Православие молитва это

Самое детальное описание: православие молитва это специально для посетителей нашего ресурса.

Чтобы Бог ответил на молитву, очень важно молиться правильно. Это не означает фарисейскую правильность и соблюдение всех мелких предписаний: как стоять, перед какой иконой, в какой последовательности читать молитвы, как правильно класть поклоны. Не следует слишком сильно бояться сделать при молитве что-либо не так и тем более из-за этого отказываться от молитвы. Бог видит наше сердце, и случайная ошибка не сделает нас преступниками в Его глазах.

Правильная молитва состоит в правильном расположении духа и чувств.

Чтобы Бог не поставил нашу молитву во грех, молиться нужно с чистым сердцем и с глубокой верой. Как говорят в православии, с дерзновением, но без дерзости. Дерзновение означает веру во всемогущество Божие и в то, что Он может простить самый страшный грех. Дерзость — это непочтение к Богу, уверенность в Его прощении.

Чтобы молитва не была дерзкой, нужно быть готовым принять волю Божию, в том числе тогда, когда она не совпадает с нашими желаниями. Это называется «отсечь свою волю». Как писал святитель Игнатий Брянчанинов, «если предварительно не очистится человек отсечением воли, то истинного молитвенного действия в нем никогда не откроется». Этого нельзя достичь одномоментно, но к этому нужно стремиться.

По словам Святых Отцов, во время молитвы не надо искать особых чувств, духовных наслаждений. Зачастую молитва грешного человека, какими являемся мы все, бывает трудной, вызывает скуку и тяжесть. Это не должно пугать и смущать, тем более нельзя бросать молитву из-за этого. Гораздо больше нужно опасаться эмоциональной экзальтации.

По словам святителя Игнатия Брянчанинова, единственные чувства, которые допустимы при молитве, — это чувство своего недостоинства и благоговение перед Богом, иными словами, страх Божий.

Для того, чтобы было легче молиться и просить Бога о правильных вещах, святые и просто благочестивые люди составили множество молитв. Они освящены авторитетом Церкви, святы сами слова этих молитв.

Святые Отцы сравнивали молитву, составленную святыми, с камертоном, по которому настраивается душа человека во время молитвы. Поэтому молитва уставная более душеполезна, чем молитва своими словами. Однако к ней можно прибавить и свои просьбы.

Большинство православных молитв читаются на церковнославянском языке, за исключением некоторых молитв, составленных в XIX веке и написанных по-русски. Существуют православные молитвословы, в которых молитвы даны с русским переводом. Если молиться на церковнославянском языке тяжело, можно читать перевод.

В отличие от домашней молитвы, в храме богослужение всегда совершается на церковнославянском языке. Чтобы лучше понимать богослужение, можно держать перед глазами текст с параллельным переводом на русский.

Каждый день во время утренней молитвы верующий обращается к своему святому покровителю — угоднику, в честь которого молящийся был назван при крещении.

В других православных традициях, не русских, при крещении именем святого не называют, а святой покровитель либо выбирается самим человеком, либо является святым покровителем всей семьи. В день празднования памяти «своего» святого можно прочесть основные молитвы ему — тропарь и кондак.

Некоторым святым молятся при особых нуждах. Тогда тропарь и кондак этому святому можно читать в любое время. Если вы постоянно молитесь какому-то святому, желательно иметь в доме его икону. Если вы хотите помолиться какому-нибудь угоднику особо, можно пойти для молитвы в храм, где есть его икона или частица его мощей.

  • Перед тем, как начать молитву, нужно побыть в тишине и мысленно сосредоточиться.
  • Закончив молиться, нужно немного побыть в молитвенной позе и осмыслить совершенную молитву.
  • В начале и конце молитвы нужно осенить себя крестным знамением.

У домашней молитвы, как и у церковной, существует уставное начало и окончание. Они приведены в молитвослове.

Большинству людей трудно определить для себя продолжительность и количество молитвы: некоторые ленятся и молятся мало, а некоторые берут на себя избыточный труд и надрывают силы.

Для того чтобы дать верующему ориентир, существуют молитвенные правила.

Главными и обязательными являются утреннее и вечернее молитвенные правила.

Молитвенное правило (иначе келейное) — это четко установленная последовательность молитв, предназначенных для ежедневного чтения. Молитвенные правила читаются верующим дома вне богослужения, по утрам и вечерам. В эти правила входят основные православные молитвы, а также особые утренние и вечерние молитвы, в которых мы просим Бога простить наши грехи и сохранить нас невредимыми в течение дня и ночи.

Полное молитвенное правило, утреннее и вечернее, содержится в молитвословах. Те, кто не может читать полное молитвенное правило, могут, по благословению священника, читать сокращенное, включающее не все молитвы.

Серафим Саровский дал это правило своим духовным чадам, живущим в миру. Оно охватывает весь день, и его обычно рекомендуют как краткое правило для начинающих. Как учил преподобный Серафим,

  • утром нужно встать перед иконами и прочитать по три раза «Отче наш. », «Богородице Дево, радуйся. » и один раз Символ веры.
  • Днем, до обеда, оставшись в одиночестве, нужно читать тихо Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», а если вокруг люди, то в уме повторять «Господи, помилуй».
  • После обеда и до вечера нужно так же повторять «Пресвятая Богородице, спаси мя».
  • Вечером же, перед тем как отойти ко сну, нужно помолиться так же, как и утром.

К утреннему правилу также можно прибавлять Молитву Оптинских старцев на начало дня.

Во время Великого поста к утреннему и вечернему молитвенному правилу добавляется великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина.

В праздники или дни памяти великих святых дополнительно к утреннему и вечернему правилу читаются песнопения (тропари, кондаки, стихиры) этого праздника или святого.

Во время подготовки к причастию Святых Христовых Таин после утренних и вечерних молитв читаются также каноны и последование ко Причащению.

По желанию, в дополнение к утренним и вечерним молитвам можно читать акафисты Господу Иисусу Христу, Богородице и святым.

На Светлой седмице (первая неделя после Пасхи) утренние и вечерние молитвы заменяют чтением текста Часов Святой Пасхи.

Молитвенное правило совершается перед домашними иконами. Оно читается стоя или на коленях, в случае болезни читать можно сидя.

Многие люди за долгие годы в церкви выучивают утренние и вечерние молитвы наизусть, однако чаще всего приходится молиться по молитвослову.

Перед чтением правила нужно осенить себя крестным знамением. Слова молитв нужно произносить неторопливо, вникая в их смысл. Молитвы, составляющие правило, можно чередовать с личными молитвами, особенно если такая потребность возникла во время чтения правила.

Закончив правило, следует поблагодарить Бога за общение и какое-то время побыть в молитвенном настроении, осмысляя свою молитву.

В православном молитвослове обычно содержатся

  • главные молитвы, используемые в богослужении и вне его
  • утреннее и вечернее молитвенное правило
  • каноны (покаянный, Богородице, Ангелу Хранителю) и последование ко Святому Причащению, молитвы на разные случаи

Также к молитвослову может прилагаться Псалтирь.

Многие воцерковляющиеся и даже давно воцерковленные люди жалуются, что во время молитвы их ум рассеивается, в голову приходят посторонние мысли, вспоминаются старые обиды, в голову приходят богохульства и непристойные слова. Или, наоборот, вместо молитвы возникает желание предаться богословским размышлениям.

Это всё искушения, неизбежные для человека, который пока не достиг святости. Бог попускает этому происходить, чтобы испытать в человеке веру и укрепить решимость противостоять искушениям.

Единственное средство против них — сопротивляться, не поддаваться им и продолжать молитву, даже если молиться тяжело и хочется ее прервать.

«Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» ( Кол. 4:2 ).

Молитва есть беседа или разговор наш с Богом. Она необходима для нас так же, как воздух и пища. У нас все от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища и все дается нам Богом. Поэтому и в радости, и в печали, и когда что нам нужно, мы должны обращаться к Богу с молитвою.
Закон Божий

В основе христианства лежит не сумма каких-то отвлечённых знаний, но живой опыт общения с Богом как с Отцом Небесным. Молитва устанавливает именно эти отношения. Поэтому не молящегося христианина невозможно себе представить. Именно молитва позволяет почувствовать радость присутствия Бога в нашей жизни. Для молящегося человека Бог – не абстрактная идея, но знакомая и любимая личность, идущая с человеком по жизни.
свящ. Константин Пархоменко

Молиться – это значит находиться в том особом внутреннем состоянии, когда духовное начало в человеке входит в таинственное и непосредственное соприкосновение с Богом и потусторонним невидимым миром.
прот. А. Мень

(Восстав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси):

(Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным:

Боже, милостив буди мне грешному (Поклон).

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном).

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресша в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию небудет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, Сущую Богородицу Тя величаем.

(произносится вслух или беззвучно, в сердце и уме — постоянно в течение дня)

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Благослови, Господи, и помоги мне, грешному, совершить начинаемое мною дело, во славу Твою.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Твоего Отца, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими, яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози ми, грешному, сие дело, мною начинаемое, о Тебе Самом совершити, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, молитвами Богородицы и всех Твоих святых. Аминь.

Исполнение всех благих Ты еси, Христе мой, исполни радости и веселия душу мою и спаси мя, яко един Многомилостив, Господи, слава Тебе.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Молитва Господня или: Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животное благоволения.

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Когда отходишь ко сну, произноси: В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь.

Знаменуй себя крестом
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшего силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Или кратко:
Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.

Эту молитву следует произносить перед самым сном, поцеловав крест, носимый на груди, и оградив себя и постель крестным знамением.

Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Сия есть первая и большая заповедь. Вторая же подобна ей: Возлюбиши ближняго твоего, яко сам себе. (Евангелие от Матфея, гл.22.ст.37-39)

1. Аз есмь Господь Бог твой. Да не будут тебе бози инии разве Мене.

2. Не сотвори себе кумира, и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею, да не поклонишися им, ни послужиши им.

3. Не возмеши имени Господа Бога твоего всуе.

4. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши (в них) вся дела твоя. В день же седьмый — суббота Господу Богу твоему.

5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.

9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего елика суть ближняго твоего.

(Книга Исход, гл 20, ст.2,4-5,7,8-10,12-17)

Блажени нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное. Блажени плачущие, яко тии утешатся. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. (Евангелие от Матфея,гл.5,ст.3-12)

1. Вера. 2. Надежда. 3. Любовь.

1. Печаль, лень. 2. Гнев. 3. Уныние. 4. Чревоугодие. 5. Блуд. 6. Сребролюбие. 7. Гордость — Тщеславие.

Святитель Игнатий Брянчанинов определяет грех как искажение или неумеренность использования Божьих даров. Значит, любое желание, чувство, мысль и дело, в зависимости от меры и устремлений, может быть праведным или греховным. Например, не являются грехом: умеренный отдых после труда, гнев в защиту слабого или правды, время от времени — скорбь о своём несовершенстве, удовольствие от умеренного приема пищи, удовольствие в честном браке от физического единения плоти с женой, обладание материальным миром во славу Бога как умножение любви, радость от созданного творения (реализованной мысли, слова, действия), имеющее в основе Благое начало.

Связь соблазнов. «Помысл чревоугодия концом имеет помысл блуда, а помысл блуда концом имеет помысл печали, потому что печаль и уныние немедленно последуют в побежденном таковыми помыслами, по отрезвлении его». Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.)

«Уныние происходит иногда от наслаждения; а иногда от того, что страха Божия нет в человеке». Преподобный Иоанн Лествичник (VII в. н. э.)

С тоской, унынием немедля надо бороться, ибо следующая ступень после уныния – отчаяние, от которого уже бывает гибель. Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874-1937).

Оружие против уныния.

От уныния спасайся плачем о грехах. Преподобный Иосиф Оптинский (1837-1911).

Во время скорби жди мирного устроения, а во время мирного устроения — жди скорбного. В этой временной жизни мирное и скорбное переживания чередуются. Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958).

Человек, имеющий смерть пред очами, постоянно побеждает уныние. «Отечник».

(читаются только по благословению духовника)
(Из сборника молитв старца Пансофия Афонского, 1848 г.)
Сила сих молитв в утаении от слуха и взора людскаго, в тайнодействовании ея.

Яко неплодную смоковницу, не посецы мене, Спасе, грешнаго, но на многая лета пождание ми даруй, напаяя душу мою слезами покаяния, да плод принесу Ти, Многомилостиве.*

Видео (кликните для воспроизведения).

К вам, праведницы и молитвенницы Божии, наши дерзновенные предстателие, некогда силою своих молитв сдерживающие нашествие иноплеменников, подход ненавидящих, разрушившие злые замыслы людей, заграждавшие уста львов, ныне обращаюсь я с молитвою моей, с моим прошением.

И Ты, преподобный великий Елий Египетский, некогда оградивший в круге крестным знамением место поселения ученика своего, повелел ему вооружиться именем Господним и не бояться отныне демонских искушений. (5) Огради дом мой, в коем я живу, в круге молитв твоих и сохрани его от огненного запаления, воровского нападения и всякого зла и страхования.

И ты, преподобный отче Поплие Сирийский, некогда своею непрестанною молитвою десять дней демона державший неподвижным и не могущим идти ни днем, ни ночью (6); ныне окрест келии моей и дома (моего) сего удержи за оградою его вся сопротивныя силы и всех хулящих имя Божие и презирающих мя.

И Ты, преподобная девственница Пиама, некогда силою молитвы остановившая движение шедших погубить жителей тоя деревни, где жила, ныне приостанови все замыслы врагов моих, хотящих изгнати мя из града сего и погубити мя: не допускай им приближатися к дому сему, останови их силою молитвы своей: «Господи, Судия Вселенной, Ты, которому неугодна всякая неправда, когда приидет к Тебе молитва сия, пусть Святая Сила остановит их на том месте, где постигнет их». (7)

И Ты, блаженный Лаврентий Калужский, моли Бога о мне, как имеющий дерзновение пред Господом предстательствовать о страждущих от козней диавольских. Моли Бога о мне, да оградит Он мя от козней сатанинских.

И Ты, преподобный Василий Печерский, соверши свои молитвы запрещения над нападающими на меня и отжени все козни диавольские от мене. (8)

И вы, вси святии земли Российстей, развейте силою молитв своих обо мне все бесовские чары, все диавольские замыслы и козни — досадити мне и погубити мя и достояние мое.

И Ты, великий и грозный страже, архистратиже Михаиле, огненным мечом посекаяй все хотения врага рода человеческого и всех приспешников его, хотящих погубити мя. Стой нерушимо на страже дома сего, всех живущих в нем и всего достояния его.

И Ты, Владычице, не напрасно именуемая «Нерушимой стеной», буди для всех враждующих против меня и замышляющих пакостная творити мне, воистинну некоей преградой и нерушимой стеной, ограждающей мя от всякого зла и тяжких обстояний.

* В понедельник утра на стиховне стихира покаянная, глас 7-й
(1) Ис. 38, 8
(2) Иез. 31, 15
(3) Евр. 11, 33
(4) Деян. 18, 10
(5) Лавсаик
(6) Древний Патерик, стр. 238-240
(7) Лавсаик
(8) Киево-Печерский Патерик

Даже люди, далекие от духовной жизни и привыкшие во всем полагаться на себя, иногда чувствуют настоятельную потребность обратиться к Кому-то высшему, более сильному, чем они сами. Чаще всего это происходит в беде, когда человек понимает границы своих сил и своей ответственности, и чувствует, что не может справиться сам. Тогда он обращается к Богу с просьбой помочь, защитить и утешить.

Это еще не истинное христианское понимание молитвы, но и такую молитву Бог не осуждает. Христос звал за собой всех людей, которые терпели скорбь и непосильный труд, и обещал дать им утешение. Он велел ученикам просить у Отца Небесного всё, в чем у них возникнет нужда. Христос призывал быть настойчивыми в молитвах и обещал, что Бог-Отец по молитве даст всё нужное.

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам», — сказано в Евангелии.

Молитва в христианстве — это обращение священника или простого верующего к Богу, Пресвятой Деве, ангелам или Святым.

Верующий может молиться своими словами или уставной молитвой, то есть давно существующей в употреблении, освященной церковным преданием. В молитве могут содержаться просьбы к Богу, благодарности или восхваление Его величия. Христиане считают Бога Отцом и потому обращаются к Нему как к родному отцу.

Православному христианину следует молиться всегда, а не только тогда, когда нуждается в чем-либо. Молитва — это основа нашей жизни. Апостол Павел призывал молиться непрестанно, постоянно обращаться к Богу. В молитве происходит встреча и диалог с Богом. Это и есть основной смысл молитвы.

Когда первые люди Адам и Ева жили в Раю, они разговаривали с Богом лицом к лицу, и у них не было потребности в молитве в том виде, в каком мы ее знаем. Однако, они совершили грех и были изгнаны из Рая. Их сыновья, Каин и Авель, впервые совершили жертвоприношение: пастух Авель принес животных из своего стада, земледелец Каин — часть урожая. Так возникли богослужения.

Впоследствии, у иудеев стало регламентироваться, как нужно проводить богослужение, какие слова при этом произносятся, какие действия при этом совершает священник, что делают молящиеся, как нужно стоять, когда становиться на колени или воздевать руки. Все эти элементы унаследовало христианское богослужение: оно подразумевает коллективное служение Богу молитвами и участие в церковных таинствах.

При этом помимо общей молитвы, еще до Христа существовала и личная молитва. Верующие обращались к Богу с просьбами о помощи или о прощении грехов, а нередко и с благодарностью. Люди молились Богу своими словами или читали псалмы Давида.

Образец молитвы — молитву «Отче наш» — Христос дал Своим ученикам, поэтому эта молитва также называется Господней молитвой и считается самой главной христианской молитвой.

В ней перечислено всё, о чем христианин должен просить Бога и каким должен быть:

  • жить праведно
  • стремиться к святости
  • принимать и исполнять Божию волю, не сомневаться, что Он как отец заботится о людях и всегда дает им необходимое для земной жизни
  • уметь прощать обидчиков и воздерживаться от соблазнов и зла.

Некоторые молитвы упоминаются в Священном Писании (то есть, в Библии) — Евангелии («Отче наш», Молитва мытаря) и Ветхом Завете (Псалтирь царя Давида). Кроме того, за праведность Господь иногда дает святым дар составлять молитвы. Многие известные молитвы еще в древности были составлены святыми и признаны Церковью.

Большинство русских православных молитв написаны на церковнославянском языке. Однако с XIX века стали появляться молитвы и на русском (акафист «Слава Богу за всё», молитва Оптинских старцев). С появлением новых святых появляются и новые молитвы.

Составлением, редактированием и утверждением текстов новых молитв и чинопоследований в Русской православной церкви занимается Синодальная Богослужебная комиссия

Молитвы по своему содержанию бывают:

Покаянные молитвы – самые важные, в них верующие просят Бога простить их грехи – дурные поступки, слова и помыслы. Обращены покаянные молитвы к Господу Иисусу Христу и Богородице. Верующие просят Христа как Бога простить их, а Богородицу — заступиться перед Богом и помолиться о прощении молящегося. Любое просительное обращение к Богу должно начинаться с покаянной молитвы.

Просительная молитва, или молитва прошения, как можно судить по названию, предназначена для того, чтобы просить чего-либо для себя. У Бога просят здоровья, благополучия для семьи, помощи в делах. Просят у Бога не только земных благ, но и сил в борьбе с искушениями.

В благодарственных молитвах верующие благодарят Бога за всё, что Он им дает: за пищу, за благополучно прожитые день или ночь и за любые благодеяния. Читаются благодарственные молитвы Господу Богу каждый день утром, вечером и после приема пищи.

В хвалебных молитвах прославляется величие Божие: Бог — вседержитель, благой и милостивый ко всем. Святые отцы считают хвалебные молитвы высшим, самым чистым видом молитвы.

В ходатайственных молитвах верующие просят у Бога милостей не для себя, а для своих ближних, то есть ходатайствуют о них перед Богом.

Нельзя молиться Богу о содействии в греховных делах и об исполнении недобрых помыслов

Например, нельзя просить Бога о том, чтобы Он покарал наших врагов или помог кого-нибудь обмануть или соблазнить. Подобная молитва — кощунство.

Также не следует просить у Бога богатства, известности и прочих суетных, избыточных для нас вещей. Христос заповедал просить о хлебе насущном, а не об излишествах.

В православии молитва различается по степеням, в зависимости от того, насколько глубоко человек молится, всем ли существом обращается к Богу. Молитвы могут быть

Словесная молитва, иначе называемая телесной или устной, предполагает чтение вслух текстов молитв, созданных христианскими деятелями и утвержденных церковью. Человек произносит слова молитвы, в положенное время совершает поклоны, старается не отвлекаться мыслью от молитвы, но вовлечен в молитву неглубоко. Устная молитва — единственная доступная большинству мирян и даже монахов. Это первая, низшая степень молитвы.

Мысленная молитва – это особая активность мыслей и чувств, сосредоточенно обращенных к Богу.

Мысленная молитва – это особая активность мыслей и чувств, сосредоточенно обращенных к Богу. В этом состоянии слова молитвы не произносятся вслух, но только в уме. Мысленные молитвы, в свою очередь, тоже различаются:

  • умная молитва (или внутренняя) – вторая степень глубины. При этом ум молящегося всецело сосредоточен в молитве и возносится к Богу непрерывно, независимо от того, чем человек занят. Такую молитву нельзя практиковать без духовного наставника.
  • молитва сердечная, или умно-сердечная, – третья степень молитвы, когда в молитву вовлечен не только разум, но и чувства человека. Она доступна очень немногим монахам и описана в монашеских сочинениях о молитве.
  • духовная молитва – высшая степень молитвы, когда дух молящегося всецело пребывает в Боге. На это способны только ангелы и очень немногие святые.
  • коллективные (общественные или частные)
  • индивидуальные

Коллективные общественные молитвы совершаются в храме, во время богослужения (например, на литургии). Особенность таких молитв в том, что они совершаются совместно с незнакомыми людьми. На богослужении за всех собравшихся молитвы произносят священник, диакон, чтецы, хор. Участие собравшихся в молитве состоит в том, что они внимательно слушают слова службы.

Коллективные частные (или семейные) молитвы читаются дома в кругу семьи: слова молитвы хором повторяют все члены семьи, за исключением совсем маленьких детей. Так молятся в торжественных случаях, по праздникам, перед принятием пищи и после него, так же совершается молитва супругов о даровании детей. Семья – это малая церковь, и общую семейную молитву можно считать разновидностью общественной молитвы.

Индивидуальная молитва совершается человеком в уединении: дома, на улице, в храме, когда там нет богослужения.

Православная молитва совершается стоя или на коленях, сидеть на молитве позволено только в ограниченном количестве случаев: либо при болезни и крайней усталости, либо когда молящийся не имеет возможности встать на молитву (например, едет в транспорте).

Богу известны все наши деяния и намерения, и потому Он всегда слышит все наши молитвы. Однако Он может не исполнить того, о чем мы просим.

Бог не отвечает на наши молитвы, если мы молимся о том, о чем молиться грешно, либо тогда, когда исполнение нашей просьбы не принесет нам пользы. В этом случае Бог может не ответить на нашу молитву или ответить, но не сразу и не в той форме, в какой мы просили.

Поэтому когда просят о чем-либо, нужно добавлять: «Боже, не моя воля, но Твоя да будет».

Бог не отвечает на молитвы людей, которые живут во грехе и не хотят покаяться, а также тех, кто кается и просит у Бога прощения, но не хочет прощать тех, кто виноват перед ними.

Бог также не принимает небрежной молитвы, которая совершается наспех, невнимательно.

Не следует также просить у Бога о том, что под силу сделать самому. В этом случае неуместно возлагать упование на Бога.

Когда человек молится своими словами, он может привнести в молитву свои греховные помыслы и страсти и начать молиться о не богоугодных вещах. Поэтому в первую очередь предпочтительно читать молитвы, текст которых установлен Церковью и един для всех, и уже после этого обратиться к Богу со своей личной просьбой.

Прежде чем молиться, нужно попросить прощения у тех людей, перед которыми виноваты. Так велел сам Христос. Если такой возможности нет — например, человек, которого вы обидели, далеко от вас, — просите Бога послать вам эту возможность и помириться с человеком лично.

В христианской церкви издавна сложились правила молитвы, единые для всех как в храме, так и дома.

  • Еще со времен апостолов существует обычай креститься во время молитвы.
  • Стоя на молитве, не отвлекайтесь на посторонние мысли.
  • Молитесь неторопливо и благоговейно.
  • Чтобы сосредоточиться на молитве, произносите слова молитвы вслух или шепотом, осмысляя каждое ее слово.
  • Молиться небрежно, спешить, стараясь быстрее завершить молитву – грех.

Верующие молятся не только Богу, но и

  • Пресвятой Богородице,
  • святым,
  • своему ангелу-хранителю
  • архангелам.

Все они наши заступники перед Богом, которые молятся Ему о нас. Всем им нужно оказывать глубокое почитание и обращаться в молитвах.

Молитв в православии существует великое множество. Они различаются по степени важности и употребительности. Некоторые из них читаются постоянно, некоторые — только в особых случаях.

Ряд молитв используется в богослужении. Они называются не молитвами, а богослужебными текстами и имеют свои особые названия: кондак, тропарь, стихира. Также существуют молитвы и каноны, которые читаются только священником, а прихожанам их чтение запрещено.

По содержанию молитвы можно разделить на четыре вида:

  • Хвалебная. Это высшая форма молитвы, в которой христианин ни о чем не просит Бога, а только прославляет Его.Разновидностью хвалебной молитвы является славословие — прославление всех трех лиц Святой Троицы. Наиболее известно так называемое малое славословие («Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. «), которое всегда завершает церковные молитвы и песнопения. Существует еще и великое славословие («Слава в вышних Богу»), которое поется в конце утрени.
  • Благодарственная, или молитва благодарения. По смыслу она близка к хвалебной: человек благодарит Господа за всё, что имеет.
  • Покаянная. В такой молитве верующий кается, то есть признаёт свои грехи перед Богом и просит Его прощения.
  • Прошение, или просительная молитва. Такие молитвы произносят, когда нужна Божия помощь или утешение в беде, нужде или болезни. Перед прошением следует всегда читать покаянную молитву.

Евхристический канон представляет собой часть Литургии, во время которой совершается пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Он тихо читается священником в алтаре, в то время как хор исполняет песнопения.

Евхаристический канон относится к так называемым тайным молитвам и не может произноситься прихожанами, он читается только священником.

Есть некоторые молитвы, которые каждый христианин должен знать наизусть:

Они используются как в домашней молитве, так и в богослужениях.

Молитва, которая начинается с этих слов, называется Символом веры и является одной из главнейших молитв. В отличие от других молитв, в Символе веры не содержится обращение к Богу, Богородице, святым или ангелам, но излагается в краткой форме вся суть православного христианского учения. Человек, который не согласен с утверждениями, перечисленными в Символе веры, или просто их не понимает, не может называться православным христианином.

Это одна из двух молитв, которые поются на Литургии вслух всеми молящимися в храме, а не только певчими. Перед крещением ребенка будущим крестным родителям необходимо выучить Символ веры наизусть: крестный или крестная произносит его во время таинства.

Молитва «Отче наш» еще называется Молитвой Господней — это молитва, которой Господь Иисус Христос научил Своих учеников. В ней изложены все просьбы, которые должен возносить Богу христианин.

Согласно этой молитве, истинно верующий человек

  • верит, что Бог вечно живет на небесах
  • восхваляет имя Божие
  • ждет прихода Царствия Божия
  • подчиняется воле Божией
  • просит Бога даровать ему необходимое для жизни
  • сам прощает тех, кто виноват перед ним, и молит Бога простить его грехи
  • просит Бога избавить его от искушений и власти дьявола.

«Отче наш», как и Символ веры, поется всеми молящимися в храме на Литургии. Эту молитву также необходимо знать наизусть.

Молитва Святому Духу больше известна по ее первый двум словам — «Царю небесный». Это обращение к Святому Духу, который исходит от Бога-Отца и Своей благодатью освящает всю Церковь. Без благодати Святого Духа невозможно спастись, поэтому христиане должны призывать Святого Духа себе на помощь.

Все присутствующие в храме на великой вечерне в День сошествия Святого Духа поют «Царю Небесный» вслух вместе с церковным хором.

Особое место среди православных молитв занимает Иисусова молитва. Она очень короткая и звучит так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго / грешную».

Иисусова молитва известна в монастырях православной Церкви с глубокой древности. Ее непрестанное повторение вслух, шепотом или в уме, — одна из главных православных монашеских практик.По православному учению, для человека спасительно произнесение самого имени Господа нашего Иисуса Христа: имя Божие есть своеобразная икона (образ Божий), и, произнося его с благоговением, молитвенно, человек освящается Божией благодатью. А непочтительное, небрежное обращение с именем Божиим (божба и тем более богохульство) — это кощунство, оскорбляющее Бога.

Практиковать непрерывное повторение Иисусовой молитвы можно только под руководством священника.

Для этого надо взять благословение, а также иметь возможность постоянно рассказывать этому священнику о своем духовном состоянии.

Самостоятельная, бесконтрольная практика непрерывной Иисусовой молитвы опасна как для духовного состояния, так и для душевного здоровья.

От непрерывной Иисусовой молитвы нужно отличать иную практику. Иногда священники могут давать общую рекомендацию: например, всем прихожанам храма в течение поста читать Иисусову молитву 10 раз в день. Или в правиле преподобного Серафима Саровского для мирян рекомендуется время от времени произносить «Господи, помилуй» или «Пресвятая Богородице, спаси нас». Это не является непрерывной молитвой, и специальное духовное руководство для этого не требуется.

Кроме обращений к господу Богу, к важнейшим молитвам относятся также молитвы, восхваляющие Пресвятую Богородицу Деву Марию, Матерь Божию. Христианская церковь считает Богородицу выше святых и даже ангелов.

Молитвы «Богородице, Дево, радуйся» и «Достойно есть» входят в состав ежедневного молитвенного правила и постоянно используются в богослужении.

Краткую молитву Божией Матери — «Пресвятая Богородице, спаси нас!» — рекомендуется произносить в течение дня как можно чаще.

Помимо Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы христиане также молятся святым. Святые — это люди, на которых при жизни снизошла Божия благодать. После смерти они вознеслись к Богу на небеса и там вечно славят Его величие. Однако по своему милосердию святые не забывают и тех, кто остался на земле. Они слышат наши молитвы и вечно ходатайствуют о нас перед Богом.

Христиане почитают святых как своих заступников перед Богом, а также как пример для себя. Глядя на поступки святых, христианин учится угождать Богу и поступать правильно — так, как ему велел Христос. Церковь чтит святых с самого начала своего существования. Первыми святыми были апостолы — ученики Христовы.

В первые три века существования христианской Церкви верующих преследовали власти, сначала иудейские, затем римские. Иудеи считали Христа лжемессией, а Его последователей — опасными еретиками и богохульниками. Римляне же требовали от всех своих подданных почитать императора как божество.

Христиане не воздавали божественных почестей никому, кроме Бога. Многих заставляли приносить жертвы императору или языческим божествам, однако верующие предпочитали умереть, но не предать Бога. Этих людей называли мучениками. Их останки (мощи) забирали и сохраняли у себя их товарищи по общине. Так возникла традиция почитания святых и их мощей.

У каждого человека есть два небесных покровителя:

  • ангел-хранитель, которого Бог посылает человеку при крещении, и
  • святой, с которым человек носит одно имя.

Оба этих чудесных заступника всегда помогают человеку, желают ему спасения и всяческих благ. Поэтому к ним нужно всегда обращаться с молитвой. Молитвы ангелу-хранителю и святому входят в ежедневное молитвенное правило.

Молебен – это особое, краткое богослужение, обращенное к Господу Богу, Богородице или какому-либо святому. Чинопоследование молебна – это, по сути, сокращенная и упрощенная утреня.

В храме молебны обычно служат после Литургии, иногда – после утрени и вечерни. Молебен можно служить не только в храме, но и дома, и на природе. Общественные молебны служат в праздничные дни и по особым случаям (например, во время бедствий). По нуждам прихожан совершаются частные молебны.

В случае нужды или по чьему-то прошению совершаются просительные молебны. Поводами для просительного молебна могут быть болезнь, эпидемия, вражеское нашествие, путешествие, новое дело, стихийные бедствия, бесплодие.

Особенность благодарственного молебна в том, что он служится только Господу Иисусу Христу и только после Литургии. В благодарственном молебне верующие выражают свою благодарность Богу за Его помощь. Его необходимо отслужить, если Господь услышал молитвы, и трудная ситуация разрешилась. Ведь даже если за помощью мы обращаемся к святым, помощь всегда исходит только от Бога.

Когда христианин хочет попросить помощи или вознести благодарность Богу за всё то добро, которое Бог ему посылает в жизни, он заказывает в храме молебен. Чтобы заказать молебен, нужно подойти к свечному ящику и написать записку. В ней нужно перечислить:

  • вид молебна (если просительный – указать нужду),
  • кому служить молебен (Господу Богу, Пресвятой Богородице или святым – указать имена святых),
  • о ком будет служиться молебен (имена в церковном варианте, в полной форме).
Видео (кликните для воспроизведения).

Ребенок младше 7 лет считается младенцем, и в записке, соответственно, пишут «младенца» и имя в родительном падеже.

Православие молитва это
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here