Спас Нерукотворный

1 Вид Спаса «на чреве», в отличие от Спаса нерукотворного «на мантии» (см. фрески в восточной и западной арках церкви Спаса в Нередице — В. К. Мясоедов, Фрески Спаса в Нередице, Л., 1925. , табл. XIX). О многочисленных вариациях мифа о нерукотворном Спасителе см. у Н. В. Покровского. Сийский иконописный подлинник, т. 1, Санкт-Петербург, 1895, с. 49-52.

Шок! Эти 4 растения лечат суставы и хрящи! Снимет боль и отёк: спины, рук, коленей
6 часов назад
Эта смесь выедает грибок после первого использования! Пишите простой рецепт: смешайте обычный...
8 часов назад

Обе стороны картины написаны во Владимире, возможно, разными художниками. Владимирский иконописец воспроизводил византийские или киевские иконы в своей собственной уникальной манере. Художником прославления креста на оборотной стороне мог быть киевлянин или новгородец, работавший во Владимире в середине XII века (см. аргументы в пользу моей атрибуции в статье Н.Н. Воронина «О некоторых рельефах» в книге Юрия Польского «Георгиевский собор»). «. — Советская археология», М., 1962, I, с. 142-148).

Середина 12-го века. Владимир Суздари, Россия.

Голова Спасителя окружена круглой омелой с крестом, вырезанным на площади плиты. Большие округлые глаза подняты влево. Высокие дуги бровей изогнуты. Ветвистые усы и длинные висячие усы нарисованы тонкими линиями темно-коричневого цвета на зеленовато-сером фоне. Темно-каштановые волосы, уложенные на лбу, украшены золотыми линиями. Оливковый центр темно-желтый, с мягкими оттенками и слабыми следами загара. На губах, веках и в носовом каталоге имеется пурпурный цвет. Нимб, фон и границы — золотисто-охристые. Перекрестие на нимбе выполнено из слоновой кости со следами изображений драгоценных камней (по пять на каждом конце). В верхнем углу фона находится фрагмент древней буквы IC HC.

Слава. Голо-готический восьмиугольный коричневый крест с терновым венком на распутье и архангел-паломник, держащий инструмент Страстей. Слева — Михаил с копьем, справа — Гавриил с посохом. Над ними — краснокрылый серафим с бахромой на руках, темно-оливковый ангел, олицетворяющий солнце и луну — головы в профиль с круглыми клеймами — желтым (надпись: затмение) и красным (надпись: луна). Изображение написано сильными мазками, широкими и свободными. Цветовая гамма основана на сочетании темных цветов (коричневый и оливковый), светлых цветов (синий и коричнево-розовый) и ярких цветов (красный, желтый и белый). Санхирское зеленое пятно с сильными белыми бликами и светлыми полутонами. Белый фон, черный и красный текст. Кайма темно-зеленого цвета с декоративными элементами в виде кругов, звезд и полос. В некоторых надписях проявляются новгородские языковые особенности: «гексакрилатий хровими», «монгоцити серафим».

2 В византийской иконографии эта тема была известна как «Никетилион» (прославление победоносного креста). (См. Н.П. Кондаков, Археологические путешествия в Сирию и Палестину, Спб. 1904, стр. 22, сноска 1 и приложение «О древнехристианском сочинении о славе креста», стр. 285-301). Живописный тип происходит из старых сирийских источников (В.Н. Лазарев, Искусство Новгорода, Москва, 1947, с. 39). Стилистически ангелы близки к ангелам композиции «Вознесение» церкви Спаса на Нередице в Новгороде (В. К. Мясоедов, там же, табл. V, 2).

На лицевой стороне находится доска с реликвиями. Паулока, левкас и яичница. Спиннинг без дуги и мата, с тонким подреберьем. С «ласточкиными хвостами» по верхнему и нижнему краям. 77 x 71.

Спереди (в левом нижнем углу) и сзади (у верхнего края) — красная сургучная печать Московского собора Успения Божией Матери Живоначальной.

Это было в Успенском соборе Московского Кремля.

Он был раскрыт комиссией в 1919 году.

Возрастной жир не от еды! Он сгорит за 3 дня, натощак пей крепкий...
6 часов назад
Шок! Эти 4 растения лечат суставы и хрящи! Снимет боль и отёк: спины, рук, коленей
8 часов назад

Поступила в ГИМ в 1930 году. 14245 ¦

¦ 5. Спаситель нерукотворный, поклонение кресту.

Конец 12-го века. 77 x 71. Третьяковский музей, Москва 14245.

Из Успенского собора Московского Кремля. Новгородское происхождение изображения не вызывает сомнений. Это подтверждается сильным присутствием новгородской надписи на оборотной стороне изображения (буква ц заменяет букву ч) и сходством ангела с ангелом купола и арки Нередицы (В.К. Мясоедов. Фрески). Н. П. Сычев. Л., 1925, табл. IV, VI и XXVIII), вместе с введением Н. П. Сычева. Л. (1925, табл. IV, VI и XXVIII), о составе изображения лицевой (и частично оборотной) стороны титульного листа в новгородской рукописи 1262 г. (Предисловие Лобковского к Московскому историческому музею, Хл. 187, с. 1). Как установил Г.И. Вздорнов, икона происходит из деревянной церкви Святой иконы, построенной в Новгороде в 1191 году. Обслуживание хорошее. Тип несотворенного спасителя точно следует византийской традиции (Гловер А.Н. Несотворенный Спаситель Ланского собора. Прага, см. 1931). Слава Креста» уже изображена на серебряной пластине VI века в Эрмитаже (Volbach F. Frühchristliche Kunst. München, 1958, Abb. 245, S. 91). На московской иконе крест украшен терновым венцом, а в руках ангела изображены копье и посох. Это символы страданий Христа. Крест возвышается над Черной пещерой Адама. По обе стороны от креста расположены солнце и луна. Над ним два херувима и два серафима держат в руках веревки. Иконографию см. у Кондакова Н.П. Археологические поездки в Сирию и Палестину. Санкт-Петербург, 1904, с. 22, 285-301- Грабарь А. Мартирий, II. Париж, 1946, с. 275-290. Трудно определить, были ли эти изображения изначально двусторонними или изображения на обратной стороне были добавлены позже. ¦

Литература.

  • Древнерусская живопись 1958. 490 З.1-3 Древнерусская живопись в собрании Государственной Третьяковской галереи: альбом репродукций — М.: Национальное художественное издательство, 1958. — Рис. 20.
  • 477 З.8-4 Онаш К. Иконен. — Берлин: Union Verlag, 1961 г. — S. 347-348, Taf. 10.
  • Антонова и Мнева 1963.181 М.1-6 Антонова В.И., Мнева Н.Е. Древнерусская живопись XI — начала XVIII века Каталог. Опыт классификации старого искусства. 2 тома / Государственный Третьяковский художественный музей. — Москва: Искусство, 1963. — Vol. 1, no. 7, pp. 66-68, fig. 26.
  • 48 M.6-2 Лазарев В.Н. Новгородская иконопись = Novgorod icon painting. — Москва: Искусство, 1969. — p. 10-11, #8.
  • В. Н. Живопись в домонгольской Руси 1974 г. 162 З.3-3 Живопись в домонгольской Руси: каталог выставки. — Москва: Советские художники, 1974. 101-107, no. Кат. 23.
  • Онаш 1977.3 З.8-4 Онаш К. Альтруссише Иконен. — Берлин: Union Verlag, 1977. — Таф. 6.
  • Арпатов 1978.89 М.1-5 Арпатов М.В. Древнерусская иконопись = Ранняя русская иконопись. — М.: Искусство, 1978. 38, p. 299.
  • ИРИ 1979-81. 7 З.4-6-2 История русского искусства: Учебник для художественных школ. 2 vols. — М.: Искусство, 1979-81. — Том 1, с. 35, илл. 30.
  • 28 М.1-5 Новгородские иконы XII-XVII веков / В. К. Лаурина, В. А. Пушкарев. — Л.: Аврора, 1983. 10, 280 стр.
  • Лазарев, В. 1986.21 М. 2-5 Лазарев, В. Н. История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986. с. 112, табл. 371.
  • Государственный Третьяковский художественный музей, 1995. 18 M.7-5 Государственный художественный музей им. Каталог коллекции. X — Древнерусское искусство начала XV века. Том 1 — Москва: Красная площадь. 1995. нет. 8, pp. 50-54.
  • Бетин 2000.5220 З.4-3-2 Две двусторонние фотографии из Государственной Третьяковской галереи Бетин Л.В. // Искусство христианского мира. Сборник статей. Vols. 4.- М.: Издательство ПСТБИ, 2000. 138-150.
  • Лазарев, 2000/1. 9 М.7-6 Лазарев, В. Н. Русская иконопись от начала до начала XVI века. — М.: Искусство, 2000. 35, 164, no. 5.
  • Жизнь Христа 2001.2 З.4-3-1 Жизнь Христа в графических работах. — Москва: Галарт: Аст-Пресс, 2001. с. 15.
  • Русская иконопись 2003.575 М. Русская иконопись. Отличная коллекция. — Москва: Белый город, 2003 г. — Илл. 29.
  • Иконописная коллекция Третьяковская галерея 2006. 725 М.2-3 Фотографии из коллекции Третьяковской галереи. — Москва: Сканрус, 2006. — P. 32-33, рис.
  • Изображение Успенского собора, 2007 год. 932 M.1-3 Изображение Успенского собора в Московском Кремле. XI — начало XV века. Список. — Москва: Северные паломники, 2007. — Дополнение 2, нет. 3, pp. 221-223.
  • Малфой Мариинский монастырь, 2012 год. 8396 З.6-4 Малфой Мариинский монастырь и реабилитационный центр И.Е. Гловера. Страница истории. — Москва, ВХНРЦ, 2012.- Том 3, Рисунок 6.
  • Eastmond, 2013.7526 Z.8-4 Eastmond A. The Glory of Byzantium and Early Christianity. — Лондон: Phaidon Press Limited, 2013. 232-233, кат. 222.
  • Государственный Третьяковский художественный музей 2019 Иконопись. 10752 M.7-4, рис. — М., 2019. с. 28, рис. 29-30.
  • ГТГ 2020.11758 М.7-5 Государственный художественный музей имени М.М. Третьякова. Каталог коллекции. Древнерусская живопись XII-XIII века. — М., 2020. — Каталог № 8, с. 218-247.
  • Свердлова, Першин 2021.12044 М.1-2 Свердлова С.В., Першин Д.С. Свердлова С., Першин Д. Икона «Спас нерукотворный; «Поклонение кресту» в последней четверти XII в. Век Третьяковской галереи — два этапа монументального творчества // Византийское мировое искусство. Сборник статей в честь Ольги Сигизмундовны Поповой. — М., 2021. — С. 482-503.

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, выделите текст с помощью мыши и нажмите Ctrl+Enter. Администратору сайта будет отправлено сообщение об ошибке.

Авторское право © Все права защищены. Полное или частичное воспроизведение материала в коммерческих целях запрещено.

Возрастной жир не от еды! Он сгорит за 3 дня, натощак пей крепкий...
10 часов назад
Даже самый заядлый курильщик бросит курить уже на следующий день, если на ночь...
7 часов назад

Читайте также