Об умной молитве

Самое детальное описание: об умной молитве специально для посетителей нашего ресурса.

Что такое умная молитва, сердечная молитва. Как правильно молиться? Я имею ввиду не содержание молитвы, а чувства, мысли, настроение. Как узнать правильно ли ты молишься или нет?

В аскетической литературе встречается деление молитвы на виды: устная, умственная и сердечная. Относится это деление, главным образом, к молитве Иисусовой. Прохождение этих этапов — дело совершенных, долгими трудами поднявшихся на высокие ступени духовной жизни. Нам, далеким от совершенства, не нужно заниматься самоанализом. Иначе мы внесем в нашу духовную жизнь немало искусственного. Нам должно усвоить и опытно исполнять простые и драгоценные наставления святых отцов о молитве. Прежде всего, надо помнить, что молитва — живое, реальное общение с Богом. «Молитва есть средство для привлечения и длань для приятия всех благодатей, столь обильно изливаемых на нас из неистощимого источника беспредельной к нам любви и благости Божией» (Никодим Святогорец, преп., Невидимая брань,М.,2002, с.275). Поэтому она должна совершаться с вниманием. Приходит это не сразу. Надо явить терпение. Когда-то мы не умели читать и писать, но старание дало результаты. Так и научимся молитве. Нужно только постоянство.

Для продвижения в молитве важно полюбить ее, помня что время ее — минуты отрадного общения с любящим нас Небесным Родителем. Когда придет час совершать правило, должно начинать не сразу, а подготовить себя к молитве, настроиться на нее. На время молитвы мы должны постараться освободить ум от дневных житейских попечений. Состояние наше благоприятно для молитвенного делания, когда имеем душевный мир. Если человек с кем-то не примирился, то во время молитвы восстанут помыслы осуждения и обострятся чувства обиды и раздражения.

Наше совершенствование в молитве находится в прямой зависимости от наших достижений в духовной жизни. По мере очищения сердца и стяжания добродетелей молитва станет не только внимательной, умной, но и теплой, сердечной, живой.

Сочинение блаженного старца схимонаха и архимандрита Паисия Величковского настоятеля Нямецкого и других монастырей в Молдавии и основателя Русского Ильинского скита на Афоне

Будучи прах и пепел, преклоняю мысленные колена сердца моего пред неприступным величеством Твоей Божественной славы, и молю Тебя, всесладчайший мой Иисусе Единородный Сыне и Слове Божий сияние славы и образ ипостаси Отчей! Просвети помраченный мой ум и помысл и даруй Твою 6лагодать окаянной душе моей, чтобы этот труд мой послужил во славе пресвятого Твоего имени и в пользу тем, кои хотят чрез умное и священное делание молитвы, умно прилепляться Тебе, Богу нашему, и Тебя, бесценного бисера непрестанно носить в душе своей в сердце и на исправление тех, которые по крайнему своему неведению дерзнули похулить это Божественное делание!

Во времена старца Паисия особенным хулителем умной молитвы явился некоторый суеумный философ-монах, пребывавший в Лошенских горах в Молдавии. Против него в особенности и написан этот «Свиток», так назвал старец Паисий свою статью.

Издание третье Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. — Москва, Типо-литография П. Ефимова, Большая Якиманка, собств. дом, 1902

«Об умной или внутренней молитве» Выдающийся подвижник Православной Церкви старец Паисий Величковский родился в городе Полтаве в украинской семье протоиерея Иоанна, потомственного священника. Жизнь преподобного старца Паисия поистине удивительна. Он трудился в Российской Империи, Молдавии и Греции (на Афоне), прекрасно владел языками этих стран и, соответственно, является уникальным представителем трех поместных церквей. Его подвиг – восстановление практически утерянных монашеских традиций древней церкви – умного делания и старчества – имеют действительно вселенное значение для Православия. Труд Паисия Величковского «Об умной или внутренней молитве», в котором святой старец возвышает свой голос в защиту Иисусовой молитвы, является несомненной жемчужиной святоотеческого наследия.

На нашем сайте вы можете скачать книгу «Об умной или внутренней молитве» старец Паисий Величковский бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Некоторые монашествующие современники Паисия Величковского дерзнули хулить Иисусову Молитву. В чем старец обличил их и подробно объяснял сие делание во всех аспектах. Священная умная молитва была непрестанным делом древних Богоносных отцов наших во многих пустынных местах и в общежительных монастырях. Многие, подвигшись тайным Божественным, написали книги своих учений об этой молитве. И это было по особенному Промыслу Божию, чтобы в последние времена это Божественное дело не пришло в забвение. На умное делание никогда никто из правоверующих не дерзнул произнести хулы, но всегда все относились к нему с крайним благоговением. Но начальник злобы и супостат всякого благого дела — диавол видя, что наиболее через это делание монашеский чин преуспевает в совершенстве Божественных заповедей, и через то делается светом и просвещением миру, — начал таять завистью и употреблять все свои козни, чтобы опорочить и похулить это душеспасительное дело и, если можно, совершенно истребить с лица земли.

Какое нужно предуготовление тому, кто желает проходить это Божественное деланиеЭта Божественная молитва больше всякого другого монашеского подвига, которая, по святым отцам, есть верх всех исправлений, источник добродетелей, едва постижимые для человеческого. Поэтому, желающий обучаться этому Божественному деланию, должен, по святому Симеону Новому Богослову, предать себя душою и телом в послушание, согласное с Священным Писанием: то есть: предать себя в полное отсечение своей воли и своего рассуждения опытному старцу, боящемуся Бога, усердному хранителю Его Божественных заповедей и могущему показать путь умного делания молитвы, тайно совершаемой умом в сердце. Это необходимо для того, чтобы истинным послушанием в разуме, он мог стать свободным от попечений и пристрастий этого мира. Если же кто не сможет найти в своем наставнике опытного старца, то пусть не расстраивается, нужно возложить всю надежду на Бога. И пусть наставник, вместо истинного преподавателя, разбирается в учениях преподобных отцов наших и отсюда заимствует наставления об этой молитве. Во всяком случае, благодать Божия, молитвами святых отцов, вразумит, как научиться этому Божественному делу.

О том, что такое эта священная Иисусова молитва по качеству своему и действиюСвятой Иоанн Лествичник говорит, что молитва это общение и соединение человека с Богом, примирение с Богом, очищение грехов, мост проводящий через искушения, стена против скорбей, уничтожение браней и т.д. Так выражает свое мнение об этом молитвенном делании Святой Григорий Синаит: «Благодать Божия, премудрость Божия, или лучше — начало самопремудрости». Блаженный Макарий Великий говорит: «Кто всегда понуждает себя претерпевать в молитве, тот духовною любовью возгорается в Божественное рачение и в пламенное желание к Богу, и приемлет, в известной мере, благодать духовного освятительного совершенства». Много ещё святых отцов хвалят умную молитву и отмечают огромное количество полезных свойств для человека.

Каждый может заметить, как эта священнейшая молитва приводит человека к небесному сокровищу различных добродетелей, но не всем удается освободить своё сердце от мирских соблазнов и встать на путь обучения этим деланием.

О том, как должно в начале обучаться действованию умом в сердце этой Божественной молитвыВ древние времена делание умной молитвы воссияло на многих местах, где только имели пребывание святые отцы. Потому тогда и учителей этому духовному деланию было много. Некоторые же из них, когда увидели, что истинные и непрелестные наставники этого делания начали совсем умаляться, и опасаясь, чтобы не утратилось истинное учение о начале этой мысленной молитвы, написали и самое начало и опыт, как должно обучаться новоначальными, и входить умом в страны сердечные, и там истинно и непрелестно действовать умом молитву.

Обратимся к словам об обучении этой молитве преподобного Никифора Постника. Прежде всего, жизнь свою надо строить безмолвно, беспопечительно и со всеми мирно. Для молитвы необходимо найти отдельную комнату, затвориться, и сесть в каком-нибудь углу. Собрать свой ум, понудить себя войти в сердце вместе с дыханием. Когда же он войдет туда, те ощущения, которые за этим последуют, принесут определенный дискомфорт. Поэтому, надо приучить ум не скоро выходить оттуда, потому что сначала он очень скучает от внутреннего затвора и тесноты. Когда же привыкнет, то уже не терпит скитаться во вне, потому, что царствие небесное находится внутри нас: его-то, когда рассматриваем там и взыскуем чистою молитвою, то все внешнее делается мерзким и ненавистным. Ум, пребывая там, должен не молчащим или праздным стоять, но эти слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» иметь непрестанным делом и поучением, и никогда от этого не переставать.

«Этот окаянный Варлаам многое хулил и писал и на священную молитву, и на Божественную, что на Фаворе ( Мф. 17:5 ), благодать и осияние. Не поняв, и даже неспособный понять (да как и постигнуть это тому, кто умом осуетился, и в мечтании мысли с гордым соединен?), что значат слова: непрестанно молитеся ( 1Сол. 5:17 ) ни того, что значат слова: помолюся духом, помолюся же и умом ( 1Кор.14:15 ); также: воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви ( Кол. 3:16 ); и что посла Бог Духа Сына Своего, то есть благодать; в сердца ваша, вопиюща: Авва, Отче ( Гал. 4:6 ); также: хощу пять словес умом моим глаголати, нежели тьмы словес языком ( 1Кор. 14:19 ), – он отверг и умную молитву, или лучше, призывание Господне, которое есть и исповедание Петра, исповедовавшего: Ты еси Христос, Сын Бога живаго ( Мф. 16:16 ), и предание самого Господа, говорящего в Евангелии: еже аще что просите от Отца во имя Мое, даст вам ( Ин. 15:16 ); так же: Именем Моим бесы ижденут ( Мк. 16:17 ), и прочее. Ведь имя Его есть живот вечный: сия же, говорит, писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе живот имате во имя Его ( Ин. 20:31 ); и Духа Святого преподает призывание Христово: никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым ( 1Кор. 12:3 ), да и тысячекратно об этом сказано».

Но к чему еще, как будто недоумевая доселе, спрашиваю у вас причины вашего злохуления на эту самую существенную причину вашего языкоболия! Причины эти следующие: 1-е, не по заповеди Божией, то есть, не с испытанием, ваше чтение Священных Писаний; 2-е, недоверие учению святых отцов наших, учащих о сей Божественной умной молитве Богоданною им премудростью Духа, по силе Священных Писаний: 3-е, наконец, ваше крайнее невежество: вы или никогда, может быть, не видели и не слышали о ней в писании Богоносных отцов наших; или, если не это, то силы Богомудрых их слов вы отнюдь не разумеете – вот самая существенная причина такого вашего зломудрия.

А чтобы избавиться вам, и всем, сомневающимся о ней, от такого душевного вреда, не нахожу другого приличнейшего врачевства, кроме того, что постараюсь, сколько Господь мне Своею благодатию поспешит и поможет, указать, что Богоносные отцы наши, просвещенные Божественною благодатию, утверждают здание душеполезного своего учения об этой всесвященной, умом в сердце тайнодействуемой молитве, на недвижимом камени Священного Писания. Вы же, увидев сами явно и ясно, при содействии тайно коснувшейся душам вашим благодати Божией, истину учения святых отцов, и исцелившись от этого душевного вашего недуга, принесите Богу о вашем поползновении искреннейшее покаяние – и сподобитесь Его Божественной милости и совершенного прощения вашего согрешения.

Марк Подвижник говорит, что ум проявляет свою деятельность в свершении добра и зла. Дладох различает правые и неправые «исходы ума», первые под воздействием благодати, а вторые под влиянием Сатаны, в сторону нечистых мечтаний и наслаждений: Источник — Эзотерика. Живое Знание

«Когда мы заградим уму неправые исходы памятованием о Боге, то ум требует от нас дела, удовлетворяющего его влечение к деятельности» (Из статьи К. По лева о Диодехе. Труды Киевской Духовной Академии, 1902 г., т. 3).

Нужно дать уму Иисусову молитву, ведущую ум к правым его исходам и отвращающую от неправых исходов.

Некий монах Иоанн пришел к великому старцу Филимону и спросил: « Что сотворю, отче, да спасуя? Ум мой носится туда и сюда, и к тому, что не должно ». « Эта болезнь происходит от того, что в тебе нет еще горячности любви и к Богу и знания Его », — ответил старец и посоветовал монаху « сокровенное занятие в сердце » ( «Филока-лия»,т. 2, 214 ).

Древнецерковная апостольсокая умная молитва представляет собой особый вид тайной или духовной молитвы. Она начинается, как и внешняя молитва, и ее семь слов: « Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя », произносятся сначала вслух. Так как она совершается продолжительное время, то наступает момент, когда уста перестают произносить ее и она совершается без слов, в уме, произносится одним умом, без принуждения и усилия. По мере упражнения в этой молитве переход от внешней молитвы к внутренней совершается легче и быстрее. Таким образом, она постепенно превращается в умную молитву, одним умом произносимую. Называется она умною еще и потому, что связана с особой школой концентрации ума в сердце. Это — концентрация молитвенная и молитва в ней концентрированная или медитативная. Позднее возникла формула «внимание-молитва», так как концентрация носит в древнецерковнои аскетике название внимания.

Другой особенностью умной молитвы является ее продолжительность, непрерывность, непрестанность, и таким образом умная молитва есть один из видов « непрестанной молитвы », о которой говорят ап. Павел, Василий Великий (« монах должен непрестанно молиться ») и Климент Александровский ( Patr. M. t. 96 469 ). На высоте умной аскезы молитва совершается всегда, везде и во всякое время, даже ночью во сне.

Третьей особенностью умной молитвы является призывание в ней имени Иисуса, потому она называется также Иисусовой молитвой или умной Иисусовой молитвой, и есть обращение к имманентному, внутрисердечному Логосу-Христу, главной действующей силе в умном делании.

Умная молитва на Западе носит несколько иной характер, хотя имеет и некоторые общие черты с умной молитвой древней Церкви. Это «возможно частая молитва, заключающаяся в повторении «Патер Ностер» по 300 раз в день, или Аве, или, как у большинства средневековых аскетов, молитва к Духу Святому. Говорится также об «aktive leise Gebet» или Stillgebet. Это — также ога-ttio assidua у Фомы Аквинского, или precatio assidua, innefabile у Кассиана. Цеклер называет ее также laute oder mundluche und das leise oder Herzense-bet. Для облегчения концентрации и непрерывности молитвы св. Доминик ввел Rozekranzebet, молитву с четками, которая и стала впоследствии главным объектом протестантской критики молитвенной аскезы и аскезы вообще.

У францисканцев и капуцинов умная молитва совершалась два раза в день по два часа. Петр Алкантараский ввел в своей школе ежедневную умную молитву в течение двух часов. В евангелической церкви Stillgebet и Rosenk-ranzegbet допускается рядом с громкой молитвой. Мартин Лютер говорит о беспрерывной молитве и сам молился три часа в день. Он говорит:

« Ein Christ betet alte Zeit ohne Unterlab, aber gleich mitdem Munde nicqt betet, dach das Hers immerdar, er wache oder schlate » ( fischued. 1085 ).

Средневековые мистики различали три вида молитвы: oratio sensualis, oratio mentalis, oratio perpetua s. indesinens.

Тоже и Игнатия Лойолы. Св. Тереза различает три высшие ступени молитвы: Oraison de receuill ment, ora-sion de contemplation on и orasion de ravissse-ment et d’extase.

Умная молитва в западной Церкви есть позднейший продукт, это не Иисусова молитва и в ней нет системы концентрации ума в сердце, отсюда все специфические особенности западноцерковной мистики, выросшей на почве oratio mentalis.

Умная молитва Иисусова вместе с законченной системой концентрации ума в сердце составляет древнецерковное умное делание или умную аскезу. Молитва — это главное в умной аскезе, а метод имеет вспомогательное значение. Каллист и Игнатий говорят:

« Чистая молитва больше всякого делания. Всякий метод или прием, всякое правило потому устанавливаетея, что мы не можем еще чисто и непгрительно молиться » ( Patr., M., 142 ).

Именно молитва делает умное делание абсолютным деланием. Каллист и Игнатий говорят:

« Умное делание есть делание простое и единичное » ( Добр., 5, 414 ).

И в этом — тайна древнецерковного божественного единения. Поэтому здесь доступно созерцание единства и простоты Божества, сверхсубстанциональное созерцание благодаря развитию сердечного (духовного) ока, созерцающего Идею, Бога.

« Сочетать ум с сердцем » — так говорят аскетические писатели об умном делании, при чем наш только труд, усилие, а само дело сочетание ума с сердцем есть дар благодати, подаваемый, когда и как хочет Бог. Климент, Исихий, Иоанн Лествичник и другие называют умную молитву непрерывной памятью и «Божьей памятью». Мнемоническая функция, объединяющая все другие функции тримерии, есть в то же время логостическая функция. Умное делание может быть названо умной медитацией, так как в нем есть концентрация на определенном объекте, на внутреннем Логосе. В умном делании мы видим единство объекта медитации и молитвенного призывания, это — Логос-Христос.

В теории и практике умного делания различают следующие формы интроверзии, или «внутрь обращения» ума, отрешения его от мира:

  1. трезвение — когда ум освободился от опьянения миром и мирскими вещами,
  2. хранение ума, чувства и сердца — когда ум не принимает в себя ничего чувствительного и фантастического,
  3. затвор ума, чувств и сердца — когда ум, на высших ступенях подвижничества, достигает безмолвия и умиротворения.

Неоднократное упоминание умного делания (или умной аскезы) в предшествовавшем изложении, особенно в связи с вопросом о внимании, концентрации, медитации и молитве, могло частично уяснить природу умного делания, его центральное положение во всей христианской древне-церковной мистике, как основной формы древнецерков-ной аскезы вообще. Должен возникнуть вопрос, почему говорится об аскезе ума. Почему это делание называется умным деланием? Почему берется только деятельность ума, когда, по участию в нем духа, души и тела оно является по существу духовно-душевно-телесным деланием?

Ум называется в древнецерковной аскетике царем и владыкой чувств. Исаак Сирин называет его владычественным умом. Ум есть высшая и наиболее активная часть души и духа.

Близость его к духу по иерархической леснице делает его еще более подвижным и активным. Древнецерковные писатели называют ум легкоподвижным, и Нил Синайский и Марк Подвижник называют его приснодвижным. Марк говорит, что ум вообще бездействовать не может. Эта легкоподвижность и это беспокойство ума, выражающееся в особенности в рассеянии и парении ума, есть проявление его катастатического состояния. Поэтому Нил и Марк говорят, что нужно уму во время сосредоточения дать молитву, например, в умном делании — дать Иисусову молитву.

Наконец, аскеты говорят, что ум более всего грешен, что он — инициатор греха, и потому « с чего согрешил, с того и начинать надо ». Играет несомненно роль и родство ума с Логосом и особенная близость к Нему. Таковы причины примата ума в умном делании. Здесь нет интеллектуализма. Ум действует не один, он мобилизует все силы души и тела. В своей духовной интенции он сам становится духовным, соединяется с духовным умом, т. е. с первой силой или частью человеческого духа.

И в духе, и в душе движение начинается с ума. В умном делании ум вновь берет на себя владычественную функцию и тем самым восстанавливается иерархия, гармония и синергия духовно-душевных сил и, в конечном счете — интеграция человека, его апокатастасис. В умном делании участвуют и другие силы души, а именно неразумная душа с ее двумя силами: чувствительной или раздражительной части, Thymos, и желательной или вождевательной части, Epithimia. Неразумная душа участвует в умном делании в своей разумной интенции, Epithimia в виде вожделения к Богу, a Thymos — раздражительность, в виде душевной горячности и ревности (рвения). В этой разумной интенции неразумной души — залог ее «уразумления» и одухотворения.

Несомненно в умном делании и участие двух других сил духа: интенции воли и силы в их разумном аспекте. Умное делание разумно в полном и широком смысле, в нем все силы и способности действуют разумно.

О внимательной, умной молитве

«Молись внимательно, всем своим чувством и разумением»

Св. Ап. Павел, Послание к Ефесянам

«Тот, кто не имеет умной внутренней молитвы, тот вовсе не имеет молитвы, а только ее пустую оболочку»

Второй ступенью является внимательная молитва: ум постоянно привыкает во время молитвы сосредотачиваться и от начала до конца сознательно сопровождать ее. Постепенное внимание соединяется с содержанием слов и произносит их как свои собственные.

Чем больше делают усилий в этом направлении, тем лучше совершают молитву. Мысли все больше и больше успокаиваются.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Доказательство воскресения тел человеческих, заимствованное из действия умной молитвы В уединенной, малознаемой, малозначащей обители, стоящей между лесами и болотами, жил некоторый инок. Со страхом, с недоверчивостию к себе, с рассматриванием писаний Отеческих вникал

О рассеянной и внимательной жизни Сыны мира признают рассеянность невинною, а святые Отцы признают ее началом всех зол [882].Человек, преданный рассеянности, имеет о всех предметах, и самых важных, очень легкое, самое поверхностное понятие.Рассеянный обыкновенно

Слово о молитве умной, сердечной и душевной Кто с постоянством и благоговением занимается внимательною молитвою, произнося слова ее громко или шепотом, смотря по надобности, и заключая ум в слова, кто при молитвенном подвиге постоянно отвергает все помыслы и мечтания, не

Глава 26 О молитве Иисусовой устной, умной и сердечной Желающему непогрешительно заниматься молитвою Иисусовою надо поверять себя, свое упражнение ею, частым чтением следующих Отеческих писаний: 1) Слова о трезвении Исихия, пресвитера Иерусалимского [272], 2) Глав о

О рассеянной и внимательной жизни Рассеянный чужд любви к ближнему: равнодушно смотрит он на бедствие человеков и легко возлагает на них бремена неудобоносимые.Рассеянность в особенности вредна в деле Божием, в деле спасения.Бдите и молитеся, да не внидете в напасть 102,

Слово о молитве умной, сердечной и душевной Положив в основание молитвенному подвигу безгневие, любовь и милость к ближним, заповеданные Евангелием, с решительностью отвергни всякую беседу с помыслами и всякое мечтание.Любящие Господа! Ненавидите злая 80, увещавает нас

72 «Все должно сопровождаться постоянной и непрестанной умной молитвой» Проснись, дитя мое, следуй тому, что я тебе написал. И когда испытываешь какое?нибудь затруднение или сталкиваешься с чем?то, чего не можешь сделать без посторонней помощи, и не находишь выхода, напиши

Об умной благодатной молитве Божественный Григорий Синаит, встретив святого Максима и беседуя с ним, между прочим спросил его: прошу тебя, отче мой честнейший, скажи мне: держишь ты умную молитву? Тот, поникши немного главою, ответил ему: не хочу скрывать от тебя, честный

Об умной или внутренней молитве Предисловие старца Паисия Дошел слух до меня последнего, что некоторые из монашеского звания1 дерзают хулить Божественную, приснопамятную и Боготворную Иисусову, умом в сердце священнодействуемую молитву, созидая таковое свое

240. Общее наставление о должном монастырском житии и разъяснение об умной молитве и умном делании К Саровскому послушнику Феодору К Саровскому послушнику Александру. Будь чадом церкви искренним и содержи все содержимое ею. Будь чист и непорочен в жизни, и не допускай,

311. Повторение главных качеств приличествующих благочинному. Ответ о навыкновении умной молитве Милость Божия буди с вами! Я думаю, что вы теперь уже попривыкли к делам вашего послушания. Даруй Господи, чтоб все шло лучше и лучше. Мудрость не велика! Не пылить, терпеть,

320. О навыкновении молитве Иисусовой и образе ее совершения. Отношение ее к молитве созерцательной (умно-сердечной)

320. О навыкновении молитве Иисусовой и образе ее совершения. Отношение ее к молитве созерцательной (умно-сердечной) Милость Божия буди с вами! «Желаете навыкнуть молитве Иисусовой по образцу, прописанному в оной книге». (Рукопись Афонская: «Искатель непрестанной молитвы».

902. Ответ на вопрос об умной молитве. О представлении при молитве образа Троицы и других. Монах состоящий в прелести и заблуждении. Запрещенный Авва

902. Ответ на вопрос об умной молитве. О представлении при молитве образа Троицы и других. Монах состоящий в прелести и заблуждении. Запрещенный Авва Милость Божия буди с вами! Задолжал я вам ответами. Прошу извинения. Берусь исправить сие упущение. Не помню, ответил ли я вам

908. О поклонах и чтении псалмов. О Добротолюбии. Общение с братом из ученых. О молитве словами и умом. Пустые прибаутки своемудрствующих о молитве

908. О поклонах и чтении псалмов. О Добротолюбии. Общение с братом из ученых. О молитве словами и умом. Пустые прибаутки своемудрствующих о молитве Милость Божия буди с вами! Полюбились вам поклоны. И добре. Но не забывайте, что под поклонами должна идти молитва от сердца, — от

937. О молитве устной, умной и сердечной О молитве Иисусовой словесно, умно и сердечно совершаемой 1. Об устной. В сокращенном слове она говорится так: Господи помилуй, Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго, а в полном — так: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя

1106. При посылке оттисков защитительной статьи. Ответ о умной молитве, раскольниках и о других предметах

1106. При посылке оттисков защитительной статьи. Ответ о умной молитве, раскольниках и о других предметах Милость Божия буди с вами! Посылаю вам оттиски статьи, что в «Душеполезном Чтении». Дайте Степану Онисимовичу — 5 или 10 — для раздачи, и сами раздайте, кому знаете. — В

Доклад монахини Смарагды (Зыковой) (Свято-Введенский Толгский монастырь) на научно-практической конференции «Монастыри и монашество», проведенной в рамках регионального этапа XXIV Международных Рождественских образовательных чтений (Спасо-Яковлевский мужской монастырь, 23 ноября 2015 года).

Умно-сердечная молитва – драгоценная жемчужина в жизни монаха, на которую он покупает Царство Божие, по слову Спасителя: оно внутрь вас есть (Лк. 17:21).

В заповедях блаженств первыми упоминаются нищие духом (Мф. 5:3). Нищему свойственно просить. Наша душа, обнищавшая в грехопадениях, восчувствовав свою нищету, скорбно плачет в сердце своем, прося милости у Бога. Господь в Евангелии говорит нам: «Просите и дастся вам, толцыте и отверзется» (Мф. 7:7).

Блаженна душа, – по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), – которая молитвою непрестанно стучится в двери милосердия Божия». Мы просим не временных благ и не у смертных людей, а у единственного действительного богача, которым является Бог, Бессмертный Господь наш Иисус Христос. Все богачи земные – только временные распорядители; обладающие какими-либо благами, не могут дать вечного. Святой псалмопевец Давид нам это очевидно подтверждает: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения» (Пс. 145:3).

Господь Иисус Христос, Спаситель душ наших, призывает: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11:28). Святые отцы и Священное Писание называют Его Женихом Церковным, поэтому всякая душа христианская – невеста Христова. Чтобы душа могла возлюбить Христа, Жениха своего, она должна увидеть Его. А увидеть Его может только чистое сердце. Значит, задача всякой души христианской, а тем паче монашеской, очистить сердце свое от грехов и страстей и от всяких других помышлений.

Святые отцы непрестанною молитвой искали свою, умерщвленную дьявольской злобой, душу, оживотворяли ее непрестанным плачем, снимали с нее веревки страстей, которыми ее окутали демоны, выводили ее из греховного плена, украшали ее добродетелями, и плодами Духа Святого увенчивали ее. Они называли душу драгоценной Божией жемчужиной, сокровищем, зарытым в поле среди терний страстей и вожделений.

Святой Макарий Великий восклицал: «О, Душа, Душа! Бестелесная Умная Божия Красота и телесная многострастная безумная грешница. Светлая Возлюбленная Невеста Небесного Царя и жалкая рабыня темных вожделений и подруга блудных демонов».

Сам Бог оставил небо и пошел на взыскание души. «Он искал, – говорит праведный Иоанн Журавский, – в поте кровавом со скорбью Свой Образ, Свое любимое, свое потерянное. Сам Владыка и Творец был первый Искатель потерянной Души и Сам о Себе сказал: “Я пришел взыскать потерянное”». Услышав в Слове Божием призыв на взыскание Божией потери, души человеческой, святые отцы устремились к сотрудничеству Божию. Они уходили в леса, пустыни, в вертепы, терпели холод и голод, жажду и наготу, и бесчисленные другие скорби. С великим трезвением и вниманием они взывали к Богу: «Не могу больше сносить действия вожделений, ищу той бессмертной красоты, которую Ты даровал мне прежде сего бытия». (Лествица, слово 29:11)

Теряющий свою душу, теряет Бога. Обретающий свою душу, обретает Бога. Теряем мы ее все в греховной нашей жизни. Теряем ежесекундно в кружении наших помыслов, в сочувствии греховным страстям и похотениям. Теряем в рассеянии, в непамятовании о Боге. Особенно в наше время науки и техники душа наша томится в информационном плену. Мы много хотим знать и слышать. Нам свойственно кружиться в вихре помыслов и фантазий, потому что окна и двери наших душ распахнуты.

Обретают свою душу немногие, только те, кто в сотрудничестве с Отцами продают свои богатые мысленные приобретения: мечтания, вожделения и сластные похотения, отрекаются от сатаны и всех дел его, и покупают село слезами покаяния, на котором сокрыта грешница – Душа, Божия Жемчужина, потерянная драхма (см. Лк. 15:8–10). Трудясь в поте лица своего, они раскапывают и очищают свое найденное сокровище. И радуется Владыка со Ангелами, говоря: «Порадуйтесь со Мною, я нашел потерянную драхму», о ней же сказав притчу.

Святые отцы поведали нам о дивном таинстве хранения ума в «Добротолюбии» и других творениях.

1. Прп. Антоний Великий говорит: «Жизнь души есть непрестанное памятование и любление Бога. Посему не оставляй моления именем Господа Иисуса Христа. Обращай имя Божие в уме твоем, поучайся ему в сердце, восхваляй языком».

2. Свт. Григорий Богослов продолжает: «Чаще поминай имя Божие, нежели дышишь. Ибо память о Боге, необходимее, нежели дышать».

3. Свт. Василий Великий утверждает: «Непрестанно памятовать о Боге благочестиво, и в этом благочестивая душа не знает сытости».

4. Свт. Исихий Иерусалимский поясняет: «Должно всегда вращать в пространстве сердца нашего имя Господа Иисуса».

5. Свт. Иоанн Златоуст изъясняет: «Нужно запереться в себе и править умом, обуздывая его. И всякий помысл, и всякое действо лукавого казнить призыванием Господа нашего Иисуса Христа».

Святым отцам, древним подвижникам, делателям умной молитвы, согласно внимает преподобный Серафим Саровский и учит нас: «Истинно решившимся служить Богу должно упражняться в памяти Божией – в непрестанной молитве ко Господу Иисусу Христу».

Ему вторит прп. Нил Сорский, говоря: «Умная молитва выше всех деланий, и есть добродетелей глава, как любовь Божия». Поэтому «без непрестанной молитвы, – по слову Исаака Сирина, – невозможно приблизиться к Богу, ибо что бывает с рыбою, вынутою из воды, то бывает с умом, который выступил из памятования о Боге и парит в памятовании о мире».

Святитель же Игнатий, учитель покаяния и молитвы делатель, подтверждая мысль прп. Симеона Нового, высказывается более категорично: «Кто не внимает хранению ума своего, тот не может быть чист сердцем, тот не сподобится зреть Бога. Кто не внимает, тот не может быть нищ духом, не может плакать и рыдать, ни быть кротким и смиренным, ни быть милостивым и миротворцем, и изгнанным правды ради»; «Невозможно стяжать никакой добродетели иным образом, как только вниманием».

Путь к Богу не вне нас, но в нас самих, этот путь, по слову св. Афанасия Александрийского: «душа каждого и в ней ум». Преподобный Макарий Великий о сем говорит: «Ум, который непрестанно вникает в самого себя и взыскует Господа, может приобрести душу свою, хотя бы она была в погибели страстей». (Беседа 9,11)

Внутренняя деятельность души рождается покаянием; если нет покаяния, – нет молитвы. Без внутреннего делания одна внешняя благопорядочность неустойчива и может породить фарисея, гордящегося своими мнимыми добродетелями.

Внутренним хранением ума с призыванием имени Господа Иисуса Христа душа выявляет свою сокровенную направленность, стремление «умной» воли для будущей деятельности в вечности.

В Псалме 48 божественный пророк Давид объявляет нам о потере драгоценной души такими словами: «Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленым и уподобися им (Словесные творения, не носящие в себе Бога-Слово, являются бессловесными и уподобляются скоту)». Посему каждая душа, особенно монашеская, понимающая эти слова, нуждается в сокровенном делании Отцов. Монах оставил все имение свое и пошел вслед Христа, он в первую очередь должен заботиться о стяжании умно-сердечной молитвы. Для этого дается ему оружие монашеское: крест и четки, а также свеча, чтобы он некогда сподобился узреть Свет Христов, Который просвещает всех.

«Ничто так не способствует молитве, как послушание, умерщвляющее нас для мира и для самих себя», – поучает нас богомудрый святитель Игнатий. Однако путь молитвенного делания суров и многотруден, но более всего затруднителен без руководителя, из-за многих козней бесовских. Бесы особенно тщательно следят за идущими умным путем монахами и стараются устроить им ловушки.

«Делателю молитвы необходимо узнать и увидеть действие страстей и духов на кровь его. Не только грубые ощущения ветхого человека, но и ощущения более тонкие, иногда очень тонкие, отвергнуты Богом. До явления, действия Святого Духа в сердце, утонченное действие в крови может быть или вовсе непонятным, или малопонятным, и даже может быть признано за действие благодати», – предостерегает нас святитель Игнатий.

Умная молитва – это призыв Господень к нам из Евангелия: «Доселе не просисте ничесоже во имя Мое, а ныне просите, и приемлете, да радость ваша исполнена будет» (Ин. 16:24). К кому, как не к нам, обращает Господь Свои слова, обещая нам радость воскресения душ наших. В наше апостасийное время, о котором предсказал свт. Игнатий Брянчанинов, пророк XIX века, особенно важно понять и принять этот оживотворяющий душу призыв Божий. Именно нас, монашествующих XXI века, Спаситель призывает искать жемчужину, умную молитву на селе покаяния. Именно к нам, образованным без Бога, сегодняшним интеллектуалам, корифеям науки и техники, обращается Иисус Христос с предложением продать все имение свое, взять крест и следовать за ним в тесноту умного делания. К нам обращены Его слова: «возлюби Бога своего всем умом, всем сердцем и всем помышлением» (см. Мк.12:30). Это первая и наибольшая заповедь Спасителя, вторая – возлюбить ближнего своего – возможна только во свете исполнения первой.

Мы все неисцельно больны, пораженные недугом греховным душ наших. Но у нас есть Врач Милосердный, у Которого мы просим в молитве себе исцеления.

Митрополит Иерофей (Влахос) в своей книге «Православная Психотерапия» предлагает нам святоотеческий курс врачевания души. «Читая труды святых отцов, – говорит он, – можно ясно видеть, что для христианина, занятого исцелением недугующей души, первым и главным из приемов лечения, является хранение ума, отвержение помыслов и старание убить их прежде, чем они успеют войти в двери сердца».

Святые тцы повествуют нам о том, что умная молитва заповедана Богом Адаму еще в Раю. Великий делатель молитвы прп. Паисий (Величковский) пишет: «Велика Слава священной и божественной «умной молитвы», которой край и верх, т. е. начало и совершенство даны Богом человеку в Раю: откуда она имеет свое начало». («Об умной молитве»)

Из всего выше сказанного мы видим, с какой любовью и настойчивостью, с какой отеческой сердечностью и заботой о нас все святые отцы, и древние, и более близкие нашему времени, а также наш бессмертный авва, святитель Игнатий, святые мощи которого в нашей обители напоминают о вечности и переходе туда, в один голос призывают нас к непрестанной молитве, к трезвению в ней.

Потому что только она, тайная жизнь души с Богом, выражает нашу нелицемерную любовь к Нему.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Да сподобит нас Господь Бог наш Иисус Христос освоить эту науку из наук, взыскать Единаго на потребу и соединиться с Ним в этом и будущем веке. Аминь.

Об умной молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here