Пост молитва и труд

Самое детальное описание: пост молитва и труд специально для посетителей нашего ресурса.

В труде все познаёмся мы,
Для нас он аксиома жизни,
Что заработал, то возьми,
Иль дело рук своих иль мыслей.

Безделье развращает всех,
От праздности – одни пороки,
Худые мысли, их набег,
Как в спящей дрёме лежебоки.

Стоячая вода гниет,
А ручеек бегущий – чист,
Лентяя к праздности влечёт,
Он в пустословии речист.

Уж больно он на это падок,
А если он же и богат,
То то богатство он растратит,
Трудом, ведь не своим он знат.

Он от родителей по смерти,
Наследства много получил,
Но люди добрые, поверьте!
На мотовство он их спустил.

И жизнь окончил нищим бомжем,
Продал он всё до пустоты,
И пьяным умер под забором:
Сыночка с детства берегли.

Но этот эпизод известный,
Встречали мы уж много раз,
Посмотришь – труженик, вот честный,
Но беден он, а не богат.

Всю жизнь трудом своим упорным,
Себе он хлеб свой добывал,
Пот проливал на солнце знойном,
В кубышке злата не считал.

Тогда воспитаны так были,
Хозяин жизни – человек,
У Бога помощь не просили,
Считали – это сущий бред.

Но в большинстве народ на Бога,
В труде с молитвой уповал,
Благословить просил работу,
И помощи в надежде ждал.

Одну бабулю знал я в детстве,
Уж слишком старая была,
Копалась в огороде, тесто.
В квашне месила, хлеб пекла.

Всегда она перед работой,
Словами скажет: «Помоги!,
Мне силы дай в моей заботе,
На помощь Господи, приди!»

А на свои уж нет надежды,
Господь поддерживал её,
Работу завершить как прежде,
Молитвой благодарить Его.

И почему-то мы любили,
Бабулю старенькую ту,
Озорно с нею не шалили,
И все встречали доброту.

Нас угостит она тем хлебом,
Вкуснее нет его теперь,
Нас всех улыбкою осветит,
Лицо как в ангела – поверь!

Молитва, труд для человека,
Как то дыхание и жизнь,
Другого и не жди ответа,
От спящей лени лишь очнись!

Пост, молитва и труд.
Те, кто ищут, найдут.
Нет запрета у Бога
И открыта дорога
Для идущих к Нему,
Для несущих сквозь тьму
Светоч сердца простого,
Правду Духа Святого.

Пост, молитва и труд.
Те, кто верят, поймут.
Те, кто слышат, узрят.
И стоит стройный ряд
В серебристых лучах.
На горящих плечах
Держат в целости мир
Те, кто праведно жил.

Труд, молитва и пост.
Этот путь очень прост.
Это путь в небеса.
Но творит чудеса
Царь небесный и здесь.
Лишь уйми свою спесь
И прийди ко Христу
На молитве в посту.

И снова воскресенье. Лето. Дружная команда верующих православных христиан, прихожан Владимирского храма, опять едет в поселок Новоберезанский потрудиться душой и телом. За две недели все успевают соскучиться по работе на стройке и в саду, и с наслаждением вдыхают чистый воздух, любуются все более расцветающей природой. Солнце! Брызги твоего света падают на лицо, ты радость, объемлющая вселенную, твои лучи кажутся тропинками в солнечную чащу, где поют соловьи и купаются в небесной колыбели белоснежные облака. Сегодня солнце не очень жгучее.

Наша поездка выпала на Петров (апостольский) пост. Он установлен в память первоверховных апостолов Петра и Павла, которые постились, готовя себя для евангельской проповеди. Он начинается через неделю после праздника Святой Троицы и продолжается до дня памяти святых апостолов — 12 июля. В этот пост приносим благодарение Богу за то, что Он сохранил нам жизнь и дал силы совершить течение весны, молим Господа и о том, чтобы Он и в летнее время устроил для нас благополучие. Под этим подвигом нужно разуметь не только пост телесный, а и пост душевный, или постоянное трезвение человека, воздержание от мирских утех, от страстей, от дурных мыслей и желаний, пренебрежение своим покоем, постоянный труд.

Как сказал архиепископ Варлаам (Ряшенцев), «Пост – ограждение добродетели, начало подвига, венец воздержных, красота девства и святыни, светлость целомудрия, начало христианского пути, матерь молитвы, источник разума, предшественник всех добрых дел». Во время поста христиане обязательно должны стремиться исповедоваться и причаститься, а также чаще посещать храм.

В этот раз наш труд начинается с водосвятного молебна, с первого молебна в строящемся храме ветхозаветного пророка Исаии. Все в сборе, звучит молитва «Царю небесный». Кажется, оживают своды, с небес опускается благодать. Наверное, каждый ощущает торжество момента. Сердце наполняется трепещущей радостью и покоем. В руках у людей зажжённые свечи – огонь, символизирующий веру и покаяние. Вместо чаши на столе стоит пластмассовое ведерко, по окончании молебна батюшка всех окропляет святой водой и вдруг неожиданно выливает все ведро на стоящих, и все только успевают вздохнуть: «Ох!» Сдерживают улыбку мужчины, от такого счастья радуются и женщины – целое ведро благодати и любви Божией. У всех еще больше поднимается настроение. Все умиротворенные, но веселые берутся за работу.

Уже поспела малина и крыжовник, кое-где спряталась клубника. Подросли кабачки, помидоры, их надо прополоть. Освободить от сорняка прекрасные кусты роз. Уже видно, как много будет винограда, яблок, груш.

Кипит работа на стройке — покраска, штукатурка. Все дружно трудятся: и мужчины, и женщины, и дети. Никто никуда не торопится, каждый спокойно с передышками выполняет свой труд. Кто-то про себя тихонько молится, где-то звучит дружный разговор на духовные и житейские темы. Незаметно идет время. Люди не успевают заметить, как быстро спряталось солнышко и надвинулись темно-синие тучи. Дождь! У него тоже есть своя история, свой смысл, своя тайна. Может быть, это слезы? Слезы радости или печали, слезы освобождения или гнета, слезы болезни и слезы очищения, слезы опустошения или слезы любви. Слезы… Дождь… Может быть это рассказ или повесть, отрезок пути из жизни неба, не веданный нами, загадочный и неподвластный. Вот капля горечи, вот капля счастья, а вот капля тихой непонятной грусти и детской печали. Они могут успокоить отчаяние и подарить радость, могут заглушить боль, а могут напомнить о ней.

Все следят за вдруг изменившейся природой. Кому-то грустно, кому-то, наоборот, радостно. Собираемся за дружным столом на вечернюю трапезу. Все постное, но очень вкусное. Борщ постный, салат из свежей капусты и огурцов, макароны с жареным луком, компот и постные пышки. В общем, бесхитростная еда, но все сыты и довольны. Пришло время духовной беседы и проповеди.

Дождь закончился. Высохнут слезы печали и грусти, высохнут слезы отчаяния и счастья, но останется след – после дождя распускаются цветы, оживает природа, а над горизонтом, как мостик любви, встает семицветная радуга. Так давайте радоваться дождю, как и солнцу. Улыбнемся небу, когда оно в грозовых облаках и крикнем: «Нам не страшен дождь!» И он – это не слезы… А если слезы, то слезы очищения и радости.

Закончился тихий, воскресный, трудовой день. Наверное, каждый открыл для себя еще одну новую страничку нашей непростой жизни. Поблагодарим же Бога за все эти мгновения и постараемся, как природа приносит свои плоды, тоже принести плод чистого, доброго, смиренного сердца. Пусть благодать Божья окрыляет нас и дает силы на всю оставшуюся жизнь. Бог с нами, Бог в нас, Бог посреди нас, где живет пост, молитва, труд, любовь и глубокое покаяние.

У церквей попрошу прощенье,
И тихо помолюсь о покаянье.
Крест поцелую нательный,
Крест поцелую венчальный.

Земля! Какой глубиною
Твои наполнены дали.
Все выше и выше, и выше
Голуби к небу взлетали!

А я стояла и пела,
В молитве любовь созерцая.
Просила прощенья у Тела,
Которое распинала.

Я никогда не забуду
Крестов красоты лучезарной.
Весь мир наполнился смыслом.
Весь смысл исполнился тайны!

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодняшнее евангельское повествование говорит о милости, которую Господь проявил к одному несчастному юноше, одержимому бесом немоты и глухоты. Пока Христос молился, отец несчастного обратился к апостолам с просьбой помочь его горю, но апостолы ничего не смогли сделать. Когда Христос спустился с горы, плачущий отец приступил к Нему. Христос спросил отца: имеет ли он веру? Отец ответил: «Верую, Господи, помоги моему неверию» (Мк.9,24). По вере отца Господь исцелил больного юношу, изгнав из него нечистого духа. На вопрос апостолов: почему они не смогли исцелить юношу, Христос ответил, что такой род болезни исцеляется только молитвою и постом.

Не случайно в дни Великого поста святая Церковь предлагает нашему вниманию именно это евангельское повествование. Дни святого поста она определяет для нас как дни врачевания наших душ и телес. Своими молитвами, учением и таинствами Церковь исцеляет нас, изгоняя из нашего сердца всякую нечистоту, гнездящуюся в нем и терзающую нас.

Благодарение Богу, мы с вами не одержимы бесом, мы сравнительно здоровы, если можем приходить в святой храм, чтобы здесь молиться Богу и прославлять Его милосердие. Однако каждый из нас одержим постоянным недугом, мучающим нас, грехом. И избавиться от этого недуга можно только постом и молитвой. А избавиться необходимо, потому что грех омрачает в нас образ и подобие Божие, потому что грех разрушает нашу душу и тело, заслоняет от нас свет Христов и правду жизни, потому что грех лишает нас человеческого достоинства.

Что говорить о самих грехах, их так много и они так знакомы каждому из нас своей горечью и разрушительными последствиями. Все это мы знаем, ощущаем и переживаем, а вот на то, чтобы побороть грех, не допустить его зарождения, остановить его развитие, искоренить в себе злые греховные привычки и пороки, у нас не хватает силы и мужества.

Грех, как тяжкий и пагубный недуг, приходит от диавола. В нашей слабости диавол находит для себя силу. Победить эту силу можно только молитвою и постом. Святые отцы говорят, что молитва и пост — это два крыла, благодаря которым душа человека может возноситься над жизненной суетой, может устремляться горе, к общению с Богом. В эти дни Церковь предлагает нам окрылиться молитвою и постом, дабы, избегая всякого искушения и падения, достигать вершин святости, возноситься к Богу.

Две добродетели, о которых мы ведем речь и благодаря которым можем возлететь от юдоли земной в обители Царства Божия, не даются так легко. Пост и молитва — это большой труд, целожизненный подвиг. Но без труда ничего не дается человеку в жизни, без труда не дается и дело спасения. Господь благословил людей на труд. Господь помогает человеку в его трудах, венчает успехом всякое доброе начинание. Его помощь да будет с нами в дни святого поста, в деле нашего покаяния, в подвиге поста и молитвы.

Если мы ослабеваем в подвиге, значит слабеем в вере. Но и здесь помощник нам — Господь, у Которого надо просить спасительного дара словами скорбного отца: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Аминь.

Ее читают и в храмах, и в домах на протяжении всего поста. И объяснена эта молитва, казалось бы, глубоко и подробно. Но суть святых вещей, суть слов, рожденных Святым Духом, такова, что от умноженных усилий по изучению и истолкованию открываются новые оттенки и грани смысла. Этот труд не несет усталости, наоборот, укрепляет труженика, радует и указывает дальнейший путь.

Обратим внимание на то, что в этой молитве речь идет о духовной борьбе, то есть о такой борьбе, где один дух противостоит другому. Дух «целомудрия, смиренномудрия, терпения, любви» дай мне (просит человек словами святого Ефрема), а «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия» не давай. На языке Библии «не давай» может означать «не допусти». Так и в молитве Господней «не введи во искушение» означает «не допусти впасть в искушение».

Это может показаться назойливым напоминанием, но скажем еще раз о том, что пост – это духовная борьба, а не гастрономическое явление. Один дух, то есть один духовный настрой и образ мыслей, противостоит здесь другому духу. И тот и другой дух ведут борьбу за право поселиться в духе человека, о котором сказано: «И ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:23).

Итак, целостный человек – это единство духа, души и тела, сохраняемое без порока. Подобная целостность у святого Ефрема называется «целомудрием» и поставлена в начало всех благих прошений. Это не только удаление от блуда во всех его разновидностях, но цельность человека, единого в делах, словах и мыслях. Молитвенная просьба, таким образом, заключается в том, чтобы дух человеческий воспринял в себя дух добродетелей и оградился от духа греховного.

Есть короткая притча Христа о закваске, которую женщина вложила в три меры муки, доколе не вскисло все. Три меры муки это и есть дух, душа и тело, которые должны соединиться под действием «закваски» Святого Духа.

А что же «иной дух»? Он стремится влезть в человека, чтобы родить свою модель поведения и мышления. Человек – существо умное, и, следовательно, грехи у него гнездятся в умной сфере, а не в телесной. Через телесную сферу грехи лишь только проявляются. Есть, к примеру, блуд, но есть и «дух блуда». Вот читаем у Осии: «Дела их не допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри них, и Господа они не познали» (Ос. 5: 4) И еще у того же пророка: «Дух блуда ввел их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего».

Так же можно мыслить обо всех грехах. Есть чревоугодие, а есть дух чревоугодия — обжорства и лакомства. Есть хорошо известный по нынешним временам дух стяжательства, зависти, несытости. Этот дух представляет уму деньги в качестве высшей ценности и посягает на то, чтобы всему назначить цену, даже вещам бесценным по определению. По душам целых поколений сей дух пронесся с разрушительной силой урагана, и именно духовное противостояние способно ему сопротивляться. Все остальное не действует: с ветром, как известно, шашкой не повоюешь.

Человеку, положим, ничего не надо, все для жизни у него есть. Но зашел человек в супермаркет, хлынули на него призывы рекламных акций, вид товарного изобилия, втянул человек носом сладкий воздух, пропитанный ладаном маммоны, и вот ему уже все надо, всего хочется. Что это? Это пример вторжения в сознание особого духа и пример победы этого духа над человеком.

Так что святой Ефрем отрывает нас от плоти и уводит в более тонкие сферы, где совершаются самые важные события жизни, самые катастрофические поражения и самые героические победы.

Отметим также, что в этой молитве упоминаются грехи не самые явные, не самые бросающиеся в глаза. Казалось бы, подумаешь – празднословие. Что такого особенного? Или – праздность. В этом перечне нет ни пьянства, ни обжорства, ни гнева с раздражительностью, ни парения ума на молитве. Нет многого, в чем регулярно каются православные люди. Очевидно, преподобный – человек опытный, и свою молитву он преподносит нам как плод этого подвижнического опыта.

Подвижнический опыт заключается вначале в отсекании грубых и явных грехов. «Не пью, не курю, матом не ругаюсь». На этой стадии может родиться квази-протестантское благодушие и уверенность в собственной святости. Но это – у людей глуповатых и поверхностных. Подвижнический же опыт влечет человека дальше, и там, куда он человека влечет, грех открывается взору, как тончайшие сети, разбросанные повсюду. Шагу нельзя ступить, не зацепив одну из нитей, а эта нить тянет другую, а та – третью, и… коготок увяз – всей птичке пропасть. Становятся заметны и связи между грехами и страстями, так что уже нечто казавшееся ранее маловажным теперь видится как начало пути, ведущего в пропасть.

Первое, что названо святым Ефремом, это «праздность», вернее «дух праздности». Для подвижника праздность – это сон на посту. Подвижник должен непрестанно чередовать полезные труды – молитву, труд, чтение, чтобы всегда быть подобным котлу, стоящему на огне. На горячий котел, по слову Пимена Великого, мухи не садятся. И тогда оку духовного труженика открывается, что «дух праздности» есть один из господствующих духов современности. Не трудиться и не учиться хочет «усредненный» современный человек, но отдыхать (от чего?), накапливать впечатления, расслабляться. На сленге это называется «отрываться», «зажигать», «балдеть». Не будь этой самой идеи праздности и стремления к ней, как к подлинному счастью, грех не маршировал бы так победно по улицам городов «цивилизованного» мира.

Но наш мир есть не только мир «расслабляющийся». Он же есть и мир унывающий. Само веселье нынешнее зачастую свидетельствует о глубоком надрыве в душе человека. Это не народные гулянья после сбора урожая. Это попытка забыться или раствориться в шуме. Депрессии, нежелание жить, потемки сознания, от которых спасаются наркотиками и алкоголем, то есть еще большими потемками, это же болезни века. Действительно: «Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует…».

Уныние есть язва лютая, быть может, лютейшая. Серафим Саровский говорил об этой страсти как о самой тяжелой. Куда бы ни бежал, принесешь ее с собою. Чем больше будешь стремиться к веселью и легкости, тем на более тяжкие приступы уныния себя обречешь. Оно не уйдет, вспугнутое твоим смехом. Оно терпеливо постоит за спиной, подождет, а когда устанешь смеяться, снова возьмет за горло. Воистину, мы вступили в эпоху, когда молитва святого Ефрема стала нужна всем без исключения.

Любоначалие же, это, просто говоря, желание начальствовать, властвовать, управлять. На каждой руке по пять пальцев и все – указательные. Пушкин не зря назвал эту страсть «змеей сокрытой». Есть ведь многие, кому командовать некем. Но дайте им в подчинение на один только день пару человек – и вы удивитесь рвению и административному восторгу! А домашний деспотизм не отсюда ли растет, когда маленький человечек тиранит домочадцев, реализуя свои наполеоновские комплексы? На работе он – паинька и почти ангел, а дома – лев, выбежавший из клетки. Говорят, хочешь узнать человека – дай ему власть. А я бы сказал, что не надо так испытывать человека. Это опасный эксперимент. Пусть лучше молится человек молитвой Ефрема Сирина. Она его на сто процентов касается.

И еще одна грань становится заметна. Простые профессии нынче не в чести. Деток двигают в юристы, в менеджеры, в банковскую сферу. То есть туда, где «рулят процессом», а не гвозди забивают. Скоро десять банкиров выстроятся в очередь к одному электрику, потому что банкиров будет больше, чем электриков или столяров. А корень все там же – в любоначалии, в страсти к белым рубашкам, кожаным портфелям, служебному транспорту и высоким мыслям о личной значимости. Отче Ефреме, моли Бога о нас!

Все три духа, упомянутые выше, и поведенческие модели, этими духами созданные, открыто бросаются в глаза. Можно ожидать, что и четвертый дух не стоит особняком, но встроен в систему. Так оно и есть! Дух празднословия завершает перечень, и он же, как смог, накрывший большие города, плотным облаком покрывает нашу жизнь.

Празднословие – это свобода слова помноженная на рабство мысли или на ее отсутствие. В нынешнем мире нам разрешено говорить все или почти все. Но велено говорить громко и всем сразу, так, чтобы никто никого не слушал, но все просто выговаривались. Это в эпоху цензуры слова были и оружием, и драгоценностью. В эпоху болтовни самые важные и емкие речи рискуют утонуть в тоннах макулатуры, рискуют затеряться в толпе слов, сказанных без надобности, праздно.

Культура слова связана с культурой молчания. Кому не о чем молча думать, тому и говорить не о чем. Говорить «просто так» нельзя. Это все равно, что есть, не чувствуя голода, и этим разрушать здоровье. Слово – это семя. Оно оплодотворяет, если оно живо. И совсем не зря существует такое понятие, как «словоблудие», потому что говорение ни о чем есть разновидность духовного излития семени на землю (ср.: Быт. 38:9). Чуть далее об этом говорится, что это было «зло пред очами Господа». Празднословие – враг молитвы, враг тишины, враг серьезных мыслей. Его одного хватит, чтобы оказаться в аду, поскольку «за всякое слово праздное дадут ответ люди в день судный».

Мы, сами того заранее не желая, увидели, что в четырех страстях, названных святым Ефремом, пред нами предстали не просто четыре греховных духа. Предстал перед нами некий один дух, впитавший в себя все другие. и дух этот – дух мира сего. Это дух мира праздного, тоскливого, болтливого, высокомерного и, как ни странно, уверенного в себе. В этом противоречивом и больном мире мы живем, дух этого мира смешивается с воздухом, которым мы дышим, и травит нас постоянно. Так как же нам не бежать со всех ног в храмы Божии? Как же нам оставаться в бездействии?

Слава Богу, введшему нас «во пречестные дни сии».

Приступим в святые дни поста к Богу с верой и дерзновением. Будем часто приносить Владыке жизни нашей прошения об исцелении нашего сокровенного внутреннего человека. Молитвы собственные сочинять не будем. По большей части, все нужное уже сказано. Нужно лишь потрудиться понять и усвоить смысл церковных молитвословий. Как в орехе, нужно разгрызать твердую скорлупу привычных слов, чтобы добраться до ядра духовного смысла и ощутить его вкус.

Таких орешков в золотых скорлупках у нас еще немало.

Протоиерей Андрей Ткачев
Православие.ru

Вот и наступило настоящее приморское лето, когда солнце все больше и больше радует нас уже не телом, а своим жаром; вода в море так и манит; на даче зреет урожай; в общем пришло время отдыха. Кто-то из прихожан Успенского храма отправиться отдыхать на берег океана, в край или на дачный участок, а кто-то уже собрался в дорогу по стране или даже за рубеж. Прийти в храм они, разумеется, не смогут, так как же быть?

— Батюшка! Наступила благословенная пора лета, которого измученные непривычно суровой зимой горожане ждали как манны небесной. Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, связанных с летним отдыхом.

— Что же, лето. Это самое чудное время года. И зимушку прославляет Пушкин: «Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь», и лето тоже. Нас и весна-то радует потому, что лето близко. Птичка-ласточка весной приносит весть, что лето на пороге, рассказывает нам о далеких странах, где вечное лето. И радуемся мы пробуждению природы, зелёной травке, первому цветочку, одуванчику, и ландышам, и нарциссам, и тюльпанчикам, и сиреньи. Всё, всё даёт нам радость. Из одной и той же земли — такие разные цветочки.

— Это Господь, батюшка, даёт нам понять.

-. Господь говорит: «Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Лк.12:27).

— Поговорим о людях. Семья наша отдыхает в деревне, а поблизости нет церкви. Что нам летом делать по воскресеньям и в церковные праздники?

— Я всегда говорю: молиться Иисусовой молитвой. Поливаешь ли цветы, полешь ли грядку: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного», — всё время повторяй. Или хозяйка обед готовит — тоже надо с молитвой. Есть хорошая русская пословица: «Терпенье и труд всё перетрут», — а я лучше скажу: «Молитва и труд всё перетрут».

— А можно ли на дачном участке работать в воскресенье?

— Нет, лучше почитать духовную литературу, а уж после обеда можно что-нибудь нетрудное сделать: полить цветочки, например. И всё с молитвой. Но бездельничать всё равно нельзя: не валяться всё воскресенье на диване, а открыть Божественную книгу: Святых Отцов или Евангелие, — чтобы немножко проверить себя, понять, в каком состоянии твоя душа.

Видео (кликните для воспроизведения).

— Я где-то читал о том, как жили в деревне две соседки. Их картофельные огороды лежали рядом. Одна женщина была молитвенницей и по воскресеньям ничего не делала, а вторая трудилась не покладая рук. А когда наступила осень и пришло время собирать картошку, оказалась, что у той, которая по воскресеньям не работала, картошка выросла и крупнее, и чище.

— Так и бывает, потому что Господь даёт нам дни и говорит: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвящённая Господу» (Исх.20:8; Исх.31:15). А мы воскресный день посвящаем Богу. Поэтому если нет храма, то можно у часовенки собраться, акафист всем вместе прочитать — или Матери Божией, или Спасителю, — всё хорошо. Когда человек настроен на спасительную жизнь, он становится с каждым днём всё крепче и духовно он уже обоготворён Господом.

— Батюшка, сейчас появилась возможность выезжать за границу, в том числе и в православные страны, например в Грецию. Я бывал на греческих службах, но там трудно молиться: не понимаешь ни слова. К тому же мучает вопрос: можно ли русскому православному причащаться в Греции: ведь там причащаются без исповеди.

— Можно, можно. Да, греки исповедь совершают отдельно. Но я помню один греческий монастырь: там матушки и на славянском пели. Так было чудно. Даже в наших храмах я не получал такой благодати, как было у матушки Никодимы и старца Эмилиана. Этот старец с Афона пришёл и обустроил маленькую девичью обитель. Конечно, и в наших монастырях много благодати, но наши монахи не умеют дать того, что греческие. Там всё с какой они любовью: чашечка чая, чашечка супа, — с каким благоговением к паломнику — как к посланцу Божиему. Смотришь и удивляешься, как у них Христова любовь во всём проявляется.

— Я давно думаю об этом: нам нужно многому поучиться у греческого Православия.

— Не только у греческого. Я и в Сербии был, и в Болгарии был — везде можно получить духовную пищу, если ты сам этого хочешь.

— Я на Фаворе помню: бумажная иконочка Божией Матери, на плохой бумаге напечатана. Но она очень многим помогла исцелиться от рака. А как быть, если человек поехал отдыхать в одну из католических стран? В Париже, например, в соборе Парижской Богоматери, недалеко от входа, кто-то из русских повесил на одной из колонн две большие православные иконы — Владимирскую и Спасителя. И русские возле них молятся — правда, я не знаю, когда они там собираются.

— До разделения Церквей христианские святыни принадлежали всем. И сейчас они святость не теряют — ни в католических странах, ни в мусульманских — нигде. Если кто из святых прославлен до разделения Церквей — мученик Трифон, великомученица Варвара, узорешительница Анастасия, — то мы почитаем и прославляем. Как греческие мученики и римские, так и наши. И я всегда говорю молодым христианам, особенно тем, кто недавно к вере пришёл: «Вы семя наших новых мучеников, вы взошли на крови их».

— Батюшка, по моей слабой духовности я не чувствую никакой благодати в католических храмах. Красивые витражи, красивые скульптуры, всё очень хорошо, но.

— Вот я тебе расскажу о своём опыте в католических храмах. Был я однажды в Праге. Как же в тамошних церквах всё выхолощено. Богослужений нет, только экскурсии — вытравлена духовность. Посмотрел я на это и говорю: «Господи! Тут даже в православных храмах нет благодати! Во всяком случае той, к которой мы привыкли в России». Но, конечно, люди и там спасаются: молитвой, подвигом, милосердием. Я думаю, что везде человек может найти спасение.

— Соблюдать пост во время отпуска или можно сделать для себя маленькое послабление?

— Если этот пост не строгий — вот как Петров, например. И особенно таким пожилым, как ты. Послабление я даю. А почему? Потому что летом здоровой пищи мало: ни зелёного лучка, ни огурчики не поспели ещё в теплице. Скушаешь творожку или молочка — за это Господь не осудит. Как апостол говорит: «Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие. » (Кол.2:16). А Иоанн Златоуст напоминает: «Кто и в последний час придёт, и того не отвергнет». Старайся только сам не осуждать других.

— Батюшка, считается ли отпуск за поездку, которая даёт послабление в посте?

— В дороге разрешается даже скоромная пища. Специальный чин есть для путешествующих. Что тебе дают, то и ешь. К святителю Спиридону Тримифунтскому пришёл монах, и святитель сказал дочери: «Вынеси окорок, накормим гостя!» Она ему: «Ведь сейчас пост! Вы же не только скоромного, — вы вообще никакой пищи не употребляете. » Он ей: «А странника должно принять с любовью. » И когда гость ушёл, святитель Спиридон снова целую неделю пищу не вкушал. Пост постом, а странноприимства не забывайте.

— А если ты во время отпуска заболел, держать пост? Или, как говорил Иоанн Крестьянкин, нарушить его ради болезни, но потом непременно покаяться в этом грехе?

— Конечно! Мы и каемся в этом всегда. Посты бывают и многодневные, и однодневные, и ты можешь за один день больше получить благодати, чем за весь длинный пост, — если ты в этом посту хоть мяса и не ешь, а человеков-то и кусаешь, и грызёшь, и вовсе съедаешь. Люди сейчас очень склонны к такому людоедству.

— Да, люди теперь стали. Куда мы все идём? Куда мир движется?

— Куда Господу угодно. Кто Господа ищет, тот всегда с Господом будет.

— А эти последние события: эти тысячи тонн нефти, которая изливается в океан, этот пепел, тоннами висящий над Европой.

— А вот он, ваш прогресс. Вы учёные, но в ступе недотолчённые. Жорес Алфёров заявляет: «А я в Бога не верую. » Ну и не веруй, — а что же ты тогда дыр-то никак не можешь залатать. Нефть изливается, рыбки гибнут и птички, хоть их и пытаются отмыть. Вот что вы делаете с природой! Если так пойдёт, то скоро самолёты вовсе не смогут летать. Это последний звоночек нашим учёным.

— Батюшка, давайте вернёмся к летней теме. Зная, что у меня слабое горло, вы запретили мне есть мороженое. Я слушаюсь, но иногда забываю про прещение и вкушаю запретный плод. Потом вспоминаю и про себя каюсь.

— Поэтому и болеешь потом. Как мне раба Божия Евгения рассказывала: «Ослушалась вас, батюшка, съела мороженое. Ну и насладилась я! Две недели болела, думала, что умру».

— Дорогой батюшка, вам уже 84-й годик идёт, а вы строго блюдёте пост и не даёте себе никаких послаблений.

— Бывает, и я, нарушаю. Матушка даст скоромное — я не отказываюсь. Не в пище дело, Господь не за пищу нас будет судить. «. Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.25:35-36). Вот что важно-то! Милость наша важна, любовь к людям. «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:40). Любовь или отсутствие любви — вот что важно, вот что Господь видит. А пост — это чтобы душа не ослабла. Это средство, а не цель. Хоть и серьёзное, конечно, средство, сильнодействующее.

— Как вы-то, батюшка, будете проводить лето? Ведь многие читатели спрашивают: как к батюшке попасть, куда к батюшке ехать?

— Не надо ко мне ездить по всякому поводу. Вот недавно мы отмечали наш престольный праздник — Неупиваемую Чашу: столько к нам священников собралось. И молодые в том числе. Такие хорошие батюшки! Так радостно было смотреть, как они возносили молитву! Отец Андрей Клоков, иеромонахи Кирилл и Мефодий. Не буду перечислять — одного забудешь, а потом переживаешь: зачем обидел человека. Много, очень много хороших молодых батюшек. Не бойтесь у них спрашивать совета, не стесняйтесь просить у них молитв!

— Я тоже людям говорю: «Зачем всем идти к батюшке? Много есть батюшек на свете, которые ответят на ваши вопросы. »

— Да, потрудитесь, поищите: обязательно найдёте умного, боголюбивого молодого священника.

— Но вы, батюшка, летом отдыхаете?

— А Господь всегда будет. Пусть люди вспомнят меня в молитвах — и я о них вспомню. Где я ни еду — за всех молюсь, чтобы Господь благословил каждого нашего прихожанина, каждую верующую душу, которая обращается ко мне, — благословил благословением Небесным. Это и к читателям вашим относится: благослови их Господь!

(Александр Раков беседа с отцом Иоанном Мироновым

Пост означает временное воздержание от еды в совокуп­ности с усиленной молитвой Богу. Люди, которые постятся и молятся, имеют горячее желание приблизиться к Богу, который выше человеческого понимания.

Одна из самых насущных и желанных потребностей человека — еда. Конечно, у нас есть множество других желаний, но они не так тесно связаны с вопросом нашего выживания.

Молитва и пост высвобождают силу, способную контро­лировать наши желания и похоти. Враг пытается украсть, убить и погубить нас при помощи похоти плоти, очей и жадности. Когда мы контролируем свою похоть и жадность через искреннюю молитву и пост, враг не может причинить нам вреда. Во время поста и молитвы наши сердца омываются, очищаются и наполняются Святым Духом, мы становимся способными ниспровергать силу сатаны.

Пост приводит нас к смирению перед Богом. В сравне­нии с одиночной молитвой, молитва с постом дает нам силу, превосходящую наше разумение. Если мы не молимся с постоянством и периодически не постимся, мы теряем особую привилегию иметь проявление силы Божьей внутри нас. К тому же очень важно поститься и молиться правильно.

Пост должен начинаться с покаяния

Если мы постимся и молимся без понимания самого смысла поста, наш пост и молитва окажутся бессмысленными.

а) Мы должны покаяться в грехе. «Покайтесь, ибо при­близилось Царство Небесное» (Мат. 3:2). Если мы ис­кренно хотим поститься и молиться, мы должны пре­жде всего покаяться в грехе. Иначе наш пост и молитва не будут приняты Господом.

б) Мы должны оставить мирские удовольствия во время поста. Просмотр телевидения, чтение журналов или разговоры с друзьями не приносят пользы посту. Бог желает, чтобы мы были в смирении, а подобные удо­вольствия могут стать нам помехой.

в) Мы должны полностью сконцентрироваться на Боге. Мы должны отложить все дела во время поста. Это одна из причин, по которой Молитвенная гора явля­ется хорошим примером места для проведения поста и молитвы. Это отделенное место, и мы не рискуем быть искушенными похотью плоти, очей и гордостью жи­тейской. Мы можем быть сконцентрированы на Гос­поде всем нашим сердцем.

г) Мы должны прощать других. Мы также должны от­речься от таких грехов, как ненависть, гнев, жалоба и ропот. Чудесная сила поста и молитвы никогда не про­явится в нас, пока мы не приведем наши сердца в пра­вильное положение перед Богом. Таким образом, чтобы поститься и молиться, находясь в воле Бога, будучи принятым Им, мы должны сделать эти четыре шага: 1) отречься от греха; 2) оставить удовольствия мира; 3) полностью сконцентрироваться на Боге; 4) прощать других.

Многие люди постятся и молятся без понимания цели поста и молитвы. Очень важно знать, почему пост и молитва приносят силу.

а) Пост имеет власть ослаблять узы зла. Дьявол приходит украсть, убить и погубить. Петр предупреждал нас об этом, когда писал: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8).

После избрания двенадцати учеников Иисус повелел им «изгонять бесов» (Мар. 3:15). Мы тоже можем иметь такую же силу изгонять злых и нечистых духов, духов лжи и духов прорицания.

Дьявол — часть духовного мира, — не естественного. Поэтому мы должны бороться посредством силы поста и молитвы.

В Евангелии от Марка в девятой главе мы видим пример проявления силы поста и молитвы. Сойдя с горы Преображения, Иисус, Петр, Иаков и Иоанн вернулись к ученикам, вокруг которых собралась большая толпа людей. Ученики спорили с фарисеями и книжниками об одержимом мальчике. Бессильные ученики оказались в затруднительной ситуации.

Увидев Иисуса, отец мальчика сказал: «Учитель, я привел моего сына, одержимого духом немым. Если можешь, сжалься над нами и помоги». Иисус отвечал: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему». Потом Он запретил нечистому духу, приказав: «Дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него». Нечистый дух оставил мальчика. Ученики были озадачены.

Оставшись наедине с Иисусом, они спросили его: «Почему мы не могли изгнать беса?» Иисус сказал им: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста».

б) Пост имеет силу освобождать от тяжелого бремени. Многие люди обременены плохими привычками и переживаниями. Они не могут освободиться от них, потому что попались в ловушку сатаны.

Даже после раскаяния злые намерения могут зарождаться в голове человека. Нас можно сравнить с вымытой свиньей, которая все равно возвращается валяться в грязи. Только через пост и молитву злые намерения могут полностью 1 оставить нас.

Многие люди страдают от таких зависимостей, как куре­ние, алкоголь или наркотики. От них невозможно получить освобождение только медицинским путем. Только через силу поста и молитвы эти заболевания могут быть полно­стью исцелены.

в) Пост имеет силу выпустить измученных на свободу. Люди двадцать первого столетия живут в скоростном индустриальном обществе. Ускоренный ход жизни с тревогами и заботами может вызвать сильную де­прессию и меланхолию, которые зачастую приводят к умственным расстройствам. Врачи считают, что около шестидесяти процентов всех заболеваний в мире вы­званы стрессом.

Не так давно в Корее умственно больной студент зарезал ножом профессора прямо у дверей аудитории. Это яркий пример, насколько остро злонамеренные люди нуждаются в Иисусе Христе, чтобы получить свободу от напряжения и стресса. Ключ к свободе от стресса — пост и молитва. Толь­ко тогда наше тело, ум и душа будут полностью свободны от бремени стресса.

Люди, которые постоянно молятся и постятся на Мо­литвенной горе, общаясь с Господом и исполняясь Святым Духом, способны наслаждаться свободой и миром в Иисусе Христе. И тогда стресс уходит прочь.

г) Пост имеет силу разбивать иго. Наша жизнь полна различных проблем, больших и маленьких. Эти про­блемы являются нашим игом. Пост и молитва имеют власть разбить любое иго.

Если вы изучите жизни великих мужчин и женщин Биб­лии, вы увидите, что они постились и молились. Моисей дважды брал сорокадневный пост с молитвой (см. Втор. 9:9, 18). Иисус постился и молился сорок дней и ночей (см. Лук. 4:1, 2). Апостолы Иисуса постились каждый раз, встречаясь с большими трудностями. Пост и молитва ведут нас к победоносной христианской жизни.

В Книге пророка Исайи (58:7) написано об определенных действиях, которые должны сопровождать пост и молитву. Недостаточно просто поститься и молиться. Мы должны сопровождать наш пост и молитву особым поведением.

Мы должны разделить свой хлеб с голодными. Если мы безразличны к людям, находящимся в острой нужде, наш пост и молитва становятся неэффективными. Мы должны сделать для этих людей все, что в наших силах.

Мы также должны предоставлять наши дома бездомным. На улицах много людей, которым некуда пойти. У них нет своего дома. «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Прит. 19:17). «Рас­точил, раздал нищим; правда его пребывает вовек» (2 Кор. 9:9). Слишком много людей увлечены лишь собой и своими нуждами. Они пренебрегают и не желают видеть нужды тех, кто находится рядом с ними. Живя победоносной христиан­ской жизнью, мы должны испытывать сострадание к ближ­ним и отвечать на нужды других с большим усердием.

Полноевангельская церковь Йодо ведет разносторон­ние служения. Наша программа побуждает членов церкви делиться своим материальным имуществом с нуждающи­мися людьми. Мы оказываем помощь домам престарелых, инвалидам, церквям в сельской местности и некоторым другим организациям. Перед тем, как начать это служение, я открыл свой шкаф и обнаружил несколько костюмов, ко­торые я не носил четыре или пять лет. Хотя я их не но­сил, но выбросить их было жалко. Таким образом, прежде чем начать служение, я отдал эти костюмы нуждающимся людям. Сейчас, открывая свой шкаф, я каждый раз испы­тываю приятные чувства. Мы должны делиться одеждой с бедными. Бог неоднократно призывал нас оказывать ма­териальную помощь нашим близким. Когда мы делимся с нуждающимися, наша молитва и пост будут эффектив­ными.

Пророк Исайя также учит нас не пренебрегать самими собой. Мы можем быть настолько поглощены нуждами других, что будем пренебрегать нуждами собственной семьи.

«Если же кто о своих и, особенно, о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8).

Некоторое время назад один незнакомый человек при­шел ко мне в офис и попросил предоставить ему офис в на­шей церкви. В ходе нашего разговора я задал ему вопрос о его семье. Он широко улыбнулся и сказал:

— Пастор, вы не должны беспокоиться обо мне. Ради служения Богу я отверг мою жену и детей.

Не скрывая возмущения, я воскликнул:

— Вы отвергли семью? Тогда наша церковь отвергает вас как прокаженного. Пожалуйста, покиньте мой офис.

Как человек может посвятить себя служению Богу, если он не заботится о своей собственной семье и детях? Как он может разбираться с духовными нуждами членов церкви, когда сам не заботится о нуждах своей семьи?

Когда мы постимся и молимся, мы должны быть твердо уверены в том, что восполнили нужды своей семьи. Только тогда наша молитва и пост будут эффективны.

«Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: „Вот Я!»» (Ис. 58:8,9). «Тогда откроется как заря свет твой» — ваше понимание Слова Божьего будет обновлено. Вы будете способны понять истину Писания, которую не понимали раньше, до поста и молитвы.

«И исцеление твое скоро возрастет» — вы переживете освобождение от болезней и физических немощей.

«И слава Господня будет сопровождать тебя» — вы будете переживать новые благословения и преуспевание в том, что вы делаете.

«Вот Я!» — вы увидите потрясающие ответы на ваши мо­литвы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Пусть Бог обильно благословит вас и откроет вам новую силу и освобождение через эффективную молитву и пост.

Пост молитва и труд
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here