Поминальная молитва шолом

Самое детальное описание: поминальная молитва шолом специально для посетителей нашего ресурса.

Успех известной повести «Тевье-молочник» Шолом-Алейхема, её многочисленных экранизаций и постановок привёл к тому, что в массовом сознании колоритные герои этого произведения стали «эталоном» евреев Восточной Европы начала прошлого века.
Простой молочник из местечковой Анатовки, который день за днём тянет свою повозку с молоком, в смешных и точных афоризмах раскрывает философию жизни на все времена. Сквозь самые бытовые вопросы — как сохранить согласие в большой семье, выдать пять дочерей замуж за порядочных людей, заработать побольше денег, от которых зависит благополучие родных, — проступает целая вселенная мудрости.
Со свойственным ему элегантным юмором Шолом-Алейхем наделяет маленького еврейского человека огромной душевной силой, позволяющей выстоять в любые невзгоды.

Поминальная Молитва

Спектакль снят с репертуара

Программа спектакля «Поминальная Молитва»
1989 год

Умение тонко чувствовать свое время – необходимое качество для любого театрального режиссера! Но когда постановщик делает попытку рассказать о событиях давно минувших дней, то неминуемо рискует. Но почему?!

Все дело в том, что в отличие от современных дней исторические события начала двадцатого века до сих пор вызывают массу противоречивых мнений. И в особенности, если высокое искусство театра касается столь злободневного еврейского вопроса.

Как режиссер-новатор, Марк Захаров всегда славился смелым подходом к созданию своих спектаклей. Не стала исключением и постановка «Поминальная молитва», премьера которой состоялась в 1989 году. Успех спектакля оказался настолько ошеломительным, что в 1993 году появилась телеверсия ленкомовского шедевра, которую смогли увидеть миллионы российских телезрителей.

Но можно ли сегодня утверждать, что успех явился случайностью? Нет, только не в данном случае! Творческий союз таких выдающихся личностей, как Григорий Горин и Марк Захаров был просто обречен на громкий успех. Пьеса, написанная талантливым российским драматургом по мотивам произведений Шолом-Алейхема, была настолько многообещающей, что в успех постановки верили абсолютно все, кто был причастен к работе над спектаклем. Добавьте к этому поистине звездный актерский состав Ленкома, и вы поймете, почему с появлением спектакля «Поминальная молитва» его жаждали увидеть десятки тысячи театралов страны.

Одна из лучших ролей сыгранных на театральной сцене! Приблизительно такими эпитетами восхваляли критики участие в спектакле актера Евгения Леонова. В постановке Евгений Леонов смотрелся действительно бесподобно в роле еврея Тевье. Как впрочем, и другой потрясающий актер ныне ушедший от нас навсегда. Александр Абдулов сыгравший в «Поминальной молитве» роль Менахем-Мендела запомнился многим театралам как невероятно выразительный и образный персонаж. Среди других участников спектакля стоит отметить: Елену Шанину в роли Цейтл; молодую Александру Захарову, сыгравшую Хаву; Александра Сирина в образе Мотла и бесподобную Татьяну Пельтцер в роли Берты.

Но сразу возникает вопрос! Почему столь незамысловатый сюжет пьесы оказался настолько увлекательным? Неужели только участие именитых актеров вызывал к спектаклю повальный зрительский интерес? Разумеется, не только бесподобная игра признанных мэтров сцены как магнитом притягивала зрителей в театр Ленком. Любая история, в которой поднимаются темы об обретении счастье, поиске своего места в жизни и умении несмотря ни на какие национальные и расовые различия оставаться настоящим человеком всегда интересна людям.

В центре внимание спектакля «Поминальная молитва» судьбы нескольких еврейских семей времен царской России. После известных погромов прокатившихся по всей стране в 1905-м году простые евреи пытаются жить и радоваться жизни несмотря ни на что. Их ежедневные заботы и мечты, искренние чаянья и маленькие радости показаны в спектакле с особой трогательностью и любовь. Несмотря на различное вероисповедание и менталитет зрители к удивлению для себя наблюдают сцены из жизни знакомые многим из нас. И то, что вроде бы вначале спектакля казалось далеким и неприемлемым к финалу становится близким и даже родным.

Безусловно, пьеса Григория Горина входит в число самых ярких и незабываемых постановок театра Ленком. И неслучайно на многих театральных сайтах сегодня выложена видеоверсия спектакля «Поминальная молитва», которая до сих пор пользуется неизменным интересом зрителей.

Пьеса Г. Горина в 2 частях по мотивам произведений Шолом-Алейхема Премьера — 1989 г.

Действующие лица и исполнители:

Тевье, молочник — н. а, СССР Е. Леонов, з. а. В. Стеклов
Голда, его жена — Л. Матюшина
Их дочери:
Цейтл — з. а. Е. Шанина
Годл — Л. Артемьева
Хава — А. Захарова, Е. Степанова
Бейлке — А. Семашко, В. Кливлидзе
Шпринце — В. Мурашова
Менахем-Мендл, родственник Тевье — з. а. А. Абдулов
Берта, его мать — н. а. СССР Т. Пельтцер, з. а. М. Лифанова
Лайзер-Вольф, мясник — н. а. В. Ларионов
Степан, плотник — з. а. Б. Чунаев
Мотл, портной — А. Сирин
Перчик, студент — И. Агапов
Федя, писарь — А. Леонов
Ребе, раввин — з. а. В. Корецкий, В. Кузнецов
Священник — н. а. Ю. Колычев, з. а. Б. Никифоров
Урядник — С. Степанченко
Войцек, трактирщик — Б Беккер, А. Карнаушкин
Трактирщица — А. Дорохина
Нахум — Л. Громов
Барышня из города — Т. Захава
Музыкант — С. Рудницкий
Мальчик-скрипач — Леня Горелик
Девочка — Оля Рябинкина
Женский вокализ — И. Мусаэлян
Танец с платками — Л. Громов, Г. Козлов

Постановка н. а. М. Захарова.
Сценография О. Шейнциса.
Режиссер Ю. Махаев.
Костюмы В. Комоловой, Е. Пиотровской.
Музыка М. Глуза.
Хореография С. Воскресенской.

«. На моей могиле в каждую годовщину моей смерти пусть оставшийся мой единственный сын, а также мои зятья, если пожелают, читают по мне поминальную молитву. А если читать молитву у них не будет особого желания, либо время не позволит, либо это будет против их религиозных убеждений, то они могут ограничиться тем, что будут собираться вместе с моими дочерьми, внуками и просто добрыми друзьями и будут читать это мое завещание, а также выберут какой-нибудь рассказ из моих самых веселых рассказов и прочитают вслух на любом понятном им языке. И пусть мое имя будет ими помянуто лучше со смехом, нежели вообще не помянуто. «

/Шолом-Алейхем. Из «Завещания». 1915 г./

Горе всегда врывается в наши дома нежданно-негаданно. 25 июля 2015 года в Харькове был жестоко убит фельдшер скорой помощи, начальник медицинского отдела благотворительной организации «Хесед-Шаарей Тиква» Михаил Крупников. О его трагической гибели стало широко известно благодаря материалам израильских журналистов Шимона Бримана и Лины Городецкой. Сотни людей со всех уголков земного шара не оставила равнодушными эта трагедия. Миша прожил очень короткую, но достойную жизнь. Он приходил на помощь людям, не спрашивая их о расовой или национальной принадлежности. И мне не хотелось бы, чтобы горе его мамы омрачалось сейчас прискорбными фактами разжигания в прессе и интернете межнационального конфликта.

Грабитель и убийца, зверски отнявший жизнь моего друга, — это не весь украинский народ, который переживает сейчас сложное время и теряет своих сыновей в боях за право страны обрести свободу и стать на демократический путь развития. Слезы горя не превратят мое сердце в камень ненависти. Я обладаю неплохой исторической памятью, в моем авторском архиве достаточно статей, направленных против антисемитизма и неонацизма. Но я умею слушать собеседников, даже если они являются моими полярным оппонентами. И делать самостоятельные выводы тоже умею.

Я еврейка, получившая сотни писем соболезнований от украинцев, прошу комментаторов ради памяти Миши и покоя его еврейской души воздержаться от резких слов ненависти.

Михаил был моим близким другом. Я получила письма-соболезнования со всех концов нашей маленькой планеты. Особенно остро на гибель врача отреагировали его земляки — украинцы и израильтяне, многих из которых интересовал вопрос, почему Михаил не уехал в Израиль.

Жизнь в Эрец Исраэль — это заповедь, данная Торой. Более того, наши мудрецы ясно говорят, что жизнь в Эрец Исраэль — это не просто заповедь, а заповедь огромной важности.

Что помешало Мише выполнить эту заповедь?

Каждый из нас приходит в этот мир со своей, особой миссией. Мишина миссия — спасать, лечить и радовать. Спасал людей, работая на «скорой помощи». Радовал еврейскими песнями, солируя в первом составе харьковских клейзмеров, а лечил тех, от кого все больницы отказывались — лежачих беспомощных стариков.

Он заведовал медсанчастью харьковского Хеседа, которую сам организовал 20 лет назад. И не мог оставить своих подопечных, был очень ответственным. Кто-то ведь должен заботиться о тех, кто тяжело болен и уехать не может.

Именно поэтому во всех странах мира живут и работают тысячи представителей еврейских религиозных, образовательных, культурных и медицинских организаций. Одним из таких посланников и был Михаил Крупников, посвятивший свою жизнь обеспечению качественного медицинского обслуживания и ухода на дому за пожилыми людьми и людьми с ограниченными возможностями.

Одной из подопечных Михаила стала и моя бабушка — именно так мы познакомились. После медицинского осмотра он спросил ее, знает ли она еврейские песни, и попросил напеть. А потом его внимание привлекли книги Шолом-Алейхема, Исаака Башевиса, Григория Полянкера и Исаака Бабеля — редкость для домашней библиотеки по тем временам.

Вторая половина 90-х годов прошедшего века стала временем еврейского ренессанса — возрождения интереса евреев, почти ассимилировавшихся в Советском Союзе к своим традиции, культуре, литературе. В Украине стали проводить фестивали еврейской культуры, появились интересные, сильные театральные постановки спектаклей еврейских авторов, в областных центрах стали открываться синагоги, еврейские школы и культурные центры.

Михаил помог своим двоюродным братьям Александру и Максиму стать учениками престижного еврейского лицея, в который вскоре поступила и моя дочь. Вместе с ним мы стали погружаться в неизведанные раннее глубины еврейской традиции — традиции наших прародителей.

В 1999 году четверо студентов Харьковской консерватории организовали клейзмерский ансамбль, в котором Миша стал солировать с песнями на идиш. Ребят не просто заметили — на Клейзмерском фестивале в 2000 году в Венгрии, в жюри которого были известные американские исполнители Залман Мотек и Адриана Купер, харьковских клейзмеров назвали одними из лучших в Европе. Миша частенько приглашал мена на репетиции, и потому я знаю, что это высокое признание — дань таланту, энтузиазму и огромному трудолюбию молодых музыкантов.

Как Мише хватало сил и времени на то, чтобы писать сценарии к еврейским праздникам и режиссировать спектакли к Хануке и Пуриму — не знаю, но делал он это блестяще. И потому вокруг него всегда собиралась еврейская молодёжь, он быстро стал неформальным лидером еврейской молодёжной общины.

А я, увы, ревновала его к юным красавицам из «Бейт-Дана», харьковского культурного центра. Он лишь удивлённо поднимал брови:

— Рохл, матерью моего сына будешь только ты.

И в который раз просил поехать с ним в Чугуев, познакомиться с его мамой.

К сожалению, в молодости над нами часто давлеют стереотипы, не позволяющие сделать правильный шаг на пути к счастью.

— Миша, ты -таки хочешь сделать Броне инфаркт? — нарочито пугливо вопрошала я, пребывая в уверенности, что разведенная невестка с ребёнком — отнюдь не предел мечтаний будущей свекрови.

— Моя мама мне доверяет, она с уважением отнесётся к моему выбору, — уговаривал Миша.

Но я так и не решилась. Ведь ещё одной серьёзной преградой к нашей Хупе стало твёрдое решение Миши остаться жить в Харькове. Он был совершенно аполитичен, никогда не интересовался бизнесом, всю его жизнь составляло служение семье и общине.

А я задыхалась от состояния всё более угнетающей гражданской несвободы. Он посмеивался:

— У тебя проблемы с сердцем, надо ставить кардиостимулятор, всё пройдёт.

Но каждый из нас сделал свой выбор. В апреле 2002 года я с семьёй уехала в Америку. Миша мой выбор принял очень непросто. Но принял — мы не ссорились, а встретившись, проговорили весь день и расстались, пожелав друг другу повстречать на своём жизненном пути людей, которые станут нам надёжными и любящими друзьями.

Не молчать, говорить друг с другом — это мудрое правило Миша ввел в нашу жизнь с первых дней нашей дружбы. Просто сажал рядом с собой, брал мои ладони в свои, и глядя друг другу в глаза, мы обсуждали всё, что нас беспокоило.

. На первом свидании Миша был скромен и слегка смущен. Пригласил на «Поминальную молитву» в Театр Русской Драмы — одну из самых сильных постановок трагикомедии Григория Горина по мотивам пьесы Шолом-Алейхема. В финале пьесы я горько заплакала, и успокаивая меня, Миша произнес слова, которые трудно забыть:

— Твоя еврейская душа, Рохелэ, способна помочь открыться многим еврейским душам …

. Признаюсь, я много плакала после скорбного известия. И смогла унять слёзы, лишь зажигая субботние свечи.

Тевье : «Почему ты не плачешь, Голда?»

Голда : «Канун субботы, Тевье. Плакать в канун субботы — плохая примета».

Тевье : «Умница! Будем встречать субботу».

. Миша в наш первый вечер принес мне розу — одну, но совершенно особенную, нежную, свежую, ароматную. Ее стебель был совершенно гладким.

— Впервые вижу розу без шипов, — удивленно улыбнулась я.

— Я их удалил. Не хочу, чтобы ты поранилась, — ответил Миша.

Это стихотворение стало прологом церемонии «Гордість країни» (пер. «Гордость страны») в 2011 году

Ян Пирс. «Мамелэ» ( пер. «Мамочка»)

Видео (кликните для воспроизведения).

_________________
На фото: Михаил Крупников.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Вы можете авторизироваться при помощи аккаунта Facebook
Политика конфиденциальности

Рахель Гедрич 01.09.2015 20:12

Сообщение, опубликованное на сайте Харьковского областного благотворительного еврейского фонда «Хесед-Шааре Тиква»:

Харьковский областной благотворительный еврейский фонд «Хесед-Шааре Тиква» и вся еврейская община города Харькова понесли тяжёлую утрату. В расцвете лет был зверски убит Михаил Крупников – начальник отдела «Экстренной медицинской помощи», медицинский работник от Б-га, замечательный человек. Ему было всего 46 лет

Вся его профессиональная деятельность была направлена на помощь людям и спасение человеческих жизней. Более 25 лет Михаил проработал на скорой помощи. Он всегда старался помочь всем нуждающимся, вникал в каждую ситуацию и пытался оказать максимальную помощь

Михаил был настоящим человеком, прекрасным сотрудником, любящим и заботливым сыном, требовательным к себе и другим.

Михаил Крупников многие годы был солистом клейзмерского ансамбля и одним из лидеров еврейской молодёжной общины Харькова.

Он любил жизнь, имел прекрасное чувство юмора, обладал множеством творческих способностей и талантов, всегда нёс с собой свет, добро и праздник.
Его жизнь трагически прервалась в самом расцвете сил.

Всем нам, его коллегам, друзьям и близким будет его не хватать. Светлая ему память .

Благодарим все организации и частных лиц которые откликнулись на горе и нашли возможность поддержать его семью в этот тяжёлый час.

Рахель Гедрич 01.09.2015 23:05

Просто не верится. Когда читал эти строки, почему-то вспомнилось с каким задором мы с ним соревновались за пост президента в еврейском лагере в Тарханкуте в 2008-м. Как красиво он тогда пел во время своей предвыборной компании. Как достойно он принял тогда свое поражение тогда и каким достойным человеком он был по жизни.. Наверно каждый вспомнит о Мише что-то свое..
Светлая память.

Миши будет не хватать. он удивительный и для меня он был и останенется удивительным человеком . я не могла найти инсулин для сын и Миша и Сорин в течении суток нашли . ночной Вильнюс и мы . Евпатория , большой и маленький Шерстюки и Миша и арбузы. Операция Виты Меерович и к несчатью,смерть — и Мишины переживания , что не спасли. можно писать. писать. писать. но. на мой взгляд НЕ ВАЖНО, что кто будет говорить и каков результат следственных мероприятий..ГЛАВНОЕ. МИШИ НЕТ. мир его праху.

Господи, Мишка… Смешной,немного нелепый, бесконечно добрый, открытый, так любящий клейзмерскую музыку… Мы выступали вместе на концертах и праздниках в «Гилеле». Как жаль, как горько. Светлая ему память …

Миша прекрасный светлый человек. Невозможно написать о нём «был». Все мы, его друзья, скорбим. Он незаменим.

Рахель Гедрич 21.09.2015 19:10

Сегодня, 21 сентября 2015 года, в Харьковском еврейском культурном центре «Бейт Дан» состоялся Вечер-концерт памяти Михаила Крупникова. Перед заполненным до отказа зрительным залом выступали друзья Михаила — еврейские певцы и музыканты.

Какую смысловую нагрузку несёт в статье фраза «убийца. — это не весь украинский народ»? Зачем автор в тексте топорно притягивает за уши антисемитизм? Кто дал право Рахель Гедрич воспользоваться чужой трагедией, чтобы неназвязчиво намекнуть — еврея убили украинцы? Кто ей дал справку о национальности убийцы? Зачем читателей ещё раз тычут мордой в украинский антисемитизм фразой «Я прошу воздержаться от слов ненависти. «, написанной специально для того, чтобы эти слова спровоцировать? Речь в статье идёт о трагедии — какую ненависть и к кому имеет в виду Гедрич? Евреев к украинцам? У нас, эстетов, такой творческий метод называется «ненавязчивое создание отрицательного стереотипа в нужном направлении». Следует заметить, что этот троглодитский язык умер вместе с последним съездом КПСС. И знают об этом все, кроме Рахели Васильевны Гедрич, регулярно пытающейся им пользоваться в своих унылых писанинах. См. статью с названием «Городницкий. -об антисемитизме в Украине», в которой Городницкий ни слова не говорит об антисемитизме в Украине. Высший пилотаж совкового идиотизма И почему-то опять «украинский антисемитизм», только статья уже с оскорблениями и клеветой. Ощущение, что Гедрич деньги платят за этот тренд.

Рахель Гедрич 21.01.2016 02:23

Обвиняемый в разбойном грабеже и преднамеренном жестоком убийстве по официальной версии следствия является преступник украинской национальности.

Рахель Гедрич 20.01.2016 21:55

Самое главное и радостное событие произошло 12 декабря 2015 года — eврейской общине Киева ВОЗВРАЩЕНЫ СВИТКИ ТОРЫ, незаконно конфискованные из синагог Украины более 80 лет назад представителями большевистской власти. Из пыльных государственных архивов Сефер Тора переданы в заботливые руки представителей еврейской общины.

Так что прошло совсем немного времени со дня моих публикаций, и время всё расставило на свои места.
Глубоко неуважаемый г-н Конн! Запомните мудрые слова Александра Моисеевича Городницкого: «Нищий — это не состояние кармана. НИЩИЙ — ЭТО СОСТОЯНИЕ ДУШИ.»


В еврейской деревне на Украине в начале XX века, живёт молочник Тевье; он беден, и у пяти его дочерей есть только один шанс вырваться из нищеты — удачное замужество. В соответствии с традициями Тевье пытается прибергуть к помощи свахи, но дочери предпочитают сами решать свою судьбу.
В истории о Тевье-молочнике и его жене — Голде, их дочерях, студенте Перчике, портном Мотле и всех прочих многочисленных жителях деревни Антоновка есть и фольклорные мотивы, и современные анекдоты. Над всем этим можно и посмеяться, и поплакать, как над молитвой главного героя: «Господи, ниспошли нам лекарство, болезнь у нас самих найдётся. ».

Действующие лица и исполнители:
Евгений Леонов — Тевье
Любовь Матюшина — Голда
Елена Шанина — Цейтл
Александра Захарова — Хава
Анастасия Семашко — Бейлке
Влада Мурашова — Шпринце
Людмила Артемьева — Годл
Александр Абдулов — Менахем-Мендл
Татьяна Пельтцер — Берта
Всеволод Ларионов — Лейзер-Волф
Борис Чунаев — Степан
Александр Сирин — Мотл
Иван Агапов — Перчик
Андрей Леонов — Федя
Владимир Корецкий — Ребе
Юрий Колычев — Священник
Сергей Степанченко — Урядник
Борис Беккер — Войцек
Александра Дорохина — Трактирщица
Сергей Чонишвили — Нохум
Татьяна Захава — Барышня из города
Сергей Рудницкий — Музыкант
Лёня Горелик — Мальчик-скрипач
Оля Рябинкина — Девочка
Ирина Мусаэлян (Женский вокал)
Леонид Громов (Танец с платками).

Год выпуска: 1990
Формат: MP3
Продолжительность: 02:59:35
Битрейт аудио: 128 kbps
Размер: 164 Mb

Если ссылка устарела, пишите — постараемся восстановить.


30 августа
1700 г. Началась Северная война между Россией и Швецией, которая длилась до 1721 года. Целью ее был выход России к Балтийскому морю.
1721 г. В городе Ништадте в Финляндии был подписан мирный договор, по которому Швеция уступала России Прибалтику и юго-западную Карелию, сохранив за собой Финляндию.
1873 г. Полярные исследователи Юлиус Пайер и Карл Вайпрехт открыли необитаемый арктический архипелаг, который был назван Землей Франца-Иосифа.
1918 г. Фанни Каплан совершила покушение на Владимира Ильича Ленина.
1944 г. В Люблине (Польша) открыт памятник Неизвестному советскому солдату, первый памятник второй мировой войны.

Родились:
1860 г. Исаак Ильич Левитан (1860-1900) — русский художник, мастер «пейзажа настроения».
1871 г. Эрнст Резерфорд — английский физик, создатель учения о радиоактивности, Нобелевский лауреат.
1884 г. Теодор Сведберг — шведский физико-химик, Нобелевский лауреат.
1934 г. Анатолий Алексеевич Солоницын — русский актер («Андрей Рублев», «Проверка на дорогах», «Солярис», «Сталкер», «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского»).

Продолжительность спектакля: 2 ч. 30 мин. с антрактом

Знаменитая горинская ремарка «Все смеются и плачут» буквально пронизана духом классической прозы Шолом-Алейхема с уникальной тканью еврейского юмора и человеческой мудрости.Так же, как и знаменитая на весь мир история Тевье-молочника, написанная драматургом Григорием Гориным в 1989 году.

Драма о семье и вере на фоне исторических перемен рисует картину жизни за чертой оседлости в дореволюционной России, в период начала гонений на евреев. Обаятельные жители местечка Анатовка — русские, евреи и украинцы — становятся свидетелями и участниками народных волнений, докатившихся до них с «большой земли». В патриархальный уклад их и без того небогатой и трудной жизни врываются новые трагедии. «Да, мы Богом избранный народ, но иногда выбирай кого-нибудь другого», — эти слова молочника Тевье как нельзя лучше говорят о непосильных переживаниях. Но выстоять помогают любовь, вера и природное чувство юмора. Когда уже нет слез — пора смеяться, а что нам остается еще делать?

Прочитать отзывы о спектакле и поделиться своими впечатлениями Вы можете на сайтах Афиша и Ваш Досуг

В Театре-Театре состоялась премьера спектакля Владимира Гурфинкеля «Поминальная молитва». Шквалом аплодисментов, солнечными подсолнухами и бурными овациями приняли первые зрители наш новый спектакль.

Видео (кликните для воспроизведения).

Социальные сети уже наполняются первыми отзывами о спектакле:

Ирина Федотова:». Прекрасная работа! Тонкий, честный, замечательно придуманный и достойно сыгранный спектакль. Невероятная Лена Старостина! ( монолог такой сильный, что мало кто в зале не рыдал). Удивил Сергей Семериков, мне кажется, это его звездный час, он — большой молодец. Думаю, что непросто удержаться и не скатиться в пошловатую пародию, не разговаривать с одесским акцентом, (к которому все привыкли, когда речь заходит о евреях), не интонировать там , где это неуместно, не заигрывать с публикой. Актерам вчерашнего спектакля это удалось. Удачный выбор персонажей — безусловная заслуга режиссера. Мои поздравления Владимиру Львовичу и его жене, безупречная картинка, очень красивая и живая, прямо вот настоящий театр . И плакали, и смеялись, в общем, было нескучно ) Спасибо и успешной жизни спектаклю!»

Евгения Романова: «Бесконечное спасибо Владимиру Гурфинкелю за постановку „Поминальная молитва“. Знаю,что переживаете,поскольку сегодня премьера.А нам с сестрой удалось оценить спектакль накануне.Полный зал,люди аплодировали стоя, эпос получился качественный.Главные герои Сергей Семериков и Елена Старостина замечательные.Потрясающая музыка,костюмы. Я как всегда плакала в самых сентиментальных местах. Очень добрый спектакль получился.Утреннее смс от сестры „Отличный спектакль! Так хорошо на душе стало“ У меня появился новый термин „театртерапия“.»

Галина Паздерина: «Очень приятные впечатления оставил спектакль. Несмотря на опасения г-на Гурфинкеля длительная постановка смотрится на одном дыхании. Юмор спасает время! Если он все же примет решение сократить ее я даже не могу представить, что можно вырезать. Елена Старостина в роли Голды (жена молочника) непревзойденна, чего только стоит ее финальный монолог! Г-н Чуднов чудный, впрочем как всегда!»

Не остались в стороне и пермские СМИ. Первой после премьеры отметилась Елена Третьякова из «Комсомольской правды в Перми»: «. Спектакль „Поминальная молитва“ в Театре-Театре шел четыре часа. Но это если верить стрелкам и цифиркам часов. По ощущениям — действие просто пролетело.В этом спектакле, как в изысканном блюде, всего было в меру — и печали, и горького смеха, и любви, и раздоров. Эта история, начинающаяся как забавный еврейский анекдот с незадавшимся сватовством, постепенно приобретает более трагический оттенок, который достигает своей кульминации в сцене выселения людей из деревни. Но когда, казалось бы, наступает полная тягостная беспросветность, вдруг пробивается светлый лучик надежды.»

Поминальная молитва
Григорий Израилевич Горин

Библиотека драматургии Агентства ФТМ
Ироничная пьеса Григория Горина. В Анатовке одновременно сосуществуют русские, украинцы и евреи. И несмотря на разность культур и религий, им удаётся вполне успешно жить в одном месте. Здесь же со своей семьей живёт еврей Тевье. Он – молочник, поэтому не слишком богат и у него пять дочерей, которых надо выдать замуж. Мы видим простого и в то же время мудрого человека, часто обращающегося к Богу и пытающимся решить насущные жизненные проблемы. Пьеса пропитана еврейской мудростью и характерным, одновременно печальным и весёлым юмором, позволяющим преодолевать любые трудности.

Цейтл, Годл, Хава, Шпринца, Бейлке – их дочери.

Менахем-Мендл – родственник Тевье, человек без определенных занятий.

Мужики, гости на свадьбе, оркестранты, соседи.

Действие происходит в начале XX века в деревне Анатовка.

«…На моей могиле в каждую годовщину моей смерти пусть оставшийся мой единственный сын, а также мои зятья, если пожелают, читают по мне поминальную молитву.

А если читать молитву у них не будет особого желания, либо время не позволит, либо это будет против их религиозных убеждений, то они могут ограничиться тем, что будут собираться вместе с моими дочерьми, внуками и просто добрыми друзьями и будут читать это мое завещание, а также выберут какой-нибудь рассказ из моих самых веселых рассказов и прочитают вслух на любом понятном им языке.

И пусть мое имя будет ими помянуто лучше со смехом, нежели вообще не помянуто…»

Шолом-Алейхем (из «Завещания»), 1915 г.

На сцене – все участники спектакля. В центре – артист, исполняющий роль Тевье. Говорит, обращаясь непосредственно в зал.

Артист-Тевье. В деревне Анатовка с давних пор жили русские, украинцы и евреи. Жили вместе, работали вместе, только умирать ходили каждый на свое кладбище… Таков обычай!

Здороваясь, русские снимали шапки. Евреи шапок не снимали никогда. Обычай!

Крик петуха. Стали высвечиваться крыши домов Анатовки. Часть актеров надели картузы. Послышался колокольный перезвон. Часть актеров перекрестились.

У русских был поп. У евреев – ребе. Мудрые люди, между прочим… Знали ответы на все вопросы…

Один из артистов(обращаясь к попу). Батюшка, отчего петух по утрам поет?

Поп. Так ему Бог повелел, сын мой.

Один из артистов. Батюшка, а вот что раньше было: курица или яйцо?

Поп. А раньше, голубчик, все было…

Второй артист(обращаясь к ребе). Ребе, а почему курица не летает?

Второй артист. Ребе, а вот почему петух стоит на одной ноге?

Ребе. Не морочь голову… Потому что если он и эту ногу уберет, то наверняка свалится…

Актер-Тевье(в зал). Умные люди были, дай Бог им здоровья. А еще в деревне был урядник. Один на всех! Потому что вера у людей может быть разная, а власть – одна.

Появляется Урядник с гусем.

Урядник. Мужики! Чей гусак без присмотра бегает: православный али иудейский?

Все задумчиво рассматривают гусака, чешут затылки.

Один из артистов. Та вроде наш…

Урядник(с угрозой). А коли хорошо подумать, мужики?

Первый и второй(вместе). Наверное, ваш, ваше благородие…

Цейтл, Годл, Хава, Шпринца, Бейлке – их дочери.

Менахем-Мендл – родственник Тевье, человек без определенных занятий.

Мужики, гости на свадьбе, оркестранты, соседи.

Действие происходит в начале XX века в деревне Анатовка.

«…На моей могиле в каждую годовщину моей смерти пусть оставшийся мой единственный сын, а также мои зятья, если пожелают, читают по мне поминальную молитву.

А если читать молитву у них не будет особого желания, либо время не позволит, либо это будет против их религиозных убеждений, то они могут ограничиться тем, что будут собираться вместе с моими дочерьми, внуками и просто добрыми друзьями и будут читать это мое завещание, а также выберут какой-нибудь рассказ из моих самых веселых рассказов и прочитают вслух на любом понятном им языке.

И пусть мое имя будет ими помянуто лучше со смехом, нежели вообще не помянуто…»

На сцене – все участники спектакля. В центре – артист, исполняющий роль Тевье. Говорит, обращаясь непосредственно в зал.

Артист-Тевье. В деревне Анатовка с давних пор жили русские, украинцы и евреи. Жили вместе, работали вместе, только умирать ходили каждый на свое кладбище… Таков обычай!

Здороваясь, русские снимали шапки. Евреи шапок не снимали никогда. Обычай!

Крик петуха. Стали высвечиваться крыши домов Анатовки. Часть актеров надели картузы. Послышался колокольный перезвон. Часть актеров перекрестились.

У русских был поп. У евреев – ребе. Мудрые люди, между прочим… Знали ответы на все вопросы…

Один из артистов (обращаясь к попу). Батюшка, отчего петух по утрам поет?

Поп. Так ему Бог повелел, сын мой.

Один из артистов. Батюшка, а вот что раньше было: курица или яйцо?

Поп. А раньше, голубчик, все было…

Второй артист (обращаясь к ребе). Ребе, а почему курица не летает?

Второй артист. Ребе, а вот почему петух стоит на одной ноге?

Ребе. Не морочь голову… Потому что если он и эту ногу уберет, то наверняка свалится…

Актер-Тевье (в зал). Умные люди были, дай Бог им здоровья. А еще в деревне был урядник. Один на всех! Потому что вера у людей может быть разная, а власть – одна.

Появляется Урядник с гусем.

Урядник. Мужики! Чей гусак без присмотра бегает: православный али иудейский?

Все задумчиво рассматривают гусака, чешут затылки.

Один из артистов. Та вроде наш…

Урядник (с угрозой). А коли хорошо подумать, мужики?

Первый и второй (вместе). Наверное, ваш, ваше благородие…

Урядник. О! Це дило! А я, дурак, гадаю: чей гусак? (Свернул гусаку шею, ушел.)

Актер-Тевье. Справедливый был человек… А еще в деревне жили Степан-плотник, Мотеле-портной, Федька-писарь и молочник Тевье-Тевль. Евреи звали его Тевье, русские – Тевлем. И было у него пять дочерей, две коровы и одна лошадь, такая старая, что могла везти телегу только с горы. А когда дорога шла на подъем, Тевье-Тевль впрягался в телегу сам. (Впрягается в телегу.) И тогда он даже снимал шапку, чтоб не липла к волосам, и со стороны уже было трудно понять, кто идет – иудей или православный. Да и, честно сказать, какая разница, если человек беден и из последних сил тащит свой воз…

Тихо зазвучала музыка. Все разошлись, оставив на сцене Тевье, который отчаянно тянул телегу и что-то бормотал себе под нос.

Ржанье коня. Тевье тащит телегу.

В конце монолога на дороге появился Перчик, молодой человек в студенческой фуражке и со связкой книг в руках. Несколько секунд с улыбкой наблюдал за Тевье.

Перчик. Между прочим, «цыц» будет «цыц»!

Тевье (оглянулся). Вы это кому, молодой человек?

Перчик. Никому! Просто говорю: и по-французски «цыц» будет «цыц». А «холера» – «холера».

Тевье. Вот как? Интересно. Не каждый день встретишь на дороге образованного человека. Откуда шагает такой умный паренек?

Перчик. Паренек шагает издалека.

Тевье. Вижу по башмакам. А если по фуражечке, то, наверное, из самого Киева?

Тевье. А если и меня по имени знаете, стало быть, родом из здешних мест?

Перчик. Родом, реб Тевье, я из той деревни, где много вопросов задают и вопросом на вопрос отвечают.

Тевье. Значит, наш… Из Анатовки. Я и смотрю: лицо знакомое. Не иначе, думаю, отца паренька знал.

Тевье. Кто ж таков? Чем занимался?

Перчик. Отец говорил: дело мое – табак, деньги – дым.

Тевье. Перчик-папиросник? Как же, как же… Хороший был человек, Царство ему Небесное. Сам не курил и другим не советовал… Оттого и по миру пошел со своей табачной лавкой. Но вижу, кое-что оставил, раз сын в университетах учится.

Перчик. На «кое-что» не проживешь… Поэтому иду в деревню подработать.

Тевье. Хорошее дело. В Писании сказано: «Всяк своим трудом кормится»… Только, смотрю, для деревенского труда не очень ты годен. Руки гладкие…

Перчик. Зато язык в мозолях. Им и прокормлюсь. Учительствовать буду… Детей учить… У вас есть дети?

Григорий Горин спектакль «Поминальная молитва» по повести Шолом-Алейхема «Тевье-Молочник» (перевод Михаила Шамбадала)

Композитор, музыкальный руководитель постановки – Виталий Истомин

«Счастье идет к нам навстречу. Мы в одну сторону. Оно в другую»

Автор пьесы «Поминальная молитва» Григорий Горин создал ее на основе классической прозы Шолома-Алейхема. Шолом — Алейхем — псевдоним еврейского писателя и драматурга, одного из основоположников современной художественной литературы на идише.

«Шолом — Алейхем!» (в переводе «Мир Вам!») — приветствие, которым люди во все века обменивались при встрече.

«Поминальная молитва» — история семьи Тевье-молочника, его жены и дочерей, да непутевого родственника Менахема-Мендла. Действие происходит в украинском селе Анатовка в начале 20-го века в период усилившихся гонений на евреев. Здесь, бок о бок, многие годы живут русские, евреи, украинцы. Философствующий и не по положению много размышляющий о мироустройстве молочник Тевье — типичный деревенский бедняк. У него пять дочерей и у каждой из них есть только один шанс вырваться из своего положения — удачно выйти замуж. Традиционно Тевье пытается прибегнуть к свахе и согласно общепринятым понятиям о выборе жениха. Однако дочери решают устроить свою судьбу по собственному усмотрению.

Оркестр: Анастасия Алыпова, Дмитрий Гладких, Алена Заякина, Дмитрий Заякин, Марина Иванчина, Юрий Коновалов, Марина Матвеевская, Мария Пономарева, Александр Соснов, Юрий Трусков, Дмитрий Чирков.

Скрипач Йоселе — Ростислав Савинов, Тимофей Плотников

Люди Завета, жители деревни: Кристина Баженова, Валерия Веретенникова, Иван Вильхов, Ирина Елисеева, Ульяна Данилова, Антон Зуев, Мария Коркодинова, Дмитрий Курочкин, Петр Марамзин, Владислав Мельчаков, Михаил Меркушев, Марат Мударисов, Кристина Мударисова, Екатерина Мудрая, Михаил Палкин, Алиса Санарова, Алена Тихонова, Георгий Фадин, Евгений Филькин.

Поминальная молитва шолом
Оценка 5 проголосовавших: 1