте, что в глазах Спасителя мы можем выглядеть куда страшнее, чем нищие у церкви.
С каждого спросится за дела его.
Подайте каждому, кто просит вас о том.
Если видите перед собой человека пьющего, то подайте ему не денег, а продукты — яблоко, печенье, конфет, хлеба.
А главное — помолитесь за них.

10. Что символизирует поставленная перед образом свеча?

21. Что нужно знать об употреблении просфоры и святой воды?

По окончании Божественной литургии, придя домой, приготовь на чистой скатерти трапезу из просфоры и святой воды.
Перед употреблением трапезы сотвори молитву: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь».

Видео (кликните для воспроизведения).

Просфору принимают над тарелкой или чистым листом бумаги, чтобы крошки святые не упали на пол и не были попираемы, ибо просфора — хлеб святой Небесный. И принимать его надо со страхом Божиим и смирением.

Антонина желает узнать, а можно ли читать молитву по бумажке? Считается ли это грехом, неуважением к православной вере? Она где-то слышала, что запрещается.

Недолго думая, я обратился с вопросом к знакомой женщине, которая старается следовать Божьим заповедям.

Поначалу она меня направила в Храм, дескать, священник ответит более достоверно.

Но я застеснялся подходить к Батюшке с таким несерьезным вопросом. Давайте выслушаем Веру.

* Помилуй, Боже, но я считаю, что нельзя читать православную молитву по бумажке. Хотя бы потому, что в греховном отвлечении, есть вероятность переписать ее неправильно.

* Существует священное Писание и Молитвослов. Церковная литература, освященная и потребная. С клочка нашептывают магические заговоры, противные Господу нашему Иисусу Христу.

* Зачем ты, Дима, задаешь подобный вопрос? Мне кажется, чтобы смутить меня и своих читателей. У верующего человека всегда имеется первоисточник. Негоже читать молитвы, кем-то переданные. Они ничего не имеют общего с теми, которые, быть может не всем понятны, но читаемы на древнеславянском языке.

* С другой стороны, мои слова можно оспорить тем, что главное – это та интонация, с которой Вы обращаетесь за помощью к Спасителю. Могу ошибаться, но даже чтимая с камня, молитва способна помочь истинно верующему и раскаявшемуся человеку. Стало быть, мы натолкнулись на противоречие. Бумажный листок – это носитель информации, с которого можно читать молитву, находясь в Церкви и дома, стоя у иконы.

* В заключение, хочется отметить, что такого рода вопросы не имеют ценности и задаются за ради любопытства. Неровен час, и Вы вопросите: “А можно ли соорудить Церковь в домашних условиях”? Господи, помилуй.

А что по этому поводу думаете Вы, уважаемые читатели? Просьба оставлять развернутые комментарии к этой статье.

Материал подготовил я- Эдвин Востряковский.

Меня интересует нужно ли заучивать наизусть молитвы? Будут ли они помогать если их просто зачитывать? И обязательно ли дословно заучивать?

Какая бы ни была ситуация, вы будете четко знать, о чем сейчас нужно просить Бога, о чем молиться. И действительно, есть молитва «Отче Наш», которой Христос учил, вот ее не помешает знать. А вообще — развивайте личные отношения с Богом, тогда и молитвы у вас будут такие, каких нет ни у кого. Ведь у вас с каждым близким человеком свои отношения, так и с Богом должны быть особенные.

Каждому человеку надо знать наизусть одну или две молитвы, потому что бывают такие моменты когда близким или друзьям можно помочь только молитвой и очень быстро. В моменты эмоционального всплеска вы не сможете даже простые слова подобрать, голова будет не на то настроена. В такие моменты может спасти молитва. Ситуаций таких множество. Представте, ваш ребенок или кто то близкий на операции (дай Бог что бы все были здоровы) или в другой трудной ситуации вы можете им помочь энергетически и духовно с помощью молитвы, но не зная молитвы вы двух слов не свяжете (часто говорят можно своими словами к Богу обращаться). Так что учите пригодиться всегда и вам самим и близким даже если не верите.

Каждый выбирает для себя сам. Есть желание-учите. Вполне достаточно «Отче наш. «-это единственная молитва, которой научил И.Х. Это не просто набор слов, в ней все, о чем стоит просить Бога, большего человеку не надо. А остальное люди придумали.

Заучивать не нужно. Зачем? Молитва только тогда будет услышана, когда она идёт от сердца и вы произносите то, что вас беспокоит, волнует, что у вас на сердце. А заученную можно прочитать и не понять, что сказал.

Требования канонического «знать наизусть» нет, но если вы регулярно читаете молитвы, то поневоле запоминаете их. Обычный прихожанин, ежедневно читающий утреннее и вечернее правило и регулярно ходящий в церковь, через 2-3 года с удивлением обнаружит, что знает наизусть более сотни молитв, тропарей и кондаков. Иногда это знание оказывается очень полезным, например, когда потребуется в поезде в темноте прочесть вечернее правило. или в дороге за рулем. можно вспомнить много иных ситуаций, когда просто невозможно физически достать и прочесть молитвослов. Да, можно молиться своими словами, но в этом случае, часто внимание будет рассеиваться на подбор слов. Вообще, большинство «официальных» молитв и есть т.н. «свои слова», с которыми к Богу обращались различные люди. Действенность этих слов проверена многократно и поэтому церковь и рекомендует молиться «проверенными молитвами». Еще раз, запрета на «свои слова» тоже нет.

Говорят, что церковь чуть ли крестины не отменяет, если мать не знает наизусть эту молитву.

В прошлом году был крёстным в другом городе. Мать ребёнка мне заранее сказала, что батюшка требует от крёстных отца и матери знать молитву «Символ Веры». Вообще — то я больше десятка молитв знаю наизусть, в том числе и длинных, вроде 90 псалма. Стал и «Символ Веры» учить, но не успел. И крёстная мать не выучила наизусть. Батюшка спросил, я ответил что наизусть твёрдо не помню, тогда он разрешил читать молитву по Молитвослову. А вообще, спросил, есть ли крест на мне, хожу ли на службы, когда последний раз исповедовался и причащался, соблюдал ли пост перед таинством крещения? И я считаю такие требования правильными, ведь крёстные родители ответственны за духовную жизнь маленького ребёнка, должны приобщать его к вере, ходить с ним на службы. А если они сами не соблюдают церковных традиций, чему тогда они могут научить своего крестника? В общем, всё зависит от порядков, которые установились именно в этом храме, могут и не покрестить. Ну и выучите эту молитву — не так уж и сложно.

Крещение-это одно из семи таинств Православной Церкви, в котором человек приобретает утраченное Царство Божие. Поэтому Церковь так и называет крещение- второе рождение. Ибо Господь наш говорит: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».

И если мы приняли крещение, то должны соблюдать евангельские законы.

Чтение Евангелия, посещение церковных богослужений, знакомство с основами христианского вероучения, следование заповедям Божьим — важное дело всякого христианина.

Главное дело христианина — это молитва. И готовясь ко крещению, нужно постараться выучить либо хорошо понимать содержание молитв «Символ веры», «Отче нас», «Богородица, радуйся».

Святые отцы говорили, что на молитве человек беседует с Богом, а при чтении Священного писания Бог собеседует с человеком, и отверзает его ум к уразумению Писаний.

Поэтому перед крещением ребенка проводятся подготовительные беседы с родителями и крестными, они отвечают за воспитание ребенка в духе христианского вероучения.

И это ведется со времен древней Церкви, и такие беседы называли огласительными. Каждый приступающий к таинству крещения должен быть знаком с жизнью Церкви и ее законами.

«Символе веры»является кратким изложением основных догматов Православной Церкви. И читая эту молитву мы подтверждаем свою веру в Пресвятую Троицу, Царство Небесное, Соборную и Апостольскую Церковь. А при крещении младенца восприемники (крестные)должны произнести «Символ веры» как обеты Богу об отречении от сатаны, и верности Спасителю. И будет только благом для ребенка, родителей, восприемников, знание и понимание молитвы «Символ веры.»

Не заставляет. Но хотя бы на троечку с плюсом знать сию молитву маме следует, таким образом, мамочка сможет подглядывать в шпоргалочку.

Со своего опыта скажу, что видела как раз те моменты, когда читали по бумажке или по молитвослову.

Но, ежели мать считает себя православной христианской или намеревается таковой стать, то знать наизусть Символ веры обязательно, это не только одна из главных молитв, но она есть краткая, но при этом достаточно точнейшая суть христианского вероучения, посему не будет лишним потрудиться духовно и постараться запомнить сию молитву, ведь она читается и на каждой Литургии.

Ну вот опять околоцерковный, точнее, «около Крещения» вопрос. На нашем приходе мы не «заставляли учить наизусть» никогда. Просто приходят люди говорят: «Хотим быть крестными для крестника(цы)» Говорим им: «Читайте Символ Веры» — за Крестника» В ответ: «Мы не знаем» В таком случае наши служители все вычитывали сами, а тем кто этого все же хотел, разрешалось читать с книжки. Это, так скажем, было ситуативное решение проблемы в данном случае. Сейчас в обязательном порядке ведутся т.н. «огласительные беседы»

Дело в том, что, если ты в храм ходишь регулярно, пусть не будем говорить об ежедневном, ну хотя бы о ежемесячном визите в гости к Богу, то этот самый «Символ веры» откладывается в голове сам собою. Потому что он поется в буквальном смысле ВСЕМИ ЛЮДЬМИ (в богослужебных книгах об этом так и указывается) за каждой Литургией в храме.

Если я желаю, чтобы крестным родителем меня «только объявили», а сам с крестником в храм носа не показываю, то грош мне цена, как крестному и на мне еще больший грех, если крестник из-за моего попустительства попадает вовсе в безбожную среду или просто начинает воровать пить или колоться. А ведь раньше в случае смерти родителей воспитание образование и женитьба (замужество) — будем говорить — полноценное устройство в жизни крестных детей, так вот, ответственность за все это в случаях сиротства, возлагалась в полном объеме на крестных родителей. А мы до сих пор воспринимаем все это как игрушечки и учим молитвы по причине «как бы чего не вышло». Увы это все занятия пустые, я бы сказал, скорее «занятия от Бога», а не «занятия для Бога». По большей части это приведет к еще большему отвращению от Бога и Церкви.

Идя в храм, лучше всего мысленно молиться, например, читать 50-й и 90-й псалмы, Иисусову молитву.

Возвесели́хся о ре́кших мне́: в до́м Госпо́день по́йдем. А́з же мно́жеством ми́лости Твоея́, Го́споди, вни́ду в до́м Тво́й, поклоню́ся ко хра́му свято́му Твоему́, в стра́се Твое́м. Го́споди, наста́ви мя́ пра́вдою Твое́ю, вра́г мои́х ра́ди испра́ви пред Тобо́ю пу́ть мо́й, да без преткнове́ния просла́влю Еди́но Божество́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Вни́ду в до́м Тво́й, поклоню́ся ко хра́му свято́му Твоему́ в стра́се Твое́м. Го́споди, наста́ви ми́ пра́вдою Твое́ю, вра́г мои́х ра́ди испра́ви пред Тобо́ю пу́ть мо́й. Я́ко не́сть во усте́х и́х и́стины, се́рдце и́х су́етно, гро́б отве́рст горта́нь и́х, язы́ки свои́ми льща́ху. Суди́ и́м, Бо́же, да отпаду́т от мы́слей свои́х: по мно́жеству нече́стия и́х изри́ни я́, я́ко преогорчи́ша Тя́, Го́споди.
И да возвеселя́тся вси́, упова́ющии на Тя́, во ве́к возра́дуются, и всели́шися в ни́х, и похва́лятся о Тебе́ лю́бящии И́мя Твое́. Я́ко Ты́ благослови́ши пра́ведника, Го́споди, я́ко ору́жием благоволе́ния венча́л еси́ на́с.

(Эту молитву читают священнослужители, когда входят в алтарь. Для всякого верующего хорошо эту молитву прочитать перед входом в храм).

Господь Бог обязательно услышит молитву, произнесенную в условиях дома. Умейте правильно молиться везде и всегда. Я научу Вас этому.

Вы приболели, или же также находитесь в изоляции от православного Храма.

Молитва будет услышана, если Иисус Христос поймет, что она нисходит из самого сердца.

Привожу основные правила мольбы в домашних условиях:

Будьте готовы искренне обратиться к Господу Богу, стоя на коленях или сидя за столом пред иконами с Писанием.

Порочные шумы и отвлекающие звуки не должны беспокоить Вас.

Правильным решением будет- взирать на образ святого, к которому направлена Ваша молитва.

Если Вы обращаетесь к Матроне Московской, совсем не обязательно покупать для дома икону Господа Бога.

Достаточно будет 1 свечи, образа Блаженной Старицы и Святого Молитвослова.

Ибо Бог услышит Вас через своих Праведных Угодников.

Уединились, успокоились, надели крестик, если Вы женщина, то повязали платочек.

3 Раза прочтите молитву “Отче Наш”. Осените себя крестным знамением. Можете пригубить святой воды.

Наиболее почитаемая в церковном православии Молитва- это “Псалом 90″. Ее сила настолько велика, что бывали случаи, когда Господь Бог слышал мольбу уже с первого раза.

Неправильным молением будет Ваше безверие. Вы не будете услышаны никогда.

Отклик на православную молитву- это некая душевная скорбь, даже испытание, через которое должен пройти любой православный человек.

С другой стороны, находясь в условиях дома, “не бейтесь лбом о стену”, до изнеможения читая священное Писание. Во всем нужна мера.

Достаточно будет трех раз, но искренне и с верой в душе.

Господь никогда не услышит молящегося если он требует много денег, богатства и порочных развлечений.

Не следует отождествлять дом с Божьим Пристанищем.

В любом случае- Церковь- это идеальное место для моления Христу.

После искреннего обращения к Господу Богу, затушите свечи. Унесите иконы в отдаленный шкаф. А святую воду пейте мелкими глоточками, терпеливо дожидаясь помощи свыше.

На следующий день, в уютной домашней обстановке, Вы опять произнесете молитву, становясь все ближе к Господу Богу.

Когда Христос Вас услышит, скорби отступят, раны зарубцуются, а душа наполнится нескончаемой верой в чудеса православия.

У каждого из нас есть молитвослов — сборник молитв, составленных святыми. Но ведь отношения верующего человека с Богом индивидуальны. Так, может быть, лучше молиться Богу своими словами? Корреспонденты «НС» Екатерина СТЕПАНОВА и Алексей РЕУТСКИЙ спрашивали об этом православных священников.

У Льюиса есть классификация людей на две группы — одни говорят: «…да будет воля Твоя», а другим уже Бог говорит: «…да будет твоя воля». И вот здесь — «да будет воля Твоя» и «да будет воля моя» — и пролегает это противопоставление. Когда мы вычеркиваем что-то из молитвы — это своеволие. И получается, что тогда вся молитва теряет смысл. Потому что если мы отказываемся подчиняться Богу и собираемся жить так, как хотим, «по воле своей», то мы и не вправе рассчитывать на Его помощь.

Протоиерей Игорь ИУДИН, клирик Дивеевского Свято-Троицкого подворья г.Нижнего Новгорода: «Когда каешься, не прячься за церковнославянскими словами»
— Своими словами, я думаю, нужно каяться в грехах. Покаяние должно быть ваше личное. И келейно, и на исповеди. Не прятаться за церковнославянскими словами, малопонятными и не очень стыдными, а говорить конкретно, что натворил, и просить у Бога прощения.
Но когда мы молимся своими словами, наша молитва бывает несовершенна. Ведь наше сердце несовершенно, оно не очищено, погрязло в грехах, в плотских страстях и в мирской суете. Сердце-то наше каменное, оно будет тянуть нас вниз, и молитва своими словами получится гордая и тщеславная, а мы это сами можем и упустить, не заметить. А когда мы молимся словами святых отцов, мы отчасти получаем то духовное состояние, в котором они пребывали, когда молились. То есть тянемся к Богу за ними, поднимаемся на их молитве вверх.

Протоирей Валериан КРЕЧЕТОВ, настоятель Покровского храма в селе Акулове (Одинцовский район Московской области): «Господи, помилуй меня сорок раз! Куда это годится?!»
— Каждый человек может молиться своими словами. Но молитвы из молитвослова составлены святыми, и их молитвы позволяют нам почувствовать и пережить то, что они сами чувствовали и переживали. Сравнивать свои собственные молитвы с молитвами святых все равно, что сравнивать музыку Шопена и мелодию, которую ты сочинил и напеваешь, стихи Пушкина и твои стихи. В то же время, услышит ли тебя Господь, зависит от состояния души самого человека, от его духовного уровня. Где-то я читал, что один человек (самый обычный) молился своими словами буквально до кровавого пота, как Господь в Гефсиманском саду. Такие сильные у него были переживания и вера в Бога. Без сомнения, такую молитву Господь услышал.

Читая молитвослов или Псалтирь, некоторые люди натыкаются на пугающие выражения, которые там содержатся. На самом деле древние тексты имеют под собой этнографическую основу. Например, кого-то шокирует слова «избави меня от кровей» (50-й псалом). Здесь имеется в виду: избави меня от последствий моих грехов. То есть, если что-то непонятно в молитвах, особенно пришедших к нам из древности, нужно посмотреть их толкование, а не исключать их, сокращая свое молитвенное правило. Некоторые люди, правда, шутят: зачем говорить сорок раз «Господи, помилуй» — проще сказать: «Господи, помилуй меня сорок раз». Это проще, короче и ясней. Так нам что, по этому принципу жить, что ли?!

Протоиерей Анатолий ЕФИМЕНКОВ, клирик Успенского кафедрального собора города Смоленска, руководитель отдела по взаимодействию с правоохранительными органами, член Комиссии по помилованию при губернаторе Смоленской области: «Опаздываешь — молись своими словами!»
— Когда бывает много работы, ты рано встаешь и бежишь по делам, не успев открыть молитвослов, — в этих случаях обязательно молитесь Богу своими словами (не пропускать же «с самоукорением» утреннюю молитву вовсе), и Бог вас услышит. Но в то же время человека обязательно учат грамоте по букварю, хотя он умеет разговаривать на своем языке. Более того, мать понимает своего ребенка, даже если тот говорит плохо и малопонятно для остальных. Но учиться говорить грамотно ему все равно необходимо. Так и с молитвой. Человек может всю жизнь говорить с Богом только своими словами, но, если он хочет стремиться в этом к совершенству, ему нужно учиться у святых отцов. Молитвослов — это азбука молитвы.

Игумен Василий ПАСКЬЕ, настоятель храма Иверской иконы Божией Матери города Алатыря Чувашской Республики: «Я не использую своих слов в молитвах»
— Когда мы учим детей говорить, мы используем литературные тексты известных талантливых авторов, классиков. Потом, когда дети вырастают, эти слова, которые они читали, становятся для них родными, ясными, сильными и помогают в формировании мышления и разговора. Так же молитвы, которые находятся в молитвослове или Псалтири, учат человека общаться с Богом.

Не думаю, что есть разница для Бога, когда человек молится своими словами или читает молитвы по молитвослову. Ведь есть безмолвная форма молитвы, молитва без слов, которую практиковали отцы — исихасты. Но для человека есть разница, и большая. Потому что исихасты были воспитаны и пропитаны молитвами, псалмами, священнописанием, словом Божиим. И мы, со всем вниманием читая молитвы по молитвослову, учимся так общаться с Богом. Поэтому харизматы не вправе обвинять православных в формализме. Ведь Иисус Христос в синагоге молился, используя слова из традиционных иудейских богослужений, так же апостолы. Даже в новой форме богослужений, которые дал Господь Иисус Христос своим ученикам (имею в виду Евхаристию), были использованы молитвы из древних еврейских традиций.
Я лично не использую своих слов в молитвах, а читаю молитву Иисусову на своем родном языке, и так же читаю молитвы из богослужений на французском. Но теперь, после 13 лет в России, я привык к церковнославянскому языку, люблю читать молитвы на нем, и, несмотря на то, что не изучал специально, я его понимаю.
Не могу не вспомнить слова преподобного Иоанна Лествичника: «Благоразумное молчание есть матерь молитвы… Любитель молчания приближается к Богу и, тайно с Ним беседуя, просвещается от Него».

Архимандрит АЛЕКСИЙ (Поликарпов), наместник московского Свято-Данилова монастыря: «Я смотрю на Него, а Он смотрит на меня, и нам вдвоем хорошо!»
— Каждый человек вправе молиться своими словами, и тому множество примеров. Мы видим это в церковных семьях, когда маленькие дети, подражая молящимся взрослым, поднимают вверх ручки, крестятся, может быть и неумело, берут какие-то книжки, лепечут какие-то слова. Митрополит Нестор Камчатский в книге «Моя Камчатка» вспоминает, как он молился в детстве: «Господи, спаси меня, папу, маму и мою собачку Ландышку».

Есть яркий пример собственной молитвы, которая была найдена в гимнастерке убитого солдата. Красноармеец Александр Зайцев обращался к Богу перед тяжелым боем и говорил, что может погибнуть в этом бою. И хотя никогда не знал Его, но:
«Не странно ль, что среди ужаснейшего ада
Мне вдруг открылся свет, и я узрел Тебя?
А кроме этого мне нечего сказать.
Еще хочу сказать, что, как Ты знаешь,
Битва будет злая;
Быть может, ночью же к Тебе я постучусь.
И вот, хоть до сих пор я не был Твоим другом,
Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?»

Мы знаем, что священники молятся и за своих чад, свою паству у себя дома и в своих кельях. Я знаю такой пример, когда священник вечером, после трудового дня одевает чистую одежду и просто, своими обыденными словами печалуется перед Господом за свою паству, говоря, что у кого-то из них нужда, кто-то болеет, кого-то обидели, «Господи, помоги им».

Молитва может быть и безмолвной. Если мы пришли в такую меру духовной жизни, не обязательно нужны слова. Митрополит Антоний Сурожский приводит в своих проповедях такой пример. Один крестьянин сидел достаточно долго в церкви и молча смотрел на иконы. У него не было четок, губы его не шевелились. Но когда священник спросил его, что он делает, крестьянин ответил: «Я смотрю на Него, а Он смотрит на меня и нам вдвоем хорошо». Вот человек такого состояния достиг.

После смерти отца Иоанна Крестьянкина издана его келейная книжица . В ней есть молитвы, которые старец читал ежедневно, молитвы подвижников веры, молитвы святых. И я думаю, есть там и его собственные молитвы. И его дух, его устремления к Богу тоже через эти молитвы выражаются.

Итак, молитва собственными словами уместна, но давайте посмотрим на это с другой стороны. Предположим, человек молится только собственными словами, какой будет его молитва? Он поблагодарит Бога, попросит прощения, обратится с какими-то своими просьбами. Останется ли у него после этого потребность в молитве или окажется, что его мысли и чувства уже исчерпаны? Может быть, его мысли нечисты и скверны, его духовная жизнь примитивна и неглубока.

Но когда мы обращаемся к Богу молитвами святых, которые пережили высокие состояния, поняли свою греховность и ничтожность перед Богом, поняли Его величие и святость, то, конечно, мы приближаемся по мере своих немощных сил к их состоянию. И тогда слова их молитв становятся для нас близкими, и мы можем молиться, прежде всего в церкви, молитвами этих святых.

Видео (кликните для воспроизведения).

Поэтому не нужно противопоставлять молитву своими словами молитве по молитвослову. Наоборот, они дополняют друг друга. Если мы будем внимательно читать, стараясь вникнуть умом и сердцем в смысл этих молитв, то они станут нашими собственными.

Можно ли с листочка читать молитвы в церкви
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here