Поминальная молитва автор пьесы

Самое детальное описание: поминальная молитва автор пьесы специально для посетителей нашего ресурса.

Поминальная молитва (телеспектакль) — Поминальная молитва Режиссёр Марк Захаров Юрий Махаев Виктор Безега В главных ролях Евгений Леонов Кинокомпания ТО «Артель» РТР … Википедия

Поминальная молитва — Режиссёр Марк Захаров В главных ролях Евгений Леонов Кинокомпания ТО «Артель» РТР Длительность 180 мин. Страна СССР … Википедия

Скрипач на крыше (мюзикл) — У этого термина существуют и другие значения, см. Скрипач на крыше. Скрипач на крыше (англ. F >Википедия

Тевье-молочник (телеспектакль) — Тевье молочник Режиссёр Сергей Евлахишвили В главных ролях Михаил Ульянов Галина Волчек Сергей Маковецкий Кинокомпания Главная редакция литературно драматических программ Ц … Википедия

Скрипач на крыше (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Скрипач на крыше. Скрипач на крыше F >Википедия

Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова — Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова … Википедия

СамАрт — Самарский Театр центр юного зрителя «СамАрт» был образован как областной ТЮЗ в 1930. Адрес театра: г. Самара, ул. Л. Толстого, 109. Содержание 1 История театра 2 Проекты театра 3 Реконструкция здани … Википедия

Тевье-Тевель — Тев є Тевель Жанр трагикомедия Основан на пьесе «Поминальная молитва» (по мотивам произведений Шолом Алейхема) Автор … Википедия

Театр Дождей — Координаты: 59°55′03.72″ с. ш. 30°18′16.32″ в. д. / 59.9177° с. ш. 30.304533° в. д. … Википедия

Владимир Васильевич Назаров — Народный артист России Владимир Васильевич Назаров – композитор, режиссёр, музыкант. Содержание 1 Общая информация 2 Детство, отрочество, армия 3 Москва, боян, женитьба … Википедия

Поминальная Молитва

Спектакль снят с репертуара

Программа спектакля «Поминальная Молитва»
1989 год

Умение тонко чувствовать свое время – необходимое качество для любого театрального режиссера! Но когда постановщик делает попытку рассказать о событиях давно минувших дней, то неминуемо рискует. Но почему?!

Все дело в том, что в отличие от современных дней исторические события начала двадцатого века до сих пор вызывают массу противоречивых мнений. И в особенности, если высокое искусство театра касается столь злободневного еврейского вопроса.

Как режиссер-новатор, Марк Захаров всегда славился смелым подходом к созданию своих спектаклей. Не стала исключением и постановка «Поминальная молитва», премьера которой состоялась в 1989 году. Успех спектакля оказался настолько ошеломительным, что в 1993 году появилась телеверсия ленкомовского шедевра, которую смогли увидеть миллионы российских телезрителей.

Но можно ли сегодня утверждать, что успех явился случайностью? Нет, только не в данном случае! Творческий союз таких выдающихся личностей, как Григорий Горин и Марк Захаров был просто обречен на громкий успех. Пьеса, написанная талантливым российским драматургом по мотивам произведений Шолом-Алейхема, была настолько многообещающей, что в успех постановки верили абсолютно все, кто был причастен к работе над спектаклем. Добавьте к этому поистине звездный актерский состав Ленкома, и вы поймете, почему с появлением спектакля «Поминальная молитва» его жаждали увидеть десятки тысячи театралов страны.

Одна из лучших ролей сыгранных на театральной сцене! Приблизительно такими эпитетами восхваляли критики участие в спектакле актера Евгения Леонова. В постановке Евгений Леонов смотрелся действительно бесподобно в роле еврея Тевье. Как впрочем, и другой потрясающий актер ныне ушедший от нас навсегда. Александр Абдулов сыгравший в «Поминальной молитве» роль Менахем-Мендела запомнился многим театралам как невероятно выразительный и образный персонаж. Среди других участников спектакля стоит отметить: Елену Шанину в роли Цейтл; молодую Александру Захарову, сыгравшую Хаву; Александра Сирина в образе Мотла и бесподобную Татьяну Пельтцер в роли Берты.

Но сразу возникает вопрос! Почему столь незамысловатый сюжет пьесы оказался настолько увлекательным? Неужели только участие именитых актеров вызывал к спектаклю повальный зрительский интерес? Разумеется, не только бесподобная игра признанных мэтров сцены как магнитом притягивала зрителей в театр Ленком. Любая история, в которой поднимаются темы об обретении счастье, поиске своего места в жизни и умении несмотря ни на какие национальные и расовые различия оставаться настоящим человеком всегда интересна людям.

В центре внимание спектакля «Поминальная молитва» судьбы нескольких еврейских семей времен царской России. После известных погромов прокатившихся по всей стране в 1905-м году простые евреи пытаются жить и радоваться жизни несмотря ни на что. Их ежедневные заботы и мечты, искренние чаянья и маленькие радости показаны в спектакле с особой трогательностью и любовь. Несмотря на различное вероисповедание и менталитет зрители к удивлению для себя наблюдают сцены из жизни знакомые многим из нас. И то, что вроде бы вначале спектакля казалось далеким и неприемлемым к финалу становится близким и даже родным.

Безусловно, пьеса Григория Горина входит в число самых ярких и незабываемых постановок театра Ленком. И неслучайно на многих театральных сайтах сегодня выложена видеоверсия спектакля «Поминальная молитва», которая до сих пор пользуется неизменным интересом зрителей.

Пьеса Г. Горина в 2 частях по мотивам произведений Шолом-Алейхема Премьера — 1989 г.

Действующие лица и исполнители:

Тевье, молочник — н. а, СССР Е. Леонов, з. а. В. Стеклов
Голда, его жена — Л. Матюшина
Их дочери:
Цейтл — з. а. Е. Шанина
Годл — Л. Артемьева
Хава — А. Захарова, Е. Степанова
Бейлке — А. Семашко, В. Кливлидзе
Шпринце — В. Мурашова
Менахем-Мендл, родственник Тевье — з. а. А. Абдулов
Берта, его мать — н. а. СССР Т. Пельтцер, з. а. М. Лифанова
Лайзер-Вольф, мясник — н. а. В. Ларионов
Степан, плотник — з. а. Б. Чунаев
Мотл, портной — А. Сирин
Перчик, студент — И. Агапов
Федя, писарь — А. Леонов
Ребе, раввин — з. а. В. Корецкий, В. Кузнецов
Священник — н. а. Ю. Колычев, з. а. Б. Никифоров
Урядник — С. Степанченко
Войцек, трактирщик — Б Беккер, А. Карнаушкин
Трактирщица — А. Дорохина
Нахум — Л. Громов
Барышня из города — Т. Захава
Музыкант — С. Рудницкий
Мальчик-скрипач — Леня Горелик
Девочка — Оля Рябинкина
Женский вокализ — И. Мусаэлян
Танец с платками — Л. Громов, Г. Козлов

Видео (кликните для воспроизведения).

Постановка н. а. М. Захарова.
Сценография О. Шейнциса.
Режиссер Ю. Махаев.
Костюмы В. Комоловой, Е. Пиотровской.
Музыка М. Глуза.
Хореография С. Воскресенской.

Автор: Жанр: Аннотация:

Пьесы Григория Горина не одно десятилетие не сходят со сцен не только российских театров, они с успехом идут на многих сценических площадках мира; телевизионные фильмы, снятые по его сценариям, неизменно любимы и востребованы зрителями. Не меньшее удовольствие доставляет и чтение драматургических произведений писателя. Многие реплики из пьес Г.Горина органично вошли в нашу жизнь, в современную языковую среду, и в этом признание и яркого таланта автора, и непреходящей ценности его произведений.

грустно, смешно, Ом мелафефон бва кхаша)

НЕ ЧИТАЙТЕ ЭТОГО ЛЖЕНОРБЕКОВА! ВЫ ЧЕ НЕ ПОНИМАЕТЕ ЧТО ЭТО ФУФЛО ДЛЯ ДЕНЕГ!? НАСТОЯЩИЕ ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ КНИГИ ПИШЕТ САМ МИРЗАКАРИМ САНАКУЛОВИЧ НОРБЕКОВ, а это дермо пересказаное под его фамилией!

где скачать НОЧНЫЕ ШОРОХИ вроде вышли в сентябре а найти нигде не могу. заранее спасибо

очень не хватало этой книги!

Три книги стихов Александра Цыганкова отвечают за него. В каждой можно найти ответ на вопрос: «Что такое жизнь?» А главное, каким слогом сказано! «Земным дыханием стекло Отогреваю от мороза, На Рождество, как в первый раз, Я жду библейскую звезду. Как будто станет с ней светло. Но не поэзия, а проза Ведёт полуночный рассказ Волхвов, кочующих по льду. В Сибири лес на сотни лет, И хватит звёзд для каждой ели, Но что мне делать с тишиной Нечеловеческой тоски? Волхвует ночь, и звёздный свет, В дверях и окнах, в каждой щели, Сквозит вселенской сединой Со дна евангельской строки…» («Рождественская ночь») Рекомендую всем ценителям поэзии.

Такая клёвая книга. Умираю со смеху.

Купила давно, а прочла в прошлом только. Сожалею, что не сделала этого раньше. Супер книжка. Читаю остальные произведения х)

нет,эмо-бой другая ,но такого же автора)

Булгаков этим произведениям показал нам как строился коммунизм, появление шариковщины, он сравнил эксперименты Преображенского с экспериментами Большевиков и хотел донести до народа, что нельзя изменять и нарушать законы природы

На главном событии уходящего года — церемонии вручения Международной зрительской Премии «Звезда Театрала» — публика выбрала лучшие театральные работы сезона. Вручение наград состоялось по традиции в первый понедельник декабря на сцене театра Вахтангова. По итогам интернет-голосования зрителей на сайте премии в номинации «Лучший спектакль малой формы» победила «Поминальная молитва» театра МОСТ. В интервью для «Мира новостей» режиссёр Георгий Долмазян рассказал, в чем секрет успеха этой сценической версии знаменитой пьесы Горина и что было самым сложным в работе над постановкой.

— Ваши спектакли были трижды номинированы на премию «Звезда Театрала». Почему победила именно «Поминальная молитва»?

— Три года назад, в 2016 году, был номинирован спектакль «Чехов», и я очень волновался. Всё утро готовил речь и был абсолютно уверен, что мы победим. В следующем году зрители выдвинули в шорт-лист премии спектакль «4 Любы. Оттепель», и на церемонии я решил поменять тактику — ничего не готовил. Тоже не сработало.

В третий раз, в этом году, я вообще ни о чем не думал. Когда объявили, что побеждает «Поминальная молитва», я был последним человеком, который это услышал. Но очень обрадовался, потому что «Звезда Театрала» — народная премия, а без зрителя театр не имеет смысла.

Для меня автор, актер и зритель — это три кита театра. Роль режиссёра — организовать их встречу и сделать так, чтобы она изменила жизнь людей. Каждому зрителю я желаю найти спектакль, через который он научится любить. У человека должна быть большая любовь.

— Как возникла идея создания «Поминальной молитвы»?

— В 93-м году я увидел «Поминальную молитву» в «Ленкоме» в постановке Марка Захарова. С этого спектакля началась моя большая влюбленность в театр: я впервые почувствовал, каким красивым и мощным он может быть. Я, конечно, не думал, что когда-нибудь поставлю «Поминальную молитву». Но пьеса Горина всегда оставалась для меня особенной.

Прошло почти 25 лет. Внезапно при выборе материала я почувствовал, что пришло время для этого произведения. Спектакль «Ленкома» уже стерся из памяти, и стало ясно: моя «Поминальная молитва» — о любви.

Когда у человека есть любовь, он ничего не боится. Беды, которые происходят в «Поминальной молитве», пережить невозможно. Героев спасает только большая любовь.

Сейчас уничтожается институт семьи, межчеловеческих отношений. Люди перестали верить во что-либо. Поэтому «Поминальную молитву» было важно поставить именно сейчас. Зрители посмотрят ее, и вдруг что-то в их мировоззрении изменится.

И потом, Григорий Горин — большой автор. За легкой формой, часто водевильной, скрываются глубокие смыслы.

— Как проходила работа над спектаклем? Что было самым сложным?

— Я распределил роли уже на первой читке. Возникли сложности только с одной — Священника. Для нее нужен был особый актер. Совершенно случайно судьба свела меня с замечательным артистом Андреем Михайловым. Нас познакомили на одном спектакле в ГИТИСе, мы вместе дошли до метро и разговорились. И я понял — вот он. Человек с чистой душой.

— Актёры не сопротивлялись, когда пришел человек со стороны?

— Андрей уже два года в театре, играет в нескольких спектаклях и по-прежнему находится в хорошем состоянии дебютанта. «Поминальная молитва» собиралась благодаря вот таким случайностям. Я очень рад, что актёры полюбили друг друга и их союз состоялся.

— Какая сцена была самой трудной с точки зрения режиссёрской работы?

— Их было две. Первая — финальная. У Горина она заканчивается ремаркой: «Все смеются и плачут». В этой сцене чего-то не хватало. Да, герои смеются и плачут, но как они могут уйти, если в этой деревне — могила матери?

Решение пришло внезапно. Когда герои еще не в дороге и уже не дома, появляется Голда, благословляет их и отпускает.

Вторая — это сцена в церкви. Я очень долго не мог найти нужное решение: не люблю, когда на сцене возникают иконы и кресты. Спектакль был почти готов, оставалась только встреча Тевье и Священника. Мы сделали прогон без этой сцены, я отпустил всех актеров. Расслабился, дал волю подсознанию… И увидел, что встреча должна происходить между крестом и алтарём — в колокольне.

— Какие следующие задачи вы ставите для себя?

— В постановке, над которой я работаю сейчас, все актёры горят одной идеей. Как писал Товстоногов, перед подготовкой к работе нужна такая доза художественного яда, чтобы ее хватило на весь постановочный период. На первой читке актёры должны забыть, кто какую роль будет играть и заразиться идеей режиссёра. Иначе спектакль не состоится.

Мы снова сталкиваемся с проблемами, но творческий яд уже есть, и он дает силы.

Продолжительность спектакля: 2 ч. 30 мин. с антрактом

Знаменитая горинская ремарка «Все смеются и плачут» буквально пронизана духом классической прозы Шолом-Алейхема с уникальной тканью еврейского юмора и человеческой мудрости.Так же, как и знаменитая на весь мир история Тевье-молочника, написанная драматургом Григорием Гориным в 1989 году.

Драма о семье и вере на фоне исторических перемен рисует картину жизни за чертой оседлости в дореволюционной России, в период начала гонений на евреев. Обаятельные жители местечка Анатовка — русские, евреи и украинцы — становятся свидетелями и участниками народных волнений, докатившихся до них с «большой земли». В патриархальный уклад их и без того небогатой и трудной жизни врываются новые трагедии. «Да, мы Богом избранный народ, но иногда выбирай кого-нибудь другого», — эти слова молочника Тевье как нельзя лучше говорят о непосильных переживаниях. Но выстоять помогают любовь, вера и природное чувство юмора. Когда уже нет слез — пора смеяться, а что нам остается еще делать?

Прочитать отзывы о спектакле и поделиться своими впечатлениями Вы можете на сайтах Афиша и Ваш Досуг

Спектакль поставлен по мотивам произведений Шолом-Алейхема.
Действия происходят в дореволюционной России, в тот период, когда начались гонения евреев. И без того нелегкую жизнь Тевье судьба раскрашивает чередой происшествий, испытывая его веру. Выдержит ли он все ее нелегкие удары? Сложно сказать, сколько осилит человек, но становится понятным, что вера помогает не сломиться в тяжелейшие моменты жизни.
Когда уже нет слез — пора смеяться, а что нам остается еще делать?
Произведение приподнимает завесу секрета своеобразного еврейского юмора. Бесподобная игра актеров и всецелое посвящение себя роли Леонова прозводят неизгладимое впечатление на зрителя.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Поминальная молитва (телеспектакль) — Поминальная молитва Режиссёр Марк Захаров Юрий Махаев Виктор Безега В главных ролях Евгений Леонов Кинокомпания ТО «Артель» РТР … Википедия

Поминальная молитва (спектакль) — Поминальная молитва Основан на произведениях Шолом Алейхема Автор Григорий Горин, автор одноимённой пьесы Актёры Евгений Леонов Елена Шанина Александра Захарова … Википедия

Поминальная — ж. Песня, молитва, содержащая в себе поминовение усопших. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

КАДЕШ (молитва) — КАДЕШ (кадиш), еврейская поминальная молитва, славословие Господа … Энциклопедический словарь

СамАрт — Самарский Театр центр юного зрителя «СамАрт» был образован как областной ТЮЗ в 1930. Адрес театра: г. Самара, ул. Л. Толстого, 109. Содержание 1 История театра 2 Проекты театра 3 Реконструкция здани … Википедия

Театр Дождей — Координаты: 59°55′03.72″ с. ш. 30°18′16.32″ в. д. / 59.9177° с. ш. 30.304533° в. д. … Википедия

Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова — Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова … Википедия

Тевье-Тевель — Тев є Тевель Жанр трагикомедия Основан на пьесе «Поминальная молитва» (по мотивам произведений Шолом Алейхема) Автор … Википедия

Леонов Евгений Павлович — (1926 1994), актёр, народный артист СССР (1978). В 1948 68 в Московском драматическом театре им. К. С. Станиславского. С 1968 в Театре им. Вл. Маяковского. С 1972 в Московском театре им. Ленинского комсомола (с 1990 театр «Ленком»). Роли:… … Энциклопедический словарь

Леонов, Евгений Павлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Леонов. Евгений Павлович Леонов Дата рождения … Википедия

  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
  • Добавить иллюстрации.
  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Поминальная молитва (телеспектакль) — Поминальная молитва Режиссёр Марк Захаров Юрий Махаев Виктор Безега В главных ролях Евгений Леонов Кинокомпания ТО «Артель» РТР … Википедия

Поминальная молитва — Режиссёр Марк Захаров В главных ролях Евгений Леонов Кинокомпания ТО «Артель» РТР Длительность 180 мин. Страна СССР … Википедия

Скрипач на крыше (мюзикл) — У этого термина существуют и другие значения, см. Скрипач на крыше. Скрипач на крыше (англ. F >Википедия

Тевье-молочник (телеспектакль) — Тевье молочник Режиссёр Сергей Евлахишвили В главных ролях Михаил Ульянов Галина Волчек Сергей Маковецкий Кинокомпания Главная редакция литературно драматических программ Ц … Википедия

Скрипач на крыше (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Скрипач на крыше. Скрипач на крыше F >Википедия

Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова — Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова … Википедия

СамАрт — Самарский Театр центр юного зрителя «СамАрт» был образован как областной ТЮЗ в 1930. Адрес театра: г. Самара, ул. Л. Толстого, 109. Содержание 1 История театра 2 Проекты театра 3 Реконструкция здани … Википедия

Тевье-Тевель — Тев є Тевель Жанр трагикомедия Основан на пьесе «Поминальная молитва» (по мотивам произведений Шолом Алейхема) Автор … Википедия

Театр Дождей — Координаты: 59°55′03.72″ с. ш. 30°18′16.32″ в. д. / 59.9177° с. ш. 30.304533° в. д. … Википедия

Владимир Васильевич Назаров — Народный артист России Владимир Васильевич Назаров – композитор, режиссёр, музыкант. Содержание 1 Общая информация 2 Детство, отрочество, армия 3 Москва, боян, женитьба … Википедия

Пьесы Григория Горина не одно десятилетие не сходят со сцен не только российских театров, они с успехом идут на многих сценических площадках мира; телевизионные фильмы, снятые по его сценариям, неизменно любимы и востребованы зрителями.

Не меньшее удовольствие доставляет и чтение драматургических произведений писателя. Многие реплики из пьес Г.Горина органично вошли в нашу жизнь, в современную языковую среду, и в этом признание и яркого таланта автора, и непреходящей ценности его произведений.

Тевье – молочник.

Голда – его жена.

Мотл – портной.

Перчик – студент.

Федор – писарь.

Менахем-Мендл – родственник Тевье, человек без определенных занятий.

Степан – плотник.

Лейзер-Волф – мясник.

Войцек – трактирщик.

Мать Менахема.

Мужики, гости на свадьбе, оркестранты, соседи.

Действие происходит в начале XX века в деревне Анатовка.

Видео (кликните для воспроизведения).

«. На моей могиле в каждую годовщину моей смерти пусть оставшийся мой единственный сын, а также мои зятья, если пожелают, читают по мне поминальную молитву.

А если читать молитву у них не будет особого желания, либо время не позволит, либо это будет против их религиозных убеждений, то они могут ограничиться тем, что будут собираться вместе с моими дочерьми, внуками и просто добрыми друзьями и будут читать это мое завещание, а также выберут какой-нибудь рассказ из моих самых веселых рассказов и прочитают вслух на любом понятном им языке.

И пусть мое имя будет ими помянуто лучше со смехом, нежели вообще не помянуто. »

Шолом-Алейхем (из «Завещания»)1915 г.

На сцене – ВСЕ УЧАСТНИКИ СПЕКТАКЛЯ. В центре – АРТИСТ, исполняющий роль Тевье. Говорит, обращаясь непосредственно в зал.

Артист-Тевье

В деревне Анатовка с давних пор жили русские, украинцы и евреи. Жили вместе, работали вместе, только умирать ходили каждый на свое кладбище. Таков обычай!

Здороваясь, русские снимали шапки. Евреи шапок не снимали никогда. Обычай!

Крик петуха. Стали высвечиваться крыши домов Анатовки. Часть актеров надели картузы. Послышался колокольный перезвон. Часть актеров перекрестились.

У русских был поп. У евреев – ребе. Мудрые люди, между прочим. Знали ответы на все вопросы.

Один из артистов

Батюшка, отчего петух по утрам поет?

Так ему Бог повелел, сын мой.

Один из артистов

Батюшка, а вот что раньше было: курица или яйцо?

А раньше, голубчик, все было.

Второй артист

Ребе, а почему курица не летает?

Второй артист

Ребе, а вот почему петух стоит на одной ноге?

Не морочь голову. Потому что если он и эту ногу уберет, то наверняка свалится.

Умные люди были, дай Бог им здоровья. А еще в деревне был урядник. Один на всех! Потому что вера у людей может быть разная, а власть – одна.

Появляется Урядник с гусем.

Мужики! Чей гусак без присмотра бегает: православный али иудейский?

Все задумчиво рассматривают гусака, чешут затылки.

Один из артистов

А коли хорошо подумать, мужики?

Первый и второй

Наверное, ваш, ваше благородие.

О! Це дило! А я, дурак, гадаю: чей гусак?

Справедливый был человек. А еще в деревне жили Степан-плотник, Мотеле-портной, Федька-писарь и молочник Тевье-Тевль. Евреи звали его Тевье, русские – Тевлем. И было у него пять дочерей, две коровы и одна лошадь, такая старая, что могла везти телегу только с горы. А когда дорога шла на подъем, Тевье-Тевль впрягался в телегу сам.

И тогда он даже снимал шапку, чтоб не липла к волосам, и со стороны уже было трудно понять, кто идет – иудей или православный. Да и, честно сказать, какая разница, если человек беден и из последних сил тащит свой воз.

Тихо зазвучала музыка. Все разошлись, оставив на сцене Тевье, который отчаянно тянул телегу и что-то бормотал себе под нос.

Ржанье коня. Тевье тащит телегу.

Боже милосердный, всех кормящий и насыщающий! Если Ты создал человека человеком, а лошадь лошадью, то разве справедливо, что человек тянет оглобли, а эта холера плетется сзади и ржет? Знаю, что ответишь: «Не ропщи, ибо путь каждого записан в Книге Судеб. » Это так! Но важно, на какой странице. Я к тому, что если Тебе было угодно создавать сперва бедных, а потом богатых, то я был готов встать во вторую очередь. Мне не к спеху! Как говорится, лучше последним на свадьбе, чем первым на похоронах. И кому было б плохо, если б я был богат? Не сказано ли в Писании: «Рука дающего да не оскудеет». Тобою данное. Тебе бы и вернулось. Короче! Я бы отдал половину денег молящимся, половину – кладбищенским нищим. И только последнюю половину взял бы себе. И то сказать, не себе – дочкам на приданое. Ну, еще жене на платье. Коровам на сено. Лошади на овес.

. Вот! Самому-то мне ничего не надо. На тарелку супа и хлеб всегда заработаю, а больше – зачем? Сказано мудрыми: «И богатые червонцы не глотают, и бедные камни не едят. » И будь я хоть трижды богач Ротшильд, все равно ходил бы в этом рваном камзоле и старых сапогах. Не доить же коров во фраке.

Нет, коняка, хорош бы был Ротшильд, если бы вышел запрягать тебя в цилиндре и лаковых штиблетах. Да еще гаркнул по-французски: «Цыц! Холера на твою голову!»

А как же будет по-французски «Цыц, холера?!». Не знаю. Поэтому все в мире правильно. Ротшильд – это Ротшильд, Тевье – Тевье, а лошадь – лошадь! И сказано в Писании: «Не по своей воле живет человек»!

Впрочем, Боже, что я толкую Тебе о Святом Писании. Кто из нас читал, а кто диктовал.

В конце монолога на дороге появился Перчик, молодой человек в студенческой фуражке и со связкой книг в руках. Несколько секунд с улыбкой наблюдал за Тевье.

Яркая пьеса Григория Горина «Поминальная молитва» относится к тем произведениям, которые зовутся шедеврами. В ней есть все: и смех, и слезы, и исторический подтекст, и выразительные характеры, и диалоги, которые хочется цитировать, и острейшая, но при этом естественная драматургия. Это эффект снежной лавины, которая начинается с пары легких снежинок, оборачивается большой бедой и низвергается с выдохом облегчения.

Почему-то принято считать, что «Поминальная молитва» — пьеса именно для большой сцены: как здесь обойтись без развеселых еврейских плясок, массовых сцен в русско-украинско-еврейской деревне Анатовке? Однако театр «МОСТ» с легкой руки режиссера Георгия Долмазяна решил поэкспериментировать, воспроизведя жизнь одной еврейской семьи в камерном пространстве.

И вот что оказалось: пьеса Горина обладает еще большим потенциалом, чем мы ожидали. Здесь можно совершенно иначе расставить акценты и получить на выходе действительно невероятно откровенное действо. В отличие от многих существующих постановок, у Долмазяна гораздо больше сакрального, глубокого. Получился спектакль не о евреях, а о Боге и любви. И в таком случае противопоставление трагического и комического выглядит еще ярче, контрастнее.

Казалось бы, как можно в такой реалистичной, понятной и, можно сказать, конкретной пьесе найти место для игровой режиссуры? Но Долмазяну удалось сделать не только исключительно проникновенный спектакль, но и насытить его зрелищными сценами и постановочными выдумками. Чего стоят, например, дырявый ботинок Менахема (Фамиль Велиев) и его манеры пройдохи – утянуть как бы невзначай рюмку в карман? Вообще у Велиева в этой роли какое-то совершенно сногсшибательное обаяние, наивно-трогательное и цепляющее.

Очень живо смотрится находка в образе Лейзера-мясника (Юрий Огульник) в сцене его прощания с Цейтл (Наталья Дедейко), когда Лейзер готовится к поцелую со своей несостоявшейся невестой.

Но если комические сцены выведены с тончайшим юмором, то сцены, полные драматизма, выделены в особый фокус. Акцент всего спектакля смещен на них, и то, что в небольшом зале зритель находится в бóльшем контакте с актерами, производит на первых глубочайшее впечатление. В отличие от множества постановок, где сцены погромов и воссоединения семьи Тевье несколько нивелированы, упрощены, то у Долмазяна они даны размашисто, укрупненно, эмоционально. Так, что зритель как будто проваливается во внутренний мир каждого героя и сопереживает ему с новой, только рожденной силой.

Сценография постановки завораживающе красива. Достаточно простые средства создают оригинальные, захватывающие дух сцены. Зритель видит всего лишь несколько деревянных скамеек, стульев, досок – как сложно из элементарного создать красивые мизансцены! Но авторам спектакля это удалось. Сквозь весь спектакль лейтмотивом проходит персонаж, названный в программке «Голос» — это то ли дух предков еврейского народа, то ли смерть, то ли (смешная догадка!) бабушка Голды, а скорее всего, все сразу. Особенное впечатление производит сцена на колокольне, и визуально, и смыслово, и актерски, и музыкально – это настоящий театральный шедевр!

Сцена смерти Голды (Людмила Давыдова) также эмоционально сильная, порождающая слезы и комок в горле, не отпускающий до конца спектакля. Голда в исполнении Людмилы Давыдовой – олицетворение дома, уюта и тепла. И от такого бытового образа в этой ключевой сцене Голда возвышается над этим бытом и ей становится доступна какая-то иная реальность. Эти сцены связаны между собой образом порхающих голубей. Ведь голубь – дух, душа, связь с Богом.

И, конечно, молочник Тевье в исполнении Евгения Никулина. Это не просто важнейший персонаж, но и отдельный мир, который вращает вокруг себя все, что происходит в его семье и Анатовке. Его искренние слезы, его смех – это отражение данной ему реальности. Чтобы не рассыпаться во вполне заслуженных комплиментах, отмечу, что Евгений Никулин словно родился в роли Тевье, как будто с самого начала Григорий Горин писал эту роль для него. И как же удачно сошлись звезды, что у зрителя есть возможность увидеть такого Тевье!

Спектакль, несмотря на обилие юмора и светлую развязку, все же больше философский – именно поэтому, в финале, когда вся семья в сборе и в начале нового, неизвестного пути, снова появляется Голда, как символ связи еврейского народа с его прошлым.

Зритель испытывает настоящий катарсис, и на поклонах не дает уйти артистам. То, что они рассказали на сцене, действительно нужно каждому из нас. Это настоящее чудо, рожденное на маленькой сцене. И, кажется, в зале никто уже не сомневается, что от этого спектакля исходит небесный свет невероятной силы.

Цейтл, Годл, Хава, Шпринца, Бейлке – их дочери.

Менахем-Мендл – родственник Тевье, человек без определенных занятий.

Мужики, гости на свадьбе, оркестранты, соседи.

Действие происходит в начале XX века в деревне Анатовка.

«…На моей могиле в каждую годовщину моей смерти пусть оставшийся мой единственный сын, а также мои зятья, если пожелают, читают по мне поминальную молитву.

А если читать молитву у них не будет особого желания, либо время не позволит, либо это будет против их религиозных убеждений, то они могут ограничиться тем, что будут собираться вместе с моими дочерьми, внуками и просто добрыми друзьями и будут читать это мое завещание, а также выберут какой-нибудь рассказ из моих самых веселых рассказов и прочитают вслух на любом понятном им языке.

И пусть мое имя будет ими помянуто лучше со смехом, нежели вообще не помянуто…»

На сцене – все участники спектакля. В центре – артист, исполняющий роль Тевье. Говорит, обращаясь непосредственно в зал.

Артист-Тевье. В деревне Анатовка с давних пор жили русские, украинцы и евреи. Жили вместе, работали вместе, только умирать ходили каждый на свое кладбище… Таков обычай!

Здороваясь, русские снимали шапки. Евреи шапок не снимали никогда. Обычай!

Крик петуха. Стали высвечиваться крыши домов Анатовки. Часть актеров надели картузы. Послышался колокольный перезвон. Часть актеров перекрестились.

У русских был поп. У евреев – ребе. Мудрые люди, между прочим… Знали ответы на все вопросы…

Один из артистов (обращаясь к попу). Батюшка, отчего петух по утрам поет?

Поп. Так ему Бог повелел, сын мой.

Один из артистов. Батюшка, а вот что раньше было: курица или яйцо?

Поп. А раньше, голубчик, все было…

Второй артист (обращаясь к ребе). Ребе, а почему курица не летает?

Второй артист. Ребе, а вот почему петух стоит на одной ноге?

Ребе. Не морочь голову… Потому что если он и эту ногу уберет, то наверняка свалится…

Актер-Тевье (в зал). Умные люди были, дай Бог им здоровья. А еще в деревне был урядник. Один на всех! Потому что вера у людей может быть разная, а власть – одна.

Появляется Урядник с гусем.

Урядник. Мужики! Чей гусак без присмотра бегает: православный али иудейский?

Все задумчиво рассматривают гусака, чешут затылки.

Один из артистов. Та вроде наш…

Урядник (с угрозой). А коли хорошо подумать, мужики?

Первый и второй (вместе). Наверное, ваш, ваше благородие…

Урядник. О! Це дило! А я, дурак, гадаю: чей гусак? (Свернул гусаку шею, ушел.)

Актер-Тевье. Справедливый был человек… А еще в деревне жили Степан-плотник, Мотеле-портной, Федька-писарь и молочник Тевье-Тевль. Евреи звали его Тевье, русские – Тевлем. И было у него пять дочерей, две коровы и одна лошадь, такая старая, что могла везти телегу только с горы. А когда дорога шла на подъем, Тевье-Тевль впрягался в телегу сам. (Впрягается в телегу.) И тогда он даже снимал шапку, чтоб не липла к волосам, и со стороны уже было трудно понять, кто идет – иудей или православный. Да и, честно сказать, какая разница, если человек беден и из последних сил тащит свой воз…

Тихо зазвучала музыка. Все разошлись, оставив на сцене Тевье, который отчаянно тянул телегу и что-то бормотал себе под нос.

Ржанье коня. Тевье тащит телегу.

В конце монолога на дороге появился Перчик, молодой человек в студенческой фуражке и со связкой книг в руках. Несколько секунд с улыбкой наблюдал за Тевье.

Перчик. Между прочим, «цыц» будет «цыц»!

Тевье (оглянулся). Вы это кому, молодой человек?

Перчик. Никому! Просто говорю: и по-французски «цыц» будет «цыц». А «холера» – «холера».

Тевье. Вот как? Интересно. Не каждый день встретишь на дороге образованного человека. Откуда шагает такой умный паренек?

Перчик. Паренек шагает издалека.

Тевье. Вижу по башмакам. А если по фуражечке, то, наверное, из самого Киева?

Тевье. А если и меня по имени знаете, стало быть, родом из здешних мест?

Перчик. Родом, реб Тевье, я из той деревни, где много вопросов задают и вопросом на вопрос отвечают.

Тевье. Значит, наш… Из Анатовки. Я и смотрю: лицо знакомое. Не иначе, думаю, отца паренька знал.

Тевье. Кто ж таков? Чем занимался?

Перчик. Отец говорил: дело мое – табак, деньги – дым.

Тевье. Перчик-папиросник? Как же, как же… Хороший был человек, Царство ему Небесное. Сам не курил и другим не советовал… Оттого и по миру пошел со своей табачной лавкой. Но вижу, кое-что оставил, раз сын в университетах учится.

Перчик. На «кое-что» не проживешь… Поэтому иду в деревню подработать.

Тевье. Хорошее дело. В Писании сказано: «Всяк своим трудом кормится»… Только, смотрю, для деревенского труда не очень ты годен. Руки гладкие…

Перчик. Зато язык в мозолях. Им и прокормлюсь. Учительствовать буду… Детей учить… У вас есть дети?

Поминальная молитва автор пьесы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here