Стопы моя направи по словеси твоему молитва

Самое детальное описание: стопы моя направи по словеси твоему молитва специально для посетителей нашего ресурса.

После пения «Великого Господина…» в конце Всенощного бдения многие выходят из храма, думая, что служба закончилась. На самом деле до полного окончания богослужения остается еще некоторое время, предназначенное для чтения Первого часа.

Основная его тема — это встреча утра. На древнем востоке Первым часом назывался период рассвета, начала нового дня. Но даже если мы слушаем его перед началом ночи, не является ли он залогом, молитвенной просьбой о благословении следующего, нового дня? «…Заутра услыши глас мой, заутра предстану Ти и узриши мя. …Утро яко трава мимоидет. …Исполнихомся заутра милости Твоея, Господи, и возрадовахомся и возвеселихомся. …Во утрия избивах вся грешныя земли (грешные помыслы)…»

Это слова из трех псалмов Первого часа. Эти и некоторые другие фразы, произносимые на церковнославянском языке, необходимо внимательно выслушать, чтобы правильно понять их смысл. Вот, например, начало первого из трех псалмов: «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое.» «Внушать», значит, «внимать, слышать». «Звание» переводится как «зов, взывание ко спасению». Таким образом, начало Первого часа можно понимать так: «Услышь, Господи, слова мои, ощути зов моего сердца».

Во втором псалме встретится фраза: «Не отврати человека во смирение». По толкованию святых отцов, она выражает просьбу псалмопевца «не допустить, чтобы человек впал в унижение и беду». Далее прозвучит строка: «Уничижения их лета будут». Здесь идет речь о жизни нечестивых людей, чье благоденствие в земной жизни обернется унижением в вечности, как превращается в сухое, серое сено любой прекрасный цветок. «…Утро (то есть, утром) процветет и прейдет, на вечер отпадет, ожестеет и изсхнет.»

Фраза «лета наша яко паучина поучахуся» обозначает уподобление лет нашей жизни паутине, тонкой, готовой порваться от дуновения ветра. «Кто весть державу гнева Твоего, и от страха Твоего ярость Твою исчести?» Здесь речь идет о «державе», то есть, силе, власти вечной муки, мысль о которой, полная спасительного страха, должна помочь нам отказаться от греха. Таинственный стих «десницу Твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости» обозначает нашу просьбу к Богу дать нам понять («скажи ми») путь спасения, истинный смысл всего существующего, через явление Десницы (правой руки), которая символизирует творческое начало бытия, Слово Божие, Самого Иисуса Христа. Это не что иное как пророчество о Христе. А «окованные (испытанные) сердцем в мудрости» — святые апостолы, научающие нас правильной (то есть, истинной) вере в Бога.

Третий псалом призывает нас «во утрия», то есть, с начала каждого дня, отвращаться вредных путей. «…Не прильпе мне сердце строптиво», значит, не будет в моей душе согласия со всем развращенным и злым. Фраза «оклеветающего тай искренняго своего, сего изгонях» призывает не слушать клевету и осуждение, произносимые подчас завуалировано, тайно («тай»). «Глаголяй неправедная, не исправляше пред очима моима» обозначает необходимость уклоняться («не иметь успеха перед глазами моими») от всяких лукавых речей и лжи.

После того, как на Первом часе будет прочитан тропарь праздника, мы услышим один из самых красивых, восторженных церковнославянских текстов, посвященных Пресвятой Богородице. «Что Тя наречем (как Тебя назовем), о Благодатная? Небо, яко возсияла еси (произвела на свет) Солнце правды (Христа)? Рай, яко прозябля еси (произрастила) цвет нетления? Деву, яко пребыла еси нетленна (вечно девственной)?…»

В конце первого часа прозвучит еще одно песнопение, посвященное Божией Матери. В нем мы тоже прославим Богородицу самыми сердечными словами. Ведь без Ее молитв о нас не будет добрым и светлым каждое утро нового дня. «Взбранной Воеводе победительная!…»

Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие.

Чтобы провести день весь совершенно свято, мирно и безгрешно, — для этого единственное средство — самая искренняя, горячая молитва утром по восстании от сна. Она введет в сердце Христа со Отцем и Духом Святым и таким образом даст силу и крепость душе против приражений зла; только хранить сердце свое надобно.

Хорошо, очень хорошо быть добродетельным. Добрый человек и сам покоен, и Богу приятен, и людям любезен. Добродетельный невольно привлекает на себя взоры всех. Отчего? Оттого, что благоухание невольно заставляет остановить на себе внимание и подышать им. Посмотрите на самую наружность добродетельного, на его лицо. Что это за лицо? Это — ангельский лик. Кротость и смирение разлиты по нему и пленяют невольно всех своей красотой. Обратите внимание на речь его; от нее еще больше благоухания: тут вы как бы лицом к лицу с его душою — и таете от его сладкой беседы.

Когда Бог будет во всех мыслях, желаниях, намерениях, словах и делах человека, тогда приходит, значит, к нему Царствие Божие; он во всем видит тогда Бога: в мире мысли, в мире деятельности и в мире вещественном; для него тогда яснейшим образом открывается вездесущие Божие, и страх чистейший Божий вселяется в сердце: он каждую минуту ищет благоугождать Господу и каждую минуту опасается, как бы в чем не согрешить против Господа, сущего одесную его. Да приидет Царствие Твое!

Старайся всеми мерами житием своим утешать непрестанно Отца небесного, то есть своей кротостью, смирением, незлобием, послушанием, воздержанием, рассудительностью, миролюбием, терпением, милосердием, искренним с людьми достойными дружеством, ласковостью ко всем, гостеприимством радушным, доброжелательностью ко всякому, исправностью в делах, простотою сердца и нрава, чистотой всех мыслей сердечных. Умудри и утверди нас, Боже, жить по воле Твоей! ибо Ты Отец наш, а мы — чада Твои во Христе Иисусе Господе нашем. Ну что тебе, человек, в тернии грехов и страстей? Приятно они бодут тебя; — хороши ли, приятны ли последствия от них? О, как уязвляют люто! о, как горьки последствия от них! А вначале как иногда лестны!

Жизнь — великая опытная наука. Нет ничего труднее, как проходить эту науку, тесный путь и узкие врата. И кто в школе матерней или в училище не навык вере и страху Божию и житию благочестивому, — тому особенно будет тяжело учиться в школе жизни. Тот, хотя бы он был в школе наук умен, многосведущ, был в большом почете за свои способности, в школе жизни оказывается невеждой, — мало того, иногда ни к чему непотребным, ни к семейной жизни, по причине своего неуживчивого характера или своего необузданного сердца, ни к общественной деятельности. Он бедствует и нередко терпит крушение в жизни, как нагруженное множеством товара судно в море, пущенное во время бури без руля, без снастей и парусов.

Все делай напротив того, что враг внушает: он внушает ненавидеть обидящих нас, — ты люби их; ругающих благословляй и взимающих твое не истязуй и с охотой сам отдавай; когда хочешь смеяться — плачь; когда находит уныние — старайся развеселиться; когда зависть — радуйся чужому благополучию; когда борет противоречие, непокорность — немедленно покорись, согласись; когда блудные помыслы — поревнуй о чистоте сердца, представь высокое достоинство христианина, об о женного во Христе Иисусе, что члены наши — члены Христовы; когда гордость — смирись; когда злоба — будь особенно добр; когда раздражительность — сохрани спокойствие; когда скупость — будь щедр; когда рассеянность — немедленно запри чувства от всего внешнего и размышляй о едином на потребу; когда сомнение, маловерие, неверие — призови на помощь особенно сильную веру, припомни примеры веры или верующих Ветхого и Нового Завета и чудеса, совершенные верою, и прочее. Делай так и не поддавайся врагу, мечтателю: ибо все страсти, пристрастия, прихоти — его мечта.

Да будет воля Твоя. Например: когда ты хочешь быть и всеусильно стараешься быть безболезненным и здоровым, а между тем остаешься все болен, говори: да будет воля Твоя; когда предпринимаешь что, а предприятие не удается, говори: да будет воля Твоя; когда делаешь добро другим, а тебе платят злом, говори: да будет воля Твоя; или когда, например, ты хочешь спать, а у тебя бессонница, говори: да будет воля Твоя; вообще не раздражайся, когда что-либо делается не по твоей воле, и научись во всем покоряться воле Отца небесного. Ты хотел бы, чтобы не было с тобою искушений, а между тем тебя враг ежедневно томит ими, разжигает тебя, утесняет всячески, — не раздражайся, но говори: да будет воля Твоя.

Не должно ни у кого и спрашивать, нужно ли распространять славу Божию пишущею рукою, или словесно, или добрыми делами. Это мы обязаны делать по мере сил своих и возможности. Таланты надо употреблять в дело. Коли будешь задумываться об этом простом деле, то диавол, пожалуй, внушит тебе нелепость, что тебе надо иметь только внутреннее делание.

Не тогда только делай дело, когда хочется, но особенно тогда, когда не хочется. Это разумей как о всяком обыкновенном житейском деле, так особенно о деле спасения души своей, о молитве, о чтении слова Божия и книг душеспасительных, о хождении к службам Божиим, о добрых делах, какие бы они ни были, о проповедничестве слова Божия. Не повинуйся ленивой, лукавой и многогрешной плоти: она готова вечно покоиться и чрез временное спокойствие и наслаждение вести нас к вечной погибели. В поте лица твоего, сказано, снеси хлеб твой (Быт. 3, 19). Данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная душа [ 2 ], поет Церковь. Царство небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12) говорит Господь и Спаситель наш.

Ни при каком деле, домашнем и служебном, не забывайте, что сила ваша, свет ваш, успех ваш есть Христос и Крест Его; поэтому не премините взывать к Господу пред начатием дела: Иисусе, помоги мне! Иисусе, просвети меня! Таким образом будет поддерживаться и возгреваться в сердце вашем живая вера и надежда ваша на Христа; ибо Его сила и слава во веки веков.

Будь умерен во всех религиозных делах, ибо и добродетель в меру, соответственно своим силам, обстоятельствам времени, места, трудам предшествовавшим, есть благоразумие. Хорошо, например, молиться от чистого сердца, но коль скоро нет соответствия молитвы с силами (энергиею), различными обстоятельствами, местом и временем, с предшествовавшим трудом, то она уже будет не добродетель. Потому апостол Петр говорит: покажите в добродетели разум (то есть не увлекайтесь одним сердцем), в разуме же воздержание, в воздержании терпение(2 Пет. 1, 5—6).

Замечай за собой — за своими страстями, особенно в домашнем быту, где они свободно проглядывают, как кроты в безопасном месте; вне дома одни наши страсти обыкновенно прикрываются другими страстями, более благовидными, а там нет возможности выгнать этих черных кротов, подкапывающих целость нашей души.

При выговоре подчиненным за их неисправность тщательно воздерживайся от рвения, раздражительности и смущения и будь кроток, исполнен любви, степенен и покоен. Если подлежащий исправлению обижается, кротко заметь ему, что ты вовсе не имеешь намерения обижать и раздражать его, а искренно желаешь ему добра и порядка в его деле, что тебе противен не он, а беспорядок, который он производит. Не оскорбляй его самолюбия и человеческого достоинства, возвышая себя в глазах его и унижая его: если ты имеешь эту слабость (гордость), лучше брось исправлять другого и наперед исцелися сам: изми первее бревно из очесе твоего духовного, и тогда узриши изъяти сучец из духовного очесе брата твоего (Мф. 7, 5). В противном случае ты только раздражишь ближнего, а пользы нравственной не принесешь ему. Будь кроток и снисходителен к другим при замечаниях о их недостатках, памятуя, что ты и сам с недостатками, и большими недостатками. Ты обличаешь другого, положим, в пьянстве, но если и ты сам пьешь, или если и не пьешь, но лакомишься, чревоугодничаешь, пресыщаешься, ведь ты грешишь так же, как он. Исправься сам от чревоугодия и тогда сильно будешь говорить против пьянства других. Обвиняешь другого в нерадении к службе, а сам, быть может, тоже нерадив. Врачу, исцелися сам (Лк. 4, 23).

Говори и делай всякую правду без сомнений, смело, твердо, решительно. Избегай сомнений, робости, вялости и нерешительности. Не бо даде нам Бог духа страха, но силы и любве (2 Тим. 1, 7; ср.: Рим. 8, 5). Господь наш есть Господь сил.

Пустые речи или, как говорят, переливание из пустого в порожнее с гостями уносят из сердца живую веру, страх Божий и любовь к Богу; гости — язва для благочестивого сердца. Я разумею именно таких гостей, которые могут только переливать или пересыпать из пустого в порожнее. Но иное дело — гости солидные, религиозные.

Характер людей XIX века второй половины — самообожание, самозаконие (автономия), материализм в жизни и духовный скептицизм (безверие).

Господи, Ты Сам рек пречистыми устами Твоими: б у дите убо вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть (Мф. 5, 48). Хочу быть совершенным. Буди убо Ты для меня всякое совершенство, ибо Ты же рекл еси: без Цене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5).

Напечатанное курсивом (названия молитв и пояснения) не читается во время молитвы. Если Вы сделали перерыв в чтении Псалтири больше, чем на день — рекомендуем Вам предварительно прочитать молитвы перед началом чтения Псалтири.

132 Призри на мя и помилуй мя, по суду любящих имя Твое.

133 Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие.

134 Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя.

135 Лице Твое просвети на раба Твоего и научи мя оправданием Твоим.

136 Исходища водная изведосте очи мои, понеже не сохраних закона Твоего.

137 Праведен еси, Господи, и прави суди Твои.

138 Заповедал еси правду свидения Твоя, и истину зело.

139 Истаяла мя есть ревность Твоя, яко забыша словеса Твоя врази мои.

140 Разжжено слово Твое зело, и раб Твой возлюби е.

141 Юнейший аз есмь и уничижен, оправданий Твоих не забых.

142 Правда Твоя правда во век, и закон Твой истина.

143 Скорби и нужды обретоша мя, заповеди Твоя поучение мое.

144 Правда свидения Твоя в век, вразуми мя, и жив буду.

145 Воззвах всем сердцем моим, услыши мя, Господи, оправдания Твоя взыщу,

146 Воззвах Ти, спаси мя, и сохраню свидения Твоя.

147 Предварих в безгодии в воззвах, на словеса Твоя уповах.

148 Предваристе очи мои ко утру, поучитися словесем Твоим.

149 Глас мой услыши, Господи, по милости Твоей: по судьбе Твоей живи мя.

150 Приближишася гонящии мя беззаконием, от закона же Твоего удалишася.

151 Близ еси Ты, Господи, и вси путие Твои истина.

152 Исперва познах от свидений Твоих, яко в век основал я еси.

153 Виждь смирение мое, и изми мя яко закона Твоего не забых.

154 Суди суд мой и избави мя, словесе ради Твоего живи мя.

155 Далече от грешник спасение, яко оправданий Твоих не взыскаша.

156 Щедроты Твоя многи, Господи, по судьбе Твоей живи мя.

157 Мнози изгонящии мя и стужающии ми, от свидений Твоих не уклонихся.

158 Видех неразумевающыя и истаях, яко словес Твоих не сохраниша.

159 Виждь, яко заповеди Твоя возлюбих, Господи, по милости Твоей живи мя.

160 Начало словес Твоих истина, и во век вся судьбы правды Твоея.

161 Князи погнаша мя туне, и от словес Твоих убояся сердце мое.

162 Возрадуюся аз о словесех Твоих, яко обретаяй корысть многу.

163 Неправду возненавидех и омерзих, закон же Твой возлюбих.

164 Седмерицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея.

165 Мир мног любящым закон Твой, и несть им соблазна.

166 Чаях спасения Твоего, Господи, и заповеди Твоя возлюбих.

167 Сохрани душа моя свидения Твоя, и возлюби я зело.

168 Сохраних заповеди Твоя, и свидения Твоя, яко вси путие мои пред Тобою, Господи.

169 Да приближится моление мое пред Тя, Господи, по словеси Твоему вразуми мя.

170 Да внидет прошение мое пред Тя, Господи, по словеси Твоему избави мя.

171 Отрыгнут устне мои пение, егда научиши мя оправданием Твоим.

172 Провещает язык мой словеса Твоя, яко вся заповеди Твоя правда.

173 Да будет рука Твоя еже спасти мя, яко заповеди Твоя изволих.

174 Возжелах спасение Твое, Господи, и закон Твой поучение мое есть.

175 Жива будет душа моя и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут мне.

176 Заблудих, яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Таже тропари, глас 2: Согреших к Тебе, Спасе, яко блудный сын: приими мя, Отче, кающагося, и помилуй мя, Боже.

Слава: Зову к Тебе, Христе Спасе, мытаревым гласом: очисти мя якоже онаго и помилуй мя, Боже.

И ныне: Богородице, не презри мя требующа заступления Твоего: на Тя бо упова душа моя, и помилуй мя.

Господи, помилуй (40 раз) и молитва:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Молитва Давида

По надписанию в евр. и славянской Библиях этот псалом принадлежит Давиду и представляет в своем содержании молитву к Богу об избавлении от испытываемых им бедствий. Псалом написан во время гонений от Саула, на что указывает как исповедание Давидом своей невинности пред Богом (1, 2, 3, 4, 7), так и указание на нечестие (9, 13) и ярость врагов, стремившихся лишить его жизни (19, 11, 12) и своими преследованиями Давида противящихся Божественному о нем определению (4, 13).

Услышь, Господи, мою молитву о помощи и спаси меня, праведного и в мыслях и в делах (1-4). Спаси меня, как зеницу от многочисленных, хитрых и сильных врагов (5-9). Они — всюду, и стремятся лишить меня жизни (10-12). Восстань, Господи, и низложи их, а я буду воспевать Тебя (13-15).

1 Услышь, Господи, правду [мою], внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.

1. «Правду мою» — мою справедливость, мою невинность пред Тобою и людьми в переживаемых бедствиях. Моя молитва «из уст нелживых», — она искренняя, нет в ней лжи и преувеличений.

2 От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту.

2. «Суд» — определение, решение. Произнеси, Господи, Свой суд надо мною и моими врагами, и, так как я незаслуженно страдаю, то своим приговором, осуждением моих врагов, дай возможность восторжествовать правде («да воззрят очи Твои на правоту»).

3 Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои.

3. «Посетил меня ночью», ночь — символ бедствий; несмотря на испытываемые бедствия, Давид остался верен «правде», своему влечению и преданности Богу, и не отступал от Его заповедей. Его слова были верным выражением его мыслей, в нем не было лицемерия.

4 В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя.

4. «В делах человеческих». Под делами человеческими, как обычно в Библии, разумеются привязанности человека к земному, к тому, что только в глазах людей имеет особенную ценность, напр., богатство, покровительство сильных и т. п. — «По слову уст Твоих» — согласно с Твоими заповедями «я охранял себя от путей притеснителя» — Давид в (своих) обыкновенных, житейских отношениях к людям зорко следил за собою, чтобы ни в чем не оказаться притеснителем своего ближнего. Такое отношение к ближнему было исключительным, так как на Востоке насилие было обыкновенным направлением жизни.

Под «словами уст» можно разуметь и Божественное назначение Давида на царство, послужившее основной причиной гонений на него со стороны Саула. В этом случае означенный стих можно передать так: вследствие Твоего помазания и назначения меня на престол, я мог бы составлять партии и собирать вокруг себя сторонников для насильственного низложения Саула, но я избегал быть начальником, притеснителем.

5 Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои.

5. Давид молит Бога, чтобы и на последующее время Господь не оставлял его своей защитой, давая ему тем возможность укрепляться в преданности Ему («утверди мои шаги на путях Твоих» — заповедях), чтобы ему неуклонно, без колебаний следовать Ему, а не «делам человеческим».

6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои.
7 Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих [на Тебя] от противящихся деснице Твоей.

7. «Яви дивную милость» — равносильно чудесно избавь, что указывает на тяжелое и безвыходное положение Давида во время этих гонений. Под «десницею Божией» разумеется определение Бога относительно Давида, по которому он получил помазание на царство и должен быть царем еврейского народа.

Противящимися этой деснице были Саул и его приближенные, видевшие в Давиде не помазанника Божия на царство, а незаконного соискателя престола.

8 Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня
9 от лица нечестивых, нападающих на меня,- от врагов души моей, окружающих меня:
10 они заключились в туке своем, надменно говорят устами своими.

10. Враги, нападающие на Давида, т. е. причинившие ему страдания, покушаются на его жизнь; «они заключились в туке», закрыли свой жир; «надменно говорят». Этими словами характеризуются враги Давида, пользовавшиеся полным довольством, от которого ничего не давали бедным («заключились в туке»). Вследствие сосредоточенности в их руках довольства и силы они сделались гордыми и заносчивыми.

11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю;

11. «Они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю» — напрягают зрение, изыскивают способы свалить Давида на землю, низвергнуть, погубить его. Известны разнообразные попытки Саула схватить и убить Давида.

12 они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных.

12. К числу этих попыток, помимо открытого преследования, относятся и скрытые, тайные выслеживания и подстерегания Давида, приравнивающие врагов Давида к хищным животным, выслеживающим свою добычу.

13 Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим,

13. «Воскресни, предупреди и низложи», — восстань Господи, на мою защиту, предупреди нападения врагов и тем помешай их успеху надо мною.

14 от людей — рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в этой жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим.

14. Господи, спаси «от людей мира, которых удел в этой жизни», т. е. враги Давида преследуют его не из высших побуждений, а земных и житейских интересов, все они привязаны и стремятся к временным и личным выгодам, их удел — земля даже тогда, когда Ты «наполняешь их чрево» сокровищ Твоих, когда они и так полны богатства и довольства. Этих благ у них столько, что они как сами пользуются ими, так, и после себя оставят большое количество их своим потомкам. Таким образом, все содержание стиха представляет молитву Давида к Богу о том, чтобы Он спас его и его приверженцев от врагов, хотя бы последние были многочисленны и обладали силой и богатством, чего лишен Давид в настоящее время.

15 А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.

15. Преследование Саула и вынужденное бегство Давида лишают последнего возможности безбоязненно и открыто посещать скинию («взирать на лице Твое»). Невозможность для Давида посещать богослужение была большим и тяжелым для него, как человека благочестивого, лишением; в спасении от врагов он получит возможность удовлетворить своим религиозным запросам «насыщаться образом» Божиим, быть и молиться при скинии.

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

По 1-м стихосло́вии, седа́лен, гла́с 5:

Подо́бен: Собезнача́льное сло́во:

Го́споди, ме́ртв наре́клся еси́, Умертви́вый сме́рть: во гро́бе положи́лся еси́, Истощи́вый гро́бы: горе́ во́ини гро́б стрежа́ху, до́ле от ве́ка ме́ртвыя воскреси́л еси́. Всеси́льне и Непостижи́ме Го́споди сла́ва Тебе́.

Сти́х: Го́споди, да не я́ростию Твое́ю обличи́ши мене́:

Судии́ седя́щу, и а́нгелом предстоя́щым, трубе́ глася́щей, и пла́мени горя́щу, что́ сотвори́ши душе́ моя́, ведо́ма на су́д? Тогда́ бо лю́тая твоя́ предста́нут, и та́йная твоя́ облича́тся согреше́ния. Те́мже пре́жде конца́ возопи́й к Судии́: Бо́же очи́сти мя́, и спаси́ мя.

Сти́х: Ди́вен Бо́г во святы́х Свои́х, Бо́г Изра́илев.

Му́ченичен: Сия́ет дне́сь па́мять страстоте́рпцев, и́мать бо от небе́с озаре́ние: ли́к а́нгельский торжеству́ет, и челове́ческий ро́д спра́зднует. Те́мже мо́лятся Го́сподеви, поми́ловатися душа́м на́шым.

Сла́ва, и ны́не: Богоро́дичен:

Ма́ти Бо́жия Пресвята́я, Стено́ христиа́н, изба́ви лю́ди Твоя́ обы́чно, зову́щыя к Тебе́ приле́жно: сопроти́в ста́ни враго́в, и возвыша́ющихся мы́слей, да вопие́м ти́: ра́дуйся Благода́тная.

По 2-м стихосло́вии, седа́лен, гла́с 5.

Подо́бен: Собезнача́льное Сло́во:

Прозре́вый ви́дится слепы́й плюнове́нием, челове́ческое составле́ние пре́жде Созда́вшаго, не ви́дяй от рожде́ния вели́кое со́лнце. Те́мже и благодаре́ние Бо́гу возсыла́ет от души́, сего́ зря́ о́браз, по подо́бию созда́нный о́браз Созда́вшаго.

Пое́м кано́н пра́здника, со ирмосы́ на 8: и мине́и на 4. Конда́к, и ексапостила́рий пра́здника.

На хвали́тех стихи́ры осмогла́сника, гла́с 5:

Го́споди, вереи́ ве́чныя сокруши́вый, и у́зы растерза́вый от гро́ба воскре́сл еси́, оста́вль Твоя́ погреба́льная, во свиде́тельство и́стиннаго тридне́внаго Твоего́ погребе́ния: и предвари́л еси́ в Галиле́и, в пеще́ре Стрего́мый. Ве́лия Твоя́ ми́лость, Непостижи́ме Спа́се поми́луй, и спаси́ на́с. [Два́жды].

Мно́жества прегреше́ний мои́х пре́зри Го́споди, от Де́вы Рожде́йся, и вся́ очи́сти беззако́ния моя́, по́мысл мне́ подая́й обраще́ния, я́ко еди́н Человеколю́бец, молю́ся, и поми́луй мя́.

Страстоте́рпцы Твои́ Го́споди, чи́ны а́нгельския подража́вше, я́ко безпло́тнии му́ки претерпе́ша, единомы́сленное упова́ние иму́ще, обеща́нных бла́г наслажде́ние. Те́х моли́твами Христе́ Бо́же на́ш, ми́р да́руй ми́ру Твоему́ и душа́м на́шым ве́лию ми́лость.

Кто́ возглаго́лет си́лы Твоя́ Христе́? или́ кто́ изочте́т чуде́с Твои́х мно́жества? Сугу́б бо я́ко ви́ден бы́л еси́ на земли́ за бла́гость, сугу́бы и цельбы́ неду́гующым подава́л еси́: не то́чию бо теле́сныя о́чи отве́рзл еси́, и́же от утро́бы слепо́му, но и душе́вныя. Те́мже Бо́га Тя́ испове́даше тая́щагося, и все́м подаю́ща ве́лию ми́лость.

На стихо́вне стихи́ры подо́бны, гла́с 5.

Подо́бен: Преподо́бне о́тче:

Сия́ние светоно́сное просия́вшее, зря́ще проявле́нно в суббо́ту, светоно́снаго слепца́, зако́нми моисе́а смуща́емии, нра́вом ослепля́ющеся зря́ще се́нь, осене́ния не разуме́юще покрыва́юща зако́ны, из него́же не ви́деша светоде́теля, и сло́вом суббо́ты соде́теля, воочи́вшаго слепа́го измове́нием, и плюнове́ния но́вым бренотворе́нием. с ни́мже смеша́еми бо́га того́ у́зрим, ослепле́ние фарисе́йское облича́юще зре́нием, е́же от лу́чшаго.

Сти́х: При́зри на мя́, и поми́луй мя́.

У́тро возсия́ во тме́ пребыва́ющему но́щи невиде́ния, многоболе́зненному слепо́му, во струя́х купе́ли Силоа́мстей измове́нному, све́т очесе́м боже́ственным повеле́нием. Те́мже светоно́сный нове́йший ви́дится, мра́к тмы́ нощетво́рных зако́нных изъоблича́я кни́жников, и помраче́нное си́х невиде́ние возсия́ньми просвеща́яй светоно́сными: из ни́хже ослепле́ние сено́вных пре́жде пи́смен вооча́ется, от Сло́ва на́м подае́мыми све́тлыми сия́ньми.

Сти́х: Стопы́ моя́ напра́ви по словеси́ Твоему́.

На высоту́ взы́де светоно́снаго восхожде́ния, све́том богоразу́мия просве́щся слепы́й, терпя́ теле́сное и у́мное омраче́ние, е́же от Сло́ва но́выми светоли́тии просве́щся ве́сь, а́ще и пе́рвее ослепи́ся во обои́х и Светода́вца познава́ет, и Светоде́теля возсия́вшаго из гро́ба тридне́вно, и зе́млю уясни́вшаго Свои́м воскресе́нием: из него́же возсия́ све́т возсозда́ния во тме́ держи́мым челове́ком, за благоутро́бие и ве́лию ми́лость.

Пра́вды Со́лнце мы́сленное Христе́ Бо́же, из утро́бы све́та лише́ннаго, Твои́м пречи́стым прикоснове́нием просвети́вшее обою́ду, и на́ши о́чи душе́вныя озари́вшее, сы́ны дне́ покажи́, да ве́рою вопие́м Ти́ мно́гое Твое́ и неизрече́нное, е́же на на́с благоутро́бие, Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.

По 9-м часе́ твори́т свяще́нник нача́ло с кади́лом и со свеще́ю, ца́рским две́рем отве́рзенным, и пое́т: Христо́с воскре́се: со стихи́. И по стисе́х псало́м: Благослови́ душе́ моя́ Го́спода: И ектениа́. Та́же кафи́сма обы́чная.

На Го́споди воззва́х: пое́м стихи́ры самогла́сны, слепа́го, на 6. Гла́с 2:

Слепы́й роди́выйся, в свое́м по́мысле глаго́лаше: еда́ а́з гре́х ра́ди роди́тельных роди́хся без о́чию? еда́ а́з за неве́рие язы́ков роди́хся во обличе́ние? Не домышля́юся вопроша́ти: когда́ но́щь, когда́ де́нь? Не терпи́та ми́ но́зе ка́меннаго претыка́ния, не ви́дех со́лнца сия́юща, ниже́ во о́бразе мене́ Созда́вшаго. Но молю́ ти ся Христе́ Бо́же, при́зри на мя́, и поми́луй мя́.

Мимоходя́ Иису́с от святи́лища, обре́те челове́ка сле́па от рожде́ния, и умилосе́рдився положи́ бре́ние на о́чию его́, и рече́ к нему́: иди́ умы́йся в Силоа́ме: и умы́вся прозре́, сла́ву возсыла́я Бо́гу. Сосе́ди же его́ глаго́лаху ему́: кто́ твои́ зе́ницы отве́рзе, и́хже никто́же зря́щих исцели́ти возмо́же? Он же возопи́в, рече́: Челове́к Иису́с глаго́лемый, Он ми́ рече́: умы́йся в Силоа́ме, и прозре́х. то́й е́сть вои́стинну, Его́же рече́ Моисе́й в зако́не, Христа́ Месси́ю: То́й е́сть Спа́с душа́м на́шым.

Гла́с 4: Все́ житие́ слепы́й но́щь помышля́я, возопи́ Тебе́: Го́споди, отве́рзи ми́ зе́ницы, Сы́не Дави́дов Спа́се на́ш, да со все́ми и а́з воспою́ Твою́ си́лу.

Гла́с 5: Го́споди, мимоходя́ путе́м, обре́л еси́ челове́ка сле́па от рожде́ния, и удивле́ни бы́вше ученицы́, вопроша́ху Тя́ глаго́люще: Учи́телю, кто́ согреши́, се́й ли, или́ роди́тели его́, да сле́п роди́ся? Ты́ же Спа́се мо́й, возопи́л еси́ к ни́м: ни се́й согреши́, ни роди́тели его́, но да явя́тся дела́ Бо́жия на не́м. Мне́ подоба́ет де́лати дела́ Посла́вшаго Мя́, я́же никто́же мо́жет де́лати. И сия́ ре́к, плю́нув до́лу, бре́ние сотво́рь, пома́зал еси́ о́чи его́, ре́к к нему́: иди́ умы́йся в Силоа́мстей купе́ли. Он же умы́вся здра́в бы́сть, и вопия́ше к Тебе́: ве́рую Го́споди, и поклони́ся Тебе́. Те́мже вопие́м и мы́: поми́луй на́с.

Гла́с 8: Пра́вды Со́лнце мы́сленное Христе́ Бо́же, из утро́бы све́та лише́ннаго, Твои́м пречи́стым прикоснове́нием просвети́вшее обою́ду, и на́ши о́чи душе́вныя озари́вшее, сы́ны дне́ покажи́, да ве́рою вопие́м Ти́: мно́гое Твое́ и неизрече́нное, е́же на на́с благоутро́бие, Человеколю́бче сла́ва Тебе́.

За милосе́рдие ми́лости воплоти́выйся Христе́ Бо́же, све́та лише́ннаго от утро́бы, милосе́рдием неизрече́нных щедро́т сия́ния Боже́ственнаго сподо́бил еси́ сего́ зе́ницам пе́рстию созда́тельными пе́рсты Твои́ми прикосну́выйся: Са́м и ны́не Светода́телю, и на́шя озари́ душе́вная чу́вства, я́ко еди́н Независтнода́тель.

Кто́ возглаго́лет си́лы Твоя́ Христе́? или́ кто́ изочте́т чуде́с Твои́х мно́жества? Сугу́б бо я́ко ви́ден бы́л еси́ на земли́ за бла́гость, сугу́бы и цельбы́ неду́гующым подава́л еси́. Не то́чию бо теле́сныя о́чи отве́рзл еси́, и́же от утро́бы слепо́му, но и душе́вныя. Те́мже Бо́га Тя́ испове́даше тая́щагося, и все́м подаю́ща ве́лию ми́лость.

На стихо́вне стихи́ра, гла́с 5:

Тебе́ воплоще́ннаго Спа́са Христа́, и небе́с не разлучи́вшася, во гла́сех пе́ний велича́ем: я́ко Кре́ст и сме́рть прия́л еси́ за ро́д на́ш, я́ко Человеколю́бец Госпо́дь, испрове́ргий а́дова врата́, тридне́вно воскре́сл еси́, спаса́я ду́шы на́шя.

Та́же: Да воскре́снет Бо́г, и расточа́тся врази́ Его́. И пое́м стихи́ры Па́схи с припе́вы и́х. Па́сха свяще́нная на́м дне́сь показа́ся: и про́чая. Сла́ва, и ны́не: Воскре́сния де́нь: И пото́м. Христо́с воскре́се: с пе́нием, еди́ножды. Та́же, Ны́не отпуща́еши: Трисвято́е. И по О́тче на́ш: Тропа́рь воскре́сн, гла́с 5: Собезнача́льное сло́во: Сла́ва, и ны́не: Богоро́дичен его́. И ектениа́: Поми́луй на́с Бо́же: И обы́чный отпу́ст глаго́лет иере́й без креста́: Воскресы́й из ме́ртвых: И свята́го дне́ помина́ет. И многоле́тны.

[зри́] На повече́рии по Досто́йно: и по трисвято́м, конда́к слепа́го: Сла́ва, и ны́не: Па́схи: А́ще и во гро́б:

[зри́] Полу́нощницу же пое́м по обы́чаю с кафи́смою. По 1-м трисвято́м, вме́сто: Се́ Жени́х гряде́т: глаго́лем тропа́рь воскре́сен: Собезнача́льное сло́во: Сла́ва, и ны́не: Богоро́дичен его́. По 2-м трисвято́м, вме́сто: Помяни́ го́споди я́ко бла́г: глаго́лем конда́к Па́схи: А́ще и во гро́б: Посе́м, Го́споди поми́луй. 12. И отпу́ст. Моли́твы же: Помяни́ го́споди, в наде́жди: не глаго́лем.

Стопы моя направи по словеси Твоему. По слову Своему направляет Бог стопы идущего от порока и неведения к добродетели и ведению. Ибо таковых руководствует правое слово. Кто не творить греха, тот не раб греха.

Толкование на псалмы.

Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие

И да не обладает мною всякое беззаконие. Это еще откуда молитвенный вопль, при такой ревности, при такой близости к Богу, при таком дивном водительстве? С какой стати может тут иметь место обладание беззаконием? – Точно, оно не имеет места, но может возыметь. Опасаясь этого, пророк молится, чтобы не подпасть такому насилию. Грех не отстает от вступившего на Божий путь добродетели, и грешное, как стая комаров, вьется вокруг головы шествующего так, жужжа и покушаясь уязвить его. Это – помыслы, соблазны, влечения. Кто от них свободен? Но у верного своему решению они как приходят, так и отходят – ни с чем; манят, но не увлекают, ибо гуляют лишь вокруг, вьются над головою. Но есть и такие, которые и внутрь проходят, и из этих иные – старые друзья; они могут так охватить и с такою силою влечь, что испытывающий это ведется, как на поводу, не к доброму. Не приди помощь свыше – долго ли до падения? Потому-то пророк и молится: не допусти, Господи, чтобы грешные возбуждения, противные Тебе, когда-либо возобладали мною, одолели меня и увлекли к недоброму, в оскорбление Тебе.

Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.

«Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие». Ибо когда и мы привносим свое усердие, и Бог подает помощь и направляет наше шествие; тогда владычество греха не имеет места.

Стопы моя направи по словеси Твоему; и да не обладает мною всякое беззаконие

Исправь, говорит, Господи, и уровняй путь жизни моей по пути божественного закона Твоего. И да не поработит меня всякое беззаконие, чтобы я делал его; так как, по слову Господа, всяк творящий грех—есть раб греха (Ин.8, 34). Или пусть не возобладает мною беззаконный человек и не сделает меня рабом своим. Всякое же беззаконие значит, какое бы ни было, иначе сказать: никакое беззаконие да не овладеет мною.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Феодорита: Когда мы приносим и от себя усердие, и Бог подает помощь и направляет шествия, тогда грех не имеет силы и места. Василия: И ты путешественник и уподобляешься молящемуся: стопы моя направи. Смотри, чтобы не совратиться с пути, не уклониться на право, или на лево. Иди царским путем. Евсевия: Мы должны предпринять добрый путь и начать его; a Божие дело направлять шествующих: ибо когда Он будет управлять путем и располагать нашим поведением, то он совершится по закону Его, и никакой грех не возобладает нами; так как, по словам Аполлинария, слово Божие направляет стопы мои и я иду от зла и незнания к добродетели и познанию истины. Заметь, что на сие говорят Феодорит и Евсевий: Что мы привносим от себя усердие к добру и начинаем идти хорошим путем, то говорят, держась не строгого смысла. А говоря точнее, должны сказать, что Бог Сам начинает, Сам совершает всякое добро, и Сам укрепляет своею благодатью волю и стремление наше к желанию добра; почему и Павел в удостоверение сего говорит: Начавший в вас доброе дело, будет довершать оное даже до дня Иисус Христова (Фил. 1,6) ; и еще: Бог производит в вас и хотение и действие, по своему благоволению (Фил. 2,13); и Соломон: хотение уготовляется от Господа (Прит. 8,35). И Господь сказал: без Меня не можете делать ничего (Иоан. 15,5).

Стопы моя направи по словеси твоему молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here