Пост и молитва проповедь

Самое детальное описание: пост и молитва проповедь специально для посетителей нашего ресурса.

Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.

Проповедь «О посте и молитве»

Пост и молитва — два крыла, с помощью которых христианин может взлететь на небо, отрешившись от всего греховного. В этой проповеди иеромонах Николай, опираясь на творения святых отцов, рассказывается о том, как правильно молиться и поститься православному христианину.

  • В чем различие между постом и диетой.
  • Чем отличается пост телесный от поста духовного.
  • Как достойно подготовить себя к посту.
  • Для чего нужна молитва и какие виды молитв существуют.
  • Как правильно приготовиться к молитве – беседе с Богом.
  • Как приучить душу к частому обращению к Богу.
  • Как вести себя после молитвы.
  • Признаки умной и сердечной молитвы.
  • Что дает нам постоянное повторение молитвы Иисусовой.
  • Какие блага получает человек от действия молитвы.
  • О молитвенном восхождении сердца к Богу или как молиться от души.

Беседа изобилует примерами из Священного Писания, высказываниями святителей: Иоанна Златоуста, Иоанна Лестничика, Серафима Саровского, Феофана Затворника, Дмитрия Ростовского и др., подтверждающими величайшую пользу для души человека поста и молитвы.

Пост — это не только воздержание от пития и еды, предписываемое благоразумием и медицинскими показаниями для укрепления телесного здоровья. Это есть высшая степень воздержания, предписываемая нам Церковью.

В каждое из четырех времен года Святая Церковь установила периоды поста для общего покаяния и прощения.

Многодневные посты установлены в честь:

Иисуса Христа — Рождественский и Великий;

восшествия Святого Духа на апостолов — Петров пост.

Кроме того, есть посты однодневные: Крещенский сочельник — навечерие Богоявления,

Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня, а также среда и пятница как дни предательства и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа.

Церковью нами заповедано два вида поста: телесный и духовный.

Телесный пост

Умеренность в принятии постной пищи и пития, направленная на ослабление страстных движений плоти.

Пост — это выражение Богопочитания истинными сынами Церкви. Строгое соблюдение правил поста дарует здоровье и долголетие постящимся. За нарушение постов — гнев Божий и великие бедствия.

  • Польза телесного поста:
  • Пост показывает, что для здоровья человека более полезна не изысканная, но простая пища и питие в умеренных количествах.
  • Пост обнаруживает господствующие в человеке страсти и пороки.
  • Пост делает нас способными к молитве и размышлениями о Боге. «Кто постится, тот добрым духом молится», — говорил Иоанн Златоуст.
  • Пост есть сильное средство приготовления ко всем великим и спасительным делам.

Как подготовить себя к телесному посту?

К посту надо приготовлять себя постепенно, понемногу уменьшать количество употребляемой пищи и довести до того, сколько требует строгость поста в эти дни.

Духовный пост

Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, как душа наша соединяется с телом.

В посте телесном на первом плане — воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном — воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки.

Пусть постится ум, удерживаясь от пустых и греховных мыслей, пусть постится сердце, удерживаясь от греховных чувствований, постится язык от постыдных речей и злословий. «Ибо что пользы, если мы от птиц и рыб воздерживаемся, а братьев наших угрызаем и съедаем, — отмечал св. Иоанн Златоуст.

Настоящий пост — соединение поста телесного и духовного.

Молитва — умная и сердечная беседа христианина с Богом.

Обычно различают три вида молитвы: прошение, славословие и благодарение.

Дело молитвы – самое важное дело в жизни христианина. Молитва – жизнь духа.

Приближая душу к Богу, молитва просвещает ее, врачует ее немощи, наполняет ее духовной радостью. А также укрепляет во здравии телесном, исцеляет в болезни, низводит благословение Божие на все дела и житейские занятия человека.

Главное, чтобы любая молитва была проникнута истинным благочестием, благоговением и любовью к Богу.

Как приобрести и воспитать в себе дух молитвенный?

В молитвах святых отцов содержится великая молитвенная сила. Кто со всем вниманием проникает в них, тот непременно зарядится молитвенной силой.

Как приготовиться к спасительной молитве?

Святитель Дмитрий Ростовский учит: «Молитва есть мое обращение к Богу. Молиться значит предстоять Богу своим умом и взирать на Него неуклонной мыслью, и с Ним беседовать с благоговением, страхом и упованием. Итак, если хочешь молиться, собери все мысли свои и, отложив все внешние житейские проблемы, и представь свой ум Богу и взирай на Него».

  • Очистить свою совесть от всех нечистых и грешных мыслей.
  • Собраться и сосредоточить все свои мысли на Боге.
  • Устранить всякую вражду на ближнего, зависть и злость.

Саму молитву надо совершать во имя Господа Иисуса Христа, с верой и надеждой на получение просимого, с глубоким смирением и искренностью. Предметом молитв наших должно быть все богоугодное, святое, полезное нам и ближним.

Как достигнуть успеха в молитве?

Богомыслие, творение всего во славу Божию и частые воззвания к Богу — суть самые действенные орудия умной и сердечной молитвы, средства к стяжению молитвенного духа.

Она звучит так: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

Преподобный Серафим Саровский заповедал новоначальным непрестанно творить Иисусову молитву. “При молитве — поучал блаженный старец, — внимай себе, т.е. собирай ум и соединяй его с душею».

О пользе молитвы, идущей из глубины сердца

Святитель Иоанн Златоуст подчеркивал: «…слова могут изливаться и без мысли, — но из глубины сердца, с великим усердием и ревностию, из самых оснований души. Такие молитвы имеют великую силу и крепость, не рассеиваются и не колеблются, хотя бы диавол нападал с великого дерзостью… Такая молитва укрощает все страсти, смиряет гнев, изгоняет зависть, подавляет похоть, ослабляет любовь к вещам житейским, доставляет душе великое спокойствие, восходит на самое небо».

Христианский публицист Джессика Галан рассказала о том, как пост и молитва помогают в построении близких отношений со Христом.

Желаете прорыва в своей духовной жизни? Хотите достичь совершенного подчинения Христу? Тогда вам стоит рассмотреть духовные дисциплины поста и молитвы.

Для тех, кто желает близких отношений с небесным Отцом, пост и молитва помогают достичь этой цели. Вот четыре духовные пользы, которые приносит пост.

Пост помогает подавлять нашу плотскую натуру ради достижения того, чего желает Бог. Через пост и молитву можно понять Его волю для нашей жизни и подчиниться ей.

Благодаря посту, наш дух и наша душа испытывают радость. Это – решение мгновенно умереть для своей плоти ради достижения более великих целей, которые важны всемогущему Богу.

Иисус сказал: “Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни” (Мр. 2:20).

Знайте, что жертвенные элементы поста всегда воспроизводят блага, касающиеся вечности – именно те блага, которые мы хотим достичь в своем хождении перед Богом. Временный дискомфорт для плоти духовно вознаграждается.

Культура 21 века приводит к ослаблению рвения к тем вещам, которые важны в глазах Бога. Однако молитва и пост (с его «вызовом» для нашего тела) усиливают духовную проницательность.

Мы учимся отказываться от таких вещей, как соцмедиа, телевидение, еда и даже негативное умонастроение. Мы учимся таким вещам, как подчинение Богу, служение верующим в церкви и своим ближним.

Благодаря посту мы получаем мудрость и Божье руководство. Посредством поста и серьезной молитвы мы становимся способными различать волю Бога.

“Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная” (Рим. 12:2).

Когда мы постимся и молимся, этим возжигаем в нас огонь Святого Духа. Во время поста мы становимся «агентами надежды» и ходатаями для страдающих и несчастных. Благодаря посту наша душа обновляется, мы получаем новые духовные силы.

“Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме… и даже до края земли” (Деян. 1:8).

Источник силы есть в молитве и посте. Мы становимся более способными выполнять величайшее поручение из всех – приобретать души для урожая вечности (Мф. 28).

Когда ученики Иисуса не смогли изгнать злого духа из юноши, Иисус сказал им: “Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста” (Мр. 9:29). Молитва и пост – это очень важно для духовной победы.

Посредством глубокой молитвы мы можем преодолевать духовную оппозицию, разрушать сатанинские твердыни. Когда восстают трудности, последователи Христа могут использовать силу Святого Духа через пост и молитву.

Наши иссохшие сердца освежаются, словно дождем и оживают, когда мы постимся и молимся. Мы лучше снаряжены для борьбы с внезапными искушениями, потому что “на связи” с Богом, Его ангелами, и в нас действует сила Святого Духа.

“Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо” (Ис. 58:6).

В греческом языке слово сила звучит как “дунамис” – мы боремся с силами врага с помощью “духовного динамита”.

Если вы раньше никогда не постились, начинайте постепенно. Те, у кого есть диетические ограничения, могут использовать воздержание от соцмедиа и других развлечений.

Начните пропускать один-два приема пищи; заменяйте прием пищи молитвой, просьбами.Запишите в молитвенном дневнике или на молитвенной карточке имена дорогих вам людей, о которых молитесь. Выходите из поста постепенно – ешьте вначале бульон и овощи; не поглощайте сразу тяжелую, жирную пищу.

Празднуйте духовные достижения, когда они есть; верьте, что Бог видит и слышит ваши искренние молитвы и жертвы.

Августин Гиппонский как-то сказал: “С помощью нашего милостивого Господа и Бога все искушения мира, все ловушки дьявола, все страдания в мире, соблазны плоти, все бурные волны тяжелых времен и все духовные противники побеждаются… постом и молитвой”.

Пост и жертвенная молитва никогда не бывают напрасными. Они всегда приносят пользу людям вашего близкого круга и многим последователям Христа в вашей церкви, городе.

Позвольте Богу благотворить вам через пост и молитву. Как написано в Пс. 33:8, “Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!”

Господь Иисус Христос исцелил лунатика, подверженного действию злого духа. Диавол мучил человека в новолуния с коварным умыслом, чтобы люди приписывали это зло не ему, злому духу, а неповинному ни в чем созданию Божию — луне и тем произносили хулу на Творца луны. Так толкует это святитель Иоанн Златоуст.

Злые духи, причиняя зло людям, хотят утаить свои пагубные замыслы, чтобы они не возненавидели их и не отвратились от их пагубных дел. Человек богопросвещенный сразу узнает пагубные козни злого духа и благодатию Божией разрушит их. Люди, не имеющие богопросвещения, легко уловляются в сети диавола и страдают от него подобно указанному лунатику.

Какое же есть средство против этих врагов-прелестников, мучителей и губителей? — Вера во Христа, поправшего Крестом силу диавола, пост и молитва. Они очищают, просвещают и укрепляют душу, они — оружие против диавола. Род бесовский изгоняется только молитвой и постом, говорит Господь (Мк.9,29). Святая Церковь, зная силу этого духовного оружия, призывает нас поститься на каждой седмице — в среду и пятницу, в воспоминание страданий и смерти нашего Спасителя, в течение четырех в году многодневных постов и в другие установленные дни, соединяя пост с усиленной молитвой. Пост и молитва укрепляют нашу веру, надежду, любовь и соединяют нас с Богом.

По вере отца Христос исцелил бесноватого юношу, чего не могли сделать апостолы. На недоуменный вопрос учеников: почему мы не могли изгнать его (злого духа)? — Спаситель ответил: “Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста” (Мк.9,28-29).

Пост и молитва необходимы вместе. Ни пост без молитвы, ни молитва без поста не принесут желаемого результата. “Только ум постника молится трезвенно, а ум невоздержанного наполнен нечистыми помыслами”, — говорит святой Иоанн Лествичник. А святитель Иоанн Златоуст говорит: “Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с добрым духом молится. Кто постясь молится, тот имеет два крыла, легчайшие самого ветра: ибо таковый не дремлет, не говорит много и не расслабляется в молитве, как то со многими бывает” (беседы на Евангелие от Матфея).

Само собой разумеется, что как молитва только тогда доходит до Бога, когда совершается духом и истинно, так и пост тогда лишь полезен, когда он не ограничивается воздержанием только от известного рода пищи, а состоит в отсечении всего порочного, во всяческом воздержании от греха, от помыслов и пожеланий греховных. Таким-то постом и молитвою и изгоняется из нас все злое и греховное.

Видео (кликните для воспроизведения).

Молитва, низводящая на нас благодать Божию, постоянно занимает ум и сердце, не дает развлекаться и оскверняться суетными мыслями. А пост обуздывает тело и не дает ему мешать нашей душе пребывать в богомыслии. И демону нет житья при таком положении дел, и греху нечем питаться, когда душа постоянно занята беседой с Богом.

Вот почему подвижники благочестия старались постоянно пребывать в молитве и посте. А какие мы стараемся принимать меры против греха и диавола? Если молимся, то как молимся? И если постимся, то как постимся? Мы большей частью соблюдаем один вид молитвы и поста. Мы сами виноваты в том, что диавол и грех обладают нами. Мы сами виноваты, что даем им такую волю над собой.

Нечистые духи боятся имени Христова. Хотя мы и творим часто волю диавольскую, однако, вселяться в нас бесы все-таки не смеют, за редким исключением. При этом необходимо помнить, братия и сестры, что ругаться диаволом не только грех, но и опасно. Когда мы зовем беса, посылаем к нему, он и приходит к нам.

Господи, не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого!

Сегодняшнее евангельское повествование говорит о милости, которую Господь проявил к одному несчастному юноше, одержимому бесом немоты и глухоты. Пока Христос молился, отец несчастного обратился к апостолам с просьбой помочь его горю, но апостолы ничего не смогли сделать. Когда Христос спустился с горы, плачущий отец приступил к Нему. Христос спросил отца: имеет ли он веру? Отец ответил: “Верую, Господи, помоги моему неверию” (Мк.9,24). По вере отца Господь исцелил больного юношу, изгнав из него нечистого духа. На вопрос апостолов: почему они не смогли исцелить юношу, Христос ответил, что такой род болезни исцеляется только молитвою и постом.

Не случайно в дни Великого поста святая Церковь предлагает нашему вниманию именно это евангельское повествование. Дни святого поста она определяет для нас как дни врачевания наших душ и телес. Своими молитвами, учением и таинствами Церковь исцеляет нас, изгоняя из нашего сердца всякую нечистоту, гнездящуюся в нем и терзающую нас.

Благодарение Богу, мы с вами не одержимы бесом, мы сравнительно здоровы, если можем приходить в святой храм, чтобы здесь молиться Богу и прославлять Его милосердие. Однако каждый из нас одержим постоянным недугом, мучающим нас, грехом. И избавиться от этого недуга можно только постом и молитвой. А избавиться необходимо, потому что грех омрачает в нас образ и подобие Божие, потому что грех разрушает нашу душу и тело, заслоняет от нас свет Христов и правду жизни, потому что грех лишает нас человеческого достоинства.

Что говорить о самих грехах, их так много и они так знакомы каждому из нас своей горечью и разрушительными последствиями. Все это мы знаем, ощущаем и переживаем, а вот на то, чтобы побороть грех, не допустить его зарождения, остановить его развитие, искоренить в себе злые греховные привычки и пороки, у нас не хватает силы и мужества.

Грех, как тяжкий и пагубный недуг, приходит от диавола. В нашей слабости диавол находит для себя силу. Победить эту силу можно только молитвою и постом. Святые отцы говорят, что молитва и пост-это два крыла, благодаря которым душа человека может возноситься над жизненной суетой, может устремляться горе, к общению с Богом. В эти дни Церковь предлагает нам окрылиться молитвою и постом, дабы, избегая всякого искушения и падения, достигать вершин святости, возноситься к Богу.

Две добродетели, о которых мы ведем речь и благодаря которым можем возлететь от юдоли земной в обители Царства Божия, не даются так легко. Пост и молитва-это большой труд, целожизненный подвиг. Но без труда ничего не дается человеку в жизни, без труда не дается и дело спасения. Господь благословил людей на труд. Господь помогает человеку в его трудах, венчает успехом всякое доброе начинание. Его помощь да будет с нами в дни святого поста, в деле нашего покаяния, в подвиге поста и молитвы.

Если мы ослабеваем в подвиге, значит слабеем в вере. Но и здесь помощник нам — Господь, у Которого надо просить спасительного дара словами скорбного отца: “Верую, Господи, помоги моему неверию”.

Отцы Церкви охарактеризовали пост как средство молитвы, говоря: «Первое вещество молитвы есть голод». Моисей, держа многодневный пост, увидел на горе Бога лицом к Лицу и разговаривал с Ним, подобно тому, как обычный человек разговаривает со своим другом. Постясь, пророк Илия увидел Бога в веянии тихого ветра, а также удостоился того, чтобы вознестись над землёй, ясно прообразуй тем самым Вознесение Господа Иисуса Христа от земли на Небо. Сам Христос, постясь в пустыне, победил общего искусителя, разрушил его направленную против людей силу и сокрушил его злое владычество, освободив человека.

Видите ли, каковы дарования поста? Видите ли, приятия сколь великих благ удостаивается посредством поста человек? Даже противоположные воздержанию страсти, то есть ненасытность и развращённость, ясно показывают пользу, которую пост приносит человеку. Наслаждение – это причина не только греха, но и нечестия. И наоборот, пост и воздержание помогают не только в добродетели, но и в богопочитании, которое должно быть постоянно рядом с постом и воздержанием. Когда человек насыщается сверх меры, это мешает его душе печаловаться по Богу о своих грехах и находиться в умилении, которое помогает твёрдому покаянию, необходимому для спасения. Ведь без сокрушенного сердца невозможно покаяться по-настоящему. Сокрушает же сердце и заставляет скорбеть о своих грехах ограничение себя в пище и сне, а также очищение чувств.

Богач, о котором повествует Христос в Евангелии, говорил себе так: «У тебя много добра, ешь, пей, веселись» ( Лк. 12:16–21 ). Этими словами он соделал себя не только достойным вечного наказания, но и недостойным даже сей земной жизни. Давайте же, братья, говорить себе противоположные слова: «Будем воздерживаться и поститься, бодрствовать и быть собранными, смиряться и злострадать ради нашего спасения».

Постясь и молясь, давайте уберём из нашей души всё злое, что мы имеем против кого-то. Давайте без остатка отдадим себя любви. Постараемся как можно лучше понять друг друга. Воодушевимся любовью и благоделанием, говоря друг о друге доброе. Будем размышлять только о добром пред Богом и людьми. Тогда наш пост будет безукоризнен и достоин похвалы пред Богом, а наши прошения Ему во время поста станут Ему благоприятны.

Диавол зачастую всеми силами пытается сделать наш пост бесполезным, внушая нам быть эгоистичными, пытаясь сделать нас подобными евангельскому фарисею, который, хотя и постился, и молился, оказался без Божественной помощи. Давайте же будем молиться и поститься с сокрушенным сердцем, зная о том, что всякий гордец нечист и Господь его не принимает. Давайте признавать за собой долг перед Господом за Его многие и великие благодеяния. Тогда наш пост станет по-настоящему чистым и богоугодным. Если мы будем держать именно такой пост: духовный и телесный – и при этом молиться, то в нас погаснет пламя плотской похоти, гнев приручится подобно льву, и мы сможем наступать на всю силу вражию.

Пост дарует очень многое. Любая иная добродетель, например молитва, кротость или целомудрие, украшает либо душу, либо тело. Пост же и воздержание укрощает восстания телесные. Он угашает бешенство гнева и похоти, делает мысль чистой и безоблачной, поскольку очищает её от испарений, которые происходят от множества пищи, и от тяжести, которую она вызывает. Постом и воздержанием смиряется внешний человек, тогда как одновременно обновляется человек внутренний. Где-то сказано: «Толстое брюхо не рождает тонкого ума». Когда живот посредством поста и воздержания, становится тонким, то ум тоже не может не утончиться. Пост и воздержание – двойная ограда, и тот, кто живёт в посте и воздержании, наслаждается обильным миром. Итак, устремляясь к этим добродетелям, будем избегать чревоугодия, возлюбим воздержание и облобызаем наступившие постные дни. Пост делает слух тела чутким по отношению к душе, он очищает мысли. И тогда человек с любовью поспешает к Богу. Апостол Павел говорит о себе, что в голоде и жажде, в посте он провёл много времени.

Для тебя, брат, пост не длится бесконечно. Ты воздерживаешься от пищи и воды лишь до захода солнца 2 . Так разве пост в определённые Церковью дни не под силу почти каждому человеку – в меру его собственных сил? Или же ты жалеешь свою плоть и избегаешь поста, полагая, что он приводит к истощению? Нет, на самом деле пост приводит к противоположному результату. Насыщение, по природе своей, вызывает боль в суставах, много иных заболеваний происходят от невоздержанного питания, человек, злоупотребляющий пищей, чувствует себя очень плохо. А вот пост, напротив, родитель здоровья. Чревоугодник же разрушает своё тело, делая его слабым и болезненным.

В невоздержании участвуют все чувства. Давайте же будем поститься всеми чувствами. Если ты постишься, воздерживаясь от скоромных яств, то будь внимателен и к помыслам, появляющимся в глубине твоей души, к любопытству и недоброжелательству. Пусть твой слух будет закрыт для осуждений других людей и разного рода злошептаний. Ведь иначе злоба, которую ты избегаешь, ограничивая воздержанием одно чувство, может проникнуть тебе в душу через чувство другое. Мы состоим из души и тела. Истинный пост тот, в котором участвуют все чувства, который очищает и исцеляет всего человека. Исцеление души постом, братия, поистине человеколюбивое дело. Потому-то отцы Церкви и побуждают нас к посту в эти священные дни.

Во время поста на постящихся нападают злобные видимые и невидимые звери. Откровенно нападает желание пищи и телесного наслаждения. Тайно нападают тщеславие, гордыня и лицемерие. Пост и невоздержание находятся по отношению друг к другу в таком же положении, как жизнь и смерть. Пост есть заповедь жизни, и эта заповедь была дана ещё первому человеку. Бог заповедал Адаму поститься в раю, для того чтобы сохранить жизнь и Божественную благодать, данную ему от Бога. Диавол, желая вытолкнуть Адама и Еву из жизни и сделать их чуждыми Божественной благодати, лукавым образом нашёптывает совет не воздерживаться. Бог не создал смерти, Он не получает удовольствия от того, что гибнут люди. Итак, кто хочет обрести жизнь и благодать от Бога? Пусть такой человек избегает смертоносного невоздержания и прибегает к боготворящему посту и воздержанию, чтобы вновь, радуясь, вернуться в рай.

Сорок дней постясь на горе, святой пророк Моисей воспарил на высоты боговидения и принял от Бога скрижали богочестия. И в это самое время еврейский народ, пируя и напиваясь под горой, ниспав в нечестие, сотворил идола-тельца по образу египетского бога Аписа. И если бы Моисей не оказался ходатаем к Богу за свой народ, то Бог нисколько не пожалел бы его соплеменников. Поэтому, если мы тоже нуждаемся в милости Божией, то не будем напиваться и отяжелять себя пресыщением, поскольку за этим последует блуд и нечестие. И боговидец Илия тоже предварительно очищал себя постом.

Давайте же убоимся того, что и мы, предавшись чревоугодию, отпадём от благословения Божия. Давайте предадим себя истинному посту. Господь наш Иисус Христос восприяв плоть, став ради нас Человеком и постясь, явил нам способ, которым одерживается победа над диаволом. Так он победил искусителя, который всяческими способами воздвигался против него. Своим ученикам Господь так сказал о бесе немом и глухом: «Сей род не исходит иначе, кроме как молитвой и постом» ( Мф. 17:21 ). Не будем же увлекаться ненасыщаемостью чрева и наслаждением гортани. Будем отставлять от себя пищу, ещё не наевшись. Пусть человек питается тем, что у него есть, согласно со своей немощью, не прибавляя к необходимому излишества. Пусть человек довольствуется пищей, уклоняясь от наслаждения, довольствуется соразмерностью, уклоняясь от невоздержания и злоупотреблений. Цель, ради которой среди христиан был установлен пост – очищение души.

Если у тебя есть возможность, то отдавай избыток своей пищи для утешения малоимущим. Ведь ныне ты питаешь себя с воздержанием, не откладывай же избытки на завтра. Насыти того, кто голоден. Присовокупи к посту усиленную молитву. Святые больше всех остальных добродетелей упражнялись в молитве и посте. Когда все члены нашего тела злострадают в посте, они в один голос воззовут ко Господу в молитве. И справедливым образом эта молитва станет благоприятна пред Богом, Который по справедливости воздаст тому, кто по собственному произволению предаёт себя труду поста.

Церковный устав в постные дни предписывает не только воздержание от скоромной пищи, но и вкушение постной не ранее определённого часа

ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ.
Неделя 10-я по Пятидесятнице

Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Хорошо и уютно человеку с самим собой! Сам себя всегда понимаешь, сам себе всё прощаешь, сам с собой всегда договоришься. Если сам с собой пребываешь в мире, а так бывает, когда совесть спит и не раздражает своими бесконечными уколами, тогда тебе никто не нужен: ни человек, ни Бог. Пребывающий в мире с самим собой более всего на свете ценит покой, ищет покоя и ужасно раздражается, когда домогательства ближних и дальних лишают его этого вожделенного покоя. И, как следствие, любая скорбь, любое испытание, попущенное ему Промыслом Божиим, воспринимается им как трагедия и абсолютное зло. Святые Отцы называли это привычное состояние души падшего человека «самостью» и почитали его самым главным препятствием на пути к Богу, в Царство Небесное. И понятно – почему: целью жизни живущего только для себя человека является самосозерцание, а не созерцание Бога, и ищет такой человек не правду Божию, а лишь свою собственную правду. Совершенно то же произошло когда-то и с Адамом. Стоило только ему, обитавшему в Раю, то есть в месте, где и совершается самое полное, самое радостное богообщение, стоило только ему, совращённому сатанинскими посулами, заняться собой самим, как Рай перестал быть для него Раем, а сделался землёй скорби, поросшей «тернием и волчцами» (Быт.3.18).

На самом деле, живя в мире, сотворённом Богом, если и стоит, что созерцать, чем восхищаться, что боготворить, что постигать всеми силами души своей, так это Его – Творца и Причину мира. Если Он действительно Творец и Причина, в чём мы, христиане, сомневаться не можем, то всё остальное по отношению к Нему – вещи с неизбежностью вторичные. Познавать Бога мы можем разными способами, но обязательно – отвлекаясь от самих себя, отказываясь от самосозерцания, жертвуя собой, своим временем, своим покоем для этого воистину важнейшего дела жизни.

Грехопадение Адама совершилось, когда он заменил данные Богом цели и приоритеты жизни теми, которые лукаво нашёптывал ему змей-искуситель. После этого все силы падшей души человека устремились не к Богу, а к самому себе. В повседневной жизни эта смена стремлений выразилась очень просто: сначала я думаю о еде, о работе, о своём положении в обществе и о прочих столь же «важных» предметах, а если время останется – тогда можно и помолиться или в церковь пойти. Потому-то и трудно нам совершать молитву, потому-то и находим мы всякий раз важные причины для того, чтобы оставаться с чем угодно: со своими мыслями, с выдуманными страстями телесериалов, с домашними хлопотами, с интересными книжками, – только не с Богом! Однако память сердца, память души, которую не способны истребить в человеческом существе никакие грехи, всё-таки вновь и вновь возвращает нас и мыслями, и надеждой, и упованием на нашу духовную родину, в дом нашего Отца.

Для того-то мы и постимся, для того и ограничиваем себя в естественном, положенном нам «по закону», для того и отказываемся от безусловно необходимого телу, чтобы доказать прежде всего самим себе, что мы – не только и не столько «тело»! Нет в мясе никакого греха. И уж тем более нет никакого греха, например, в молоке. Просто нам необходимо доказать себе, объяснить себе на живом и непосредственно нас самих касающемся примере, что мы не пище принадлежим, а чему-то большему, чему-то иному. Вот мы и молимся, вот мы и постимся, вот мы и боремся со своими собственными привычками и страстями. Боремся и тем самым медленно, но верно начинаем отвыкать от «земли», от «плоти и крови», которые «Царства Божия не наследуют» (1.Кор.15.50), и прилепляться к Небу. А если мы прилепляемся к Небу, то это значит, что мы можем стать – Божьими. Сначала – наёмниками, потом – слугами и рабами, а там, если повезёт, – свободными и святыми Сынами Царства и Света. Аминь.

Дорогие друзья, братья и сестры, подготавливая нас к празднику Рождества Христова, Церковь предлагает нам особый тренинг, работу над собой, в виде поста, который в древние времена назывался Филипповым или малой Четыредесятницей, сейчас же он называется постом Рождественским. В православных семьях заканчиваются скоромные продукты, и на их место в холодильнике располагаются недавно достанные из погреба консервации, а также фрукты и овощи. Рождественское говенье, не особо строго, потому как в нем разрешается вкушение рыбы в субботние и воскресные дни вплоть до 2 января по н.ст, а со второго января наступают дни особо строгие. И мне хотелось бы поделиться с вами не только своим опытом, но и опытом святых людей и богословов церкви.

Поэтому, дорогие мои, наступает время, когда нам надлежит вспомнить тех, кого мы обидели. Ведь в каждом нас окружаещем Христос, постараться вспомнить свои грехи и осознать последствия их порчи, взмолить Бога, о пощаде за те злодеяния, которые мы сотворили, и покаявшись, причастившись Святых Христовых Таин, для исцеления своей души, взяться разгребать свои захламленные корзиночки (сердца), вверенные нам Спасителем, от накопившегося мусора, и начнать наполнять их душистыми цветами и ягодами (добрыми делами), дабы пост принес важную пользу нашим душам, а свет Христов освятил наш жизненный путь.

Всем Бог в помощь. Благословение Господне на Вас!

Павел Денисов,

священник, благочинный Романовского округа.

Однажды подошел к Господу Иисусу некий человек «и, преклонив пред Ним колена, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду; я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус; и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот же час».

Ученики потом спросили, почему они не смогли этого сделать? Господь ответил: «по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно, и скажете горе сей: „перейди отсюда туда“, – и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом».

Ученики, по-видимому, поняли Его слова. Но когда вскоре Господь открыл им, что Он «предан будет в руки человеческие, и убьют Его», то ученики «весьма опечалились». Из этого видно, что они тогда все-таки не поняли, что значит вера, пост и молитва. Потом, когда Дух Святой просветил их, они не только перестали печалиться пути Христову, но и сами с радостью пошли этим путем. Они и всем указывали на этот путь, как на единственный: «Нам… Бог судил быть как бы приговоренными к смерти; потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради… мы немощны… мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне».

Вот – истинный пост, как отвержение власти мира над собой. Вот – истинная молитва, как всецелое посвящение себя Богу. И вот – истинная вера, от которой рождается и то, и другое. Потому Апостолы и смогли потом выходить против «мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12), что они перестали опираться на все то, к чему бесы имеют доступ, и что могли бы выбить из-под их ног.

Но мы также знаем, как постыжают бесы того, кто будучи мирским и плотским, дерзает выходить против них. В Деяниях Апостолов описывается, как в Ефесе некоторые иудейские заклинатели пытались изгонять духов, говоря: «Заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует». «Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома» (Деян. 19, 13–16).

Так, иногда поднимешь руку, чтобы крестным знамением разрушить бесовское наваждение, а бесы говорят: «Знаем Иисуса, знаем, что такое Крест, а ты кто»? И правда: посмотри на свой пост. Пусть ты не ешь мясного и молочного, но зато остальное – вдоволь и часто; не можешь довольствоваться хлебом и водой один раз в день. Ты боишься за себя, жалеешь свою плоть, и не столько даже твое тело, сколько твоя душа желает телесной пищи, потому что ей скучно, тоскливо без еды! А какая тут может быть молитва, если наша надежда не на Бога, а на чрево, и если мы только от насыщения чрева научились получать радость… Потому-то в наше время так много одержимых бесами и так мало тех, кто может их изгонять. А между тем, все христиане призваны побеждать бесов, и Апостол обращался ко всем, когда писал: «Подражайте мне, как я Христу».

Но вот беда: перед Апостолами был живой пример Христа. Перед первыми христианами – живой пример Апостолов. А а перед нами – одни только книжные примеры веры, поста и молитвы. Не видя того, кто подал бы руку и сказал: «подражай мне, как я Христу», – мы вступаем в Церковь, как во тьме, на ощупь, а все вокруг стремится соблазнить и сбить с пути. Мы идет, как по болоту, и сразу начинаем тонуть, едва сделаем резкое, непродуманное движение.

Поэтому ощутив в себе хоть какую-то веру, не будем сразу замахиваться передвигать горы, бросать вызов бесам, переворачивать вокруг себя жизнь. Будем браться только за дела, соразмерные с нашими силами, с тем, насколько мы еще зависим от мира и насколько мы уже прилепились к Богу. Иными словами, каковы наши пост и молитва.

Возлюбленные о Господе братия!

В послании к Евреям св. апостол Павел говорит верующим: »Наставляйте друг друга . ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца« ( Евр. 3:13–14 ). » Παρακαλειτε εαυτους « – значит в данном месте: убеждайте друг друга в необходимости сохранить верность Христу, призывайте друг друга неотступно следовать за Ним, просите друг друга не ослабевать в трудах и подвигах ради исполнения Его святых заповедей, – ибо только таким путем возможно для нас действительно облечься »в Господа нашего Иисуса Христа» ( Рим. 13:14 ).

Будучи ныне приглашен взойти на эту кафедру, и я почитаю своим долгом исполнить это апостольское увещание и обращаюсь к вам с наставлением о святом воздержании, как чрезвычайно важном способе возгревать наше усердие в подвиге последования Христу.

Почему я избрал эту тему для моего слова к вам? – Этому есть две главные причины. Одна заключается в том, что для спасительной жизни по духу воздержание столь же необходимо, как и любовь, милосердие и вера ( Гал. 5:22–23 ). Вторая состоит в том, что мы уже вступили или готовимся вступить в период внутренней подготовки к празднику Св. Пасхи, которая, согласно древнейшей церковной традиции, требует от нас поста, усиленной молитвы, духовного очищения и вообще разумного воздержания от всего, что может уводить в сторону от пути следования за Христом.

Событие славного Воскресения Христова открыло нам вход в вечное Его царство ( 2Пет. 1:11 ). Слово Божие говорит нам, что «как в Адаме все умирают, так во Христе все Оживут. Христос воскрес из мертвых, Первенец из умерших» ( 1Кор. 15:22, 20 ). Но, конечно, невозможно вступить в это царство, не воскреснув духовно, не совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового – по образу Создавшего его ( Кол. 3:9–10 ).

Именно поэтому в самом акте нашего духовного рождения – в таинстве святого крещения – неразрывно сочетаются две вещи: благодатный дар новой жизни во Христе и обещание доброй совести Христу, за нас умершему и воскресшему. «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим. 6:3–4 ).

Приняв крещение, человек еще не становится достойным вечной жизни. Правда, в нем восстанавливается расположение души к добру, желание жить для Христа. Богословы называют это изменение человека к лучшему первоначальным оправданием. Но праведность, полученная в крещении, может быть и утрачена человеком. Слишком велик соблазн плотской жизни – по стихиям мира, а не по Христу ( Кол. 2:8 ). И тот, кто внимателен к себе, кто проверяет свои мысли и поступки, подвергая их на суд слова Божия и своей совести, тот часто, к прискорбию своему, видит, как далек он от христианского идеала святости и чистоты. «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас», – говорит св. апостол и евангелист Иоанн Богослов ( 1Ин. 1:8 ).

Конечно, в крещении мы освобождаемся от всякой греховной скверны и получаем благодатную помощь для дальнейшей добродетельной и угодной Богу жизни. Но «если нужно получить царствие,– говорит св. Иоанн Златоуст, – то недостаточно освободиться от греха, но еще нужно много упражняться и в добродетелях» (На посл, к Ефес. Бес. 16:1). – «Для сохранения чистоты нам не достаточно только креститься и уверовать: но, если мы желаем приобрести совершенную светлость, то должны вести достойную того жизнь. А это Бог предоставил нам самим» (На Иоан. Бес. 10:3).

«Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим« ( Ин. 14:23 ). Изъясняя это место, известный русский подвижник XIX века епископ Феофан Затворник писал: «Исполнивший все заповеди, благоукрашает свою душу всякими добродетелями и делает сердце свое храмом, достойным быть обителью Господа. Он (Господь) и вселяется в него тогда. Он в нем бывает с минуты святого крещения и еще преискреннее приобщается с ним во святом причастии. Но, помогая ему в жизни святой, все еще не всецело успокаивается в нем, потому что, пока не водворятся в душе все добродетели чрез исполнение заповедей,– в ней все еще остаются следы страстей, – неприятный Господу запах греха. Он и не успокаивается в нем, как бы не доверяя ему и еще только изготовляя Себе покойную в нем обитель. Когда же душа освятится добродетелями, тогда уже Он благонадежно входит в нее, как в дом и обитает спокойно, нетревожимый неприятными Ему движениями греха и страстей» (Письма к одному лицу в Петербурге. СПб., 1881, с. 26–27).

Православная Церковь с древнейших времен приготовляет верующих к достойному празднованию Св. Пасхи посредством продолжительного сорокадневного поста, называемого Великим. Самая продолжительность его имеет целью напомнить о том духовном подвиге и борении, в котором пребывал в пустыне искушаемый от диавола Господь наш Иисус Христос ( Мф. 4:2 ). Строгое воздержание в пище имеет целью то же укрепление духовных сил и достижение внутренней сосредоточенности, которой достиг Он – наш Подвигоположник – Своим полным воздержанием от пищи.

По учению Православной Церкви пост есть Божественное установление ( Мф.6:18, 9:15 ), соблюдавшееся святыми апостолами ( 2Кор. 6:5 ) и завещанное Церкви посредством апостольского предания (см. Апостольские Постановления, 5:13: «Да сохраняется у вас пост четыредесятницы, содержащий воспоминание о жительстве и законоположении Господнем»).

Цель поста заключается в создании такого внутреннего настроения души, при котором человек, смиряя себя пред Богом и признавая свою греховность и недостоинство, в то же время делает усилие пресечь свою греховную волю, отрешиться от греховных навыков и решительно пойти навстречу милующей и спасающей благодати Божией.

О целях и значении поста в жизни православного христианина ярко говорят песнопения, исполняемые в дни подготовки к Великому посту и отчасти в дни самого поста.

Еще за три недели до начала св. четыредесятницы поется умилительная молитва: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче! Утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен. Но яко Щедр очисти благоутробною Твоею милостию».

Евангельские чтения о мытаре и фарисее, о блудном сыне – предостерегают верующего от ложного понимания поста и указывают ему путь к посту истинному и полезному для души. Перед самым наступлением четыредесятницы, в так называемое Прощенное воскресенье, совершается трогательный обряд, во время которого верующие испрашивают друг у друга прощение взаимных обид, помня слова Господа: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» ( Мф. 6:14 ).

В самые дни поста Церковь напоминает постящимся о том, что истинный пост есть не простое воздержание от пищи, но «злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, отлучение похотей» (Стихира на стих, в понедельник вечера 1-й седмицы) и «от всякия вещественныя страсти отчуждение» (Стихира на стих, во вторник вечера 1-й седм.).

Но с особенной силой раскрывается сущность поста в трогательной, много раз в день повторяемой молитве св. Ефрема Сирина, где Церковь испрашивает, как дары милости Божией, следующие плоды покаянного настроения и воздержания:

«Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми рабу Твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Возлюбленные о Господе братия!

У каждой церкви есть свои обычаи. Разнообразными способами выражают они благоговение пред величием Божиим и возбуждают в душе молящихся чувства и настроения, приличные христианину. И в дни, предшествующие светлому празднику Воскресения Христова, различным образом совершается подготовка к достойной его встрече. Но за этим многообразием форм скрывается одно и то же – для всех нас общее, святое и обязательное. Это – желание проверить нашу верность своему Господу, испытать свою совесть, вспомнить: не нарушили ли мы в чем-либо обетов, данных при святом крещении. Это – решимость отказаться от греховных пристрастий, от злых и порочных дел, от всякой вражды и неприязни. Это – смиренная мольба о прощении наших падений и о новом очищении душ наших от всякой греховной скверны, удаляющей от Бога. Это – просьба о помощи в нашем повседневном служении Христу, в исполнении Его заповедей, в борьбе с грехом. Это – наконец, смиренное предание себя милосердию Божию в надежде на то, что «Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас» ( 2Кор. 4:14 ), если только не пребудем беспечными в исполнении Его воли.

Пусть же эти святые чувства, желания, стремления и надежды наполняют сердца наши в наступающие предпасхальные недели и дни. Пусть возгорится в нас огонь Божественной любви к нашему Искупителю, друг ко другу и ко всем. Пусть оставленный нашим Спасителем мир приносит свои драгоценные плоды в нашей личной, семейной и общественной жизни, в наших церквах, во всем христианском братстве и во всем мире.

Видео (кликните для воспроизведения).

Бог же, богатый милостью ( Еф. 2:4 ), да освятит нас ( 1Сол. 5:23 ), да поможет нам пребыть пред Ним неоскверненными и непорочными ( 2Пет. 3:14 ), соединенными в любви ( Кол. 2:2 ). И мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдет сердца и промышления наши во Христе Иисусе ( Фил. 4:7 ) Господе нашем.

Пост и молитва проповедь
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here