Реакция на молитву

Самое детальное описание: реакция на молитву специально для посетителей нашего ресурса.

Молитва обладает чудодейственной силой. Так считают все верующие люди. Их вера основана на тысячелетнем религиозном опыте человечества.

Сегодня научные объяснения феномена молитвы пытаются найти ученые в разных странах мира. Исследования показали, что есть сильная связь между молитвой и тем, что происходит в этот момент в человеческом мозге.

Вся наша жизнь сосредотачивается вокруг нас самих, ищем ли мы Бога в душе, место в жизни или положение в обществе. Мы не на секунду не можем забыть о себе, о своих проблемах, потребностях, желаниях. Трудно даже осознать, но есть такие люди, которые отрекаются от собственного я, беспрестанно и бескорыстно молятся за других. Их молитвы обретают реальную и действенную силу. Так что же происходит с человеческой сущностью в момент этого отречения от мирской суеты и собственной гордыни? Какую силу тогда высвобождает в нас молитва и в чем ее природа.

Профессор Ньюберд ведущий нейрофизиолог университета Томаса Джефферсона, который уже более 10 лет проводит уникальные эксперименты по сканированию мозга людей, погруженных в глубокую молитву. Большинство его экспериментов базируется на «фотографировании» мозга. Эта технология называется однофотонная эмиссионная компьютерная томография.

Для эксперимента профессор Ньюберд выбрал людей религиозных, которые прибегали к молитве ежедневно на протяжении 15 лет. Это были сестры Францисканского монастыря и тибетские монахи. Перед началом эксперимента ученые вводят участникам внутривенный катетер со слабой радиоактивной жидкостью, которая впоследствии помогает измерить кровоток в мозге. Сначала делались снимки участников в покое, а затем в состоянии медитации и молитвы. Через час, когда молящиеся достигли состояния отрешенности, им в кровь ввели радиоизотопы и начали сканировать работу мозга. После этого сравнили данные томограммы до и во время молитвы. Снимки мозга молящихся поразили ученых. У всех испытуемых молитва просто выключила теменную долю мозга, отвечающую за ориентацию. Это означает, что человек теряет связь с реальностью и выходит за ее пределы.

Сегодня для разгадки феномена молитвы наука использует новейшие компьютерные технологии, но самые первые шаги в этой области сделали российские ученые. В 1986 году нейрофизиолог Валерий Слезин впервые записал энцефалограмму мозга молящихся священнослужителей. Сенсационные результаты с восторгом были приняты на мировом психиатрическом симпозиуме, а в Советском Союзе Слезина чуть не уволили с института.

Ему удалось показать, что при молитве фактически исчезает активность мозга, т. Е. Она снижается в десятки раз. Мозг взрослого человека в состоянии бодрствования работает с частотой примерно в 12 Гц. Но время молитвы в лаборатории профессора Слезина Электроэнцефалограф зафиксировал активность всего в 3 Гц. Такие показатели были бы характерны, если бы испытуемый был без сознания. Но самым удивительным для ученого стало другое – с этой же частотой, ровно в 3 Гц работает сознание младенца.

«Будьте как дети и спасетесь» — по приданию эти слова около 2 000 лет назад сказал Иисус Христос. Возможно, что это не просто красивая метафора, а ключ заповеданный человечеству, средство, которым может воспользоваться каждый для своего спасения. Молитва возвращает взрослого человека в состояние младенчества к первичной, первозданной частоте, к единству с Богом.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Зевание — это полезный физиологический процесс, который способен за несколько секунд насытить ваш организм положительной энергией и кислородом. Также зевота может носить и психологический характер, но поверьте, в этом нет ничего фантастического или мистического. Так что это значит?

Многие верующие люди могли даже заприметить в себе подобную привычку во время молитвословия. Многие даже задумываются: «Постоянно зеваю во время молитвы. Со мной все нормально?» Но мало кто не игнорирует тот факт, что очень часто в церковных помещениях очень душно.

Ведь, как известно, во время церковного служения не разрешено открывать окна. Как следствие, содержание кислорода уменьшается, что провоцирует зевоту.

Рефлекторный вдох-выдох способный нормализовать баланс кислорода и углекислого газа в крови человека. Резкий приток кислорода пробуждает работу мозга и всей нервной системы, что вызывает активный прилив сил и энергии. Кстати, это также является причиной, почему человек начинает зевать с утра, сразу после пробуждения.

На протяжении веков религия является предметом дискуссии в ученом мире. В наш век научных открытий, когда люди имеют возможности все проверить, исследовать и разобрать на части, а не просто принять на веру, многим интересно знать, как воздействует на человека молитва. Простое ли это самовнушение или средство связи с высшими силами, которые управляют человеческой судьбой?

Ученые из Дании, исследуя реакцию мозговой деятельности во время молитвы, проанализировали электроимпульсы и сделали выводы, что молящиеся с прошениями воспринимают Бога как реальную личность, а когда они обращаются с заученной молитвой, картина выглядит иначе. В исследовании приняли участие верующие, которые начали обращаться к Богу с молитвами. А затем их попросили обращаться с просьбами к выдуманным существам. В результате оказалось, что обращение к мифическим существам в противовес Богу приборы зарегистрировали как фиктивное.

При обращении к Господу своими словами, во время молитвы в мозге возникали те же импульсы, что и при разговоре с близкими людьми. Участники эксперимента даже пытались представить реакцию собеседника на их слова, и приборы указывали на импульсы, как при разговоре с живым человеком. Эффект же от заученной молитвы был такой же, как и от выученного стихотворения – были задействованы те же участки мозга.

Древнейшая оздоровительная практика аюрведа учит, что молитва способствует улучшению энергетики и здоровья, оказывает психологическую помощь. Изучая этот эффект, ученые установили, что молитва любой религии имеет одно общее свойство: частота ее колебаний равна 8 герцам, что соответствует частоте колебаний магнитного поля Земли. Этим объясняется и целебное воздействие молитвы на организм.

В ходе другого исследования ученые выяснили, что молитва переводит режим работы человеческого мозга в альфа- и тета-диапазон. Эти ритмы способствуют освобождению от стресса, приводят к расслаблению, ускоряют восстановительные процессы организма, улучшают кровоснабжение мозга, обостряют интуицию.

Как говорится в Библии: «Кто верит – тот спасается».

Источник: Комсомольская правда

О чем чаще всего просят немощные у Бога, когда ставят свечи перед образами? Пожить подольше. И оказалось, что Всевышний откликается. Даже смертельно больные, если искренно молятся и веруют, могут отложить свою смерть до какой-то определенной, важной для них даты. Это доказали исследования доктора Донна Юнга из университета Огайо.

Ученый обратился к базе данных по смертности в своем штате, проанализировал медицинские карты 300 тысяч человек, скончавшихся от рака в период между 1989 и 2000 годами. За основу Юнг взял три особые даты — Рождество, День Благодарения и день рождения пациента — и стал смотреть, не уменьшалось ли количество смертей в это время. Результат, конечно, был не ошеломительный, но впечатляющий: почти 4000 умирающим — это более одного процента — каким-то необъяснимым образом удавалось откладывать смерть до следующего дня сразу после празднеств. Значит, у смерти все-таки бывают выходные.

«Отче наш» против вредных бактерий.

Действие молитв на организм человека ученые стали изучать недавно. Раньше бормотание попов считали чепухой. Но первые же научные данные удивили даже закоренелых атеистов.

Исследования проводились в Герцогском университете в Дареме (штат Северная Каролина, США) и местном госпитале. Ученые пригласили нескольких монахов, сестер и священников различных конфессий помолиться за 700 пациентов, страдающих различными сердечными недугами. В течение нескольких дней врачи делали заметки о состоянии этих больных, а когда эксперимент завершился, все данные передали экспертам. И вскоре профессор Митчелл Крушофф сообщил результаты: у 500 пациентов благодаря молитвам темпы выздоровления увеличились примерно на 93 процента.

— Я не знаю, отчего это происходит, — признается профессор. — Но могу предположить, что на работу сердца благотворно влияет концентрация на божественных словах как священников, так и самих больных. Ведь человек, за которого молятся или который молится сам, полностью сосредоточен на общении со Всевышним, и, вероятно, это приводит к нормализации многих процессов в организме, которые нам предстоит еще изучить.

Позже выяснилось, что молитва убивает зловредные бактерии не только в человеческом организме, но и в воде. Петербургский инженер-электрофизик из лаборатории медико-биологических технологий «НИИ промышленной и морской медицины» Ангелина Малаховская, член Союза «Православные ученые России», уже десять лет изучает свойства, казалось бы, ненаучных явлений: силу крестного знамения, слова Божьего и целебные свойства святой воды. Вот что она рассказывает:

— Я проверила действие молитвы «Отче наш» и православного крестного знамения на патогенные бактерии. Для исследования были взяты пробы вод из различных водоемов: колодцев, рек, озер, в которых содержались кишечная палочка и золотистый стафилококк. Оказалось, что если прочесть молитву «Отче наш» и осенить культуру крестным знамением, то количество вредных бактерий уменьшается почти в сто раз.

Будьте как дети — и спасетесь.

Но настоящее открытие, доказывающее силу молитвы, сделал руководитель лаборатории нейро- и психофизиологии Санкт-Петербургского психоневрологического научно-исследовательского института им. В. М. Бехтерева, профессор Валерий Слезин.

— Многим психиатрам и неврологам известен труднообъяснимый с рациональной точки зрения феномен, когда после молитвы облегчаются душевные расстройства, а больные, считавшиеся неизлечимыми, порою выздоравливают, — рассказывает доктор Слезин. — Еще великий русский психиатр Владимир Бехтерев говорил про своих пациентов: «Этот пусть принимает лекарства, а вот этому лучше пойти к священнику». Что же именно происходит с мозгом во время молитвы, показали эксперименты.

Мы пригласили православных священников и семинаристов, и попросили их усердно молиться. Пока обследуемые шептали свои молитвы, мы снимали с них электроэнцефалограмму, чтобы при помощи прибора отследить процессы, происходящие в мозгу. И, к своему удивлению, зарегистрировали феномен.

До сих пор было принято выделять три основные фазы работающего мозга: быстрый сон, медленный сон и бодрствование. Каждой из этих фаз свойственен свой ритм биотоков. А как выяснилось в ходе эксперимента, во время молитвы ритм биотоков головного мозга замедляется настолько, что становится возможным говорить о существовании четвертого состояния сознания — «молитвенного бодрствования». В этом состоянии мозг фактически выключается: прекращается активная мыслительная деятельность, и мне кажется — хотя пока я не могу этого доказать, — что сознание начинает существовать вне тела.

— На электроэнцефалографе, — продолжает ученый, — феномен выглядит следующим образом. В моменты бодрствования кора головного мозга взрослого человека генерирует альфа- и бета-ритмы биотоков с частотой от 8 до 30 герц. Когда же наши обследуемые погружались в молитву, то происходило замедление ритма биотоков до частоты всего лишь 3 герц. Эти медленные ритмы носят название «дельта-ритмов» и наблюдаются только у младенцев до 2 — 3 месяцев.

У некоторых обследуемых энцефалограф показывал полное отсутствие альфа- и бета-ритмов, только дельта-ритмы. С точки зрения нейрофизиологии молящиеся люди как бы впадают в детство. Наверное, недаром в Евангелии сказано: будьте как дети и спасетесь.

— Мы считаем, что во время молитвы разрушаются патологические связи между нейронами мозга, потому что человек перестает думать о болезни, — говорит доктор Слезин. — Порой это приводит к полному выздоровлению смертельно больных людей. Науке известны случаи излечения онкологии, но они требуют более тщательного изучения. Только верить и молиться надо по-настоящему, истово, от сердца, иначе лечебного эффекта не будет.

Владыко Вседержителю, врачу душ и телес, смиряяй и возносяй, наказуяй и паки исцеляяй; брата нашего (имярек) немощетвующа посети милостию Твоею, простри мышцу Твою, исполнену исцеления и врачбы, и исцели его, возставляй от одра и немощи, запрети духу немощи, остави от него всяку язву, всяку болезнь, всяку рану, всяку огневицу и трясавицу. И аще есть в нем согрешение или беззаконие, ослаби, остави, прости, Твоего ради человеколюбия.

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА

Врач-психотерапевт Георгий Погодин: Все недуги — от страхов

— Известный исследователь Ален Бомбар доказал: человек, оказавшийся после кораблекрушения в море, умирает не от того, что нечего есть или пить, не от шторма, а от страха. Бомбар проделал над собой эксперимент: целый месяц прожил в океане на плотике без воды и пищи — и выжил благодаря тому, что поборол страх. По этой же причине, по статистике, верующие — среди больных раком в неоперабельной стадии — живут на пять лет дольше атеистов. Молитвой они снимают страхи, ощущают, что мир бренен, временен, понимают истинные ценности, успокаиваются наконец и тем самым повышают свой иммунитет.

СОВЕТЫ ДОКТОРА

Кандидат медицинских наук Игорь Брагин: Божественное пение даже психа успокоит

— Мои коллеги как у нас, так и за рубежом опытным путем установили, что произнесение молитв помогает людям с повышенным кровяным давлением и диабетикам: за несколько минут снижается уровень холестерина в крови и нормализуются обменные процессы. Молиться особенно полезно тем и за тех, кто временами впадает в глубокую депрессию и страдает маниакально-депрессивным психозом. Вообще чем тяжелее заболевание, тем чаще человек обращается за помощью к Богу. Так, например, ученые теологической семинарии Пасадены и Калифорнийского университета опросили более 400 пациентов, больных шизофренией, тяжелыми формами депрессии и некоторыми другими психическими недугами. И обнаружили, что 80 процентов опрошенных ударялись в религию, чтобы справиться с отчаянием, приступами агрессивности или плаксивости.

Меня часто во время молитвы отвлекают, просят, что-нибудь сделать. Что делать — продолжать молиться или оказать помощь и уделить — внимание пришедшему?

Ну, поскольку у нас на первом месте заповедь Бога — о любви к ближнему, значит, мы должны все ОТЛОЖИТЬ и уделить — внимание гостю или ЗАБОТЕ — о ближнем. Тем более, что делая какие-либо дела – мы можем молиться про себя — краткими молитвами.

Один святой старец молился у себя в келий и увидел, что к нему идет брат. Так старец, чтобы не показать, что он молитвенник, лег в постельку и лежит. Тот около двери прочитал молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас». А старец с кровати и говорит: «Аминь». Брат к нему зашел, он его с любовью принял, чаем угостил — то есть, проявил к нему любовь. А это — самое главное!

Часто в нашей жизни бывает такое: читаем вечерние молитвы, и вдруг звонок (по телефону или в дверь). Как нам быть? Конечно, мы должны сразу откликнуться на звонок, ОСТАВИВ — молитву. Выяснили все с человеком и снова — ПРОДОЛЖАЕМ молитву с того места, где закончили.

Правда, у нас бывают и такие посетители, которые приходят — не о Боге поговорить, не о спасении души, а по пустословить, да кого-то осудить.

Как-то в Сибири был случай. Одна с водокачки идет, на коромысле два ведра, вторая — из магазина, в руках полные сумки. Встретились и разговорились. А я наблюдаю за ними. Разговор у них примерно такой: «Ну, как у тебя сноха? А сын?» И начинаются сплетни. Бедные те женщины! Одна перекладывает коромысло с плеча на плечо, у другой сумки руки тянут. И всего-то надо было парой слов перекинуться.

Притом грязь – ведра и сумки не поставить. И стоят не две, а двадцать, и тридцать минут. И о тяжести не думают, даже — не замечают.

А если в церковь — позовут, говорят: «Нам ТЯЖЕЛО в церкви — стоять, ноги — БОЛЯТ, спину ломит». А с ведрами да с сумками стоять НИЧЕГО — не болит! Главное язык — не болит! Молиться – НЕ ХОЧЕТСЯ, а поболтать и силы и время — всегда есть.

Во время домашней молитвы обязательно ли покрывать голову платком?

«Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, ПОСТЫЖАЕТ — свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая», — говорит Апостол Павел (1 Кор.11,5).

Православные христианки не только в храме, но и дома, становясь на молитву ПОКРЫВАЮТ — свою голову платком: «Жена должна иметь на голове своей знак власти над нею Ангелов» (1 Кор. 11,10).

Святой Иоанн Кронштадтский.

«Как прискорбно видеть, что враг в праздники Господни берет — с христиан свой оброк, и чем больше праздник, тем больше оброк платят — врагу православные христиане,ибо что мы видим в праздники? Праздность, разнузданность плоти, пьянство, распутство, драки, кражи, увеселения.

Боже мой! Какое угождение плоти! Какое усердное служение диаволу! Христиане ли эти люди, подумаешь, искупленные честною Кровию Сына Божия? В христианские ли ты времена живешь, не в языческие ли? Это ли причастники животворящих Таин? Это ли те люди, которые бывают — в храме Божием?

Ах! Доколе мы, священники, не восстанем — против всех бесчинств в Праздники Господни.

Доколе люди других вер и исповеданий будут указывать на нас и говорить: смотрите – вот христиане, называющиеся православными, как они живут. Каковы у них священники! Как они худо учат народ вере, как они мало объясняют им праздники, их предмет и цель установления! Как они мало учат их жить по вере! Боже мой! Какое нарекание на нашу Православную веру и на нас, пастырей! Как много нашей вины в том, что христиане во грехе — проводят праздники; мы не обличаем, не запрещаем, не умоляем их – трезво и с великим благоговением проводить праздники и вообще жить — по-христиански. Мы мало говорим — о праздности, о пьянстве, распутстве; (Моя жизнь во Христе. Т. 1. С. 177-179).

СТАРЕЦ ПЕТР СЕРЕГИН — О МОЛИТВЕ.

Молитву — ГАСИТ Осуждение — плод ПРЕВОЗНОШЕНИЯ и Самомнения и преддверие Гнева. Оно связывает сердце и ПРЕПЯТСТВУЕТ молитве. Самодовольство и похвала самому себе — также ГАСЯТ молитву. Так – ТЕРЯЕТСЯ молитва.

Молитву ГАСЯТ — Объедение, рассеянность в поведении, засорение сердца — разными недуховными удовольствиями, ЛЕНОСТЬ и Нерадение — о самой Молитве, небрежение во время молитвы и вообще — БЕСПЕЧНОСТЬ, бессмысленное поведение, осуждение.

Поверхностность и ТОРОПЛИВОСТЬ на молитве — очень ВРЕДНА и опасна. Небрежение — УДАЛЯЕТ Страх Божий, — Доброе чувство к Богу — без которых молитва НЕВОЗМОЖНА.Каждая фраза, каждое слово молитвенного обращения — должны произноситься с предельным вниманием, с приложением всех сил, всем сердцем, всем помышлением, всею душою. Иначе обращение будет неполным, а молитвенная жертва порочной, не имеющей плода спасения.

Иногда бывает так, что человек во время молитвы — стоит и перебирает слова заученных молитв, а в это время в его ум — ВРЫВАЮТСЯ разные Посторонние мысли о житейских делах и планах, Воспоминания и заботы — УВЛЕКАЮТ за собой сердце (чувство), и вместо молитвы он оказывается — за занятием не только пустым, но и Греховным. Конечно, это не молитва, а празднословие перед Богом. Это бывает — от неискреннего обращения к Богу.

Становясь на молитву, такой человек – НЕ РАССТАЁТСЯ со своими Пристрастиями и житейской суетой и не хочет понять, — к какому Великому делу он ПРИСТУПАЕТ и к Кому — обращается со своими молитвами.

Это бывает тогда, когда перед молитвословием мы – НЕ ИМЕЛИ полной Решимости — ОТЛОЖИТЬ всякие Житейское дела и заботы. Когда пристрастие к мирскому и тварному для нас — дороже Господа и Его Царства Небесного, в которое Он нас призывает, Когда мы ЛЕНИВЫ и к молитве приступаем — Неподготовленными, легкомысленно и небрежно.

Рассеянность есть — ПРИЗНАК нашей ДУШЕВНОЙ ЛЕНИ и плод небрежения. Посторонние мысли приходят на молитве по разным причинам: или вспоминается то, что понравилось, что когда-то повлияло на сердце; или сердце привлекают мысли по его настроенности, или влечет сердце к греховным мечтаниям. Сердце собирает суету и беззакония и рождает — праздные или греховные мысли.

Для молитвы, да и, пожалуй, для добрых дел, ТРЕБУЕТСЯ большая душевная сосредоточенность и постоянство. Ты ЛИШИЛСЯ молитвы — через НЕРАДЕНИЕ и небрежение, от которого — ВПАЛ в грех, убивший — Молитвенное дерзновение пред Богом.

Вспомни, с какого момента — ПРЕКРАТИЛАСЬ молитва, и какие были события, действия и переживания за это время. Уясни себе, что было — ПРОТИВНО Богу в твоём поведении в этот период: движения Гнева, пристрастия, злопамятство, обиды или других страстей. Найдя свои — Греховные ошибки, кайся в них и проси прощения (молись). Кайся и сожалей — о ЛЕНОСТИ, небрежении, нерадении, о Нечистой совести и молись, как можешь.

Если еще нет молитвы, снова истязуй (испытывай) себя, стараясь вспомнить ЗАБЫТОЕ в своем поведении, и опять молись о Вразумлении, о помощи. Если нет молитвы, кайся в грехах забытых и неведомых по неведению совершенных, и снова молись, как можешь. Докучай Богу — Проси молитву.

Иногда бывает трудно молиться потому, что со словами молитвенными и Священного Писания не согласуются — ни качество сердца, ни частные желания и стремления. Кроме того, и враг не дремлет, а, как злая хищная птица, всегда стремится. отнять (или не допустить до внимания) слышимые и читаемые священные слова, предлагая нам приятность суетных воспоминаний, мыслей и желаний.

Для молитвы непрестанной — требуются два условия: Благоговение и постоянство.

Видео (кликните для воспроизведения).

Любовь к ближнему выражается — во всех делах во Благо ближних и в делах милосердия и любви к ним, и в молитве — за них. На тех же делах милосердия и на молитве — Восстанавливается и самое сердечное чувство любви. Если мы желаем, чтобы чувство любви и блаженства было в нас беспрерывным и даже вечным, то и добрые дела наши по вере — также должны быть беспрерывными и молитва беспрестанной. Поэтому о непрерывной молитве мы читаем и часто беседуем.

В нашей УВЛЕЧЕННОСТИ — ПРОЯВЛЯЮТСЯ наши пристрастия и страсти. Увлекаясь чем-нибудь, мы уже — Служим иному богу, а Богу истинному сердцем — не предстоим. Все наши ежедневные дела МОГУТ быть и должны быть — ПОСВЯЩЕНЫ Богу, ибо и в них почти всегда проявляется — любовь к ближним по Заповеди.

Наши разговоры отвлекают нас от памяти Божией и от молитвы по причине нашей рассеянности. Если разговаривая с ближним, мы будем видеть в нем не предмет развлечения или неудовольствия, а образ Божий, то это даст нашей беседе трезвость и воздержание. Если собеседник с нами единоверен и единомысленн, это послужит нам к укреплению веры. Если бы говорящий с нами оказался оскудевшим в вере, и тогда мы должны обращаться с ним, как с образом Божиим. В этом случае тайная молитва нам необходима для для благотворного воздействия на собеседника. Сущность тайной непрестанной молитвы во время разговоров заключается — в вере и любви сердца, изливающихся в словах беседы.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

Вы начинаете читать молитву. Самое главное, без чего излечение практически маловероятно: читать нужно так, чтобы в каждое сказанное вами слово вы по максимуму вложили энергию чувств и любви, исходящую от сердца. Без этого, чтение молитвы — лишь пустая трата времени. Мысленно представляйте, как от вашего сердца выходит энергия любви, направляя ее к определенному субъекту.

Далее ориентируемся на эффект от чтения молитвы. Например, читаем: «Отче Наш, сущий на небесах» и смотрим, какой у вас произошел эффект. Как правило, если вы уже вложили в эти слова чувства любви, то у вас уже как минимум должен быть тяжелый выдох.

«Отче наш, СУЩИЙ на небесах!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя и на земле, как на небе.
Хлеб наш насущный дай нам на сей день.
И прости нам долги наши,
как и мы прощаем должникам нашим,
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо твое есть Царство и сила и слава во веки.
Аминь».

Продолжаяя читать молитвенные слова, вкладывая чувство любви в каждое сказанное слово, наблюдаем реакцию вашего организма. Примерно после прочтения половины молитвы или чуть раньше, должна появиться легкая зевота. Если не появилась — ваша молитва мертва, так как вы не вложили в нее свои чувства и свою любовь. Начинайте снова и снова, пока у вас не появиться явный эффект от чтения молитвы. Когда вы снова и снова читаете несколько раз Отче Наш, то вы должны ощутить уже более тяжелую зевоту, а также у вас могут появиться кашель, слезы и легкое выкручивание вашего тела. Главное не пугаться и не останавливаться в очищении. И если на какой-то миг вы отвлечетесь, и ваши мысли начнут думать о чем-то другом, то вы сразу заметите, что реакция вашего организма от очищения сразу же перейдет в пассивную форму. Следовательно, вы не должны отвлекаться, иначе процесс потеряет свою эффективность, и вы просто впустую потеряете время.

Почему такая реакция на очищение? — спросите вы. Все очень просто. Вы учитесь отдавать свои чувства и любовь. И чем больше вы отдаете, тем больше вы получаете аналогичной энергии из космоса, которая по Сушумне растекается по вашим чакрам, вымывая и вытесняя ранее накопленный негатив.

Примечание. Любое искусственное наращивание энергии в своем организме через прочие методики не рекомендуется.

Лежать внутри жужжащего сканера — это совсем не то же самое, что молиться в тишине церкви, но участники эксперимента порой выходили в слезах — такими сильными оказывались их религиозные чувства. Руководитель исследования нейродиолог Джеффри Андерсон (Jeffrey S. Anderson) объясняет это тем, что за стенками аппарата человек может побыть один и погрузиться в свои мысли.

Снимки показали, что при сильных религиозных переживаниях активируется зона мозга, ответственная за чувство вознаграждения — прилежащее ядро . Активность в прилежащем ядре возникала за несколько секунд до того, как мормоны по просьбе ученых нажимали кнопку, когда религиозное чувство переживалось особенно сильно.

Jeffrey Anderson Так выглядит функциональная МР-томограмма мозга верующего человека во время сильных религиозных переживаний.

Эти результаты предполагают, что религиозные переживания сродни условным рефлексам. Приятные чувства — восторг или даже экстаз религиозного характера могут быть частью процесса классического обусловливания. В таких процессах за стимулом следует награда, а спустя некоторое время приятные чувства появляются в ответ на стимул, даже если награды больше нет.

Похвалы, музыка и общественное одобрение служат закреплению у человека специфической реакции на стимул, роль которого в случае с религией играют проповеди, священные тексты и молитвенные практики. В результате закрепляется сложный комплекс приятных переживаний, который можно всегда вызвать, обратившись к этим стимулам. Другими словами, нейроны прилежащего ядра религиозных людей приучены начинать работать в ответ на молитву или слова священной для верующего книги. Тот же механизм может объяснить привязанность к религиозным лидерам.

Книга Мормона — священный текст движения святых последних дней, который, по мнению верующих, содержит писания древних пророков, живших на Американском континенте приблизительно с 2200 до н. э. по 421. Опубликована Джозефом Смитом в 1830 году. Мормоны верят, что Джозеф Смит записал слова божественного откровения.

При этом суть идеи, реакция на которую закреплена в мозге, не влияет на эту реакцию. Можно с одинаковым успехом закрепить такую реакцию на слова «Возлюби ближнего своего» и на призыв убивать представителей другой религии, объясняет ученый.

Мозг неверующих устроен точно так же, только реагирует на другие стимулы, считает Джеффри Андерсон. Для исследования выбрали мормонов из-за большой роли, которую в их религии играют медитативные практики и изучение собственных чувств. Однако у представителей других конфессий и атеистов все работает очень похоже, уверен ученый.

Ранее в этом году в израильской клинике были впервые получена электроэнцефалограмма мозга человека во время «божественного откровения».

Результаты исследования опубликованы в журнале Social Neuroscience .

Как молитва влияет на активность мозга? Доктор медицинских наук Эндрю Ньюберг, руководитель исследований в Myrna Brind Center интегративной медицины в медицинском колледже и больнице университета Томаса Джефферсона, на протяжении десятилетий изучал невротическое влияние религиозного и духовного опыта.

Доктор Ньюберг объясняет, что чтобы изучить влияние медитации и молитвы на мозг, он вводит человеку безвредный радиоактивный краситель, в то время как он молится. Краситель перемещается в части мозга, где поток крови является наиболее сильным, т. е. к наиболее активной части мозга.

Красная часть свидетельствует о большей активности, и в этом случае повышение активности наблюдается в лобных долях и в зоне мозга, отвечающей за речь. Доктор Ньюберг считает, что для мозга молитва Богу схожа с общением с людьми. «Когда мы изучаем медитации, где существует определенная визуализация чего-то, мы видим изменения или повышенную активность в зрительной части мозга

Наблюдая как медитируют или «созерцают Бога» атеисты, доктор Ньюберг не увидел деятельности мозга в лобной доле, которую он наблюдал у религиозных людей. На рисунке ниже сравнивается активность мозга в состоянии покоя и во время того, когда объект находится в глубокой медитации.

Доктор Ньюберг пришел к выводу, что все религии создают неврологический опыт, и, хотя Бог невообразим для атеистов, для религиозных людей, Бог так же реален, как и физический мир. «Таким образом, это помогает нам понять, что интенсивная молитва вызывает специфический отклик клеток мозга, и эта реакция делает трансцендентный мистический опыт научным фактом, конкретным физиологическим явлением».

В другой своей книге «Почему мы верим в то, во что верим» Ньюберг доказывает, что мозг человека способен создать и поддерживать систему верований, которая выходит за рамки потребности в самосохранении. «Эти системы верований не только формируют нашу этику и мораль, они могут быть использованы, к примеру, чтобы исцелить наше тело или сознание, усилить интимные взаимоотношения, углубить духовную связь с другими людьми, – – рассказывает Ньюберг. – В тоже время они могут быть использованы, чтобы манипулировать и управлять нами, так как мы рождаемся с биологической склонностью навязывать свои системы верований окружающим».

Ньюберг убежден, что научное познание феномена веры приведет к лучшему взаимопониманию между людьми и поможет человеку уважать тех, кто придерживается верований и убеждений, отличных от его собственных.

Несколько убежденных мормонов ложились в сканер для функциональной МРТ и начинали молиться или читать священные тексты. В это время ученые наблюдали за активностью их мозга в попытке понять, на что похожи религиозные переживания с точки зрения нейрологии. Оказалось, они похожи на чувство, которое испытывает человек, которого похвалили.

Лежать внутри жужжащего сканера — это совсем не то же самое, что молиться в тишине церкви, но участники эксперимента порой выходили в слезах — такими сильными оказывались их религиозные чувства. Руководитель исследования нейродиолог Джеффри Андерсон (Jeffrey S. Anderson) объясняет это тем, что за стенками аппарата человек может побыть один и погрузиться в свои мысли.

Снимки показали, что при сильных религиозных переживаниях активируется зона мозга, ответственная за чувство вознаграждения — прилежащее ядро. Активность в прилежащем ядре возникала за несколько секунд до того, как мормоны по просьбе ученых нажимали кнопку, когда религиозное чувство переживалось особенно сильно.

Эти результаты предполагают, что религиозные переживания сродни условным рефлексам. Приятные чувства — восторг или даже экстаз религиозного характера могут быть частью процесса классического обусловливания. В таких процессах за стимулом следует награда, а спустя некоторое время приятные чувства появляются в ответ на стимул, даже если награды больше нет.

Похвалы, музыка и общественное одобрение служат закреплению у человека специфической реакции на стимул, роль которого в случае с религией играют проповеди, священные тексты и молитвенные практики. В результате закрепляется сложный комплекс приятных переживаний, который можно всегда вызвать, обратившись к этим стимулам. Другими словами, нейроны прилежащего ядра религиозных людей приучены начинать работать в ответ на молитву или слова священной для верующего книги. Тот же механизм может объяснить привязанность к религиозным лидерам.

При этом суть идеи, реакция на которую закреплена в мозге, не влияет на эту реакцию. Можно с одинаковым успехом закрепить такую реакцию на слова «Возлюби ближнего своего» и на призыв убивать представителей другой религии, объясняет ученый.

Мозг неверующих устроен точно так же, только реагирует на другие стимулы, считает Джеффри Андерсон. Для исследования выбрали мормонов из-за большой роли, которую в их религии играют медитативные практики и изучение собственных чувств. Однако у представителей других конфессий и атеистов все работает очень похоже, уверен ученый.

Ранее в этом году в израильской клинике были впервые получена электроэнцефалограмма мозга человека во время «божественного откровения».

Результаты исследования опубликованы в журнале Social Neuroscience.

Христианская жизнь немыслима без молитвы. И, пожалуй, это одно из самых трудных духовных деланий. Так как правильно молиться? Как избежать ловушек прелестных духовных состояний? Каких настроений не должно быть при молитве? И как не впасть в формализм, бездумное вычитывание правила? За разъяснениями мы обратились к пастырям.

Какова духовная жизнь, такова и молитва

– В духовной жизни всё достаточно конкретно: если молитва будет неправильной, то вместо общения с Богом мы окажемся в сетях диавола. Истинная или ложная молитва – это вопрос жизни и смерти. Поэтому ошибаться в этом нельзя.

Прямо скажу, что в своем представлении о молитве я во многом стараюсь опираться на учение святителя Игнатия (Брянчанинова). И прежде всего, отвечу о ложной молитве. Она имеет два ярких признака – мнение молящегося о себе и мечтательность.

Мнение о себе – что это такое? Это внутреннее ощущение себя лучше всех остальных. Такой человек считает себя святым, духовно преуспевшим, находящимся к Богу ближе других, в его молитве живо его «я». Такая молитва, по подобию молитвы гордого фарисея из притчи, становится претензией на свою элитарность, особые права перед Богом. Это свербящая внутри мысль, что я-то уж выше других, вон сколько я много молюсь и веду себя не то что другие. Такая молитва все равно как если встать перед своим отражением в зеркале и пытаться молиться. Язык произносит имя Божия, но в сердце перед тобою ты сам. В сердце «я», и от этого «я» произносятся все молитвы.

Во-вторых, мечтательность. Если в молитве мы гуляем умом туда и сюда, то значит, мы и не с Богом, мы телом в храме, а душой где угодно, в супермаркете или спортзале, решаем в уме какие-то земные дела, спорим с друзьями или мстим обидчикам. Воображение – вещь коварная. Даже когда мы отказываемся от откровенно греховных образов, то в молитве могут проскальзывать образы чего-то святого, и это тоже ошибка, воображение создает картинку святого, которой мы начинаем молиться, эта картинка заслоняет от нас Бога и мир духовный.

Поэтому признаки правильной молитвы: смирение, покаяние, внимание к словам молитвы, отсутствие мечтаний.

Правильная молитва не может появиться у того, кто привык везде продавливать себя вперед

Чтобы молитва стала правильной, надо вообще упорядочивать свою духовную жизнь. Если ты живешь как попало, то вряд ли твоя молитва станет чистой. Молитва неразрывна в целом от духовной жизни. Правильная молитва не может появиться у того, кто привык везде продавливать себя вперед. Гордый и несмиренный в поведении оказывается таким же и в молитве перед Богом. Равнодушный к ближним теплохладен в молитве. Молитва жестокого суха и безжизненна, молитва блудливого расхищается нечистыми образами. Если ты кому-то нахамил, то это непременно скажется на твоей молитве. В общем, чем наполняем мы свой внутренний мир, как ведем себя в своей повседневной жизни, всё это проявится в нашей молитве.

Молитва бывает правильной, когда ты молишься о себе как о погибшем. Вот если представить, что ты выпал за борт корабля, оказался в морской пучине и помощи нет, то как при этом будешь молиться? – От всего сердца, всеми силами своей души взывать к Богу о себе как погибающем. В такой молитве не будет и тени мнения о себе, никакой мечтательности. Эта молитва будет голосом сердца, взыванием о спасении.

Подлинная молитва – это искренний голос души, видящей свое падение и всеми силами жаждущей обрести милость Божию. Это предстояние пред Богом как пред Отцом, Который тебя видит, слышит и любит. Молитва – как таинство, она понимается не рассудочно, а по мере самого участия в ней. И только по мере опыта мы начинаем чувствовать, чем истина отличается от лжи и как правильная молитва отличается от неправильной.

Главное – всецелое устремление к Богу со смирением

Молитва с понуждением себя даже более угодна Богу, чем «самодвижущаяся»

– Святые отцы четко обозначили критерии правильной и чистой молитвы. Во-первых, это внимание к словам молитвы. Это, если можно так сказать, необходимый и обязательный минимум. Но всякий, кто пробовал молиться внимательно, скажет, что это совсем не просто. Внимание постоянно отвлекается на помыслы и размышления, порой самые «важные» и «возвышенные». Святые отцы однозначно говорят, что во время молитвы нужно решительно все эти помыслы отвергать, стремиться умом и сердцем быть причастным смыслу произносимого. Не важно, сложные слова произносятся или простые. Главное – всецелое устремление к Богу со смирением. В этом суть молитвы, так что она даже может быть и вовсе без слов, в едином сокрушенном чувстве. Особенно возрастает значение внимания, когда молитва «не идет», потому что внимание в молитве – это то малое, что зависит от нашего произволения. Многие святые отцы говорят, что такая молитва (с понуждением себя) даже более угодна Богу, чем «самодвижущаяся», потому как в такой «трудовой» молитве человек понуждает себя к добру.

О важности внимания напоминает и преподобный Иоанн Лествичник, когда говорит, что «молитва есть не иное что, как отчуждение мира видимого и невидимого». То есть, молясь Богу, человек не должен отвлекаться ни на видимые предметы, ни на мысли, образы и чувствования, возникающие в душе. Это важно. Потому что единственное чувство, которое единодушно советуют искать в молитве святые отцы, – это покаяние. Именно покаянием входит в нашу жизнь благодать Божия и именно в покаянии присутствует сокрушение и смирение сердца, которое «отверзает двери» милосердию Божию.

Далее святые отцы единодушны в том, что чистая молитва требует устранения от житейских дел и попечений, что скорее престало монахам, но и нам неплохо об этом знать, потому что уединенная молитва, например в тишине ночной, по единодушному мнению святых отцов, особенно благотворна.

И, наконец, самое главное. Господь обращается к тем, кто молится Ему, но при этом не меняется, не прилагает усилия, чтобы жить по-христиански, со словами: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6: 46). То есть обязательным условием чистой молитвы должно быть деятельное послушание Христу и Его Церкви, приобретение навыка жизни по заповедям. И уж точно обязательным для всех условием доброй молитвы можно считать борьбу со страстями. При этом совершенно не важно, в какой «стадии» пленения или падения ты находишься. Бесстрастных – единицы. Большинство из нас люди страстные в той или иной степени, и вот сознательное очищение страстной природы души, борьба, противостояние с молитвой греховным страстям – это обязательное условие для правильной и чистой молитвы.

Конечно, есть и высшие степени молитвы, и «умное делание», и видение «нетварного света», но это больше относится к жизни и деланию монашескому. А нам надлежит очищать себя с Божией помощью от страстей, стараться жить по заповедям Христовым и молиться внимательно с сокрушением, в простоте сердца. И Господь нас не оставит.

Молитва должна вызывать покаянные чувства

– Здоровая молитва всегда вызывает покаянные чувства. Хорошая молитва трогает те струны души, которые отвечают за смирение. После правильной молитвы человек, еще полчаса-час назад желавший отомстить обидчику, уже готов его крепко обнять. Но это упрощенное понимание сути молитвы. Молитва – не магия. Это настройка сердца для принятия благодати от Бога. Необходимо настроиться на нужную волну. Когда человек просто губами бубнит слова, то он этой волны никогда не поймает. Тут нужно подключить ум. По моим наблюдениям, когда мы молимся, у нас словно две «дорожки»: речевая и умная. И обе мы должны заполнить молитвой, в противном случае ум улетит в неизведанные дали.

Ложная молитва – это сфера гордыни, разжение крови, при которых можно впасть в прелесть от своих псевдоподвигов. Настоящая молитва – это когда мы одновременно ощущаем себя в присутствии Бога и переходим в состояние покаяния, в котором нам открывается глубина нашего падения. Но это ощущение ничего не имеет общего с безысходностью. Правильное чувство от молитвы усиливает жажду Бога, а в Нем – Любовь, Которая обезболивает и заглушает все земные заботы и переживания. Но такие моменты крайне редки. Потому что мы каждый раз теряем нужную волну, на которой нас ждут.

Молиться как мытарь, а не как фарисей

– О двух видах молитвы Господь говорит нам в Евангелии от Луки, зачало 89, которое мы читаем в Неделю о мытаре и фарисее (см.: Лк. 18: 10–14). Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей гордился и тщеславился тем, что он якобы лучше других людей, услаждался своим мнимым превосходством. Молился он так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие человецы – хищники, неправедные, прелюбодеи – или как сей мытарь. Пощусь дважды в неделю и даю десятую часть всего, что имею». А мытарь видел свои многие грехи, стыдился их, сознавал себя недостойным и, не смея воззреть на небо, ударял себя в грудь и повторял: «Боже! Милостив буди мне, грешному» И Господь говорит нам: «Яко сниде сей оправдан в дом свой паче онаго: яко всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется».

Вот молитва фарисея, как и любого человека, который ищет в молитве услаждения своей греховной природы, гордясь своей мнимой святостью, тщеславием, превозношением над людьми, и есть ложная, не угодная Богу. А молитва мытаря, как и любого человека, который смиряется перед Богом и людьми, осознаёт свое недостоинство, – молитва правильная, благодатная. Преподобный Петр Дамаскин говорит: «Первым признаком начинающегося здравия души является все большее видение своих грехов».

Чистой и духовной молитвы человек сподобляется, пройдя многое и многое смирение, приобретя нищету духовную и упование на Господа, чистое сердце и чистую совесть, через послушание и отсечение своей греховной воли, пройдя через многие скорби в терпении, совершив многие труды, очищая душу покаянием и исповедью и причащаясь Пречистого Тела и Честной Крови Господа нашего Иисуса Христа и стяжевая благодать Святого Духа всеми средствами, которые в изобилии нам подает бесконечно милостивый и любящий Господь.

Помнить о том, зачем мы молимся

– Как понять, правильно человек молится или нет? Обратимся к святым отцам. Так, преподобный Амвросий Оптинский довольно жестко отчитывает свое духовное чадо за превозношение в духовной жизни и, как следствие, в молитве. Святой дает четко понять, что никакого превозношения, пусть даже на первый взгляд вполне оправданного, не должно быть в жизни христианина.

Нужно помнить: молитва необязательно дает душевную теплоту, порой так желанную людьми. Не стоит гнаться за физическим, явственным ощущением благодати во время или после молитвы. Ведь и Сам Господь во время молитвы к Отцу в Гефсиманском саду и на кресте не испытывал утешения. Но это вовсе не значит, что пуста и неверна была Его молитва.

Молиться: «Господи! Накажи его» – ни в коем случае нельзя!

Никакая злоба или обида не может проявляться в молитве, никакой даже «праведный гнев» не имеет источника в Божественном Промысле о человеке. Поэтому молиться: «Господи! Накажи его» – ни в коем случае нельзя. Как и просить сделать «так-то и так-то». Бог не волшебная палочка, Он вправе не делать так, как мы хотим.

Во время молитвы необходимо сторониться крайностей: с одной стороны, профанации и бездумного чтения правил, с другой – экзальтированного обращения ко Христу без должного почтения и любви.

Видео (кликните для воспроизведения).

И самым главным критерием все же является цель молитвы. Каждый, кто встает перед образом Божиим, должен четко понимать, зачем он это делает. Нужно помнить, перед Кем мы стоим и с Кем мы разговариваем. Если об этом помнить, многих искушений можно будет избежать.

Реакция на молитву
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here