Поучения и молитвы феодосия печерского краткое содержание

Самое детальное описание: поучения и молитвы феодосия печерского краткое содержание специально для посетителей нашего ресурса.

ПОУЧЕНИЯ И МОЛИТВА ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКОГО

Подготовка текста, перевод и комментарии Н. В. Понырко

Рукописная традиция донесла до нас целый ряд сочинений Феодосия Печерского — свидетельства его пастырской деятельности в монастыре и в миру. Большую часть литературного наследия основателя Киево-Печерского монастыря составляют поучения к инокам. Сохранились учительные слова Феодосия, обращенные к монастырской братии, в которых запечатлен тот духовный труд, что был положен им на устроение обители. Игумену должно было заботиться и об усвоении и исполнении богослужебного устава, и об устроении и соблюдении церковного благочиния, и о христианском воспитании нравственности иноков. Дошедшие до нас Слова передают ту настойчивость и неустанное душевное напряжение, с которыми делал это Феодосий. Житие рассказывает об обычае преподобного Феодосия удаляться в затвор на время Великого поста ради сосредоточенной молитвы и покаяния. Одно из публикуемых здесь поучений, «Слово утешно къ братии о душевней ползе», как раз сохранило в своем содержании свидетельство того, что оно написано из затвора: даже ненадолго покидая братию, игумен не оставлял ее своим попечением. Очевидно, уединение на время поста создавало ему, кроме всего прочего, еще и наиболее благоприятную возможность для обдумывания своих мыслей и для писательского труда.

Монашество составляло главную часть паствы Феодосия Печерского, но он был пастырем и мирских людей. Особое место среди духовных чад Киево-Печерского игумена занимал великий князь киевский Изяслав Ярославич, внук крестителя Руси Владимира I Святославича. Предание, зафиксированное «Житием Феодосия», свидетельствует об очень близких отношениях великого князя с преподобным Феодосием. Рукописная традиция сохранила до наших дней два послания Феодосия к Изяславу с наставлениями по поводу поста и о том, как надо относиться к латинянам, то есть католикам. И поучения инокам, и поучения князю, первоначально обращенные к совершенно конкретным лицам, со временем превратились в поучения для всех православных христиан, ибо благодаря неугасающей рукописной традиции продолжали из века в век обращаться все к новым и новым поколениям людей.

Венцом христианского подвижничества Феодосия Печерского можно назвать его молитву за всех христиан, молитву, по содержанию которой особенно ясно видно, за что было дано ему в народном предании прослыть «светильником всея Руси», — за то, что был он именно таким молитвенником за всех.

Мы публикуем избранные поучения Феодосия Печерского (полное их научное издание см.: Еремин И. П. Литературное наследие Феодосия Печерского // ТОДРЛ. М.; Л., 1947. Т. 5. С. 159—184) по следующим рукописям: Слово о терпении, любви и посте, Поучение о терпении и смирении, Слово утешительное к братии о душевной пользе — РГБ, собр. Румянцева, № 406, XV в., л. 105 об. — 108 об., 111 об.—114 об., 99 об.—101 об.; Поучение келарю — РНБ, Софийское собр., № 1262, XV в., л. 125; Послания к князю Изяславу Ярославичу — РНБ, Софийское собр., № 1285, XV в., л. 100—102 об.; Молитва за всех христиан — ГИМ, Синодальное собр., № 235, пергаменная Псалтырь 1296 г., л. 275—277.

В житие описана жизнь Феодосия Печерского от самого рождения до его смерти. О том, какой путь прошел Феодосий, от простого пекаря до игумена монастыря. На протяжении всей жизни многие смеялись над его бедной одеждой, но Феодосий покорно принимал не только эти насмешки, но и побои от собственной матери. Не раз игумен являл послушникам кельи чудеса, уверяя их в том, что Бог не оставит без пищи и крова.

Основная мысль этого произведения заключается в главном постулате христианства – смирении и покорном принятии своей судьбы.

Однажды в городе Васильеве, недалеко от Киева, у верующих и благочестивых людей родился сын, которому на восьмой день дали имя Феодосий, а спустя сорок дней крестили. Феодосий с детства был отмечен благодатью божьей, и сразу было понятно, что он посвятит свою жизнь служению Богу. Феодосий даже отказывался играть с другими детьми и носил старую поношенную одежду, как бедный. Он рано научился грамоте и был очень смышлёным.

Когда Феодосию было 13 лет, умер его отец, тогда он решил работать, чтобы кормить семью. Но его мать всячески останавливала его, иногда избивая его, когда он не слушался её. В то время все мысли Феодосия занимало одно Святое место, где когда-то ходил сам Иисус Христос, и он очень захотел побывать в тех местах. Один раз в их городе остановились паломники, которые собирались посетить те самые святые места. Феодосий попросился пойти с ними, и они разрешили ему. Но спустя три дня, как он ушел, его мать направилась на поиски сына. Когда она отыскала его, то страшно избила, и, приведя обратно домой, привязала Феодосия, чтобы тот не сбегал. Но он был рад всему перенесенному и всё это время лишь молился. Когда его мать отошла от гнева, она развязала Феодосия, но сковала его ноги так, что он с трудом мог ходить. После обещания больше никуда не сбегать, мать освободила сына от оков.

Затем Феодосий стал печь в церкви просфоры, так как из-за неготовых просфор в церкви не проводили литургию. Многие смеялись над этим его занятием, но он принимал всё это со смирением. Мать уговаривала сына бросить это дело, но Феодосий отказывался, будучи уверен, что он так больше приобщен к Иисусу. После долгих уговоров матери Феодосий ушел из дома и стал жить у священника. Но мать снова нашла его, привела домой и привязала.

В их городе жил один властелин, которому полюбился Феодосий за свое смирение, за что святому была подарена новая одежда. Но Феодосий отказывался ходить в ней, отдал её нищим и одевался обратно в свои лохмотья. Однажды Феодосий пошел в кузницу и попросил выковать себе цепь, которую он повязал на пояс, и ходил всё время, так, что цепь вросла в тело святого, но тот не замечал такой тяжести. Как-то мать заметила цепь на его поясе и в гневе сорвала её, но и это испытание принял Феодосий.

Со временем Феодосий стал помышлять о том, чтобы уйти от матери и постричься в монахи. Но во всех монастырях Киева ему был дан отказ. Тогда Феодосий отправился к старцу Антонию, который жил в пещере, и попросился к нему. Хотя Антоний знал, что этот юноша однажды построит на этом месте монастырь, он не сразу дал ему согласие. Пока Феодосий всё свое время посвящал служению Богу, его мать тщетно пыталась его найти, она даже объявила во всеуслышание, что тот, кто укажет ей местонахождение сына, получит вознаграждение. Так она и оказалась в Киеве, но поиски по всем монастырям к успеху не привели. Явившись в пещере Антония, она гневно просила встречи с сыном, но тот сам отказывался видеться с матерью. На следующий день после встречи с ней и пустых уговоров вернуться домой, Антоний уговорил её постричься в монастырь, для того чтобы чаще видеть сына. Мать Феодосия прожила в монастыре долгие годы и скончалась.

Тем временем количество послушников в монастыре расширялось, и было необходимо строить новые кельи. Однажды разбойники, решившие, что в келье хранится несметное богатство, задумали устроить набегать на монахов, но чудо, произошедшее на их глазах, вмиг разубедило их делать это. Они увидели, как церковь воспарила в воздух вместе со всеми послушниками. Это было не единственное чудо, которое происходило в святом месте. Были случаи, когда появлялись продукты или масло по воле Господа.

В те времена братья-князья пошли войной на третьего брата, Изяслава. Феодосий пытался вразумить Святослава, который захватил не принадлежащий ему по праву престол. Хотя Святослав внимал советам Феодосия, но престол брату отдавать не стал.

Однажды Феодосий захотел построить большую церковь для всей братии. Он сам помогал строить её, и когда строительство было закончено, все переселились на новое место. Феодосий заранее знал дату своей смерти. Он собрал всех послушников и велел им не избрать нового игумена. Феодосий собственноручно благословил его. Когда настала суббота, предполагаемая дата смерти Феодосия, он отпустил всех, скончавшись в одиночестве, с молитвой на устах. Многие люди словно почувствовали гибели Феодосия, и пришли к церкви, но им приказали разойтись. После этого иноки похоронили святого в пещере.

Читать краткое содержание Житие Феодосия Печерского. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Роман И. Бунина Жизнь Арсеньева — одно из самых значительных творений этого автора. Многие эпизоды жизни Арсеньева являются автобиографическими, взятыми Буниным из своей жизни.

В этом томе показана жизнь общественности, как раз накануне Отечественной войны, а именно 1806-1811 года. В этом томе показываются и раскрываются отношения между героями, всех чувства и переживания.

Барон фон Ландсхорт, владелец старинного замка, имел единственную дочь. До 18 лет красавица воспитывалась под присмотром своих тётушек. Благочестивые тётушки научили воспитанницу искусству вышивания

Германия вступает в разрушительную Тридцатилетнюю войну. Конфликт тянется так долго, что многие уже не помнят о мирном времени. Мамаша Кураж — так зовет себя баварка Анна Фирлинг.

В заброшенном цветнике однажды майским утром расцвела прекрасная роза. Росла она на розовом курсе в окружении других прекрасных растений, которые не ухоженность этого места делала отнюдь не хуже, а даже красивее.

празднование совершается 3/16 мая и 2/15 сентября

П реподобный Феодосий Печерский, основатель первого общежительного монастыря на Руси, родился в начале XI века в местечке Василеве (Василькове) близ Киева. В святом Крещении он был наречен Феодосием. Детские и отроческие годы будущего подвижника прошли в городе Курске, куда переселились его родители. Преподобный Феодосий с детства полюбил Церковь Божию и ежедневно ходил в храм. Он сторонился игр со сверстниками, предпочитая слушать Священное Писание. Отданный в обучение грамоте, он, к удивлению близких, очень быстро преуспел в учении. В 13-летнем возрасте отрок лишился отца и остался на попечении матери. С того времени он стал вместе со слугами исполнять различную тяжелую работу, одевался в простые, грубые одежды без каких-либо украшений, за что получал нарекания от матери.

Часто размышляя о спасении своей души, он решил совершить паломничество в Святую Землю и стал усердно молиться Богу об исполнении своего желания. В то время в Курск прибыли странники, которые держали путь в Иерусалим. Он просил их взять его с собой и тайно покинул дом матери. Однако она узнала, куда ушел сын, и вернула его домой. Разгневанная мать повелела подвергнуть Феодосия телесному наказанию, а затем заковать в цепи и посадить под замок. Через некоторое время, взяв с сына обещание не убегать из дома, мать вернула ему свободу. Преподобный Феодосий стал трудиться для пользы Церкви Христовой. Божественная Литургия порой не совершалась из-за отсутствия просфор. Святой Феодосий стал сам покупать пшеницу, своими руками молол ее и выпекал просфоры, которые относил в храм и раздавал нищим. Этому богоугодному делу святой юноша посвятил два года. Сверстники посмеивались над ним, но преподобный Феодосий терпеливо переносил насмешки.

Враг рода человеческого возбудил против благочестивого дела мать святого. Она стала запрещать ему выпекать просфоры и даже наказывала его. Тогда святой Феодосий ушел в другой город недалеко от Курска к знакомому пресвитеру и там продолжал свои труды. Мать разыскала сына и вновь силой вернула домой.

За смирение и кротость юного Феодосия полюбил правитель Курска. Он неоднократно одаривал его богатыми одеждами, но святой Феодосий каждый раз отдавал их нищим, а сам продолжал носить простое платье. Для духовной борьбы со страстями святой Феодосий стал носить на теле железный пояс. От него тело кровоточило под одеждой. Но святой Феодосий с терпением и радостью переносил эти страдания.

В родительском доме преподобный Феодосий прожил до двадцати трех лет. Затем он тайно оставил дом и отправился в Киев, чтобы там принять иночество. В то время в Киеве, в пещере, совершал иноческий подвиг преподобный Антоний (+1073; память 10 июля). Когда к святому Антонию пришел юноша Феодосий, он, провидя в нем великого подвижника, с радостью принял его. В 1032 году по благословению преподобного Антония, преподобный Никон (+1088; память 23 марта)—ученик и сподвижник аввы Антония постриг святого Феодосия в ангельский образ с тем же именем. Святой Феодосий с усердием начал исполнять монашеские подвиги под руководством преподобного Антония. Ночи он проводил в славословии Бога, днем неленостно занимался рукоделием. Воздержанием и постом святой подвижник смирял душу, бдением и трудом смирял тело.

Через четыре года преподобного Феодосия отыскала мать. Она пришла в Киев и стала уговаривать сына вернуться домой, обещая не запрещать ему жить, как он хочет. Преподобный Феодосий, напротив, стал просить ее остаться в Киеве и принять монашеский постриг в одном из женских монастырей. По его усердным молитвам Господь смягчил сердце матери, и она постриглась в Киевском Никольском монастыре, где и скончалась в мире по прошествии многих лет. В 1054 году преподобный Феодосии был рукоположен в сан иеромонаха. Он ежедневно совершал Божественную Литургию и был для братии примером кротости, благоговейного служения Богу и трудолюбия. Нередко преподобный Феодосий выполнял работы за других иноков. В храм он приходил первым и уходил последним, молился с большим вниманием. Иногда в жаркую погоду он выходил из пещеры и, обнажив тело до пояса, занимался рукоделием и пел псалмы, несмотря на укусы комаров и оводов.

В 1057 году, после отшествия в другой монастырь игумена обители преподобного Варлаама (+1065; память 19 ноября), преподобный Антоний по просьбе братии поставил игуменом преподобного Феодосия. Став игуменом, святой Феодосий оставался образцом кротости и смирения. Он первым начинал всякое дело и старался всем быть слугой. Со времени его игуменства число братии увеличилось от 12 до 100 человек, так что в пещерных келлиях не все могли поместиться. По благословению преподобного Антония, святой игумен испросил у князя Изяслава близлежащую гору и в скором времени там был поставлен большой деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и сооружены келлии. Братия переселились на новое место. Так возник знаменитый Киево-Печерский монастырь, оплот монашества и Православия на Русской земле.

В Печерской обители впервые на Руси был введен Устав Студийского монастыря. Преподобный Феодосий специально посылал инока в Константинополь в Студийский монастырь, чтобы переписать текст Устава обители и изучить образ жизни ее иноков.

Заботясь о духовном возрастании вверенной ему паствы, святой игумен ночами обходил келлии братии и, если находил собравшихся для праздных бесед иноков, стуком в дверь возвещал о своем присутствии. Утром же не обличал их, но косвенным образом старался наставить и возбудить в них покаяние. Если же кто не каялся, на того преподобный налагал епитимию. Таким образом преподобный учил братию молиться и не быть праздными.

Святой Феодосий строго пресекал самовольство иноков, все в монастыре делалось по благословению старших. Святой игумен запрещал монахам иметь лишнюю одежду, обходил келлии и все лишнее, не положенное по уставу, распоряжался убрать, воспитывая у братии нестяжательность.

Преподобный Феодосий был очень милосерд. Если случалось, что ослабевший духом инок уходил из монастыря, он со слезами молился о нем Богу, пока тот не возвращался. Для нищих и больных преподобный построил близ монастыря дом с храмом во имя первомученика архидиакона Стефана. Все необходимое для них отпускалось из монастыря. На это употреблялась десятая часть монастырских доходов. Кроме того, преподобный каждую субботу посылал воз хлеба заключенным в темницах. По молитвам святого братия никогда не испытывали в чем-либо нужды. Монастырские запасы часто пополнялись чудесным образом.

Слава о богоугодном житии преподобного Феодосия распространилась по всей Руси. Многие стали приходить к нему за наставлениями. Особенно почитал святого Киевский князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого. Видя такую честь, преподобный старался еще более смирять себя трудом. Святой игумен сам работал в пекарне, носил воду, рубил дрова. Одежда преподобного была бедной, под ней он носил грубую власяницу.

Известен такой случай из жизни смиренного подвижника. Однажды, возвращаясь от князя Изяслава, святой ехал на колеснице. Возница, видя его убогое одеяние, подумал, что это простой монах, и велел ему сесть вместо себя и управлять колесницей. Когда же он узнал, кто был ехавший с ним монах, то очень испугался наказания. Но святой Феодосий накормил его в монастырской трапезной и отпустил с миром.

Ежегодно на время Великого поста преподобный Феодосий переселялся в пещеру (где позднее был погребен) и там находился в безмолвии до Недели Ваий. В пещере преподобного искушали злые духи, иногда они даже наносили ему раны, несколько дней подряд не давали заснуть. С помощью благодати Божией преподобный победил бесов, и они стали бояться даже приблизиться к нему.

Преподобный Феодосий тайно от братии ходил к жившим в Киеве евреям и мужественно проповедовал среди них Евангелие Христово.

Со временем число братии обители так возросло, что в Печерском монастыре стало тесно. По молитве преподобного Феодосия Господь открыл место построения нового храма на соседнем с монастырем холме. Новый каменный храм был заложен в 1073 году, еще при жизни преподобного Феодосия, а закончено строительство храма и монастыря преемниками святого: игуменом Стефаном (1074—1078), Никоном (1078—1088) и Иоанном (избран в игумены в 1088 или 1089 году).

Преподобный Феодосий за несколько дней предсказал братии свою кончину. Он собрал иноков монастыря и в последний раз обратился к ним с наставлением. Со слезами святой Феодосий говорил об усердном посещении храма, о страхе Божием, о любви и послушании. Он благословил быть игуменом уставщика Стефана. Три дня святой был в сильном расслаблении. 3 мая 1074 года, в субботу, он мирно скончался на восходе солнца во время усердной молитвы к Богу.

Тело преподобного Феодосия было погребено в пещере, где он обычно молился. В 1091 году святые мощи были перенесены в Успенский храм и положены в притворе с правой стороны. Во время монголо-татарского нашествия они были скрыты под спудом у западных дверей того же храма. На Церковном Соборе 1108 года, при Митрополите Киевском Никифоре (1104—1121), преподобный Феодосий был причислен к лику святых. С того времени начали повсеместно чтить день преставления святого (3 мая) и день перенесения его честных мощей (14 августа).

До нашего времени сохранилось несколько творений преподобного Феодосия: шесть поучений и два послания, а также молитва о всех христианах. В своих поучениях преподобный Феодосий писал о монашеских обетах и обязанностях; особенно подробно он останавливается на обете нестяжания. В поучениях для народа он решительно восставал против различных языческих обычаев, которые в то время еще бытовали на Руси. Особенно сильно преподобный Феодосий вооружался против порочного греха пьянства.

Первое житие преподобного Феодосия составлено преподобным Нестором Летописцем (+1114; память 27 октября), учеником святого. В Иконописном подлиннике сказано: «Преподобный отец наш Феодосий, игумен Киево-Печерского монастыря, начальник в Российской земле монашескаго общаго жития, подобием сед, власы просты, брада подоле Власиевы, на конце повилась мало косматками маленькими тонкими на двое, ризы преподобнические, багряные, темные, испод вохряная, схима на плечах, в руках свиток, а в нем написано: «Се обещаю вам, братие и отцы, яко аще и телом отхожду от вас, но духом всегда буду с вами».

В произведении древнерусской литературы «Житие Феодосия Печерского», созданном преподобным Нестором Летописцем, рассказана история жизни святого человека от рождения и до смертного одра.

Вблизи града Киева проживала богатая семья, в которой родился сын. Он с младенчества был отмечен благодатью Бога. Родители нарекли мальчика Феодосий и окрестили.

Когда мальчик подрос, то стал почти каждый день посещать церковные службы. А затем пошёл учиться. На отрок мальчик не обращал внимания, ходил в старой одежде, как последний бедняк.

В тринадцатилетнем возрасте подросток лишился отца и после этого стал ещё больше молиться и трудиться. Всё мысли Феодосия занимали вера и желание следовать за Христом. Отрок хотел посетить те исторические места, где жил его кумир. Однажды он ушёл из дома вместе с паломниками. Но его мать, не желавшая принимать веру сына, наняла людей, которые вернули юношу домой. После этого случая любящий сын не стал предпринимать новые попытки побега. Но молиться и ходить в церковь так и не перестал, несмотря на все уговоры родительницы.

Феодосий помогал на службах и занимался изготовлением просфор.

Матери не нравились занятия сына, женщина постоянно попрекала молодого человека. Тогда Феодосий решился оставить отчий кров и уйти в монастырь. При осуществлении мечты вначале его ждала неудача. Молодому человеку не удалось найти приют ни в одном монастыре.

Тогда целеустремлённый юноша пошёл к пещере, в которой проживал старец Антоний, и стал упрашивать его стать его учеником. Святой человек вначале испытал терпение Феодосия, ответив отказом на его просьбу. Но затем, увидев решимость молодого человека, согласился взять его к себе в пещеру.

Феодосий, окрылённый успехом, стал усиленно поститься и возносить хвалы Богу.

Однако его мать не оставила попыток найти любимое чадо и вернуть его домой. Она назначила вознаграждение тому, кто укажет место пребывания молодого человека. Естественно, нашлись люди, рассказавшие женщине, где обитает её сын. Мать отправилась к пещере, но Феодосий отказался выйти к ней. А Антоний своими кроткими речами так увлёк женщину, что через некоторое время она решила подстричься в монахини. Остаток своих дней старая женщина провела в покаянии и непрестанной молитве. Затем мирно отошла в Царствие небесное.

Слава о безгрешном житие Феодосия и Антония стала распространяться по стране. Многие люди, хотевшие приобщиться к вере, стали направляться к пещере. В этом месте постепенно был основан новый монастырь, где все желающие могли обращаться к Богу.

В один из дней разбойники, проходившие мимо святого места, решили ограбить монахов. Но по молитвам святых отцов произошло чудо. Монастырь вместе со всеми людьми, находящимися там, воспарил в воздух. Это остановило действия злодеев. Много чудес, происходивших в монастыре, было описано очевидцами.

Феодосий был избран игуменом монастыря. Но он никогда не прекращал работы вместе со всеми и ничем не выделялся среди монахов.

Постепенно монастырь расстраивался, и туда прибывали всё новые послушники.

Святому старцу была известна дата смерти, чтобы он сумел достойно приготовиться к переходу в Царствие небесное. Феодосий пригласил монахов к себе и дал им наказы, как обустраивать монастырскую жизнь дальше, чтобы дело начатое старцами, жило в веках.

После этого Феодосий попросил всех оставить его одного и мирно скончался с молитвой на устах. Благодаря деятельности старца монастырь продолжил свою миссию и дальше.

Главная мысль этого повествования — любой человек должен смиренно переносить все скорби и радоваться всему, что даёт ему Бог.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Подвижнический труд писателя был главным содержанием жизни Флобера. В его произведениях отмечались, ясность мысли, гармония фразы, которые лучше всего передавали правду о жизни и претворяли ее в явление искусства, в красоту.

Русский генерал ехал из кавказских гор в сторону Тифлиса. Он вез с собой пленного мальчика, горца. В дороге шестилетний пленник тяжело заболел, но, несмотря на свой юный возраст, он стойко переносил мучительный недуг

Старенькая женщина живёт в отдаленной деревне сама. Её дочь, чтобы иметь постоянную связь с мамой, подарила ей мобильный телефон. Каждое утро загорается и начинает петь маленькая чёрная коробочка

Это великий писатель, который смог проявить себя в различных сферах деятельности. Не ни одного жанра, существовавшего на момент его жизни, в котором он себя бы не попробовал. Человек, который не поддавался политическим взглядам

В книге рассказывается жизнь при немецком герцоге, который жил в 18 столетий. Сын богатого человека как фон Вальтер полюбил дочку музыканта. Ее звали Луизой Миллер. Отец Луизы был против отношений

Ирмос: Я ко по суху пешешествовав Израиль по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим вопияше.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

П ресветлыми Божиими лучами просвещен, отче Феодосие, просвети ум мой твоими молитвами воспети светло твою Божественную память.

Е диному принесеся Богу от юности, от Негоже прият богатую благодать чудес, темже был еси сокровище стаду своему нетленно.

Н овый нам явися Авраам, жертву принося Богу, Агнца, вземлющаго грехи всего мира воистину, хлебы сотворяя своими руками чистыми.

Богородичен: И же прежде денницы Сый, Слово Божие Человек нам явися, воплощся нас ради от Пречистыя Девы, и, от Тоя изшед, невредиму сохрани.

Ирмос: Н есть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.

Е вангельскаго послуша гласа Феодосий, в церковь пририща, возжелев взяти крест Господень на рамо свое, мира всего оставль пристрастия, Тому последова.

И спытавши тебе, рождшая тя мати повелевает ризу твою совлещи и виде ужасное видение: чресла твоя, источающая кровь железным препоясанием.

З ело гроб Господень вожделев видети, Феодосие блаженне, но, удержан быв смотрением Владычним, Антонию был еси собеседник преподобному.

Богородичен: П аче ума Ты зачала еси, Препетая Дево, едина бо от века всех Творца, и Бога, и Содетеля, Божие Слово рождшая.

П аче ума человеча явился еси, преподобне, на земли, Божий сад священный, посреде дому Господня стоя, подаеши плод болезней твоих учеником твоим: от уст бо твоих благодать Духа возрастил еси, образ быв подвигов и устав любящих Господа. Егоже ныне молити не престай спастися поющим тя.

Ирмос: Х ристос моя сила, Бог и Господь, Честная Церковь боголепно поет, взывающи, от смысла чиста о Господе празднующи.

У ведавши мати твоя, мудре, живуща тя со Антонием блаженным в пещере, юже, пришедшу и плачущуся, утешив, мирския злобы увещал еси ю убежати.

Т ы иерей Божий беззлобный был еси, яко воистину, отче, безкровныя жертвы принося, священне, и воспевая сердцем чистым ко Господу, празднуя присно.

Г рехов нам избавление испроси, Божий слуго и предстателю, стадо твое, вопием ти, и от соблазн вражиих поющия тя сохрани.

Богородичен: Т вою пречистую утробу освяти от Отца просиявшее Божие Слово и многия ради благости избави человеческий род от древния клятвы.

Ирмос: Б ожиим светом Твоим, Блаже, утренюющих Ти души любовию озари, молюся, Тя ведети, Слове Божий, истиннаго Бога, от мрака греховнаго взывающа.

Ч истый сосуд, цветы добродетельными украшаемь, отче Феодосие, из негоже источаеши источник стаду поучения, паче меда и сота сладчайша.

Е стество плотское умертвил еси добродетельными подвиги, отче мудре Феодосие, темже тя пастыря Христос показа, идеже пажить прежде избра Чистей Деве.

И же монахом был еси наставник и пастырь овцам, пасомым на пажити Божия Матере, сего ради Бог сугубу радость подает ти, Феодосие, молитвами Чистыя Богоматере.

Богородичен: О брет Тя священный дом, Живый на Небесех волею в Твою утробу вселися. Тем благодарными гласы поем пречистое Твое рождество присно, в дому Твоем стояще.

Ирмос: Ж итейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве.

И стинную воздвиг церковь Божия Матере, в нейже множества монашествующих собрал еси лик, любовию поющих честную твою память.

П рибегающим к крову твоему с верою, источник исцелений источаеши всем, и святыню изливаеши, преподобне, и просвещаеши сердца, бесовския лести прогоняя.

К о Христу Богу воздвигни твои руце, преподобне, и твое стадо соблюди, отче, еже собрал еси Духом светло, молитвами твоими поющих твою память.

Богородичен: Р адуйся, Препетая, препетаго Бога всех порождшая, поющия Тя причастники яви свету, Чистая, и огня вечнаго избави.

З везду Российскую днесь почтим, от востока возсиявшую и на запад пришедшую, всю бо страну сию чудесы и добротою обогатившу и вся ны содеянием и благодатию монашескаго устава, блаженнаго Феодосия.

К то изрещи возможет подвиги твоя, отче? Или кто изочтет множества трудов твоих и чудес дивных? Еще бо в плоти сый, Безплотнаго видел еси, в плотяне образе беседующа к тебе и дар приносяща тебе, Богом посланное злато. Паче человека ты явился еси смирением и кротким нравом и духовныя мудрости исполнен. Тем, Духа в себе прием, во свете виден был еси, яко солнце, сияя. И мене, тебе поюща, просвети сиянием твоим, преподобне, монашескаго устава, Божественный Феодосие.

Ирмос: Р осодательну убо пещь содела Ангел преподобным отроком, халдеи же опаляющее веление Божие мучителя увеща вопити: благословен еси, Боже отец наших.

Я же духом осенившая тя Божия благодать возрасте в тебе, просвещающи, отче, твое сердце, еюже учил еси воспевати: благословен Бог отец наших.

И звещения глагол твоих изыдоша во вся страны смотрения таин присно поющим: благословен Бог отец наших.

М ногоразлична благодать Духа на тебе, отче, почи и преславная чудеса показа поющим: благословен Бог отец наших.

Богородичен: П од кров Твой, Владычице, прибегающе, избавляемся от лют, надежду бо имуще, вернии вси, молим: Твоя рабы не презри, Богородице Дево.

Ирмос: И з пламене преподобным росу источил еси и праведнаго жертву водою попалил еси: вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. Тя превозносим во вся веки.

Х риста воспевает лик твоих ученик, с наставником окрест стоя раки твоея, приемший твоя труды, достойныя Богу, Егоже превозносим во веки.

Р адуяся, последовал еси распятому Христу Богу, многими труды и болезньми тело умертвив, веру истинную и любовь стяжал еси, мира отвергся и Христа единаго возлюбив.

И сточает здравие Божественною силою рака мощей твоих, отче Феодосие, и страсти душевныя и плотския исцеляет, тем воспеваем достойно память твою.

Богородичен: Г авриилов Ти глас ныне восклицаем: радуйся, Преблагословенная Владычице Богоблагодатная, Еяже ради клятвы древния избыхом, Ты бо Ходатаица всех спасения.

Ирмос: Б ога человеком невозможно видети, на Негоже не смеют чини Ангельстии взирати; Тобою же, Всечистая, явися человеком Слово воплощенно, Егоже величающе, с Небесными вои Тя ублажаем.

О тче, верою чада, яже совокупил еси, добродетельми сия просветити сподоби, пастырем достоин пастырь; оставление же грехов и жития исправление, преподобне, даровати нам молися.

Р авно пожив со святыми отцы, Пречистыя Девы слуга был еси, блаженне, и пастырь монахов изряден, яко воистину столп правоверия, верных надежда и упование поющих в дому Божия Матере.

О свящаемь силою Вседержителевою, козни вражия победил еси и сих полки прогнал еси, болящим здравие подал еси, тем, веселящеся, присно чтим твою память.

Богородичен: В озсиявшаго от Отца без матере, неизреченно заченши, родила еси, Богомати препетая, Дево Чистая. Моли, Пресвятая, за рабы Твоя Сына Твоего и Бога нашего.

С вет Единосущныя Троицы восприим в сердце твоем, Феодосие, отцем отче, благочестивыя просветил еси, в пещере укреплься с великим Антонием, Ангелом единокровне. С нимиже поминай тебе верою воспевающих.

Не станем уподобляться тем ропщущим, которые из-за своего чрева пали в пустыне; не станем помышлять бесовских помышлений, насаждающих в наши сердца непотребное, не давая нам воздать Богу хвалу за все его благодеяния к нам. Знаете ведь, к чему привело их роптание.

Не будем лениться, возлюбленные мои братья и отцы, и чада духовные, избранные! Со слезами говорю я эти горькие слова вашей милости, ибо учу вас, сам не исполняя этого.

Милостыню оказывай не только приверженцам своей веры, но и чужой.

…междоусобная брань бывает по наущению от диавола и от злых людей. Бог не хочет зла людям, но добра; а диавол радуется всякому злу, совершаемому между людьми…

Так не станем нерадеть, возлюбленные мои, о наших церковных часах и о службе Тому, Кто испытует все наши дела и помышления. Откроем здесь наши согрешения, пред худым человеком, чтобы не быть им обличенными там, перед всей вселенной.

На заставке фрагмент иконы Богоматерь Свенская (Печерская) с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, ок. 1288. Государственная Третьяковская галерея – это древнейшее изображение преподобных Антония и Феодосия.

Последнее замечание, разумеется, не противоречит общему представлению о послании как о части диалога. Однако в древнерусской традиции бытования Послания о вере латинской эта «двоякость» коммуникативной ситуации привела к жанровой трансформации произведения в целом. Вспомним о том, что И. П. Еремин (как и предшествующие исследователи) выделяет вторую редакцию памятника, включающую в себя четыре разновидности. Все они по аналогии с Посланием о неделе имеют самоименование «Вопрошание», однако эпистолярная ситуация (или письменная коммуникативная ситуация) в данных вариантах полностью ликвидирована. Переработка вызвана, с нашей точки зрения, внутренними потенциями самого произведения, которое, будучи дидактическим по содержанию и не имея достаточного числа эпистолярных устойчивых черт, тяготело к изменению жанровой природы.

В параграфе седьмом «Послания Феодосия Печерского в контексте учительной литературы Киевского периода» осуществлена попытка сравнения ряда сочинений сходной полемической и учительной направленности. К анализу привлечены «Исповедание веры» в составе Повести Временных лет, Послание митрополита Иоанна II антипапе Клименту III, Вопрошании Кирика, послания митрополита Киевского Никифора к Владимиру Мономаху против латинян.

Средневековая эпистолография могла носить не только частный, но и открытый характер. В большинстве своем древнерусские авторы стремились создать произведения, которые имели не только сиюминутное значение, но и поднимали общеинтересные вопросы, были адресованы широкому кругу читателей и обладали непреходящим воспитательным значением. К такого рода сочинениям, несомненно, относятся и «вопрошания» Феодосия Печерского.

Две темы неизменно волновали человека в Древней Руси – забота о своей душе и взаимоотношения с другими христианскими конфессиями. Послания Феодосия Печерского, имеющие ярко выраженную учительную направленность, обращают читателя именно к этим проблемам.

Послание о неделе Феодосия Печерского посвящено также весьма актуальной для русича-неофита теме – соблюдение поста. С одной стороны, содержание данного сочинения имеет утилитарное значение: в нем трактуется ряд практических вопросов соблюдения православных правил (объясняются различия между христианскими и еврейскими обычаями, правила соблюдения поста и разрешения от него). С другой стороны, автор послания, несомненно, обращается не только к богословской или бытовой проблематике, его волнуют вопросы нравственного порядка. С точки зрения Феодосия, правильно соблюдаемый пост, как то заповедано святыми апостолами, приносит духовную пользу.

Несомненно, послания Феодосия Печерского стоят у истоков традиции обращения духовного отца к чаду и наставительных посланий церковных иерархов, обращенных к правителям. Заметим, что более поздние послания митрополита Никифора, адресованные князю Владимиру Мономаху, имеют тематику, сходную с посланиями Феодосия. Но есть и существенные отличия: оба они по сути представляют собой теологические трактаты.

Сочинения Феодосия Печерского проникнуты пастырской теплотой и заботой о воспитании души своего корреспондента – великого князя, а вместе с ним и иных возможных читателей. Излагая достаточно сухую проблему различий между Восточной и Западной церквами в Послании о вере латинской, поясняя, как следует общаться с латинянами и вести с ними спор, преподобный разворачивает, как мы показали в предшествующем разделе, ряд диалогических ситуаций, который делают наставление не только зримым, но и более убедительным. В Послании о неделе бытовая частная проблема становится поводом не только для канонического наставления, но и для милосердной заботы о спасении души адресата.

Глава 2. «Художественная специфика поучений Феодосия Печерского».

Параграф первый «Поучения Феодосия Печерского в отечественной медиевистике» обращен к истории изучения поучений Феодосия Печерского. Рассмотрение работ А. Х. Востокова, еп. Макария (Булгакова), еп. Антония (Вадковского), Е. Е. Голубинского, Н. К. Никольского, А. В. Чаговца, Г. П. Бельченко, И. П. Еремина, Н. К. Гудзия, В. Н. Топорова показывает, что в основном интересы исследователей второй половины XIX – начала XX вв. были связаны с решением вопросов атрибуции ряда поучений Феодосия Печерского и их соотношения с сочинениями Феодора Студита. В немногочисленных трудах ставилась проблема художественных особенностей и оригинальности поучений преподобного. Следует отметить, что И. П. Ереминым балы решена задача научной публикации исследуемых текстов. Однако собственно художественные особенности данных сочинений на сегодняшний день рассмотрены далеко не в должной мере глубоко и полно. Следует указать лишь на диссертацию В.Н. Кары, посвященную языку и стилю поучений Феодосия, и обращение В. Н. Топорова к анализу нескольких его поучений. Тем не менее не только содержание, но и воплощение его в поучениях Феодосия Печерского, одного их первых национальных писателей, говоря словами В. Н. Топорова, требует «соответствующей оценки».

В параграфе втором «Теоретические основы изучения древнерусских проповедей» отмечается, что, несмотря на длительную историю развития жанра гомилетики и его актуальность, в настоящее время научное изучение его особенностей в рамках древнерусской книжности нельзя считать полным и всесторонним. Гомилетика как наука в дореволюционный период носила преимущественно прикладной характер, крупные теоретические работы в конце XIX – начале XX вв. были скорее исключением (В. Ф. Певницкий, Г. И. Булгаков), чем правилом. Духовное содержание и предназначение проповеди обусловило долгое забвение самого жанрового наименования проповеди в отечественной светской медиевистике советского периода. Сочинения этого рода изучались в основном с точки зрения исторической и текстологической. Возрождение интереса к данному явлению реализовалось в диссертационном исследовании Л. В. Левшун «Проповедь как жанр средневековой литературы (на материале проповедей в древнерусских рукописных и старопечатных сборниках» (1992), в котором утверждается, что «в основу восточнославянского проповедничества легла византийская харизматическая традиция», опирающаяся на традиции отцов церкви.

Рассматривая в целом принципы составления и духовные основания христианской проповеди ученые-гомилеты XIX века мало внимания уделяли развитию этого жанра на Руси. В качестве образцовых предлагались сочинения отцов церкви, проповедников XVIII века и современников и крайне редко упоминались оригинальные русские сочинения. В частности, Ю. Самарин пишет, что от раннего периода нашей литературы дошли только проповеднические сочинения, которые по стилю и содержанию составляют «как бы отрасль греко-византийской литературы».

Вопрос, поставленный в параграфе третьем «Логико-семантическая структура поучений Феодосия Печерского», представляет значительный интерес, поскольку выявление структурных частей текста, исследование их внутреннего строения, соотношения друг с другом и средств связи между ними дает возможность приблизиться к пониманию способа художественного мышления средневекового автора.

Рассмотрение поучений преподобного имеет смысл проводить в том порядке, как они расположены в Румянцевском сборнике (РГБ, собрание Румянцева, №406), то есть начиная с текстов, которые в исследовательской традиции некоторое время приписывались Феодору Студиту, а именно с так называемых поучений о душевной пользе. Нам представляется, что в таком случае будет соблюдена общая логика развития авторской мысли, поскольку первое из комплекса поучений Феодосия приурочено ко вторнику третьей недели Великого поста, а последнее к пятку (пятнице) той же недели.

Поучение (или слово) «утhшно къ братии о душевной ползh» начинается с формулы, представляющей самого автора: «Азъ, грhшный и лhнивый, погрhбый талантъ свой в земли…», которое по своей форме соотносится с теми формулами самоименования, которые были нами отмечены в посланиях и грамотах. Поучение является начальным и, мы полагаем, представляет собой объяснение причин, по которым Феодосий решил обратиться к пастве с наставлением. Основную часть текста можно разделить на три логико-семантических блока. В первом Феодосий обращается к анализу своего греховного поведения, которое выразилось в небрежении пастырским долгом. То, что он не всегда находился вместе с братией, то есть отлучался из монастыря, лишало иноков его пастырского попечения. Во втором блоке мы обнаруживаем объяснение дальнейшего поведения Феодосия. После осознания своего греховного поведения он по милости Бога возродился, прозрел и осознал глубину своего падения. В последней логико-семантическом блоке преподобный выражает свою радость по поводу отношения любви, усердия и послушания братии, которая не гнушается его поучениями и настолько ревностно выполняет монашеский долг, что это способствует избавлению игумена от его греховной лености.

Начало второго поучения «о пользh душевнhй», приуроченного к среде Великого поста, возвращает нас к содержанию предшествующего, именно в нем объяснены причины обращения Феодосия к братии с письменным наставлением и мольбой. В основной части поучение также можно разделить на три логико-семантических блока, различных по объему. Первый, самый краткий, представляет собой призыв соблюдать монастырский устав и «прhданья» Феодора Студийского. Во втором автор обращается к своим слушателям с проповедью монашеского терпения и послушания, соблюдения христианских заповедей. И последний, наиболее обширный блок, посвящен именно «душевной пользе», поскольку трактует монашеское «покорение», монашеское страдание ради имени Божия как способ спасения души.

Поучение о терпении и о любви начинается с риторического вопроса: «Что внесемъ, любимици мои, в миръ съй или что имам изнести?», в котором заключается идейный смысл всех последующих рассуждения автора. Если инок хранит заповеди Господа, то и Господь возлюбит его. Эти мысли подтверждаются и доказываются при помощи целой серии евангельских цитат, что и составляет первый логико-семантический блок поучения. Во втором блоке преподобный, обращаясь непосредственно к слушателям, призывает их исполнять свой долг инока. Логика развития мысли в данном разделе оказывается тричастной. В первой части автор при помощи серии риторических вопросов и восклицаний утверждает совершившийся акт спасения человечества вообще и конкретных иноков-слушателей Господом. Вторая часть представляет собой доказательство выдвинутого тезиса при помощи серии цитат и евангельских примеров. И, наконец, в третьей части, которая завершает развитие мысли поучения в целом, автор при помощи аллегорического образа подчеркивает, что человек не может противиться воле Бога, ему подчиняется и он сам, игумен-проповедник, и его паства. Последнее наставление к слушателям молиться беспрестанно «за весь миръ» и тем самым снискать Царство Небесное можно рассматривать в качестве заключения (клаузулы) данного сочинения.

В Поучении о терпении и о любви и о посте мы не обнаруживаем начальной «сильной» фразы, в которой формулировалась бы основная мысль всего сочинения. Однако здесь имеется обширное вступление, которое как бы «задает» тричастность строения и всех последующих частей и смысловых блоков. В первом из них автор указывает на необходимость трудиться, кормить странствующих и убогих, а не пребывать в праздности. Во втором смысловом блоке Феодосий Печерский призывает подавать другим, а не удерживать что-либо для себя из посылаемого мирянами. В третьем смысловом блоке автор, предупреждая братию об опасности этого греха, уподобляет некоторых из иноков, тайно склонных к сребролюбию, Иуде. Заканчивая свое поучение, автор молится, просит за паству и в заключение приводит слова Давида, призывая к смирению и терпению. В каждом смысловом блоке прослеживаются идентичные логические принципы. Во вступлении поучения, первом и втором смысловых блоках можно выделить такие части, как: 1) тезис; 2) ссылка на авторитет; 3) повествовательная часть (притча, пересказ в качестве негативного или позитивного примера).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Поучение о терпении и милостыни начинается призывом выслушать некую «притчу», в данном случае – ссылки на примеры терпения, которые были явлены «пророками». В целом сочинение можно разделить на два логико-семантических блока. В первом и представляются обозначенные выше «притчи», однако в самом обобщенном виде. Тем не менее в логико-семантическом смысле эти рассуждение можно разделить на три составляющие. Второй смысловой блок имеет уже содержание, касающееся конкретно положения дел во вверенной Феодосию обители. Он тоже может быть разделен на три части. Первая представляет собой молитвенное обращение к братии с просьбой обратиться к идеалам для подражания, что можно рассматривать в качестве тезиса, который в дальнейшем получит свое доказательство. Во второй части Феодосий обличает иноков в отступлении от своих обетов. В третьей части иноки получают наставления в праведной жизни. Одолевший же зло, «стерпевший», примет славу вечную и сподобится чести неизреченной. Таким образом, доказывается тезис, прозвучавший в начале второго логико-семантического блока, и провозглашается необходимость подчиняться монастырскому уставу, поскольку исполнение его требований дает возможность приблизиться к Царствию Небесному.

Поучения и молитвы феодосия печерского краткое содержание
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here