Псалом 1 текст молитвы

Самое детальное описание: псалом 1 текст молитвы специально для посетителей нашего ресурса.

1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,

2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

4 Не так — нечестивые, [не так]: но они — как прах, возметаемый ветром [с лица земли].

5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных.

6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Псалом Давида

В еврейской, греческой и латинский Библиях именем Давида этот псалом не надписывается. Псалом не содержит указаний, по которым бы можно было узнать как писателя псалма, так время и обстоятельства его происхождения. В содержании обще говорится о судьбе праведных и нечестивых, почему этот псалом может рассматриваться как введение ко всей Псалтири, более всего касающейся изображения судьбы праведных и нечестивых.

Во многих древнегреческих рукописях, когда кн. Деяний приводит место из настоящего второго псалма: «Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» (Пс II:7 см. Деян XIII:33), то говорит, что оно находится в первом псалме ( en tw protw yalmw ). Последнее указывает, что некогда настоящий первый и второй псалмы составляли один, первый псалом, почему и писателем последнего было одно лицо с писателем настоящего второго псалма, и написан он по одинаковому с последним поводу, т. е. во время Давида, Давидом, по поводу войны его с сиро-аммонитянами (см. 2 псалом).

Кто не поступает нечестиво, но всегда следует Закону Бога, тот блажен как дерево, посаженное при воде (1-3). Нечестивые же будут отвергнуты Богом (4-6).

1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,

1. «Блажен» — синонимично выражению «счастлив». Под последним нужно разуметь как внешнее земное благополучие (сл. 3 ст.), так и награду на суде Божием, т. е. духовное блаженство, небесное. «Муж», часть вместо целого (метонимия) — вообще человек. «Нечестивый» — внутренне разобщенный с Богом, имеющий и духовно живущий настроениями, несогласными с возвышенными заповедями закона: «грешный» — упрочивающий свое дурное внутреннее настроение в соответствующих внешних поступках, «развратитель» (евр. letsim, греч. loimnw — насмешник) — не только поступающий лично дурно, но и издевающийся над праведным родом жизни. «Не ходит, не стоит, не сидит» — три степени уклонения ко злу, в виде ли внутреннего, хотя и главенствующего, но не постоянного влечения к нему («не ходит»), или в упрочении в себе зла путем внешних поступков («не стоит»), или в полном уклонении к нему, доходящем до внешней борьбы с божественным учением и до пропаганды своих воззрений.

2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

2. Характеристика праведника с положительной стороны. — «В законе Господа воля его». — «Воля» — настроение, влечение праведного к «закону Господа», не только к тому, который выражен в десятословии Моисея, но ко всему Божественному откровению. «Размышлять день и ночь» — всегда согласовать свое поведение с этим откровением, для чего необходимо всегдашнее памятование о нем (см. Втор VI:6-7).

3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

3. Следствием внутреннего усвоения праведником закона и жизни по нему будет его внешнее благополучие и успех в делах. Как дерево, растущее при воде, имеет постоянно влагу для своего развития, а потому и бывает плодоносным, так и праведник «во всем, что он ни делает, успеет», так как ему покровительствует Бог.

4 Не так — нечестивые, [не так]: но они — как прах, возметаемый ветром [с лица земли].
5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных.
6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

4-6. Не таково положение нечестивых. Они, как «прах». Пыль, мякина, легко уносимая ветром; их внешнее положение неустойчиво и непрочно. Так как нечестивые проникнуты и живут не по заповедям Бога, то они не могут «устоять на суде» пред Ним и не могут быть там, куда собраны будут («в собрании») праведники, так как Господь «знает» (в смысле печется, любит), а потому и награждает поведение («путь» — деятельность, ее направление) праведных, а нечестивых губит. В данных стихах нет точного указания, какой разумеется суд Бога — на земле ли, при жизни человека или после его смерти. Но в том и другом случае остается одинаковый смысл — Господь наградит только праведных.

История еврейского народа представляет много фактов, показывающих, что и при земной жизни, когда Господь является судьей человека, Он карает нечестивых. Но так как землею не ограничивается существование человека, то и конечный суд над ним будет произведен в последний день, т. е. на страшном суде (ср. Мф III:12; 1 Кор VI:2).

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Давид был крайне преданным Господу человеку. Он всегда уповал на Него и желал прославить своего Творца. Главным его желанием было — возвести дом Господу в Иерусалиме, но из-за греха прелюбодеяния Бог не позволил ему этого сделать. Все, что смог царь Давид — это перенести ковчег завета и записать несколько псалмов по этому поводу.

Другие псалмы царя Давида:

Псалом 23 — это одна из песней славы, которые Давид посвятил Богу во время перемещения ковчега завета в Иерусалим.

По своему содержанию и стилю написания песня 23 очень схожа с 14-ой, поэтому исследователи полагают, что написание двух этих текстов было приурочено к одному событию — перенесение Ковчега Завета из дома Аваддарова в скинию на Сион. Слова псалма «Поднимите врата ваши» говорят о том, что песня звучала уже при приближении процессии с ковчегом к воротам Иерусалима.

Псалом описывает величие Господа Творца, который создал и созидает землю. Толкуют песню обычно по стихам:

  1. Стихи 1-2: Давид описывает создание земли, уделяя внимание тому, что Господь утвердил ее и по Его слову она стоит. Описывается создание мира, что перекликается с первыми главами Бытия. Прослеживается связь созданного с Создателем, т.е. земля и все, что на ней пребывает — принадлежит Всевышнему. При этом указывается на твердость ее положения, несмотря на окружающие ее движимые стихии (воды).
  2. Стихи 4-5: описывается тот, кто достоин быть с Господом, кто заслужил это своей невинностью. До конца не понятно, кому именно подразумевает автор: человека, который исполняет заветы Божьи и по закону считается праведником, или слова пророческие и говорят о Иисусе Христе — единственном праведном человеке.
  3. Стихи 6-7: автор побуждает людей быть готовыми к встрече с господом. В историческом контексте — это прибытие ковчега в Иерусалим, в духовном — встреча человека с Господом во время второго пришествия или после смерти.
  4. Стихи 8-10: Давид задает вопрос людям, кто есть их Бог? И сам отвечает на него — восхваляя дела Господа и Его заступничество за евреев в битвах и сражениях с врагами-язычниками.

Ещё интересные статьи о православии:

Касательно места «Поднимите, врата, верхи ваши» стоит сказать, что это выражение сегодня достаточно непонятно, хотя в древние времена звучало вполне естественно — ворота в древних городах были очень низкими, с поднимающимся механизмом. Они делались такими во избежание нападения и для максимальной защиты города. Поэтому Давид восклицает и призывает жителей Иерусалима поднимать верха, т.е. ворота — ведь процессия была достаточно большой, а ковчег несли на плечах левиты. Чем была почтеннее персона, проходящая в ворота, тем выше они поднимались.

Важно! Давид призывает поднять ворота максимально высока, потому что Господь — это самая почитаемая и заслуживающая максимальной славы Личность.

Псалом читают во время богослужений на церковнославянском языке:

Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней. Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть. Кто взыдет на гору Господню? Или кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему. Сей приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога, Спаса своего. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы.

Дома прихожанин может изучать Псалтирь самостоятельно на русском языке:

1 Господня земля и что наполняет ее,

вселенная и все живущее в ней.

2 Ибо Он основал ее на морях,

3 Кто взойдет на гору Господню,

или кто станет на святом месте Его?

4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто,

кто не клялся душею своею напрасно

и не божился ложно (ближнему своему);

5 тот получит благословение от Господа

и милость от Бога, Спасителя своего.

ищущих лица Твоего, Боже Иакова!

7 Поднимите, врата, верхи ваши,

и поднимитесь, двери вечные,

Господь крепкий и сильный,

9 Поднимите, врата, верхи ваши,

и поднимитесь, двери вечные,

Следует сосредоточиться на тексте и приглушить свет — лучше всего зажечь свечу или лампаду у иконы Святой Троицы или Иисуса Христа. Читают текст вполголоса, без интонаций. Для лучшего понимания написанного, можно параллельно изучать толкования святых отцов на это место.

Совет! Произносить текст желательно во время особенного состояния сердца — когда оно хвалит и прославляет Господа за все, что Тот сделал жизни. Для этого можно заучить текст на память, чтобы читать его в любом месте.

1 Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою.

2 Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе.

3 Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, [когда] воззову [к Тебе], скоро услышь меня;

4 ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня;

5 сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой;

6 от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей.

7 Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах;

8 не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле.

9 Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною.

10 Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами,

11 от гнева Твоего и негодования Твоего, ибо Ты вознес меня и низверг меня.

12 Дни мои — как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава.

13 Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род.

14 Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его,- ибо пришло время;

15 ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют.

16 И убоятся народы имени Господня, и все цари земные — славы Твоей.

17 Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей;

18 призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их.

19 Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа,

20 ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю,

21 чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти,

22 дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его — в Иерусалиме,

23 когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу.

24 Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои.

25 Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов.

26 В начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса — дело Твоих рук;

27 они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся;

28 но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся.

29 Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицем Твоим.

На долю царя Давида, который назван в Писании «мужем по сердцу Божьему» выпало немало испытаний. Некоторые из них случались по Божьему плану, некоторые стали следствием падений и грехов самого Давида. Его псалмы — это хороший пример человека, который страдает, падает, но не перестает поклоняться Господу. Псалом 12 — это размышление, это надежда на Господа и молитва к Нему.

Точно не известно, какое именно событие толкнуло царя на данный текст, но надежда, выраженная последними стихами, может говорить о том, что момент написания пришелся на некий конец какого-либо испытания. Как известно, у пророка Давида была сложная жизнь, полная не только его собственными грехами, но и испытаниями от Господа, а также борьбы за власть и за народ.

Известно, что данная песнь написана почти сразу после создания 7-го псалма, который был приурочен к пророчеству Нафана о победе над Авессаломом. Как известно, дочь царя Фамарь, сестра Авессалома, была изнасилована своим сводным братом — Амноном. В результате этого, один брат убил другого и стал планировать сбросить с престола отца.

Другие псалмы царя Давида:

Авессалом настроил против Давида его приближенных и царь был вынужден бежать. В итоге он получил пророческое слово от Нафана о том, что победа останется за царем и Авессалом будет поражен.

Надпись в начале песни «в конец» говорит о победе над Авессаломом, т.е. победа, которая была в конце. Поэтому песня заканчивается хвалой и словами радости о победе и милости Божьей!

Данный текст содержит в себе одну молитву к Господу, которая проходит различные стадии. Псалом можно разделить на три основные части:

  1. Жалоба автора на то, что Господь покинул и не дает облегчение измученной душе.
  2. Ревностное прошение к Творцу о помощи и утешении.
  3. Надежда на ответ Всевышнего и радость о том, что грядет милостивое избавление.

Толковать псалом необходимо по стихам, это позволяет подробно рассмотреть текст и понять его:

  • Стихи 1-6: Давид жалуется Господу и изливает перед Ним все страдания и горести, которые присутствуют в его жизни. Изливая свои мысли и тягости перед Господом, дух автора получает утешение и надежду. При этом звучат жалобы на недоброжелательность Господа — Тот оставил автора и забыл Свои заветы, раз допустил такие испытания в жизнь своего помазанника.

Читайте также интересные статьи:

При этом сам автор беспокоиться, он оказался в недоумении, у него много вопросов и нет совсем ответов на них. Его сердце переполняет скорбь, все его планы не удались, и он не знает, что еще предпринять. При этом враги высокомерны и ждут только момента, когда царь упадет. Все это автор высказывает Господу, но не в пафосной форме, а в форме обсуждения, он задает простые вопросы, в надежде получить ответы. Он просит Господа ответить ему.

  • Стих 7: в нем происходит переломный момент в самом настроении автора, если до него были жалобы и просьбы, то тут дух певца вновь наполняется надеждой. Он вспоминает свою надежду в Господе, что Тот не забывает человека и не нарушает Свои заветы. Молитвы становятся полноценной хвалой Богу. Разговаривая с Господом, Давид смог превратить свою скорбь и разочарование в благодарение и упование. От уныния и печали автор переходит к радости.

Важно! Этот псалом является отличным примером того, как необходимо христианину поступать в его жизни. При наступлении отчаянного момента, когда кажется, что ничто не спасет, приходить к Творцу и приносить свои отчаяния перед Ним, чтобы в процессе молитвы, печали стали утешением и радостью, а просьбы переросли в хвалу!

Данный псалом входит во 2-ую кафизму, его читают в моменты смущения духа и необходимости Божьей защиты и поддержки от сил зла. При этом неважно на каком языке христианин будет его читать на церковнославянском, как он слышит в храме:

В коне́ц, псалом Давиду. Доко́ле, Го́споди, забу́деши мя до конца́? Доко́ле отвраща́еши лице́ Твое́ от менé? Доко́ле положу́ сове́ты в души́ мое́й, боле́зни в се́рдце мое́м день и нощь? Доко́ле вознесе́тся враг мой на мя? При́зри, услы́ши мя, Го́споди Бо́же мой, просвети́ óчи мои́, да не когда́ усну́ в смерть, да не когда́ рече́т враг мой, укрепи́хся на него́. Стужа́ющии ми возра́дуются, а́ще подви́жуся. Аз же на ми́лость твою́ упова́х, возра́дуется се́рдце мое́ о спасе́нии Твое́м, воспою́ Го́сподеви благоде́явшему мне и пою́ и́мени Го́спода Вы́шняго.

Или на современном русском языке, для лучшего понимания текста:

2 Доколе, Господи, будешь забывать меня до конца? Доколе будешь отвращать лицо Твоё от меня?

3 Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моем день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною?

4 Взгляни, услышь меня, Господи, Боже мой, просвети очи мои,

5 да не усну я смертным сном, да не скажет враг мой: .

6 Теснящие меня возрадуются, если я поколеблюсь,

7 но я на милость Твою уповаю. Возрадуется сердце моё о спасении Твоём: воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и воспою имя Господа Всевышнего.

Лучше всего к чтению приступать в спокойное время утром или вечером, когда можно беспрепятственно сосредоточиться на тексте. Можно зажечь свечу или лампаду перед иконой Иисуса Христа, но строго правила в этом отношении нет.

Совет! Важнее всего — это иметь правильный настрой на чтение и молитву, спокойный дух и мир в сердце. Крайне полезно параллельно с текстом просматривать толкования святых отцов, чтобы лучше разобраться с историей создания и понять, о чем говорит автор.

Псалтирь начинается с псалма 1, текст которого знает каждый христианин, ведь он часто цитируется во время богослужения и именно с него начинается чтение Псалтыря в Великий пост. Несмотря на то, с него начинается Псалтырь, автором текста не является псалмопевец Давид. Текст наполнен размышлениями о праведности человека.

Авторство текста до сих пор не установлено, но это не был царь Давид, поскольку в еврейской, греческой и латинских Письменах он обычно подписывался под своими текстами. Поскольку псалом относится к типу песней-размышлений, нет в нем описаний каких-либо событий или отсылок к историческим периодам. Это мешает установить также время написания и исторический контекст.

Содержание описывает лишь различия между судьбой праведных и неправедных людей, и прекрасно подходит как введение в поэтическую книгу Псалтирь.

Ещё статьи о псалмах Давида:

Из-за более поздних отсылок (книга Деяний, например) исследователи приходят к выводу, что ранее первый и второй псалмы были одной песнью. Если это правильная догадка, тогда можно сказать, что два первых псалма были написаны Давидом, во времена его войны с сирийцами и аммонитянами, которые описываются в книге Царств.

Главной идеей текста является мысль, что праведник — блажен. Под словом «блажен» подразумевается слово счастлив, т.е. человек, который исполняет заповеди Божьи и ходит Его путями — счастливый. Имеет в виду не только земное благополучие, но и духовное состояние спокойствия и счастья. Под словом «муж» имеет в виду просто человек, а нечестивый тут — человек, который не имеет ничего общего с Господом и заповедями.

Более подробный разбор стихов даст лучшее представление о тексте:

Псалом 1 входит в первую кафизму и читается на утренней службе, т.е. в субботу вечером в храме. Дома можно читать данный текст на русском языке или в современном переводе:

1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,

2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

4 Не так — нечестивые, [не так]: но они — как прах, возметаемый ветром [с лица земли].

5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных.

6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Когда лучше всего читать песнь? На самом деле, псалмы настолько душевные и наполненные понятные и привычными человеческими переживаниями, что особого повода для чтения их искать не надо.

Первый псалом можно читать, когда:

  • сердце наполнено унынием;
  • вера пошатнулась в испытаниях и нуждается в поддержке;
  • перед началом сельскохозяйственных работ;
  • когда наступает период искушений.

Важно! В такие моменты, псалом перестает быть священным текстом и становиться молитвой человека, поэтому надо максимально сосредоточить свое внимание на словах и переживать их, а не просто заученно читать.

1 Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе,

1 Блажен муж, который не пошёл на совет нечестивых, и на путь грешных не стал, и на седалище губителей не сел,

2 но в законе Господни воля eго, и в законе Его поучится день и нощь.

2 но в законе Господнем – воля его, и в закон Его вникать он будет день и ночь.

3 И будет яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист eго не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет.

3 И будет как дерево, посаженное при источниках вод, которое плод свой даст во время своё, и лист его не опадёт, и во всём, что бы ни делал, преуспеет.

4 Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, eгоже возметает ветр от лица земли.

4 Не так нечестивые, не так, но как прах, что сметает ветер с лица земли.

5 Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных.

5 Потому не восстанут нечестивые на суде, как и грешники – в совете праведных,

6 Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.

6 ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,
2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.
4 Не так — нечестивые, [не так]: но они — как прах, возметаемый ветром [с лица земли].
5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных.
6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Первым словам псалма сего предшествует надпись: Псалом Давиду. Эта надпись означает, что составление сего первого псалма приписывалось Давиду, царю еврейскому и пророку Божию. К этой надписи в «Учебной Псалтири» сделано прибавление: не надписан у еврей. Эти последние слова означают, что в еврейской Библии псалом этот не имеет надписания. В первом псалме изображается блаженное состояние праведника в противоположность гибельному состоянию нечестивых, – в этом и заключается, по мнению св. отцов, причина того, что этот псалом помещен первым, как бы во главе всех прочих псалмов, потому что блаженство есть основание и начало учения о нравственной жизни людей, и оно сообщается только людям праведным, то есть охотно исполняющим закон Господень.

Пс.1:1 Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе.

Пс.1:2 Но в законе Господни воля его, и в законе его поучится день и нощь.

По смерти Моисея, «раба Господня», пророка и вождя евреев, Господь явился Иисусу Навину, «служителю Моисея», и изрек ему Свою волю в таких выражениях: «Будь тверд и мужайся, и да не отступит книга закона Божия от уст твоих, и да поучаешися в ней день и ночь, тогда будешь благоуспешен во всех путях и делах твоих» (см. Нав. 1:7–8 ). В неуклонном исполнении сей воли Божией и заключается благочестие верующего человека и соединенное с ним блаженство. Таким образом, и псалмопевец во 2-м стихе первого псалма выражает блаженство благочестивых изречениями Самого Господа Бога.

Пс.1:3 И будет яко древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет.

Пс.1:4 Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли.

Да, нечестивые не так, как благочестивые, которые во всем, что ни предпринимают, что ни делают, имеют успех; потому что все делают с надеждой на помощь Божию. Как на корни дерева, посаженного при водных источниках, всегда изливается влага, и оно всегда зеленеет и приносит обильный плод, так и на труды и занятия благочестивого человека изливается благодать Божия, и труды эти всегда благоуспешны. Но дела нечестивых лишены благодатного Божия содействия и потому, как прах, возметаемый ветром от лица земли, дела эти уничтожаются и не приносят плода, не имеют никаких благотворных последствий. Потому что нечестивые не знают Бога и отказываются искать и познавать Его. Они, как фараон египетский, на представление Моисея и Аарона отпустить народ Божий в пустыню, отвечают: «Кто такой Господь, чтобы я послушался голоса Его и отпустил Израиля? «Я не знаю Господа» ( Исх. 5:2 ). Они, по долготерпению Божию, пользуются часто всеми благами мира сего; а между тем, как написано в книге Иова, они говорят Богу: «Отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих! Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?» ( Иов.21:14–15 ). Будучи безбожниками, они живут во грехе и предаются всем порокам, всем постыдным страстям ( Рим. 1:24–32 ). Будучи сами злы и безумны, они преследуют верующих ( Ин. 16:23 ).

Пс.1:5 Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных.

В переводе с еврейского: Не устоят нечестивые на суде, не устоят потому, что подобны земному праху, не утверждены верою во Христа и уже осуждены, по слову Самого Спасителя: «Иже не имет веры, осужден будет» ( Мк. 16:16 ). А потому в словах псалма: Не воскреснут нечестивии на суд – нет противоречия со словами Св. Евангелия: «вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота: а сотворшии злая, в воскрешение суда» ( Ин. 5:28–29 ). Итак, все воскреснут, только нечестивые не будут стоять на суде вместе с праведными ( Мф. 25:32 ), а вместе с грешниками будут осуждены, праведные же и благочестивые по воскресении последуют в Царствие Божие, или – что то же – в жизнь вечную, как говорит и Сам Спаситель: «Аминь, аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе Моего и веруяй пославшему Мя, имать живот вечный, и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот» ( Ин. 5:24 ).

Пс.1:6 Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.

Это значит, что Всеведущему и Праведному Судии все известно. Он и до суда все знает и не имеет потому нужды ни в доказательствах, ни в обличениях. Под путем обыкновенно разумеется не дорога, по которой ходим, а все дела, мысли и намерения наши, а потому и заключительные слова псалма: путь нечестивых погибнет означают, что дела, замыслы, козни нечестивых, а с ними вместе и сами они погибнут.

Итак, блаженны все те, которые ищут Господа Бога всем сердцем своим ( Пс. 118:2, 33:11 ), которые находят удовольствие в законе Божием и размышляют о нем день и ночь ( Пс. 11:1, 1:2 ), которые слушают Слово Божие и поступают по нему ( Иак. 1:22–25 ; Лк. 11:28 ). Блаженны все те, на которых в день суда прострется благословение Отца Небесного, изреченное устами Сына Божия: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» ( Мф. 25:34 ). Но «какая скорбь наполнит сердце грешника в тот час, когда Судия Христос воссядет на страшном престоле Своем, все поколения предстанут пред Ним и откроются все тайны сердечные! Страшен суд, страшен Судия, страшен сей час. Блажен, кого покроет тогда благость Твоя, Господи!» (Псалтирь св. Ефрема Сирина).

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 1 онлайн

1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,

2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

Видео (кликните для воспроизведения).

4 Не так – нечестивые, [не так]: но они – как прах, возметаемый ветром [с лица земли].

5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных.

6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Царь Давид. Художник Марк Шагал

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 2 онлайн

1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?

2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.

3 «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их».

4 Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.

5 Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:

6 «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;

7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;

8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;

9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».

10 Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!

11 Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом.

12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 3 онлайн

1 Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.

2 Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня

3 многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге».

4 Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою.

5 Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей.

6 Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня.

7 Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня.

8 Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых.

9 От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое.

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 4 онлайн

1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Давида.

2 Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою.

3 Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?

4 Знайте, что Господь отделил для Себя святаго Своего; Господь слышит, когда я призываю Его.

5 Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь;

6 приносите жертвы правды и уповайте на Господа.

7 Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи!

8 Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино и елей умножились.

9 Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 5 онлайн

1 Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида.

2 Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.

3 Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.

4 Господи! рано услышь голос мой, – рано предстану пред Тобою, и буду ожидать,

5 ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;

6 нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.

7 Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.

8 А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.

9 Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.

10 Ибо нет в устах их истины: сердце их – пагуба, гортань их – открытый гроб, языком своим льстят.

11 Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.

12 И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.

13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 6 онлайн

1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.

2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня.

3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;

4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?

5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,

6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?

7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою.

8 Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих.

9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,

10 услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою.

11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 7 онлайн

1 Плачевная песнь, которую Давид воспел Господу по делу Хуса, из племени Вениаминова.

2 Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня;

3 да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего [и спасающего].

4 Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих,

5 если я платил злом тому, кто был со мною в мире, – я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом, ‑

6 то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах.

7 Восстань, Господи, во гневе Твоем; подвигнись против неистовства врагов моих, пробудись для меня на суд, который Ты заповедал, ‑

8 сонм людей станет вокруг Тебя; над ним поднимись на высоту.

9 Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне.

10 Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!

11 Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем.

12 Бог – судия праведный, [крепкий и долготерпеливый,] и Бог, всякий день строго взыскивающий,

13 если кто не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его,

14 приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими.

15 Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь;

16 рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил:

17 злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя.

18 Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего.

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 8 онлайн

1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Давида.

2 Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!

3 Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.

4 Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил,

5 то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?

6 Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его;

7 поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его:

8 овец и волов всех, и также полевых зверей,

9 птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями.

10 Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 9 онлайн

1 Начальнику хора. По смерти Лабена. Псалом Давида.

2 Буду славить [Тебя], Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои.

3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний.

4 Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицем Твоим,

5 ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный.

6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки.

7 У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними.

8 Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой,

9 и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте.

10 И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби;

11 и будут уповать на Тебя знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.

12 Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его,

13 ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных.

14 Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, – Ты, Который возносишь меня от врат смерти,

15 чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоем.

16 Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.

17 Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих.

18 Да обратятся нечестивые в ад, – все народы, забывающие Бога.

19 Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет.

20 Восстань, Господи, да не преобладает человек, да судятся народы пред лицем Твоим.

21 Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они.

22 Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?

23 По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.

24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя.

25 В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!»

26 Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;

27 говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»;

28 уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком – его мучение и пагуба;

29 сидит в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным;

30 подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои;

31 сгибается, прилегает, – и бедные падают в сильные когти его;

32 говорит в сердце своем: забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда.

33 Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных [Твоих до конца].

34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»?

35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник.

36 Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.

37 Господь – царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его.

38 Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое,

39 чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле.

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 10 онлайн

Начальнику хора. Псалом Давида.

1 На Господа уповаю; как же вы говорите душе моей: «улетай на гору вашу, как птица»?

2 Ибо вот, нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем.

3 Когда разрушены основания, что сделает праведник?

4 Господь во святом храме Своем, Господь, – престол Его на небесах, очи Его зрят [на нищего]; вежды Его испытывают сынов человеческих.

5 Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его.

6 Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер – их доля из чаши;

Видео (кликните для воспроизведения).

7 ибо Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника.

Псалом 1 текст молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here