Нужно ли при домашней молитве одевать платок

Самое детальное описание: нужно ли при домашней молитве одевать платок специально для посетителей нашего ресурса.

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

В 1-м послании к Коринфянам прочла о том. что «жена, молящаяся с непокрытой головой, постыжает свою голову». В храмах, конечно, все женщины молятся в платках. Но выйдя за ворота храма, большинство женщин снимает их. На улице, на работе — все ходят без платков. А вот как быть дома на молитве? Обязательно надевать платок или нет?

Наталия Муленкова, г. Самара.

Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

Марина спрашивает:
Доброго дня! Скажите пожалуйста я начала постится впервые. И перел началом поста сходила в воскресенье в храм на службу, где Батюшка благословлял всех прихожан на пост. И вот многие у него брали разрешение на принятие определенной пищи. Я тоже попросила на таорог. И батюшка сказал , что если уж совсем не вмоготу , то иногда съеште творог. Сегодня третий день , я вчера немного поела с тертой тыквой. Скажите правильно ли это? И сильно я грешу , что так делаю?

о. Александр отвечает:
Здравствуйте, Марина ! Пост и молитва — это наши дары Богу, который воспитывают в нас добродетели воздержания и пребывания пред очами Божиими. Т. е. пост и молитва — средство, а не цель подвига Великого Поста. А средства могут быть более или менее сильными. Необходимо избрать СВОЮ меру поста, чтобы не нарушать его. Можем отказаться от мясных продуктов — хорошо, можем ещё отказаться от молочного — ещё лучше, попробуем обойтись без рыбных продуктов — Бог в помощь. Серафим Саровский сказал, что от хлеба и воды ещё никто не умер. Выберите ту меру, которую можете понести, и благословясь, начинайте. Целью же является наше очищение от грехов в Таинстве Покаяния и соединение со Христом в Причащении.

Константин спрашивает:
Как правильно соблюдать пост среды и пятницы? Ведь пост среды начинается со вторника и так же пятничный , а с каких до каких часов? Заранее благодарю.

о. Александр отвечает:
Здравствуйте, Константин. Устав, касающийся пищи, и Устав Богослужений — это не одно и то же. Вечером вторника ещё можно вкушать то же, что вкушали в течение дня. После 12 ночи при наступлении среды — скоромная (непостная) пища уже не вкушается. Если Вы спрашиваете о воздержании от супружеской жизни, то — да, Церковь не совершает Таинства Венчания перед средой (т.е. во вторник), перед пятницей (т.е. в четверг), и под воскресные и праздничные дни. А так же в дни многодневных постов.

Екатерина спрашивает:
здравствуйте о. Александр.надо ли надевать платок при домашней молитве?И еще, во время поста какие поклоны надо класть?Спасибо.

о. Александр отвечает:
Здравствуйте, Екатерина. Вы ведь в храме молитесь в платочке? И дома нужно сохранять благоговение во время молитвы и обязательно покрывать голову платком. А земные поклоны Великим постом в субботу и воскресенье упраздняются.

Галя спрашивает:
Доброго время суток отец Александр!Сегодня покопавшись дома в старых книгах,набрела на такую вот брошюрку «Исцеление заговорами»,знаю ,что церковь этого не одобряет,но в ней написаны молитвы,и каждый заговор начинается с молитв,подскажите,пожалуйста,можно ли пользоваться данной литературой или нет?!

о. Александр отвечает:
Здравствуйте, Галина ! Заговоры очень похожи на молитвы, поэтому различить их может только духовно опытный человек. Молитвы, которые содержатся в православных молитвословах, тексты различных богослужений Православной Церкви утверждены на Церковных Соборах и одобрены священноначалием, поэтому использование текстов, которые именуются «заговорами» неполезно и опасно.

Галина спрашивает:
Благодарю батюшка.А накануне какие читать молитвы,что можно,что нельзя делать?

о. Александр отвечает:
Если Вы спрашиваете об Исповеди, то кроме раскаивания в содеянных грехах — больше ничего. Обычно, говоря о Таинстве Исповеди, человек имеет в виду, что он будет ещё и причащаться. Тогда нужно накануне попоститься три дня. И прочитать совмещённые каноны (Господу, Пресвятой Богородице, Ангелу-Хранителю) и последование ко Святому Причащению. Всё это есть в православном молитвослове. Быть на вечернем Богослужении, после 12 часов ночи и до самого Причастия на Божественной Литургии ничего не есть и не пить.

Галина спрашивает:
Батюшка,добрый вечер,подскажите пожалуйста,как правильно готовиться к исповеди.

о. Александр отвечает:
Галина, добрый вечер! Купите в церкви брошюру «В помощь кающимся.» В ней подробно рассказывается, что есть грех, перечисляются наиболее распространённые. Можете выписать на листочек из этого списка то, что находите в себе и в чём раскаиваетесь. И идите с ним на исповедь.

Надежда спрашивает:
Добрый день отец Александр,хочу узнать у вас, можно ли совершать домашние молитвы по краткому молитвослову?

о. Александр отвечает:
Если в этот молитвослов входят утренние, вечерние молитвы и последование ко Святому Причащению, то можно.

Марина спрашивает:
Здравствуйте батюшка.Хотела задать вам вопрос,скажите ведь почти в каждом человеке живёт некая сущность(бесы),как можно избавиться от них.

о. Александр отвечает:
Сей род (т.е. бесы) изгоняются молитвой, воздержанием, участием в Богослужении. Само по себе беснование не губит душу человека, потому как Бог не попускает. Но если нет изменения в духовной жизни, то это может быть духовно опасно.

Галина спрашивает:
Батюшка,у меня имеется брошюра ПОЛНАЯ ИСПОВЕДЬ и в ней очень подробно расписано,а по ней можно?

о. Александр отвечает:
Если издательство церковное или эта книга напечатана с благословения священноначалия, то можно.

Галина спрашивает:
Здравствуйте, отец Александр,мне 23 г. Ни разу в жизни не исповедовалась и не причащалась,хотела спросить у Вас,как правильно каяться? Помогает ли батюшка на исповеди?

о. Александр отвечает:
Здравствуйте, Галина. Приобретите в церкви брошюру «В помощь кающимся», по ней готовьтесь к исповеди. Выпишите на листочек то, в чём Вы каетесь. Во время исповеди прочитайте с этого листочка грехи. Если священник сочтёт нужным — то поможет во время исповеди.

Ношение платка напрямую связано с традицией общества, в которой живет женщина. Конечно, ношение платка имеет давнюю традицию, однако она была нарушена и не для всех приемлемо в кругу своего общения носить платок. Некоторые профессии требуют от женщины ношения формы, которая не предусматривает ношения платка.

Не стоит в погоне за внешним атрибутом – платком, создавать лишние препоны для воцерковления тем, кто еще не крепок в вере. Но, если женщина носит платок, то это весьма похвально, так как внешняя одежда, для новоначальных особенно, влияет на внутреннее состояние.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

В 1-м послании к Коринфянам прочла о том. что «жена, молящаяся с непокрытой головой, постыжает свою голову». В храмах, конечно, все женщины молятся в платках. Но выйдя за ворота храма, большинство женщин снимает их. На улице, на работе — все ходят без платков. А вот как быть дома на молитве? Обязательно надевать платок или нет?

Наталия Муленкова, г. Самара.

В наше время эта тема практически не рассматривается с богословских позиций, а лишь принимается как вещь, которую не обсуждают. Некоторые посмеиваются над благочестивыми женщинами, соблюдающими эту традицию, другие покрывают голову перед входом в храм, только для того, чтобы не соблазнять остальных прихожан.

Хождение в храм Божий с покрытой головой для женщины — древний христианский обычай, основанный на словах апостола Павла в его послании Коринфянам: «. жена должна иметь на голове знак власти над нею, для Ангелов». Апостол Павел рассуждает в своем послании, что женщина, молящаяся с открытой головой, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Мысль о том, что голову должна покрывать лишь замужняя женщина, ясно выражается в словах апостола: «Итак, муж не должен покрывать голову, потому, что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Кор., 11, 7-9).

Апостол говорит о том, что покрывало — это знак власти мужа над женой. А потому из контекста следует, что незамужняя девушка может не покрывать своей головы. Однако в Православной Церкви есть благочестивая традиция покрывать голову и девочкам по примеру Пресвятой Богородицы, которая, оставаясь Девой, покрывала в знак смирения свою голову.

Муж и жена обладают равными правами в отношениях с Богом, но что касается устройства семьи, то они не равны. Это иерархическое соподчинение. В соответствии с Божьим законом, главой семьи является муж.

Блаженный Феофилакт объясняет, почему мужчина не должен покрывать свою голову или носить длинные волосы: «Тот, кто от Бога создан свободным и самовластным, но сам унижает себя как подчиненного, постыжает Христа, Который есть глава его»

Современной женщине-христианке было бы правильнее надевать скромные вещи, не привлекающее особенного внимания. Это касается одежды, обуви и головного убора.

Что же касается домашней молитвы, то здесь лучше руководствоваться соображениями такта, исходить из обстановки в семье. Если женщина подчиняется Церковному установлению и покрывает голову, вставая на молитву, она получает награду от Господа за свое смирение и послушание Церкви. Если же это нарушает семейный мир, вместо молитвенного умиротворения приносит соблазн и раздоры между ближними, тогда требуется еще большая мудрость, еще большее смирение, то есть молиться втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (см. Мф. 6, 18).

Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань. 05.11.2004

BLAGOSLOVITE OTCHE!HOROSHAJA STATJA OTSA SERAFIMA, KROME ODNOI «DETAL’JI «— PROSTITE, NO, ETA NE VERNO BUDET RAZMISHLIAT’ IZ KONTEKSTA SLOVA APOSTOLA PAVLA (1-KOP.,11, 7-9) SHTO TOLKO ZAMUSZHNAJA DAMA OBIAZENO POKRIVAT GOLOVU V TSERKVE. VSE DAMI POKRIVAYUT GOLOVI —DASZHE YESLIJ NE ZAMUSZHEM. AMIN’. ZDES’ V AMERIKE, OTKUDA I JA, IZ-ZA DUHA LUKAVOVO MODERNIZMA, TO NE VSE DEVUSHKIJ POKRIVAYUT GOLOVU, UVIJ!! NO, NASHIJ BATIUSHKIJ I EPISKOPIJ VSEGDA UCHAT’ SHTO VSE DEVUSHKIJ—TE S MUSZHJIAMIJ I TE BEZ MUSZHIAMI NOSIAT KOSINKU V TSERKVE… ( I ETA NE UNISZHENIJE—A, NAOBOROT-VELIKAYA CHEST’ DEVUSHKAM. SMOTRITE NA IKONIJ —VSE SVIATIJE DAMI V IKONAH S POKRITAMI GOLOVAMI—I TE V IKONAH SHTO BEZ SUPRUG, TOSZHE POKRITIJE. (a, zimoi za to devushkam udobnei tak kak kogda holodno ,to oni mogut odet’ teploye nad golovoi v Tserkve, a nam parniam—nu, nado terpet holod v tserkvi BEZ pokritoi golovoi, yestestveno…)

как бы хотела ходить в платке..и как жаль что сейчас, если и одеть платок и пройти по улице, то сразу привлечёш к себе внимание, а то и смех.

Вопрос то наболевший.А как бы хотелось в платке ходить!Мы привыкли следовать моде,а в платке тоже ведь можно выглядеть мило и привлекательно!

Я бы с радостью ходила в платке, потому что когда его надеваю, сразу вспоминаю, что он значит, и становлюсь кротче и смиреннее. Но, увы, дух нашего времени таков, что с женщиной в платке даже разговаривать не станут, посчитав её или сектанткой, или религиозной фанаткой. Я и сама от таких держусь подальше. А как бы хотелось, чтобы платок на голове у женщины был обычным явлением. Спаси нас, Господи, и помилуй!

Здесь можно найти ответы на интересующие вас вопросы, касающиеся православия. Делитесь так же своим опытом и знаниями.

Также вы можете задать свой вопрос священнослужителю в специальном проекте сети «Елицы» – «Вопросы батюшке»: https://dialog.elitsy.ru

Батюшка, говорят, что семья- малая Церковь, и мы стоим в Храме с покрытой головой, а в доме перед иконами стоим без платка. Скажите- ведь это неправильно- икона и дома же остается иконой?

Отвечает прот.Дмитрий Смирнов:
«Если Вам кажется это неправильным, то Вы можете хоть зимнюю шапку надеть, кто ж Вам в этом будет указывать?
Но, если Вас раздражает, что кто-то делает иначе-это Вы уже нарушаете Ваши прерогативы, поэтому, дома иконы, не только дома, еще на башнях Кремля иконы, так что иконы у нас везде, даже, если хотите знать- Крест Христов, который украшает купола наших Церквей- это есть тоже икона. И Вы можете сделать выбор в пользу того, чтобы всегда ходить с покрытой головой.
Но если кому-то по разным причинам, ну например, Апостол Павел сказал, что если женщина с непокрытой головой- пусть тогда стрижется.
Современные женщины в 99 процентах случаев стригутся, так что они могут ходить с непокрытой головой, потому что они внимательно и скрупулезно выполняют рекомендации Апостола Павла.
Если Вы считаете правильным- молитесь и дома с покрытой головой, и многие так делают, и кто за это осудит.
Но, если это и грех- это грех- самый маленький из тех, что мы совершаем в нашей жизни.»

Батюшка, доброго дня, вечера. Когда в наш город привозили мощи святых, я брала платочки. приложенные к данным святыням. Время прошло с тех пор достаточно, платки загрязнились. Можно ли их стирать и будут ли они после стирки обладать силой данной им мощами. Спасибо.

Отвечает иерей Игорь Сильченков:

Бог благословит! Спаси Господи. Я думаю,что благодать не смывается моющими средствами. Как и вера. Ведь это духовные понятия. А моющие средства относятся к материальным предметам. Так что, если есть необходимость постирать, постирайте.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Женщина издревле ходит в храм с покрытой головой – это древний обычай, который зародился на основе слов апостола Павла. Апостол говорил, что жена должна на голове иметь символ, который обозначает власть над ней. Это необходимо, прежде всего, для Ангелов.

Отсюда зародилась традиция покрывать голову при входе в церковь. Согласно апостолу, если женщины молится и при этом ее голова открыта, это является постыдным. Непокрытая голова приравнивается к обритой. Этими словами апостол подчеркивал постыдность одежды современных женщин, которые показывают свое тело. Мужчина имеет право ходить в церковь с открытой головой.

Кстати, в античной культуре голова прикрывалось как знак скромности. Волосы в то время считались наиболее ярким атрибутом женской привлекательности и красоты. Семейные женщины не имели возможности ходить с распущенными волосами, и обязаны были носить такой головной убор, как платок. Платок являлся показателем того, что женщина занята и принадлежит мужу. Покрытие головы платком тесно связано с еще одним моментом. В древности, прорицательницы и жрицы, впадая в исступления, распускали свои волосы.

Таким образом, они показывали свой мистический экстаз, символизируя абсолютную отрешенность от общественного мнения. Однако, Апостол не связывает данный факт с требованием посещать церковь в платке. Он обуславливает такую необходимость тем, что общение с Богом должно быть чинным и чистым. Женская одежда должна находиться в определенном согласии с христианским учением.

Учение трактует, что женщина не должна подчеркивать свою фигуру и украшать одежду. Если вся остальная одежда выглядит неприлично, то платок на голове не имеет никакого значения. Наоборот платок в таком случае подчеркивает еще большее бесстыдство женщины и вызывает соблазн у других людей. Апостол Павел подтверждает свое отношение к женщинам, как к подчиненным перед требованиями мужа и перед Богом.

В наше время одежда несет совсем другое смысловое значение. Женщины одеваются, отдавая дань моде, которая не основывается на христианских учениях. Женщины ровняются друг на друга, красуясь приобретенными новинками. Согласно христианскому учению, не стоит стесняться скромных одеяний и обращать внимание на внешний облик других, беспокоясь о том, что люди не так поймут и буду иметь плохое мнение.

Апостол гласил, что одежда верующего человека не должна быть вызывающей, а выглядит скромно, сдержанной и не является предметом привлечения всеобщего внимания. Если сохранять все обычаи, предложенные церковью, то человеку гораздо легче настроится на молитву и остаться наедине с самим собой и Богом.

Если человек посещает церковь, значит, он верует и поэтому ему необходимо придерживаться определенных требований, несоблюдение которых считается постыдным. Следовательно, исходя из вышесказанного, верующие считают нецелесообразным ходить в церковь без использования платка.

Здравствуйте, уважаемая Емилия.

Если Евангелие не стоит наряду в Вашем молитвенном правиле, то читать его можно и сидя, хотя это и будет определенным послаблением к читающему.

Про платок можно ответить словами ап. Павла: 1-е Коринфянам 11 глава.

«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей [знак] власти [над] [нею], для Ангелов. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою [головою]? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?»

Видео (кликните для воспроизведения).

Ношение платка на голове является для православной женщины не только данью традиции, но и древнейшим символом — символом подчиненного положения женщины. Согласно библейскому и христианскому учению, женщина в Церкви не имеет самостоятельного служения, но только через мужчину. Мужчина может служить Господу, а женщина нет. Мужчине должно проповедовать, учить, а женщине нет. Вне Церкви и женщина может учить, и совершать свой служение, но не вопреки мужчине-священнослужителю. Также и в семье, согласно библейскому положению, женщина не может властвовать над мужем, но должна покоряться ему, о чем и свидетельствует покрытой головой. Также и в Церкви, женщина покрытой головой свидетельствует о своем смирении перед мистико-исторической своей ролью. Таким образом, платок на голове женщины может рассматриваться не только как традиция, но и как глубоко исторический символ женственности, восходящий к Еве, праматери нашей. Если Вы не намерены использовать этот символ в своей домашней молитве, можете его не использовать. Платок — древнейший символ и вся Церковь наполнена подобными символами. Да, платки ныне стали только традицией русской церкви. В остальных странах, ну, кроме наверное Португалии, женщины и в храмах ходят без платка.

Здесь можно получить или найти ответы православных священников на вопросы, касающиеся ваших духовных поисков или получить духовную консультацию по бытовым, житейским вопросам.

Задать вопрос православному священнику очень просто:
В «Елицах» работает проект «Вопросы батюшке» https://dialog.elitsy.ru
Каждый православный христианин должен совершенствовать свои знания о православной вере.

Вопрос: Как должна ходить женщина дома и на улице, на работе: — В платке, или нет? Мы воцерковились пять лет назад, с тех пор хожу в платке. Сейчас работаю в монастыре, там все женщины ходят в платках. Но бывает, в других приходах, что матушка настоятеля ходит в платке, только в храме, а потом снимает. Ведь по слову апостола Павла: «женщина должна ходить в платке, иначе пусть стрижется». Летом бывает жарко в платке, хочется его снять, я пару раз пыталась так пройти, испытала чувство, будто я раздета. Да, и муж говорит: — Чего не одела платок? Стыдно. Правильно ли это? Или это искушение просто?

Конечно же, любая молитва доходит до Бога, более того, молиться надо всегда, даже в той, ситуации, когда человек находится совсем без одежды. Но чтение домашнего молитвенного правила – утренних и вечерних молитв женщине лучше совершать в платке, так как внешний вид влияет на внутреннее состояние. Так что я бы Вам рекомендовал молиться и дома с покрытой головой.

Смотрите также:

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав по адресу: [email protected]

1-е Послание Кор. Св. Ап. Павла гл.11:
5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая;
6 Ибо, если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается
7 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа…
10 Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов…
13 Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?
14 Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
15 но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
Толкование блж. Феофилакта Болгарского:
«Как же не бесчестие для мужа растить волосы, когда он чрез это принимает вид женщины и, поставленный для господства, принимает знак подчинения? Но для женщины ращение волос есть честь, потому что она сохраняет в сем случае собственный чин, а сохранение своего чина — для каждого честь. Для чего же нужно надевать и другое покрывало, если волосы служат одеянием? Для того, чтобы выразить свою подчиненность не одной только природой, но и свободным произволением».

Интересно, как мой внешний вид меня в платке дома, что само по себе абсурдно, может повлиять на моё внутреннее состояние?

Обязательно ли женщина должна покрывать голову платком? В повседневной жизни я платок не ношу, а ведь нужно молиться везде и всегда. Женщина должна покрывать голову в церкви это понятно, а нужно ли одевать платок во время домашней молитвы?

Обязательно ли женщина должна покрывать голову платком? В повседневной жизни я платок не ношу, а ведь нужно молиться везде и всегда. Женщина должна покрывать голову в церкви это понятно, а нужно ли одевать платок во время домашней молитвы?

В наше время существует благочестивая традиция: в храме женщины покрывают голову, а мужчины снимают головной убор. Как появилось это «предписание»? И значит ли, что и во время домашней молитвы женщинам стоит покрывать голову? Можно ли приходить в храм не в платке, а в шапке? Разрешается ли девочкам находиться в церкви с непокрытой головой? В этой статье мы рассмотрим, как появилась традиция покрывать голову, что она означала для христиан в первые века и насколько соотносится с нашим временем.

Что говорит апостол Павел о покрывании головы?

Среди христиан бытует мнение, что покрытие головы — одно с главных требований к внешнему виду женщины в храме.

Подкреплено оно словами с Первого послания апостола Павла к коринфянам:

И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается (1 Кор. 11:5-6).

Дальше апостол раскрывает смысл покрывания головы именно для женщин.

Во-первых, покрытие головы — это символ подчинения жены. Подчинения кому? Своему мужу и Богу. Только не стоит воспринимать слово «подчинение» в смысле семейной тирании.

Как в Церкви главенствует Христос, так в малой церкви — семье — главенствует муж. Главенство мужа проявляется в его заботе и ответственности за супругу и детей.

Во-вторых, покрытие головы указывает на смирение и целомудрие женщины. Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, надо обратиться к тем историческим реалиям, в которые апостол Павел писал обращение к коринфянам.

Почему в древности женщины не распускали и не стригли волосы?

Представьте себе, что вы находитесь в Коринфе І века. Это богатый греческий город с двумя портами, 700 тысячами населения, представителями разных культур и вероисповеданий. В Коринфе выстроено много языческих храмов, один из самых известный посвящен богине любви и плодородия Афродите. В этом храме процветает культовая проституция. Служительниц Афродиты легко отличить по побритой голове.

Кроме того, в городе распространена не только храмовая проституция. На улицах можно легко встретить блудниц, они привлекали внимание мужчин распущенными и не спрятанными под платком волосами.

Вот почему апостол Павел обращает внимание на покрытие головы для женщины. Если не хотите напоминать блудницу — носите головной убор, чтобы не соблазнять постороннего мужчину. Если не желаете быть похожими на служительницу Афродиты — растите волосы, ведь они — это естественный покров женщины.

Чтобы никто не сомневался в чистоте и моральности коринфских христианок, апостол и советует покрывать голову для «молящихся или пророчествующих» женщин. Это правило во многих церквах сохранилось и до нашего времени.

Как должна выглядеть современная женщина в храме?

Покрытие головы — один из важных элементов «церковного дресс-кода». Причем не важно, какой головной убор вы носите — будь то платок, шарф, шапка, берет. Апостол Павел использует слово «покрывало», а не платок, а покрыть голову можно даже капюшоном.

Девочки и девушки (считается, что приблизительно до подросткового возраста) могут находиться в храме без головного убора. Даже на православных иконах святые женщины изображаются с покрытой головой, а девочки — без покрова. Наглядно это увидеть можно на иконе святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии.

Но сегодня верующие мамы часто завязывают платочки своим дочкам еще в младенчестве, чтобы те «привыкали».

Если с наличием платка на женщине в храме все более или менее ясно, то как быть христианкам во время домашней молитвы? Разве и здесь покрытие головы — важное условие?

Можно ли молиться дома без платка?

Даже среди священников мнения по этому вопросу не совпадают.

Самые консервативные считают, что замужним женщинам стоит покрывать голову не только в храме, ведь головной убор указывает на смирение супруги и послушание мужу. Прекрасную иллюстрацию этой точки зрения можно найти еще в книге Бытия. Ревекка, жена Исаака, только вдали увидев своего будущего супруга, взяла покрывало и покрылась (Быт. 24:65).

Другие священники полагают, что этот пример стоит рассматривать в историческом и культурном контексте. В нашем культурном коде не закрепилось правило обязательного покрывания головы для женщин. Как трудно себе представить мусульманок без хиджаба, так нелегко вообразить всех современных женщин славянской внешности в платках и шарфах. Платок на голове молодой девушки, особенно в теплое время года, может привлечь дополнительное внимание и соблазнить других к осуждению.

Поэтому возникло и третье мнение: покрывать голову стоит в храме, а по возможности и во время домашней молитвы. Апостол Павел вспоминал именно молящуюся женщину, без уточнения, находится она в церкви или нет.

Протоиерей Андрей Ефанов считает, что покрытие головы во время утреннего и вечернего правила дисциплинирует женщину, помогает ей сосредоточиться на молитве.

Существует и четвертое видение: в храме женщинам стоит молиться с покрытой головой, а во всех остальных ситуациях можно и так. Тем более что апостол Павел призывает нас к непрестанной молитве, то есть к постоянному памятованию о Боге. А такая молитва не должна зависеть от внешних обстоятельств — наличия-отсутствия платков, внешнего вида, настроения, окружения, географического расположения.

Спасибо большое за ценную информацию, она очень нужна!

Будет полезно, если хоть изредка на страницах вашей газеты будут показаны модели женской одежды для православных христианок, в которых можно ходить в храм и для повседневного ношения. Трудно бывает некоторым женщинам что-то придумать, ведь хочется и православные традиции не нарушать и особенно не выделяться среди других (в семьях не всем мужьям нравится одежда правослвной женщины). Спаси, Вас, Господи!

Диакон Павел Алеппский в повествовании о посещении Руси середины 17 века пишет, что русскую замужнюю жкнщину легко отличить от незамужней — все незамужние в храме стоят с непокрытой головой, то есть именно простоволосыми. Никакими негативными характеристиками такие прихожанки не наделялись.
Похоже, что с того времени в этом отношении произошла некоторая унификация.

Благодарю всю православную газету «Благовест»

Главное, чтобы вера была, а когда есть вера, то и внешнее обличие меняется, т.к. сама себе не можешь позволить открытой одежды в храме. Я надеваю платок, чтобы не искушат бабушек, которые «всё знают» и постоянных прихожан, они делаю замечание, а потом сами просят прощения и смущаются. Так вот, чтобы никого не искушать, а спокойно молиться, зажигать свечи и не испытывать смущения я одеваю юбку пусть не длинную, но прикрывающюу колени (сейчас такие юбки вновь вошли в моду, это я для Ирины), платок и свитерок, кофту или водолазку или маечку менее открытую. Я уверяю, что сейчас наши магазины и рынки позволяют одеться модно и при это скромно выглядеть.
Простите меня.

Греческие прихожанки, кстати, стоят в храмах без платков. Неужели им апостол Павел не указ или дело в чем-то другом?

Ох, как неймется вам, Dmitry! Можно подумать, вас (и вообще хоть кого нибудь) заставляют ходить в церковь в платке. Есть традиция русская, мы-то не в Греции живем. И есть собственный выбор, который никто не отнимает, ходить в храм в платке или стоять в церкви и чувствовать себя как будто обритой наголо. Хотя сейчас ведь и многие женщины бреются, значит, им это и не стыдно…

Мне кажется, современные нравы настолько вольны, что уже просто нормальный человек кажется на фоне остальных слишком скромным. Я — за платки и длинные юбки. По-моему, это и скромно и женственно.

Тогда нужно употреблять другую аргументацию и не ссылаться на апостола Павла.
Тем более что в период святой Руси практика была иной и в платках стояли в храме не все женщины, а лишь замужние.

Dmitry, а чем вам апостол Павел не угодил? Почему на его слова нельзя ссылаться? Только потому, что в Греции (это вообще то их дело!) не носят платков? И почему вы абсолютизируете то, что во всей России женщины были в платках в церкви, а девочки/девушки — без них? Посмотрите на сельских девочек из глубинки, где моде не следуют так слепо — они со стыда сгорят если окажутся в церкви без платка.

Насколько я понимаю, нахождение в храме без платка было практикой во времена святой Руси. Об этом свидетельствует, например, сирийский путешественник диакон Павел Алеппский, посетивший Московию в середине 17 века. Наверное, равняться следеет на традиционное благочестие. Что может быть для русского православного человека традиционнее святорусских укладов? Непонятно, как можно оспаривать столь авторитетную практику, тем более являющуюся прямым следованием словам апостола Павла. По его мысли, платок — знак власти мужа.
Греция — православное государство, и утверждать «их дело» тоже странно.

Dmitry: а вы считаете, что диакон Павел Алеппский посетил ВСЮ Московию? Сомневаюсь… И опять же, ведь и в тексте статьи не сказано, мол, всем сейчасже поголовно одеть платки и только так ходить в храм. Каждый сам решает, как и в чем ходить. Сам и ответит (в том числе и за это) перед Богом.

Когда я надеваю платок в церкви… мой муж говорит, что мое лицо просто светится.
А вот мой священник особого веса этому не предает. Многие женщины в православных храмах не надевают платков. Не потому, что замужние или не замужние. Просто у каждого человека свое внутреннее представление о том, как он должен предстать перед Господом в церкви. Если я надеваю платок, то только для того, чтобы показать Господу, что я перед ним смиряюсь. Хотя в некоторые храмы у меня дома без платка вообще войти нельзя. Обязательно начнут шипеть бабушки со всех сторон… А это очень грустно. Некоторые женщины больше никогда не приходят в церковь именно поэтому. Человек слишком открыт и безащщитен, когда идет в Дом Божий. И унижение терпеть многим из нас очень тяжело…

Rada, 4to statja ne obli4aet teh, kto platki ne nosit. Eto dejstvitelno li4noe delo kazdoj zenssini.
Ja li4no v tserkvi platok nadevaju po4ti vsegda. A doma platok mne «meshaet» molitsa. Ne znaju, v 4em delo, no ne mogu sosredoto4itsa i vse. Moljus bez platka, i moe mnenie takovo-ne to glavnoe, 4tob platok bil odet, a to, 4tobi molitva ot serdtsa shla…

согласна с alena . главное не форма ,а содержание.Но входя в храм голову покрываю.

В Сербии, Греции, таких же традиционно православных странах, женщины в своем большинстве голову в храмах не покрывают. И это не вопрос веры, а вопрос традиции, просто у них так, а у нас так. И пускай так будет, я думаю хуже никому от этого не станет. А те кто подвергает обструкции тех, кто пришел в храм без платка — просто недальновидные люди, акцентирующие внимание не на том, что действительно важно.

Лучше быть послушным Апостолу,чем делать по своему(это только у протестантов приветствуется.

И тут опять вопрос ведь сказано,что если она /женщина/ не стрижется,а если у нее стрижка?

Не в платке ведь дело и не в юбке, а в том, что Бога страшно оскорбить своей небрежительностью. Помню, в Дивееве прочитала, что не ходит мужчина в женской одежде, а женщина — в мужской, ибо МЕРЗОСТЬ ПРЕД ГОСПОДОМ ВСИ ТВОРЯЩИЕ СИЕ! И это меня испугало, как мало думаешь о своей мерзости, что и ангелам, наверное, смотреть неприятно, не только Господу!
Спаси всех, Господи.

да сколько уже можно с этими платками. как со списанной торбой, ей-Богу. лично я платок одеваю в храм не по убеждению, а чтобы ко мне не цеплялись. Правильно Энрик сказал — в Греции, Сербии, Болгарии нет такой традиции покрывать голову платком. подозреваю, что это потому, что они даже в этом не хотели ассоциировать себя с муслимами, под гнетом которых долго находились. вообще полное лицемерие — как будто Бог только в храме, и не видит, что мы этот платок с головы снимаем. Бог не на платок смотрит, а в сердце человека.

Лена, торба вообще-то не списанная, а писаная
По теме: а мне просто нравится надевать платочек!

Сколько людей столько мнений. А если мы считаем себя христианами так и нужно придерживаться церковных правил. Раньше тоже одевали брюки дамы, Но на работу либо праздник женщина не одевалась в мужское платье.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

как со списанной торбой, милочка, не зная значения слова «торба» не надо коверкать слова.. и выражения ясно вам.

Нужно ли при домашней молитве одевать платок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here