Остров молитва отца анатолия

Самое детальное описание: остров молитва отца анатолия специально для посетителей нашего ресурса.

Фильм Никиты Михалкова «Утомленные Солнцем 2: Предстояние» уже немало обсуждался. Кто-то видит в этом фильме нечто духовное и приводит примеры, где показано крещение, чудеса, икона. Это и подтолкнуло меня написать статью, проанализировав некоторые сцены из фильма с точки зрения православной веры.

Начнем с характеров героев. Здесь есть и мужество, и трусость, и верность и предательство. Но даже самые лучшие человеческие качества – это не духовность, а нравственность. Даже то, что Надя не отреклась от репрессированного отца – это нравственный поступок, но не духовный. Духовным этот поступок был бы, если бы она открыто исповедала не свою родословную, а веру во Христа. Словом нравственность называют отношения между людьми, а духовность – отношение с Богом. Духовность определяет нравственность: христианин не может быть негодяем — тогда это не христианин. А вот нравственные поступки могут совершать люди независимо от вероисповедания.

В этой короткой статье я рассматриваю только некоторые, относящиеся к религии сюжеты. Хотел бы рекомендовать эту статью не только тем, кто видит в фильме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2:Предстояние» духовность, но и любителем проповедовать «православие без Христа» то есть через нравственность, культуру, политику. Все что мы узнаем из Библии об Иисусе Христе является догматами – тем, что надо принять на веру, если хочешь быть христианином. И как физика начинается с постулатов, математика с аксиом, так и православие начинается с проповеди благой вести – Евангелия об Иисусе Христе. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения… (Мар.16:15-17) То есть сначала проповедь Евангелия, и как ответ на нее – вера, а только потом крещение и чудеса. В фильме Никиты Михалкова, проповедь и вера пропущены, поэтому такой результат.

  • Тексты песен
  • Молитвы фильма «Остров»
  • Господи помилуй

Господи помилуй, Господи прости (стихи протоиерея Николая Гурьянова +)

Архиерейский хор Нижегородской Епархии

Господи, помилуй, Господи, прости,
Помоги мне, Боже, крест свой донести

Ты прошел с любовью Свой тернистый путь,
Ты нёс Крест безмолвно, надрывая грудь.
И, за нас распятый, много Ты терпел,
За врагов молился, за друзей скорбел.

Я же слаб душою, телом так же слаб,
И страстей греховных я преступный раб.
Я — великий грешник на земном пути,
Я ропщу, я плачусь. Господи! Прости.

Помоги мне, Боже! Дай мне крепость сил,
Чтоб свои я страсти в сердце погасил.
Помоги мне, Боже! Щедрою рукой
Ниспошли терпенье, радость и покой.

Грешник я великий на земном пути.
Господи, помилуй. Господи, прости!
Другие тексты песен «Молитвы фильма «Остров»»

  • Галина Шумилкина — Покаянная молитва (Остров)
    Господи, помилуй. Господи, прости! Песня Галины Шумилкиной — «Покаянная молитва» Видеоряд — фильм «Остров» (П.Лунгин, 2006)&nbsp.
  • Клип Фильм Остров и Псалом 50
    Клип Фильм Остров и Псалом 50 . Посмотрел ,Отличный фильм! . Жанна Бичевская

Иеромонах Роман .

  • Господи, помилуй
    (песня родилась после просмотра фильма Павла Лунгина «Остров») Радиотелецентр «Голос надежды» www.golosnadezhdi.ru
  • Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его все ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй беси силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшего и поправшего силу дьяволю, и даровавшего нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякого супостата.

    О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

    Если вы любите особенное кино, которое пробуждает разум и чувства, то фильм «Остров» из этой категории. «Остров» — действительно художественный фильм.

    Режиссер — Павел Лунгин. Этот фильм — одна из его жемчужин, украсившая корону всемирного кинематографа. Об этом фильме я узнала от моей мамы. Она предупредила меня о том, что фильм сложный и тяжелый.

    Начало событий положено в период Великой Отечественной войны в 1942 году. На сколько я поняла, все события происходили в районе Соловецкого острова, где служили два друга — кочегар, истопник (в будущем отец Анатолий) и шкипер Тихон. Немецкий корабль захватывает советскую баржу, на которой они находились. Ночь. Оба прячутся в угле буквально зарывшись в него. Немцы находят истопника Анатолия. От страха смерти, из-за пыток и издевательств он теряет самообладание, побеждает инстинкт самосохранения. Надеясь на то, что удастся сохранить жизнь, он показывает где прячется Тихон. Тихон, выбравшись из угля, понимает, что они обнаружены немцами. Их обоих ставят на краю обрыва. В кадре появляется оружие. Немец отдает пистолет Анатолию и дает понять, что тот должен застрелить своего друга Тихона. Тихон демонстративно закуривает сигарету и презрительно смотрит в лицо немцу. Анатолий не контролирует себя и практически с закрытыми глазами стреляет в направлении Тихона. Тот падает с обрыва. Истопнику даровать жизнь никто не собирался. Немцы подрывают баржу с углем. Взрыв. Анатолий лежит и не ясно жив он или нет.

    На утро кочегара Анатолия находят монахи Соловецкого монастыря. Дальнейшая судьба шкипера Тихона неизвестна.

    Прошло более 30 лет. 1976 год. Тяжелые условия Севера. Серая стальная вода чем-то похажая на ртуть облизывает берег, старые, сколоченные наспех деревянные конструкции причала. Кочегар принял монашество и теперь его имя — отец Анатолий. Он сильно постарел. Он небрит, неухожен. Нам нем старая грязная одежда. Отец Анатолий, как и прежде работает истопником. Он как бы отрешен от мира и в то же время видит, слышит и чувствует его лучше других людей. Каждый его день проходит в молитве. Свободное от молитвы время он проводит в труде в котельной. Помимо этого к нему приезжают люди с недугами как душевными, так и физическими. Перед зрителем предстает совершенно другой герой, глядя на которого сжимается сердце. Не имея ни капли осуждения к кочегару Анатолию, отец Анатолий вызывает глубокое уважение.

    Отдельного внимания заслуживает молитва. Отец Анатолий уходит в уединенное место. Молитва его неспокойна. В нем мытарствование, немой крик и нет смирения. Я бы
    побоялась так играть. К слову, роль Анатолия сыграл Петр Мамонов. К моменту съемки фильма «Остров», он стал воцерквленным человеком. Из интервью с Петром Мамоновым становится ясно, что с некоторых пор главная цель его жизни — поиск смысла, точное понимание слова Божьего. Есть мнение, что когда Петр Мамонов играл сцены с молитвой, то это была не игра. Уж слишком много вложено в эти сцены. Отец Анатолий ставит себе в вину гибель Тихона. Себя он не прощает.

    Те, кто немного знаком с Писанием, поймет причины и смысл поведения отца Анатолия, а также образ, в котором предстал актер.

    Люди, ищущие у отца Анатолия исцеления своих душевных и физических недугов, не видят в нем грешника. Нет, кочегар не стал знахарем. Молитва отца Анатолия настолько сильна, что помогает исцелять тех, кто обратился за помощью. Однако отец Анатолий также видит то, что скрыто от других монахов Соловецкого монастыря. Он видит прошлое и будущее человека. Видит в чем страдание человека, каковы его намерения. Бог дал ему дар предвидения и дар просвещения. Себе же отец Анатолий не может помочь и тем самым обрести покой.

    Отец Анатолий мудр. Образ героя неординарен. Правда, любят его не все монахи. Есть и те, кто относятся к нему иначе.

    Отец Анатолий часто уплывает на лодке вдаль от Соловецкого острова в воды Белого моря. В уединении он молится, просит простить его за то, что считает своим грехом.

    Наступает момент, когда он сообщает о дате своего последнего дня.


    Сорок лет спустя.
    На остров прибывает адмирал с нездоровой дочерью. Она неспокойна после перенесенной психологической травмы. Отец Анатолий исцеляет её с помощью молитвы. Глядя на адмирала он видит (и не видит) шкипера Тихона. Во время беседы между адмиралом и отцом Анатолием во свойственной ему манере, адмирал узнает в старце кочегара. Тут выясняется, что Тихон лишь был ранен в руку и на утро его спасли советские моряки. Тихон прожил свою жизнь. Тихон говорит, что давно простил кочегара. Теперь Анатолий получил успокоение.

    Сюжет фильма «Остров» не пересказан в полной мере. Намерено упущены многие сцены, дабы читатель не утратил интерес. Возможно, во время просмотра киноленты «Остров», мой уважаемый читатель увидит фильм несколько иначе. Это хорошо. Я описала сюжет так, как видела его я.

    Отец Анатолий, истопник, кочегар — актер Петр Мамонов. Его роль в фильме «Остров» ни коем образом не связана с его прошлым рок-музыканта. Вы не найдете в главном герое фильма «Остров» отголоски рока. Лично я не вижу какого-либо другого актера в роли Анатолия. Допускаю, что могу ошибаться, но для меня, зрителя, господин Мамонов всецело занял пространство образа, не оставив места для других актеров. Петр Мамонов подходит на роль отца Анатолия по внешним данным, особенно лицо и мимика. Духовная близость актера к образу отца Анатолия, конечно же, наиглавнейший фактор. С другой стороны, мог ли вообще играть роль отца Анатолия человек неверующий или отдаленный от веры?! Вопрос, на мой взгляд, риторический. Следует отметить, что поначалу Мамонов не давал своего согласия на роль, считая себя недостойным играть святого человека. После беседы с духовником, Петр Мамонов дал согласие. Он считает, что если после просмотра фильма хоть кто-то пойдет в храм, значит цель достигнута и его участие в картине «Остров» небессмысленно. Об этом он неоднократно упоминал в своих интервью.

    В интервью Петр Мамонов не так уж любезен и добр, хотя такое поведение вполне оправдано. Человек, думающий глубоко, живущий в окружении нерушимых ценностей вынужден отвечать на вопросы журналиста, совершенно не подготовленного к интервью.

    Роль в фильме «Остров» принесла Петру Мамонову ряд премий: «Ника», «Золотой орел», «Своя колея», «Жорж» и ещё несколько менее значимых (но не менее важных) премий.

    Всем известный по многочисленным ролям Юрий Кузнецов сыграл того самого Тихона. Его участие в киноленте «Остров» было кратким, но весьма глубоким.

    Одна из моих любимейших актрис — Нина Усатова играла вдову, пришедшую к отцу Анатолию за советом.

    Поклонники Дмитрия Дюжева могут увидеть его в фильме «Остров» в роли отца Иова. Этот образ также заслуживает внимания, хотя не является центральным в киноленте. Отец Иов — образ церковного служителя, которому, как и обычному грешному человеку, свойственны слабость духа и борьба с ним.


    Виктор Сухоруков предстал в роли отца Филарета — добрейшей души человек, который старается жить согласно слову Божьему, но ничто человеческое ему не чуждо.

    Мысли вслух

    Кинолента «Остров» не оставит вас равнодушными. Думаю, что такое кино делает каждого зрителя немножечко лучше. Фильм учит прощать. Написав последнюю фразу, я, вдруг, подумала, что слово «прощать» не столько означает «простить», «отпустить», «не держать зла». Слово «прощать» означает «проще» — то есть жить проще, не усложняя. Для меня это непостижимое искусство.

    Не неси с собой воспоминания — так проще.

    Не держи обиду в душе — так проще.

    Не думай об обидчике — так проще.

    Счастье не бывает сложным. Простить — означает сделать добро сразу двум людям: в первую очередь себе и во вторую очередь другому. Судить — не человеческий это удел. Бороться со своими слабостями, малодушием сложно, но мысль о прощении немного облегчает сердце.

    P.S. Есть одноименный американский боевик, но в отличие от описанного фильма, американский «Остров» снят в 2005 году.

    При создании сценария использованы материалы о жизни преподобных старцев в России.

    «Нет того греха, который бы Господь не мог простить, потому что нет для него ничего невозможного».

    — Батюшка Анатолий, а мне-то как жить? — спросил Иов.- Живи, как живешь, — ответил истопник, — все грешные. Только не сделай какого-нибудь большого греха… Ну вот, и поговорили, а теперь пора мне. Христос с тобой.

    Титр: «Сблизься с Ним и будешь спокоен. Через это придет к тебе добро… Прими из уст Его закон и положи слова Его в сердце твое. И если ты исполнишь обеты твои, — над путями твоими воссияет свет»…

    Иов. 22:21 – 22; 27 – 28.

    Настоятель чебоксарского храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» игумен Виталий (Гришин) хорошо известен верующим своего города – и не только. Опытный духовник, мудрый пастырь, он более двадцати лет прожил на Святой Горе Афон, этот «остров молитвы» стал частью его души. Ежегодное посещение острова стало душевной потребностью батюшки… О том, как стал монахом, о прошлом и сегодняшнем дне Афона, о его подвижниках, старцах – рассказывает он читателям нашей газеты.

    Благословение служить на Афоне

    – Милостью Божией родился я на Дальнем Востоке, в городе Свободный (бывшем Алексеевске) Амурской области, – говорит игумен Виталий (Гришин). – Когда-то Царь Николай проезжал здесь с сыном Царевичем Алексеем, в честь этого события и был назван город и построен храм во имя Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца, где я принял крещение, там же начиналась моя духовная жизнь.

    – Кто благословил вас поехать на Афон?

    – Архимандрит Иннокентий, приехавший из Москвы, сообщил, что Патриарх набирает иноков для поездки на Святую Гору для поддержки Русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Я написал прошение о желании поехать на Афон и отдал отцу Иннокентию, а он отвез Патриарху. Обо всем этом я рассказал Владыке Варнаве. Перед поездкой на Афон он меня постриг и рукоположил в иеромонахи, помнится, это было на Николу Зимнего в 1977 году, а 21 мая я уже служил в Покровском соборе Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне. Среди нас было два диакона, один монах и два иеромонаха. Промыслом Божиим нас оказалось пять человек. Наверное, хотелось и другим поехать, но визу дали только для нас пяти. Вместе со мной на Святую Гору поехали отец Николай (Генералов) из Рязани, отец Силуан и отец Никон из Молдавии, они до сих пор живут на Афоне. И отец Силуан из Чебоксар, который уже отошел ко Господу. Мы с ним вместе постригались у Владыки Варнавы.

    – Легко ли сегодня обычному мирянину попасть на Афон?

    – Чтобы на Афон попасть, надо усиленно молиться Божией Матери, ведь Она является Игуменией Афонской Горы. С Ее помощью можно попасть на Афон. Доступ туда открыт.

    Афонские старцы

    – Святые отцы говорили: схимник – молитвенник за весь мир. Вам на Афоне встречались духоносные старцы?

    – Старцы, конечно, всегда были: те, которые вели уединенный образ жизни, о них мало кто знал, и известные старцы – Силуан, Паисий и другие. Монахи пользовались духовными наставлениями, советами этих старцев. Рассказывают, что старец Силуан был совершенным послушником, каждый духовник для него был добрым наставником, ибо послушание – необходимое условие для научения духовной жизни. Он говорил только о любви Божией. «Дух Святой есть любовь, который дает душе силы любить и врагов. Кто не любит врагов, тот не знает Бога», – говорил он. Старец Паисий тоже обладал многими дарами, в особенности даром рассуждения.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Год прожив в монастыре, помнится, я обратился к нему, было много разных вопросов, но один надо было решить срочно. У меня был друг, и он меня старался склонить к тому, чтобы мы жили в отдельной келье вне монастыря и проводили более строгую духовную жизнь. Старец Паисий, зная наш монастырь, нужду в монахах, меня отговорил, сказав, что я еще молодой и мне придется послужить монастырю, что будут трудности, но монастырю я буду нужнее. Я остался в монастыре, и действительно через некоторое время меня поставили духовником, потом экономом, был казначеем, проводил службы – в общем, пришлось потрудиться на многих послушаниях. Я не раз вспоминал слова, сказанные отцом Паисием, что мне много придется потрудиться для монастыря, и был рад, что послушался его совета… Отец Паисий старался всех утешить, наставить, подкрепить, чтобы мы в терпении, смирении и молитве творили свое спасение.

    И сегодня на Афоне, слава Богу, есть много подвижников, которые, не являя себя миру, тайно от людей устремляются молитвой к Богу. Поэтому надо благодарить Господа, что есть еще старцы – сильные молитвенники за весь мир. Эти подвижники живут по-разному, кто-то в пустыне подвизается, а кто-то живет в общежительных монастырях, скрывая свои дары, слезы. Молятся, чтобы явиться молящимися перед Господом, но не перед людьми. Господь слышит их и по их молитвам продлевает наш мир, прощает всем грехи… Старцы неспроста говорили, что пока будет молитва – будет держаться мир.

    – В каком храме находятся мощи старца Силуана? От них происходят исцеления?

    – Его мощи лежат в Покровском храме; говорят, они мироточат. Насчет исцелений надо узнать в монастырских записях, в которых фиксируется информация обо всех происходящих событиях. Был один случай, когда мощи старца еще не были открыты, диакон монастыря отец Давид сильно отравился и вовремя не обратился к врачу, ночью ему стало плохо, он стал бредить, возможно, мог и умереть. Вдруг как наяву он видит отца Силуана и говорит ему: «Отче, я, наверное, умру», – на что старец Силуан сказал: «Не умрешь, ты еще нужен монастырю», – взял его за плечо, перевернул, и из него все вытекло.

    «Плод духовный рождается в долготерпении»

    – Архимандрит Софроний (Сахаров), который написал замечательную книгу о старце Силуане, сказал, что хотящие жить благочестиво гонимы будут, даже внутри Церкви, так как есть и всегда будут люди, которые не только отвергают духовное совершенство, но и борются против него…

    – Это говорит о том, что еще есть такие люди, которые не понимают духовной жизни до конца, им кажется это странным, и они не могут воспринять это душой и претерпевают искушения. Бог попускает искушения, чтобы проверить их добродетель, любое доброе дело не бывает без искушения… Старцы, гонимые за правду, понимали, что это козни бесовские, что это Господь попускает им всяческие испытания для их совершенствования, и они молились за людей, не понимающих их подвигов. В результате Господь укреплял их в вере, любви, ибо плод духовный рождается в долготерпении. Любовь не мыслит зла. Искушающие их братья сами еще младенцы. И это надо воспринимать как естественное явление, то есть с терпением, смирением, за все благодарить Бога… Всем тем, которые претерпели со смирением, Господь дает духовные дары – рассуждения, прозорливости, которыми они потом служат людям, спасая души.

    – Возможно ли в нашей суетной мирской жизни приобрести глубокий плач покаяния – духовный дар, очищающий нас от страстей?

    – Плач покаяния о своих грехах постепенно возрастает в меру того, насколько мы очищаем свое сердце посредством молитвы, добродетели, посредством несения креста, который каждому дается от Господа. Если мы знаем, что Господь пребывает с нами и без воли Его и волос с головы не упадет, значит, обстоятельства, случающиеся с нами, следует принимать как Божие попущение для нашего вразумления и исправления, а также для приобретения терпения, смирения и любви… Как можно исполнять ту или иную заповедь, если не будет того обстоятельства, где эта заповедь должна применяться, например, заповедь о любви к ближнему? О тех, кто нас огорчает, смущает, обижает – надо молиться, а не отвечать злобою на злобу. Здесь идет закалка добродетели любви к врагам, надо стараться сеять мир вокруг, ибо «блаженны миротворцы» – сказано в Евангелии. В результате всего мы увидим свои немощи, грехи, у кого-то появится плач о своих грехах, то есть начнется искоренение грехов.

    – Конечной целью монашества является уподобление Христу. А для мирян эта цель хотя бы в какой-то степени достижима?

    – Господь в Евангелии ставит эту цель не только для монахов, но для всех. Нам даны Заповеди Божии, следуя которым, мы усовершенствуемся. Просто монахи живут в особых условиях, им сподручнее стяжать благодать Святаго Духа. Этому способствует монастырский устав и Иисусова молитва. А мирянам надо жить по Заповедям Божиим. Преподобный Серафим Саровский учил, что мирянам утром надо творить Иисусову молитву, а после обеда читать молитву «Богородице Дево, радуйся…». Надо трудиться и молиться, это всем доступно. Через молитву Господь дает нам возможность очищаться от грехов, видеть свои немощи, таким образом мы постепенно будем совершенствоваться и приближаться к Господу.

    – В чем, на ваш взгляд, заключается труд духовника, насколько он способствует внутреннему возрождению Православного Христианина?

    – Труд духовника, конечно, очень тяжелый, его сам на себя никто не берет, на это надо иметь благословение Владыки. Господь через священноначалие благословляет и помогает в этой работе. Духовник – это врач, раскрывающий духовные язвы, он должен уметь правильно выписывать лекарства, которые помогут исцелиться от немощей, он должен больного принять с открытым сердцем, излить на духовное чадо елей милосердия и любви, просить у Бога помощи, чтобы Господь через молитвы о скором выздоровлении души укрепил болящего своей благодатью. У духовника крест очень тяжелый, ибо приходится немощи болящих брать на себя – соболезновать, выслушивать, сопереживать, сострадать и с Божией помощью врачевать раны болящего. Только Господь Своей милостью и благодатью может помочь нам в несении этого непростого креста.

    «Душа моя рвется на Святую Гору»

    – Что для вас значит Святая Гора Афон?

    – Афон для меня – это колыбель, с которой я, можно сказать, начинал монашескую жизнь в монастыре, так как монашеский подвиг в миру – это совсем другое дело. На Афоне другая обстановка, правила, порядки, свой устав. Прожив много лет на Святой Горе, я с ней уже свыкся, и мое человеческое желание – всегда пребывать на Афоне и там окончить свой земной путь… Но какова воля Божия – не ведаю. Господь Сам рассудит и определит… Я несу послушание. Если будет благословение вернуться туда – я с радостью поеду и проведу там остаток дней, сколько мне Господь отпустит для труда и молитвы. Да будет святая воля Господа для нас, грешных, чтобы не мы творили свою волю, – хотя как олень рвался на источники водные, так душа моя рвется на Святую Гору Афон…

    Премьерный показ новой ленты Павла Лунгина «Остров» состоялся 27 июня 2006 года в Большом зале центрального Дома кино. Фильм был представлен в рамках внеконкурсной российской программы Московского международного кинофестиваля. Внеконкурсной — потому что сложно было предугадать реакцию аудитории: слишком уж необычной оказалась эта работа выдающегося режиссера. И реакция действительно была неожиданной: по завершении демонстрации фильма зал — ни много ни мало — 10 минут аплодировал ему стоя.

    К осени «Остров» добрался и до кинотеатров, «выдвинулся в массы», успев до этого с честью побывать на «Кинотавре» и закрыть собой Венецианский кинофестиваль (чего удостоиться очень сложно). Нелегко рассказать о фильме в немногих словах, тем более, что речь идет не о простой киноленте. О российском кинематографе подчас вообще говорить непросто, да и относятся к нему многие предвзято. «Остров» резко выделяется среди многочисленных фильмов подобного жанра; трудно, впрочем, сказать, можно ли его охарактеризовать, как это делают в анонсах, коротким словом «драма».

    О чем фильм? Наверное, неправильной будет такая постановка вопроса, потому что сразу на него не ответишь. Главный герой (его роль исполняет Петр Мамонов) — кающийся грешник, в далеком 1942 году расстрелявший из страха перед немцами своего мужественного товарища Тихона. Фашисты сохранили предателю жизнь, не забыв, однако, заминировать баржу с углем, на которой и происходили события. Но невольный убийца выжил: его спасли монахи из монастыря на расположенном неподалеку островке, они выходили его и.

    . 70-е годы ХХ века, монастырь. Сюда, к его насельнику, отцу Анатолию, часто приезжают люди. Приезжают из деревень и из городов — за помощью и советом. Они почитают его за святого старца, прозорливца и чудотворца. И трудно узнать в старце Анатолии того визжащего от страха пацана из 1942-го, трудно, но можно. Потому что даже по прошествии многих лет продолжает он сокрушаться и каяться в убийстве Тихона, просить у Господа прощения и разрешения от этого греха.

    Сам отец Анатолий больше всего похож на юродивого: живет не в келье, а в монастырской котельной, где выполняет свое послушание истопника. Постелью ему служит груда угля, несмотря на то что он часто кашляет, так что зритель невольно приходит к выводу, что монах серьезно болен. С приезжающими к нему впервые людьми он говорит о самом себе чаще всего в третьем лице и — очень нелестно. А то и вовсе заявляет, что «старец Анатолий спит, но он обязательно спросит у него совета». Господь и вправду наделил его благодатными дарованиями, которые Анатолий, впрочем, расценивает не иначе, как незаслуженную им милость Божию, не гордится ими, но живет, как самый простой человек. Да он и на самом деле очень прост — проще некуда. Некоторые братия его недолюбливают: например, отец Иов (Дмитрий Дюжев), которому Анатолий то ручку двери вымажет сажей, то что-нибудь резкое, но правдивое скажет. Игумен же монастыря — отец Филарет (Виктор Сухоруков) — смотрит на все это сквозь пальцы и, будучи человеком мягким и добрым, ласково называет отца Анатолия «проказником».

    Как было сказано в одном из отзывов на эту ленту, «фильм процентов на 30 состоит из молитв». Такой математический подсчет. Но, пожалуй, это и верно. Даже в самом-самом начале герой Мамонова, утопая ногами в мягком, покрывающем землю острова вереске, непрерывно повторяет: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Молится он непрестанно, смиренно, с болью и со слезами, с покаянием и с радостью. Многие чудеса совершаются старцем: исцеление хромого мальчика, помощь женщине, «похоронившей», было, своего без вести пропавшего мужа, изгнание демона из Насти, бесноватой девушки, с которой, кстати, связан кульминационный момент фильма. Приплывает она на остров со своим отцом, которого представляет старцу Анатолию как адмирала. Адмирала по имени Тихон.

    И после чудесного исцеления в той же самой неизменной котельной происходит разговор между монахом и адмиралом. Между бывшим трусом-предателем и вопреки всем естественным законам выжившим Тихоном. Смиренная просьба о прощении отца Анатолия и «я тебя давно простил. » Тихона.

    И отец с дочерью уплывают обратно на том же корабле. Пора ставить точку? Лунгин ее ставит. Не сразу, а постепенно; начиная с того, как брат Анатолий впервые просит брата Иова приготовить ему гроб: «Помирать я собрался». И понимаешь, что наступил этот постоянно отодвигаемый момент, когда скрывается на горизонте судно, увозящее исцеленную Настю с Тихоном. Понимаешь, потому что становится ясно: только чувство вины еще держало этого «небесного человека» на земле. Он не искал ни от Бога, ни от людей ничего — ни дара чудотворения, ни благ земных, ничего, кроме прощения. И как ответ, как это самое прощение прочитывается зрителем появление Тихона с Настей на острове, такое невероятное — как и все, что делает с нами Господь в нашей жизни.

    Отец Иов с помощью нескольких братий вносит в котельную новый гроб. И после их разговора, в котором оба, брат Анатолий и брат Иов, просят друг у друга прощения и примиряются, отец Анатолий исчезает в маленькой каморке, а когда появляется, его в белой рубахе до пят и не узнать.

    — Ну вот, хорошо. а теперь поди, скажи отцу Филарету, что раб Божий Анатолий преставился.

    — Как же, отец Анатолий, умирать не страшно? — испуганно спрашивает отец Иов.

    — Умирать не страшно. Страшно будет перед Богом стоять. грехи давят. ну ладно, поговорили и хватит. Иди, милый. иди с Богом.

    И, опрометью выбежав из маленькой котельной, иеромонах Иов бросается на колокольню и звонит, звонит во все колокола.

    Финал фильма как-то удивительно прост и закономерен: в лодке — гроб с телом отца Анатолия, вокруг вода и суровое северное небо над ним. Здесь же, в лодке, такой же суровый, но одновременно и печальный отец Иов; он держит массивный деревянный крест, который перед тем с трудом тащил на собственной спине в гору. Лодка уплывает все дальше, куда-то в сереющий над морем туман, и в последних уже кадрах мелькает на переднем плане серьезное лицо отца Филарета.

    Во многих отзывах говорится: не может такого быть. Не может быть, чтобы человек, совершивший, пусть и невольно, убийство, сделавшийся предателем, смог после до конца жизни так сильно и глубоко раскаиваться. Не сможет такой человек стать монахом, но пойдет его жизнь и дальше по наклонной. Однако вряд ли с этим согласится человек верующий, тем более — знающий хотя бы немного церковную историю. Конечно, жизнь отца Анатолия — не житие, но в некоторые моменты фильма начинаешь в этом сомневаться. Сначала в голове у простого зрителя не укладывается: как такой странный, творящий всяческие «безобразия», вечно измазанный в угле да с гнилыми зубами «юрод» может быть подвижником, святым старцем, жизнь которого сокровенна в Боге. Но фильм выстроен так, что с каждым новым сюжетным ходом мы все больше и больше забываем о первом впечатлении, которое уступает место новому, непонятному еще чувству благоговения даже не перед самим человеком, а именно перед этой его жизнью в Боге.

    В «Острове» ничего не происходит просто так. Все, казалось бы, непонятные и полубезумные выходки отца Анатолия — неслучайны. Они всегда либо предшествуют важному событию, либо ведут к избавлению от страстей. Очень яркий момент фильма: игумен Филарет после пожара в келье переходит временно жить в котельную к брату Анатолию, и тот в первую же ночь сжигает в печке мягкие сапоги отца Филарета и топит в море одеяло, привезенное с Афона, к которому тот очень привязан. Но смысл этой дикой, на первый взгляд, выходки очень прост и озвучивается, без сожаления, без злобы и обиды, самим игуменом Филаретом: «А я ведь, брат, на тебя и не сержусь. Я, брат, тебе, наоборот, благодарен. Да, благодарен, что избавил ты меня от всего лишнего, наносного. а я ведь и правда привязан был и к этим сапогам, и к одеялу. а ты меня от них избавил».

    И главное — то, что на любого человека фильм произведет впечатление: слишком искренне люди. не сыграли даже, но прожили свои роли. Человек верующий вынесет для себя из увиденного что-то одно, неверующий — быть может, нечто другое. Но забыться — как многие современные киноленты отечественного производства — это не забудется. И дело даже не в постановке, не в замечательной игре Мамонова, Сухорукова и Дюжева, а в чем-то другом. И здесь очень хочется привести слова Петра Мамонова из данного им по поводу «Острова» интервью:

    «Одно из имен дьявола — Разделяющий, поэтому когда люди разделены на каком бы то ни было основании, один считает твердо, что он прав, а вот другой считает, что он прав, и вот они разделены — не правы оба. Вот на этом фильме, на этой работе, в этом кино нет этого разделения. Есть некоторая робость и недоумение перед тем, что же мы такое сделали, что же такое получилось. Поэтому никакой настырности нет, и зрителю есть место, куда ему идти. Понимаете, о чем я говорю? Это очень важная для художника вещь — высказать свою позицию, но чуть-чуть недоговорить, не до конца, оставить место слушающему, читающему, смотрящему, чтобы он пошел».

    «Остров» стремится не доказать, но показать. И предоставить нам самим выбор, куда идти. Редкий человек останется здесь равнодушным, но выводы каждый сделает свои.

    «Саратовские Епархиальные Ведомости» № 1 (17), 2006 г.
    Анастасия Родионова.

    Интервью с Павлом Лунгиным о фильме «Остров» читать здесь.

    Музыка для души. Духовная, классическая, народная.

    На стихи Отца Николая Гурьянова.
    Господи, помилуй, Господи, прости.
    Помоги мне, Боже, крест свой донести.
    Ты прошёл с любовью Свой тернистый путь,
    Ты нёс Крест безмолвно, надрывая грудь.
    И, за нас распятый, много Ты терпел,
    За врагов молился, за друзей скорбел.
    Я же слаб душою, телом так же слаб,
    И страстей греховных я преступный раб.
    Я — великий грешник на земном пути,
    Я ропщу, я плачусь. Господи! Прости.
    Помоги мне, Боже! Дай мне крепость сил,
    Чтоб свои я страсти в сердце погасил.
    Помоги мне, Боже! щедрою рукой,
    Ниспошли терпенье, радость и покой.
    Грешник я великий на земном пути.
    Господи, помилуй. Господи, прости!

    Блог любителей Аниме
    9 дней 20 час 28 мин назад

    Общение и флуд
    24 дня 7 час 55 мин назад

    Админу
    31 день 8 час 5 мин назад

    JAR и JAD
    34 дня 2 час 29 мин назад

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Отзывы:
      АморальнаЯ о книге: Лия Лова — (Не) истинная любовь
      Классная история,что нельзя вмешиваться в судьбу и каждому свое.все было мило и романтично!

      iwanow321 о книге: Анастасия Анатольевна Рябова — Подари мне сладкую смерть
      прочитал аннотацию: все умерли? и где тут хеппи энд лфр-эра?

      Mila_75, раз скинули, значит читали? два слова черкните, пожалуйста.

      iwanow321 о книге: Наталья Викторовна Косухина — Пятьдесят оттенков синего
      первую часть «этого» я прочитал лет пять назад. где-то выскочило в списках лфр.
      читал, матерясь и складываясь пополам от смеха. тем большее впечатление на меня произвело потом: оказывается афтар — «писательша»! и написала — лев толстой закурил и обзавидовался.

      читаю вот «это». ггня — одна из кучки истеричных, неудовлетворённых баб, коллективно, этой кучкой, обмусоливающих каждый чих своих личных жизней и дающих друг другу советы: как жить дальше. или — как себя повести на следующем свидании. или — что ответить при следующей встрече. или — ещё что, «коллективным разумом» кучки одобренным, или нет.

      никогда ж не угадаешь, с кем доведётся встретиться. встречаешься с девушкой, неделю вроде всё нормально, а потом — бац! чай начала пить, держа чашку с отставленным мизинчиком. спрашиваешь в чём дело: «дуся посоветовала. внимание привлечь». отбился от совета дуси.

      бац, через три дня: она начинает прихохатывать после каждой твоей фразы. в чём дело? «мила сказала, что мужчинам нравится». если это дело затягивать, то от реализованных в жизнь советов глаши, даши, ланы, наташи, отбиваться запаришься. и раньше я ещё отбивался, сейчас мы расстаёмся на стадии «дуся» сразу. ну, дура без своих мозгов попалась, не повезло. никогда сразу не угадаешь.))

      собственно, у меня нет претензий к этому написанному бреду. но девок, которые только упоминают, что у них существует — «мой коллективный разум подруг»: не выношу на дух.
      поэтому на папке «косухина» просто ставлю «нечитаемо».))

      kze94 о книге: Кристофер Холт — Когда исчезли все люди
      Классная книга,читается очень легко и быстро.

      Остров молитва отца анатолия
      Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here