Можно ли совмещать молитвы

Самое детальное описание: можно ли совмещать молитвы специально для посетителей нашего ресурса.

Можно сокращать или совмещать молитву во время беременности?

Вопрос: Можно ли сокращать молитву во время беременности, если женщине трудно ходить или голова кружиться или плохо себя чувствует? (на большом сроке)

Хвала Аллаху, Господу Миров.

Вопрос о том, можно ли беременной женщине сокращать молитву?
Нет, не дозволено беременной женщине сокращать молитву!

Не дозволено ей сокращать молитву, сокращение молитвы – это когда молитва состоит из 4-х ракаатов, то совершается она при сокращении, 2 ракаата, в данном случае это не дозволено.

Но ей дозволено совмещать молитвы, если она в тяжелом состоянии, чувствует большую усталость, изможденность, боясь что она может не дотянуть до ночной молитвы (Иша), то в таком случае она может совмещать две молитвы вместе, – вечернюю молитву Магриб, и ночную молитву Иша, если она действительно чувствует сильную изможденность. Если она уставшая, в тяжелом, усталом положении, боясь что она может уснуть и проспать молитву, то она в таком случае может совмещать, ночную молитву Иша с вечерней молитвой Магриб, и также предвечернюю молитву Аср с полуденной Зухр, или же наоборот. (Зухр во время Асра и Магриб во время Иша)

Но она не имеет права их сокращать, может совмещать, но не сокращать. Только в том случае, если она испытывает сильную усталость, находясь в плохом состоянии. Если она действительно понимает, что она не может прочитать ту или иную молитву, в предписанное время, то совмещает по причине своего тяжелого состояния.

Вернусь и еще раз повторю, если она чувствует изнеможение и усталость, то есть другие снисхождения, кроме сокращения относительно молитвы, она может совершать молитву сидя, совершать молитву лёжа, если совсем ей сложно, и так далее, в зависимости от её положения.
Уа джазакуму Ллаху хайр, наша религия это облегчение для нас, и кроме того в любом положении есть свой выход, и тем более эта сестра не нуждается именно в сокращении, существует как сказал положение совмещения, если сложно совсем читает сидя, и так далее в зависимости от уровня ее усталости и положения.

Но намаз не оставляет, ни при каких ситуациях, намаз не оставляется, чтобы ни было.

Аудио-оригинал ответ Шейха Абу Басыра Ат-Тартуси можно получить по данной ссылке:

На вопросы, посвященные личному молитвенному правилу христианина, отвечает настоятель Свято-Троицкого собора Саратова игумен Пахомий (Брусков)

Молитва – это свободное обращение души человека к Богу. Как соотнести эту свободу с обязанностью читать правило даже тогда, когда делать этого явно не хочется?

Свобода – это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он с

ебе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело. В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям. Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила. Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве. Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление свободы.

Правило поддерживает человека в духовно развитом состоянии, оно не должно зависеть от сиюминутного настроения. Если человек оставляет молитвенное правило, он очень быстро приходит в расслабление.

Кроме того, следует помнить, что когда человек общается с Богом, между ними всегда стремится встать враг нашего спасения. И не позволять ему это сделать не является ограничением свободы личности.

В какой момент времени нужно читать утреннее и вечернее правило?

Об этом четко и ясно написано в любом православном молитвослове: «Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно перед Всевидящим Богом и, совершая крестное знамение, произнеси…». Кроме того, сам смысл молитв говорит нам о том, что утренние молитвы читаются в самом начале дня, когда ум человека не занят еще никакими мыслями. А вечерние молитвы следует читать на сон грядущим, после всяких дел. В этих молитвах сон сравнивается со смертью, постель – со смертным одром. И странно, поговорив о смерти, пойти смотреть телевизор или общаться с родственниками.

Любое молитвенное правило строится на опыте Церкви, к которому мы должны прислушиваться. Эти правила не нарушают человеческой свободы, а помогают получить максимальную духовную пользу. Конечно, из любого правила могут быть исключения, основанные на каких-то непредвиденных обстоятельствах.

Что еще, кроме утренних и вечерних молитв, может входить в молитвенное правило мирянина?

В правило мирянина могут входить достаточно разнообразные молитвы и чинопоследования. Это могут быть различные каноны, акафисты, чтение Священного Писания или Псалтири, поклоны, Иисусова молитва. Кроме того, в правило должно входить краткое или более подробное поминовение о здравии и упокоении близких. В монастырской практике существует обычай включать в правило чтение святоотеческой литературы. Но прежде чем добавить что-то к своему молитвенному правилу, нужно хорошо подумать, посоветоваться со священником, оценить свои силы. Ведь правило читается независимо от настроения, усталости, других сердечных движений. А если человек пообещал что-то Богу, это нужно обязательно выполнять. Святые отцы говорят: пусть правило будет небольшим, но постоянным. При этом молиться нужно от всего сердца.

Может ли человек сам, без благословения начать читать каноны, акафисты в добавление к молитвенному правилу?

Конечно, может. Но если он не просто прочитал молитву по стремлению сердца, а увеличивает тем самым свое постоянное молитвенное правило, лучше спросить благословение у духовника. Священник взглядом со стороны оценит его состояние правильно: на пользу ли будет ему подобное увеличение. Если христианин регулярно исповедуется, следит за своей внутренней жизнью, подобное изменение в его правиле, так или иначе, отразится на его духовной жизни.

Но это возможно, когда у человека есть духовник. Если духовника нет, и он сам решил что-то добавить к своему правилу, все-таки лучше посоветоваться на очередной исповеди.

В дни, когда служба длится всю ночь, и христиане не спят, нужно ли читать вечерние и утренние молитвы?

– Мы не привязываем утреннее и вечернее правило к определенному времени. Однако было бы неправильно вечерние молитвы читать утром, а утренние – вечером. Мы не должны фарисейски относиться к правилу и читать его во что бы то ни стало, игнорируя смысл молитвословий. Если вы не собираетесь спать, зачем испрашивать благословение Божие на сон? Можно заменить утреннее или вечернее правило иными молитвами или чтением Евангелия.

Можно ли женщине дома читать молитвенное правило с непокрытой головой?

– Я думаю, что женщине лучше совершать молитвенное правило в платке. Это воспитывает в ней смирение и показывает ее послушание Церкви. Ведь из Священного Писания мы узнаем, что жена покрывает голову не для окружающих, а для Ангелов (1 Кор. 11,10). Это вопрос личного благочестия. Конечно, Богу все равно, в платке или без него вы встаете на молитву, но это важно для вас.

Каким образом читаются каноны и последование ко святому Причащению: в один день накануне или можно разделить их чтение на несколько дней?

– Нельзя подходить к исполнению молитвенного правила формально. Свои отношения с Богом человек должен выстраивать сам, исходя из молитвенной подготовки, здоровья, свободного времени, практики общения с духовником.

Сегодня сложилась традиция при подготовке к Причастию читать три канона: Господу, Богородице и Ангелу Хранителю, акафист Спасителю или Богородице, последование ко святому Причащению. Я думаю, что лучше прочитать все правило в один день накануне Причастия. Но если тяжело, можно распределить и на три дня.

Зачастую друзья, знакомые спрашивают, как подготовиться к Причастию, как читать Псалтирь? Что им отвечать нам, мирянам?

– Отвечать нужно то, что точно знаешь сам. Нельзя брать на себя ответственность что-то строго обязательно предписывать другому или говорить то, в чем не уверен. При ответе нужно руководствоваться общераспространенной традицией церковной жизни сегодняшнего дня. Если нет личного опыта, нужно прибегнуть к опыту Церкви, святых отцов. А если задали вопрос, ответ на который вам неизвестен, нужно посоветовать обратиться к священнику или святоотеческим творениям.

Прочитала перевод некоторых молитв на русский язык. Оказывается, раньше я вкладывала в них совершенно иной смысл. Нужно ли стремиться к единому пониманию, читать переводы или можно понимать молитвы так, как подсказывает сердце?

Молитвы следует понимать так, как они написаны. Можно провести аналогию с обычной литературой. Мы читаем произведение, понимаем его по-своему. Но всегда интересно узнать, какой смысл в это произведение вкладывал сам автор. Также и текст молитвы. В каждую из них автор вложил особый смысл. Ведь мы же не заговор читаем, а обращаемся к Богу с определенным прошением или славословием. Можно вспомнить слова апостола Павла о том, что лучше пять слов сказать на понятном наречии, чем тысячу на непонятном (1 Кор. 14, 19). К тому же авторами большинства православных молитвословий являются святые подвижники, прославленные Церковью.

Как относиться к современным молитвам? Можно ли читать все, что пишут в молитвословах, или предпочитать более древние?

– Лично меня больше трогают слова более древних канонов, стихир. Они кажутся мне более глубокими и проникновенными. Но многим людям нравятся и современные акафисты за их простоту.

Если Церковь приняла молитвы, относиться к ним нужно с благоговением, почтением и попытаться найти для себя пользу. Но понимать, что некоторые современные молитвы по своему содержанию не столь высокого качества, как молитвы, составленные древними подвижниками.

Когда человек пишет молитву для общественного употребления, он должен понимать, какую ответственность на себя берет. Он должен обладать молитвенным опытом, но при этом быть и хорошо образованным. Все тексты, которые предлагаются современными творцами молитв, должны подвергаться редактированию, проходить строгий отбор.

Что важнее – дочитать правило дома или прийти вовремя на службу?

– Пойти на службу. Если человек собрался в храм, то на первом месте должна быть общественная молитва. Хотя отцы сравнивали общественную и домашнюю молитву с двумя крылами птицы. Как птица не может лететь с одним крылом, так и человек. Если он не будет молиться дома, а только ходить в храм, то, скорее всего, молитва не пойдет у него и в храме. Ведь у него нет опыта личного богообщения. Если человек молится только дома, но в храм не ходит, значит, у него нет понимания того, что такое Церковь. А без Церкви нет спасения.

Чем мирянин может при необходимости заменить службу дома?

Сегодня издается большое количество богослужебной литературы, различных молитвословов. Если мирянин не может присутствовать на службе, он может по каноннику прочитать и утреннюю, и вечернюю службы, и обедницу.

Можно ли читать правило сидя?

Апостол Павел пишет: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6, 12). Устал или болеешь – можно сесть в Церкви, при чтении домашнего правила. Но следует понимать, чем при этом руководствуешься: болью, которая мешает молиться, или ленью. Если альтернативой чтению молитвы сидя является ее полное отсутствие, конечно, лучше читать сидя. Если человек тяжело болен, можно даже и лежа. Но если он просто устал или его борет лень, нужно побороть себя и вставать. Во время богослужений Устав регламентирует, когда можно стоять или сидеть. К примеру, чтение Евангелия, акафисты мы слушаем стоя, а во время чтения кафизм, седальнов, поучений садимся.

Вопрос: Каким должно быть расстояние сафара, чтобы дозволялось сокращать и совмещать молитвы?

Ответ: По мазхабу имама аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) можно сокращать и совмещать молитвы (обеденную с послеобеденной, вечернюю с ночным), если продолжительность путешествия достигает ходьбы двух дней с загруженными верблюдами.

Поход в течение двух дней с загруженными верблюдами покрывает не меньше восьмидесяти одного километра. То есть от пункта отбытия путешественника «а» до точки его прибытия «б» расстояние должно быть не менее восьмидесяти одного километра.

Как сказали Ибн Умар и Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах):

كَانَا يُصَلِّيَانِ رَكْعَتَيْنِ رَكْعَتَيْنِ ، وَيُفْطِرَانِ فِي أَرْبَعَةِ بُرُدٍ فَمَا فَوْقَ ذَلِكَ

«Мы совершали по два ракаата и разговлялись в четыре буруда и более (то есть, расстояние между пунктами составляло четыре буруда)» (передал аль-Байхаки с достоверным иснадом, также его упомянул имам аль-Бухарий в «Сахих», употребляя термин «джазм», то есть достоверный).

Один «барид» (мн. ч. «буруд») равен около четырем «фарсахам». Один «фарсах» равен трем милям по хашимитским меркам (по омейядским меркам они больше), итого получается восемьдесят один километр. Некоторые ученые говорят, что расстояние должно составлять восемьдесят шесть километров, а другие – девяносто и т.д. Каждое мнение имеет основу, и разногласие исходит от разницы в единицах измерения.

У Ата ибн Аббаса спросили: «Имею ли я право сократить молитву [идя] на Арафа?», тот ответил: «Нет», опять спросили: «А [идя] на Мина?», тот ответил: «Нет, однако [идя] на Джидду, Асфан и Таиф (– имеешь)» (предали имам Шафии, аль-Байхакий, имам Малик в книге «аль-Муватта» с достоверным иснадом, имам ан-Нававий в книге «аль-Маджму», 4 том, 148 стр.).

Имам Малик (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Между Меккой и Таифом, Асфаном, Джидой есть четыре буруда (81 км). Путешествие на такое расстояние является очень сложным…» («аль-Маджму», 4 том, 148 стр.).

Имам ан-Нававий (да смилуется над ним Аллах) пишет: «Имам аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Я не желаю, чтобы путь сокращали на менее чем три дня (то есть, если сафар ходьбы менее трех дней)». Поистине, имам аш-Шафии не желал этого, чтобы выйти из разногласий, потому как имам Абу Ханифа считает, что обязательно должно быть расстояние ходьбы трех ней» («аль-Маджму», 4 том, 148 стр.).

Недозволенно сокращать или совмещать намазы, если расстояние менее указанного (81 км), подобное мнение высказали такие великие сподвижники, как:

Ибн Умар, Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах).

Великие, и праведные ученые саляфы: Хасан аль-Басрий, аз-Зухрий, имам Малик, аль-Ляйс ибн Саад, имам Ахмад, Исхак Рахувиях, Абу Савр (да смилуется над ними Аллах).

Как мы видим, по мазхабам имамов Малика и Ахмада также недозволенно сокращать и совмещать молитвы, если расстояние менее восьмидесяти одного километра.

Но есть некоторые хадисы, которые, на первый взгляд, противоречат мнению мазхаба имама аш-Шафии (да смилуется над ним Алла), однако, если вникнуть в их смысл и внимательно изучить, то противоречий нет.

Первый хадис. Анас (да будет доволен им Аллах) рассказал:

كان النبي صلى الله عليه وسلم إذا خرج ثلاثة أميال أو فراسخ صلى ركعتين

«Пророк (мир ему и благословение), когда выходил на три мили или на три фарсаха, совершал два ракаата (то есть сокращал молитву)» (имам Муслим). В этом хадисе сказано, что когда Пророк (миро ему и благословение) выходил на пять километров (три мили) или семнадцать (три фарсаха), то совершал сокращённую молитву.

Некоторые заблудшие и невежественные буквалисты, ссылаясь на этот хадис, совершают молитву сокращенно, если у них сафар всего лишь пять километров (три мили) или семнадцать (три фарсаха). Верно ли это?

Теперь посмотрите внимательно, что говорит Имам ан-Нававий (да смилуется над ним Аллах): «…смысл хадиса не заключается в том, что конечная точка сафара Пророка (мир ему и благословение) была именно через три (мили), а в том, что не следует сокращать молитву, пока не отошел от своего населенного пункта на такое расстояние. Потому как Пророк (мир ему и благословение) не выходил в путь, если пришло время молитвы, не совершал молитву в сафаре, кроме как по прохождении трёх миль или фарсаха от Медины…» («аль-Маджму», 4 том, стр. 151).

То есть конечное расстояние сафара Пророка (мир ему и благословение) было больше, а намаз он совершал на пути к назначенному пункту, пройдя три мили или фарсаха.

Второй хадис. Шурахбиль ибн Самт (да будет доволен им Аллаха) рассказал, что Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) совершил два ракаата (сокращенная молитва) в местности Зуль-Хуляйфа (не было пройдено 81 км). Имам ан-Нававий (да смилуется над ним Аллах) сказал: «…в этом хадисе также говорится о том, что местность Зуль-Хуляйфа не была конечной точкой сафара Умара, а его там всего лишь настигло время молитвы, и он совершил её…». («аль-Маджму», 4 том, 151 стр.).

Третий хадис. Также те, кто говорит, что сокращать намазы можно, если сафар всего лишь три мили или фарсаха, приводят хадис, в котором сказано, что Абу Саид аль-Худрий (да будет доволен им Аллах) рассказал, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

لا تسافر المرأة ثلاثا إلا ومعها ذو محرم

«Не отправится женщина в путешествие на три мили, кроме как с махрамом» (имам аль-Бухари, Муслим). То есть приводящие этот хадис утверждают, что сафар должен быть «…три мили или фарсаха…».

Этот хадис нельзя брать в качестве довода, что сафара в три мили достаточно, потому что речь идет о сафаре женщины.

Видео (кликните для воспроизведения).

У этого хадиса много преданий, и все они достоверные. В одной версии говорится: «…три дня и ночи…», в другой: «. день и ночь…», третьей: «…день…» без упоминания ночи и т.д.

Следуя вышенаписанному, человек, который прошёл расстояние сафара менее восьмидесяти одного километра, не имеет права сокращать и совмещать молитвы.

(За основу статьи взята книга имама ан-Нававий «аль-Маджму», 4 том).

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Каждый мусульманин ежедневно должен совершать пять обязательных молитв, о времени которых говорится в Священном Коране и Сунне: от полудня до захода солнца – время молитв зухр и ‘аср; от захода солнца до полуночи – время молитв магриб и ‘иша; от рассвета (фаджр) до восхода солнца – время утренней молитвы — субх.

Шииты убеждены, что время от полудня до захода солнца — общее время двух молитв зухр и ‘аср, кроме того времени, что специально отведено для молитвы зухр и того времени, что предназначено только для молитвы ‘аср. [i] Поэтому, за исключением двух специальных отрезков времени, человек может, когда пожелает, совершить обе молитвы вместе, в любом промежутке их общего времени, несмотря на то, что предпочтительнее совершать их по отдельности, в желательное для каждого из них время. [ii]

[i] Время, предназначенное специально для молитвы зухр – это отрезок времени, начинающийся сразу после того, как солнце вошло в зенит, и по длительности равный тому количеству времени, которого достаточно для прочтения четырех рак’атов.

Время, предназначенное только для молитвы ‘аср – это отрезок времени по продолжительности равный тому времени, которого достаточно для прочтения четырех рак’атов перед самым закатом солнца.

[ii] Лучшее время для совершения молитвы зухр начинается с того момента как солнце вошло в зенит и продолжается до тех пор, пока тень, отходящая от предмета (по причине падающих на него лучей солнца), совпадет с размером самого предмета.

Лучшее время для молитвы ‘аср – это время когда тени предметов становятся в два раза больше самих предметов.

Имам Бакир (да будет мир с ним!) сказал:

إِذَا زَالَتِ الشَّمْسُ دَخَلَ الْوَقْتَانِ الظُّهْرُ وَالْعَصْرُ، وَإِذَا غَابَتِ الشَّمْسُ دَخَلَ الْوَقْتَانِ الْمَغْرِبُ وَالْعِشَاءُ الآخرة

«Когда солнце вошло в зенит, настало время [молитв] зухр и ‘аср и когда солнце зашло за горизонт, настало время [молитв]

Имам Садик (да будет мир с ним!) сказал:

إِذَا زَالَتِ الشَّمْسُ فَقَدْ دَخَلَ وَقْتُ الظُّهْرِ وَالْعَصْرِ جَمِیعًا، إِلاَّ أَنَّ هَذِهِ قَبْلَ هَذِهِ، ثُمَّ إِنَّهُ فِی وَقْتٍ مِنْهُمَا جَمِیعًا حَتَّى تَغِیبُ الشَّمْسُ

«Когда солнце встало в зените, настало время обеих молитв зухр и ‘аср, но с условием, что молитва зухр совершается до молитвы ‘аср. С этого момента до заката солнца ты можешь совершить обе молитвы в любое время, когда захочешь». [2]

Имам Бакир (мир ему!), рассказывая о благородном Посланнике (да благословит Аллах его и род его!), говорил, что Посланник Аллаха без какой-либо веской причины совмещал молитвы зухр и ‘аср. [3]

В принципе, все исламские законоведы единогласны в том, что в некоторых случаях можно совмещать две молитвы. Все законоведы признают разрешенным объединение намазов зухр и ‘аср или намазов магриб и ‘иша на ‘Арафе и в Муздалифе. Также, большая часть суннитских законоведов считает разрешенным совмещение двух молитв в пути. Отличительной чертой шиитов в этом положении является то, что они сделали более широкий шаг в данном направлении и, опираясь на изложенные выше доказательства, считают совмещение двух молитв полностью разрешенным (принимая при этом предпочтительность совершения молитв в их лучшее время). И как видно из хадисов, сам Посланник Аллаха неоднократно, без каких-либо причин (таких как: пребывание в пути, болезнь и др.) совершал две молитвы вместе, чтобы таким образом облегчить дело для общины, и каждый, кто пожелает, мог объединить молитвы, а кто пожелает, совершить отдельно друг от друга.

Муслим, в своем сборнике хадисов привел следующее предание:

صَلَّى رَسُولُ اللهِ الظُّهْرَ وَالْعَصْرَ جَمِیعًا، وَالْمَغْرِبَ وَالْعِشَاءَ جَمِیعًا فِی غَیْرِ خَوْفٍ وَلاَ سَفَرٍ

«Посланник Аллаха совершал молитвы зухр и ‘аср вместе, и также совершал вместе [молитвы] магриб и ‘иша, не находясь в опасности или в пути». [4]

В некоторых хадисах говорится о том, почему Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) объединял вместе молитвы. Так, в одном хадисе читаем:

جَمَعَ النَّبِیُّ (ص) بَیْنَ الظُّهْرِ وَالْعَصْرِ وَبَیْنَ الْمَغْرِبِ وَالْعِشَاءِ فَقَالَ: صَنَعْتُ هَذَا لِئَلاَّ تُحْرَجَ أُمَّتِی

«Пророк объединил молитвы зухр и ‘аср и молитвы магриб и ‘иша, [а когда у него спросили о причине этого] он ответил: «Я сделал это для того, чтобы моя община не испытывала трудностей». [5]

В книгах «Сахих» и «Муснад» существуют свыше 21 хадиса, в которых говорится о том, что Посланник Аллаха объединял молитвы. Часть этих хадисов относится к поездкам, другая часть, касается молитв на родине, в случаях болезни и дождливого периода. Некоторая часть хадисов указывает на причину объединения двух молитв, а именно, упрощение и облегчение для мусульман. Шиитские законоведы, используя это самое «упрощение», объединение двух молитв признали полностью разрешенным. Особенности объединения ежедневных молитв такие же, как и у молитв, совершаемых мусульманами на ‘Арафе и в Муздалифе или во время поездки.

Некоторые полагают, что под совмещением молитв подразумевается то, что первая молитва читается в конце его (лучшего) времени (например, когда тень предмета достигнет его длины), а вторая молитва в начале послеполуденного времени. Таким образом, молящийся, на самом деле, каждую молитву совершает вовремя, хотя одна выполняется в конце, а другая в начале ее времени.

Такое предположение противоречит внешнему смыслу преданий. Ибо, как было уже сказано, особенности выполнения двух молитв такие же, как у молитв, совершаемых мусульманами в ‘Арафе и Муздалифе; в ‘Арафе две молитвы совершают во время молитвы зухр, в Муздалифе обе молитвы совершают во время молитвы ‘иша. Исходя из этого, объединение молитв, о котором говорил Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!), должно быть подобно этому объединению, а не тому, в котором одну из молитв совершают в конце ее (лучшего) времени, а другую в начале ее времени.

Более того, существуют предания, знакомящие нас с основной причиной такого объединения молитв. В некоторых преданиях — это расширение и упрощение для мусульманской общины, и в некоторых других — устранение трудностей. Но, объединение молитв осуществится лишь в том случае, если у молящегося будут полностью развязаны руки; то есть, молитвы зухр с ‘асром или магриб с ‘иша мог совершить в любое время (их общего отрезка времени) когда пожелает, чтобы таким образом избежать затруднений. Даже на основании такого разъяснения объединения молитв, следует сказать, что подобное объединение было допустимым еще до того, как это начал делать сам Посланник Аллаха и каждый мусульманин мог совершить молитву зухр в конце, или же ‘аср в начале его общего времени.

У шиитских законоведов существует очень много книг, касающихся объединения двух молитв и их доказательств, и при желании, любой интересующийся может обратиться к ним.

[1] Васаил аш-ши‘а, т. 3, глава «Абваб мавакит», раздел 4, хадис № 1.

[2] Васаил аш-ши‘а, т. 3, глава «Абваб мавакит», раздел 4, хадис № 4 и 6.

[3] Васаил аш-ши‘а, т. 3, глава «Абваб мавакит», раздел 4, хадис № 4 и 6.

[4] Сахих Муслим, т. 2, стр. 151 — глава «аль – джам’ бейнас-салятайн филь-хадар».

[5] Заркани в разъяснении книги Муватта Малик т. 1, глава «Соединение двух намазов на родине и в пути».

Можно ли совмещать молитву и медитацию, в чем особенности молитвы и ее отличия от медитации? Расскажите о молитве. Какие виды бывают, как этим заниматься.

Во время медитации человек входит в состояние не-ума. Но ведь без мысли даже поесть невозможно, ведь именно она дает импульс организму для того, чтобы делать движения. Ведь просветленные разговаривают. Как это сделать без мыслей?

Ваш вопрос базируется на каких-то очень грубых формах: медитация = не-ум. А что тогда такое не-ум? Это что, какое-то одно, фиксированное явление? Вы что, думаете, в медитации — там какая-то одна палка или чайник в голове? Так ведь в медитации множество процессов. Говоря, что медитация равно не-ум, вы просто перечеркиваете весь собственный опыт, все ваше путешествие сводится к банальной концепции о медитации, разве такое возможно в природе? При всей ее многообразии разве может быть такая линейность? Обратите на это внимание!

Моли́твенное пра́вило – 1) ежедневные утренние и вечерние молитвы, которые совершают христиане (рекомендуемые тексты можно найти в молитвослове); 2) регламентированное чтение этих молитв.

Правило бывает общим – обязательным для всех или индивидуальным, подбираемым для верующего духовником с учетом его духовного состояния, сил и занятости.

Состоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно. Этот жизненный ритм необходим, поскольку в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения» и импровизации недостаточно.

Чтение молитв связует человека с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению. В том, чтобы молиться чужими словами, пример нам – Сам Господь Иисус Христос. Его молитвенные возгласы во время крестных страданий – строки из псалмов ( Пс. 21:2; 30:6 ).

Существует три основных молитвенных правила:
1) Полное молитвенное правило, которое печатается в «Православном молитвослове»;

2) Краткое молитвенное правило. У мирян иногда возникают ситуации, когда времени и сил для молитвы остаётся мало, и в таком случае лучше со вниманием и благоговением прочитать краткое правило, чем торопливо и поверхностно, без молитвенного настроя — всё положенное правило целиком. Святые отцы учат с рассуждением относиться к своему молитвенному правилу, с одной стороны, не давая поблажек своим страстям, лени, саможалению и прочим, которые могут разрушить правильное духовное устроение, а с другой стороны, учиться без соблазна и смущения сокращать или даже несколько изменять правило тогда, когда в этом существует действительная необходимость.

утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя Боже», «Символ веры», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших;
вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»;

3) Краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского: три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и один раз «Символ веры» – для тех исключительных дней и обстоятельств, когда человек находится в крайнем утомлении или весьма ограничен во времени.

Совсем опускать молитвенное правило нежелательно. Даже если молитвенное правило читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие.

Основные молитвы следует знать наизусть (при регулярном чтении они постепенно запоминаются человеком даже с очень плохой памятью), чтобы они глубже проникли в сердце и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах. Желательно изучить текст перевода молитв с церковнославянского языка на русский (см. «Толковый молитвослов»), чтобы понимать значение каждого слова и ни одно слово не произносить бессмысленно или без точного осмысления. Очень важно, чтобы приступающий к молитвословию изгнал из сердца обиды, раздражение, горечь. Без усилий, направленных на служение людям, на борьбу с грехом, на установление контроля над телом и душевной сферой, молитва не может стать внутренним стержнем жизни.

В условиях современного быта, учитывая загруженность и ускоренные темпы, мирянам нелегко отводить для молитвы определенное время. Врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы вечерней – усталость.
Утренние молитвы лучше всего читать до начала всякого дела (и до завтрака). В крайнем случае, их произносят по дороге из дома. Поздно вечером часто бывает трудно сосредоточиться из-за усталости, поэтому можно рекомендовать читать вечернее молитвенное правило в свободные минуты до ужина или еще раньше.

Во время молитвы рекомендуется уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. В зависимости от характера внутрисемейных взаимоотношений можно рекомендовать чтение молитвенного правила вместе, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно. Общая молитва рекомендуется перед вкушением пищи, в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях. Семейная молитва – это разновидность церковной, общественной (семья – своего рода «домашняя Церковь») и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет ее.

Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. Трудность молитвы – нередко признак ее подлинной действенности.

Молитва за других людей (см. помянник) – неотъемлемая часть молитвословия. Предстояние Богу не отдаляет человека от ближних, но связывает его с ними еще более тесными узами. Не следует ограничиваться только молитвой за близких и дорогих нам людей. Молитва за тех, кто причинил нам огорчение, вносит в душу мир, оказывает воздействие на этих людей и делает нашу молитву жертвенной.

Хорошо окончить молитвословие благодарением Богу за дарованное общение и сокрушением о своей невнимательности. Приступая к делам, надо прежде подумать о том, что предстоит говорить, делать, видеть в течение дня и испросить у Бога благословения и сил для следования Его воле. В гуще трудового дня надо творить краткую молитву (см. Иисусова молитва), которая поможет и в повседневных делах находить Господа.

Этот вопрос волнует многих современных людей. Однако, как представляется, дать на него однозначный ответ, «да» или «нет», безотносительно к обстоятельствам нельзя.

С одной стороны правило для того и существует, чтобы его соблюдать. Важность молитвенного правила заключается в том, что оно ориентирует христианина в правильном русле.

Входящие в состав правила молитвы способствуют формированию надлежащих отношений богомольца с Богом, святыми и вообще с ближними, предохранению его от действий лукавых сил и внутренних страстей.

Многие, не имей они этого спасительного правила, может быть даже и не знали бы, как именно, о чём именно и с какой регулярностью должно молиться Богу и Его угодникам.

С другой стороны существует различные жизненные ситуации, когда верующему, либо ввиду немощи телесной или духовной, либо ввиду иных причин (например, в случае особо ответственных вахт и дежурств, караулов, активных боевых действий) регулярно читать молитвенное правило целиком бывает или крайне затруднительно, или практически невозможно.

В подобном случае следует помнить, что молитвенное правило хотя и является правилом, подразумевающим уместность его исполнения, однако не предполагает абсолютной, безусловной необходимости его соблюдения.

Иногда бывает лучше прочесть меньше молитв, но искренне и с усердием (от сердца), чем все (составляющее полное правило), но «формально» (небрежно, скороговоркой, перепрыгивая через строчки и т. п.).

Существуют, к слову, и сокращённые варианты молитвенного правила.

Но всё же в случае возникновения сомнений по этому поводу есть смысл обратиться за конкретной рекомендацией к опытному, духовно мудрому пастырю, духовнику.

Хорошо ли, если молитвенное правило будет побольше: кроме обычных утренних и вечерних молитв – акафисты, каноны?

Самое главное в исполнении молитвенного правила – постоянное ежедневное исполнение его. При нужде оно сокращается. Надо иметь такое правило, чтобы оно не превышало ваших сил и чтобы совесть не укоряла за леность.

Утреннее и вечернее правила – это лишь необходимая духовная гигиена. Молиться же нам заповедано непрестанно (см. молитва Иисусова). Святые отцы сказали: если будешь сбивать молоко, получится масло, так и в молитве – от количества переходит в качество.

«Чтобы правило стало не препятствием, а настоящим двигателем человека к Богу, необходимо, чтобы оно было соразмерно его духовным силам, соответствовало его духовному возрасту и состоянию души. Многие люди, не желая себя отягощать, сознательно выбирают слишком легкие молитвенные правила, которые из-за этого становятся формальными и не приносят плодов. Но иногда и большое правило, выбранное из неразумной ревности, тоже становится кандалами, ввергая в уныние и мешая духовно расти.
Правило — не застывшая форма, в течение жизни оно обязательно должно меняться и качественно, и внешне».

Святитель Феофан Затворник так кратко систематизирует советы по прочтению молитвенного правила:

«а) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев… В древности все читаемые молитвы брались из псалмов… Но нигде не встречаю слова «читать», а везде «петь»…

б) во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте…

в) чтобы подсечь позыв на спешное чтение, положите — не то и то вычитывать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час… сколько обычно выстаиваете… и затем не заботьтесь… сколько прочитаете молитв, — а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать…

г) положив это, однако ж, на часы не посматривайте, а так становитесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед…

д) чтобы способствовать движению молитвенных чувств в свободное время, перечитывайте и передумывайте все молитвы, которые входят в ваше правило, — и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, знать, наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце…

Видео (кликните для воспроизведения).

е) никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте их своеличною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придется это сделать или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правило — самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного… Если какое иное чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте… так до самого конца положенного времени».

Можно ли совмещать молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here