Псалом 120 молитва

Самое детальное описание: псалом 120 молитва специально для посетителей нашего ресурса.

Песнь восхождения

120 псалом можно считать написанным евреями во время плена: словами этого псалма они молились, обратившись к Сиону.

Я постоянно обращаюсь к родным горам и жду помощи только от Господа, Творца неба и земли (1-2). Господь, твой хранитесь, не дремлет над тобой: Он сохранит Израиля от всякого зла, во всех делах его (3-8).

1 Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя.
2 Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю.

1-2. Еврей в плену молитвенно обращался к горам родной Иудеи и оттуда от Сиона, от Бога, Творца и Господа всего мира, ожидал себе помощи.

3 Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя;
4 не дремлет и не спит хранящий Израиля.

3-4. «Не даст Он поколебаться ноге твоей». Молящегося и унывающего пленника писатель ободряет. Он советует не колебаться в вере в Бога, не отчаиваться в надежде на спасение из плена, так как над ним бодрствует Бог, Который не даст ему погибнуть.

5 Господь — хранитель твой; Господь — сень твоя с правой руки твоей.
6 Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью.

6. «Господь сохранит от всяких бедствий» — солнце не сожжет днем, а луна — ночью. Луна здесь считается источником часто жгучего на востоке ночного холода (ср. Быт XXX:40).

7 Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою [Господь].
8 Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек.

8. «Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое» — сохранит Израиля, где бы он ни был — в доме ли или вне его. Весь псалом представляет молитву к Богу о подкреплении во время плена и об освобождении из него.

Этот псалом употребляется на полуночнице, имеющей в основе своего происхождения притчу Иисуса Христа о Женихе, пришедшем в полночь, и о десяти девах. Эта притча указывает на неожиданность наступления Страшного Суда, почему Церковь внушает верующим бодрствование о своем поведении, постоянную молитву к Богу и веру только в Него одного.

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

1 Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя.

2 Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю.

3 Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя; 4 не дремлет и не спит хранящий Израиля.

5 Господь — хранитель твой; Господь — сень твоя с правой руки твоей.

6 Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью.

7 Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою [Господь].

8 Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек.

1 Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя.

2 Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю.

3 Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя;

4 не дремлет и не спит хранящий Израиля.

5 Господь — хранитель твой; Господь — сень твоя с правой руки твоей.

6 Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью.

7 Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою [Господь].

8 Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек.

Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Славьте Бога богов, ибо вовек милость Его.

Славьте Господа господствующих, ибо вовек милость Его; Того, Который один творит чудеса великие, ибо вовек милость Его; Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его; утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его; сотворил светила великие, ибо вовек милость Его; солнце — для управления днем, ибо вовек милость Его; луну и звезды — для управления ночью, ибо вовек милость Его;

Поразил Египет в первенцах его, ибо вовек милость Его; и вывел Израиля из среды его, ибо вовек милость Его; рукою крепкою и мышцею простертою, ибо вовек милость Его; разделил Чермное море, ибо вовек милость Его; и провел Израиля посреди его, ибо вовек милость Его; и низверг фараона и войско его в море Чермное, ибо вовек милость Его;

Провел народ Свой чрез пустыню, ибо вовек милость Его; поразил царей великих, ибо вовек милость Его; и убил царей сильных, ибо вовек милость Его; Сигона, царя Аморрейского, ибо вовек милость Его; и Ога, царя Васанского, ибо вовек милость Его; и отдал землю их в наследие, ибо вовек милость Его; в наследие Израилю, рабу Своему, ибо вовек милость Его;

Вспомнил нас в унижении нашем, ибо вовек милость Его; и избавил нас от врагов наших, ибо вовек милость Его; дает пищу всякой плоти, ибо вовек милость Его.

Псалом 120 можно считать написанным евреями во время плена: словами этого псалма они молились, обратившись к Сиону.

Я постоянно обращаюсь к родным горам и жду помощи только от Господа, Творца неба и земли (1–2). Господь, твой хранитель, не дремлет над тобой: Он сохранит Израиля от всякого зла, во всех делах его (3–8).

Пс.120:1 . Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя.

Пс.120:2 . Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю.

Еврей в плену молитвенно обращался к горам родной Иудеи и оттуда от Сиона, от Бога, Творца и Господа всего мира, ожидал себе помощи.

Пс.120:3 . Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя;

Пс.120:4 . не дремлет и не спит хранящий Израиля.

«Не даст Он поколебаться ноге твоей» . Молящегося и унывающего пленника писатель ободряет. Он советует не колебаться в вере в Бога, не отчаиваться в надежде на спасение из плена, так как над ним бодрствует Бог, Который не даст ему погибнуть.

Пс.120:6 . Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью.

Пс.120:7 . Го­с­по­дь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою [Го­с­по­дь].

«Господь сохранит. от всяких бедствий» – солнце не сожжет днем, а луна – ночью. Луна здесь считается источником часто жгучего на востоке ночного холода (ср. Быт. 31:40 ).

Пс.120:8 . Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек.

«Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое» – сохранит Израиля, где бы он ни был – в доме ли или вне его. Весь псалом представляет молитву к Богу о подкреплении во время плена и об освобождении из него.

Этот псалом употребляется на полуночнице, имеющей в основе своего происхождения притчу Иисуса Христа о Женихе, пришедшем в полночь, и о десяти девах. Эта притча указывает на неожиданность наступления Страшного Суда, почему Церковь внушает верующим бодрствование о своем поведении, постоянную молитву к Богу и веру только в Него одного.

1 Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя.

1 Возвёл я очи мои к горам, откуда придёт помощь моя.

2 Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю.

2 Помощь моя – от Господа, сотворившего небо и землю.

3 Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя,

3 Не давай поколебаться ноге твоей, и да не дремлет Хранящий тебя.

4 се не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля.

4 Вот, не задремлет и не уснёт Хранящий Израиля.

5 Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою.

5 Господь сохранит тебя, Господь – твой покров на правую руку твою:

6 Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию.

6 днём солнце не сожжёт тебя, ни луна ночью.

7 Господь сохранит тя от всякаго зла, сохранит душу твою Господь.

7 Господь сохранит тебя от всякого зла, сохранит душу твою Господь,

8 Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, отныне и до века.

8 Господь сохранит вход твой и выход твой отныне и до века.

Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. Помощь моя от Господа, Сотворшаго небо и землю. Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя, се не воздремлет, ниже уснет Храняй Израиля. Господь сохранит тя, Господь Покров твой на руку десную твою. Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию. Господь сохранит Тя от всякаго зла, сохранит душу твою Господь. Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, отныне и до века.

1 Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем.

1 Возвеселился я о сказавших мне: «В дом Господа мы пойдём».

2 Стояще бяху ноги наша во дворех твоих, Иерусалиме.

2 Стояли ноги наши во дворах твоих, Иерусалим.

3 Иерусалим зиждемый яко град, eмуже причастие eго вкупе.

3 Иерусалим, созидаемый как город, чья общность – в его единстве.

4 Тамо бо взыдоша колена, колена Господня, свидение Израилево, исповедатися имени Господню,

4 Ибо туда взошли колена, колена Господни, во свидетельство Израилю, прославлять имя Господне,

5 яко тамо седоша престоли на суд, престоли в дому Давидове.

5 ибо там поставлены престолы для суда, престолы в доме Давидовом.

6 Вопросите же яже о мире Иерусалима: и обилие любящым тя.

6 Просите же того, что к миру Иерусалима; и изобилие – любящим тебя;

7 Буди же мир в силе твоей и обилие в столпостенах твоих.

7 да будет же мир в силе твоей, и изобилие в башнях твердынь твоих.

8 Ради братий моих и ближних моих глаголах убо мир о тебе.

8 Ради братьев моих и ближних моих я говорил «мир» о тебе;

9 Дому ради Господа Бога нашего взысках благая тебе.

9 ради дома Господа, Бога нашего, взыскал я блага тебе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Стояще бяху ноги нашя во дворех Твоих, Иерусалиме. Иерусалим зиждемый яко град, емуже причастие его вкупе. Тамо бо взыдоша колена, колена Господня, свидение Израилево, исповедатися имени Господню, яко тамо седоша престоли на суд, престоли в дому Давидове. Вопросите же яже о мире Иерусалима: и обилие любящым тя. Буди же мир в силе твоей и обилие в столпостенах твоих. Ради братий моих и ближних моих глаголах убо мир о тебе. Дому ради Господа Бога нашего взысках благая тебе.

Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944). Мч. Диомида врача (298). Мчч. 33-х Палестинских.

Прп. Херимона Египетского (IV). Мч. вел. кн. Константина (1714) (Румын.)1.

Сщмч. Александра Соколова пресвитера, прмц. Анны Ежовой, мч. Иакова Гортинского (1937).

Фео́доровской (1239) и «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской) (1904) икон Божией Матери.

Образа: Кол., 250 зач., I, 12–18. Лк., 48 зач. (от полý), IX, 51–56; X, 22–242. Ряд.: 2 Кор., 175 зач., IV, 1–6. Мф., 99 зач., XXIV, 13–28.

Псалмы – удивительные произведения, которые входят в сборник Псалтырь. Псалом 120 является особой песнью, которая восхваляет и благодарит за добрые деяния Господа.

В Православном богослужении текст псалма 120 зачитывается на церковнославянском. Дома многие праведники используют текст молитвы псалом 120 на русском языке.

1 Возведо́х о́чи мои́ в го́ры, отню́дуже прии́дет по́мощь моя́.

2 По́мощь моя́ от Го́спода, сотво́ршаго не́бо и зе́млю.

3 Не даждь во смяте́ние ноги́ твоея́, ниже́ воздре́млет храня́й тя,

4 се не воздре́млет, ниже́ у́снет храня́й Изра́иля.

5 Госпо́дь сохрани́т тя, Госпо́дь покро́в твой на ру́ку десну́ю твою́.

Псалом 120 Псалом 120
Песнь степе́ней. Песнь восхождения.
1 Возведо́х о́чи мои́ в го́ры, отню́дуже прии́дет по́мощь моя́. 1 Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя.
2 По́мощь моя́ от Го́спода, сотво́ршаго не́бо и зе́млю. 2 Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю.
3 Не даждь во смяте́ние ноги́ твоея́, ниже́ воздре́млет храня́й тя, 3 Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя;
4 се не воздре́млет, ниже́ у́снет храня́й Изра́иля. 4 не дремлет и не спит хранящий Израиля.
5 Госпо́дь сохрани́т тя, Госпо́дь покро́в твой на ру́ку десну́ю твою́. 5 Господь — хранитель твой; Господь — сень твоя с правой руки твоей.
6 Во дни со́лнце не ожже́т тебе́, ниже́ луна́ но́щию. 6 Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью.
7 Госпо́дь сохрани́т тя от вся́каго зла, сохрани́т ду́шу твою́ Госпо́дь.
Видео (кликните для воспроизведения).

6 Во дни со́лнце не ожже́т тебе́, ниже́ луна́ но́щию.

7 Госпо́дь сохрани́т тя от вся́каго зла, сохрани́т ду́шу твою́ Госпо́дь.

8 Госпо́дь сохрани́т вхожде́ние твое́ и исхожде́ние твое́, отны́не и до ве́ка.

1 Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя.

2 Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю.

3 Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя;

4 не дремлет и не спит хранящий Израиля.

5 Господь — хранитель твой; Господь — сень твоя с правой руки твоей.

6 Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью.

7 Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою Господь.

8 Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек.

Определенной даты написания молитвы нет. Имеет свое название «Песнь восхождения». Некоторые из псалмов также носят подобное имя. Все эти песни несут в себе похожий текст и главную мысль – восхваление Господа. Считается, что молитва написана в тяжелые времена плена еврейского народа вавилонянами. В некоторых писаниях эту песнь называют «Песней воина».

Некоторые толкователи утверждают, что текст написан в то время, когда Давид вел борьбу с врагами. Тогда войны были привычным делом.

Праведники читают текст по многим причинам. Одними из них являются:

  • Благодарность Господа за доброту;
  • Восхваление его деяний;
  • Вернуть надежду и веру;
  • Получить поддержку Всевышнего;
  • Быть уверенным в защите от врагов.

Толкование текста начинается именно с рассказа о восхождении на иерусалимскую гору прежних пленников.

Стихи 1-2: Утешение можно найти только в Господе. Даже в трудные минуты нужно найти силы бороться. Опираться нужно только на себя и на свою веру. Доверие к Богу – главная идея строк.

Стихи 3-4: Бог контролирует все то, что происходит на земле. Всевышний не дремлет. Он готов помочь всем, кто поистине верит и почитает его.

Стихи 5-6: Автор вносит характеристики Творца. Человек может справиться со всеми трудностями благодаря вере в Господа. Ведь он облегчает непростую судьбу простого человека.

Стихи 7-8: Господь всегда рядом. Он не позволит себе оставить свой народ в беде.

В Иудаизме зачитывается текст в момент поста, а также каждый месяц во время благословения луны. В Православии священнослужители читают молитву на церковнославянском во время богослужения полуночницы. В домашних условиях многие верующие читают псалом 120 на русском языке, который более понятен.

Пс.120:1 . Возведох очи мои в горы, отнюду же приидет помощь моя

сей песни пророчество о тех словах, которые говорили евреи в начале восхождения своего из Вавилона в Иерусалим. Горами здесь называют небеса по причине высоты их; так как они с неба ожидали подаяния им обыкновенной помощи от Господа, Который имел вывести их без вреда в отечество их – Иерусалим. Далее он сие объясняет. (1)

(1) Златословесного: Если Иудеи, сии грубые и пристрастные к земле люди, столько сделались усердными по возвращении из плена и бедствий и внимательны к небу, то тем более бедствие может исправить нас. Преподобного Никиты: сии слова произносит тот, кто недавно начал восходить из Вавилона страстей и бесов в мысленный град Иерусалим бесстрастия, т. е. каждый из нас верующих, для которых горы суть высокие заповеди Божии. Таковой только может возвесть очи и руки свои в горы – высокие заповеди Божии и на делание их, откуда приходить к нему всякая помощь против бесов и страстей и заступление его в немощи. Горами и Феодор Студийский назвал законы и заповеди Божии; вот его слова: Боже, вознесший меня на горы законов Твоих, просвети светом добродетелей, да пою Тебе!

Пс.120:2 . Помощь моя от Господа, створшаго небо и землю

Помощь моя, продолжает, придет от истинного Господа, Который создал небо и землю; так как созидание принадлежит истинному Господу. Так и к нам христианам может прийти помощь от Господа, когда мы возведем душевные очи наши на небо, отвратив их от всего земного. (1)

(1) Златоуста: Те, которые недавно говорили к дереву: Ты Бог мой! и к камню: ты меня родил, – теперь признают Творца вселенной и говорят: помощь моя от Господа; не от людей, или коней, и не от союзников, но от Господа. Это содействие непреодолимо и не только непобедимо, но и легко, если только мы внимательны к горнему. Для сего то одному сему животному (т. е. человеку) Бог устроил прямое положение тела, а глаза поместил на верху оного, чтобы чувственным сим устроением вразумлять, что должно смотреть на высоту и любомудрствовать о небесном. Тоже говорит и божественный Василий, присовокупляя: Итак, какое ты, человек, получил устройство, так располагай и своею жизнью: горнего ищи; будь в мыслях выше земного; имей жительство на небесах; там созерцай и любомудрствуй. В том же уверяет и один из мудрых, когда говорит: у мудрого очи на голове его ( Екк. 2:14 ). Opигeна: Я, говорит, возвел очи мои на горы, на святых ангелов, как имеющий получить от которого-либо из них помощь. И пришла ко мне помощь от Господа, сотворившего небо и землю. Ибо не без причины присовокупил: сотворившего небо и землю; если Он сотворил небо и землю, то Он может везде помочь, и в чужой земле и среди иноплеменников подать руку.

Пс.120:3 . Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя

Сии слова суть одно и то же с словами братолюбия, т. е. с прошением Бога со стороны каждого о брате своем. Не предай, говорит, брат мой, совращению и падению душевной ноги твоей, и не оставляй ровного пути добродетели, чтобы и Бог, хранящий тебя, не воздремал и не лишил благодати и попечения Своего. И поелику ты поползнулся по своей неосторожности ко греху, то бойся, чтобы Бог не перестал уже хранить тебя. Или говорит так: не предай человек хождения и жизни твоей вещам мятущимся, и не имеющим ничего постоянного и твердого, каковы: богатство, слава, удовольствия и все прочее скоро гибнущее в сем мире, но ходи всегда путем твердым и ровным, какова добродетель и исполнение Христовых заповедей; ибо оно может направить шествие твое по пути жизни сей ровному и безопасному. (1)

Пс.120:4 . Се не воздремлет ниже, уснет храняй Израиля

Если, говорит, ты, человек, удаляешься от ненадежных и временных житейских вещей и если ходишь по ровному и безопасному пути добродетели: то знай, что и Бог не воздремлет, и не уснет, т. е. не вознерадит о сохранении тебя, как зеницы ока благодатью и промыслом Своим; ибо Он тот, который и древнего Израиля хранил тогда; и Он же тот самый, который ограждает нового Израиля, т. е. нас – христиан. При чем смотри изъяснение слов: востань, почто спишь, Господи? в 43-м псалме.

Пс.120:5 . Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою

Если, прибавляет, ты, человек, так поступаешь, идя путем добродетели, то Господь сохранит тебя, и Господь будет покровом тебе, стоя по правую руку твою, т. е. будет защитник и покровитель твой, покрывающий тебя, когда делаешь добро и подвизаешься в добродетели, которую он выразил правою рукою. Или говорит, что Господь будет покровом тебе, чтобы ты под сению Его производил действия правые, т. е. добрые дела. (1)

(1) Златоуста: Видишь ли, как и здесь желает тебе быть деятельным? По подобию же стоящих на брани станет, говорит, близ правой руки твоей, чтобы тебе быть непобедимым, быть деятельным, одержать победу, гордиться победою: потому что она то есть та рука, которою производим все; притом Он будет тебе не только защитником, но и покровом.

Пс.120:6 . Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию

Бог, продолжает, покажет о тебе, брат, столь великий промысл если ты будешь ходить путем добродетели, что и солнцу не позволит жечь тебя днем, как делал и прежде израильтянам, и месяцу не велит разогревать тебя и расслаблять твое тело ночью, каковыми словами Давид открывает величайшее попечение, по словам Златоуста, о добродетельном. Почему, по словам того же святителя, и евреям надлежало пользоваться и чувственно особенною милостью Божией, и гораздо больше надлежит получить оную другам Божиим теперь. По замечанию Феодорита, естествоиспытатели говорят, что и луна жжет тела; так как она не только влажна, но и горяча, и следовательно, и орошает и согревает и расслабляет тела. Или, не ожжет, поставлено вместо: не сделает тебе вреда солнце и луна. (1)

Пс.120:7 . Господь сохранит тя от всякого зла; сохранит душу твою Господь

Многократно упоминает Давид, что Бог хранит душу, с одной стороны для большего удостоверения, с другой, чтобы сим поощрить христиан к хождению ровным путем добродетели; потому что люди желают быть хранимы Богом, Который хранит ходящих таковым путем добродетели. Или говорит, что Бог сохранит и душу и тело твое от всякой опасности. (1)

(1) Итак, ободрись, говорит некто другой в своде Никиты, ободрись, если ты имеешь стражем своим самого Бога, чтобы не овладели тобою злонамеренные и чтобы не быть побежденным от зла; если же какой-либо вред или телесное приключение и будет с тобою, но Господь никогда не оставит души твоей, как не оставил души Иова, о которой и говорил диаволу: только душу его побереги.

Пс.120:8 . Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, от ныне и до века

Господь, заключает, сохранит тебя при входе твоем в дом свой, и при исходе из оного, т. е. сохранит всю жизнь и сообращение твое и все добрые твои движения. Или можно понимать и иначе, что Бог сохранит как вход твой в жизнь сию, т. е. рождение твое, и исход из жизни сей, т. е. смерть и кончину твою, или всю жизнь твою. Ибо вся жизнь человека разделяется на входы и исходы и в них заключается. При том сохранит тебя отныне и вперед, во все время жизни твоей. (1)

«Изъяснение каждого псалма Псалтири»,
издательство Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, Москва 2000.

  • Прославление Бога за дела творения и Промысла, наипаче же за благодеяния, на человека изливаемые — читать псалом 102(«Благослови, душе моя, Господа»).
  • Прославление Бога за особенное хранение верующего — читать псалом 22(«Господь пасет мя»).
  • Без благословения Божия невозможно иметь успеха в делах своих — читать псалом 126(«Аще не Господь созиждет дом»).
  • Промысел Божий о верующем и избрание его для жизни вечной — читать псалом 138(«Господи, искусил мя еси»).
  • Сокрушение о грехах, прошение к Богу о помиловании на суде — читать псалом 37(«Господи, да не яростию Твоею обличиши мене»).
  • Желание верующего соединиться с Богом и упование на него в несчастии — читать псалом 41(«Имже образом желает елень на источники водныя»).
  • Блаженство праведника и гибель нечестивых — читать псалом 1(«Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых»).
  • Свойства истинного праведника и наследника жизни вечной — читать псалом 14(«Господи, кто обитает в жилищи Твоем?»).
  • Бог прощает грехи смиренно исповедающим их пред Ним — читать псалом 31(«Блажени, ихже оставишася беззакония»).
  • Не должно завидовать счастию грешников, взирати же подобает на конец беззаконных и праведных — читать псалом 36(«Не ревнуй лукавнующим»).
  • Особенная милость Божия к милостивым — читать псалом 40(«Блажен разумеваяй на низа и убога»).
  • Блаженство пребывающих во храме Господнем — читать псалом 83(«Коль возлюблена селения Твоя»).
  • Прославление благости Господа ко уповающим на Него — читать псалом 90(«Живый в помощи Вышняго»).
  • Твердость верующего в гонениях и утешение покровительством Божиим — читать псалом 26(«Господь просвещение мое и Спаситель мой, Кого убоюся»).
  • Утешение праведника всегдашним хранением Божиим — читать псалом 120(«Возведох очи мои в горы»).
  • Воздыхание к отечеству Небесному — читать псалом 136(«На реках Вавилонских, тамо седохом и плакохом»).
  • Образец молитвы за царя — читать псалом 19(«Услышит тя Господь») и псалом 20(«Господи, силою Твоею возвеселится царь»).

Молитвослов. Издание пятое. Москва. Синодальная типография. 1897 г.

В каждом псалме можно выделить главную мысль. По этому признаку все псалмы можно разделить на группы:

Прославление свойств Божиих: 8, 17, 18, 23, 28, 33, 44, 45, 46, 47, 49, 65, 75, 76, 92, 94, 95, 96, 98, 103, 110, 112, 113, 133, 138, 141, 144, 148, 150

Благодарение Богу за благодеяния народу богоизбранному: 45, 47, 64, 65, 67, 75, 80, 84, 97, 104, 123, 125, 128, 134, 135, 149

Благодарение Богу за благодеяния добрым: 22, 33, 35, 90, 99, 102, 111, 117, 120, 144, 145

Прославление благости Божией в отношении к отдельным лицам: 9, 17, 21, 29, 39, 74, 102, 107, 115, 117, 137, 143

Прошение у Бога прощения грехов: 6, 24, 31, 37, 50, 101, 129, 142

Упование на Бога в смущении духа:3, 12, 15, 21, 26, 30, 53, 55, 56, 60, 61, 68,70, 76, 85, 87

Обращение к Богу в глубокой скорби: 4, 5, 10, 27, 40, 54, 58, 63, 69, 108, 119, 136, 139, 140, 142

Прошение о помощи Божией: 7, 16, 19, 25, 34, 43, 59, 66, 73, 78, 79, 82, 88, 93, 101, 121, 128, 131, 143

«Изъяснение каждого псалма Псалтири», издательство Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, Москва 2000.

Если хочешь кого исправить от недостатков, то возверзи печаль на Господа (псалом 54 — «Внуши, Боже, молитву мою», псалом 23 — «Господня земля, и исполнение ея») и помолись Ему, испытующему наши сердца и утробы (псалом 7 — «Господи Боже мой, на Тя уповах», псалом 10 — «На Господа уповах») от всего сердца, чтобы Он Сам просветил ум и сердце человека; если Он увидит, что молитва твоя дышит любовию и исходит от всего сердца, то непременно исполнит желание сердца, и ты вскоре скажешь, увидевши перемену в том, за кого молишься: сия измена десницы Вышняго (псалом 76 — «Гласом моим ко Господу воззвах», псалом 11 — «Спаси мя, Господи»).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Псалмы — хвалебные и молитвенные песнопения, которые евреи пели в древности под аккомпанемент небольшого струнного инструмента, называемого «псалтирион» и напоминающего наши гусли и арфу.

На протяжении тысячи лет еврейский народ неустанно пел псалмы. Пели их Иисус Христос и апостолы, а потом передали их первым христианам. С тех пор и христиане не перестают их петь. Существовали ли когда-нибудь молитвы, имевшие такое необыкновенное влияние на людей? Кто дал им силу сохраниться три тысячи лет и быть такими же актуальными в наши дни как и в дни написания, силу распространиться из Палестины по всему миру, оставаясь повсюду созвучными человеческому сердцу.

Силу эту они получили от Бога. Дух Святой вдохновил авторов книг Священного Писания. Через их посредство Он обращается и к нам и слушает наши мольбы. Эти посредники причастны тому же естеству, что и мы. Сам великий псалмопевец — Давид — был раскаявшимся грешником. Его жизнь и творчество показывают, как милосердие Божие может преобразить всякого человека.

Исключительная красота псалмов именно в том, что они — молитва раскаявшихся грешников, которые взывают ко Господу, посреди многочисленных испытаний и скорбей, с верою, упованием и любовию.

Актуальность псалмов объясняется еще тем, что в них содержатся пророческие прозрения. Воспевая прошлое или настоящее, они одновременно возвещают будущее: Мессию, Церковь, Таинства. Все это сбылось теперь. Все это — величайшее сокровище народа Божия, т. е. христиан. И поэтому Церковь Христова продолжает петь псалмы. Но не все пророчества уже сбылись. Мы ожидаем новое пришествие Мессии при кончине мира. Иерусалим для нас — не только Церковь, но и небесный Иерусалим — Царство Божие, наша небесная отчизна. Поэтому трепет радостного ожидания, который проходит в псалмах, передается и нашему сердцу. И мы можем повторять одновременно с псалмопевцем Давидом и с тайнозрителем Иоанном Богословом: Будем петь Господу новую песнь, ибо Он творил чудеса (Пс. 97, 1), Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22,20).

© Приходская жизнь, Октябрь 1980.

Разумно да будет, како подобает особь пети Псалтирь

Аще иерей, глаголет: Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Аще ли ни, глаголи умиленно: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. Царю Небесный. Трисвятое. И по Отче наш:

Тропари сия, глас 6:
Помилуй нас. Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.

Слава: Честное пророка Твоего, Господи, торжество, Небо Церковь показа, с человеки ликуют Ангели. Того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поём Ти: Аллилуиа.

И ныне: Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу и моли Сына Твоего и Бога нашего дати ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная. Господи, помилуй, 40 раз. И поклонися, елико ти мощно.

Таже молитва Святей Живоначальней Троице: Всесвятая Троице, Боже и Содетелю всего мiра, поспеши и направи сердце мое, начати с разумом и кончати делы благими богодухновенныя сия книги, яже Святый Дух усты Давидовы отрыгну, ихже ныне хощу глаголати аз, недостойный, разумея же свое невежество, припадая молюся Ти, и еже от Тебе помощи прося: Господи, управи ум мой и утверди сердце мое, не о глаголании устен стужати си, но о разуме глаголемых веселитися, и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся, и глаголю: да добрыми делы просвещен, на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими. И ныне, Владыко, благослови, да, воздохнув от сердца, и языком воспою, глаголя сице: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Таже постой мало, дондеже утишатся вся чувства. Тогда сотвори начало не вскоре, без лености, со умилением и сокрушенным сердцем. Рцы cue: «Блажен муж…» тихо и разумно, со вниманием, а не борзяся, якоже и умом разумевати глаголемая.

Достойно есть: или О Тебе радуется: Трисвятое.
И по Отче наш.

Тропари, глас 6: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву, яко Владыце, грешнии приносим: помилуй нас.
Слава: Честное пророка Твоего, Господи, торжество, Небо Церковь показа, с человеки ликуют Ангели. Того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поем Ти: Аллилуиа.
И ныне: Многая множества моих, Богородице, прегрешений: к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя. Посети немощствующую мою душу и моли Сына Твоего и Бога нашего дати ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная.

Посем Честнейшую Херувим:
Слава, и ныне.
Господи, помилуй (трижды). Господи, благослови.

Аще иерей, кончает священнически, аще ли лростый, кончает сице:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых Небесных сил безплотных, и преподобных и богоносных отец наших, и святаго пророка Давида, и всех святых, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

1 Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя.

1 Возвёл я очи мои к горам, откуда придёт помощь моя.

2 Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю.

2 Помощь моя – от Господа, сотворившего небо и землю.

3 Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя,

3 Не давай поколебаться ноге твоей, и да не дремлет Хранящий тебя.

4 се не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля.

4 Вот, не задремлет и не уснёт Хранящий Израиля.

5 Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою.

5 Господь сохранит тебя, Господь – твой покров на правую руку твою:

6 Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию.

6 днём солнце не сожжёт тебя, ни луна ночью.

7 Господь сохранит тя от всякаго зла, сохранит душу твою Господь.

7 Господь сохранит тебя от всякого зла, сохранит душу твою Господь,

8 Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, отныне и до века.

8 Господь сохранит вход твой и выход твой отныне и до века.

Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. Помощь моя от Господа, Сотворшаго небо и землю. Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя, се не воздремлет, ниже уснет Храняй Израиля. Господь сохранит тя, Господь Покров твой на руку десную твою. Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию. Господь сохранит Тя от всякаго зла, сохранит душу твою Господь. Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, отныне и до века.

Единой теории о происхождении 120-й песни не существует. По одной из версий она была написана евреями, плененными в Вавилоне. Иные богословы считают, что псалом был создан, когда те возвращались домой. Однако некоторые теологи утверждают, что текст пришел Давиду во время противостояния с врагами. По их словам, именно поэтому некоторые источники называют молитву-гимн «Псалом воина». Правда, есть еще одна теория, полностью противоположная – властитель Древнего Израиля написал песнь для путешествий и читал ее, когда отправлялся в дальний путь.

Псалом 120 возносит хвалу Создателю, возлагая на Него надежды

«Песнь восхождения», как написано в начале этого текста, – предписание, не раз встречающееся в Библии. При синодальном переводе его можно увидеть при чтении 119-133 псалмов Псалитря. Богословы делят толкование молитвы на несколько частей:

  • Первые два стиха полны надежды к Создателю, называя Его единственным, кто может помочь («Помощь моя от Господа, сотворившего землю и небо»). Человек должен уповать только на Всевышнего, чаще обращать свой взор к небу и возносить молитвы.
  • Следующая часть рассказывает о заботящемся Творце, который всегда протягивает руку помощи нуждающимся.

Слова «возвожу очи» не просто так часто упоминаются в тексте. В их основе лежит традиция евреев читать молитвы, повернувшись к горе Сион – обиталище Бога Отца.

  • 5-6 стихи говорят о том, что Господь неустанно наблюдает за человеком, постоянно находится рядом, дает силы и веру. Он никого не оставляет без внимания, ни единого шага или поступка.
  • В последних двух стихах идет отсылка к множественным лишениям еврейского народа. Тут же красной нитью проходит мысль, что Творец никогда не оставит страждущих и будет хранить их при любых обстоятельствах.

В этом видео вы можете прослушать аудиозапись молитвенного обращения к Господу Богу.