Никита готфский молитва

Самое детальное описание: никита готфский молитва специально для посетителей нашего ресурса.

Святой великомученик Никита был готф. Он родился и жил на берегах Дуная. Пострадал за Христа в 372 году. Тогда христианская вера уже широко распространилась в стране готфов. Святой Никита уверовал во Христа и принял Крещение от готфского епископа Феофила, участника I Вселенского Собора. Распространению христианства стали противиться язычники-готфы, в результате чего возникла междоусобная брань.

После победы Фритигерна, возглавившего войско христиан и нанесшего поражение язычнику Афанариху, вера Христова стала успешнее распространяться среди готфов. Епископ Ульфила, преемник епископа Феофила, создал готфскую азбуку и перевел на готфский язык много священных книг. В распространении христианства среди соплеменников усердно трудился и святой Никита. Своим примером и вдохновенным словом он привел к Христовой вере многих язычников. Однако Афанарих после поражения сумел снова поправить свои силы, вернуться в свою страну и восстановить свое прежнее могущество. Оставаясь язычником, он продолжал ненавидеть христиан и преследовать их. Святой Никита, подвергнутый многим пыткам, был брошен в огонь, где и скончался в 372 году. Друг святого Никиты, христианин Мариан, ночью отыскал тело мученика, не поврежденное огнем и озаренное чудесным светом, перенес его и предал погребению в Киликии. Впоследствии оно было перенесено в Константинополь. Частица святых мощей великомученика Никиты позднее перенесена в монастырь Высокие Дечаны, в Сербии.

М у́ченик Твой, Го́споди, Ники́та / во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего: / име́яй бо кре́пость Твою́, / мучи́телей низложи́, / сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости. / Того́ моли́твами // спаси́ ду́ши на́ша.

К рест Христо́в, я́ко не́кое ору́жие усе́рдно восприи́м,/ и к боре́нию враго́в прите́кл еси́,/ и за Христа́ пострада́в,/ последи́ огне́м свяще́нную твою́ ду́шу Го́споду пре́дал еси́:/ отону́дуже и даро́в исцеле́ния / от Него́ сподо́бился еси́ прия́ти,/ великому́чениче Ники́то./ Моли́ Христа́ Бо́га // спасти́ся душа́м на́шим.

П ре́лести посе́к держа́ву стоя́нием твои́м,/ и побе́ды прии́м вене́ц во страда́льчествех твои́х,/ со А́нгелы сла́вне ра́дуешися,/ Ники́то тезоимени́те,// с ни́ми Христа́ Бо́га моля́ непреста́нно о всех нас.

О вели́кий Христо́в страстоте́рпче Ники́то! Услы́ши моли́тву нас, гре́шных, и изба́ви нас (имена) от вся́кия печа́ли и находя́щия напа́сти, от внеза́пныя сме́рти и от вся́каго зла: в час же разлуче́ния души́ от те́ла отжени́, страстоте́рпче, вся́кую лука́вую мысль и лука́выя бе́сы, я́ко да прии́мет ду́ши на́ша с ми́ром в ме́сто све́тло Христо́с Госпо́дь Бог наш, я́ко от Него́ очище́ние грехо́в, и Той есть спасе́ние душ на́ших, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Насладився, Богомудре, воздержания и желание плоти твоея обуздав, на престоле святительства сел еси, и яко звезда многосветлая, просвещая верных сердца зарями чудес твоих, отче наш, святителю Никито, и ныне моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак святителю Никите Новгородскому, глас 6-й

Архиерейства саном почтився, и чисте чистейшему предстоя, прилежно моление за люди твоя приносил еси; яко и дождь молитвою свел еси, овогда же и града запаления угасил еси. И ныне, святителю Никито, моли Христа Бога, спасти люди твоя молящиеся, да вси вопием ти: радуйся святителю, отче предивный.

Молитва святителю Никите Новгородскому
об охранении жизни воинов на поле брани

О, архиерею Божий, святителю Никито! Услыши нас грешных, днесь во священный храм сей стекшихся, и честному образу твоему поклоняющихся, и ко священней твоей раце припадающих, и умиленно вопиющих: якоже сидя на престоле святительства в Великом Новеграде сем, и единою належащу бездождию, дождь молитвою свел еси, и паки граду сему огненным пламенем обдержиму, молитвою избаву подал еси, тако и ныне молим тя, о святителю Христов Никито: молися ко Господу, еже избавити царствующий грады, Великий Новград сей и вся грады и страны христианские от труса, потопа, глада, огня, града, меча и от всех врагов видимых к невидимых, яко да изрядных ради молитв твоих спасаеми, славим Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Святой великомученик Никита был готф. Он родился и жил на берегах Дуная. Пострадал за Христа в 372 году. Тогда христианская вера уже широко распространилась в стране готфов. Святой Никита уверовал во Христа и принял Крещение от готфского епископа Феофила, участника I Вселенского Собора. Распространению христианства стали противиться язычники-готфы, в результате чего возникла междоусобная брань.

После победы Фритигерна, возглавившего войско христиан и нанесшего поражение язычнику Афанариху, вера Христова стала успешнее распространяться среди готфов. Епископ Ульфила, преемник епископа Феофила, создал готфскую азбуку и перевел на готфский язык много священных книг. В распространении христианства среди соплеменников усердно трудился и святой Никита. Своим примером и вдохновенным словом он привел к Христовой вере многих язычников. Однако Афанарих после поражения сумел снова поправить свои силы, вернуться в свою страну и восстановить свое прежнее могущество. Оставаясь язычником, он продолжал ненавидеть христиан и преследовать их. Святой Никита, подвергнутый многим пыткам, был брошен в огонь, где и скончался в 372 году. Друг святого Никиты, христианин Мариан, ночью отыскал тело мученика, не поврежденное огнем и озаренное чудесным светом, перенес его и предал погребению в Киликии. Впоследствии оно. было перенесено в Константинополь. Частица святых мощей великомученика Никиты позднее перенесена в монастырь Высокие Дечаны в Сербии.

См. также: «» в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Крест Христов яко некое оружие усердно восприим, и к борению врагов притекл еси,/ и за Христа пострадав, последи огнем священную твою душу Господу предал еси,/ отонудуже и даров исцеления от Него сподобился еси прияти,/ великомучениче Никите./ Моли Христа Бога, спастися душам нашым.

Мученик Твой, Господи, Никита/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Прелести посек державу стоянием твоим/ и победы приим венец во страдальчествех твоих,/ со Ангелы, славне, радуешися,/ Никито тезоименитe,// с ними Христа Бога моля непрестанно о всех нас.

Му́ченик Тво́й, Го́споди, Ники́та во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего: име́яй бо кре́пость Твою́, мучи́телей низложи́, сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости. Того́ моли́твами спаси́ ду́ши на́ша.

Кре́ст Христо́в, я́ко не́кое ору́жие, усе́рдно восприи́м, и к боре́нию враго́в прите́кл еси́, и, за Христа́ пострада́в, последи́ огне́м свяще́нную твою́ ду́шу Го́споду пре́дал еси́, отону́дуже и даро́в исцеле́ния от Него́ сподо́бился еси́ прия́ти, великому́чениче Ники́то. Моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Ирмос: Мо́ря чермну́ю пучи́ну невла́жными стопа́ми дре́вний пешеше́ствовав Изра́иль, крестообра́зными Моисе́овыма рука́ма Амали́кову си́лу в пусты́ни победи́л е́сть.

Умертви́в пло́ти моея́ мудрова́ние, у́м озари́ просвети́тельною све́тлостию, твое́ воспе́ти торжество́, я́ко победи́тель всеизя́щнейш, умоля́я, о Ники́то, Христа́.

Яд от страсте́й бы́вший отложи́в, ра́ны претерпе́л еси́ кре́пце и в ри́зу че́стну страда́льчески оде́ялся еси́, от твои́х крове́й истка́нную.

Но́в же и чу́ден яви́л еси́ пу́ть страда́ния, за ны́ на Дре́ве пригвозди́вся: нача́ло бо бы́л еси́ му́чеников, Влады́ко, испове́дания и кре́пости.

Богородичен: Две́рь я́же к на́м Твоего́, Го́споди, снизше́ствия, Восто́к, и Со́лнце, и Све́т та́инственно Тя́ нарица́ем, преесте́ственно просия́, сугу́ба естество́м, Человеколю́бца.

Ирмос: Весели́тся о Тебе́ Це́рковь Твоя́, Христе́, зову́щи: Ты́ моя́ кре́пость, Го́споди, и прибе́жище, и утвержде́ние.

Тве́рдостию души́ мучи́тельская преще́ния претерпе́л еси́, му́чениче Христо́в сла́вне, Боже́ственною си́лою возмога́емь.

Пло́ти твоея́ расточе́ния и уде́с отсече́ния претерпе́в, му́чениче Христо́в всехва́льне, твою́ ду́шу приобре́л еси́.

Весели́тся о тебе́ му́чеников Христо́вых собра́ние, па́мять твою́ дне́сь соверша́ему ви́дяще.

Богородичен: Мари́е, чи́стое де́вства и честно́е селе́ние, лю́тыя стру́пы моего́ се́рдца исцели́.

Непобеди́мь яви́вся во́ин, ва́рварския ко́зни победи́л еси́ и, пострада́в, сла́вне, крепча́йше по́лк пора́товал eси́ неви́димых враго́в, те́м и диади́му прия́л еси́ побе́ды, о на́с моля́ся не преста́й, блаже́нне Ники́то, ве́рою пою́щих тя́.

Ирмос: Вознесе́на Тя́ ви́девши Це́рковь на Кресте́, Со́лнце пра́ведное, ста́ в чи́не свое́м, досто́йно взыва́ющи: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Иску́плен кро́вию Влады́чнею, страда́лец Ники́та свою́ кро́вь, ра́дуяся, прино́сит Христу́, те́мже, закала́емь, — сла́ва Тебе́, Бо́же мо́й, — вопия́ше.

Разжига́емь раче́нием Влады́чним, и́дольский, му́чениче, попра́л еси́ пла́мень и всю́ де́монскую кре́пость, зовы́й Созда́телю: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Наслажда́яся Госпо́дним виде́нием и Того́ све́тлостию насыща́яся, му́ченик, стражда́, не ощуща́ше и, ра́дуяся, зва́ше: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Богородичен: Украша́емо разли́чным светоли́тием не́бо одушевле́нное Твое́, Царя́ ца́рствующих, Христе́, Де́ва Пречи́стая, ны́не я́ко Богоро́дица сла́вится.

Ирмос: Ты́, Го́споди, мо́й Све́т, в ми́р прише́л еси́, Све́т Святы́й, обраща́яй из мра́чна неве́дения ве́рою воспева́ющия Тя́.

Кто́ мо́жет изрещи́ твои́х, Ники́то, натрижне́ний, всехва́льне, венцы́, я́же дарова́ тебе́ Христо́с, за Него́ пострада́вшу?

Му́ченицы, на земли́ по́двиги сконча́вше, небе́сное в высоча́йших от Тебе́, Жизнода́вче, воздая́ние прия́ша.

Ны́не сия́еши, я́ко свети́ло, о Ники́то всехва́льне, cве́т вторы́й быва́еши, Cве́ту вели́кому сла́вно предстоя́.

Богородичен: Све́т безле́тный на́м, подле́тен бы́вшь, родила́ еси́, Богома́ти, су́щим во тме́ жития́, и ми́р ве́сь просвети́ла еси́.

Ирмос: Пожру́ Ти со гла́сом хвале́ния, Го́споди, Це́рковь вопие́т Ти́, от бесо́вския кро́ве очи́щшися, ра́ди ми́лости от ре́бр Твои́х исте́кшею кро́вию.

Вожделе́в добро́ты Созда́вшаго, сла́вне, и отту́ду сия́ния прие́мь, му́чениче, впери́лся еси́ и, о сме́рти небре́г, Тому́ приступи́л еси́.

Теку́щих по́мыслом прие́м целому́дренным, неистощи́мая, му́чениче, предче́ствовав, те́ло твое́ му́кам, о Ники́то, c весе́лием, ра́дуяся, преда́л еси́.

Богородичен: Яко я́блоко в дубра́ве еди́ну тя́ обре́т, и чисте́йший кри́н, и удо́льный цве́т, о Богома́ти, Жени́х мы́сленный в Тя́ всели́ся.

Пре́лести посе́к держа́ву стоя́нием твои́м и побе́ды прии́м вене́ц во страда́льчествех твои́х, со Ангелы, сла́вне, ра́дуешися, Ники́то тезоимени́тe, с ни́ми Христа́ Бо́га моля́ непреста́нно о все́х на́с.

Зна́ние Твое́ вложи́в души́ мое́й, очи́сти мо́й по́мысл и Твои́х за́поведей де́лателя, Спа́се, покажи́, да возмогу́ победи́ти страсте́й мои́х ра́зная привоста́ния, победи́тельную по́честь прие́м безстра́стия, моли́твами Твоего́ до́бляго страстоте́рпца Ники́ты, Человеколю́бче: и́бо са́м на́с воспомина́ти того́ в па́мяти его́ созва́, моля́ся непреста́нно о все́х на́с.

Ирмос: В пещи́ авраа́мстии о́троцы перси́дстей, любо́вию благоче́стия па́че, не́жели пла́менем, опаля́еми, взыва́ху: благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.

Ны́не непристу́пною заре́ю осия́емь, му́чениче, пою́щия ны́не тво́й пра́здник све́том твои́м просвети́, — благослове́н еси́, Бо́же мо́й, — зовы́й, — и Го́споди.

Преудиви́шася твоему́ му́жеству во́инства Ангельская, блаже́нне, зря́ще терпели́вно стра́ждуща тя́ и глаго́люща: благослове́н еси́, Бо́же все́х и Го́споди.

Богородичен: С вы́шним ликостоя́нием безпло́тный, — ра́дуйся, Богоро́дице Чи́стая, — Гаврии́л, веселя́ся, зовя́ше Ти́, — благослове́на Ты́ в жена́х еси́, Всенепоро́чная Влады́чице.

Ирмос: Ру́це распросте́р, Дании́л, льво́в зия́ния в ро́ве затче́; о́гненную же си́лу угаси́ша, доброде́телию препоя́савшеся, благоче́стия рачи́тели, о́троцы, взыва́юще: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Всеце́лу же́ртву и прия́тну тебе́ сама́го прине́сл еси́, му́чениче непобеди́ме, и всепло́дие бы́л еси́ благово́нно Влады́це твоему́, распе́ншемуся на́с ра́ди, с весе́лием вопия́: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Зако́нне, я́ко боже́ственный хра́брник, вра́жия полки́ низврати́в, досто́йне прия́л еси́ вене́ц побе́ды неувяда́ющий от жизноно́сныя Десни́цы, Ейже ны́не предстои́ши, воспева́я: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Возлюби́л еси́ безме́рно Христа́ и Того́ Кро́ви твою́ кро́вь примеси́л еси́, и раздробля́емь ра́нами, и разли́чно убива́емь. Ему́же и ны́не, я́ко подо́бник, сца́рствуеши, вопия́: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Богородичен: Скве́рну естества́ на́шего, Христа́ ро́ждши Еди́наго Пречи́стаго, я́ве отмы́ла еси́, Чи́стая, Богоро́дице Всенепоро́чная, и херуви́м и серафи́м была́ еси́ превы́шше, вопию́щих: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Ирмос: Ка́мень нерукосе́чный от несеко́мыя горы́, Тебе́, Де́во, краеуго́льный отсече́ся — Христо́с, совокупи́вый разстоя́щаяся естества́. Те́м, веселя́щеся, Тя́, Богоро́дице, велича́ем.

Всего́ мене́ сама́го тебе́ приношу́, богоблаже́нне Ники́то, да обря́щу тя́ предста́теля ко Влады́це, спаса́ти могу́ща от вся́каго обстоя́ния, и спасе́ния Боже́ственнаго хода́тая.

Свиде́тель и́стинно бы́л еси́ и́стины, страстоте́рпче, Ипоста́сней и честне́й ны́не Истине, ра́дуяся, предстои́ши, по́двигов натрижне́ния со дерзнове́нием прие́мля.

Ко приста́нищу ти́хому приста́в, почи́ от боле́зней и венцено́сец лику́еши в раи́ с му́ченики Христо́выми. Те́м тя́ ны́не, я́ко богопросла́вленна, вси́ досто́йно сла́вим.

Богородичен: Зако́нов есте́ственных кроме́ Законода́вца рaжда́еши, пло́ть бы́вша невра́щно за благоутро́бие неизрече́нное, Благослове́нная Чи́стая, во дву́х существа́х познава́ема.

Ору́жием честна́го Твоего́ Креста́ огради́вся, страстоте́рпец Тво́й, Сло́ве, проти́вныя си́лы кре́пко препобеди́, и мучи́тели посрами́, и за Тя́ пострада́, и с Тобо́ю, Христе́ мо́й, Всецарю́, Ники́та ца́рствует.

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

28 сентября (15 сентября по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Четверг 17-й седмицы по Пятидесятнице (семнадцатой недели после великого двунадесятого праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается Попразднство Воздвижения Креста Господня, а также память 25 известных нам поименно святых и одной святыни. Далее коротко расскажем о них.

Великомученик Никита Готфский, Константинопольский, «Бесогон». Святой страдалец из числа бывших язычников, принявших истинную веру и мученический венец за верность Христу и Его Церкви в 372 году от Рождества. Именно этого святого на Руси именовали «Никитой Бесогоном» (борцом против гонителей христиан, одержимых бесами), хотя существует версия, что образ «Никиты Бесогона» — вымышленный и никак не связан с великомучеником Никитой.

Святой Никита был из готфов (готов), крещеных готфским епископом Феофилом, участником I Никейского Вселенского Собора (325 года от Рождества Христова). Именно в эти годы среди готфов стало широко распространяться христианство, что привело к серьезным столкновениям между новообращенными христианами и готфами-язычниками.

Вождь язычников Афанарих сначала потерпел поражение и был изгнан, но в итоге смог добиться реванша, после чего организовал страшные антихристианские гонения, жертвой которых пал святой Никита, выдержавший страшные пытки, не предав Христа. В итоге страдалец был брошен в огонь, где и отдал душу Господу. Однако чудесным образом честные мощи святого оказались неповрежденными.

Обретение мощей святителя Акакия исповедника, епископа Мелитинского. Этот святой III столетия прославился активной проповедью христианства среди язычников. Существуют житийные разночтения в том, какую епископскую кафедру он занимал, но в греческой традиции его почитают как святителя армянского города Мелитины. Святитель Акакий смело обличал идолопоклонников, однако разъяснял языческим властям, что христиане уважают власть императора и просят только оставить за ними право исповедовать свою религию. Епископ долгое время провел в тюремном заключении, однако избежал казни, а в итоге был освобожден и мирно отошел ко Господу в 251 году от Рождества Христова.

Мученики Максим, Асклиада (Асклипиодота) и Феодот. Святые страдальцы за Христа и Его Церковь начала IV столетия, принявшие мученические венцы в период антихристианских гонений императора-язычника Максимиана Галерия, царствовавшего в Римской империи в 305-311 годах от Рождества Христова. Мученики Максим и Асклиада были знатными жителями города Маркианополя, решительно отказавшимися предать свою христианскую веру, за что были публично избиты. Это увидел христианин Феодот, который укорил мучителей и также был схвачен и подвергнут пыткам и заточению. Позднее страдальцев бросили на растерзание диким зверям, но голодная медведица, напротив, начала ластиться к святым, а когда святую Асклиаду привязали к быку, тот встал как вкопанный. В итоге мученикам отсекли головы, а вскоре истязавшего их правителя Тириса поразила молния.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обретение мощей первомученика архидиакона Стефана. Честные мощи этого великого святого, одного из самых почитаемых угодников Божиих апостольского века, первым пострадавшего за христианскую веру, были обретены в 415 году от Рождества Христова. Святой апостол, первомученик и архидиакон Стефан был старшим среди семи диаконов, поставленных самими апостолами, поэтому его называют архидиаконом. Он был христианским первомучеником и пострадал за Христа в возрасте около 30 лет. По выражению Астерия, это был «начаток мучеников, учитель страданий за Христа, основание доброго исповедания, ибо прежде Стефана никто не изливал крови своей за Евангелие».

Обретение мощей первомученика и архидиакона Стефана. Фото: www.pravoslavie.ru

Святитель Иосиф, епископ Алавердский. Один из первых грузинских святых, сирийский (каппадокийский) старец, прибывший в земли Грузии вместе со своим учителем, святым Иоанном Зедазнийским, и основавший грузинское монашество. В Кахетии, в Алавердской степи, святитель Иосиф основал монастырь, а также обратил многих язычников ко Христу. Скончался святитель в глубокой старости около 570 года от Рождества Христова.

Пресвитер и чудотворец Филофей Мравинский. Святой праведник Х столетия, совершавший свои духовные подвиги в селе Мравино в малоазийской Вифинии. За праведную жизнь преподобный Филофей сначала был рукоположен в священнический сан, а затем получил от Господа дар чудотворений. Известно, что отец Филофей всегда помогал нуждающимся, кормил голодных. После блаженной кончины старца от его честных мощей стало истекать благовонное и целительное миро.

Святитель Симеон, архиепископ Солунский. Греческий святой XV столетия, приверженец исихазма, последователь богословия святителя Григория Паламы. Автор многих богословских трудов на литургические, канонические, догматические, апологетические, моральные, а также на исторические и даже политические темы. С 1416 года и вплоть до своей блаженной кончины в 1429 году святитель Симеон возглавлял древнюю Солунскую (Фессалоникийскую) кафедру. Владыка избежал искушения подчиниться Папе Римскому и перейти в католицизм ради защиты от турок. Сохранилось изречение святителя Симеона, которое стоит помнить всем православным христианам:

Истинное благо для людей — быть православными, а если не быть, то лучше умереть.

Священномученик Иоанн Ильинский, пресвитер (1918). Преподобномученица Евдокия (Ткаченко) (1918). Священномученики Андрей Ковалев, Григорий Троицкий, Григори Конокотин, Иоанн Яковлев, пресвитеры (1921). Преподобноисповедник Игнатий (Бирюков) (1932). Священномученики Димитрий Игнатенко, пресвитер (1935), Иоанн Бороздин, Иаков Леонович, Петр Петриков, Николай Скворцов, пресвитеры, и Николай Цветков, диакон, преподобномученица Мария (Рыкова) и мученица Людмила Петрова (1937). Святые страдальцы из числа священнослужителей, монашествующих и мирян, принявшие мученический венец во времена советских богоборческих гонений в разные годы. Прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Новоникитская икона Божией Матери. Чудотворный образ Пресвятой Богородицы, одна из древнейших икон нашей Небесной Владычицы. Явилась в IV столетии от Рождества Христова во сне великомученику Никите, чья память также совершается сегодня.

Новоникитская икона Божией Матери. Фото: www.pravoslavie.ru

Поздравляем всех православных христиан с днем этой святыни и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

Крест Христо́в, я́ко не́кое ору́жие усе́рдно восприи́м,/ и к боре́нию враго́в прите́кл еси́,/ и за Христа́ пострада́в,/ последи́ огне́м свяще́нную твою́ ду́шу Го́споду пре́дал еси́:/ отону́дуже и даро́в исцеле́ния/ от Него́ сподо́бился еси́ прия́ти,/ великому́чениче Ники́то./ Моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Крест Христов, как будто оружие смело взяв, на битву против врагов ты поспешил и за Христа пострадал, после чего и священную твою душу отдал Господу, потому и удостоился от Него получить дар исцелений, великомученик Никита. Моли Христа Бога о спасении душ наших.

Пре́лести посе́к держа́ву стоя́нием твои́м,/ и побе́ды прии́м вене́ц во страда́льчествех твои́х,/ со А́нгелы сла́вне ра́дуешися,/ Ники́то тезоимени́те,// с ни́ми Христа́ Бо́га моля́ непреста́нно о всех нас.

Перевод: Господство заблуждений ты уничтожил своим противостоянием и получил венец победы в мученичестве своем, с ангелами, прославляемый, радуешься, Никита победе одноименный (Никита от греч. νίκη — победа), с ними Христа Бога моля непрестанно обо всех нас.

О, вели́кий Христо́в страстоте́рпче Ники́то! Услы́ши моли́тву нас, гре́шных, и изба́ви нас (имена) от вся́кия печа́ли и находя́щия напа́сти, от внеза́пныя сме́рти и от вся́каго зла: в час же разлуче́ния души́ от те́ла отжени́, страстоте́рпче, вся́кую лука́вую мысль и лука́выя бе́сы, я́ко да прии́мет ду́ши на́ша с ми́ром в ме́сто све́тло Христо́с Госпо́дь Бог наш, я́ко от Него́ очище́ние грехо́в, и Той есть спасе́ние душ на́ших, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О, вели́кий страстоте́рпче Христо́в и чудотво́рче, великому́чениче Ники́те! Услы́ши нас, моля́щихся тебе́ со слеза́ми (имена), и умоли́ Христа́ Бо́га, да поми́лует нас и пода́ст (содержание прошения), да сла́вим и пое́м вели́кия щедро́ты Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и твое́ свято́е заступле́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

День памяти 15/28 сентября

Великомученик Никита принял мученическую смерть за Христа в IV в. во время междоусобной войны между готами-христианами и язычниками. Тело его было брошено в костер, однако не сгорело. Друг Никиты ночью отыскал останки мученика, и те долгое время пребывали у него, а затем были перенесены в Киликию и по причине множества чудес и исцелений сделались известными всему церковному народу. Особенно молятся вмч. Никите об изгнании злых духов.

Молитвы о помощи в разных нуждах, молитвословы, каноны, акафисты, книги для изучающих Закон Божий, творения святых отцов, богословские произведения – с доставкой во все регионы России.
Сайт: http://pravmolitva.ru/
Почта: [email protected]
Телефон: (495) 592-72-52, (495) 330-03-81, (903) 134-62-07

О чем молятся великомученику Никите

Великомученик Никита был готфским воином, жил в IV в. на берегах Дуная. Никита уверовал во Христа и принял Святое Крещение от епископа Феофила, участника I Вселенского Собора. Святой Никита ревностно распространял христианскую веру среди язычников и многих из них обратил ко Христу. Язычники схватили Никиту, подвергли его многим пыткам, а затем бросили в огонь, где он и скончался (в 372 г.). Христианин Мариан ночью отыскал тело великомученика, не поврежденное огнем и озаренное чудесным светом, и похоронил его в Киликии. Впоследствии мощи святого, прославленные многими чудотворениями, были перенесены в Константинополь.
Великомученику Никите специально молятся об утешении в печалях, о заступничестве в бедах и скорбях, защите от злых людей, гонителей и обидчиков, а также от нападений невидимых врагов. Кроме того, святого просят исходатайствовать у Господа для молящихся избавление от всякого зла, лукавых мыслей, внезапной смерти без покаяния и вечную радость в Царствии Небесном.

Молитва первая
великомученику Никите

О великий Христов страстотерпче Никито! Услыши молитву нас, грешных, и избави нас от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла; в час же разлучения души от тела отжени, страстотерпче, всякую лукавую мысль и лукавыя бесы, яко да приимет души наши с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
великомученику Никите

О великомучениче Христов Никито! Храбр был еси во бранех, и врагом прогонитель, и обидимым заступник, всем же православным христианом предстатель. Помилуй мя, грешнаго и недостойнаго, и заступи в бедах, и в скорбех, и в печалех, и во всякой злой напасти, и от всякаго злаго и обидящаго человека мя огради: тебе бо дана бысть таковая благодать от Бога, еже молитися за ны, грешныя, в бедах и напастех зле страждущия. Избави убо нас от обидящих и ненавидящих нас, буди нам всегда поборник крепок на вся видимыя и невидимыя враги наша. О великий поборниче наш Никито! Не забуди нас, всегда молящихся тебе и просящих у тебе помощи и неоскудныя милости, и сподоби ны, грешныя и недостойныя, неизреченная благая от Бога получити, яже уготова любящим Его. Яко Тому подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

© Михаил Тихомиров
Цитируется в сокращении по кн.: МОЛИТВЫ СВЯТЫМ БОЖИИМ С КРАТКИМИ СВЕДЕНИЯМИ О ЖИТИЯХ И ПОМОЩИ В РАЗНЫХ НУЖДАХ. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2017 (книга готовится к печати).

▪ Православная книга почтой
pravmolitva.ru

Тематические молитвословы, акафисты и другая православная литература.

Крест Христов яко некое оружие усердно восприим, и к борению врагов притекл еси, и за Христа пострадав, посреде огня священную твою душу Господу предал еси, отонудуже и даров исцеление от Него сподобился еси прияти, великомучениче Никито, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак святому великомученику Никите Готфскому, глас 2-й

Прелести посек державу стоянием твоим, и победы приим венец во страдальчествех твоих, со Ангелы славне радуешися Никито тезоимените, с ними Христа Бога моля непрестанно о всех нас.

Величание святому великомученику Никите Готфскому

Величаем тя, страстотерпче святый Никито, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

Молитва первая святому великомученику Никите Готфскому чтимая при порче детей, а также исцеления от «родимца»

Молитва вторая святому великомученику Никите Готфскому от нищеты

К тебе, яко скорому и избранному спасения нашего ходатаю, богоизбранному воеводе, оружием креста враги победившему, великомученице Никито, вседушно прибегаем: не отвратися от нашея нищеты, молению нашему внемли, и от бед нас и град сей сохрани. Простри руку твою, скорую помощь подающую, управи ум наш от пагубоносных разсеяний, и сердца наша оскверненная очисти, освяти и горе имети утверди. От враг видимых и невидимых нас сохрани, да над страстьми победители явимся, творяще святыню во страсе Господни, и всякое уныние поправше, радоватися о Господе начнем; и тако твоими ходатайствы, во смирении и простоте сердца, сподобимся до последняго издыхания боголепно Отца и Сына и Святаго Духа воспевати и твоя боговенчанныя подвиги и чудеса прославляти во веки веков. Аминь.

Молитва третья святому великомученику Никите Готфскому в скорбях и печалях читаемая

О, великомучениче Христов, Никито! Храбр был еси во бранех, и врагом прогонитель, и обидимым заступник, всем же православным христианом предстатель. Помилуй мя грешнаго и недостойнаго, и заступи в бедах, и в скорбех, и в печалех, и во всякой злой напасти, и от всякаго злаго и обидящаго человека мя огради: тебе бо дана бысть таковая благодать от Бога, еже молитися за ны грешныя, в бедах и напастех зле страждущия. Избави убо нас от обидящих и ненавидящих нас, буди нам всегда поборник крепок на вся видимая и невидимая враги наша. О, великий поборниче наш Никито! Не забуди нас всегда молящихся тебе и просящих у тебя помощи и неоскудныя милости, и сподоби ны, грешныя и недостойныя, неизреченныя благая от Бога получити, яже уготова любящим Его. Яко тому подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва четвёртая святому великомученику Никите Готфскому о прощении грехов

О великий Христов страстотерпче Никито! Услыши молитву нас, грешных, и избави нас (имена) от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла: в час же разлучения души от тела отжени, страстотерпче, всякую лукавую мысль и лукавыя бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва пятая святому великомученику Никите Готфскому от греховных помыслов

В православной церковной истории есть два наиболее известных святых, носящих имя Никита: Никита Бесогон и великомученик Никита Готфский. Их имена, даты почитания и славные дела во имя Господа нашего Иисуса Христа так сильно переплелись, что мы, покупая икону или образок, порой не знаем, кто на ней изображен, тот ли Никита, о котором мы думаем и которому молимся.

Никита Бесогон и Никита Готфский! — воскликнет кто-то, — так это одно и то же лицо! Ему возразят: ну что ты, это два абсолютно разных человека. Но как же так, — скажет первый, — у меня дома икона есть, на ней так и написано «святой мученик Никита». Да нет, — ответит второй, — надо, чтобы было написано «святой великомученик Никита» и желательно с прозванием — Готфский. Но позвольте, — начнет волноваться тот, кто начал этот диалог, — он же изгоняет бесов, и на иконе это запечатлено. И услышит в ответ: Нет брат, он может и изгоняет бесов, но на иконах этого не изображено…

Никита попирает беса Воин Никита попирает вражеские
полки

Никита Бесогон — сын царя Максимиана, пострадал за веру в Константинополе. Брошенный в темницу отцом-язычником святой подвижник не отступился от Христа. В заточении к нему явился бес, жалеющий соблазнить юношу, но тот с Божьей помощью смог изгнать незваного гостя. Умер сей подвижник в преклонных годах, предварительно подняв народ на восстание против отца-безбожника.

Поиски Максимиана, у которого был столь благочестивый сын, ни к чему не привели. Кроме императора Максимиана Геркулия автор не нашел иных правителей с таким именем и титулом. Но Геркулий не тот персонаж, от которого следует отталкиваться в поисках Никиты. У императора было две дочери и сын Максенций, отличавшийся большим распутством и жестокостью. Следовательно, царь Максимиан, отец Никиты вымышленный персонаж или неизвестный нам царек небольшой римской провинции в Малой Азии.

Подвиг Никиты Бесогона известен нам по апокрифам — произведениям, не вошедших в число книг утверждённых церковными соборами. Святой Никита почитался в старообрядческой церкви вплоть до конца XIX века. Дни почитания до церковной реформы — 15/28 сентября.

Вывод: личность Никиты Бесогона малореальная, скорее выдуманная.

Никита Готфский — полководец живший на берегах Дуная, крещен был в Тавриде (Крым) епископом Феофилом, всю свою жизнь воевал против готского короля Атанариха (церк. написание — Афанарих), бывшего язычником и яростным гонителем христианской веры. Будучи разбит, Атанарих смог оправиться и разгромить христиан. Вернув себе трон, он воздвиг великие гонения на веру Христову. Многие были замучены, в том числе и воин Никита. После жестоких мучений и требований отречься от веры, святой был брошен в огонь, где и почил (372 г.). Душа отошла к Господу, но тело не сгорело. Впоследствии благочестивые люди перенесли тело святого великомученика в Константинополь.

Деяния Никиты Готфского, епископа Феофила и его последователя Урфилы (Вульфила) отражены в исторических документами. Так, в частности, о Феофиле сообщает Евсевий Кесарийский в книге «О жизни блаженного василевса Константина» и Сократ Схоластик в книге «Церковная история», Урфила является создателем готского алфавита, а Атанарих — король вестготов, правил в 363—381 годах.

Выводы: личность Никиты Готфского вполне реальная и документально подтвержденная. Подвиг вмч. Никиты Готфского запечатлен в книге «Жития святых» и почитается в церкви 15/28 сентября.

И тут начинается самое главное. В умах людей произошло слияние образов, смешение их подвига и дат почитания. Вроде два разных человека, две разных судьбы, но их деяния настолько переплелись, что и по сей день вызывают некую путаницу в восприятии образов, в отношении к самим святым и к их иконографии.

Еще в средние века события, изложенные в житиях обоих мучеников – Никиты Готфского и Никиты Бесогона, стали восприниматься как относящиеся к одному и тому же лицу. И в первую очередь этому слиянию поспособствовало изображение обоих святых, не дающее четкого разделения: кто есть кто?

Даты почитания: Память Никиты Бесогона праздновалась 15/28 сентября, то есть в тот же день, что и память великомученика Никиты Готфского, военачальника-христианина, пострадавшего за веру от царя готов Афанариха.

Образ: Оба с бородой, оба одних лет, чуть удлинённая форма лица, волосы темные, иногда русые.

Текст на иконе: Когда изображен Никита Бесогон то пишут: Святой мученик Никита или Святой мученик Никита, побивающий беса. Если на иконе образ Никиты Готфского то всегда пишут: Святой великомученик Никита, Христов воин Никита или Святой Никита воин.

Надпись: Святый мученик Никита Надпись: Христов воин Никита

Надписи на иконе: Контрактура (лат. стягивание) — самое сложное место в иконографии. Главное правильно прочитать сокращение, обычно написанное на старорусском, церковнославянском или на греческом языке. Отсутствие знаний порой не дает нам представление или вообще оставляет нас без понимания — кто перед нами и, что написано на иконе. На иконах Никиты Бесогона используется только древнерусское написание, но встречаются и надписи на церковнославянском — списки со старообрядческих икон XIX века. На иконах Никиты Готфского надписи могут быть на греческом, сербском и на церковнославянском. В отличие от общепринятых сокращений (сты., свт., влмч., вмч.) над контрактурами ставится надстрочный знак сокращения — титло. Ниже даны примеры контрактур слова «святой» и «мученик».

Святой. Русь XVII в. Святой. Греция XVI в. Святой. Сербия XIV в. Мученик. Русь XVI в.

Место смерти и погребения: Как сын царя — Никита Бесогон жил в Константинополе. За свою веру был брошен в темницу, где подвергся пыткам и искушениям. Выйдя из темницы крестил множество человек и в последствии почил в Константинополе. Никита Готфский был казнён в 372 году через сожжение в пределах Томитанской епископии, в Бессарабии. Согласно житию, огонь не опалил тело святого и оно было погребено в Киликии его другом Марианом. Позднее мощи были перенесены в Константинополь, а часть мощей в сербский монастырь Высокие Дечаны (где и находятся по настоящее время).

Место действия: В случае с Никитой Бесогоном это всегда темница, арочные своды, крепостные стены, ворота и башни по бокам. Никита Готфский всегда изображается на золотом или голубом фоне, иногда на поле битвы.

Никита Бесогон попирает беса кнутом Вмч. Никита Готфский с мечом и щитом

Одежда: В иконографии Никита Готфский — прежде всего воин, который всегда изображается в доспехах, с мечом или копьем. Полководцу положен плащ (сагум) алого цвета — символ военачальника, командира. Одежды же Никиты Бесогона различны: то это короткая туника, то плащ, то кафтан, а иногда и воинские доспехи с красной накидкой через плечо.

Никита Бесогон в кафтане и с палкой Никита Готфский в латах, с крестом и мечом

Оружие: В руках у Никиты Готфского всегда боевое оружие: будь то копье, меч, лук или щит. И даже если одна рука держит крест, то вторая всегда покоится на мече. В руках Никиты Бесогона встречаем кнут, палку, кандалы (как символ темницы и заточения), и святой при этом всегда гонит беса. Меч на поясе и в ножнах, как атрибут власти.

Мч. Никита Бесогон с мечом и кнутом Вмч. Никита Готфский с мечом и копьем

Совпадения: текст на иконах, типаж, доспехи, меч, алый плащ и место последнего упокоения.

Вот эти вольные или невольные совпадения путают людей, не вникающих в суть иконографии и не знающих, что Никита Бесогон не упоминается в христианской литературе с начала XVIII века.

До начала церковного раскола (1666 г.), из двух святых — Никита, изгоняющий беса был самым известным и почитаемым в народе. Апокрифическое «Житие Никиты» включалось в Прологи (сборники кратких рассказов о святых) и Четьи-Минеи, однако реже, чем каноническое Житие Никиты Готфского.

При Петре I, после учреждения Святейшего правительствующего Синода, ставшего высшим органом церковно-государственного управления Русской православной церковью, все святые подверглись цензуре. Апокрифическое житие Никиты, сына царя Максимиана, попало в список христианской литературы, запрещенной для чтения, и имя Никиты Бесогона исчезло из церковного календаря. Его почитание было перенесено на великомученика Никиту Готфского. Два образа как бы слились в один, и дела одного святого мы непроизвольно приписываем второму святому.

В вопросах почитания надо быть очень внимательным и осторожным. Посещая Никитский монастырь или одноименный храм, лучше спросить во имя какого святого он освящен, скорее всего, во имя Никиты Готфского, но может быть и во имя Никиты Столпника или Никиты Исповедника, но никак не во имя Никиты Бесогона.

Приходя в храм, освященный во имя вмч. Никиты Готфского, не ищите икон, на которых святой изгоняет бесов — не тот образ. Ищите святого заступника с оружием в руках: и не важно, что это будет — крест или меч. Святой Никита Готфский всегда придет вам на помощь, только помолитесь ему с верой и надеждой, чтобы не оставил, услышал и помог, особенно тем, кто проходит службу в вооруженных силах, и тем, кто на поле боя.

Видео (кликните для воспроизведения).

«…Христолюбивому воинству буди соратай и помощник на враги, и всем людем православным яви твое святое заступление: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози» (текст молитвы святому вмч. Никите Готфскому).

Никита готфский молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here