Старообрядческая утренняя молитва

Самое детальное описание: старообрядческая утренняя молитва специально для посетителей нашего ресурса.

Старообрядчество для большинства из нас – явление экзотическое. А между тем, именно таким было русское православие до середины XVII века. Сейчас термином «старообрядчество» («древлеправославие») называют общность различных течений и «согласий», отрицающих реформу патриарха Никона, предпринятую им в правление Алексея Михайловича и с его одобрения. Суть этой реформы заключалась в основном в унификации богослужебного устава русской церкви с греческой. Одной из причин необходимости такой унификации считают, в том числе, накопившиеся за столетия ошибки переписчиков, однако никаких догматических и богословских нововведений реформа не предполагала – касалась она не вопросов веры, а лишь формальной стороны богослужения. Однако именно эта формальная сторона, в частности – изменения в текстах некоторых молитв (так называемая «книжная справа») для многих и стала камнем преткновения.

Один из важнейших для христиан текстов – Символ веры, принятый в IV веке на Первом Вселенском Соборе. В нём кратко изложены основные догматические утверждения христианского учения. Однако, как и любой перевод, тем более – рукописный, в русском варианте он содержал в себе разночтения. Так, например, восьмой член Символа в богослужебных сборниках был переведён по-разному: «и в Духа Святаго, Истиннаго Животворящаго», «и в Духа Святаго, Господа, Истиннаго и Животворящаго».

Ещё в середине XVI Стоглавый собор постановил, что употребление слов «Господь» и «истинный» в этом тексте избыточно, однако не определил, какое именно нужно употреблять. Согласно реформе Никона, решено было оставить слово «Господь»: «и в Духа Святаго, Господа Животворящаго». Старообрядцы же не приняли этого исправления, обвиняя никониан, что те не признают Святого Духа истинным Господом. В текст Символа веры были внесены и другие незначительные исправления чисто грамматического характера, которые, однако вызвали ожесточённое неприятие приверженцев старого обряда.

Подобного рода изменения были внесены во многие тексты богослужений, например, в «Херувимскую песнь». Сейчас этот текст по-церковнославянски выглядит так: «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми». В старой редакции было: «Трисвятую песнь приносяще, всякую ныне житейскую отвержим печаль», «Яко Царя всех подымлюще, ангельскими невидимо дароносима чинми». То есть, как видно, незначительные изменения коснулись пяти слов.

Согласно реформе, принятое прежде двойное возглашение «аллилуии» (в переводе – «хвалите Бога»), заменялось на тройное, как символ догмата о Троице («Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже»). Старообрядцы же полагают, что двойное возглашение и «слава Тебе, Боже» уже является символом догмата, потому как «слава Тебе, Боже» и «Аллилуиа» – синонимы.

Незначительные изменения внесла реформа и в главную великопостную молитву – Ефрема Сирина. Нынешний текст её таков: «Господи и Владыко живота (жизни) моего, дух праздности, уныния, любоначалия (властолюбия) и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко Благословен еси во веки веков.»

Дореформенный текст выглядел иначе – в первой строке вместо греха властолюбия стоял грех сребролюбия. Вероятно, это не случайно – именно из среды старообрядцев вышло знаменитое сословие русского купечества. Старообрядцы были вынуждены искать финансовой независимости, заниматься предпринимательством, ибо это давало им определённую автономность от преследующего их государства. Именно сочетание фанатичной набожности и предприимчивой деловитости было характерной чертой русского купца. Видимо, поэтому для них гораздо более очевидной была опасность впасть в грех сребролюбия, чем властолюбия.

Знаменательными для старообрядческой молитвы вещественными деталями являются лестовка и подручники. Лестовка (от слова «лествица», что значит — «лестница») – аналог чёток, также употребляющийся для совершения Иисусовой молитвы. Лестовка была распространена повсеместно в древней Руси, но в наше время сохранилась в основном в старообрядческой среде. Сделана она не в виде бусин, как привычные нам чётки, а в виде своеобразной мягкой лесенки, символизирующей духовное восхождение. Подручники же – небольшие тонкие квадратные подушечки или стёганые подстилки для головы и рук, которые используются при «метаниях» — земных поклонах, которых в старообрядческом богослужении весьма много. На лицевой стороне подручника обычно нашит орнамент в виде квадратов и кругов, число и расположение которых символично.

Я догадываюсь, что эту тему со временем перенесут в раздел «ЧаВо», но я не дерзаю создавать тему сразу там.

На одном из старообрядческих сайтов я «случайно» обнаружил утренние и вечерние молитвы. У меня после этого (обнаружения) возникли несколько вопросов.
1. Заменяют ли эти молитвы Часослов? (То есть: если утренние молитвы вычитал, то утреню, обедницу, вечерню можно не читать?).
2. В некоторых местах там стоит ремарка: «(поклон)». Интересно: какой поклон имеется в виду? Например, у кришнаитов и у «никониан» есть по три типа поклонов (при этом «кришнаитский список» не полностью совпадает с «никонианским»); а как у старообрядцев?
3. Там я прочитал:

После этого помолись святому, имя которого носишь, и святому, празднуемому этого числа, также и другим святым, кому хочешь. Не забудь помолиться и епитимию, какие поклоны имеешь от духовного отца.

Интересно: а если имя, данное родителями, и имя, которым человек «подписывается», различаются? Молиться двум или нескольким (по числу имён) святым?

Мой пример (маловероятный, так как я крещён хоть и через погружение, но у «никониан», а это старообрядцам не нравится). Моё «паспортное» (и в крещении) имя — «Александр», на форумах я обычно «подписываюсь» как «RexSep». Если бы я перешёл к старообрядцам и стал вычитывать это правило, мне бы пришлось молиться святым, соответствующим каждому из двух моих имён? (Если что, то в святцах, в том числе в старообрядческих, есть и мч. Рикс — память 6/19 июля).

4. Пятидесятый псалом надо вычитывать и утром, и вечером?

Если бы я перешёл к старообрядцам и стал вычитывать это правило, мне бы пришлось молиться святым, соответствующим каждому из двух моих имён

я ещё молюсь за всех Святых, имена которых мои семейные носят. Ну и своим Святым, которых особо выделяю.

«Нет почётней и слаще награды
Одолеть в извечной Войне!
Умереть и воскреснуть за правду
Мы с тобой будем рады вдвойне!» (ДАР)

«Возвеселится праведник, егда увидит отмщение: руцы свои умыет в крови грешника.» (Пс.)

В молитвослове все сказанно

Заменяют ли эти молитвы Часослов?

Ето облегченное правило для мирян.

RexSep пишет:

В некоторых местах там стоит ремарка: «(поклон)». Интересно: какой поклон имеется в виду?

Сверяй с Месяцесловом, там есть указания о поклонах на каждый день.

RexSep пишет:

Если бы я перешёл к старообрядцам и стал вычитывать это правило, мне бы пришлось молиться святым, соответствующим каждому из двух моих имён?

Поповцы приняли бы 2-м чином с прежним именем, безпоповцы перекрестили бы.

RexSep пишет:

Пятидесятый псалом надо вычитывать и утром, и вечером?

Надо молится либо малую либо великою павечерницу.

Малая:
трисвятое и по отче наш,
псалом 50
псалом 69
псалом 142
великое славословие
символ веры
канон присвятой Богородице
молитва св. Василия Великого
молитва Антиоха мнихина

САП, спаси Христос! Полезная ссылка, желательно бы ее поместить в отдельной, постоянно доступной для читателей теме.

Кстате а в какой последовательности читаются стихи в Каноне на Утрени. Кто то читает их подряд по кругу а кто то читает каждый стих несколько раз и затем переходит к другому стиху.

Неуставные молитвы придуманные похоже в беглопоповщине, а точнее у «австрийцев».

У поморцев в календаре такое же правило.

Устав, руководство — самоучитель, пособие.

Канонов, придерживаться, конечно, нужно…

Но, в келейных утренних и вечерних молитвах, приемлемо и личное творчество.

У поморцев в календаре такое же правило.

Поморцы могли их сдуть у австрийцев. Ни в одной старой книге я не видал такого правила. Это послераскольное творчество. Ничего плохого я в этом не вижу. Плохо то, что люди воспринимают эти чьи-то изобретения некими обязательными правилами молитвенной жизни. А обязательно только одно: быть с Богом ВСЕГДА. Каким образом ты этого достигнешь неважно. Главное, что бы человек ревновал об этом. Хоть псалтырем, хоть лестовкой, хоть сим правилом хоть иным — важен результат: преображенная во Христе жизнь.
А разных правил существует немало.

Поморцы могли их сдуть у австрийцев.

Походу как тут: Устав о разрешении всего лета http://files.mail.ru/ZQA22O , когда службы лестовкой или Псалтырью заменяют, а начало и конец как в Павечерници и Полуношнице, кстати у поморцев так и указано, чтоб в середке лестовкой молиться.

Мой пример (маловероятный, так как я крещён хоть и через погружение, но у «никониан», а это старообрядцам не нравится). Моё «паспортное» (и в крещении) имя — «Александр», на форумах я обычно «подписываюсь» как «RexSep». Если бы я перешёл к старообрядцам и стал вычитывать это правило, мне бы пришлось молиться святым, соответствующим каждому из двух моих имён? (Если что, то в святцах, в том числе в старообрядческих, есть и мч. Рикс — память 6/19 июля).

Ксенос — странник и прохожий из сей жизни в жизнь вечную.

И все таки я считаю, что Карфаген должен быть разрушен.

Карательный гарнизон СС форума. не милостивый. млеко, яйки не предлагать

Вопрос. Поклоны на канонах совершаются на каждый запев или только на первый и последний? Нигде указаний на эту тему не нашёл.

Вопрос. Поклоны на канонах совершаются на каждый запев или только на первый и последний? Нигде указаний на эту тему не нашёл.

В новопечатных канонниках (гражд. шрифт.) указано кланяться на первой песне и на девятой на первоем запеве после ирмоса, в других источниках указаний не встречал. В каких приходах бывал РПСЦ, РДЦ и пр. кланялись так же, м. б. это неписаная традиция?

Поклоны на канонах совершаются на каждый запев или только на первый и последний?

кланяться на первой песне и на девятой на первоем запеве после ирмоса

На всех запевах 1-й и 9-й песне, до славы.

На всех запевах 1-й и 9-й песне, до славы.

Нет, только на первом. У каждого канона (1-й и 9-й песни).

Нет, только на первом. У каждого канона (1-й и 9-й песни).

А я привык до славы на 1-й и 9-й.

А я и не привыкал. Как велели, так и делаю.

Завтра стрелки переводят, так ето час украдут! Пора спать!

Завтра стрелки переводят, так ето час украдут!

Жулики. Так у вас в германцы тоже энтим балуют?

Бывает и такое. Например, в каноне Ангелу-хранителю первый запев в 1-й и 9-й песнях Исусу, а второй Ангелу. В этом случае на каждом разном запеве совершается поклон.

Утром, еще на постели, перекрестись с молитвою:

Го́споди (на голову), Ису́се Христе́ (на живот), Сы́не Бо́жии (на правое плечо), поми́луй мя гре́шнаго (на левое плечо).

Лица женского пола должны произносить вместо “грешнаго” “грешную”; также и во всех молитвах следует делать склонение по своему роду.

Если молятся несколько человек и молитвы читает старший, то в большинстве молитв (за исключением молитвы мытаря, псалмов и иных молитв с установленным текстом) «мя», «моея», «меня» и т.д. заменяется на «нас», «наших», «нас» соответственно, слово «грешнаго» не читается (например, «Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас», «Святыи славныи великомучениче и победоносче Георгие, моли Бога о нас» и т.п.).

Встав с постели и умыв лице свое, а вечером, отходя ко сну, встань с благоговением пред святыми иконами и, взирая на них, мысль свою устремляя к невидимому Богу и Его святым. Истово, не спеша, orраждая себя крестным знамением и кланяясь, произноси с умилением молитву мытаря:

В Великий пост, кроме суббот, воскресений и праздничных дней, после молитвы “Царю небесныи” в вечерних и утренних молитвах полагается земной великий поклон. И все поклоны должны быть земные. Перед отпустом читается молитва “Честнейшую херувим. ” вся до конца, и земной великий поклон. И далее:

И́менем Госпо́дним благослови́, о́тче.

За моли́тв святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон поясной всегда).

И читается с благоговением молитва святаго Ефрема Сирина:

В приходных и исходных поклонах вместо «Досто́йно есть» (до отдания Пасхи) читается ирмос девятой песни пасхального канона:

Светися, светися, новыи Иеросалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися Сионе, Ты же чистая, красуйся, Богородице, о возстании Рожества Твоего (поклон земной).

На Светлой седмице вместо утренних и вечерних молитв, изложенных выше, можно молиться Полунощницу (и Павечерницу) пасхальным чином.

От недели Фомины до отдания Пасхи вместо “Царю небесныи” читаем “Христос воскресе” (трижды).

В утренних молитвах (и на Полунощнице) после приходных поклонов и “За молитв. ” — “Христос воскресе” (трижды). Слава Тебе Боже наш, слава Тебе, всяческих ради” (трижды). Далее, как обычно.

От отдания Пасхи до праздника святыя Троицы “Царю небесныи” не читается и ни чем не заменяется.

Вставши пред святыми иконами, по при­готовлении трапезы, говори:

За моли́тв святы́х оте́ц на́ших, Го́спо­ди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

Отче наш, Иже еси́ на́ небесех. Да свя­ти́тся и́мя Твое́. Да прии́дет ца́рствие Твое́. Да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на́ небеси и на земли́. Хлеб наш насу́щныи даждь нам днесь. И оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим. И не введи́ нас во искуше́ние. Но изба́ви нас от лука́ваго (поклон).

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху (поклон).

И ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь (поклон).

Го́споди поми́луй, Го́споди поми́луй, Го́споди благослови́ (поклон).

По окончании трапезы огради себя кре́стным зна́мением и выходи из-за стола; встав пред святыми иконами, говори:

За моли́тв святы́х оте́ц на́ших, Го́спо­ди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

Досто́йно есть, я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дице, при́сно блаже́нную и пренепоро́чную, и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую вои́стину серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло­́ва ро́ждьшую, су́щую Богоро́дицу, Тя ве­лича́ем (поклон поясной).

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху (поклон).

И ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь (поклон).

Го́споди поми́луй, Го́споди поми́луй. Го́споди благослови́ (поклон).

За моли́тв святы́х оте́ц на́ших, Го́спо­ди. Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

Ядя́т ни́щии и насы́тятся, и восхва́лят Го́спода взыска́юшии Его́, жива́ бу́дут сердца́ их в век ве́ка.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху (поклон).

И ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь (поклон).

Го́споди помилуй, Го́споди поми́луй, Го́споди благослови́ (поклон).

За моли́тв Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х, Го́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

За моли́тв святы́х оте́ц на́ших, Го́спо­ди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь. Го́споди поми́луй, Го́споди поми́луй, Го́­споди благослови́ (без поклонов).

Бысть чре́во Твое́ свята́я трапе́за, иму­́ще небе́снаго хле́ба Христа́, от Него́ же всяк яды́и не умира́ет, я́ко же рече́ вся́­ческих, Богоро́дице, Пита́тель. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую вои́стину се­рафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждьшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем (поклон).

Возвесели́л мя еси́, Го́споди, в тва́ри Твое́й, и в де́лех ру́ку Твое́ю возра́дуюся. Зна́менася на нас свет лица́ Твоего́, Го­́споди, дал еси́ весе́лие в се́рдцы мое́м. От плода́ пшени́цы, вина́ и еле́я своего́ умно́жишася. В ми́ре вку́пе усну́ и почи́ю, я́ко Ты, Го́споди, еди́наго на упова́ние всели́л мя еси́.

За моли́тв святы́х оте́ц на́ших, Го́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

Прему́дрости Наста́вниче и смы́слу Да́вче, нему́дрым Наказа́телю и ни́щим Защи́тителю, утверди́ и вразуми́ се́рдце мое́, Влады́ко. Ты даждь ми сло́во, Иже О́тчее единоро́дное Сло́во; се бо устна́ма мои́ма не возбраню́, е́же зва́ти Тебе́: Ми́лостиве, поми́луй мя па́дшаго.

И три поклона с молитвою мытаря: «Бо́же, ми́лостив».

За моли́тв Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, и всех святы́х Твои́х, Го́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

Досто́йно есть, я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дице; при́сно блаже́нную и пре- непоро́чную, и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую вои́стину серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждьшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем (поклон поясной).

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху (поклон).

И ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь (поклон).

Го́споди поми́луй, Го́споди поми́луй, Го́споди благослови́ (поклон).

И три поклона с молитвою: «Бо́же, ми́лостив».

Придя в дом християнина, остановись у входа и (у дверей) сотвори молитву Исусову, вслух, чтобы находящиеся в дому услы­шали и ответили: «Ами́нь». И когда вой­дешь в дом, помолись, по обычаю християнскому, пред свв. иконами молитву мытаря:

Бо́же, ми́лостив бу́ди мне гре́шному (поклон).

Созда́выи мя, Го́споди, и поми́луй мя (поклон).

Без числа́ согреши́х, Го́споди, поми́луй и прости́ мя гре́шнаго (поклон).

И скажи находящимся в дому: «Мир до́му сему́». А они отвечают: «С ми́ром принима́ем» (в некоторых местах имеется обычай отвечать: «Про́сим ми́лости»). За­тем уже приветствуй их.

А приветствие это по древнерусскому християнскому обычаю состояло в следу­ющем: если это был будний день недели, допустим, понедельник, то приходящий в дом говорил: «С понедельником вас, бра­тия и сестры» (подразумевается: братия во Христе); и далее: «С памятью свщмч. Игнатия Богоносца поздравляю вас» (20 декабря по ст. ст.). Хозяева дома отвеча­ют: «Спаси Христос. Также и вас, (взаим­но) поздравляем».

В Воскресение: «С воскресным днем. » и памятью святого.

В праздники: «С праздником. » (напри­мер, Крещения Господня; или явления чудо­творной иконы Казанской Божией Матери; и т. д.).

Уходя из дому, такожде прежде помолись три поклона с молитвою мытаря («Бо́же, ми́лостив»), и затем уже прощайся с остаю­щимися в доме, чтобы всегда быть со всеми в мире и любви, возсылая славу Богу.

Призываем чад Церкви Христовой следо­вать, по возможности, шире и глубже, всем християнским преданиям, обычаям и тради­циям, утверждающим правую Веру и сла­вящим Христа-Бога и Его святую Церковь. Тогда и вера наша не будет мертвой (Ияк. 2, 17), а богоугодной (Евр. 11, 6) и спаси­тельной (Мф. 18, 17; Лк. 10, 16).

Частенько у меня спрашивают- как отличаются молитвы от никониянских? что читается утром или вечером? ну и т.д.
Вот вам друзья, маленькое пособие на 13 страниц, где есть основные молитвы для християн для дома. Кстати напечатано обычным русским шрифтом.
Етими молитвами, молились и прп Сергий Радонежский, и св. Александр Невский и все Святые Руси до Никона.

Останется токмо- подручник и лестовку приобрести. а может и сделать! )))

1) Посмотрел текст, обнаружил никонианскую новину в «Отче Наш». Фраза «и не введи насъ в искушеніе, но избавь насъ от лукаваго» появилась лишь в 1860-ом году в Синодальном никонианском переводе. В молитву Богу подпихнули лукавого. Чтобы молясь Богу каждый раз поминали и Сатану. А самый старый русский источник — это Остромирово Евангелие 1057-ого года, и там сказано: «и не въведи насъ въ напасть. нъ избави нас отъ неприязни.»

Под напастью понимается не только физическое нападение, но и когда говорят «напало отчаяние» или «напал страх» или другие нежелательные душевные состояния. А неприязнь — это вражда, соперничество, недружелюбие, недоброжелательность, нелюбовь. Вот об этом надо думать и от этого в себе избавляться.

И насчёт «не введи насъ в искушение» — Христос ученикам говорил «молитесь, чтобы не впасть в искушение» Мф 26:41. Не быть искушаемым или быть искушённым, но при этом не впасть в искушение — это всё таки не одно и то же.

Подробнее о том, как изменяли «Отче Наш» см. здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/Отче_наш#.D0.9A.D0.B8.D1.80.D0.B8.D0.BB.D0.BB.D0.B8.D1.86.D0.B0 По-моему лучший вариант тот, который от предков, от начал положен — самый старый.

Видео (кликните для воспроизведения).

2) Также в «Отче Наш» почему-то часто забывают окончание: «Яко твое есть Царствие и сила и слава во веки. Аминь.» Почему?

3) Когда пожилому человеку наваливают гору молитв — он понимает, что он никогда их все не выучит и в результате он часто не учит ничего. Поэтому не надо пытаться быть услышанном в многословии своём. Достаточно, чтобы он выучил ОДНУ молитву. Потому, что чтобы молиться — достаточно одной — Отче Наш. А «долги» и «хлеб» — у каждого свой, и важно не слова произносимые, а думать о них и внутреннее покаяние в долгах. Больше пользы если человек не твердит зазубренное, а припоминает те слова Христа, которые его душе в данный момент нужнее.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Во имя — именем, в честь, славу. Аминь — истина, правда, истинно так.

Эта молитва называется начальною, потому что мы произносим ее прежде всех молитв, в начале молитв. В ней мы просим Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, то есть Пресвятую Троицу, невидимо благословить нас на предстоящее дело Своим именем.

Перевод: Именем Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Боже, милостив буди мне грешному. (Поклон)

Перевод: Боже, будь милостив ко мне, грешному.

Это молитва мытаря (сборщика податей в древности), который покаялся в своих грехах и получил прощение. Вот как это описано в Евангелии:

Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику!

Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18, 9—14).

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Помилуй нас — будь милостив к нам, прости нас. Иисус — Спаситель. Христос — Помазанник. Он назван так потому, что в полной мере имел те дары Святого Духа, которые в Ветхом Завете через помазание получали цари, пророки и первосвященники. Молитв ради — ради молитв или по молитвам.

Иисус Христос есть Сын Божий — второе Лицо Святой Троицы. Как Сын Божий, Он — истинный Бог наш, как и Бог Отец и Бог Дух Святой. Земное имя Его – Иисус, то есть Спаситель, потому что Он спас нас от грехов и вечной смерти. Для этого Он, будучи Сыном Божиим, вселился в Пренепорочную Деву Марию и, при наитии Святого Духа, воплотился и вочеловечился от Нее, то есть принял тело и душу человеческую — родился от Пресвятой Девы Марии, сделался таким же человеком, как и мы, но только был безгрешен — стал Богочеловеком. И вместо того чтобы нам страдать и мучиться за грехи, Он по любви к нам, Его детям, пострадал за нас, умер на кресте и в третий день воскрес, победив смерть и грех и дав нам жизнь вечную. Сознавая свою греховность и не надеясь на силу своих молитв, мы в этой молитве просим помолиться о нас, грешных, пред Спасителем нашим всех святых и Божию Матерь, имеющую особую благодать спасать нас, Своим заступничеством пред Своим Сыном.

Перевод: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых, помилуй нас.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Слава — хвала. В этой молитве мы ничего не просим у Бога, а только славим Его. Ее можно сказать короче: Слава Богу. Произносится она по окончании дела в знак нашей благодарности Богу за Его милости к нам.

Перевод: Хвала Тебе, Боже наш, хвала Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Перевод: Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде сущий (находящийся) и все наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель жизни, прииди и поселись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши.

Утром, проснувшись, еще на постели перекрестись с молитвою:

Го́споди (на голову), Ису́се Христе́ (на живот), Сы́не Бо́жии (на правое плечо), поми́луй мя гре́шнаго (-ую) (на левое плечо).

Бо́же, ми́лостив бу́ди мне́, гре́шному (поклон).
Созда́выи мя́, Го́споди, и поми́луй мя́ (поклон).
Без числа́ согреши́х, Го́споди, поми́луй и прости́ мя́ гре́шнаго (поклон).

Досто́йно есть, я́ко вои́стину блажи́ти Тя́ Богоро́дице, при́сно блаже́нную и пренепоро́чную, и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую вои́стину серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждьшую, су́щую Богоро́дицу Тя́ велича́ем (земной поклон).

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свя́тому Ду́ху (поклон).
И ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь (поклон).
Го́споди поми́луй, Го́споди поми́луй, Го́споди благослови́ (поклон).

Отпуст: Го́споди Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, си́лою Честна́го и Животворя́щего Креста́, и свята́го а́нгела моего́ храни́теля, и все́х ра́ди святы́х, поми́луй и спаси́ мя́, я́ко Бла́г и Человеколю́бец, ами́нь (земной поклон без кре́стнаго зна́мения).

Бо́же, ми́лостив бу́ди мне́, гре́шному (поклон). Созда́выи мя́, Го́споди, и поми́луй мя́ (поклон). Без числа́ согреши́х, Го́споди, поми́луй и прости́ мя́ гре́шнаго (поклон).

Эти молитвы называются «семипоклонным началом», или «приходными и исходными поклонами», они совершаются в начале и в конце всякого молитвенного правила.

За моли́тв святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

На вечерней молитве трижды с крестным знамением говори*:

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́ вся́ческих ра́ди (трижды).

Молитва св. Макария Великого:

Бо́же, очи́сти мя гре́шнаго, я́ко николи́же бла́го сотвори́х пред Тобо́ю (поклон), но изба́ви мя от лука́ваго, и да бу́дет во мне во́ля Твоя́ (поклон), да неосужде́нно отве́рзу уста́ моя́ недосто́йная и восхвалю́ и́мя Твое́ свято́е: Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь (поклон).*

* читается только вечером

Перекрестись и читай:

Царю́ небе́сныи, Уте́шителю, Ду́ше и́стинныи, Иже везде́ сы́и и вся исполня́я, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, душа́ на́ша.

Далее читается «Трисвятое и по Отче наш»

Святы́и Бо́же, Святы́и Кре́пкии, Святы́и Безсме́ртныи, поми́луй нас (поклон, трижды).

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас. Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша. Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша. Святы́и, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша. Имене Твоего́ ра́ди.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь.

О́тче на́ш, Иже еси́ на́ небесех. Да святи́тся и́мя Твое́. Да прии́дет царствие Твое́. Да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на́ небеси и на земли́. Хлеб наш насу́щныи даждь нам днесь. И оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим. И не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Го́споди Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь.

* От сна́ воста́в, благодарю́ Тя, Всесвята́я Тро́ице, я́ко мно́гия ра́ди бла́гости и долготерпе́ния, не прогне́вася на мя гре́шнаго и лени́ваго раба Твоего́, и не погуби́л еси́ мене́ со беззако́нии мои́ми, но человеколю́бствова. И в неча́янии лежа́ща воздви́же мя у́треневати и славосло́вити держа́ву Твою́ непобеди́мую. И ны́не, Влады́ко, Бо́же Пресвяты́и, просвети́ о́чи се́рдца моего́ и отве́рзи ми устне́ поуча́тися словесе́м Твои́м, и разуме́ти за́поведи Твоя́, и твори́ти во́лю Твою́, и пе́ти Тя во испове́дании серде́чнем. Воспева́ти же и сла́вити пречестно́е и великоле́пое и́мя Твое́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь.

* Вечером молитва «От сна востав» не читается, а после 12 раз «Господи помилуй» читаем:

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь.

Далее как утром, так и вечером читай:

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу (поклон).
Прииди́те, поклони́мся Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему (поклон).
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м к Самому́ Го́споду Ису́су Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему (поклон).

Псалом 50-ый:

Далее, оградив себя кре́стным зна́мением, читай Символ веры:

Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. И во еди́наго Го́спода, Иcу́ca Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век. Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от́ Бога и́стинна, рожде́на, а не сотворе́на, единосу́щна Отцу́, Им же вся бы́ша. Нас ра́ди челове́к, и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с, и воплоти́вшагося от́ Дyxa Свя́та и Мари́и Де́вы вочелове́чьшася. Распя́таго за ны при Понти́йстем Пила́те, страда́вша и погребе́нна. И воскре́сшаго в тре́тии день по писа́ниих. И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́ же ца́рствию несть конца́. И в Ду́ха Свята́го, Го́спода и́стиннаго и Животворя́щаго, Иже от Отца́ исходя́щаго, Иже со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. И во еди́ну святу́ю собо́рную и апо́стольскую Це́рковь. Испове́дую еди́но Креще́ние во оставле́ние грехо́в. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвым. И жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.

Богоро́дице, Де́во, ра́дуйся, обра́дованная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, благослове́нна Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко родила́ еси́ Христа́ Спа́са, Изба́вителя душа́м на́шим (трижды с поклонами).

О всепе́тая Ма́ти, ро́ждьшая всех святы́х святе́йшее Сло́во, ны́нешнее приноше́ние прие́мши, от вся́кия напа́сти изба́ви всех и гряду́щия изми́ му́ки, вопию́щия ти, аллилу́ия (трижды с поклонами земными).

Непобеди́мая и боже́ственная сила Честна́го и Животворя́щаго Креста́ Госпо́дня, не оста́ви мя гре́шнаго, упова́ющаго на тя́ (поклон).

Пресвята́я Влады́чице моя Богоро́дице, поми́луй мя, и спаси́ мя, и помози́ ми ны́не, в жи́зни сей, и во исхо́д души́ моея́, и в бу́дущем ве́це (поклон).

Вся́ небе́сныя си́лы, святи́и а́нгели и арха́нгели, херуви́ми и серафи́ми, поми́луйте мя, и помоли́теся о мне гре́шнем ко Го́споду Бо́гу, и помози́те ми ны́не, в жи́зни сей, и во исхо́д души́ моея́, и в бу́дущем ве́це (поклон).

А́нгеле Христо́в, храни́телю мой святы́й, поми́луй мя и помоли́ся о мне гре́шнем ко Го́споду Бóгу, и помози́ ми ны́не, в жи́зни сей, и во исхо́д души́ моея́, и в бу́дущем ве́це (поклон).

Святы́и вели́кии Иоа́нне, проро́че и Предоте́че Госпо́день, поми́луй мя, и помоли́ся о мне гре́шнем ко Го́споду Бо́гу, и помози́ ми ны́не, в жи́зни сей, и во исхо́д души́ моея́, и в бу́дущем ве́це (поклон).

Святи́и сла́внии апо́столи, проро́цы и му́ченицы, святи́телие, преподо́бнии и пра́веднии и вси́ святи́и, поми́луйте мя, и помоли́теся о мне гре́шнем ко Го́споду Бо́гу, и помози́те ми ны́не, в жи́зни сей, и во исхо́д души́ моея́, и в бу́дущем ве́це (поклон).

После молись по три раза с поклонами молитвы:

Пресвята́я Тро́ице, Бо́же наш, сла́ва тебе́.

Го́споди Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй мя гре́шнаго.

Сла́ва, Го́споди, Кресту́ Твоему́ Честно́му.

Пресвята́я Госпоже́ Богоро́дице, спаси́ мя, гре́шнаго раба́ Твоего́.

А́нгеле Христо́в, храни́телю мой святы́й, спаси́ мя, гре́шнаго раба́ Твоего́.

Святи́и арха́нгели и а́нгели, моли́те Бо́га о мне́ гре́шнем.

Святы́и вели́кии Иоа́нне, проро́че и Предоте́че, Крести́телю Госпо́день, моли́ Бо́га о мне гре́шнем.

Святы́и сла́вныи проро́че Илие́, моли́ Бо́га о мне гре́шнем.

Святи́и праотцы́, моли́те Бо́га о мне гре́шнем.

Святи́и проро́цы, моли́те Бо́га о мне гре́шнем.

Святи́и апо́столи, моли́те Бо́га о мне гре́шнем.

Святи́и сла́внии апо́столи и евангели́сти: Матфе́е, Ма́рко, Луко́ и Иоа́нне Богосло́ве, моли́те Бо́га о мне гре́шнем.

Святи́и сла́внии верхо́внии апо́столи Пе́тре и Па́вле, моли́те Бо́га о мне гре́шнем.

Святи́и вели́ции три́е святи́телие: Васи́лие Вели́кии, Григо́рие Богосло́ве и Иоа́нне Златоу́сте, моли́те Бо́га о мне гре́шнем.

Святи́телю Христо́в Нико́лае, моли́ Бо́га о мне гре́шнем.

Преподо́бне О́тче Се́ргие, моли́ Бо́га о мне́ гре́шнем.

Преподо́бнии и богоно́снии отцы́ на́ши, па́стырие и учи́телие вселе́нней, моли́те Бо́га о мне гре́шнем.

Святи́и вси, моли́те Бо́га о мне гре́шнем.

После этого помолись святому, имя которого носишь, и святому, празднуемому этого числа, также и другим святым, кому хочешь, а также епитимию. Потом молись о здравии родителей, родственников и близких.

Потом помолись за упокой родителей и близких, за духовных отцов и за кого имеешь усердие, по три раза произнося с поклонами:

Поко́й, Го́споди, душа́ усо́пших раб твои́х (поклон, затем называй имена).
И ели́ка в житии́ сем я́ко челове́цы согреши́ша, ты же, я́ко Человеколю́бец Бог, прости́ их и поми́луй (поклон).
Ве́чныя му́ки изба́ви (поклон).
Небе́сному ца́рствию прича́стники учини́ (поклон).
И душа́м на́шим поле́зное сотвори́ (поклон).

Заканчивая молитвы, говори:

Го́споди, или сло́вом, или де́лом, или помышле́нием согреши́х во всей жи́зни мое́й, поми́луй мя и прости́ мя, ми́лости Твоея́ ра́ди (поклон земной).

Все́ упова́ние мое́ к Тебе́ возлага́ю, Ма́ти Бо́жия, сохрани́ мя во Свое́м Си кро́ве (поклон земной).

Упова́ние ми Бо́г, и прибе́жище мое́ Христо́с, и покрови́тель ми есть Дух Святы́и (поклон земной).

Досто́йно есть (всю молитву и поклон земной).

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху (поклон).

И ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь (поклон).

Го́споди поми́луй, Го́споди поми́луй, Го́споди благослови́ (поклон).

Го́споди Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и все́х святы́х, поми́луй и спаси́ мя гре́шнаго, я́ко благ и человеколю́бец, ами́нь.

И, наклонившись до земли, читай:

Осла́би, оста́ви, отпусти́, Бо́же, согреше́ния моя́, во́льная и нево́льная, я́же в сло́ве и в де́ле, и я́же в ве́дении и не в ве́дении, и я́же во уме́ и в помышле́нии, я́же во́ дни и в нощи́, вся́ ми прости́, я́ко бла́г и человеколю́бец. Ами́нь.

Вставши, читай молитву сию с поклонами:

Ненави́дящих и оби́дящих нас прости́, Го́споди Человеколю́бче. Благотворя́щим бла́го сотвори́, бра́тиям и все́м сро́дником на́шим, и́же и уедини́вшимся, да́руй им вся́, я́же ко спасе́нию проше́ния, и живо́т ве́чныи (поклон).

В боле́знех су́щия посети́ и исцели́, в темни́цах су́щих свободи́, по вода́м пла́вающим прави́тель бу́ди и и́же в путе́х ше́ствующим испра́ви и поспеши́ (поклон).

Помяни́, Го́споди, и плене́нныя бра́тию на́шу, единове́рных правосла́вныя ве́ры, и изба́ви их вся́каго зла́го обстоя́ния (поклон).

Поми́луй, Го́споди, да́вших нам ми́лостыню и запове́давших нам, недосто́йным, моли́тися о них, прости́ их и поми́луй (поклон).

Поми́луй, Го́споди, тружда́юшихся и служа́щих нам, ми́лующих и пита́ющих нас, и да́руй им вся́, я́же ко спасе́нию проше́ния, и живо́т ве́чныи (поклон).

Помяни́, Го́споди, пре́жде отше́дшыя отцы́ и бра́тию на́шу и всели́ их, иде́же присеща́ет свет лица́ Твоего́ (поклон).

Помяни́, Го́споди, и на́шу ху́дость и убо́жество и просвети́ наш ум све́том ра́зума свята́го Ева́нгелия Твоего́ и наста́ви нас на стезю́ за́поведей Твои́х, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и всех святы́х Твои́х, ами́нь (поклон).

Оканчиваются сии молитвы обычным семипоклонным началом. По окончании молитв возьми в руку свой крест и, ограждаясь им, говори:

Го́споди Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, благослови́ и освяти́, и сохрани́ мя си́лою Живоно́снаго Креста́ Твоего́.

После этого целуй крест. Вечером, перед сном читаем молитву Кресту (перекрестись):

Видео (кликните для воспроизведения).

Да воскре́снет Бог, и разы́дутся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут, я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менающихся кре́стным зна́мением, и да возвесели́мся реку́ще: ра́дуися Кре́сте Госпо́день, прогоня́я бе́си си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Ису́са Христа́, во а́д соше́дшаго и попра́вшаго си́лу дия́волю, и да́вшаго нам Крест Свой Честны́и на прогна́ние вся́каго супоста́та. О, пречестны́и и животворя́щий Кре́сте Госпо́день, помога́й ми с пресвято́ю госпоже́ю Богоро́дицею и со все́ми святы́ми небе́сными си́лами, всегда́, и ны́не и при́сно, и во́ веки веко́м, ами́нь.

Старообрядческая утренняя молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here