Псалом 60 молитва

Самое детальное описание: псалом 60 молитва специально для посетителей нашего ресурса.

1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.

2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!

3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,

4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.

5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,

6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.

7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,

8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.

9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.

1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.

2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!

3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую, 4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.

5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих, 6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.

7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род, 8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.

9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.

Псалом написан Давидом во время гонения от Авессалома, когда он бежал уже из Иерусалима. На это указывает как самое обращение к Богу — «Услышь, Боже, вопль мой», свидетельствующее о тяжелом положении писателя, так поименование себя царем (7 ст.), который в означенное время находился не в Иерусалиме, а вдали от него (3). Давид же, как царь, только раз подвергался гонениям и именно от Авессалома.

Услыши, Господи, мою молитву и спаси меня, так как я только в Тебе нахожу прибежище. Дай мне вечно жить под Твоим покровительством (2-5). Ты услышишь молитву мою и возвратишь мне мое наследие. Да умножит Господь дни царя; да пользуется он вечной милостью Бога и тогда он возблагодарит Господа молитвами и обетами (6-9).

1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,

3. Под «концом земли», где находился Давид, можно разуметь, возможно, Маханаим. Писатель называет эту местность «концом земли», или границей Палестины для того, чтобы показать отдаленность своего настоящего местопребывания от Иерусалима и храма, который для благочестивого царя являлся предметом первой необходимости: там он мог быть ближе к Господу и отдаваться молитвам пред Ним. «Скалой» Давид часто называет Господа. Возвести на скалу — дать твердую защиту.

4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,

5. «Жить вечно в жилище» Божием — может означать ближе всего надежду Давида до конца дней находиться при скинии, жить в Иерусалиме, равно также и желание пользоваться «вечной», за гробом, «близостью к Богу».

6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.

6. «Услышал», «дал» прошедшие времена вместо будущих (прошедшее пророческое). — «Наследие боящихся имени Твоего» — Господь сохранил за Давидом то наследие, какое Им обетовано для боящихся Его. Это наследие — возвращение ему неправедно отнятого престола. В согласии со ст. 5 можно разуметь и дарование вечной жизни за гробом, как удел, назначенный вообще для праведников.

7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,

7. «Приложи дни ко дням» — удлини жизнь, «лета его продли в род и род» — во все время существования человеческих поколений. Пусть имя Давида хранится в потомстве не в смысле простого памятования о нем, как историческом только деятеле, но в потомстве, происшедшем от него. Таким потомком был обетованный Мессия, вечный Царь.

8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.

8. «Пребыть вечно пред Богом» — пользоваться вечной милостью, близостью к Нему после смерти.

9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.

9. Испрошение Давидом милости от Бога сопровождалось обещанием с его стороны «исполнять обеты всякий день». К числу таких обетов принадлежит ежедневное прославление Его имени.

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Видео (кликните для воспроизведения).

Автоматический перевод этой страницы на основные языки народов мира:

На церковнославянском языке в русской орфографии.
Текст молитвенного стояния пред Господом.

О взывании к Богу при любых жизненных обстоятельствах

Услыши, Боже, моление мое,
Вонми молитве моей:
От конец земли к Тебе воззвах,
Внегда уны сердце мое,
На камень вознесл мя еси,
Наставил мя еси.

Яко был еси упование мое,
Столп крепости от лица вражия.

Вселюся в селении твоем во веки,
Покрыюся в крове крил твоих.

Яко ты, Боже, услышал еси молитвы моя,
Дал еси достояние боящимся имене Твоего.

Дни на дни царевы приложиши,
Лета его до дне рода и рода.

Пребудет в век пред Богом:
Милость и истину его кто взыщет;
Тако воспою имени Твоему во веки,
Воздати ми молитвы моя день от дне.

На русском языке.
Учебный текст для понимания незнакомых слов и выражений церковнославянского языка.

О взывании к Богу при любых жизненных обстоятельствах

Услышь, Боже, вопль мой,
Внемли молитве моей!
От конца земли взываю к Тебе
В унынии сердца моего;
Возведи меня на скалу,
Для меня недосягаемую.

Ибо Ты прибежище моё,
Ты крепкая защита от врага.

Да живу я вечно в жилище Твоём
И покоюсь под кровом крыл Твоих,

Ибо Ты, Боже, услышал обеты мои
И дал мне наследие боящихся имени Твоего.

Приложи дни ко дням царя,
Лета его продли в род и род.

Да пребудет он вечно пред Богом;
Заповедуй милости и истине охранять его.
И я буду петь имени Твоему вовек,
Исполняя обеты мои всякий день.

Понедельник ( по светскому стилю — в воскресенье вечером после малого повечерия ): Канон Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу .

Пятница: Канон, Акафист или молитвы Вашему святому покровителю, чьё имя Вы носите.

Воскресенье: первая (вечерняя) часть последования ко Святому Причащению. Вторая (утренняя) часть последования читается после 1-го часа.

Присутствие на Божественной Литургии в Воскресенье является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ и БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНЫМ правилом верующего православного человека, как и причастие Святых Христовых Таин. Исключение из данного ПРАВИЛА возможно только в силу тяжёлой или заразной болезни, а также в случае природного или социального катаклизма, когда в церковь невозможно добраться.

Примечание: в данном молитвенном правиле и прилагаемом православном календаре началом новых суток считается 18 часов.

Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.

Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!

От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую, ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.

Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих, ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.

Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род, да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.

И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.

В конец, в песнех, Давиду, Псалом.

И настоящий псалом надписывается: в конец, потому что учит взирать на конечное исполнение содержащегося в пророчествах его предмета, так как и сей псалом сказывается от лица находящегося в вавилонском плену иудейского народа, и пророчествует об освобождении его из Вавилона: поселюсь, говорит, в жилище Твоем во веки. Посему то оный и поставлен рядом за предыдущим псалмом. Он относится и к христианскому народу. Надписан: в песнях, потому что Давид песнословит в нем Благодетеля Бога, повествуя о благодеяниях Его *). При чем надобно знать, что тот псалом, в котором надписано только—в песнях, был пет одними устами, без музыкального орудия—псалтири; а тот, на котором надписано: в песнях псалом, был пет, по словам безыменного истолкователя псалмов, с употреблением при том и музыкального орудия.

*) Слова вел. Афанасия: Давид приносит благодарение Богу за себя и за спасенный верою народ и обещается в вечных обителях, когда достигнет их, бесконечно воссылать Ему хвалу.

Ст. 2. Услыши, Боже, моление мое, вонми молитве моей. О сих воззваниях: услышь и внемли, мы сказали в изъяснении 26 псалма, о чем и смотри там *).

*) Григорий Богослов в ямбических стихах говорит, какое различие имеет моление от молитвы. Моление есть прошение нуждающихся; а молитва— находящихся в лучшем состоянии. Слова Афанасия: Поелику смотря на преобладание и жестокость демонов я исполняюсь уныния; то посему молю, чтобы Ты, явившись, избавил нас от руки насильствующих.

3. От конец земли к Тебе воззвах. Концами земли в повествовательном значении называет Вавилон, так как он находился на краю известной тогда части свита *). В высшем значении под концами земли можно разуметь земные заботы, отдаляющие человека от Бога.

*) Слова Феодорита: Поелику Вавилон удален от Палестины на многие расстояния, то жившие в нем пленники думали, что они живут на последних пределах земли, почему и говорит, что они взывают с пределов вселенной. Афанасия: Выражение: с концов земли, значит то, что он приносит молитвы за всю вселенную. Безыменноготолковника: Написано у Екклезиаста: Не спеши устами своими и сердце твое пусть не скоро износит слово пред лицем Божиим, ибо Бог на небе—горе; а ты на земле. Посему да будут слова Твои малочисленны (Еккл.5,1); а сим означается не местное расстояние, но различие существа не созданного от созданий; Бог называется пребывающим горе—на небе, по причине преимущества чести, а бытие человека находящимся долу—на земле, потому что он пришел в бытие из ничтожества.

Внегда уны сердце мое, на камень вознесл мя ecи. Камнем Давид называет надежду на Бога, как по твердости, неподвижности, так и по высоте ее и возвышению: всякий раз, говорит, как только я унывал, изнемогая от скорбей, Ты, Господи, возводил меня в надежде на Тебя, как бы на некий высокий и твердый камень *).

*) Слова Вел. Афанасия: Унывает и скорбит всякий боголюбивый, доколе пребывает в сей смертной жизни, скорбит и по человеколюбию, видя множество погибающих. Итак, поелику и Давид, взирая на свирепство и жестокость демонов, падал в уныние; то посему он просит, чтобы Господь своим явлением избавил нас от руки делающих насилие. Выше же демонов стали мы чрез Христа, Который от блаженного Павла наименован камнем.

4. Наставил мя ecи (указывал мне путь). Яко был ecиynoвание мое,столп крепости от лица вражия. Ты, говорит, Господи, указывал мне путь к добру или к добродетели; потому что Ты был упованием моим на спасение и сверх того Ты был для меня столпом крепости, иначе крепким в виду врагов моих, чтобы препятствовать и не позволять ему нападений на меня.

5. Вселюся в селении Твоем во веки. Это пророчество; ибо, по Феодориту, в нем пророчествуется об освобождении пленного в Вавилоне народа и перемещении его снова в Иерусалим. А жилищем Божием называет Иерycaлимский храм, как мы говорили многократно. Сказал: во веки, вместо: на всегда. Но сие пророчество исполнилось на нас—христианах, по причине злонравия иудеев и произведенного ими богоубийства; так как, по истреблении их римлянами, они уже не селились более при Иерусалимском храме, который и сам разрушен был до основания; а между тем народ христианский всегда живет при храмах Божиих, находящихся по местам, поелику в каждом месте устроена божественная церковь *).

*) Другой говорит: (Это слово) относится и к тому народу, который уверовал из язычников. Они то называют церковь жилищем, в которое вселилось происшедшее от Бога Бог-Слово, без заколения ежедневно закалаемое. А крылами и здесь называет древний и новый Завет. Феодорит крылами называет попечение Божие.

Покрыюся в крове крыл Твоих. Укроюсь, говорит, под кровом крыл Твоих, Господи, как малая птичка. Это согласно с сим местом: под кровом крыл Твоих укроешь меня (Псал.16, 8).

6. Яко Ты, Боже, услышал ecи молитвы моя и дал ecи достояние боящымся имене Твоего. Ты, говорит, Господи, услышал молитвы мои, когда я призывал Тебя, и дал боящимся имени Твоего наследство, которое в низшем смысле есть дольний Иерусалим и земля обетованная, а в высшем— горний Иерусалим и царство небесное, как говорит Афанасий. Ибо придите, скажет Господь, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам царство от основания мира (Матф.25,34*).

*) Слова Афанасия: Наследие царства небесного дается в будущем веке. Как же говорит: Ты дал? Поелику хотя и ожидается (оно) по воскресении, но как еще ныне приготовлено, то и дано уже тем, которые имеют получить его в надлежащее время. Замечай, что наследство сие дано боящимся Бога. Итак, если оно дано и им—низшим, то не гораздо ли более—на высшую степень восшедшим, то есть, любящим Бога?

7. Дни на дни царевы приложиши. Ты, говорит, Господи, приложишь дни многие к дням царя Зоровавеля за боголюбие и благоразумие его. А прочие слова уже не относятся к древнему Зоровавелю, но к новому Зоровавелю по плоти, то есть ко Христу, как изъясняет Феодорит, так как Зоровавель был образ Христа в том отношении, что как первый извел пленных евреев из Вавилона в Иерусалим, так и Христос, отведя пленных людей от заблуждения, состоявшего в обожании идолов, привел в горний Иерусалим и в самое небо, которое было истинное отечество людей, потому что душа дана человекам в начале мира свыше от Бога *).

*) Слова Божеств. Кирилла: Не думай, что об одном каком либо царе говорит сие, напротив знай, что и о всяком избранном для царства небесного (говорит), которого и называет пребывающим пред Богом во век; ибо те, которые сделались сообразными Христу по общению в страданиях Его, с Ним и царствовать будут непрерывно и будут с Ним всегда, приемля царство, как говорит Апостол, непоколебимое. Евceвия: Сказал прежде: Ты, Боже, услышал молитвы мои, пророк с переложением слов присовокупил следующее: дни на дни царя приложишь: услышав, говорит, молитвы мои, дни на дни царя приложишь; а в средине между сими мыслями упомянуто о боящихся имени Господня, поелику и им пророчество сие обещало достояние, a сие достояние было жизнь вечная. Другой может сказать, что Давид говорит это о себе, что посему он будет поминаем не только в том роде, в котором жил, но и в каждом роде, или в двух некоторых родах, так что писание сим указывает на народ из обрезания и народ из язычников. Итак, и в людях он получит сие блаженство, и у Бога никогда не погибнет, находясь непрестанно пред пречистыми очами.

Лета его до дне рода и рода. Лета, говорит, царства Христова будут продолжаться до последнего из двух родов, то есть, древнего народа израильского и нового, составившегося из язычников, иначе—до скончания миpa; ибо даже до того времени протянутся два сии рода, хотя и по скончании снова будет продолжаться вечное царство Христово.

8. Пребудет в век пред Богом Сими словами изъясняются изложенные выше. Из всех, бывших от века, царей один Христос живет пред Богом: так как хотя и Он умер, но и опять воскрес, по истечении трех дней, и сел одесную Бога и Отца.

Милость и истину Его кто взыщет? Кто, говорит, постигнет милость и истину Божию? иначе—никто. Потому что Бог есть море милости, равно как бездна истины *). О милости и истине мы сказали и в 56 псалме при изъяснении слов: послал Бог милость свою и истину свою, где и смотри его.

*) Великий Афанасий читает сии слова в обратном порядки так: кто будет искать милости и истины Его, тот в бесконечных веках пребудет пред Богом. И это яснее перевел Симмах: Милость и истина будут охранять его. Ибо они, то есть милость и истина Божии будут для него причиною бессмертия. Слова Феодорита:Кто, говорит, может сокровенную и праведную милость Божию постигнуть в точности? Ибо судьбы Его—бездна.

9. Тако воспою имени Твоему во веки, воздати ми молитвы моя день от дне. Как теперь, говорит, бряцаю на псалтири и песнословлю имени Твоему, Господи, так буду славословить Тебя и всегда, чтобы таким образом мне воздать Teбе обещания мои с (одного) дня на (другой) день, или (воздать) в продолжении дней; так как Давид многократно в предыдущих псалмах обещал петь Богу всегда *).

*) Слова Афанасия: Так буду петь. Как? Разве сделавшись вечным пред Тобою в будущем веке. Ибо тогда только, когда удостоюсь блаженного оного стояния, непрерывно буду воссылать песни (в изд. Своде).

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

1 Услыши, Боже, моление мое, вонми молитве моей.

Видео (кликните для воспроизведения).

1 Услышь, Боже, моление моё, внемли молитве моей.

2 От конец земли к Тебе воззвах, внегда уны сердце мое, на камень вознесл мя еси, наставил мя еси.

2 От концов земли к Тебе я воззвал в унынии сердца моего; Ты возвысил меня на скалу,

3 Яко был еси упование мое, столп крепости от лица вражия.

3 указал мне путь, ибо стал надеждой моей, башней крепкой пред лицом врага.

4 Вселюся в селении Твоем во веки, покрыюся в крове крил Твоих.

4 Поселюсь я в обители Твоей навеки, укроюсь под кровом крыльев Твоих.

5 Яко Ты, Боже, услышал еси молитвы моя, дал еси достояние боящымся имене Твоего.

5 Ибо Ты, Боже, услышал молитвы мои, дал наследие боящимся имени Твоего.

6 Дни на дни царевы приложиши, лета eго до дне рода и рода.

6 Дни ко дням царя прибавишь Ты, годы его – до дней рода и рода;

7 Пребудет в век пред Богом, милость и истину Его кто взыщет?

7 пребудет он вовек пред Богом, – милость и истину Его кто постигнет?

8 Тако воспою имени Твоему во веки, воздати ми молитвы моя день от дне.

8 Так я буду петь имени Твоему вовеки, чтобы исполнять мне обеты мои день за днём.

Услыши, Боже, моление мое, вонми молитве моей. От конец земли к Тебе воззвах, внегда уны сердце мое, на камень вознесл мя еси, наставил мя еси. Яко был еси упование мое, столп крепости от лица вражия. Вселюся в селении Твоем во веки, покрыюся в крове крил Твоих. Яко Ты, Боже, услышал еси молитвы моя, дал еси достояние боящымся имене Твоего. Дни на дни царевы приложиши, лета его до дне рода и рода. Пребудет в век пред Богом, милость и истину Его кто взыщет? Тако воспою имени Твоему во веки, воздати ми молитвы моя день от дне.

Псалом 60: Скала, для меня недосягаемая

Давида объединяли с Господом чудесные отношения. Для него Бог был: . живая яркая Реальность, Более реальная для острого зрения веры,

Чем любой зримый земной объект.

Более дорогая, более близкая,

Чем самая близкая земная привязанность.

В моменты опасности, когда ситуация казалась совершенно безнадежной, Давид в особенности умел возлагать свое бремя на Господа и уповать на Него.

Вот он снова находится в трудных обстоятельствах. Давление этой ситуации побуждает его обратиться к Богу с молитвой непревзойденной по своей остроте и пронзительности. Тысячи верующих, переживающих гонения, страдающих и ощущающих сердечную боль, повторяли эти слова на протяжении веков, потому что невозможно было бы выразить их чувства лучше.

60:2 У престола Царя вселенной раздается голос Давида:

Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей! Сердце Бога радуется. Когда слуги Божьи обращаются к Нему с искренней детской верой, Он всегда слушает их.

60:3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего. Автор псалма не находится на конце земли в буквальном смысле слова, но он действительно дошел до предела, где безопасность и избавление кажутся далекими, где жизнь заканчивается и приближается смерть. Он истощен физически и эмоционально, но знает, что престол благодати очень близок, поэтому приближается к нему, моля о милости и благодати, о благовременной помощи в момент нужды. Кто-то сказал, что «расстояние не имеет значения, и никакие жизненные трудности не способны помешать молитве».

Возведи меня на скалу, для меня недосягаемую. Верный духовный инстинкт учит Давида тому, что ему для защиты нужна скала, для него недосягаемая, и достичь ее он может только с Божьей помощью. Конечно, эта Скала – Господь (2 Цар. 22:32); в Библии эта метафора никогда не применяется к простому человеку. Скала – это нечто большее, чем человек; в противном случае человек не смог бы найти в ней защиту. Это указывает на божественность Христа. (Иногда скала может иметь в себе расселины, в которых можно укрыться от врага.) Наконец, Давид признает, что у него недостаточно мудрости и силы, чтобы самому направлять свои шаги, так что он просит Господа привести его к Себе – к Скале веков.

(60:3) По поводу Мф. 16:18 Дж. Кэмпбелл Морган пишет: «Помните, что Он обращался к иудеям. Если мы проследим случаи использования этого образного выражения в еврейском Писании, то обнаружим, что оно никогда не символизировало человека, а всегда Бога. Так что здесь, в Кесарии Филипповой, Церковь строится не на Петре. Иисус не обращался небрежно с образными выражениями. Он взял старый еврейский образ – скалы, которая всегда символизировала Бога, – и сказал: ‘На Самом Боге, Христе, Сыне живого Бога, Я построю Мою церковь'». Вероятно, единственное исключение из правила, о котором говорит Морган, – Второзаконие 32:31: «их скала не такова, как наша Скала» (заступник их не таков, как наш Заступник). Но даже здесь «скала» – символ божества (хоть и ложного).

60:4 Ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага. Эти слова подтверждают, что Скала – это Бог. Давид убедился, что Он – надежное убежище и защита, к которой праведные могут прибегнуть и обрести безопасность (Пр. 18:10). Он будет и дальше Тем, Кем был прежде.

60:5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих.

Подобная молитва не может не достичь Божьего престола! Такая нежная привязанность, такое безыскусное доверие не могут быть отвергнуты. Неудивительно, что Бог называл Давида человеком по сердцу Своему (1 Цар. 13:14). Выражение «под кровом крыл Твоих» может быть намеком на крылья херувимов, распростертых над окропленной кровью крышкой ковчега завета.

60:6 Ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.

Слово наследие или наследство используется в Ветхом Завете по отношению к земле Ханаан (Исх. 6:8), народу Израиля (Пс. 93:5), Слову Божьему (Пс. 118:111), детям в семье (Пс. 126:3), защите от зла (Ис. 54:17) и, наконец, к скинии или храму (Иер. 12:7). Вероятно, здесь прежде всего имеется в виду последнее значение, потому что в предыдущем стихе упоминалось Божье жилище и был намек на херувимов. Сегодня мы считаем, что наследие боящихся имени Бога – вечная жизнь (Кол. 1:12).

60:7, 8 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род, да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине

охранять его. Интересно, что в этих двух стихах Давид от первого лица переходит к третьему. Это интересно, без сомнений, что он все еще говорит о себе и о завете, который заключил с ним Бог (2 Цар. 7). Но при этом его слова можно отнести и к другому Царю. Если мы применим эти слова к Давиду, их следует понимать как просьбу о долголетии и увековечивании его царства. Но применительно к Господу Иисусу, они исполнились буквально:

Его жизнь была продлена бесконечно, несмотря на гонения (Евр. 7:16). Его лета продлены во все поколения (Евр. 1:12).

Он вечно восседает на престоле перед Богом (Евр. 1:8). Любовь и истина сопровождают Его, как телохранители (90:2-17).

Даже в древнем иудейском комментарии Таргуме сказано, что здесь имеется в виду Царь Мессия.

60:9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.

Итак, псалом, начавшийся с рассказа о трудностях, заканчивается спокойной нотой. Давид достиг Скалы, недосягаемой для него, и так благодарен за это, что готов постоянно петь хвалу Господу, исполняя свои обеты поклонения, любви и служения. Он не будет вести себя как те, кто принимает экстравагантные обеты, когда находится в сложной ситуации, а потом, когда кризис минует, быстро забывают о них. Он не из тех, чьи «молитвы быстры, а хвала хромает».

Псалом 60 явился вдохновением к написанию следующего замечательного гимна:

1 Не Богу ли повинется душа моя? От Того бо спасение мое.

1 Не Богу ли покорится душа моя? Ибо от Него спасение моё.

2 Ибо Той Бог мой и Спас мой, Заступник мой, не подвижуся наипаче.

2 Ведь Он – Бог мой и Спаситель мой, Заступник мой – не поколеблюсь более.

3 Доколе належите на человека? Убиваете вси вы, яко стене преклонене, и оплоту возриновену.

3 Доколе налегаете на человека? Убиваете все вы, как стеною наклонившейся и оградою низвергнутой.

4 Обаче цену мою совещаша отринути, текоша в жажди, усты своими благословляху и сердцем своим кленяху.

4 Меж тем они честь мою решили низринуть, спешили жадно; устами своими благословляли, а сердцем своим проклинали.

5 Обаче Богови повинися, душе моя, яко от Того терпение мое.

5 Только Богу повинуйся, душа моя, ибо от Него терпение моё,

6 Ибо Той Бог мой и Спас мой, Заступник мой, не преселюся.

6 ибо Он – Бог мой и Спаситель мой, Заступник мой; я не подвигнусь.

7 О Бозе спасение мое и слава моя, Бог помощи моея, и упование мое на Бога.

7 В Боге спасение моё и слава моя, Бог – помощь моя, и надежда моя – на Бога.

8 Уповайте на Него весь сонм людей, излияйте пред Ним сердца ваша, яко Бог помощник наш.

8 Уповайте на Него, всё собрание народа, изливайте пред Ним сердца ваши, ибо Бог – помощник наш!

9 Обаче суетни сынове человечестии, лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати, тии от суеты вкупе.

9 Однако суетны сыны человеческие, лукавы сыны человеческие с весами неверными: из-за тщеты они вместе.

10 Не уповайте на неправду и на восхищение не желайте. Богатство аще течет, не прилагайте сердца.

10 Не надейтесь на неправду и хищения не желайте, если богатство потечёт – не прилагайте сердца.

11 Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия,

11 Однажды сказал Бог, я две эти вещи услышал: что сила – Божия,

12 и Твоя, Господи, милость, яко Ты воздаси комуждо по делом eго.

12 и Твоя, Господи, милость; ибо Ты воздашь каждому по делам его.

Не Богу ли повинется душа моя? От Того бо спасение мое. Ибо Той Бог мой и Спас мой, Заступник мой, не подвижуся наипаче. Доколе належите на человека? Убиваете вси вы, яко стене преклонене, и оплоту возриновену. Обаче цену мою совещаша отринути, текоша в жажди, усты своими благословляху и сердцем своим кленяху. Обаче Богови повинися, душе моя, яко от Того терпение мое. Ибо Той Бог мой и Спас мой, Заступник мой, не преселюся. О Бозе спасение мое и слава моя, Бог помощи моея, и упование мое на Бога. Уповайте на Него весь сонм людей, излияйте пред Ним сердца ваша, яко Бог Помощник наш. Обаче суетни сынове человечестии, лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати, тии от суеты вкупе. Не уповайте на неправду и на восхищение не желайте. Богатство аще течет, не прилагайте сердца. Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия, и Твоя, Господи, милость, яко Ты воздаси комуждо по делом его.

Среди житейских неприятностей люди часто теряют силу духа, способность слышать Бога и доверять Ему. Чтобы вернуть душу в спокойное состояние, святые отцы советуют читать Псалом 60. Это краткое поэтическое произведение, написанное царем Давидом, одна из глав библейской книги Псалтирь. В нем можно увидеть обращение падшего духом человека к своему Творцу и увидеть, как Господь ободряет его.

Большинство исследователей Библии сходятся во мнении, что надписание (первые строки) указывают именно на царя Давида. Он составил эту молитву в то время, когда подвергался гонениям со стороны одного из своих сыновей — Авессалома. В этот отрезок своего правления, иудейскому царю пришлось покинуть столицу царства, благословенный город Иерусалим.

В те времена у иудеев был только один-единственный храм, отдаленность от него заставляла Давида тяжело страдать. Ведь благочестивый правитель не мог посещать чертог Господа, возносить там свои молитвы. Псалом 60 можно разделить на несколько частей:

  • Призыв к Богу, поскольку только Он мог стать защитником.
  • Ожидание, что Господь позаботится о своем ставленнике.
  • Прославление Творца, вызванное уверенностью в том, что Он проявит милость.

Согласно первой строке, данный гимн должен исполняться на струнном инструменте (именно таким являлась псалтирь).

  1. Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
  2. Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
  3. От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
  4. ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
  5. Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
  6. ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
  7. Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
  8. да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
  9. И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.

Текст можно изучать в различных переводах, смысл его от этого не изменятся. Только на православных службах услышать его на русском нельзя, поскольку в РПЦ используется исключительно церковнославянский.

  • Со 2 по 4 стихи иллюстрируют обращение к Богу в молитве в тяжелое время. Отчаяние не стало причиной отвернуться от Господа, наоборот, в тяжелые минуты праведник еще усердней начал молиться. Он не просто обращается к небесам, а «вопит» (то есть громко кричит), по его собственному выражению. Давид проявляет настойчивость в своих просьбах.

Человек может находиться далеко от храма и все равно имеет возможность общаться с Богом. Да, посещение церкви очень важно, но возносить мольбы можно абсолютно в любом, даже самом отдаленном месте. Даже если вокруг одни враги, христианин всегда имеет рядом самого надежного друга и заступника — Творца.

Давид просит укрыть его от неприятностей на скале. Это метафора, которая относится ко всемогуществу Господа. Пребывание в Боге дает верующему ощущение безопасности. Только послушание Творцу дает душе безмятежность и покой, как сказано в Псалме 60.

  • В 5 стихе идет речь об исполнении обязанностей перед Богом.

Недостаточно просто объявить себя христианином и верить «в душе». Сделать свою веру живой возможно только через конкретные дела. Хотя временные неприятности послужили причиной того, что Давид был удален от Храма, он был свято уверен в том, что это вскоре изменится.

  • Стихи с 6 по 9 показывают, как псалмопевец вспоминает о прошлом. Он ищет утешения в том, что Господь ранее принял его обещания (обеты).

В Библии есть и другие аналогичные примеры — например, Бог помнил про Иакова благодаря его обетованиям (Бытие, глава 31, стих 13). Ни одно доброе намерение не укроется от Творца, они угодны Ему. Однако, человек должен быть внимателен к своей жизни, не пренебрегать обещаниям, которые дает небесам.

Любое обещание сопровождается молитвой. Во времена Ветхого Завета существовал лишь один избранный народ, хранитель веры в Единого Живого Бога. Сегодня к этому посвященному племени может присоединиться любой — посредством веры в Иисуса. 60 псалом пророчествует об этом, говоря о народе, «боящемся имени» Божием.

  • В 7 стихе автор именует себя царем. Еще до официального признания, пророк Самуил помазал юного Давида на царство. Он прекрасно осознает, что это положение временно, как конечно земная жизнь. Чтобы вечно оставаться во святилище Божием, необходимо достойно служить Царю Небесному. Это также пророческие строки, в которых можно увидеть упоминание грядущего Христа. Давид является прообразом Мессии.
  • В заключительном стихе автор обещает каждый день своей жизни воспевать Имя Божие. Возможно, такой обет современным людям особенно сложно выполнить, поскольку благодарность не является их основным достоинством. Жизнь проходит в спешке и суете, все блага мы считаем нормой жизни и стремимся приобрести их еще больше.

На самом деле все, что нас окружает — будь то звезды на небе, воздух, которым мы дышим, крыша над головой и кусок хлеба — не наша заслуга, а результат Божьей заботы. Сама жизнь есть драгоценный подарок от Него. Поводов для благодарности более чем достаточно. Каждый может их увидеть, если откажется от эгоцентрического мировоззрения. Ежедневная благодарность — это та малость, на которую способен любой.

Псалтирь хороша тем, что любая глава из нее является молитвой. Для чего читают 60 Псалом? При желании прославить Господа, при нашествии грустных мыслей, уныния. Также святой Арсений Каппадокийский советовал воспевать этот псалом тем, кого охватила робость, во время нападения лени. Можно загрузить аудио-версию в мобильное устройство и слушать в любое удобное время. Господь обязательно вознаградит ваше усердие, на душе станет спокойней и радостей. Храни вас Бог!

Для лучшего толкования псалма 60 следует разобрать каждый стих текста. В его содержании нет отсылок к конкретным историческим событиям и датам. Скорее его можно отнести к благодарственным песням, в которых описывается чудесное спасение праведника Господом и восхваление силы и красоты Бога.

  • Стих 2-3 – земля противопоставляется чистоте и силе неба. Земные горести вызваны грехом и тлением, и лишь Господь может освободить от них.
  • Стих 4 – Господь показал Давиду свою обитель, в которой тот надеется навеки найти приют.
  • Стих 6 – надежда на долголетие, сохранение чистоты души.
  • Стих 8 – обещание праведного вечно восхвалять Господа за дарованные блага и спасение.
Псалом 60 молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here