Каждый день православного христианина начинается с крестного знамения. Она совершается в следующих словах: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа». Исповедание Троицы Единого Бога и Человека является основой православной веры и в то же время самой неизмеримой тайной. Вселенная. Молитвы к Святой Троице всегда звучат в христианских канонах и в священной литургии Церкви.
Святая Троица — это Альфа и Омега — начало и конец — духовного пути. С исповедания Святой Троицы мы начинаем нашу духовную жизнь. С крещением во имя Святой Троицы мы входим в Церковь. И в ней путь к Отцу, истина к Сыну и жизнь к Святому Духу» (архимандрит Алипис (Кастельский-Бороздин)).
Собор Святой Троицы, посвященный в честь Святой Троицы (Лавра Агия Триада-Сергиос).
Учение о Святой Троице не является результатом человеческих рассуждений и богословских исследований. Это откровение Бога, данное полностью и ясно человечеству во время крещения Иисуса Христа. Когда воды Иордана коснулись Бога Сына, Святой Дух сошел в виде голубя, и раздался голос Бога Отца, восхваляющий Сына (Луки 3:21-22). Недаром этот праздник называется Праздником Божественного Откровения. В этот момент единый Бог явил три Свои личности.
Давайте рассмотрим, что говорит учение о Святой Троице и к кому обращена молитва к Святой Троице.
Догмат о Святой Троице — ядро Православия
Учение о Святой Троице является основой христианского учения (монотеизм Троицы). В ней говорится, что Бог один, но есть три личности. То есть, существует три личности: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Каждая личность Святой Троицы обладает всем Божественным величием и достоинством. Они не отличаются древностью или превосходством. Однако каждый человек поистине божественен, и все вместе они составляют единое существо.
‘Один Бог — Святая Троица, присносущная сущность, единый в трех лицах, трех степенях, неделимый и нераздельный, одна природа, одна слава, одна сила, одна воля’ (Симеон Новый Богослов).
Для ограниченного человеческого разума, привыкшего видеть все через призму рациональности, невозможно понять, как эти три составляющие образуют неделимое целое. Только с глубоким смирением перед величием и непостижимостью Бога мы можем хотя бы частично прикоснуться к этой тайне. И это требует постоянной духовной работы по очищению ума и сердца от страстей и греха.
Христиане приобщаются к тайне Святой Троицы не через логическое познание, а через покаяние — полное преображение и обновление наших сердец, разума, эмоций и всего нашего существа» (митрополит Илларион (Алфеев)).
Как вы понимаете Святую Троицу Бога?
Чтобы хоть отдаленно объяснить учение о Святой Троице, Отцы обращались к всевозможным аналогиям.
Например, солнечное тепло напоминает нам о Боге-Отце, исходящие от него лучи — о Сыне, рожденном от Отца, а солнечное тепло символизирует Святого Духа.
Аналогичным примером является пламя огня, которое излучает свет и тепло.
Святой Патрик (ок. 370-460 гг.) проиллюстрировал единство Святой Троицы на примере трилистников для просвещения языческой Ирландии. В этом случае три карты образуют одну карту.
Есть также следы изображения Святой Троицы. Так, по словам святителя Игнатия Брянчанинова.
Наше сердце — образ Отца, наша речь — образ Сына, наш дух — образ Святого Духа».
Богословы подчеркивают, что все попытки объяснить учение о Святой Троице по аналогии с материальным миром являются не чем иным, как грандиозными метафорами. Только чистое сердце, полное мира и любви, может постичь глубину этой великой тайны. Сухое сердце без благодати всегда будет сомневаться в Божьей Троице.
Три Лица Святой Троицы
В Символе веры, выражающем основные доктрины православия, христиане свидетельствуют о своей вере в каждое из Лиц Святой Троицы.
Во-первых, к Богу Отцу, Творцу всего сущего. Разница между Богом-Отцом и другими Лицами Святой Троицы заключается в том, что у Бога нет ни начала, ни причины существования. Бог Отец, обращаясь к Моисею в горящем кусте, называет Себя Сущим (Исход 3:14). По словам святого Иоанна Златоуста, это так.
Он пребывает вечно и бесконечно, в истине и совершенстве».
«От вечности Бог Отец всегда является началом и истоком, осуществляя все через Сына и совершенствуя через Духа» (священник Даниил Шишоев).
Как Бог Отец вне времени, так и Бог Сын, Вторая Личность Святой Троицы, рождается от Отца без начала и конца, от вечности. Священник Даниил Сысоев утверждает.
Он родился прежде всех времен, потому что всегда был совершенен, но Он также родился вечно, потому что всегда неразрывно связан с Отцом в самом Своем существе.
Чтобы спасти человечество от греха и смерти, Бог Сын пришел на землю, где умер на кресте и воскрес.
Он — Слово, которым Отец сотворил мир (Иоанна 1:1). Он есть путь, истина и жизнь (Иоанна 14:6). И только следуя учению Христа и повинуясь Его заповедям, мы можем познать Бога Отца (Иоанна 14:9).
Упоминание о Святом Духе, третьей личности Святой Троицы, встречается в первых строках Библии (Быт. 1:2). Он исходит от Отца в вечность, не рождается как сын, но исходит. Отцы Церкви называют Его Духом жизни, дыханием Бога Отца.
«Святой Дух есть благоухание сущности Отца», — говорит святой Кирилл Александрийский. В то же время Святой Дух тесно связан с Сыном, Который открывается нам в Евангелии. Он — Утешитель и всегда был с христианами с момента вознесения Иисуса Христа. Святой Дух постоянно присутствует в тайных обрядах и созидает Церковь на земле.
Молитва Святой Троице
Святая Троица, помилуй нас! Даже те, кто не посещает церковь, часто говорят эти слова. Христиане обращаются к единой истинной и нераздельной Троице за помощью и милостью. У единой и единственной Троицы Божьей одна воля, одна сила и одно действие. Поэтому каждое действие Бога — это действие всей Троицы. Они не являются отдельными сущностями; три субстанции едины и не могут быть разделены.
Поэтому все молитвы, обращенные к Богу Отцу, призывающие имя Господа Иисуса Христа или Святого Духа, обращены к Святой Троице. Все божественные Личности имеют одинаковую божественную полноту, славу и силу.
Ничто не отделяет Отца от Сына и Святого Духа — ни время, ни продолжение времени. Отец прежде веков — и Сын прежде веков — потому что Он сотворил века — и Святой Дух прежде веков. Разделение — Власть никогда не делится. Смотрите: Отец правит, Сын правит, Святой Дух правит» (св. Иоанн Златоуст).
Краткая молитва к Святой Троице, которую православные христиане читают ежедневно на утренних и вечерних службах, призывает по очереди каждого из Святой Троицы. Мы просим Бога Отца очистить наши души от пятен греха. Мы просим Бога Сына о милости и прощении за все наши греховные деяния. Мы просим Святого Духа быть с нами и исцелить наши души от ран, нанесенных нашими грехами.
Другая молитва к Святой Троице называется «Гимн ангелов». Его слова исходили от самих ангелов.
Слова были предложены самими ангелами, и произошло это в 400 году нашей эры. когда в Византии произошло сильное землетрясение. Во время общей молитвы о спасении один благочестивый мальчик был взят на небо. Там он услышал, как ангелы восхваляют Святую Троицу: «Святой Бог, Святая Сила, Святое Бессмертие».
Люди услышали юношу и добавили к этой молитве: «Помилуй нас», и землетрясение прекратилось. Вот уже почти пятнадцать веков из уст верующих звучит молитва Трисагио, прославляющая Святую Троицу.
Молитва ко Пресвятой Троице
Святая Троица, помилуй нас — очисти нас от грехов наших, Господи — прости нам наши беззакония, Господи — посети нас и исцели нас от наших болезней ради Твоего святого имени.
Трисаджио.
Святой Бог, святая сила, святое бессмертие, помилуй нас (три раза).
Молитва к Святой Троице
Пресвятая Троица, совместная сущностная сила, полная благости, за все, чем Ты отплатил нам, грешным и недостойным, до Твоего рождения, и за все, чем Ты отплатил каждому из нас за все это время, чем мы отплатим Тебе? Готовы ли вы к следующему столетию? Давайте благодарить за эти великие благословения и милости не только словом, но и делом. Согрешения нашей юности, когда мы впадаем в бесчисленные грехи похоти и нечестия.
Поэтому, когда мы нечисты и запятнаны, мы радуемся, что можем не только стоять в стыде перед Твоим сияющим лицом, но и под словами Твоего святого имени, данного нам. Возлюбленные, кающегося встречает милость и доброта к грешникам. Пресвятая Троица, призри на нас, грешных, с высоты Твоей святой славы и прими нашу доброту вместо наших добрых дел: когда мы возненавидим все наши грехи, дай нам этот дух истинного покаяния, чтобы мы могли прожить до конца, дни, наполненные чистотой и праведностью. Проводи наши дни, исполняя Твою святую волю и прославляя Твое сладкое и прекрасное имя чистыми помыслами и добрыми делами. Аминь.