Смирение в молитве

Самое детальное описание: смирение в молитве специально для посетителей нашего ресурса.

Молитва есть вопль и плач смирения. Основание молитвы – глубочайшее смирение.

Преподобный Исаак Сирин

Но ска­жешь ты: «Что мне де­лать, ибо я не знаю, как при­об­рести сми­рение со­вес­ти? Это, — дес­кать, — не в мо­их си­лах, и поз­на­ние об этом слиш­ком воз­вы­шен­но, что­бы я мог об­рести его». Я то­же знаю, что ты слиш­ком не­мощен, что­бы от­крыть это, но то, что не­воз­можно для лю­дей, впол­не мо­жет слу­чить­ся у Бо­га. Вмес­то то­го что­бы мо­лить­ся о тех или иных пред­ме­тах и де­лах, ос­тавь все это и упо­вай на од­но, мо­лясь так: «Бо­же, да­руй мне сми­рение, что­бы мне ос­во­бодить­ся от би­ча и что­бы бла­года­ря сми­рению приб­ли­зил­ся я да­же к тем нас­лажде­ни­ям ра­зума, о ко­торых, по­ка нет у ме­ня сми­рения, я не знаю, как ни хо­телось бы мне уз­нать о них!» И даст Он те­бе дар Ду­ха Сво­его — дар, о ко­тором не мо­жешь ты ни ска­зать, ни по­мыс­лить, нас­коль­ко он ве­лик. Бла­года­ря ему сок­ро­вен­ным об­ра­зом сде­ла­ешь­ся ты сми­рен­ным, ес­ли толь­ко Он ви­дит, что не хо­чешь ты отой­ти в сто­рону или во­об­ще прек­ра­тить не­ус­танно про­сить об этом, и ес­ли не утом­ля­ешь­ся ты не­из­менно при­носить эту мо­лит­ву свою.

По­верь, брат мой, что сми­рение есть не­кая си­ла, ко­торую не­воз­можно опи­сать язы­ком и при­об­рести че­лове­чес­ким уси­ли­ем. Но по мо­лит­ве да­ет­ся оно то­му, ко­му да­ет­ся, и сре­ди бде­ний с мо­лени­ями и го­рячи­ми про­шени­ями при­об­ре­та­ют его.

Ес­ли хо­чешь это­го, слу­шай об этом так­же из От­цов на­ших: «Внут­реннее сми­рение не при­об­ре­та­ет че­ловек, ес­ли, бу­дучи на­еди­не в мо­лит­ве, не пре­быва­ет он в мыс­ли об этом. Нет у не­го сми­рения, по­тому что не про­сил о нем и не при­нуж­дал се­бя к мо­лит­ве об этом. Не име­ет он по­коя, ибо не бодрство­вал у врат Гос­по­да на­шего, не про­сил и не умо­лял со сле­зами и стра­дани­ем, что­бы это бы­ло да­но ему».

Смиренномудрый не изумляется, не смущается и только так говорит: «По воле Твоей, Господи, да будет со мною».

Преподобный Силуан Афонский

Господи, дай мне смиренного духа Твоего, дабы не потерял я Твою благодать и не стал бы рыдать о ней, как рыдал Адам о рае и Боге. Господи, Ты Милостивый, скажи мне, что должен я делать, чтобы смирилась душа моя? Господи, сподоби нас дара Твоего святого смирения. Господи, даруй нам туне смиренного Духа Твоего Святого, как туне пришел Ты спасти людей и вознести их на небо, чтобы видели славу Твою. Пресвятая Матерь Господа, испроси, Милостивая, нам смиренного духа. Все Святые, вы живете на небесах, и видите славу Господню, и радуется дух ваш, – молитесь, чтобы и нам быть с вами.

Преподобный Иоанн Кронштадтский

Молитва о даровании кротости и смирения в служении ближним

О, кроткий и смиренный сердцем Творче, Жизнодавче, Искупителю, Кормителю и Хранителю наш, Господи Иисусе! Научи Ты нас любви, кротости и смирению Духом Твоим Святым и укрепи нас в сих достолюбезнейших Тебе добродетелях, да не надмевают нашего сердца дары Твои богатые, да ни мним мы, что мы питаем, довольствуем и поддерживаем кого-либо: Ты – общий всех Кормилец – питаешь, довольствуешь и хранишь, все под крылами Твоея благости, щедрот и человеколюбия довольствуются и покоятся, а не под нашими, ибо мы сами имеем нужду укрываться в тени крыл Твоих, – каждое мгновение нашей жизни. Наши очи устремлены к Тебе, Богу нашему, якоже очи раб в руку господий, очи рабыни в руку госпожи своея, дондеже ущедриши нас. Аминь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

При недостатке смирения молитвенный подвиг делается удобопреклонным к самообольщению и к бесовской прелести.

Основание молитвы – глубочайшее смирение. Молитва есть вопль и плач смирения.

Молитва есть вопль и плач смирения. Основание молитвы – глубочайшее смирение.

Преподобный Исаак Сирин

Но ска­жешь ты: «Что мне де­лать, ибо я не знаю, как при­об­рести сми­рение со­вес­ти? Это, — дес­кать, — не в мо­их си­лах, и поз­на­ние об этом слиш­ком воз­вы­шен­но, что­бы я мог об­рести его». Я то­же знаю, что ты слиш­ком не­мощен, что­бы от­крыть это, но то, что не­воз­можно для лю­дей, впол­не мо­жет слу­чить­ся у Бо­га. Вмес­то то­го что­бы мо­лить­ся о тех или иных пред­ме­тах и де­лах, ос­тавь все это и упо­вай на од­но, мо­лясь так: «Бо­же, да­руй мне сми­рение, что­бы мне ос­во­бодить­ся от би­ча и что­бы бла­года­ря сми­рению приб­ли­зил­ся я да­же к тем нас­лажде­ни­ям ра­зума, о ко­торых, по­ка нет у ме­ня сми­рения, я не знаю, как ни хо­телось бы мне уз­нать о них!» И даст Он те­бе дар Ду­ха Сво­его — дар, о ко­тором не мо­жешь ты ни ска­зать, ни по­мыс­лить, нас­коль­ко он ве­лик. Бла­года­ря ему сок­ро­вен­ным об­ра­зом сде­ла­ешь­ся ты сми­рен­ным, ес­ли толь­ко Он ви­дит, что не хо­чешь ты отой­ти в сто­рону или во­об­ще прек­ра­тить не­ус­танно про­сить об этом, и ес­ли не утом­ля­ешь­ся ты не­из­менно при­носить эту мо­лит­ву свою.

По­верь, брат мой, что сми­рение есть не­кая си­ла, ко­торую не­воз­можно опи­сать язы­ком и при­об­рести че­лове­чес­ким уси­ли­ем. Но по мо­лит­ве да­ет­ся оно то­му, ко­му да­ет­ся, и сре­ди бде­ний с мо­лени­ями и го­рячи­ми про­шени­ями при­об­ре­та­ют его.

Ес­ли хо­чешь это­го, слу­шай об этом так­же из От­цов на­ших: «Внут­реннее сми­рение не при­об­ре­та­ет че­ловек, ес­ли, бу­дучи на­еди­не в мо­лит­ве, не пре­быва­ет он в мыс­ли об этом. Нет у не­го сми­рения, по­тому что не про­сил о нем и не при­нуж­дал се­бя к мо­лит­ве об этом. Не име­ет он по­коя, ибо не бодрство­вал у врат Гос­по­да на­шего, не про­сил и не умо­лял со сле­зами и стра­дани­ем, что­бы это бы­ло да­но ему».

Смиренномудрый не изумляется, не смущается и только так говорит: «По воле Твоей, Господи, да будет со мною».

Преподобный Силуан Афонский

Господи, дай мне смиренного духа Твоего, дабы не потерял я Твою благодать и не стал бы рыдать о ней, как рыдал Адам о рае и Боге. Господи, Ты Милостивый, скажи мне, что должен я делать, чтобы смирилась душа моя? Господи, сподоби нас дара Твоего святого смирения. Господи, даруй нам туне смиренного Духа Твоего Святого, как туне пришел Ты спасти людей и вознести их на небо, чтобы видели славу Твою. Пресвятая Матерь Господа, испроси, Милостивая, нам смиренного духа. Все Святые, вы живете на небесах, и видите славу Господню, и радуется дух ваш, – молитесь, чтобы и нам быть с вами.

Преподобный Иоанн Кронштадтский

Молитва о даровании кротости и смирения в служении ближним

О, кроткий и смиренный сердцем Творче, Жизнодавче, Искупителю, Кормителю и Хранителю наш, Господи Иисусе! Научи Ты нас любви, кротости и смирению Духом Твоим Святым и укрепи нас в сих достолюбезнейших Тебе добродетелях, да не надмевают нашего сердца дары Твои богатые, да ни мним мы, что мы питаем, довольствуем и поддерживаем кого-либо: Ты – общий всех Кормилец – питаешь, довольствуешь и хранишь, все под крылами Твоея благости, щедрот и человеколюбия довольствуются и покоятся, а не под нашими, ибо мы сами имеем нужду укрываться в тени крыл Твоих, – каждое мгновение нашей жизни. Наши очи устремлены к Тебе, Богу нашему, якоже очи раб в руку господий, очи рабыни в руку госпожи своея, дондеже ущедриши нас. Аминь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

При недостатке смирения молитвенный подвиг делается удобопреклонным к самообольщению и к бесовской прелести.

Основание молитвы – глубочайшее смирение. Молитва есть вопль и плач смирения.

По воле Твоей, Господи, да будет со мною!

Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф. 11:29).

Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее, к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу – дух сокрушенный, сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

Апостол Иаков

Прелюбодеи и прелюбодейцы! Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»? Но тем большую дает благодать; посему и сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:4-6).

Вопрос. Какие преимущества смирения ?

Ответ. Как самомнение есть расточение души в мечтании ее, которое приводит ее к парению и не препятствует ей парить в облаках своих помыслов, так что кружится она по всей твари, так смирение собирает душу в безмолвие, и сосредоточивается она в себе самой. Как душа непознаваема и невидима телесными очами, так и смиренномудрый не познается среди людей. И как душа внутри тела сокрыта от зрения и от общения со всеми людьми, так и истинно смиренномудрый человек, по своему отлучению от всех и по лишению (произвольному) во всем, не только не желает быть видим и знаем людьми, но даже такова его воля — если можно, от самого себя погрузиться внутрь себя, войти в безмолвие и вселиться в нем, всецело оставив все свои прежние мысли и чувствования, соделаться чем-то, как бы несуществующим в твари, не пришедшим еще в бытие, вовсе незнаемым даже самой душе своей. И пока таковой человек бывает сокровен, заключен в себе и отлучен от мира, всецело пребывает он во Владыке своем.

Смиренномудрому никогда не встречается такая нужда, которая приводила бы его в смятение или смущение. Смиренномудрый иногда, будучи один, стыдится себя самого. Дивлюсь же тому, что истинно смиренномудрый не осмелится и помолиться Богу, когда приступает к молитве, или счесть себя достойным молитвы, или просить чего-либо иного, и не знает, о чем молиться, но только молчит всеми своими помышлениями, ожидая одной милости и того изволения, какое изыдет о нем от Лица достопоклоняемого Величия, когда преклоняет он лице свое на землю, и внутреннее зрение сердца его вознесено к превознесенным вратам во Святое Святых, где Тот, Коего селение — мрак, Кто притупляет очи Серафимов, Чья добродетель побуждает легионы к ликостоянию их, Кто на все чины их изливает молчание. И осмеливается он только так говорить и молиться: «по воле Твоей, Господи, да будет со мною!» То же говорить и мы будем о себе. Аминь.

Старец Герман Ставровуниот

Тот, кто обладает смирением, подражает Самому Христу. Такой человек никогда не выходит из себя, никого не осуждает и не превозносится. Никогда не жаждет власти, избегает людской славы. Не ругается ни по какому поводу.

Не дерзит, когда разговаривает, и всегда выслушивает чужие советы. Избегает красивой одежды, внешний вид его прост и скромен.

Человек, безропотно выносящий все унижения и уничижения, получает большую пользу от этого. Поэтому не печалься, а, напротив, радуйся тому, что страдаешь. Тем самым ты обретаешь драгоценное смирение, которое спасает тебя.

“Смирился я, и спас Он меня” (Пс. 114:5). Следует всегда держать в памяти эти слова.

Не стоит огорчаться, когда тебя осуждают. Печаль по такому поводу означает, что ты имеешь тщеславие. Тот, кто желает спастись, должен полюбить людское презрение, ведь презрение несет смирение. А смирение освобождает человека от многих искушений.

Никогда не ревнуй, не завидуй, не стремись к славе, не ищи высоких должностей. Старайся всегда жить незаметно. Лучше пусть мир не знает тебя, ведь мир вводит в соблазн. Своими тщеславными речами и пустыми подстрекательствами он обманывает нас и наносит нам духовный вред.

Целью твоей должно быть обретение смирения. Быть ниже всех. Считать, что не делаешь ничего, достойного своего спасения. Надо молить Бога спасти тебя по своему благоутробию.

Смирение, послушание и пост рождают страх Божий, а страх Божий является началом истинной мудрости.

Все, что делаешь, делай со смирением, чтобы не пострадать от своих же благих дел. Не думай, что большое вознаграждение получает только тот, кто много трудится. Тот, кто обладает благим произволением и вместе с ним смирением, даже не имея возможности сделать многое и не будучи искусным в чем-либо, спасется.

Смирение достигается самопорицанием, то есть убежденностью в том, что по существу ты не совершаешь ничего хорошего. Горе тому, кто считает свои прегрешения незначительными. Он обязательно впадет в более тяжкий грех.

Человек, со смирением переносящий все направленное на него осуждение, приближается к совершенству. Им восхищаются даже Ангелы, ведь нет более труднодостижимой и более великой добродетелью, чем смирение.

Нищета, скорбь и презрение – это венцы для монаха. Когда монах безропотно терпит грубости, клевету и презрение, он с легкостью освобождается от дурных помыслов.

Достойно похвалы и осознание своей немощности перед Богом. Это есть знание самого себя. “Плачу и сокрушаюсь, – говорит святой Симеон Новый Богослов, – когда свет озаряет меня, и я вижу свою нищету и познаю, где нахожусь”. Когда человек познает свою духовную бедность и осознает, на каком в действительности уровне он находится, тогда в душе его просияет свет Христов, и он начнет плакать (рассказывая об этом, старец растрогался и сам заплакал).

Если другой человек назовет тебя эгоистом, пусть тебя это не печалит и не огорчает. Подумай лишь про себя: “Быть может, я таков и сам этого не понимаю”. Так или иначе, мы не должны зависеть от чужого мнения. Пусть каждый смотрит в свою совесть и руководствуется словами опытных и знающих друзей, а прежде всего, попросит прощения у своего духовника. И на основе всего этого строит свой духовный путь.

Ты пишешь, что тебе не удается бороться. Знаешь, почему так происходит? Потому что не обладаешь достаточным смирением. Ты полагаешь, что можешь достигнуть этого лишь своими силами. Но когда ты смиришься и скажешь: “Силою Христа, помощью Богородицы и молитвой старца я достигну желаемого”, будь уверен, что тебе все удастся.

Я, конечно, не имею такой молитвенной силы, но когда ты, смирившись, скажешь: “С молитвой старца я все смогу”, тогда, по твоему смирению, начнет действовать благодать Божья, и все получится.

Бог смотрит на “смиренных и сокрушенных” (Ис. 66:2). Но чтобы пришла кротость, спокойствие и смирение, необходим труд. Труд этот вознаграждается. Чтобы обрести смирение, как мне кажется, не нужны многочисленные поклоны и послушания, но прежде всего, помыслы твои должны спуститься вниз, к самой земле. Тогда у тебя не будет страха упасть, ведь ты уже внизу. А если ты и упадешь, находясь внизу, то не пострадаешь.

По моему мнению, хотя я, конечно, мало читаю и не делаю ничего выдающегося, смирение – это кратчайший путь к спасению человека. Авва Исаия говорит: “Научи язык свой просить прощения, и смирение придет к тебе”. Приучи себя говорить “Прости меня”, даже если поначалу это будет неосознанно, и постепенно ты привыкнешь не только произносить эти слова, но и чувствовать это в своем сердце.

Святые учат, что насколько велико будет твое благорасположение, когда ты просишь прощения – иными словами, смирение, – настолько же Бог и просветит другого, чтобы было достигнуто желанное перемирие между вами. Когда ты сокрушаешься и говоришь: “Я виноват, но не осознаю этого”, вскоре ты сможешь сказать: “Да, я действительно виновен”. И когда ты убеждаешь себя, что по-настоящему виноват, другой человек также поменяет свое к тебе отношение.

Настойчиво проси Бога наделить тебя даром самопорицания и смирения.

Молясь, проси Бога дать тебе умение видеть лишь свои прегрешения и не замечать грехи других. “Даруй мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего”, – говорит святой Ефрем Сирин.

Смиренный человек считает себя низшим среди всех. И поэтому всех любит, всех прощает и, самое главное, никого не осуждает.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”

Сдаются складские помещение по адресу г.Тольятти, ул. Базовая 46. По вопросам аренды просим обращаться по телефону 89272684411, Эдуард.

Хвала Аллаху Господу Миров, мир и благословение нашему Посланнику Мухаммаду (салляллаху алейхи уа саллям) Вернемся к словам Посланника Аллаха(салляллаху алейхи уа саллям):

«И поистине Аллах приказал вам молитву. если молитесь вы, то не отворачивайтесь. Ведь поистине Аллах обращает Свой Лик к лицу раба, пока тот не отвернется».

Есть 2 вида запрещенного отворачивания:

Первое — это отворачивание сердца от Всевышнего Аллаха и поворачивание его к кому-то или чему-то другому.

Второе — это отклонение взора по сторонам.

И не перестает Аллах быть обращенным к рабу, пока раб не перестает быть обращенным к молитве. Если же он отвернется своим сердцем или взором, то Аллах отвернется от него. Посланник Аллаха был спрошен о поворачивании человека в молитве. На что он ответил: «Это то, что крадёт шайтан из молитвы раба». Нужно быть очень внимательным в молитве.

И примером этого, может служить пример человека которого позвал к себе правитель. А этот человек во время беседы вертится. Или сердцем он в другом месте. Как думает этот человек, что с ним сделает правитель? Как минимум он покинет правителя, будучи ненавидимым, отдаленным и упавшим в глазах его?!

И, конечно же, если будем говорить о намазе, то не равны подобный молящийся и тот, чье сердце присутствует, тот, кто обращен к Всевышнему Аллаху в своей молитве. Сердце его наполнилось почтительным страхом пред Ним, и он униженно склонил свою шею. Он стесняется своего Все¬вышнего Господа, чтобы повернуться к кому-то другому и отвернуться от Него. И велика разница между молит¬вами этих двух, как сказал Хассан ибн Атыя: «Поистине, двое мужчин могут присутствовать на одной молитве, однако по достоинству их молитвы далеки друг от друга, как небо и земля ».

Такая разница обусловлена тем, что один из них устремился всем сердцем к Аллаху, Всемогущ Он и Велик, второй же рассеян и беспечен.

И если раб обратится к Создателю, Всемогущ Он и Велик, а между ними будет преграда из страстей и наущений, которые увлекут душу и полностью заполнят ее, то как ЭТО можно назвать приближением?! Вещь отвлекли его наущения и мысли и унесли с собой прочь. Подумайте, что только не приходит нам на ум когда мы читаем намаз.

Когда раб становится на молитву, шайтан преисполняется зависти к нему. Ведь он встал в самое великое положение и самое близкое к Аллаху. Положение, наиболее сильно гневающее шайтана и самое тяжкое для него. И он старается приложить максимум усилий для того, чтобы раб не встал в это положение. И не перестает он давать обещания человеку и прельщать его. Заставляет забыть о молитве и преподносит ему всякие выдумки и фантазии до тех пор, пока не умалит значение молитвы для человека. И человек действительно начинает пренебрегать молитвой и оставляет её.

Однако, если шайтан окажется бессильным в этом, и человек не подчинится ему и всё равно встанет в это великое положение, то тогда враг Аллаха приближается к нему, пока не начнет расхаживать между человеком и его душой и ставить препятствия между человеком и его сердцем.

И он напоминает человеку то, что он не помнил, пока не начал молиться. Этим он займет сердце человека и заберет его сердце от Аллаха, так что будет раб стоять перед Ним и отвлекаться.

И, в конечном итоге, не получит такой человек из приближения к Аллаху, ничего из того, что получит тот, кто всецело устремился к Аллаху в своей молитве, тот, чье сердце было присутствующим. И он, тот кто отсутствовал, покинет свою молитву в таком же состоянии, как и вошел в неё: с прегрешениями, злодеяниями и бременем грехов, которые не стали легче от молитвы!

Очень часто нас спрашивают, как может человек читать намаз, а потом выйти на улицу и начать курить, ругаться или обижать людей? И ведь, когда спрашиваешь у людей, почему вы не читаете намаз, они говорят лучше я буду не пить и не курить чем читать намаз и делать все остальные грехи. Конечно сразу понятна ошибочность такой точки зрения, но все равно люди, на которых не влияют их намазы, и которые выходят из мечети и делают там грехи являются для всех окружающих плохим примером.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Поистине, молитва становится искуплением грехов только для того, кто совершил её должным образом. Того, чье смирение было полным, и кто стоял пред Всевышним Аллахом, присутствуя своим сердцем и телом.

И подобный человек, когда завершает свою молитву, то чувствует легкость на душе. И ощущает, что бремя тяжестей, которое его тяготило, снято с него. И чувствует такую энергию, что даже желает, чтобы и не выходил он из молитвы вовсе. Он не прекращал чувствовать, будто бы он находится в заточении и тесноте, пока он не вошел в неё. А войдя, нашел в ней отдых и умиротворение. Отдых в ней, а не отдых от неё!

Братья только задумайтесь над этими словами. Отдых в молитве, а не от молитвы, когда мы заняты обычными делами.

Ведь Пророк(салляллаху алейхи уа саллям) сказал «О, Билял, дай нам от¬дохнуть посредством молитвы». И он не сказал: «Дай нам отдохнуть от неё».

Также он сказал: «Усладой моих очей была сделана молитва».* И тот, чья услада очей была сделана в молитве,

как же он найдет усладу без неё?! Как же он сможет от неё удержаться?!

Принятая молитва и принятое деяние — это когда раб молится так, как надлежит молиться его Великому и

Принятые деяния бывают двух видов:

Первый вид. Когда молится раб и совершает остальные виды поклонения, а сердце его в это время привязано к Всемогущему и Великому Аллаху. И деяния такого раба представляются Аллаху, пока не будут поставлены пред Ним, и тогда Он смотрит на них. И если, посмотрев на них, Он увидит их совершёнными только из стремления к Его Лику и Его довольству, то тогда эти деяния будут любимыми для Аллаха, Он будет доволен ими и примет их.

Второй вид. Когда раб совершает деяния по привычке и будучи беспечным, однако, совершая их, в основе он стремится к покорности и приближению к Аллаху. Его тело занято поклонением, в то время как сердце его небрежно к поминанию Аллаха. И если деяния этого человека поднимаются, то они не ставятся перед Аллахом, и Он не смотрит на них. Однако эти деяния помещаются туда, где находятся списки деяний, для того, чтобы быть представленными Ему в Судный день. Затем эти деяния будут разделены на два вида: те, которые были совершены ради Него, и те, которые совершались не ради Него. За первые Он воздаст наградой, а вторые — отвергнет.

Принятие дел во втором случае означает, что Он воз¬наградит такого человека чем-то из Своих творений: дворцами, пищей, питьем, райскими гуриями и т. п.

Что же касается принятия деяний первого, то его награда: довольство Аллаха как самим деянием, так и тем. кто его совершил. А также приближение к Себе этого раба, возвышение его степени и положения, и Он дарует это без всякого счета. И это два разных принятия.

В отношении молитвы люди бывают пяти степеней:

Первая из них. Это степень того, кто проявляет не справедливость по отношению к самому себе. Степень халатного человека, который проявляет упущения в омовении, времени, установлениях молитвы и ее столпах.

Вторая степень. Это степень того, кто внимательно относится к времени молитвы, к ее внешним границам и столпам. Однако он небрежен в борьбе со своей душой в отношении наущений и потому отправляется вслед за наущениями и мыслями.

Третья степень. Это степень того, кто внимателен к внешним границам и столпам молитвы. Кроме того, он борется со своей душой, пытаясь защититься от наущений и мыслей. Он занят борьбой со своим врагом, чтобы тот не похитил его молитву. Он одновременно пребывает в молитве и в борьбе

Четвертая степень. Это степень того, кто, если встает на молитву, то совершенным образом соблюдает её права, столпы и границы. Его сердце полностью поглощено соблюдением её прав и границ, чтобы ни в коем случае не погубить хоть что-то из нее.

Пятая степень. Это степень того, кто, если встал на молитву, то выполняет ее подобно четвертому. Однако вместе с этим, он взял свое сердце и положил его перед своим Всемогущим и Великим Господом. Он смотрит своим сердцем на Него и чувствует Его взгляд на себе. Сердце его преисполнено любовью к Нему и осознанием Его величия, как будто он действительно видит Его и смотрит на Него. И исчезли полностью все наущения и посторонние мысли. Поднята их завеса между ним и его Господом. Он тот, кто в молитве занят своим Господом. Тот, кто в Нём нашел усладу своих очей.

Первый будет наказан, второй будет подвергнут рас¬чету, третий будет прощен, четвертый получит награду, а пятый приближен к своему Господу. Он будет приближен, потому что он обладает уделом тех, чья услада очей в молитве.

Смысл поворачивания в молитве — в отворачивании сердца от Аллаха, Всемогущ Он и Велик, и обращении ею к чему-то и кому-то иному. И если раб отвернется сво¬им сердцем к кому-то другому, то Аллах установит между Собой и человеком преграду. И тогда войдет шайтан и начнет представлять человеку дела мирские и покажет их ему в виде женщины. И если человек всем сердцем устремится к Аллаху и не повернется, то не сможет шайтан стать поперек между Всевышним Аллахом и этим сердцем. Ведь шайтан может войти, только если опущена завеса между сердцем раба и Всевышним Аллахом. А если же человек станет искать прибежище у Аллаха и сделает свое сердце присутствующим, то тогда шайтан убежит. Если же раб отвернется, то шайтан вновь появится. Таково положение человека и его врага в молитве.

Так что давайте ка братья, посмотрим на себя и подумаем основательно, какую из этих 5ти степеней занимаем мы. И начнем стремиться занять пятую самую лучшую степень.

Пятикратная молитва мусульманина – великое благо. Это нахождение в общении с Творцом, поглощённость в обращении с Аллахом. Молитва оберегает и предостерегает от мерзостей и грехов. Аллах сказал (смысл): «Поистине, молитва предостерегает от мерзостей и всего пагубного» (сура «Анкабут»).

Однако мы должны понимать, что не у каждого молитва – это контакт со Всевышним.

Некоторые могут утверждать, что, мол, не помогает молитва и т. д. Нужно понимать, что некоторые люди от молитвы получают только утомление и усталость, то есть они совершают просто физические действия, но не имеют связи с Аллахом. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Сколько есть людей, совершающих молитву, но их доля от молитвы – утомление и усталость» (имам Ахмад, ибн Маджах).

Ещё Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, та молитва, которая не побуждает человека остерегаться порицаемого, только отдаляет от Аллаха».

Действительно, сколько из молящихся телесно находятся в молитве, но мыслями очень далеко от молитвы! Они думают о проблемах, деньгах, работе, семье, то есть обо всём, кроме Аллаха. Разве о такой молитве Аллах сказал: «…предостерегает от мерзостей»? Конечно, нет. Да, человек «сбросил» с себя обязательность данной молитвы, совершив её, но в принятии Аллахом подобной молитвы есть большие сомнения.

Молитва должна быть со смиренностью…

Молитва должна быть со смиренностью. Человек в молитве должен думать о своём Творце, ибо Аллах сказал (смысл): «Выстаивайте молитву для поминания Меня» (сура «Таха», аят 14). К примеру, если человек хочет обратиться к своему директору с обращением, что делает этот человек? Он готовится и представляет, перед кем придётся выступить или говорить. Так давайте подумаем, перед кем мы стоим в молитве: перед Великим Аллахом!

Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Молитва – обращение к Аллаху, а разговор с отвлечением не является обращением» (книга «Мавизат аль-Муъминин»). Аллах сказал (смысл): «Не будь из числа отвлечённых (от Аллаха)» (сура «аль-Араф», аят 205).

Как добиться смиренности?

Конечно, человеку трудно в течение всего намаза думать только об Аллахе, однако человек должен стараться отгонять другие мысли (кроме Аллаха) и использовать все возможные методы, чтобы максимально больше времени думать в молитве об Аллахе.

Перечислим некоторые из этих методов.

Для начала человек уже при совершении омовения или с приходом времени молитвы должен заниматься делами молитвы: приготовить воду, место для омовения. Далее следует совершить омовение и думать, перед Кем вам придётся стоять – перед Создателем всех миров и всего, что мы видим.

После завершения омовения сразу встаньте на молитву. Взяв паузу, нужно расслабить органы, встать ровно, опустив голову (перед Всевышним Аллахом), и прочитать суру «ан-Нас», чтобы удалить сомнения от Шайтана (вас-вас); далее произнести три раз «астахфируллах», прося о прощении грехов.

Придаёт смиренность в молитве понимание того, что вы читаете, то есть понимание смысла суры «аль-Фатиха», «ат-Тахият» и других азкаров.

После завершения молитвы нежелательно сразу вскакивать с места, останьтесь ненадолго в том положении, в котором читали «ат-Тахият», и прочитайте молитвы-азкары, которые дошли до нас от Посланника Аллаха (мир ему и благословение), – они приводятся в книгах о намазе. Если человек не знает наизусть эти азкары, то можно иметь рядом книгу, а если и такой возможности нет, то просто сделайте небольшое дуа на любом языке.

Также для смиренности в молитве очень помогут постоянное и повсеместное поминание Аллаха, нахождение с хорошими людьми, приобретение религиозных знаний, посещение религиозных собраний, остерегаться запретного и сомнительного и т. п., потому что это укрепляет веру. Если вера крепкая, то сердце становится смиренным, приходит понимание могущества и величия Творца.

На сегодняшний день один из лучших методов, которые приводят к постоянному поминанию Аллаха, – это суфизм, то есть необходимо вступление на путь очищения сердца под опекой духовного наставника, истинного суфийского шейха. И этот метод будет самым лучшим. Аллах – Всеведущий и Всезнающий.

Из совершенного смирения и из совершенной покорности воле Божией рождается чистейшая, святая молитва.

Святой Макарий Великий

Молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения

Молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от служения, служение от надежды, надежда от веры, вера от послушания, послушание от простоты.

Преподобный Исаак Сирин

В какой мере умножает человек молитвы, в такой смиряется сердце

Пока не достигнем истинного ведения, т. е. откровения тайн, посредством искушений приближаемся к смирению. Без оскорблений ум не может пребыть в смирении, а без смиренномудрия не может чисто заняться молитвою к Богу.

Странническая жизнь, нищета и пребывание в уединении — вот от чего рождается смирение и очищается сердце.

Не всякий, кто скромен и безмолвен, или благоразумен, или кроток по природе, достиг уже степени смиренномудрия.

Кто любит блеск, тот не может приобрести смиренных мыслей, потому что сердце внутренно отпечатлевается по подобию внешних образов.

Смирение всегда приемлет от Бога милость. Умаляй себя во всем перед всеми людьми, и будешь возвышен перед князьями века сего. Предваряй всякого своим приветствием и поклоном, и будешь почтен паче приносящих в дар офирское золото.

Унижай себя, и увидишь в себе славу Божию. Ибо где произрастает смирение, там источается Божия слава. Если будешь стараться пребывать в явном уничижении, то Бог соделает, что от всех людей будешь прославляем; если же в сердце своем будешь иметь смирение, то в сердце твоем покажет тебе Бог славу Свою.

Указанием любви и ведения служит смирение, которое рождается от доброй совести о Христе Иисусе, Господе нашем.

В какой мере умножает , в такой смиряется сердце. Ибо всякий молящийся и просящий не может не смириться.

Кто просвещает ум свой для достойного воздаяния Богу, тот и душою, и телом снисшел во глубину смиренномудрия.

Святитель Иоанн Златоуст

Смиренномудрие есть основание нашего любомудрия. Хотя бы кто бесчисленное сверху построил — милостыню ли, молитвы ли, пост ли, всякую ли добродетель, но если в основание предварительно не положил этого, то все будет строиться тщетно и напрасно и легко разрушится.

Хотя бы ты отличался постом, молитвою, милостынею, целомудрием или другою какою добродетелью, все это без смирения разрушится и погибнет.

Нужно иметь не одно только мужество и благоразумие, но и добродетель смиренномудрия и простоты. Когда мы не имеем этих добродетелей, то сколь бы ни велики были наши дела, спасение наше сомнительно.

Без него невозможно, невозможно спастись, хотя бы кто постился, молился, подавал милостыню, но если делает с гордостью и не имеет смирения — все это мерзко, а если делается со смирением, то вожделенно, достолюбезно и благонадежно.

Авва Исайя

Преподобный Илия Экдик

Молитве потребы— смирение, ибо им она питается

Дом молитвы — терпение, ибо им она поддерживается, потребы же ее — смирение, ибо им она питается.

Невозможно уму быть мирну в молитве, если не стяжет он наперед содружества с воздержанием и любовью.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

В духе человеческом сосредоточены ощущения совести, смирения, кротости, любви к Богу и ближнему и других подобных свойств; нужно, чтоб при молитве действие этих свойств соединялось с действием ума.

Из совершенного смирения и из совершенной покорности воле Божией рождается чистейшая, святая молитва.

Благодатное действие смирения весьма сходствует с благодатным действием молитвы, правильнее: это — одно и то же действие.

Монах Симеон Афонский

Соедини молитву со смирением и всегда будешь со Христом.

Доктор богословия. Профессор МДА

В одном из писем святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит об одном из важнейших условий, при наличии которого лишь молитва принимается Богом. «Сегодня, — пишет он, — я прочитал то изречение Великого Сисоя, которое мне всегда особенно нравилось, всегда было мне особенно по сердцу. Некоторый инок сказал ему: «Я нахожусь в непрестанном памятовании Бога». Преподобный Сисой отвечал ему: «Это не велико; велико будет то, когда ты сочтешь себя хуже всей твари». «Высокое занятие, — продолжает Святитель, — непрестанное памятование Бога! Но это высота очень опасная, когда лествица к ней не основана на прочном камне смирения». «Для правильности молитвы надобно, чтобы она приносилась из сердца, наполненного нищеты духа, из сердца сокрушенного и смиренного».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

И Святитель делает следующий вывод: «Основание молитвы — глубочайшее смирение. Молитва есть вопль и плач смирения. При недостатке смирения молитвенный подвиг делается удобопреклонным к самообольщению и к бесовской прелести». Благодатное же смирение приобретается только одним путем: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи», — цитирует святитель Игнатий преподобного Симеона Нового Богослова.

Смирение в молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here