Покаянная молитва критского

Самое детальное описание: покаянная молитва критского специально для посетителей нашего ресурса.

Христо́ву Це́рковь цевни́цею язы́ка твоего́,/ песносло́вя уми́льно, возвесели́л еси́,/ богосло́вием же Препе́тыя Тро́ицы/ сла́ву всем сказа́л еси́ я́сно,/ тем тя, я́ко тайноглаго́льника, пое́м,/ Андре́е, па́стырю Кри́тский,/ и велича́ем па́мять твою́,// Христа́ сла́вяще ди́внаго во святы́х Свои́х.

Перевод: Христову Церковь ты возрадовал, лирой языка твоего искусно воспевая, богословием же славу Восхваляемой Троицы всем ясно показал, потому и мы тебя, как объясняющего тайны Божии, воспеваем, Андрей, пастырь Критский, и величаем память твою, прославляя Христа, удивительного во святых Своих ( Пс.67:36 ).

О, пречестна́я и свяще́нная главо́ и благода́ти Свята́го Ду́ха испо́лненная, Спа́сово со Отце́м обита́лище, вели́кий архиере́е, те́плый наш засту́пниче, святи́телю Андре́е! Предстоя́ у Престо́ла всех Царя́ и наслажда́яся све́та единосу́щныя Тро́ицы и херуви́мски со А́нгелы возглаша́я песнь трисвяту́ю, вели́кое же и неизсле́дованное дерзнове́ние име́я ко всеми́лостивому Влады́це, моли́ спасти́ся па́ствы Христо́вы лю́дем, благостоя́ние святы́х церкве́й утверди́: архиере́и благоле́пием святи́тельства украси́, мона́шествующыя к по́двигом до́браго тече́ния укрепи́, ца́рствующий град и вся гра́ды и страны до́бре сохрани́, и ве́ру святу́ю непоро́чну соблюсти́ умоли́, мир весь предста́тельством твои́м умири́, от гла́да и па́губы изба́ви ны, и от нападе́ния иноплеме́нных сохрани́, ста́рыя уте́ши, ю́ныя наста́ви, безу́мныя умудри́, вдови́цы поми́луй, си́роты заступи́, младе́нцы возрасти́, пле́нных возврати́, немощству́ющыя и моля́щияся тебе́ от всех напа́стей и бед хода́тайством твои́м свободи́: моли́ о нас Всеще́драго и Человеколюби́ваго Христа́ Бо́га на́шего, да и в день Стра́шнаго Прише́ствия Его́ от шу́ияго стоя́ния изба́вит нас, и ра́дости святы́х прича́стники сотвори́т со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Вели́кий архиере́е, те́плый на́ш засту́пниче, святи́телю Андре́е! Услы́ши смире́нную моли́тву раба́ твоего́ (и́мя). Приклони́ милосе́рдие Бо́жие ко мне́ и помози́ ми́ в ско́рби мое́й (содержа́ние проше́ния). Да изба́вит Всеми́лостивый Госпо́дь на́с от бе́д и напа́стей и ра́дости святы́х прича́стники сотвори́т со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Святитель Андрей Критский – автор Великого покаянного канона, читаемого в дни Великого поста. Будучи немым от рождения, он получил разрешение своей немоты и дар слова после молитв и приобщения Святых Тайн. Ему молятся о даровании покаянного чувства, об исцелении от немоты.

Если у вас возникло желание лучше узнать церковные традиции, то нельзя обойти стороной и великий покаянный канон Андрея Критского. Это довольно объемное произведение, написанное в 8 веке н.э. Таким образом, этому удивительному канону уже больше 12 веков. По традиции, его читают во время Великого поста.

Я соблюдаю пост и выполняю все необходимые предписания не так давно – всего несколько лет. Но могу сказать, что за то время, пока читаешь покаянные молитвы Андрея Критского, в душе становится светлее, ощущаешь себя ближе к Богу, лучше осознается идея покаяния.

Я чувствую себя намного лучше и спокойнее, приходит понимание всех совершенных грехов и справедливости всех событий, которые происходили в моей жизни. Могу сказать, что читать канон Андрея Критского не всегда просто – сложно дается понимание церковнославянского языка, не всегда понятны образы, которые использует автор в своем произведении.

Но то спокойствие и уверенность в любви Бога ко мне, которые приходят в результате чтения канона, очень важны для меня. Канон – большое произведение, его читают не торопясь, с осознанием всей серьезности задачи – повторяя проникновенные слова святого Андрея, почувствовать себя ближе к Богу.

Андрей Критский родился в конце 7 века н.э. Известно, что его родители были христиане и воспитывали Андрея в глубокой вере. Но в семье было большое несчастье – ребенок рос немым. Маленький Андрей не произносил ни одного слова! Все изменилось после первого причастия – мальчик начал говорить, а впоследствии даже стал одним из самых известных и красноречивых ораторов своего времени.

После чуда, которое произошло с мальчиком, он начал очень серьезно изучать богословские науки. Его будущее было предопределено – он решил связать свою жизнь с Богом. В 14 лет он уходит в монастырь, ведет очень строгую жизнь, постоянно молится.

Андрей заслужил большое уважение и любовь со стороны братии, впоследствии стал архидиаконом. За свою жизнь святой написал большое количество произведений церковной литературы – около 70 канонов, из которых самым известным и объемным является Великий покаянный канон.

Автор канона в итоге получил сан архиепископа одного из городов на острове Крит, поэтому и остался в истории как Андрей Критский.

Великий покаянный канон – особое произведение. Он относится, скорее, к жанру философских размышлений о смысле жизни, значении греха и возможности его преодоления.

В каноне Андрей Критский напоминает нам о грешниках, о которых известно из истории и из Библии. Также он рассуждает о жизни известных праведников, о примере их судьбы для всех ныне живущих.

Читая или слушая об этих персонажах, мы поневоле задумываемся: а какова наша роль в жизни? Что хорошего сделали мы? Вспоминаются все проступки, осознаются грехи.

Канон представляет собой настоящий вопль к Богу о милости. И во время Великого поста эти слова очень созвучны настрою верующих. Благодаря эмоциональности канона, читающие также настраиваются на проявление эмоций – любви к Богу, покаяния, проявления горя из-за тяжести собственных грехов.

Поскольку Покаянный канон является особым произведением, то для его чтения в церкви предназначены строго определенные службы. Произведение читается дважды:

  • с понедельника по четверг первой недели поста (в начале вечерних служб),
  • в четверг пятой недели (на утренней службе).

На первой неделе священник читает канон, стоя в центре храма, в самом начале службы. Во время чтения необходимо делать земные поклоны (для них отводятся время между основными частями произведения). В этот период канон читается по частям (текст разделяется на 4 части, для служб с понедельника по четверг).

В четверг на пятой неделе (на утрене) текст канона читается полностью.

Многие считают, что в Великий пост главное – это не есть мясную и жирную еду. Но это далеко не так! Многим людям, которые имеют проблемы со здоровьем, священники разрешают есть именно ту еду, которая будет полезной для больных. Главное в период Великого поста совсем не диета.

Великий пост – это период, когда мы собираем все свои духовные силы, когда мобилизуем все помыслы на духовную работу. В это время происходит отказ от повседневных привычек и бытовых забот, мы обращаемся к вечности, думаем о будущей вечной жизни.

Во время семи недель напряженной внутренней работы человек вовлекается в общение с Богом, и это происходит именно благодаря молитве. В том числе благодаря покаянной молитве Андрея Критского.

Таким образом, Великий покаянный канон Андрея Критского:

  • помогает осознать свои грехи,
  • дает надежду на вечную жизнь в Боге,
  • учит нас проникновенной беседе с Богом,
  • помогает не совершать грехов в будущем.

Великий покаянный канон читается во время Великого поста дважды – с понедельника по четверг на первой неделе (по вечерам) и в четверг пятой недели утром. Истинно верующим желательно посетить богослужения в эти дни, потому что это действительно особые моменты в нашей жизни.

Если у вас нет возможности посетить богослужения, во время которых читается Покаянный канон Андрея Критского, то вы можете прочитать текст канона дома.

Не забывайте, что чтение покаянных молитв во время поста – очень важное и полезное для спасения души дело!

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро «Карта дня»!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Уважаемый о. Олег,
Приведите, пожалуйста, еще примеры (если можно, побольше) кратких покаянных молитв.
Спасибо.

Покаянными молитвами являются те молитвы, которые возбуждают, хранят, развивают и растят в молящемся покаянные чувства.

Покаянные молитвы можно разделить на три основных разряда или категории:

  1. молитвы, непосредственно выражающие покаяние в грехах и покаянное чувство;
  2. молитвы, выражающие покаянное чувство не прямо, а на контрасте;
  3. молитвы, просящие покаяние, плач или отдельные части покаяния.

К первой категории относится много молитв из богослужебного богатства Церкви. Это могут быть и отдельные фрагменты псалмов.

Вся привел еси Твоим Словом и Духом, за благость, Господи, таже сотворил еси словесное мя животно, да Твое святое славлю, всесильне, имя. Аз же наипаче студными моими делы всегда безчествую: но пощади, молюся.

Познай твое, окаянная душе, божественное благородие, и отечество нетленное, и тщися всегда благодеяньми сие достигати: ничтоже от тленных да пленит тя, горния части еси, тело же земля и тлениется, да не победит хуждшее лучшия.

Гряди, всеокаянная душе моя, ко преблагому, теплыми слезами приступи, содеянная тобою прежде суда твоего вся исповедуй, и милостива создателя, окаянная, себе соделай, и прощение испроси, прежде даже двери не заключит тебе Господь.

Марие непорочная, и ума всякаго превосходящая, чистейшая колеснице, одержима мя многими грехми и стесняема, к широте покаяния направи мя всесильнейшим твоим предстательством: ибо можеши яко Мати вся могущего.

Яко пучина многа прегрешений моих, Спасе, и люте погружаюся согрешеньми моими, даждь ми руку яко петрови, спаси мя, Боже, и помилую мя.

Яко в помышлениих лукавых и в делех осудихся, Спасе, мысль мне даруй обращения, Боже, да зову Ти: спаси мя, благодетелю благий, и помилуй мя.

На небо очи пущаю моего сердца к Тебе, Спасе: спаси мя твоим осиянием.

Помилуй нас согрешающих Тебе много, на всякий час, о Христе мой, и даждь образ прежде конца покаяться Тебе.

Согреших Ти, Христе Спасе, яко блудный сын: приими мя, Отче, кающася, и помилуй мя, Боже.

Вопию Ти, Христе Спасе, мытаревым гласом: очисти мя якоже онаго, и помилуй мя, Боже.

Вельми согрешающа мя, и Тебе огорчевающа благаго Владыку, и милостива естеством, обращающася, яко блуднаго приими мя, и единаго от наемник Твоих сотвори мя, небесный Отче.

Леностию жития меру преидох, и к концу уже окаянный приближихся, не помышляю ждущаго мя суда, и от Бога отпадения: но обратив мя, Спасе, сих всех исхити.

Всеми владяща тварьми, Пречистая, люте обладаема страстьми ума моего, свободи теплым твоим предстательством, и Матернею молитвою, и поработи мя Сыну и Богу Твоему.

Спаси мя, Господи Боже мой, Ты бо всем еси спасение: буря мя страстей смущает, и бремя беззаконий моих погружает мя. Даждь ми руку помощи, и к свету возведи мя умиления, яко един милосерд и человеколюбец.

Согреших к Тебе, человеколюбче, не по естеству яко человек, да испрошу прощение: но паче человека, и выше естества, и паче прощения. Но иже выше естественных устав, и паче постижения мысли, человек, Спасе мой, быв, и паче ума человеколюбное имый, помилуй мя к Тебе обращающагося.

Положил еси покаяние согрешающим, Христе, а не праведным: образ убо имам разбойника же и блуднаго, Манассии и блудницы, гонителя, мытаря и отметника, неудобь отчаяваюся. Твое бо человеколюбное, и преблагое ведый, Спасе мой, обращаюся же и слезю, и благонадежен бываю, яко приимеши мя.

Даждь ми умиление, и злых отчуждение, и совершенное исправление, в страстех телесных ныне погруженному, и удаленному от Тебе, Боже всех Царю, и никакоже надежду имуща, спаси мя блуднаго, многия ради благости, Иисусе всесильне, Спасе душ наших.

Превозшедши чины ангельския, Всенепорочная, со ангелы всегда моли ангелы владычествующаго, и всею тварию, даровати нам прегрешений оставление, и избавитися страстей, и достойны сотворити нас тогда певцы славы Его, и наследники нетленныя пищи.

Хотех слезами омыти моих прегрешений рукописание, Господи, и прочее живота моего покаянием благоугодити тебе, но враг льстит мя, и борет душу мою: Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя.

Кто обуреваем, и притекая ко пристанищу Твоему, Господи, не спасется; или кто недугуя, и припадая ко врачевству Твоему не уврачуется, Содетелю всяческих, и Врачу недужных; Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя.

Плачу и сетую горце, смотряя страшное Слова воздаяние, от дел не имый ответа и мала противу вине, окаянный. Темже молюся: прежде даже не постигнет мя конца моего безместное, прежде пожатия смертнаго, прежде суда страшнаго, прежде хотящу ми осуждение прияти, идеже огнь негасимый, и тма кромешняя, идеже червь, и скпежет, и снедает согрешившыя, согрешений ми даруй избавление, Христе мой, и велию милость.

Законы Твоя и Писания презрев, заповеди Твоя отвергох, окаянный, Боже мой, Содетелю мой, како избегну прочее тамошняго, Спасе, мучения; темже прежде конца моего, Спасе, прощение ми даруй, слез тучу, истинное умиление подая, яко Бог преблагий далече от мене отгоняя полки бесовския, ищущих низвести мя во адову пропасть. Темже молюся Ти, да не руку Твою отымеши от мене всемогущую.

Увы мне! како омрачихся умом; како удалихся от Тебе, и работах окаянный греху, и сласти плотстей, себе всего страстный издах, жившей во мне страстнем; и ныне ожидаю моего еже от жития исхода, и хотящаго томления быти. Господи преблагий, подаждь ми слезное покаяние, и разрешение безчисленных прегрешений моих. Верно тя молю, подающаго мирови велюю милость.

Господи, согрешая не престаю, человеколюбия сподобляем не разумею. Одолей моему недоумению, едине Блаже, и помилуй мя.

Господи, и страха Твоего боюся, и злое творя не престаю: кто на судищи судии не боится; или кто уврачеватися хотя, врача прогневляет якоже аз; долготерпеливе Господи, на немощь мою умилосердися, и помилуй мя.

Слезы, Спасе, покаяния ми даждь сокрушенною мыслию: яко да отмыю скверну души моея, юже зле окалях, дея неправедная на всяк час, имея на сие молящую, Тебе рождшую, и ангельския лики, и Твое человеколюбие.

Гряди, о душе! и раскайся о многих гресех, яже соделала еси в житии, и множеству вышних воинств молися, со воздыханием же и слезами; яко да время подастся тебе покаяния, да не яко неплодная смоковница отслешися во огнь геенский всестрастная.

Ниедину на земли заповедь Твою сотворих, како явлюся Тебе седящему на престоле, и слово дати, и суд подъяти о всех, яже в ведении, и в неведении, коеждо содеях, Христе мой; темже зову Тебе: Твоих слуг молитвами спаси мя блуднаго.

Покаяния не стяжах, ниже паки слез: сего ради молю Тя, Христе Боже, прежде конца обратити и дати умиление мне, яко да избавлюся муки.

Виждь твоя пребеззаконная дела, о душе моя! и почудися, како тя земля носит; како не разседеся; како дивии зверие не снедают тебе; како же и солнце незаходимое сияти тебе не преста; востани, покайся, и возопий ко Господу: согреших Ти, согреших, помилуй мя.

Яко впадый в разбойники и уязвлен: тако и аз впадох от многих грехов, и уязвлена ми есть душа. К кому прибегну повинный аз; токмо к Тебе благоутробному душам Врачу: излей на мя, Боже, великую Твою милость.

Господи, пришедый в мир грешники призвати, и разбойики, и мытаря, и блудницу, и блуднаго приемый: паче всех мене сорешившаго Тебе, Христе мой, и никакоже ктому кающася, человеколюбче призови.

Плачи окаянная душе, прежде конца, и Богу прилепися, зовущи Ему от сердца и стенаньми, о всескверная, согреших Ти, Христе, не гнушайся мене, молюся: но обратив мя яко милостив, и прощения сподоби.

Видео (кликните для воспроизведения).

Всегда Творца аз тварь оскорбляю: и прогневляю: даждь ми исправление, Отроковице, прежде того пременивши, и помощию Твоею к делом угодным возстави, яко да улучу спасение и оставление.

Безсмертна сущи, душе моя, волнами житейскими не покрывайся, но возникни вопиющи к своему благодателю: Боже, очисти мя, и спаси мя.

Можно брать как молитвы стихи из покаянного канона Господу Иисусу Христу.
Хороши молитвы после каждой кафизмы в Псалтири.
Хорошо брать стихи и из псалтири (богомысленные разсуждения)преп.Ефрема Сирина.
Много покаянных молитв можно найти в Триоди постной и в Великом каноне Андрея Критского.

Молитвами на контрасте являются известные молитвы, такие как: «Отче наш«, «Царю Небесный«, «Богородице Дево радуйся» и т.д., а также места из псалтири Давида. Покаянное действие они оказывают тогда, когда мы, читая их со вниманием, работаем сравнением на контрасте.

Например, в молитве «Царю Небесный» мы можем видеть следующее: о Духе Святом — «иже ВЕЗДЕ сый и ВСЯ исполняяй» (кроме меня окаянного!); о себе — «прииди и вселися в ны» (ибо несмотря на то, что именно я создан быть обиталищем Его, его во мне нет! почему и нужно просить Его придти и вселиться, да еще очистить от всякия скверны).

То же и с молитвой «Отче наш«. Достаточно читать первую строку и сравнивать себя и Отца своего. Ведь я имею и именую Отцом своим Бога! Почему же я мучаюсь, стражду, недоумеваю, мечусь, суечусь, скорблю о земном, побеждаюсь страстями и т.д., имея такого Отца.

В «Богородице Дево радуйся» можно выделить то, что Она радуется, а мне не до радости. Так же, что «Господь с Тобою«, но, увы, не со мною, и по этому поводу плакать.

Молиться покаянно такими молитвами труднее, ибо нужна помощь (включение духовное или открытие молитвы) Духа Святого.

К Великому канону Андрея Критского нельзя добавить ни одной мысли, которая могла бы его обогатить. Благодаря просвещенному Божественной благодатью уму, а также необыкновенным, гениальным способностям преподобный Андрей в немногих словах выразил возвышенные и прекрасные истины. Едва ли мы, обыкновенные люди, можем чем-то дополнить это великое духовное произведение. Мы остановимся на одном тропаре канона и постараемся получить назидание, хотя и не столь возвышенное и утонченное, как от всего канона, но более простое и понятное для нашего немощного ума.

В этом тропаре в краткой форме приводятся несколько примеров проявлений милосердия Божия, напоминаются поучительные притчи Спасителя о покаянии и о милости Бога к кающемуся грешнику.

«Яко разбойник вопию Ти, помяни мя». Всего несколько слов, но в них содержится важная мысль: мы должны каяться так, как каялся разбойник, распятый на кресте рядом с Христом. В Евангелии от Луки приводятся слова разбойника: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23, 42). Он говорил это Тому, Кто в муках умирал рядом с ним на Кресте; Тому, Кто был предан и оставлен всеми, даже Своими учениками; Тому, над Кем все смеялись, в том числе и страдавший на кресте другой разбойник. Сказавший эти слова своими глазами видел, как Христа поили уксусом и желчью, как вместо царского венца на Него надели венец терновый и для насмешки облачили в багряницу, царскую одежду. Но, несмотря на это, несмотря на всеобщее неверие и предательство, несмотря на унизительные страдания Спасителя, в этом разбойнике вдруг проявляется необъяснимая, непостижимая для человеческого разума вера. Он говорит Тому, Кто умирает на Кресте: «Помяни меня, когда приидешь в Царствие Твое».

Перед этим исповеданием разбойник вступил в необыкновенный спор со своим товарищем по несчастью. Безумный разбойник (так его называют в отличие от первого, благоразумного) стал в отчаянии, увлекшись общим настроением, с насмешкой говорить: «Если ты Христос, спаси себя и нас». Благоразумный разбойник, считая, что, и находясь при смерти, нужно бояться Бога, унимал его: «Или ты не боишься Бога?» (см. Лк. 23, 39–40). Казалось бы, чего страшиться, когда мы умираем? Какие еще могут случиться несчастья, если самое плохое уже произошло? Но в душе благоразумного разбойника, несмотря на совершенные им преступления, среди которых, возможно, были и убийства, все-таки жил страх Божий.

Что же услышал разбойник в ответ на свои слова, исполненные превосходящих человеческий разум смирения и веры? — «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43). — «Ты думаешь, что когда-то, в Царствии Своем, Я, может быть, вспомню тебя. А Я говорю тебе здесь и сейчас: ныне же, сегодня же ты будешь со Мной в раю». Спустя немного времени разбойник разрешился от уз своей плоти: пришли стражники, перебили распятым голени, и они в судорогах задохнулись на кресте, потому что, повиснув на руках, уже не могли ни вдохнуть, ни выдохнуть. После этой страшной муки душа разбойника вошла в рай, где Сам Господь Иисус Христос встретил его и принял, конечно, уже не как Человек, но как Бог. Благоразумный разбойник был первым спасенным человеком из всех уверовавших во Христа. Самый страшный грешник, убийца, грабитель (имевший, возможно, и другие пороки) первым вошел в рай ради своего смирения, от которого родилась вера. Вот какой смысл содержится в нескольких словах тропаря Великого канона: «Яко разбойник вопию Ти. »

Следующие слова тропаря: «Слезю яко блудница» напоминают нам о том, как некая грешница вошла в дом Симона фарисея, где за трапезой возлежал Спаситель, и, подойдя к Нему, плакала столь обильно, что своими слезами омыла Его ноги (см. Лк. 7, 37–38). Представьте, какие потоки слез она изливала, какие вздохи вырывались из ее груди, даже если она сдерживала рыдания. Она не постыдилась войти в дом фарисея, хотя всякий человек в городе знал, кто она такая. Хозяин дома, Симон, даже осудил Господа, сказав про себя: «Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» (Лк. 7, 39), то есть не позволил бы, чтобы она к Нему прикасалась. Но Господь пришел призвать к покаянию не праведников, а грешников, иначе говоря, не тех, кто считает себя праведниками, а тех, кто осознает свою греховность. Эта грешница, каясь, омывала обильными слезами ноги Спасителя, вытирала их своими волосами, лобызала и мазала драгоценным миром. Так же, как эта блудница, должны плакать и мы. Если у нас нет таких слез, нет подлинного, глубокого покаяния, то хотя бы укорим себя за это. Будем вздыхать о своей черствости, о каменносердечии, о безразличии к собственной участи в вечности. Это уже будет некоторым малым шагом к тому покаянию, которое мы должны были бы иметь.

«Приими мое рыдание, якоже иногда хананеино». Неотступно умоляя Спасителя о прощении грехов, мы получим исцеление, хотя бы нам казалось это уже невозможным.

Итак, в этом небольшом тропаре содержится огромный смысл. «Яко разбойник вопию Ти, помяни мя». Необходимо приобрести смирение, веру и глубокое сознание того, что мы достойны страданий, которые мы терпим в земной жизни. «Яко Петр плачу горце, ослаби ми, Спасе». Своими делами мы отрекаемся от веры, своей жизнью показываем, что мы не христиане, и потому мы должны плакать так же горько, как Петр. «Зову яко мытарь». Но плакать нужно молитвенно, а не так, как это делают люди, не понимающие значения покаяния. Мы должны молитвенно взывать Богу: «Боже, буди милостив мне грешнику» — «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». «Слезю яко блудница». Мы должны плакать, как блудница, а если у нас нет таких слез, то хотя бы укорять себя за это, вздыхать с покаянием или проявлять покаянное чувство как-то иначе, лишь бы искренне и неподдельно. Мы должны неотступно умолять Господа о прощении, как хананеянка, получившая просимое — исцеление своей бесноватой дочери. Так и мы получим облегчение от страстей, иногда действующих в нас сильнее, чем демоны в беснующихся.

В этом тропаре используется прием, часто использующийся в литературе, — отсылка к другому произведению. Писатели отсылают своих читателей к более или менее известным литературным творениям, а преподобный Андрей Критский отсылает нас к Евангелию, которое всегда должно быть в нашем уме. При упоминании даже нескольких слов из Евангелия в нашей памяти и воображении должны оживать события и поучения, о которых повествуется в Четвероевангелии. Ум наш, как выразился преподобный Серафим Саровский, «должен плавать в законе Господнем», и в таком случае, в любой жизненной ситуации избирая необходимое из Евангелия, мы будем руководствоваться им в своей повседневной жизни. Только таким образом, живя по Евангелию, мы и можем спастись. Таким должно быть настроение у человека, стремящегося к спасению, о чем вновь и вновь напоминает нам Великий канон Андрея Критского.

Русь Святая, храни Веру Православную! В ней же тебе утверждение!

Великим постом с понедельника по четверг первой седмицы на великих повечернях читается покаянный Канон святого Андрея Критского. Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных Канонах их около 30). Для чтения на первой седмице поста Канон разделяется на четыре части, по числу дней. В среду и четверг к Великому Канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской, пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию. Великий Канон завершается тропарями в честь его творца – святого Андрея Критского.

Слушать on-line Великий Покаянный Канон преподобного Андрея Критского, читаемый в понедельник первой седмицы Великого Поста.

Вы можете так же читать с экрана компьютера часть Великого Покаянного Канона преподобного Андрея Критского, читаемый в понедельник первой седмицы Великого Поста.

Ещё можете скачать себе на компьютер звуковой фрагмент части Великого Покаянного Канона преподобного Андрея Критского читаемого, в понедельник первой седмицы Великого Поста, который можете слушать в удобное для Вас время.

Качество представленного файла для скачивания — *.mp3 56Kbps…

Слушать on-line Великий Покаянный Канон преподобного Андрея Критского, читаемый во вторник первой седмицы Великого Поста.

Вы можете так же читать с экрана компьютера часть Великого Покаянного Канона преподобного Андрея Критского, читаемый во вторник первой седмицы Великого Поста.

Ещё можете скачать себе на компьютер звуковой фрагмент части Великого Покаянного Канона преподобного Андрея Критского, читаемого во вторник первой седмицы Великого Поста, который можете слушать в удобное для Вас время …

Качество представленного файла для скачивания — *.mp3 64Kbps…

Слушать on-line Великий Покаянный Канон преподобного Андрея Критского читаемый, в среду первой седмицы Великого поста.

Вы можете так же читать с экрана компьютера часть Великого Покаянного Канона преподобного Андрея Критского, читаемый в среду первой седмицы Великого поста.

Ещё можете скачать себе на компьютер звуковой фрагмент части Великого Покаянного Канона преподобного Андрея Критского читаемого, в среду первой седмицы Великого поста, который можете слушать в удобное для Вас время.

Качество представленного файла для скачивания — *.mp3 64Kbps…

Слушать on-line Великий Покаянный Канон преподобного Андрея Критского читаемый, в четверг первой седмицы Великого поста.

Вы можете так же читать с экрана компьютера часть Великого Покаянного Канона преподобного Андрея Критского, читаемый в четверг первой седмицы Великого поста.

Ещё можете скачать себе на компьютер звуковой фрагмент части Великого Покаянного Канона преподобного Андрея Критского, читаемого в четверг первой седмицы Великого поста, который можете слушать в удобное для Вас время.

Качество представленного файла для скачивания — *.mp3 56Kbps…

Слушать on-line Утреню с чтением Великого Покаянного Канона преподобного Андрея Критского, читаемые в четверг пятой седмицы Великого Поста.

Вы можете так же читать с экрана компьютера Великий Покаянный Канон преподобного Андрея Критского, читаемый в четверг пятой седмицы Великого Поста.

Ещё можете скачать себе на компьютер звуковой фрагмент Утрени с чтением Великого Покаянного Канона преподобного Андрея Критского и житии св. Марии Египетской, читаемых в четверг пятой седмицы Великого Поста, который Вы можете слушать в удобное для Вас время.

Качество представленного файла для скачивания — *.mp3 64Kbps…

Московский Сретенский монастырь.
Хор Сретенского монастыря и Сретенской духовной семинарии.
Записи произведены на первой и пятой седмицах Великого поста.

Молитва Ефрема Сирина – покаянная молитва, составленная в IV в. преподобным Ефремом Сирином (сирийцем), которая читается на богослужениях Великого Поста:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Боже, очисти мя грешнаго.

При первом чтении этой молитвы после каждого из трех прошений кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», – с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.

Эта молитва читается в храме на часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений; также в первые три дня Страстной седмицы.
В Великую среду в конце литургии на «Буди имя Господне…» молитва преп. Ефрема Сирина читается в последний раз. Начинаются особые богослужения Страстной седмицы.

Ещё Вы можете скачать себе на компьютер звуковой фрагмент Молитвы Ефрема Сирина, который можете слушать в удобное для Вас время

Качество представленного файла для скачивания — *.mp3 128Kbps…

Православное богослужение – это не набор случайных, стихийно собранных молитвенных сочинений, написанных на протяжении нескольких тысяч лет. Православное богослужение, мне кажется, напоминает сшитую рубашечку, в которой все увязано-соединено: «петелька-крючочек». Все здесь гармонично сплетено в одно целое и призвано настроить человеческую душу, словно музыкальный инструмент, на общение с Богом. В неделю перед первой седмицей Великого поста мы совершаем две жизненно важные вещи – испрашиваем у всех прощения и вспоминаем изгнание святых праотцев Адама и Евы из рая. Эти два богослужебных события являются тем верным трамплином, который вводит в нас в спасительную и святую землю Четыредесятницы.

Испрашивая прощения у всех людей, мы с Божьей помощью словно бы исторгаем из сердца всякое зло, всякую нечистоту и ненависть и пытаемся постичь великую науку любви, стараемся подключиться к току Божественной любви, стать ее проводниками в мире.

И еще один момент есть в испрашивании прощения…

Я должен осознать, что я виноват. Я должен осознать, в чем я виноват. Я должен осознать, перед кем я виноват, проанализировать свою жизнь с точки зрения себя не как прекрасного «светлого Ангела», но как больного тяжелой инфекционной болезнью греха существа, которое своей болезнью заразило и этот мир, других людей, а теперь пытается все исправить и вопиет к Богу об исправлении причиненного зла. Оно понимает (ведь так научил Господь наш Иисус Христос!), что болезнь гордости, болезнь зла исцеляется «таблеточкой» любви и добра. И если я сам в себе «переключу тумблер» воли в сторону этих добродетелей, то исправлюсь не только я, но и окружающий меня мир, потому что стану генератором-проводником Божественной любви. Вот откуда высказывание преподобного Серафима Саровского: «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи».
Блаженнейший Митрополит Владимир (Сабодан) когда то написал о том, что конец света придет, когда чаша людских грехов переполнится. И ее может переполнить в любую секунду сделанный мною или тобою, дорогой брат или сестра, грех.

Вот о чем, мне кажется, нужно думать…

И вторая тема вспоминаемая перед Великим постом. Это Адамово изгнание из рая. Кто такой Адам? Это – я, его потомок. Я изгнан из рая. Я заболел первородным грехом – смертельной болезнью, которая разрослась во мне и заполонила все мое существо.

Я – Адам. И мое тело восстало против души, и душа воюет против тела. Я не стал по замыслу Божественного Творца генератором любви, сыном, поднимающим весь мир на руках к Богу все выше и выше бесконечно… Нет. Я стал генератором зла, греха, и причем таким страшным, что не замечаю содеянный мною грех, ставший привычкой, нормой.

Как пел когда то Виктор Цой: «Мама, я знаю мы все тяжело больны…»

Святая Церковь призывает человека на пороге Великого поста стать Адамом, изгнанным из рая, обратиться в человека, который повернет концентрацию своего внимания и напряжения естества не во вне, но во внутрь и достанет лупу, чтобы начать искать в себе грех – грех, требующий исцеления.

Мы входим в Великий пост, как тяжелобольной ложиться на операционный стол. Мы входим в Великий пост, как больной, измученный болезнью, входит в кабинет врача в надежде на исцеление. Мы входим в Великий пост, чтобы предать себя в руки Главного и Единственного Лекаря – Господа нашего Иисуса Христа.

Но для этого нужно осознать, что ты болен, важно осознать, чем ты болен. Потому Церковь предлагает человеческой душе тысячелетний опыт покаяния, падения, вставания, жажды, пути и достижения святости, заключенный в Священном Писании Ветхого Завета, сконцентрированный, как некий эликсир словесный, в одном великом духовном произведении – Великом Покаянном каноне преподобного Андрея Критского. Он как камертон дает душе нужную ноту, чтобы ее псалтирь зазвучала угодным Богу псалмопением покаяния.

Потому-то в первую седмицу Святой Четыредесятницы, чтобы помочь человеку обратить свой взор внутрь на обнаружение своих грехов, на осознание их мерзости, рождающее позитивное желание избавления-исцеления от них, и читается с понедельника по четверг на великих повечериях этот удивительный канон. Он также читается на утрене четверга пятой седмицы Великого поста вместе с очень назидательным, духоносным и великолепным в литературном смысле житием преподобной Марии Египетской.

Ведь это я Адам, каждый день ядущий с дерева добра и зла, преступающий заповеди Божии каждый день. Ведь это я Каин, убивающий пусть не делом, но словом в самом себе тяжелым камнем осуждения и обиды тысячи, быть может, людей за жизнь. Ведь это я – Исав, продающий духовность за чечевичную похлебку. Ведь это я – Давид и Соломон, удаляющиеся от Царствия Небесного ради опьяняющих дурманящих, но таких ядовитых и смертоносных плотских наслаждений.

И все, что мне осталось, это вопиять припевом канона «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Вот с каким настроем нужно входить в Великий пост. И тогда ноги сами понесут тебя в храм.

Стой, человече, посмотри, продышись, подумай! Пропасть адская под ногами. Еще шажочек – и ух! На веки вечные. Повернись в сторону Господа, посмотри, как ты далеко до рая. Но надо с Божьей помощью идти, надо начинать этот путь!

И пусть первым или «энным», но таким верным и спасительным шажочком для тебя станет Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

Святитель Андрей Критский — великий иерарх, богослов, учитель и гимнотворец, он написал много богослужебных песнопений, и стал основателем новой литургической формы — канона. Из составленных им канонов более всего известен Великий покаянный канон, читаемый Великим постом. Ему молятся о даровании покаянного чувства, смирения, дара молитвы, и также об исцелении от немоты, так как будучи нем от рождения, получил в семь лет исцеление после Причастия.

Христову Церковь цевницею языка твоего, песнословя умильно, возвеселил еси, богословием же Препетыя Троицы славу всем сказал еси ясно, тем тя, яко тайноглагольника, поем, Андрее, пастырю Критский, и величаем память твою, Христа славяще дивнаго во святых Своих.

Вострубив ясно Божественная сладкопения, явился еси светильник мира светлейший, светом сияя Троицы, Андрее преподобне. Темже вси вопием ти: не престай моляся о всех нас.

Видео (кликните для воспроизведения).

О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Андрее! Предстоя у престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со Ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующия к подвигом добраго течения укрепи, град сей и вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старые утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою притекающия к тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи. Моли о нас (имена) всещедраго и человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его от шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Покаянная молитва критского
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here