При молитве начинаю плакать

Самое детальное описание: при молитве начинаю плакать специально для посетителей нашего ресурса.

Чем отличается покаянный плач от плача истерики?

Истерический плач — неблагодатный, злой, горький. А когда человек кается о грехах и плачет, то в это время у него слезы сладкие, покаянные. Душа в это время омывается. Это можно наглядно объяснить на таком примере: едут две машины одна за другой; от первой машины летит грязь из-под колес и попадает на ветровое стекло второй машины, делает его непросматриваемым. Как очистить стекло, чтобы смотреть вперед на дорогу? Надо включить щеточки-дворники, и они очистят стекло. Но порой они не могут справиться с грязью. Тогда надо водички подлить. А как водичка попадет на стекло, смотришь — дворники быстро очищают стекло от грязи. Вот, точно так же на жизненном пути наша душа оскверняется грязью грехов. Когда мы начинаем каяться, то бывает мало пользы, если мы просто «насухую» рассказываем грехи, перечисляя их. Тут и слезы покаянные нужны, тогда душа быстро очистится.

Можно ли плакать во время молитвы?

Можно. Покаянные слезы — это не слезы зла и обиды, они омывают нашу душу от грехов. Чем больше мы плачем, тем лучше. Очень ценно во время молитвы плакать. Когда мы молимся — читаем молитвы — и в это время на каких-то словах мы задержались умом (они проникли в нашу душу), не надо их пропускать, ускорять молитву; вернитесь на эти слова, и читайте, пока душа не растворится в чувстве и не начнет плакать. Душа в это время молится. Когда душа в молитве, да еще со слезами- рядом с ней Ангел Хранитель; он молится рядом с нами. Любой искренне верующий человек из практики знает, что Господь его молитву слышит. Мы слова молитвы обращаем к Богу, а Он благодатью возвращает их нам на сердце, и сердце верующего чувствует, что Господь его молитву принимает.

У меня мама во время чтения утренних или вечерних молитв всегда плачет и вспоминает свои грехи от детства. Это ее мучает, и она расстраивается, и думает: «Что это за слезы, может, они от врага?»

Когда человек читает молитвы, акафист, Псалтырь и плачет покаянными слезами, чувствует, как велики его грехи перед Богом, то эти слезы благодатные.

Господь показал и мне, грешному, что значит покаянные слезы. Учился я в семинарии, а на каникулы поехал в Почаевскую Лавру. Встал на ранней литургии под клиросом — и вдруг на меня нашло такое. Никогда в жизни прежде не испытывал! Благодать Божия сошла, и я плакал. Плакал не только о своих грехах, но и о всем мире, лежащем во грехе, во тьме. Так вся литургия прошла. Конечно, мне хотелось, чтобы это состояние подольше продолжалось, но я учился, а на занятиях нигде не уединишься. Так прекратились мои слезы: кругом народ, а душа плачет, когда чувствует около себя только Единого Бога. Бог же приходит в тишине.

Пусть человек плачет, насколько хватит покаяния. Это особое состояние души, его надо хранить и ближним, и самому человеку. Слезы омывают, убеляют нашу душу от грехов. Человек молится и очищает себя от скверны, а молитва души его праведной будет хранить и его родных. И это тоже один из признаков смирения.

Храм — место, где человеку иногда хочется плакать, ибо там ему позволительно быть самим собой, раскрывать свою душу без боязни быть раненым со стороны.

Как правило, слезы на глазах прихожан чаще всего можно увидеть во время похорон, печали, или от радости при венчании или крещении. В этих случаях все понятно, таким образом дается выход переполняемым эмоциям. Но как объяснить желание рыдать во время Литургии, молитвы или исповеди?

Христиан, которые впервые испытывают такие эмоции, волнует вопрос, хорошо это или плохо, слезы катятся по щекам по воле Господа или сатаны. Причины, вызывающие плач, а порой и рыдания в храме, у каждого человека индивидуальные.

Кто-то вдруг осознал величину дарованной благодати, а другой сравнил мир за храмовыми стенами с состоянием покоя во время общения с Богом, у кого-то горе, а иной получил ответ на молитву. В данном случае человек не может контролировать свои эмоции, все в храме во власти Творца.

Совет! Не стоит концентрировать внимание на желании рыдать, льются слезы, плачьте, ибо не стыдно обнажить душу и сердце перед Всевышним Творцом.

Плач в церковных стенах никогда не был плохим знаком, это проявление:

Общаясь с воцерковленными христианами, которые ведут праведный образ жизни, читают молитвенные правила, часто можно услышать, что они часто рыдают во время богослужений или домашних молитв, испытывая при этом особое чувство благоговения перед Творцом.

Каждый священник подтвердит, что святой плач, дарящий умиротворение и покой в сердце — это благодать, дарованная Богом через касание Духа Святого.

Наполниться особой радостью, вызывающей слезы, может только восприимчивый к Писанию человек, ибо Слово входит не только в умозаключения, оно касается христианской души, дарованной Богом. Только искренне верующие во Всевышнего люди с плачем реагируют на пение церковного хора или чтение проповеди, раскрывая при этом душу для касания Духа Святого.

Попадая в присутствие Всевышнего Бога, осознавая свою греховность и величину дарованной благодати — жизни вечной, человек мимо воли начинает плакать, раскаиваясь в своей грешной жизни.

Осознавая силу крови Иисуса, перенесенные Им страдания и смерть на кресте, и это все ради каждого христианина, невольно человек начинает плакать, прося прошение за раннее непринятие и равнодушие к мучениям Спасителя.

Не надо стыдиться плача в церкви, независимо мужчина вы или женщина. Не стоит обращать внимания на удивленные взгляды соседей в тот момент, когда сила раскаяния поставит на колени. Ибо в этот момент плачущий человек находится перед самим Богом, Отцом, Сыном и Святым Духом.

Читайте о поведении в храме:

Некоторые христиане, у которых при каждом посещении храма начинают буквально рыдать, впадая в крайность, считают себя полными грешниками или людьми, над ними совершено проклятие, наведена порча или сглаз.

В этих случаях надо иметь особое чувствование, ибо касание Святого Духа, очищение всегда оставляет светлый след в душе, наполняя ее радостью и особым покоем.

Ощущая тревогу, самосожаление, страх, следует обратить за помощью к душепопечителю или священнику храма, чтобы он помог разобраться, чем вызван плач в храме.

Намного хуже, если пришедший в церковь человек не испытывает благоговения и страха Божьего, он пришел для показухи, ибо так творят многие, ибо сейчас модно быть православным с большим крестом на груди. Часто оказывается, что на шее крестик, а в душе нет веры. Такие люди не рыдают во время богослужения или ангельского пения церковного хора. Они знают, как правильно все сделать, но при этом ощущается полная их духовная пустота.

Лучше плакать в храме, как раскаявшийся грешник, чем оставаться самоправедным христианином.

Удивительно, но и среди священства нет единого мнения.

Одна группа, и она намного многочисленнее второй, утверждает, что, пребывая в храме, человек может быть сам собой, расслабиться, показать перед Богом свои слабости. В этот момент в нем открывается душа ребенка Божьего, полностью беззащитного перед Творцом.

Независимо от того, какие житейские ураганы бушуют за стенами храма, в момент присутствия перед Господом всегда штиль. Искренняя молитва мысленно и душевно переносит молящегося в царство Божие, о приходе которого мечтает каждый христианин.

Есть такие священнослужители, которые утверждают, что плач горечи и отчаяния вызывается сатаной, ибо он хочет навязать человеку чувство вины и отвратить того от церкви.

Темные силы, к сожалению, еще имеют силу, а порой и власть, над немощным в вере человеком, слуги сатаны занимаются наведением сглаза и порчи, но именно в присутствии Божьей можно найти выход из плена дьявола, в покаянии пребывая перед светлыми силами Божьими.

Некоторые люди так и думают, что они недостойные стоять перед Богом, плач и рыдания буквально давят на сердце от отчаяния, многие христиане, не веря спасение от Господа, бегут к экстрасенсам и гадателям, закрывая при этом двери спасению и благодати.

Важно! Задача духовного наставника помочь христианину понять, что в стенах храма тот под защитой Бога, здесь дьявол не имеет ни прав, ни силы.

С ростом и укреплением веры в Бога меняются и причины рыдать в Церкви. Христиане, некогда проливающие слезы от отчаяния, тихо плачут от благодати пребывать перед сильным и всемогущим Господом в молитвах и искреннем покаянии.

По словам преподобного Исаака Сирина, одного из Отцов Церкви, духовное преображение человека начинается со слез раскаяния.

В своем обращении к Богу святой Августин видит слезы матери, которая, будучи замужем за язычником, постоянно плакала в молитве прошения за мужа и детей. Святая Моника в слезах отмолила родных.

Августин уверяет в своей книге «исповеди», что слезы накрывают молящегося в момент осознания цены Крови, уплаченной за спасение и торжества Божьего.

По словам митрополита Лимассольского Афанасия, только в слезах можно познать сущность молитвенной жизни.

Слезы покаяния тихие и сладкие, но порой человек, испытывающий обиду, непрощение, самосожаление, когда его накрывает гордыня, начинает рыдать, истерически плакать.

Каждый человек может по-разному вести себя в храме, его душевное состояние при полном погружении в богослужение и молитву регулируется высшими силами. Совет! Следует обратиться к Богу, как Давид в псалме 139:24, в молитве попросить Творца указать, не на опасном пути ли мы пути и направить на путь вечный, чтобы пребывать в покое и уверенности в Его присутствии.

Я торопливо хочу рассказать Вам о том, почему текут слезы во время чтения молитвы. Вы плачете, и не можете остановиться. К горлу подступает нервный ком.

Дорогие мои, я обнародую, по крайней мере, 5 причин, ложащихся в основу обсуждаемого вопроса. Сразу хочется сказать, что это нормально. И вам не стоит ни смущаться, ни опасаться.

Это не духовная слабость, называемая постылой греховностью. Не считайте себя заболевшим. Вы можете плакать, когда Батюшка произносит молитвенный текст.

Слёзы сами по себе катятся из глаз. В такие минуты, с ними совладать невозможно. Не стоит выходить из Храма и прекращать православное чтение.

1. Сам характер молитвы, во многих случаях, можно считать покаянным. Слёзы, текущие из глаз – это не порок, а очищение.

2. Вы исстрадались. Слишком долго сдерживая слёзы. Придя, скажем, в Храм, Вы ощутили благодать. Само внутреннее убранство и горящие свечи на мгновение отвлекли Вас от насущных проблем. Вы погрузились в молитву и зарыдали.
Как правило, после истошного плача на душе становится легче.

3. Из Вас выходит кем-то насланная порча, сглаз, иное негативное вмешательство.

4. Слезами искупается и чувство вины перед близкими. Особенно перед теми, кого уже нет рядом с Вами.

5. Иногда, слезы могут течь от чрезмерной мнительности прихожанина. Кто-то зарыдал, плачете и Вы.

Есть малоизвестная молитва, способная растрогать даже мужчин.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в своей жизни многих обижал, между двух огней всегда бежал. Я печалил матерь и отца, тяжкий грех стяжая до конца. И в погоне за богатством бренным, стал мой дух лишь черствым да надменным. Не постился, в Церковь не являлся, в тошной зависти от Бога отдалялся. Не презрел я жадность и пороги, не извлёк блаженные уроки. В суете корыстной захлебнулся, и с молитвой вновь к тебе вернулся. Если пал пред Богом я серьезно, помоги подняться, коль не поздно. Да будет воля твоя, и ныне, и присно, и вовеки веков. Аминь.

Перекреститесь. Выпейте святую воду. И пусть слёзы, струящиеся из глаз, приблизят Вас к Господу Богу.

Когда тяжело на душе и хочется плакать, Вам помогут молитвы от скорби. От суеты, потерь, разводов и склок, Вы истощаетесь, реагируя на мир тяжбой и слезами.

Дорогие мои, казалось бы, и причин нет для опустошенного рыдания.

Вы не можете понять что происходит.

Сразу рождается мысль, что порчу навели.

Пожалуйста, не травмируйте душу, стирая нахлынувшие слезы.

Лучшим решением будет укрепить свою веру с помощью православных молитв.

Зажгите 3 свечи. Рядом поставьте икону Иисуса Христа, Николая Чудотворца и Блаженной Старицы Матроны Московской.

Раскайтесь перед Господом Богом, припомнив все грехи.

В этот миг, Вам снова захочется плакать, но это уже слезы очищения.

Приступайте к чтению молитв, помогающих душе обрести благодать и спокойствие.

Блаженная Старица, Матрона Московская. Врачуешь ты души, что тяжко рыдают, за то, что рабы о грехах забывают. Утри мои слезы, что в скорби струятся, уйми все невзгоды, что в жизни гнездятся. Да будет воля твоя. Аминь.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Чудотворец Николай, Защитник и Спаситель. Мы молимся тебе, когда стенаем, порой, в душевных муках погибаем. От слез скорбящих, ты меня избавь, как заблужусь, на верный путь наставь. Да будет воля твоя. Аминь.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Прости меня, что плачу от невзгод, не видя рядом праведный народ. За тяжесть, что в греховности несу, с очей стираю горькую слезу. Помилуй, Боже, веру укрепи, святой водицей душу окропи. Да будет воля твоя. Аминь.

Каждую молитву читайте по 3 раза, с упоением взирая на святые образа.

Когда на душе тяжело и хочется плакать, помните о том, что Вам поможет вера в Христа.

Марина спрашивает: Помогите пожалуйста ответить на один глубоко волнующий меня вопрос. Почему, приходя в Церковь, я начинаю плакать? Без причины. Когда смотрю на иконы и вообще вспоминаю про своих Ангелов Хранителей тоже часто плачу. И это слезы не горечи. а умиротворения какого-то что ли. я не понимаю.

Очень сложно дать ответ о том, что происходит в человеческом сердце. Все мы люди, и, бывает, что в своём сердце сложно разобраться, тем более в чужом, а тем более по такому скудному описанию. Но я вам скажу, что делаю я, когда не могу понять себя. Я обращаюсь к Богу. Захожу в тихую комнату, и излагаю свои вопросы и сомнения Богу, как своему любящему Отцу. Ничего не скрываю. Если есть что-то, что не согласуется с Его волей, открытой в Писании, то прошу о прощении и очищении. Если что-либо не понятно, то просто задаю Ему вопрос, и Он даёт ответ. По разному: иногда всплывает в уме текст из Писания в котором есть ответ. «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» . (Ин. 14:26). Иногда просто жизнь поворачивается так, что становиться понятно, что это Бог отвечает мне. Чаще всего, при очередном чтении Библии нахожу ответ в словах Апостолов, пророков или Иисуса Христа, записанных в ней. Несколько раз в моей жизни Бог давал мне ответ во сне. Способов дать ответ у Бога миллион. Главное, чтобы вопрос был из чистого, искреннего сердца, готового принять и повиноваться Его ответу.

Попробуйте! Бог рядом! Он готов ответить каждому. » И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; 13 и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим». (Иер. 29:12,13) «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» . (Ис. 66:2)

Почему так происходит в Вашем сердце, можете разобраться только Вы. Следует поразмышлять над этим, понаблюдать за своими чувствами, желаниями, мыслями и мотивами. Как часто вообще Вы плачете и по каким причинам.

Почему общение с Господом сопровождается слезами? Причины могут быть разные. Это может быть трепетное волнение от обращения к Великому Господу, имеющему всякую власть и силу; от переполняемой сердце радости и благодарности, что Господь есть Защитник и Спаситель, Верный и Настоящий Друг; от ощущения того, что можно называться и быть по Божьему Слову — дитем Его, такой подарок не может не волновать и вполне может вызвать слезы. Святой Дух может касаться Вашего сердца, и выступающие слезы при этом — как момент близких отношений с Богом.

В том, что Вы изливаете свою душу Богу в тайной молитве и при этом плачете — нет ничего странного и тем более страшного. Верующему человеку понятны слезы в молитве. Он их не сдерживает, он открывается перед Господом, все свои тайники сердца, свои радости, переживания, раны и всякую боль. И разве слезы могут быть только однажды? Они приносят невероятное облегчение в личной молитве, Господь знает и видит каждую слезинку на щеке Его дорогого дитяти. Он самой нежной отцовской любовью хочет высушить слезы горя, одиночества, разочарования и страха. Никто не сможет так по-настоящему утешить, как Бог. Ему очень дороги мы, и все наши переживания есть в Его великом добром сердце.

Ксения, пусть молитва приносит Вам исцеление и мир в сердце. Христос говорит: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Матфея 11:28). Приходите к Нему со своими чувствами и мыслями, эмоциями и открытым сердцем — и Он успокоит Вас. Помните, как еще написано: «И отрет Бог всякую слезу. » ( Иоанна 21:4)? Это действительно так.

Плач — это реакция на боль или страдания. В плаче нет ничего противоестественного, наоборот — это свидетельствует о глубине переживаемых чувств.

Вопрос уместности может иметь несколько сторон.

В личной молитве Вы вольны делать так, как хотите — естественно и по сердцу. Это Ваше персональное дело.

Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
(Матф.6:6)

В коллективной молитве по поводу плача есть некоторые особенности:

1) Не делать слезы специально напоказ, чтобы вызывать определенное отношение окружающих:

И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
(Матф.6:5)

2) Понимать что Вы находитесь в публичном месте и у других людей есть их переживания, есть общий ход Богослужения и т.д. Если это допустимо ходом литургии — это одно, если нет — можно выйти, чтобы плакать и не мешать другим людям. В публичных молитвах желательно учитывать что Вы не сами в помещении. Ваша искренность не должна быть препятствием для других людей, хотя бывают исключения.

В Писании есть примеры молитв с плачем:

12 Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании.
(Иоил.2:12)

12 Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании.
(Иоил.2:12)

5 возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя; в третий день пойдешь в дом Господень;
(4Цар.20:5)

8 Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих.
9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,
10 услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою.
(Пс.6:8-10)

8 Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих.
9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,
10 услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою.
(Пс.6:8-10)

Но не сами слезы являются причиной ответа Господа. Слезы отражают эмоции (настоящие или наигранные), а Господь ценит искренность и глубину желания стать на Его путь:

41 И вы отвечали тогда и сказали мне: согрешили мы пред Господом, пойдем и сразимся, как повелел нам Господь, Бог наш. И препоясались вы, каждый ратным оружием своим, и безрассудно решились взойти на гору.
42 Но Господь сказал мне: скажи им: не всходите и не сражайтесь, потому что нет Меня среди вас, чтобы не поразили вас враги ваши.
43 И я говорил вам, но вы не послушали и воспротивились повелению Господню и по упорству своему взошли на гору.
44 И выступил против вас Аморрей, живший на горе той, и преследовали вас так, как делают пчелы, и поражали вас на Сеире до самой Хормы.
45 И возвратились вы и плакали пред Господом: но Господь не услышал вопля вашего и не внял вам.
(Втор.1:41-45)

16 чтобы не было [между вами] какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства.
17 Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей [отца], хотя и просил о том со слезами.
(Евр.12:16,17)

13 И вот еще что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилоствительной жертвы из рук ваших.
(Мал.2:13)

В Божьем Царстве в вечности плача уже не будет:

8 Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь.
(Ис.25:8)

20 Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет.
21 Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.
22 Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас;
(Иоан.16:20-22)

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
(Лук.6:21)

Джордано Лука «Слезы святого Петра»

Зачастую во время занятий духовными практиками многие люди начинают плакать. Плач может случаться как во время коллективной практики, так и при личной практике дома. Некоторых новичков удивляет и приводит в недоумение этот плач, который случается либо с ними самими, либо они наблюдают его со стороны у других людей. На самом же деле плач при молитве и созерцательных практиках, когда с душой человека начинает работать благодать Божия, — вполне естественный и даже желанный процесс.

Ясное объяснение слезам во время молитвы и созерцания дают христианские святые отцы. Они учат, что существуют несколько разновидностей слез.

  1. Плач по Боге (покаянный плач). Такой плач происходит тогда, когда сердце очищается от грехов и приобретает духовную чувствительность, избавляясь от ожесточения и окаменения. Покаянные слезы – лечение для больной души . Они струятся из кающегося и сокрушенного сердца, и этот процесс часто надсознательный, человек не может контролировать или сдерживать свои слезы – им управляет Дух Святой в нем . Такие слезы могут проявляться и внешне, но могут остаться незаметными в виде внутреннего плача. Святые призывают не пытаться сдерживать покаянные слезы, дать возможность сердцу очищаться.

Многие святые отцы настолько высоко ценили покаянный плач, что даже призывали молиться Богу о даровании слез. Они считали, что слезы – это признак возрожденного человека. Ведь мы не можем познать себя без слез, ибо если мы осознаем свою греховность (а это является следствием пребывания в нас благодати Божией), если приобретем дар самопознания и самоукорения, то сразу же начинаем плакать. Так покаянные слезы отверзают очи души. Опыт святых отцов говорит, что там, где присутствует плач, нет места греху, «как вода смывает буквы, так и слеза может смыть грехи, очищая нас и омывая от скверны».

Чтобы подняться до высоты безмолвия и трезвения и утвердиться в них, необходимы еще, как говорят подвижники, для этого «крылья» 697 , которыми они именуют христианские добродетели. Лишь пройдя путем этих добродетелей, путем подвигов христианских, подвигов жизни духа, выражающихся в христианской любви и глубочайшем смирении, может человек получить неоценимый дар высшей совершенной молитвы. Ибо «сила и состоятельность молитвы зависят от исполнения заповедей, чрез трезвение добродетелей» 698 , как свидетельствует об этом святой Максим Исповедник.

Но так как это восхождение по духовной лестнице совершенства есть процесс целой жизни человека на земле, то поэтому святые отцы и начинают учить молитвенному подвигу с элементарных добродетелей, с основных заповедей Христовых.

Зная детально психологию грешника, святые подвижники предупреждают, чтобы новоначальные, приступающие к молитвенному подвигу, не охладевали в нем и не ослабевали, видя на первых шагах могущий быть неуспех в их деле. Главным же образом святые отцы предупреждают «не ослабевать в борьбе с порочными помыслами, пребывающими в душе; не впадать в леность, нетерпеливость и отчаяние; или, под предлогом замедления в достижении ощутимых результатов, не предаться расслаблению, водясь таким помыслом: когда-то получу благодать Божию? – и чрез это вовлекаясь лукавым в нерадение» 699 .

Святой Макарий Великий указывает нетерпеливым, что «иным, хотя удалились они из мира, отреклись, по Евангелию, от века сего и с великим терпением преуспевают в молитве, в посте и рачительности и других добродетелях, Бог не скоро дает благодать, и успокоение, и духовное дарование, но медлит и удерживает дар. И это не без причины, не безвременно и не как случилось, но по неизреченной некоей премудрости, для испытания свободной воли. чтобы видеть, поистине ли уверовали в слово Его, пребудут ли до конца в несомненной вере. не отвратятся ли от Бога в злостраданиях и в боязни, не предадутся ли лености, впав в неверие и безнадежность» 700 .

Возвращаясь к описанию добродетелей, необходимых для того, чтобы молитва была истинной, следует остановиться на потрясающем обличении преподобного аввы Исаии: «Горе нам, что день и ночь воссылаем к Богу молитвы, говоря «Господи! Господи!» – а не творим, что Он заповедал» 701 .

Из этих немногих слов становится ясным, что для Господа Бога наши молитвы, наши призывы, не соединенные с исполнением Его заповедей, по Его же слову: «Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! – войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф.7:21 ), – являются ненужными и бесцельными и не достигающими результатов. Произносящий хотя бы и очень часто, хотя бы день и ночь, слова молитвенные, но без желания улучшить, исправить свою нравственную жизнь, – такой человек совершает бесполезный труд. Если бы в нем было чувство смирения, этот фундамент, основа нравственную жизни по Боге, тогда бы само собою явилось в нем и раскаяние в своих грехах – чувство, неразлучное со смирением. Тут же вместе явилось бы и стремление изменить, исправить свою греховную жизнь и начать ее заново. А это уже был бы первый шаг по пути к совершенству. Молитва такового была бы и будет услышана, даже если бы он еще и не успел проявить себя в каких-либо добрых делах, но имеет к тому непременное и твердое решение.

Итак, первая добродетель, способствующая истинной молитве, есть смирение 702 . Тот же авва Исаия говорит: «Если совершая службы свои ( λειτουρ γία ς – молитвенные последования)», совершаешь их в смиренномудрии, как недостойный, то они приятны Богу; если же при сем взойдет на сердце твое и помянешь, как другой в эту пору спит или нерадит о сем деле, то труд твой бесплоден» 703 .

Вообще же, по словам святого Иоанна Лествичника, «обращение к Богу требует великого смирения» 704 . Поэтому «молитва смиренного преклоняет Бога, а прошение гордого оскорбляет Его» 705 . «Сердце же сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» , – говорит святой Исаак Сирианин словами псалмопевца ( Пс.50:19 ). «Как же скоро смирится человек, – добавляет он, – немедленно окружает его милость. И тогда сердце ощущает Божественную помощь и обретает возбуждающуюся в нем некую силу уверенности (в Боге)» 706 .

Результатом смирения у молящегося является чувство сокрушения о своих грехах, которое так же необходимо при молитве, как и смирение. «Что пища без соли для гортани, то молитва, без сокрушения проходимая, для ума» 707 , – сравнивает святой Илия Екдик. Сокрушение приводит человека к страху Божию, без которого молитва бесполезна, как говорит святой авва Евагрий 708 . А святой Филимон разъясняет: «В чьей душе страх Божий еще не господствует, тот еще почивает на содружестве с миром» 709 .

Рядом с чувством страха Божия стоит и вера в благодать и помощь Божию.

Святой авва Дорофей объединяет смирение, страх, веру и благодать в одно необходимое целое для чистой молитвы, указывая, что в какой степени возрастают в человеке упомянутые чувства, в такой же совершенствуется и сама молитва. «Тот наклоняет себя к смирению, – говорит он, – кто, зная, что не может совершить никакой добродетели без помощи Божией, не перестает всегда молиться Богу, чтобы Он совершил с ним милость. Почему непрестанно молящийся, если и сподобится совершить что-либо. то все свои успехи относит к Богу, всегда благодарит Его и всегда призывает Его, трепеща, как бы ему не лишиться таковой помощи. Итак, он со смирением молится и молитвою смиряется; и чем более преуспевает всегда в добродетели, тем более всегда смиряется; получает помощь и преуспевает в смиренномудрии» 710 .

Молящийся со смирением и верою в получении просимого должен молиться с терпением. «Дом молитвы – терпение, – говорит святой Илия Екдик, – ибо нм она поддерживается; потребы же ее – смирение, ибо им она питается» 711 . Как вдова просила неотступно и терпеливо судью, так и молящийся должен молиться с терпением. Если, пребывая в молитве, будешь смотреть на вдову, подвигшую жестокосердного судью оказать ей справедливость, то не станешь скорбеть (См.: Лк.18:3 ) при нескорости получения благ, испрашиваемых молитвою 712 . «Если ты терпелив, то всегда будешь молиться с радостью» 713 , – говорит преподобный Нил Синайский, – так как за терпение свое будешь вознагражден, причем «демоны, не снося твоего терпения, и постоянства, и силы рвения, убегут от тебя, стыдом покрытые» 714 .

Верным показателем того, насколько глубоко в человеке раскаяние во грехах и намерение переменить свою греховную жизнь (эти необходимые условия чистой молитвы), являются, по учению святых подвижников, слезы при молитве. Святой Симеон Богослов прямо говорит: «Прежде плача и слез, – никто да не прельщает нас пустыми словами, и сами себя да не прельщаем, – нет в нас покаяния, ни истинного намерения перемениться, ни страха Божия в сердцах наших, не сознали еще мы себя виновными и не осудили себя» 715 . Об этом же говорит и святой Исаак Сирианин: «Пока ты не достиг в область слез, дотоле сокровенное твое служит еще миру, т. е. ты ведешь еще жизнь мирскую и Божие дело делаешь еще внешним человеком, а внутренний человек твой бесплоден, потому что плод его начинается слезами» 716 .

Являясь показателем внутреннего состояния человека, слезы вместе с тем очищают и ум его, что так важно для настоящей молитвы. «От непрестанных слез, – пишут святые Каллист и Игнатий, – душа приемлет умирение помыслов и возвышается до чистоты ума, а при чистоте ума человек приходит в видение тайн Божиих. После же сего ум достигает до зрения откровений и знамений, как видел пророк Иезекииль» 717 .

Итак, стремящийся к чистой молитве «должен шествовать к сему в трепете великом, с плачем. непрестанно слезы проливая о грехах своих» 718 .

Для успеха молитвы молящийся должен стремиться иметь такое настроение, при котором были бы у него и слезы. «Принуждай себя к плачу в молитвах, – говорит преподобный авва Исаия, – и Бог смилуется над тобою и совлечет с тебя ветхого человека» 719 . «Употребляй слезы как орудие к получению всякого прошения, ибо очень радуется о тебе Владыка, когда ты молишься со слезами» 720 .

Чтобы стяжать слезы смирения и сокрушения и прогнать холодность на молитве, преподобный Нил Синайский советует поступить так: «Когда подумаешь, что во время молитвы своей нет тебе нужды плакать о грехах, тогда посмотри, сколь далеко отстоишь ты от Бога, будучи обязан всегда пребывать в Нем, – и прольешь теплейшие слезы» 721 .

По словам святого Исаака Сирианина, «слезы во время молитвы – признак Божией милости, которой сподобилась душа в своем покаянии, – признак того, что молитва принята и слезами начала входить в поле чистоты» 722 . Этот же святой отец свидетельствует, что «проливать слезы и плакать без усилий на молитве – дарование бесстрастных» 723 . О таковых пишет и Феодор Студит: «Есть такие делатели плача, у которых ни один день не проходит без горячих слез; есть такие, которые и не приступают к святому причастию, если вперед не оросятся обильно водою слез. Вот правые сердцем; вот искренно высших взыскующие; вот с ревностью о собственном спасении пекущиеся» 724 .

В заключение приведем сравнение святого Иоанна Лествичника, в котором он сравнивает слезы с водой, омывающей буквы. «Как вода омывает буквы, – говорит он, – так и слеза может очищать согрешения» 725 .

При этом следует отметить, что плач бывает двух родов: истинный и несовершенный, определения которых находим у святых Варсануфия и Иоанна. «Истинный плач, – говорят они, – соединенный с умилением, заглаждает прежние согрешения, и омывает скверны, и постоянно именем Божиим охраняет человека, который приобрел его, изгоняет смех и рассеянность, он есть щит, отражающий все разжженные стрелы диавольские (См.: Еф.6:16 ); имеющий его вовсе не уязвляется бранию, если он будет и среди людей и даже с блудницами» 726 . Таким образом, истинный плач характеризуется своим постоянством.

«Несовершенный же плач то отходит, то приходит, сообразно с тем, как помысл (ревность) о спасении попеременно то разгорячается, то расслабляется. Когда же теплота соделается постоянною, тогда будет умиление великое и постоянное, а ему последует и истинный плач, о коем должно заботиться, понуждая себя, дабы получить его» 727 .

Выясняя далее условия, необходимые для истинной молитвы, следует остановиться на словах святого Каллиста патриарха, в которых он поучает: «Если хочешь научиться, как должно молиться, взирай на конец внимания, или и молитвы. Конец же сей есть умиление, сокрушение сердца, любовь к ближнему; чему противоположное само собою явно, именно – помысл похоти, шептание клеветы, ненависти к ближнему и сему подобное. Все сие несовместимо с деланием молитвы» 728 . Итак, одним из главных условий чистой молитвы является умиление.

Об условиях стяжания и появления умиления подробно излагает святой Кассиан Римлянин: «Умиление, посещением которого объятый ум возбуждается к чистой и пламенной молитве, находит при разных случаях, как показал опыт. Иногда во время пения псалмов слова какого-либо стиха подавали повод к пламенной молитве, иногда (благозвучная мелодия братнего голоса возбуждала души изумленных к напряженному молению. Знаем также, что иногда внятное и благоговейное пение много вливало горячности в предстоящих; а нередко увещание мужа совершенного и духовное собеседование возбуждали в лежащих, когда преклоняли колена, чувство к обильному излиянию молитв. Бывало, что не менее сильно были восхищаемы к полному умилению погибелью брата или дорогого какого человека. Также воспоминание о нашей холодности и лености иногда наводило на нас спасительный жар духовный. И вообще, – заключает святой отец, – случаи, в которых Божия благодать пробуждает наши души от бесчувствия и сонливости, бесчисленны» 729 .

Изложенные случаи умиления характеризуются главным образом тем, что оно появляется помимо усилий человека. Но для молящегося очень важно самому обрести это умиление, которого часто при «бесчувствии души» не бывает при молитве.

Указания на способы стяжания умиления также имеются у святых подвижников. Так, святой Феолипт Филадельфийский утверждает, что «когда ум и мысль предстоят Богу напряженным устремлением к Нему ока и теплым молением, тогда последует и умиление сердечное» 730 .

«Как стяжавать умиление в молитве, чтении и псалмопении?» – спрашивают святые Варсануфий и Иоанн. «Умиление в молитве, – отвечают они, – приходит от воспоминания о грехах своих. Молящийся должен привести себе на память дела свои, и то, как бывают судимы делающие подобное оным, и страшный оный глас: «Идите от Меня проклятии во огнь вечный» ( Мф.25:41 ). При чтении же и псалмопении умиление приходит, когда кто возбуждает ум свой ко вниманию произносимых им слов и восприемлет в свою душу силу, заключающуюся в них. При остающемся нечувствии не ослабевай, а все труди себя терпеливо; ибо милостив, и щедр, и долготерпелив Бог, принимающий наше тщание» 731 .

Таким образом, у молящегося не должно быть отговорок в том смысле, что он не может молиться из-за отсутствия настроения к молитве: это настроение, даже само умилений, должен он создавать себе по указанным способам святыми подвижниками, прошедшими все это опытным путем 732 .

К сказанному об умилении следует добавить, что оно обнаруживается в человеке различно. «Как при разных случаях находит умиление, так разно и выражается оно: иногда обнаруживается оно неизреченною некою радостию духовною; иногда погружает в глубокое молчание все силы и движения души; иногда изводит более или менее обильные слезы. Слезы или плачевное некое настроение есть более обычное его выражение» 733 , – говорит святой Иоанн Кассиан Римлянин.

За сокрушением и умилением сердечным должно следовать умиротворение души и, как результат этого, – любовь к ближним, что крайне необходимо для всякой истинной молитвы. «Мир и любовь благоприятною делают молитву» 734 , – утверждают святые Каллист и Игнатий. Поэтому-то преподобный Нил Синайский и предупреждает: «Никогда не презирай проливающего слезы бедняка, чтобы не были презрены слезы твоей молитвы» 735 .

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Подобно этому и святой Симеон Благоговейный говорит: «Не должно отвращаться от ищущих пользы (болящих, скорбящих) под предлогом беседы с Богом, ибо любовь лучше молитвы» 736 . Вследствие этого не принесет пользы та молитва, которая совершается для того, чтобы извинить и оправдать себя в неоказании необходимой помощи ближнему. Такая молитва будет эгоистической и далеко отстоит от любви к ближнему, без чего не будет услышанной. Доброе же расположение к ближним сообщает высшее качество молитве и подкрепляет ее. «Прекрасна молитва, – говорит святой Ефрем Сирианин, – но ее укрепляет милостыня» 737 .

При молитве начинаю плакать
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here