Шио мгвимский молитва

Самое детальное описание: шио мгвимский молитва специально для посетителей нашего ресурса.

В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу,/ прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́,/ и, де́я, учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Ши́о, дух твой.

Ж итие́ твое́ служе́нием Госпо́дним испра́вил еси́/ и, взем крест, оста́вил еси́ вся жите́йская,/ красото́ пусты́ни, преподо́бне Ши́о./ Кого́ у́бо па́че тя, и по сме́рти жи́ва су́ща/ страна́ Иверская почита́ет/ и мощми́ твои́ми, от гро́ба явле́нными услажда́ется,// те́мже не преста́й моля́ся о нас ко Го́споду.


venerable_shio_mgvime_20120420_2067942606.jpg

Преподобный Шио Мгвимский / Venerable Shio Mgvime

This entry was posted on Пятница, Март 11th, 2016 at 7:43 and is filed under Духовная лечебница. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции!

Шио-Мгвимский монастырь

Преподобный Шио (Симеон) Мгвимский родился в конце V века в Антиохии Сирской. Родители его были христианами и воспитывали своего сына как единственного наследника. Юноша получил хорошее образование, изучил Священное Писание. Любовь к слову Божию так глубоко внедрилась в сердце молодого Шио, что он постоянно держал его в уме своем и даже всегда носил при себе Евангелие, Послания апостола Павла и Псалтирь. И уже в ранние годы был одарен способностью толкования слова Божия. Родители, опасаясь наконец излишнего умственного напряжения сына и желая доставить ему отдых, решились однажды отобрать у него эти святые книги. «Зачем прервали вы мои Божественные занятия? — возразил им опечаленный отрок. — Кто не поучается постоянно закону Божию, тот отдаляется от Царства Небесного. Возвратите мне мои сокровища. » И родители, вразумленные словами не по летам мудрого сына их, не стали больше стеснять его свободы.

Узнав о святом подвижнике Иоанне Зедазнийском, Шио тайно покинул родительский дом и направился к святому. Преподобный Иоанн возвратил юношу родителям, предсказав, что и они станут иноками. Предсказание скоро исполнилось: Шио убедил их провести остаток жизни в иночестве, а сам, употребив в пользу бедных и монастыря оставшееся после них имущество, пришел к преподобному Иоанну, сиявшему в то время в Антиохии и, получив от него пострижение в иночество, сделался его учеником.

В начале V века лет преподобный Шио, в числе 12 других избранных учеников святого Иоанна, отправился в Иверию (Грузию) для проповеди слова Божия.

Послужив делу распространения веры Христовой, преподобный Шио пожелал жить отшельником. И по благословению Католикоса Евлавия и своего учителя преподобный Шио направил свой путь на запад от Мцхета в непроходимые дебри лесные. Здесь в пустыне, защищенной отвесными и совершенно крутыми стенами песчаной горы от взора людского, Шио поселился в тесной пещере, им самим высеченной в скале, едва достаточной, чтобы укрыться в ней. Трудное подвижничество предстояло одинокому, беспомощному борцу среди суровой, дикой пустыни, но чудным Промыслителем о нем был Тот, к Кому он постоянно обращался с молитвой: «Господь просвещение и Спаситель мой; кого убоюся? Господь Защитник жизни моей, кого устрашуся?» И за суровый аскетический подвиг Шио удостоился чудных видений. В скале открылся родник, источающий для отшельника воду, а с пищей прилетал к нему голубь. Этот-то голубь, по изволению Божию, определившему не оставлять под спудом благодатный светильник, открыл людям жилище Шио.

Некто Евагрий, знатный царедворец, охотясь по обыкновению за рекой Курой, проследил за голубем, носящим пищу отшельнику, и нашел его, погруженного в молитву, с воздетыми к небу руками. Он был так поражен встречей с этим укрывшимся от мира человеком, молитвенно предстоящим в пустыне пред лицем Единого Бога, что, пленившись этим, внезапно сознал и в себе отречение от всего мирского и стал просить дивного отшельника взять его под свое руководство и подвизаться в пещере, всецело предавшись Богу.

О Евагрии Шиогвимском известно, что это был «человек, рожденный от христиан и воспитанный в благочестии»; он занимал пост картлийского военачальника и командовал Цихедидской крепостью, хорошо знал Священное Писание. В переводной версии Жития святого упоминается, что грузинский царь Парсман V (ок. 540-558) высоко ценил Евагрия как военачальника. Отправившись на помощь греческим войскам в Осетию по просьбе византийского императора Юстиниана I, царь поручил на время своего отсутствия управление царством Евагрию.

Сведения о Евагрии Шиогвимском также содержатся в кименной редакции «Жития отцов наших Шио и Евагре» и в метафрастической редакции XII в. «Жития и чудотворений святого и блаженного Шио», а также в «Повествовании о чудодействиях святого и богоносного отца Шио», созданном католикосом Василием.

Шио считал, что человеку, привыкшему к роскоши, будет тяжела отшельническая жизнь, и не разрешил Евагрию остаться, но тот был настойчив, тогда преподобный предложил ему испытать свою веру. Он отдал ему жезл и сказал: «Ступай, сын мой, домой и, когда дойдешь до реки Куры, опусти этот жезл в воду, и силою Господа нашего Иисуса Христа вода расступится, и ты пройдешь по дну, как посуху. Когда придешь домой, распорядись имением твоим. На обратном пути. опять подойдешь к реке, то поступи, как прежде. Если увидишь, что вода даст тебе дорогу, то скорее спеши ко мне,- значит, ты избран Богом. Если же жезл мой не будет иметь прежней силы, то возвратись домой и знай, что намерение твое неугодно Богу». Евагрий в точности исполнил требование святого и вернулся к нему, принял постриг и поселился в пещере недалеко от преподобного. Это чудо побудило многих искать спасения в пустыни, где вскоре образовался монастырь Шиомгвиме, настоятелем которого стал преподобный Шио.

На избранном по откровению блаженному Шио месте выстроили они церковь во имя образца пустынножителей — Иоанна Крестителя.

Евагрий для материального обеспечения обители приобрел село Схалтба с окрестными землями и дал «тридцать литр золота» на постройку церквей. Парсман V в благодарность бывшему военноначальнику за исправную службу пожертвовал монастырю 4 деревни, золотые чашу, дискос, крест и проч. богослужебную утварь, а также Евангелие, богато украшенное по заказу св. царя Вахтанга Горгасали. В день Пятидесятницы католикос Картли в присутствии царя и двора освятил храмы монастыря.

Здесь навестил прп Шио его учитель Иоанн Зедазнийский и, погостив три дня, имел отраду удостовериться в высокой степени духовного совершенства иноков.

Во 2-й половине VI в. преподобный Шио, испросив благословения у католикоса Самуила II и своего духовника, прп. Иоанна Зедазнийского, попрощался с братией, передал руководство монастырем Евагрию и до конца жизни подвизался в вырытой в земле яме.

В затворничестве святой Шио достиг совершенства великих подвижников. Он изнурял тело постами и бдением. От постоянной сырости его лицо почернело. Пища святому спускалась туда по веревке.

Наконец Богу удобно было призвать святого на вечный покой. Господь возвестил преподобному через Ангела Своего о соединении с небожителями. Святой, узнав о часе кончины, попросил к себе иерея со Святыми Дарами, которого спустили в яму на веревке. Святой Иоанн Зедазнийский, узнав о приближающейся кончине возлюбленного ученика, поспешил к нему и до последнего вздоха был с ним.

Приобщившись Святых Таин, преподобный Шио 9 мая кончил свое земное житие. Тело великого затворника, при напутственном пении собравшихся иноков, было погребено в основанной им обители.

Храм Святого Иоанна Крестителя, построенный в 560-580 годах, — крестообразная церковь, отличающаяся простотой и строгостью конструкции. К тому же периоду времени относят и вырытые монахами пещеры, видимые даже сегодня, находятся они вокруг монастыря и вдоль дороги, которая ведет к монастырскому комплексу. Церковный купол, покрытый конической крышей, опирается на восьмиугольный барабан. Внутри храма размещался богато украшенный каменный иконостас с изображениями сцен жития преподобного Шио. Этот иконостас сейчас хранится в Государственном Музее искусств Грузии (Тбилиси).

Колокольню храма возвели в 1733 году.

Верхняя церковь (Земо Эклесия), получившая название в честь Божией Матери, — центральная часть Шио-Мгвимского монастыря, ее построили на рубеже XII столетия по приказу царя Давида IV. Первоначально она была купольной церковью, но во время иностранного вторжения была разрушена. Ее восстановили в 1678 году, уже как базилику.

Трапезную построили между XII и XVII веками, переход соединяет ее с пещерой святого Шио. Небольшая часовня (XII ст.), украшенная средневековыми фресками, располагается отдельно на близлежащем холме.

Монастырь несколько изменили в XI и XVIII столетиях, но во многом сохранилась его первоначальная архитектура.
По данным археологической экспедиции 1937 года, воду монашеская община получала по 2-х километровому водопроводу, протянутом из соседней деревни Схалтба. Он упоминается в летописи 1202 г., как постройка епископа Антона из Чкондиди, министра царицы Тамары.
Шио-Мгвимским монастырю было суждено быстро превратиться в крупнейшую монашескую общину Грузии, к концу VI века его уже населяло более 2000 монахов. Монастырь становится оживлённым центром не только религиозной, но и культурной деятельности. Он находился под личным патронатом грузинского Каталикоса. Давидом IV Строителем Шио-Мгвимская обитель была сделана царским доменом, он же продиктовал правила (или так называемый типикон) для монастыря (1123 г.).

Однако непрерывные чужеземные вторжения привели к тому, что монастырь пришел в упадок. Период относительного оживления начался, когда грузинский царь Георгий VIII, правящий в 1446-1465 гг., предоставил Шио-Мгвимский монастырь с землями, окружающими его, благородному семейству Зевдгинидзе-Амилахвари. Представители этого рода до 1810-х годов использовали его как семейную усыпальницу.
Монастырь опустошали и в 1614-1616 гг. войска персидского шаха Аббаса I. Но князь Гиви Амилахвари занялся восстановлением обители в 1678 году. А из-за османской оккупации Грузии (1720 г.) Шио-Мгвимский монастырь был снова разрушен. Его восстановил сын Амилахвари в 1733 году, но позже (около двух лет спустя) его разрушили персы.
Затем последовало восстановление Шио-Мгвимского монастыря, а в XIX веке обновлен интерьер. Но обитель так и не смогла возвратить своё былое значение в духовной жизни Грузии. В советские времена монастырь закрыли. Сегодня он действует и привлекает многочисленных паломников.

21 мая 2011 года в Донецке состоялось освящение храма, в честь святого преподобного Шио Мгвимского, построенного силами грузинской диаспоры в городе Донецке. Во время освящения престола в его основание были положены частицы мощей святых мучеников грузинских, а за Божественной литургией все молящиеся имели возможность приложиться к иконе преподобного Шио с частицей его святых мощей.

Память груз. 4/17 января, в Соборе Шиомгвимских святых; 4 февраля вместе с прп. Шио Мгвимским.

Настоятель монастыря Шиомгвиме близ Мцхеты, ученик основателя монастыря, прп. Шио Мгвимского, одного из 12 сирийских отцов.

«Я странник, хвалю Бога в этой тесной пещере и желаю здесь окончить свои дни, чтобы быть приятным Богу», — так сказал о себе преподобный Шио Мгвимский (груз. შიო მღვიმელი)

Шио (грузинский вариант имени Симеон) грузином не был, как и его предшественница равноапостольная Нина.

Преподобный Шио Мгвимский родился в конце V века в Антиохии в Сирии, в семье благочестивых и богатых родителей, чьи имена неизвестны. Родители сами занимались образованием сына, воспитывали его в страхе Божием, в любви к Богу и людям, в усердии к церковным службам и изучении слова Божия. Вместе с ним они читали Писание. К 16 годам Шио прекрасно изучил Священное Писание, молитвы и творения отцов Церкви. Многие тексты он знал наизусть. Родители, опасаясь, что сильное умственное напряжение может вызвать плохие последствия для здоровья их ребенка, часто просили сына дать себе отдых. Однажды они даже решились отобрать у него книги, что сильно опечалило Шио. Однако они вняли его словам: «Кто не изучает Писания, тот отдаляется от Царствия Небесного и становится рабом диавола». Родители вернули сыну книги, и с тех пор не стесняли свободы своего сына.

Однажды святой Шио увидел одного монаха, который нес воду в кувшине и, упав на землю, разбил его и пролил воду. Это происшествие сильно опечалило монаха, ибо он с большим трудом принес воду издалека. Глубоко огорченный, он стоял над разбитым сосудом и горько плакал. Святой Шио не мог не сочувствовать скорби брата и, к утешению своему, увидел ангела, стоящего у скалы и копьем как будто копающего землю для извлечения из скалы воды, которая и потекла тотчас. Святой Шио, обратившись к печальному брату, сказал: «Бог за твои слезы и благочестие на этом месте через ангела источил воду. Ее достаточно будет для всей братии». Следует отметить, что в данном случае преподобный Шио уподобляется пророку Моисею, который источил для скорбевших и роптавших израильтян воду из камня. Однако здесь мы видим и иное – скорбь брата и его смирение, которое получает заслуженную награду. После этого случая 25 братьев монастыря могли без всякого препятствия доставать себе воду.

Преподобный Евагрий был Картлийским вельможей, правителем Цихедиди. Сын благочестивых родителей, он с отрочества обучался Святому Писанию.

Однажды, Евагрий, охотясь в своих владениях, в горах Саркинети, внезапно увидел странную птицу, похожую на голубя, которая клювом куда-то несла пищу. Запомнив направление, куда она летела, Евагрий в следующий день направился туда и увидел в пещере молящегося старца.

Удивленный необычностью увиденного, Евагрий преисплонился святым рвением и кротко попросил святого отца, позволить ему остаться при нём. Святой Шио вначале отказал Евагрию, но тот настойчиво упрашивал старца. Преподобный Шио решил узнать Волю Божью и испытать твёрдость решения просящего. Он дал ему свой посох и сказал: «Опусти сей посох в реку Мтквари; река расступится, и ты пройдешь по суше. Ступай домой и распорядись своими владениями. На обратном пути опять опусти посох в реку и, если река опять расступится перед тобой, прейди ко мне, а если не расступиться, возвращайся домой, ибо, Господь не желает того, к чему стремишься ты».

Вернувшись домой, Евагрий распорядился своими владениями, обеспечив домашних и придворных всем необходимым, роздал имущество нищим и вернулся к отцу Шио. На обратном пути чудо произошло вновь: река расступилась перед ним и дала путь вставшему на стезю ангелоподобной жизни.

Молва о подвигах преподобных Шио и Евагрия распространилась по всей Грузии. Многие оставляли мир и начинали монашескую жизнь.

Достигнув преклонного возраста, святой Шио собрал братьев и сказал им: «Выберите одного из вас, который будет пастырем этого братства, ибо настало время моего уединения. Решил я спуститься в пещеру, подготовленную мною жильём и могилой себе!»

По просьбе братьев святой Шио избрал настоятелем монастыря преподобного Евагрия.

Преподобный Евагрий покорно принял бремя настоятеля братии и с Божьей помощью и молитвами отца Шио мудро правил монастырём.

Святые мощи прп. Шио Мгвимского доступны для поклонения и хранятся в большом мощевике в Храме Всех Святых во Всехсвятском, что на Соколе в городе Москве.

Так же в мощевике покоятся мощи угодников Божьих:

И святые предметы:
Святое миро от мироточивых глав Киево-Печерских угодников
Камень Синайской горы
Камень прп. Серафима Саровского
Камень гроба прп. Леонида
Гвоздь от гроба прп. Амвросия Оптинского
Пальма прп. Саввы Освященного
Часть Животворящего Креста Господня
Часть одежды свт. Филарета Московского
Часть мантии прп. Серафима Саровского
Часть мантии прп. Иоанна, новомуч. Иерусалимского

Русская Православная Церковь Московского Патриархата. Иркутская митрополия, Иркутская епархия, Верхоленское благочиние, д.Усть-Куда, Иркутского района

«Я странник, хвалю Бога в этой тесной пещере и желаю здесь окончить свои дни, чтобы быть приятным Богу», — так сказал о себе преподобный Шио Мгвимский (груз. შიო მღვიმელი), основатель отшельнического монашества в Грузии.

Видео (кликните для воспроизведения).

Шио (грузинский вариант имени Симеон) грузином не был, как и его предшественница равноапостольная Нина. Он происходил из Сирии, уроженец города Антиохии. С детства он отличался благочестием и чуждался красот мира сего. К 16 годам Шио прекрасно изучил Священное Писание, молитвы и творения отцов Церкви. Многие тексты он знал наизусть. Опасаясь за здоровье сына родители однажды даже решились отобрать у него книги. Однако, вняв его словам: «Кто не изучает Писания, тот отдаляется от Царствия Небесного и становится рабом диавола», родители вернули ему книги, и с тех пор не стесняли его свободы.

В то время близ Антиохии в безлюдной пустыне поселился великий сирийский подвижник, авва Иоанн Зедазнийский со своими учениками. К нему и пришел 20-летний Шио в поисках духовного наставника. Как только родители Шио приняли монашеский постриг, юноша раздал все имение, оставшееся от них, – часть раздал нищим, часть пожертвовал монастырям и освободил рабов, а сам поспешил к преподобному Иоанну, который с радостью принял его и облек в иноческую одежду. «Сын мой, блажен ты, ибо будешь ты велик пред Богом, — сказал ему св. Иоанн, — блажен буду и я, потому что назовусь отцом такого отца отцов».

Через 20 лет после призвания преподобному Иоанну было откровение свыше избрать из числа своих учеников 12 человек и с ними отправиться в страну Иверскую, а именно: Авива Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтойского, Фаддея Степанцминдского, Исе Цилканского, Иосифа Алавердского, Исидора Самтавнели, Михаила (Микаэля) Улумбийского, Пира Бретского, Стефана Хирского и Шио Мгвимского.

В Иверии святые отцы первое время пребывали все вместе в молитве, богомыслии и суровых подвигах, служа Богу и людям. Спустя два года святому Иоанну явилась Божия Матерь с равноапостольной Ниной и повелела ему, чтобы он разослал своих учеников по разным местам страны для проповеди. Каждый из них взял себе в помощь по одному иноку. Только один святой Шио, любивший пустыню и уединенную жизнь, попросил своего учителя благословения на отшельничество.

Придя в пустынное место на берегу реки Куры, он вошел в глубокое, безотрадное, глухое, безводное ущелье, полное диких зверей и ядовитых змей, нашел себе тесную пещеру и в ней поселился, не имея заботы ни о чем телесном. Без пищи и пития он провел 40 дней, упражняясь в непрестанной молитве. На сороковой день диавол с яростью ополчился на него. Не было такой язвы, которой он не пытался бы уязвить его, но все старания беса были напрасны. Однажды множество бесов с ужасным шумом и криком обрушились на святого, пытаясь поразить его раз и навсегда, но блаженный Шио, нисколько не смутившись, продолжал свою пламенную молитву всю ночь. С рассветом необыкновенный свет осиял его, и он увидел у входа в пещеру Пресвятую Деву Богородицу со св. Иоанном Крестителем, и множеством небожителей. Пресвятая Богородица повелела ему питаться тем, что будет послано с неба, и пообещала, что больше ему не будут докучать демоны, а пустыня наполнится богоносными мужами, которые будут ублажать имя его вовеки. После этого преподобный Шио, подобно святому пророку Илии, питался хлебом, который ему приносил голубь.

Вскоре стала собираться братия. Многие приходили к нему и вступали в его обитель и принимали ангельский образ, постригаясь в монашество. Каждый ученик преподобного высекал себе особую, отдельную от других, пещеру. Святой Шио выходил из своей пещеры к братиям только по воскресеньям, и то для наставления их, все же прочее время проводил в уединении в пещере. Таким образом, их жизнь сочетала элементы отшельничества и общежития.

Однажды святой Шио увидел одного монаха, который нес издалека воду в кувшине и, упав на землю, разбил его и пролил воду. Инок глубоко опечалился.Святой Шио, обратившись к нему,сказал: «Бог за твои слезы и благочестие на этом месте через ангела источил воду. Ее достаточно будет для всей братии». После этого случая 25 братьев монастыря могли без всякого препятствия доставать себе воду.

Число иноков все умножалось, но не было храма для совершения службы. Преподобный Шио, вняв просьбам братии, решил строить церковь. Он долго со слезами молился Богу, прося указать место для постройки храма. Затем, попросив горячих углей, он положил их на ладонь левой руки, ознаменовал угли крестным знамением, потом велел всем стоящим инокам поднять к небу руки и петь: «Кириэ элейсон» (Господи помилуй). У святого Шио два часа курился ладан на руке. Вскоре дым от ладана, подобно столпу, поднялся на высоту и пошел к ущелью, где стояли кельи иноков, и там остановился. Стало ясно, что место это избрал Сам Господь. Затем, покадив братию, святой сложил с руки горячие угли, взял кирку и трижды ударил по земле под самым столпом фимиама и повелел построить на том месте церковь в честь Живоначальной Троицы. Позже были возведены храмы в честь Божией Матери и Иоанна Предтечи. Святого Шио просили, чтобы он принял на себя сан пресвитера, однако Шио решительно отклонил эту просьбу.

Обитель все разрасталась. Однажды иноки пришли к св. Шио с жалобой на диких зверей, от которых никому в тех местах не было покоя. По молитвам святого звери собрались вокруг его кельи. Он обратился к ним с просьбой покинуть это место и только одному из них остаться, чтобы пасти ослов братии. После чего все звери пустились бежать от него и остался один только волк, который по слову святого начал пасти ослов, питаясь пищей, которую вкушали сами иноки. Предание доносит до нас и такую историю. Однажды волк пригнал стадо, в котором не оказалось одного осла. Монахи решили, что это дело зубов «пастуха». Но зверь привел людей на край горной пропасти, и «обвинители» увидели, что животное просто сорвалось вниз. «Пастух» был полностью оправдан и отпущен настоятелем к сородичам. «Иди к своим и не делай вреда братии моей. Пусть они сами найдут пастуха для своих ослов, чтобы более не винили тебя,» – так напутствовал верного служаку Шио.

После посещения своего учителя святого Иоанна Зедазенского преподобный Шио решил удалиться в затвор. Получив наставление, святой Шио поцеловал ноги св. Иоанна, простился с братией и попросил поминать его в их молитвах. На прощание он изрек 160 поучений, среди них были следующие: «Любите нищету, чтобы наследовать вечное блаженство. Презирайте попечение и суету этого мира, чтобы не соблазниться им. Воспитывайте себя в изучении Священного Писания, просвещающего ум и сердце». После чего св. Шио наконец спустился в мрачную и глубокую пещеру (или же просто яму, наподобие колодца). В затворе тело его окончательно изнурилось от великих постов, трудов, бдений и от страшной сырости пещерной, лицо его почернело и изменилось до неузнаваемости.

Когда монахи несколько раз поднимали из колодца не тронутую старцем еду, они поняли, что Шио скончался. Это случилось 9 мая (по ст. стилю). Перед смертию св. Шио получил напутствие святыми дарами от священника, который спустился к нему в яме на веревке. Достаточно скоро он был прославлен в лике святых. В XI веке ему была составлена служба.

В Грузии был древний обычай: в праздник преподобного Шио после службы патриарх или епископ спускался в эту церковь, опускал руку в отверстие гробницы — и происходило чудо: одна из костей поднималась наверх сама собой. Ее выносили для поклонения народу.

В 1914 г. впервые достали голову. Это был знак. Начались первая мировая война, революции и новая волна гонений. Но монастырь жил. Даже после его закрытия несколько старых монахов, устроившись сторожами, ютились в полуразрушенных холодных келиях и тайно совершали службы. Мощи Шио Мгвимского кем-то были сожжены. Но сохранилась одна кость преподобного, как знак того, что его милость еще с нами.

Тропарь
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу,/ приим бо крест, последовал еси Христу,/ и, дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Шио, дух твой.

Кондак, глас 4
Житие твое служением Господним исправил еси/ и, взем крест, оставил еси вся житейская,/ красото пустыни, преподобне Шио./ Кого убо паче тя, и по смерти жива суща/ страна Иверская почитает/ и мощми твоими, от гроба явленными услаждается,/ темже не престай моляся о нас ко Господу.

В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу,/ прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́,/ и, де́я, учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней./ Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Ши́о, дух твой.

Житие́ твое́ служе́нием Госпо́дним испра́вил еси́/ и, взем крест, оста́вил еси́ вся жите́йская,/ красото́ пусты́ни, преподо́бне Ши́о./ Кого́ у́бо па́че тя, и по сме́рти жи́ва су́ща/ страна́ И́верская почита́ет/ и мощми́ твои́ми, от гро́ба явле́нными услажда́ется,/ те́мже не преста́й моля́ся о нас ко Го́споду.

Пре­по­доб­ный Ева­грий [1] был карт­лий­ским вель­мо­жей, пра­ви­те­лем Ци­хе­ди­ди. Сын бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей, он с от­ро­че­ства обу­чал­ся Свя­то­му Пи­са­нию.

Од­на­жды Ева­грий, охо­тясь в сво­их вла­де­ни­ях, в го­рах Сар­ки­не­ти, вне­зап­но уви­дел стран­ную пти­цу, по­хо­жую на го­лу­бя, ко­то­рая клю­вом ку­да-то нес­ла пи­щу. За­пом­нив на­прав­ле­ние, ку­да она ле­те­ла, Ева­грий в сле­ду­ю­щий день на­пра­вил­ся ту­да и уви­дел в пе­ще­ре мо­ля­ще­го­ся стар­ца.

Удив­лен­ный необыч­но­стью уви­ден­но­го, Ева­грий пре­ис­пол­нил­ся свя­тым рве­ни­ем и крот­ко по­про­сил свя­то­го от­ца поз­во­лить ему остать­ся при нём. Свя­той Шио вна­ча­ле от­ка­зал Ева­грию, но тот на­стой­чи­во упра­ши­вал стар­ца. Пре­по­доб­ный Шио ре­шил узнать Во­лю Бо­жью и ис­пы­тать твёр­дость ре­ше­ния про­ся­ще­го. Он дал ему свой по­сох и ска­зал: «Опу­сти сей по­сох в ре­ку Мт­ква­ри; ре­ка рас­сту­пит­ся, и ты прой­дешь по су­ше. Сту­пай до­мой и рас­по­ря­дись сво­и­ми вла­де­ни­я­ми. На об­рат­ном пу­ти опять опу­сти по­сох в ре­ку и, ес­ли ре­ка опять рас­сту­пит­ся пе­ред то­бой, прейди ко мне, а ес­ли не рас­сту­пит­ся, воз­вра­щай­ся до­мой, ибо Гос­подь не же­ла­ет то­го, к че­му стре­мишь­ся ты».

Вер­нув­шись до­мой, Ева­грий рас­по­ря­дил­ся сво­и­ми вла­де­ни­я­ми, обес­пе­чив до­маш­них и при­двор­ных всем необ­хо­ди­мым, роз­дал иму­ще­ство ни­щим и вер­нул­ся к от­цу Шио. На об­рат­ном пу­ти чу­до про­изо­шло вновь: ре­ка рас­сту­пи­лась пе­ред ним и да­ла путь встав­ше­му на сте­зю Ан­ге­ло­по­доб­ной жиз­ни.

Мол­ва о по­дви­гах пре­по­доб­ных Шио и Ева­грия рас­про­стра­ни­лась по всей Гру­зии. Мно­гие остав­ля­ли мир и на­чи­на­ли мо­на­ше­скую жизнь.

До­стиг­нув пре­клон­но­го воз­рас­та, свя­той Шио со­брал бра­тьев и ска­зал им: «Вы­бе­ри­те од­но­го из вас, ко­то­рый бу­дет пас­ты­рем это­го брат­ства, ибо на­ста­ло вре­мя мо­е­го уеди­не­ния. Ре­шил я спу­стить­ся в пе­ще­ру, под­го­тов­лен­ную мною жи­льём и мо­ги­лой се­бе!»

По прось­бе бра­тьев свя­той Шио из­брал на­сто­я­те­лем мо­на­сты­ря пре­по­доб­но­го Ева­грия. Пре­по­доб­ный Ева­грий по­кор­но при­нял бре­мя на­сто­я­те­ля бра­тии и с Бо­жьей по­мо­щью и мо­лит­ва­ми от­ца Шио муд­ро пра­вил мо­на­сты­рём.

[1] Не вклю­чён в совре­мен­ный Ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Преподобный Шио (Симеон) Мгвимский родился в Антиохии Сирской. Родители его были христианами и воспитывали своего сына как единственного наследника. Юноша получил хорошее образование, изучил Священное Писание. Любовь к Слову Божию так глубоко внедрилась в сердце молодого Шио, что он постоянно держал его в уме своем и даже всегда носил при себе Евангелие, послания Апостола Павла и Псалтирь. И уже в ранние годы был одарен способностью толкования Слова Божия.

Узнав о святом подвижнике Иоанне Зедазнийском, Шио тайно покинул родительский дом и направился к святому. Преподобный Иоанн возвратил юношу родителям, предсказав, что и они станут иноками. Предсказание скоро исполнилось: Шио убедил их провести остаток их жизни в иночестве, а сам, употребив в пользу бедных и монастыря оставшееся после них имущество, пришел к преподобному Иоанну, сиявшему в то время в Антиохии и, получив от него пострижение в иночество, сделался его учеником.

Спустя 20 лет преподобный Шио, в числе 12 других избранных учеников святого Иоанна, отправился в Иверию (Грузию) для проповеди Слова Божия.

Послужив этому делу, распространения веры Христовой преподобный Шио пожелал жить отшельником. И по благословению Католикоса Евлалия и своего учителя преподобный Шио направил свой путь на запад от Мцхета в непроходимые дебри лесные. Здесь в пустыне, защищенной отвесными и совершенно крутыми стенами песчаной горы от взора людского, Шио поселился в тесной пещере, им самим высеченной в скале, едва достаточной, чтобы укрыться в ней. И за суровый аскетический подвиг Шио удостоился чудных видений. В скале открылся родник, источающий для отшельника воду, а с пищей прилетал к нему голубь. Этот-то голубь, по изволению Божию, определившему не оставлять под спудом благодатный светильник, открыл людям жилище Шио.

Некто — Евагрий, знатный царедворец, охотясь по обыкновению за рекой Курой, проследил за голубем, носящим пищу отшельнику, и нашел его, погруженного в молитву, с воздетыми к небу руками. Он был так поражен встречей с этим укрывшимся от мира человеком молитвенно предстоящим в пустыне пред лицем Единаго Бога, что, пленившись этим, внезапно сознал и в себе отречение от всего мирского и стал просить дивного отшельника взять его под свое руководство и подвизаться в пещере, всецело предавшись Богу.

С этих пор о Шио стало известно и другим людям в окружности, которые стали селиться близ него, и таким образом собралось до 25 добровольных пустынножителей. На избранном по откровению блаженному Шио месте выстроили они церковь во имя образца пустынножителей — Иоанна Крестителя. Молва о святом подвижнике распространялась, и место его уединенной жизни и подвига стало превращаться в обитель. Когда царь Парсман VI навестил бывшего любимого своего Евагрия в пустыне, то с благоговением отнесся к подвижнику Шио и подарил ему землю под монастырь, доставив значительные средства для построения храмов. Главным из них был храм в честь Успения Божией Матери; второй — в честь Рождества Иоанна Крестителя, где впоследствии и почивали останки преподобного Шио. Все храмы были освящены Католикосом Макарием. Таким образом, преподобный Шио устроил обитель, которая некогда включала в себя множество иноков и называлась, по имени основателя, Мгвимскою (в 30 верстах от Тифлиса). Здесь навестил его бывший учитель его Иоанн Зедазнийский и, погостив три дня, имел отраду удостовериться в высокой степени духовного совершенства новых иноков.

Но стремление к полному уединению преобладало в душе Шио. Он оставил основанную им обитель, простился с братией назидательнейшим словом, оставил для них 160 письменных поручений и, прервав всякое сообщение с миром, обрек себя на затворническую жизнь в темной, глубокой пещере. Пища святому спускалась туда по веревке. Кто может постичь и исчислять несказанные подвиги этого ангела в человеческом теле! Предузнав по откровению час кончины и приобщившись Святых Тайн, преподобный Шио 9 мая кончил свое земное житие. Тело великого затворника, при напутственном пении собравшихся иноков, было погребено в основанной им обители. Святые мощи его и доныне служат ограждением обители, которая одна из немногих уцелела посреди опустошений Грузии.

Тропарь преподобного Шио Мгвимского
глас 8
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу,/ приим бо крест, последовал еси Христу,/ и, дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Шио, дух твой.

Кондак преподобного Шио Мгвимского
глас 4
Житие твое служением Господним исправил еси/ и, взем крест, оставил еси вся житейская,/ красото пустыни, преподобне Шио./ Кого убо паче тя, и по смерти жива суща/ страна Иверская почитает/ и мощми твоими, от гроба явленными услаждается,/ темже не престай моляся о нас ко Господу.

Иверия (*1) (Грузия) после того, как озарилась светом Евангельской проповеди от самого апостола Андрея и св. Нины, до сего времени тщательно и свято хранит данное ей Богом сокровище. Подобно небу, блистающему мириадами звезд, она просияла целым сонмом святых угодников Божиих, которые, свидетельствуя о чистоте ее веры, служат ей несомненным залогом спасения.

Церковь Иверская многократно подвергалась притеснениям и претерпевала тяжкие бедствия. На нее нападали как греки, с целью сделать Грузию своей провинцией для защиты от нападений персов, так и своекорыстное папство с запада, старавшееся всеми возможными средствами подчинить святую Церковь Иверскую своему престолу. Защитой чистоты Православия в Иверии были пастыри и учители, украшенные христианскими добродетелями, а перед врагами иноверными христиане отстаивали свои права, претерпевая все возможные мучения, страдания и, наконец, смерть. Кровожадные деспоты Востока: Тамерлан, Чингисхан и другие, потом магометанские государи, от окаянного Мурвана Глухого до шаха Аббаса, и, наконец, турки — беспощадно терзали Церковь Христову. Но благое Промышление Божие хранило и хранит святую Иверию от окончательной погибели, врагам ее не удалось исполнить свои преступные замыслы, разбившиеся в прах пред стойкостью ее героев-мучеников и героинь-мучениц.

Сведения о трудах и подвигах этих-то святых людей, положивших начало христианства в Грузии и содействовавших утверждению и процветанию Грузинской Церкви, мы предоставляем здесь вниманию наших читателей. Сведения эти заимствованы нами из рукописей, находившихся в разных монастырях и храмах Грузии, а также из рукописей преосвященнейшего Исидора, митрополита Санкт-Петербургского, Его Светлости князя Грузинского Иоанна Григорьевича и из брошюрок Иосселиани. Недоступность для большинства читателей этих рукописей по самому месту их хранения и по языку побудила нас заняться изложением указанных сведений на русском языке. Как известно, есть немало русских, которые очень хотели бы ознакомиться с житиями святых основателей и учителей благочестия Грузинской Церкви, и только вышеуказанные обстоятельства лишают этих людей возможности удовлетворить их благочестивое желание. Если эта книга устранит упомянутые препятствия и предоставит всем желающим возможность узнать историю Грузинской Церкви, то труд мой будет вполне вознагражден.

При сем считаю нужным сделать выписку из одной грузинской летописи об основании христианской Церкви в Грузии святым апостолом Андреем. На страницах 41–46 летописи Грузии «Картлис Цховреба» (*2) мы находим следующее повествование. По вознесении Господа апостолы, будучи вместе с Материю Спасителя Иисуса в Сионской Горнице, где ожидали пришествия Утешителя, бросили жребий: куда кому идти с проповедью слова Божия. Тогда Преблагословенная Богоматерь сказала апостолам: «Не хочу и Я оставаться без части, желаю принять вместе с вами жребий, чтобы иметь страну, которую изволит дать Мне Сам Бог» Апостолы со страхом и благоговением бросили жребий, и он пал на Иверию. Владычица с радостью приняла удел Свой и собралась уже идти туда для того, чтобы проповедовать там слово Божие. Однако перед самым выступлением Ее явился Ей Господь Иисус и сказал: «О Матерь Моя, не отвергну жребия Твоего и не оставлю народа Твоего без участия в небесных благах ходатайством Твоим. Но пошли вместо Себя Первозванного Андрея в удел Твой, а с ним— изображение, которое получится от приложения приготовленной на то доски к Твоему лицу. Образ тот будет заменять Тебя и послужит хранителем людей Твоих во веки».

После этого явления Пресвятая призвала к Себе апостола Андрея и сказала ему: «Чадо Мое Андрее! Очень сокрушаюсь о том, что страна, доставшаяся Мне в удел для проповеди, не просвещена еще учением Сына Моего. Но вот что: когда намеревалась Я идти в Иверию, явился Мне Сам Благий Сын Мой и Бог и велел, чтобы Я вместо Себя отправила туда с Моим образом тебя. Я буду Хранительницей жизни людей той страны и, воздевая о них руки к Сыну Моему, буду испрашивать им от Него помощи во всем». На это апостол отвечал: «Пресвятая воля Благого Сына Твоего и Твоя да будет во веки».

Тогда Пресвятая Богородица потребовала доску, умывши лицо Свое, приложила ее к нему, и на доске остался образ Владычицы с Предвечным Ее Сыном на руках (*3). Она отдала этот образ апостолу и сказала: «Благодать и милость родившегося от Меня Господа да будут помогать и сопутствовать тебе. Я же буду молиться за тебя и за народ Мой». Он пал на землю пред Владычицей и со слезами благодарил Ее.

Вскоре после этого св. Андрей отправился на проповедь слова Божия. Сначала он пошел на север от Палестины, затем повернул несколько на восток, достиг города Трапезунда, находящегося в пределах Мингрелии, после благовествования там Евангелия перешел в пределы Иверии, в землю Дид-Адчары.

Там апостол самоотверженной проповедью и творением чудес обратил множество людей ко Христу и крестил их во имя Святой Троицы. На том самом месте, на котором он поставил икону Божией Матери, открылся целебный источник, текущий даже до сего дня (как говорит составитель грузинской летописи царевич Вахушт, сын царя Вахтанга V). Апостол, поставив новообращенным христианам иереев и диаконов, построив храм в честь Божией Матери и установив порядок церковный, оставил их.

Перед уходом св. Андрея из той земли новообращенные просили его оставить икону Божией Матери в защиту им, но апостол не согласился на таковую просьбу, а велел сделать доску, величиной, как эта икона, и принести ему. Когда доска была готова, он положил ее на икону Божией Матери, и икона полностью изобразилась на доске. Апостол отдал христианам новый образ, который они с радостью приняли и поставили в своей новой церкви. Затем, преподав им мир, св. Андрей отправился в другие земли.

Перейдя через гору, называемую горой Железного Креста (*4), и ущелье дзархийское, он вступил в пределы Самцхе и остановился в селении Заден-гора. Тут апостол сокрушил идолов и благовествовал Христа. Отсюда наконец отправился он в г. Ацкур (*5), называвшийся в древности Сосангети. Достигнув Ацкура, апостол выбрал один дом близ главного капища города и поселился в нем. В то время там царствовала одна вдова, имевшая единственного сына, которого любила более всего в миреи который был единственным наследником ее царства. К несчастью, сын вдовы скончался незадолго до прихода св. апостола в г. Ацкур.

Когда умерший отрок еще лежал в доме матери, в одну из ночей было дивное знамение. Жители города, увидев с крепости ночью необыкновенный свет над тем местом, где пребывал св. апостол и где находилась икона Божией Матери, были поражены страхом и недоумевали о причине подобного чуда. На другой день граждане пришли в дом, где жил св. Андрей, желая получить объяснение виденному ими. Апостол стал учить их вере Христовой и между прочим проповедовал им о воскресении мертвых и о будущей жизни. Он показал им и икону Божией Матери. Граждане возвратились от апостола и немедленно возвестили царице о пришедших странниках и об учении их о воскресении мертвых и жизни будущей. Вдовствующая царица, услышав о таковом учении, несколько утешилась и приказала немедленно привести этих людей к ней. Отправлены были послы за апостолом, который в скором времени явился во дворец.

Когда св. Андрей представлен был царице, она спросила его: «Кто вы, возвещающие народу неслыханное доселе учение?» Апостол отвечал: «Я пришел из Иерусалима, города, земли которого касались стопы Господни. Я — раб Господа нашего Иисуса Христа, силою Которого воскрешаем мертвых. Мы проповедуем Его, и тот, кто уверует в Него и примет Крещение, чего ни попросит у Него с верою, немедленно получит».

Видео (кликните для воспроизведения).

Вдова пала на землю, обливаясь слезами, и сказала ему: «Помилуй вдовство мое, ибо меня постигло большое несчастье. Если ты раб Того, Который воскрешает мертвых, то помолись Богу твоему о умершем сыне моем, чтобы он воскрес, и я все, чего ни потребуешь от меня, с радостью исполню». На это апостол отвечал: «Если веруешь в Иисуса Христа, проповедуемого нами, то получишь просимое тобой». Вдова отвечала: «О раб Истинного Бога! Верую в Господа Иисуса Христа, помоги моему неверию!»

Шио мгвимский молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here