Святитель Серафим соболев молитва

Самое детальное описание: святитель серафим соболев молитва специально для посетителей нашего ресурса.

Видео (кликните для воспроизведения).

04.02.2016.

3 февраля 2016 года на пятом пленарном заседании Освященного Архиерейского Собора в Храме Христа Спасителя был рассмотрен вопрос о прославлении в лике святых архиепископа Богучарского Серафима (Соболева).

С докладами, посвященными жизненном подвигу и почитанию святителя, выступили митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, и митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн (Болгарская Православная Церковь) — сопредседатели Совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей по вопросу канонизации архиепископа Серафима.

Так в частности митрополит Волоколамский Иларион подчеркнул традицию обращения в церковном народе в молитвах к архиепископу Богучарскому Серафиму (Соболеву):

О необходимости прославления архиепископа Серафима в лике святых в своих выступлениях говорили Святейший Патриарх Кирилл, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, митрополит Рижский и всея Латвии Александр, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, митрополит Рязанский и Михайловский Марк, архимандрит Филипп (Васильцев), настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Софии — подворья Московского Патриархата (архиепископ Серафим погребен в крипте этого храма).

Члены Собора единогласно проголосовали за канонизацию архиепископа Серафима, много лет почитаемого как в Болгарии, так и в России.

Затем митрополит Волоколамский Иларион огласил Деяние Освященного Архиерейского Собора о прославлении в лике святителей архиепископа Богучарского Серафима.

Члены Собора пропели величание новопрославленному святому.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил митрополиту Варненскому и Великопреславскому Иоанну образ святителя Серафима, написанный в иконописной мастерской Санкт-Петербургской духовной академии, — для передачи в дар Болгарской Православной Церкви.

Месяца февраля в 13-й день

Святителя Серафима, архиепископа Богучарскаго

Божественною ревностию присно распалаемь,/ Православия столп явился еси/ в Софии граде возсияв,/ и благочестием твоим многия люди ко Христу привел еси,/ пастырю добрый, святителю Серафиме,/ моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Сосуд Божественных даров/ и дом Святыя Троицы явился еси,/ чудотворче святителю отче Серафиме,/ темже, имея дерзновение ко Господу,/ не остави нас сирых/ и, якоже обещался еси,/ испроси нам молитвами твоими/ мир и велию милость.

Подобен: Вознесыйся на Крест:

Вознесыйся на высоту смиренномудрия,/ благочестия учитель явился еси,/ Православия поборниче и странных предстателю,/ монашествующих похвало и пастырю изрядный./ Темже любовию зовем ти:/ радуйся, Серафиме, чудотворче.

О,чудотворче предивный, святителю отче Серафиме! Ты, еще жив сый, рекл еси верным: яко аще улучу дерзновение у Господа, не оставлю вас сирых. Сего ради, поминающе глаголы твоя и дела милосердия твоего в жизни временней, любовию припадаем и усердно просим: молися непрестанно у Престола Царя Славы о всех нас, ближних и дальних, присных и странных, немощных и грешных, любовию почитающих тя. Ты от младенства благодатию Божиею просвещен был еси, в юности же ум совершенный стяжав, юноши и девы умудрил еси. Достигше же мужеска возраста, усердный делатель Божественных добродетелей явился еси. Сего ради утверди и нас во благоугождении Богу и, яко пастырь добрый изрядно еже овцы Христовы упасл еси, настави нас на путь покаяния. Яко светильник Света Истиннаго просвети нас и сохрани от заблуждений и соблазнов мира сего, и, яко чудотворец дивный, не престай являти милость свою всем, с любовию притекающим к тебе. Пастырю добрый, не остави паству в землях Болгарской и Русской и инуде сущей. Буди скорый помощник призывающим тя от всех концев земли, да прославится неизреченное милосердие Пастыреначальника и Господа нашего Иисуса Христа, присно прославляемаго и спокланяемаго со Безначальным Его Отцем, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

С докладами, посвященными жизненном подвигу и почитанию святителя, выступили митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, и митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн (Болгарская Православная Церковь) — сопредседатели Совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей по вопросу канонизации архиепископа Серафима.

Так в частности митрополит Волоколамский Иларион подчеркнул традицию обращения в церковном народе в молитвах к архиепископу Богучарскому Серафиму (Соболеву):

О необходимости прославления архиепископа Серафима в лике святых в своих выступлениях говорили Святейший Патриарх Кирилл, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, митрополит Рижский и всея Латвии Александр, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, митрополит Рязанский и Михайловский Марк, архимандрит Филипп (Васильцев), настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Софии — подворья Московского Патриархата (архиепископ Серафим погребен в крипте этого храма).

Члены Собора единогласно проголосовали за канонизацию архиепископа Серафима, много лет почитаемого как в Болгарии, так и в России.

Затем митрополит Волоколамский Иларион огласил Деяние Освященного Архиерейского Собора о прославлении в лике святителей архиепископа Богучарского Серафима.

Члены Собора пропели величание новопрославленному святому.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил митрополиту Варненскому и Великопреславскому Иоанну образ святителя Серафима, написанный в иконописной мастерской Санкт-Петербургской духовной академии, — для передачи в дар Болгарской Православной Церкви.

Месяца февраля в 13-й день

Святителя Серафима, архиепископа Богучарскаго

Божественною ревностию присно распалаемь,/ Православия столп явился еси/ в Софии граде возсияв,/ и благочестием твоим многия люди ко Христу привел еси,/ пастырю добрый, святителю Серафиме,/ моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Сосуд Божественных даров/ и дом Святыя Троицы явился еси,/ чудотворче святителю отче Серафиме,/ темже, имея дерзновение ко Господу,/ не остави нас сирых/ и, якоже обещался еси,/ испроси нам молитвами твоими/ мир и велию милость.

Подобен: Вознесыйся на Крест:

Вознесыйся на высоту смиренномудрия,/ благочестия учитель явился еси,/ Православия поборниче и странных предстателю,/ монашествующих похвало и пастырю изрядный./ Темже любовию зовем ти:/ радуйся, Серафиме, чудотворче.

О,чудотворче предивный, святителю отче Серафиме! Ты, еще жив сый, рекл еси верным: яко аще улучу дерзновение у Господа, не оставлю вас сирых. Сего ради, поминающе глаголы твоя и дела милосердия твоего в жизни временней, любовию припадаем и усердно просим: молися непрестанно у Престола Царя Славы о всех нас, ближних и дальних, присных и странных, немощных и грешных, любовию почитающих тя. Ты от младенства благодатию Божиею просвещен был еси, в юности же ум совершенный стяжав, юноши и девы умудрил еси. Достигше же мужеска возраста, усердный делатель Божественных добродетелей явился еси. Сего ради утверди и нас во благоугождении Богу и, яко пастырь добрый изрядно еже овцы Христовы упасл еси, настави нас на путь покаяния. Яко светильник Света Истиннаго просвети нас и сохрани от заблуждений и соблазнов мира сего, и, яко чудотворец дивный, не престай являти милость свою всем, с любовию притекающим к тебе. Пастырю добрый, не остави паству в землях Болгарской и Русской и инуде сущей. Буди скорый помощник призывающим тя от всех концев земли, да прославится неизреченное милосердие Пастыреначальника и Господа нашего Иисуса Христа, присно прославляемаго и спокланяемаго со Безначальным Его Отцем, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Божественною ревностию присно распалаемь,/ Православия столп явился еси/ в Софии граде возсияв,/ и благочестием твоим многия люди ко Христу привел еси,/ пастырю добрый, святителю Серафиме,// моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Сосуд Божественных даров/ и дом Святыя Троицы явился еси,/ чудотворче святителю отче Серафиме,/ темже, имея дерзновение ко Господу,/ не остави нас сирых/ и, якоже обещался еси,/ испроси нам молитвами твоими// мир и велию милость.

Вознесыйся на высоту смиренномудрия,/ благочестия учитель явился еси,/ Православия поборниче и странных предстателю,/ монашествующих похвало и пастырю изрядный./ Темжелюбовию зовем ти:// радуйся, Серафиме, чудотворче.

О, чудотворче предивный, святителю отче Серафиме! Ты, еще жив сый, реклеси верным: яко аще улучу дерзновение у Господа, не оставлю вас сирых. Сего ради, поминающе глаголы твоя и дела милосердия твоего в жизни временней, любовию припадаем и усердно просим: молися непрестанно у Престола Царя Славы о всех нас, ближних и дальних, присных и странных, немощных и грешных, любовию почитающихтя. Ты от младенства благодатию Божиею просвещен был еси, в юности же ум совершенный стяжав, юноши и девы умудрил еси. Достигше же мужеска возраста, усердный делатель Божественных добродетелей явился еси. Сего ради утверди и нас во благоугождении Богу и, яко пастырь добрый изрядно еже овцы Христовы упасл еси, настави нас на путь покаяния. Яко светильник Света Истиннаго просвети нас и сохрани от заблуждений и соблазнов мира сего, и, яко чудотворец дивный, не престай являти милость свою всем, с любовию притекающим к тебе. Пастырю добрый, не остави паству в землях Болгарской и Русской и инуде сущей. Буди скорый помощник призывающим тя от всех концев земли, да прославится неизреченное милосердие Пастыреначальника и Господа нашего Иисуса Христа, присно прославляемаго и спокланяемаго со Безначальным Его Отцем, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Архиепископ Серафим, в миру Николай Борисович Соболев, родился 1 (14) декабря 1881 года в Рязанской губернии. С раннего детства на нем лежала печать Божиего избранничества. Тихий, ласковый и отзывчивый к ближним, он был необыкновенно серьезным для своего возраста мальчиком. Учился в Рязанской семинарии, а затем и в Петербургской Духовной академии, которую закончил в 1908 году. В последний год своего академического обучения Николай принял монашество с именем Серафима в честь глубоко почитаемого им недавно прославленного (1903 г.) Саровского подвижника — преподобного Серафима, столетие канонизации которого весь православный мир торжественно отмечает в этом году. Вскоре после пострижения монах Серафим был рукоположен в иеродиакона, а затем и в иеромонаха. В студенческие годы, он встречался и пользовался любовью великого Кронштадтского Чудотворца святою праведного Иоанна Ильича Сергиева. В одном из посещений будущим архиереем Кронштадта, св. Иоанн пророчески благословил его на горнем месте в алтаре Андреевского собора, исполнив сердце искреннего юноши благодатным озарением Святаго Духа.

После окончания академии в течение нескольких лет Серафим (Соболев) преподаватель Житомирского пастырского училища; помощник смотрителя Калужского Духовного училища (в это время он сближается со старцами Оптиной Пустыни преподобными Иосифом, Варсонофием и Анатолием); инспектор Костромской Духовной Семинарии. Владыка Серафим знал лично многих современных ему благодатных церковных светильников, юродивых и часто потом рассказывал замечательные случаи их дивного смирения, которым они прикрывали перед людьми свои сверхъестественные подвиги.

Сокровенная жизнь во Христе, которую с юных лет избранник Божий возгревал в своем сердце, исполняла его душу огнем благодатных духовных дарований. И это не осталось незамеченным окружающими. Еще в Петербургской Духовной академии тогдашний ректор, будущий митрополит, Антоний (Храповицкий), следил за духовным преуспеянием молодого студента-богослова, который дважды своим личным примером и бескомпромиссностью сорвал мятежные «сходки» студентов, зараженных либерально-революционными настроениями. Архимандрит Гавриил (Воеводин), директор Пастырского училища в Житомире, ласково называл молодого иеромонаха «аввочкой» (от «авва» духоносный наставник), видя его духовное преуспеяние.

21 декабря 1912 года инспектор Костромской Духовной Семинарии иеромонах Серафим (Соболев) получает указ Святейшего Синода о назначении ректором Воронежской Духовной Семинарии. Его предшественник будущий священномученик протоиерей Николай Околович, только что отметивший 25-летие пастырского служения, по состоянию здоровья и возрасту ушел на покой, оставив Воронежскую Духовную Семинарию далеко не в лучшем состоянии. Вместе с ректорством в Семинарии отец Серафим принимает и обязанности редактора «Воронежских епархиальных ведомостей».

Буквально все дела требовали пересмотра. Состояние казны было катастрофическим, студенты бедствовали, дисциплина семинаристов вызывала серьезные нарекания как со стороны духовных и гражданских властей, пак и местного населения. Архимандриту Серафиму пришлось в корне менять систему воспитания, господствовавшею в Семинарии. При первых встречах воспитанники позволяли себе откровенно насмехаться над новым ректором. К удивлению инспектора отец Серафим не исключил никого из представленного ему «черною» списка, а стал проводить «индивидуальную работу». Тактичность, сильная речь, безграничное терпение ректора вызвали у студентов искреннее раскаяние. Впрочем, пройдет еще ни один год, прежде, чем благодаря отцу Серафиму Воронежская Семинария станет, по свидетельству современников, одной из лучших в Российской Империи.

Вскоре после приезда архимандрита Серафима в Воронеж, кафедра святителя Митрофана овдовела, в конце апреля 1913 года преставился архиепископ Воронежский и Задонский Анастасий (Добрадин). При погребении Владыки Анастасия 19 мая воронежцы в первый раз услышали проникновенное слово отца ректора в котором сочетались скорбь и возвышенность.

28 апреля 1913 года под председательством временно управляющего Воронежской кафедрой епископ Острогожского Владимира (Шимковича) состоялось заседание Братства святителей Митрофана и Тихона. Архимандрит Серафим, уже известный по своей предшествующей деятельности как проповедник, миссионер и благотворитель избирается членом совета и ревизионного комитета Братства.

В конце мая того же года архимандрит Серафим воплощает в жизнь свою давнюю мечту о помощи бедным воспитанникам Семинарии. В те дни очень многие семинаристы едва могли сводить концы с концами. Решить эту сложную проблему было призвано созданное и возглавленное отцом Серафимом Иоанно-Богословское (по имени святого покровителя Семинарии) братство вспомоществования бедным семинаристам. Открытие братства благословил 10 июня 1913 года новоназначенный архиепископ Воронежский и Задонский священномученик Тихон (Никаноров).

11 сентября 1913 года Воронежский епархиальный съезд представителей духовенства и старост заслушал доклад ректора Семинарии по вопросу бюджета. Для Семинарии это был очень серьезный вопрос и решить его значило существенно облегчить жизнь учащим и учащимся, пополнить библиотечные фонды. Еще несколько раз придется выступать отцу Серафиму с подобными докладами, однако, проблема так и не была до конца разрешена.

В конце 1913/14 учебного года, был подведен первый итог деятельности Иоанно-Богословского Братства. Результаты были радостные. Дела малообеспеченных семинаристов заметно поправились. 11 июля после Литургии воспитанники Семинарии, полтора года назад встречавшие нового ректора насмешками, преподнесли ему на молитвенную память икону преподобного Серафима Саровского в драгоценном окладе.

Через два месяца после окончания учебного года отцу Серафиму пришлось решать уже другие проблемы. В августе 1914 года вспыхнула Первая мировая война, которая продолжилась кровавыми событиями последующих годов. Русское духовенство откликнулось на трагедию Первой мировой войны в первые же дни боев. Многие воспитанники Воронежской Духовной Семинарии отправились добровольцами на фронт. В городах и весях Российской Империи появились раненые солдаты и офицеры. Через три месяца после начала войны архимандрит Серафим освятил в Воронеже лазарет для раненых воинов, созданный грудами святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны. Благодаря ректору Иоанно-Богословское братство начало оказывать помощь семинаристам у которых погибли на фронте родные, а священноначалие вводит доплату к стипендиям бедствующих студентов.

Интересны и глубоко поучительны проповеди архимандрита Серафима (Соболева) в годы Первой мировой войны. В них особое место занимал духовный анализ причин трагедии. Так, при открытии в 1915 году нового учебного года в Семинарии, он говорил: «Несомненно мы терпим бедствия от нашествия германцев в нашу землю потому, что Господь гневается на нас за наши грехи…Мы не хотели жить как Богу угодно, а живем так, как нам хочется. Мы забыли страх Божий и предаемся постыдным страстям. Там на бранном поле рекою льется мученическая кровь наших братий, а здесь под праздники гремит музыка, сады наполнены праздно гуляющими людьми, а в театрах и кинематографах не стесняются ставить для публики безнравственные пьесы и картины…».

Особой страницей служения архимандрита Серафима (Соболева) в Воронеже стала его активная работа по подготовке к канонизации архиепископа Воронежского и Задонского Антония (Смирницкого).

К сожалению, сведений об отце Серафиме после октябрьских событий 1917 г. до самой его вынужденной эмиграции в 1920 году очень мало. Нам известно, что занятия в Семинарии продолжались до ее закрытия в августе 1918 года. Примерно в это время приняли мученическую кончину преподаватель иеромонах Нектарий (Иванов) и ряд учащихся. В самом начале кровавого мятежа в марте 1918 г., по сообщению «Вестника церковного единения», «Ректор Воронежской Духовной Семинарии архимандрит Серафим уехал в Задонский монастырь на 4 месяца, поскольку здание Семинарии занято красноармейцами и занятий практически нет». Он посетил подвизавшегося в монастыре праведного и прозорливого старца иеросхимонаха Аарона. Отец Серафим спросил его оставаться ли ему в России, где ожидала его мученическая смерть или уезжать, исполняя евангельские слова: «Когда вас гонят из одного города, бегите в другой» (Мф. 10:23). Старец Аарон ответил: «Дай Бог Вам попасть в хорошую сторонушку». «Как мне понимать Ваши слова?» — спросил о. Серафим. «Сама жизнь тебе покажет», — ответил благодатный старец.

Видимо в 1919 г. Серафим (Соболев) покидает Воронеж с отступающими частями Белой армии. 1 октября 1920 года архимандрит Серафим в Кафедральном Соборе Симферополя сонмом архиереев во главе с митрополитом Антонием (Храповицким) был рукоположен во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии, которой с 1919 по 1921 г. временно управлял епископ Парфений (Левицкий). По всей вероятности, рекомендацию на поставление во епископы ему дал епископ Феофан (Быстров), хорошо знавший Серафима (Соболева) еще по Петербургской Академии и возглавлявший в 1913-19 гг. Полтавскую епархию.

Вскоре владыка оставляет Россию и находит пристанище вначале в Константинополе, а затем, в Болгарии. Вот как описывают отъезд епископа Серафима из России очевидцы: «1/14 ноября 1920 года с Севастопольской пристани медленно направился в открытое море комендантский пароход «Херсонес» — это был последний корабль, покидающий город перед самым вторжением большевиков. Навсегда уезжали с Родины более 600 юнкеров во главе с генералом Ельчаниновым и генералом Стоговым комендантом Севастополя. С причала множество людей грустно махали руками, прощаясь с ними. Пассажиры скорбными глазами смотрели на отдаляющийся берег родной земли, который уносил их человеческие надежды. Там оставалась Россия, пригвожденная к своей Голгофе. На правом берегу Севастополя среди облаков пыли уже стремительно входила в город красная конница… На палубе, среди пассажиров, стоял молодой, среднего роста архиерей с измученным, бледным лицом.

— Владыка, благословите Россию! — обратился вдруг к нему кто-то из стоящих вокруг.

Скрывая свое волнение, архиерей поднял руки и несколько минут торжественно, медленно благословлял отдалявшуюся землю и стоявших на берегу машущих им людей. Это был 39-летний епископ Серафим (Соболев), который в день Покрова Божией Матери (1/14 октября), только месяц тому назад, был хиротонисан в архиерея в кафедральном соборе города Симферополя. Пасмурным, промозглым осенним днем начиналась для него скорбная эмигрантская жизнь. Не мятежи и убийства, не голод и эпидемии, бушевавшие в охваченной революционным безумием стране, вынуждали его пойти путем изгнанничества. Он хорошо понимал, что Русская Церковь находится в страшном гонении, тысячи епископов, священников и монахов гибли в тюрьмах, многие из них уже приняли мученическую смерть. Он сам слышал стоны монахов Воронежского Митрофаниева монастыря, заживо зарытых в землю. Отовсюду шли ужасающие сообщения о мученичестве собратьев по вере. Его переполненное горячей любовью ко Христу сердце было готово пострадать за Господа. Но смиренный и кроткий избранник Божий не дерзал самовольно вступить на путь мученичества, потому что всегда и во всем искал волю Божию, а не свою».

Еще 29 октября (по церковному календарю) 1920 г. Красная армия оказалась лишь в 30 км от Симферополя и тогда перед епископом Серафимом снова неизбежно встал вопрос о его будущей судьбе. Он направился в Берковское подворье Крымского мужского монастыря, где в это время находилась чудотворная икона Божией Матери Курско-Коренная. Молодой архиерей обратился с пламенной молитвой к Царице Небесной, открывая Ей свою готовность пострадать за Христа и прося у Нее указать какой ему назначен путь Богом. Из храма он пошел прямо к епархиальному архиепископу Таврическому Димитрию (Абашидзе) и стал просить его, как епархиального Божиего архиерея благословить ему остаться в России, но благословения не получил.

После короткого разговора решили бросить жребий. На одном листке написали: «уезжать», на другом: «не уезжать». Взволнованный архиепископ спустился в архиерейскую домовую церковь, которая находилась в нижнем этаже архиерейского дома. Помолившись горячо перед иконой Божией Матери, вынул листок. На вынутом жребии было написано: «Уезжать». Так решилась судьба будущего архиепископа Серафима и он принял жребий как волю Божию для себя. Он должен был послужить Святой Церкви своими благодатными дарованиями и духовной мудростью, неся тяжелый крест епископского служения, которое, по его словам, в те годы было как бы бескровное мученичество.

6/19 мая (1921 г.) в день памяти преподобного Иова Многострадального, епископ Серафим прибыл в Болгарию. Это была та «хорошая сторонушка», которую предрек ему прозорливый старец Аарон и которая оказалась жребием, данным ему от Бога, и поприщем, где он должен был понести крест архипастырских трудов и скорбей. Глубоко усвоенная им еще на Родине наука из наук — жизнь в благочестии и святости, дала здесь, в Болгарии, свои благодатные плоды».

Архиепископ Серафим прожил 29 лет в Болгарии и полюбил эту «хорошую сторонушку», как свою вторую Родину. В Болгарии он написал свои основные богословские труды, здесь учил и воспитывал своих духовных чад, которые потом старались, несмотря на свою малую духовную меру, сохранить и передать другим искорки его святоотеческой духовности. На закате своей боголюбивой жизни архиепископу Серафиму удалось исполнить заветное желание – основать женский Покровский Княжевский монастырь.

26 февраля 1950 года архиепископ Богучарский Серафим (Соболев), стяжавший любовь верующего народа, мирно почил о Господе в Софии и был погребен в крипте русского храма святителя Николая. Сегодня имеется местное почитание святителя Серафима в Болгарии и ряде епархий Русской Православной Церкви.

Хорошо знавший владыку Серафима И.В. Шпиллер пишет: «Раз узнав Владыку, хоть раз побыв самую малость около него, любой человек сразу приближался к постижению того, что за всю жизнь упорных исканий мог бы и вовсе не узнать. От одного лишь того, что Владыка рядом, становилось так хорошо, в каком бы состоянии к нему ни пришел человек».

Личность архиепископа Серафима (Соболева), доброго пастыря и мудрого духовника, ревностного подвижника и талантливого богослова, несомненно остается одной из ярчайших в истории Воронежской Духовной семинарии.

Подготовлено комиссией по канонизации святых Воронежской митрополии.

3 февраля 2016 года на пятом пленарном заседании Освященного Архиерейского Собора в Храме Христа Спасителя был рассмотрен вопрос о прославлении в лике святых архиепископа Богучарского Серафима (Соболева).

С докладами, посвященными жизненном подвигу и почитанию святителя, выступили митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, и митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн (Болгарская Православная Церковь) — сопредседатели Совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей по вопросу канонизации архиепископа Серафима.

О необходимости прославления архиепископа Серафима в лике святых в своих выступлениях говорили Святейший Патриарх Кирилл, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, митрополит Рижский и всея Латвии Александр,митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, митрополит Рязанский и Михайловский Марк, архимандрит Филипп (Васильцев), настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Софии — подворья Московского Патриархата (архиепископ Серафим погребен в крипте этого храма).

Члены Собора единогласно проголосовали за канонизацию архиепископа Серафима, много лет почитаемого как в Болгарии, так и в России.

Затем митрополит Волоколамский Иларион огласил Деяние Освященного Архиерейского Собора о прославлении в лике святителей архиепископа Богучарского Серафима.

Члены Собора пропели величание новопрославленному святому.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил митрополиту Варненскому и Великопреславскому Иоанну образ святителя Серафима, написанный в иконописной мастерской Санкт-Петербургской духовной академии, — для передачи в дар Болгарской Православной Церкви.

AppStore (IOS: Iphone, Ipad)


(QR-код в отдельном окне)

Play Google (Android)


(QR-код в отдельном окне)

Архиепископ Серафим – один из выдающихся архиереев и богословов Русской Православной Церкви. Еще при жизни владыка Серафим сподобился даров молитвы и прозорливости. Своим духовным чадам он говорил, чтобы после его смерти они приходили со своими бедами и просьбами к нему как живому. Поэтому многие обращаются к владыке со своими просьбами, а у его могилы в крипте русской церкви в Софии стоит почтовый ящик для молитвенных просьб.

Архиепископ Серафим – один из выдающихся архиереев и богословов Русской Православной Церкви. Он родился 1/14 декабря 1881 года в Рязани, был десятым ребенком в семье чиновника Бориса Матвеевича Соболева. Его рождение, детство и юность сопровождались знамениями, которые ясно указывали на духовное направление его жизненного пути. Благочестивая, глубоко верующая мать Мария Николаевна горячо желала, чтобы ее сын стал священнослужителем. Это совпадало с его собственным желанием. После окончания с отличием Рязанской духовной семинарии, в 1908 году он закончил с ученой степенью кандидата богословия Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Будучи студентом четвертого курса, 26.01/08.02 1908 года принимает монашество с именем Серафим, в честь прославленного в 1903 году преподобного Серафима Саровского. Затем был рукоположен в иеродиакона, а через месяц, 18/31 марта 1908 года, — в иеромонаха.

В течение десяти последующих лет отец Серафим работает преподавателем в Житомирской епархиальной школе, помощником смотрителя Калужской духовной семинарии, инспектором в Костромской духовной семинарии, ректором Воронежской духовной семинарии. В смутное время общественных волнений и духовных шатаний молодой пастырь проявлял необычайную твердость, мужество и бескомпромиссность в вопросах веры. Вместе с тем он отличался необыкновенной кротостью, смирением, добротой и любовью к ближним, чем снискал заслуженный авторитет и уважение своих коллег и воспитанников. Будущий архипастырь встречался со св.Иоанном Кронштадским, посещал знаменитых оптинских старцев иеросхимонаха Иосифа (Литовкина), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова), иеросхимонаха Анатолия (Потапова), открывал перед ними свое сердце, исповедовался и руководствовался их духовным опытом.

После октябрьского переворота 1917 года семинария в Воронеже была закрыта. Архимандрит Серафим стал свидетелем гонений и расправы над духовенством, он сам слышал стоны монахов Воронежского Митрофаниева монастыря, заживо зарытых в землю. Мать умоляла его бежать, однако архимандрит Серафим всегда и во всем искал волю Божию и обратился к прозорливому старцу иеросхимонаху Аарону, который подвизался в Воронежском Задонском монастыре. Из его слов он понял, что промыслом Божьим предстоит ему попасть в «хорошую сторонушку». Накануне вступления Красной Армии в Воронеж архимандрит Серафим вместе со своим братом иеромонахом Сергием покидает город. На прощание мать благословила его образом Пресвятой Богородицы со словами: «Поручаю тебя Покрову Божьей Матери». Больше они не виделись, а материнское благословение хранило его всю жизнь.

В 1919 году архимандрит Серафим получил назначение на должность ректора Екатеринославской духовной семинарии, однако город был занят отрядами Махно, и он был назначен в еще свободный от красных Симферополь в качестве ректора Таврической духовной семинарии. 1/14 октября 1920 года, в праздник Покрова Божией Матери, в кафедральном соборе Симферополя архимандрит Серафим был рукоположен во епископа Лубенского. В конце октября, когда большевики ворвались в Крым, владыка попросил у архиепископа Таврического Димитрия благословения остаться в России. Архиепископ колебался и решил прибегнуть к жребию: «Если с Вами случится что-то плохое, я буду страдать, что дал свое благословение». После молитвы перед чудотворной иконой Божией Матери Курско-Коренной «Знамение» он вытащил листок с надписью «уезжать». 1/14 ноября 1920 года на пароходе «Херсонес» владыка Серафим вместе со своим братом отплыл из Севастополя в Константинополь. «Владыка, благословите Россию!» — вдруг обратился к нему кто-то. Он навсегда запомнил, как поднял руки и медленно, торжественно благословил отдалявшуюся родную землю.

После недолгого пребывания в Константинополе распоряжением Вселенской Патриархии владыка был назначен преподавателем догматики в Высшей Духовной школе на острове Халки, где читал лекции на греческом языке. «Вот и попали мы, Ваше Преосвященство, в хорошую сторонушку!», — сказал владыке близкий ему священнослужитель. «Постой, здесь же турки, мусульмане, какая же это хорошая сторонушка! — возразил владыка.- Погоди, даст Бог, увидим еще хорошую сторонушку!». И вскоре он действительно ее увидел! По ходатайству прихожан Свято-Николаевского храма в Софии, среди которых было много военных эмигрантов, знавших владыку по Константинополю, в мае 1921 года решением Высшего Церковного Управления за границей епископ Серафим был определен настоятелем храма св. Николая при русском посольстве в Софии и русского монастыря св. благоверного князя Александра Невского в Ямболе на место архимандрита Тихона, получившего назначение в Берлин.

Видео (кликните для воспроизведения).

6/19 мая 1921 года владыка Серафим вместе с братом прибыл в Болгарию. До конца своих дней ему предстояло жить в православной стране, которой правил царь Борис, крестник последнего российского императора, среди добросердечного народа, любившего русских только за то, что они русские, храня признательность к своим братьям-освободителям, любовь к русской культуре и русскому просвещению. И хотя отношение официальных властей к русским беженцам никогда не было последовательным и однозначным из-за сложной внутриполитической ситуации и хитросплетений международной политики, народ принял русских очень доброжелательно, с сочувствием и любовью.

Владыка очень почитал болгарского святого Иоанна Рильского Чудотворца, называл его «славой и красотой Болгарской Церкви». Поскольку акафиста св. Иоанну Рильскому не существовало, владыка Серафим сам написал его, создав великолепный образец гимнографической литературы, который получил широкое распространение среди верующих. Когда служил владыка Серафим, богомольцы, по словам современников, ощущали присутствие в храме необыкновенной силы Божественной Благодати. Одна из его духовных дочерей вспоминала: «Когда владыка входил в алтарь, то он всех собирал и поднимал к Богу». А одна маленькая девочка однажды во время богослужения воскликнула: «Владыка, Вы пахнете раем!». Владыка Серафим горячо молился за Россию и многострадальный русский народ: «О страждующей стране Российстей и о спасении ея от лютых безбожник,…неверных к правоверию и благочестию обрати, верных же во еже уклонитися от зла и творити благое,…но и отступившим от Тебя и Тебе неищущим явлен буди, да ни единому от них погибнути, но всем им спастися и в разум истины приити…».

Высоко оценивая епископское служение владыки Серафима, в конце августа 1934 года решением архиерейского Собора Русской Православной Зарубежной церкви епископ Серафим был возведен в сан архиепископа. В своем слове к собравшимся первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Антоний сказал: «Преосвященного Серафима нельзя поставить рядом с другими архиереями. Он трудится больше всех нас Он истинно православный архиерей, который ставит Священное Писание выше своей карьеры».

Его жизненный путь, пролегавший через десятилетия трагического ХХ века, подвижничество, богословские воззрения, примеры предстательства пред Господом составляют содержание этой книги.

«Господь близко, если позовешь Его, Он сразу откликнется». Эти слова принадлежат архиепископу Серафиму (Соболеву) – замечательному иерарху Русской Православной Церкви, для которого живое богообщение было высшим смыслом и центром всей жизни. Архипастырь прославился не только силой своих молитв, но и трудами в защиту Православия. Его жизненный путь, пролегавший через десятилетия трагического ХХ века, подвижничество, богословские воззрения, примеры предстательства пред Господом составляют содержание книги, недавно вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Предлагаем вниманию наших читателей краткие духовные поучения святителя, собранные его духовными чадами.

А.А. Кострюков. Пламень огненный. Жизнь и наследие архиепископа Серафима (Соболева). – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. – 336 с.: ил. Любовь к Богу состоит в соблюдении Его заповедей.

В брате своем нужно видеть Ангела, а на грех его смотреть как на болезнь. Нужно отделять человека от его грехов. Грех должно нам ненавидеть, а человека – любить и жалеть.

Владыка Серафим говорил о себе: «Ничто так меня не огорчает, как огорчительные слова, сказанные ближним, пусть даже по необходимости».

Стараюсь почти не думать о себе. Старайся и ты. Настоящую любовь приобретешь тогда, когда отбросишь себялюбие.

Выслушивай людей, а о себе (своих болезнях и скорбях) не говори!

Послушание есть истинная любовь. Послушание – источник жизни и блаженства, а непослушание – источник смерти и несчастья. Подлинное послушание делает послушника подобным неопалимой купине. Послушание в огне не горит, в воде не тонет и поднимает от земли к небу. А непослушание в воде тонет, в огне горит и от земли переносит в ад. Послушание есть рай, а непослушание – ад. За послушание Бог посылает пребольшую радость.

Послушание есть любовь, а непослушание – нелюбовь, попрание любви. Никогда не отказывайся от послушания.

В непослушании кроется гордость. В смирении кроется любовь. В гордости нет любви. Все твои несчастья идут от твоей гордости.

Ничто не может помочь нам спастись, кроме смирения. Мы смиряемся перед своими ближними, когда не осуждаем их. Готовься к монашеству кротостью и смирением.

Три основы монашества: воздержание, смирение и послушание.

Имей смирение. Тогда научишься всему доброму. Чем ты смиреннее, тем ближе будешь к Богу. Прошу тебя, радость моя, побыстрее обрети смирение.

Будь смиренна, и все остальное тебе приложится. Смирение означает всегда считать себя ничтожной.

Избегай тщеславия. Только через смирение можешь стать настоящим монахом. Если тебе в голову приходят тщеславные мысли, нужно говорить: Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу ( Пс 113, 9 ).

Только смиренный может быть настоящим монахом.

Помни слова: Положи, Господи, хранение устом моим ( Пс 140, 3 )! Не поучай, если тебя не спрашивают!

Смиряйся и помни слова Господа: А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим ( Ис 66, 2 ).

Как обрести смирение? – Молчанием. Молчи! Будь глупой! Пусть все считают тебя глупой! Молчание – первое средство для обретения смирения и любви. Молчанием спасешься.

Чтобы обрести смирение, молчи, когда тебя ругают, когда на тебя сердятся, и молись про себя молитвой «Богородице Дево».

Когда тебя обидят, непременно промолчи, и обретешь смирение. Нужно, однако, молчать не только устами, но и сердцем. Против гордости, как и против осуждения, можем бороться молчанием.

Будь смиренна. Тогда пребудешь в истине и в Христовом мире. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам ( Ин 14, 27 ). Господь затем пришел на землю – дать нам Свой мир – все Свое сокровище.

Да смиримся под крепкой Божией десницей, и Господь не замедлит порадовать нас. Самое главное для спасения – кротость и смирение.

На вопрос: что такое кротость? – владыка Серафим ответил: «Когда кто-то тебя ругает, всегда обвинять себя и не сердиться. Без скорбей не можем спастись».

Каждый человек – кузнец своего счастья, и от самого человека зависит, спасется ли он. Без добровольных усилий своей воли человек не может войти в рай.

Всегда все делай по совести!

Старайся ни на кого не обижаться. Никогда не сердись. Никогда не настаивай. Когда что-то делают не по-твоему, говори: «Слава Богу! Слава Богу!» Нужно обуздывать себя.

Все беды и несчастья посылаются нам из-за того, что не имеем смирения. Нужно жить как повелевает Бог, а не как нам хочется. Ничего не делается без воли Божией. В нашей жизни нет ничего случайного. Молю Господа, чтобы Его воля всегда была на мне.

В скорби прочти три зачала Евангелия.

Человек, который стремится к монашеству, ни о чем не должен тревожиться, а возлагать всю свою надежду на Бога.

На мои слова, что Господь меня оставил, владыка Серафим ответил: «Эти слова у тебя от дьявола. Господь не может тебя оставить. Он милостив. Ты даже не можешь представить себе Божие милосердие. Потому и всех Божиих угодников отличало милосердие».

Если на тебя найдет уныние, читай жития святых. Старайся прочитать хотя бы несколько строк из них. Для души они словно благодатный дождь, который освежает, ободряет и радует.

Тебе тяжело, но подумай, каково было Спасителю на кресте. Конец близок, жизнь проходит быстро. На земле мы гости, перелетные птицы.

Всегда помни слова: «Люта зима, но рай сладок».

Крутой и тернистый путь ведет в Царство Небесное. Каков твой путь? Борьба до крови против плотской страсти и себялюбия. Себялюбие – почва, на которой растут страсти, пустота жизни и печаль.

Ненависть ко греху есть начало духовного возрождения.

Нет ничего хуже греха дерзкого (то есть когда грешим сознательно).

Владыка Серафим говорил: «Духовная философия – трудная наука: нужно десять лет читать жития и бороться со своими страстями».

Себялюбие приносит печаль и лечится молчанием.

С себялюбием борись молчанием. Через тщеславие дьявол наиболее часто губит людей. В земных удовольствиях скрыта отрава погибели.

Подшучивать, шутить – в этом проявление тонкого тщеславия!

На вопрос: как бороться с чревоугодием? – владыка ответил: «Воздержанием».

Никогда не завидуй. Это тяжкий грех.

По улице иди с опущенными глазами.

Господь особенно ценит девство и любит монахов. Сначала очень трудно, нужно постоянно понуждать себя, но в конце исполняются слова Спасителя: Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко ( Мф 11, 30 ).

Бесстрастие – это победа над страстями. От него в душе наступает полный мир – Царство Божие еще на земле.

Господь близко, если позовешь Его – сразу откликнется!

Молись как можно проще. Например: «Господи, помилуй!» А когда обращаешься к Божией Матери, говори: «Матушка, Царица Небесная!»

Молитва спасает от всех бед.

Когда на тебя находит уныние, хорошо читать прощальную беседу Спасителя с учениками (см.: Ин 13–17 гл.) или Псалтирь.

О силе псалмов владыка Серафим говорил: «Саул утешался Давидовыми псалмами, когда его охватывала сильная печаль. Святой Тихон Задонский, которому Господь послал тяжкое испытание – уныние и печаль, тоже всегда читал Псалтирь».

Если тебе трудно молиться и твое сердце окаменело, нужно прежде всего произнести молитву «Богородице Дево», и тогда тебе станет легче.

В течение дня постоянно повторяй «Богородице Дево», и, если всегда будешь так делать, Матерь Божия будет тебя любить.

Когда молишься Пресвятой Богородице, называй Ее Девой. Это особенно ненавистно бесам.

Духовное чадо владыки Серафима поделился с ним, что ему трудно удерживать внимание на словах молитвы. Владыка сказал ему: «Именно в этом все и состоит – чтобы постоянно понуждать себя ко вниманию, постоянно возвращать свой ум в сердце, потому что только так обретается настоящая молитва».

На вопрос: как научиться сердечной молитве? – владыка Серафим сказал: «В Иисусовой молитве нужно сосредоточиваться в сердце на слове “Господи”. Как струна издает звук, когда ее тронут, так и в сердце появится любовь, умиление и слезы, когда сосредоточишься в нем на слове “Господи”».

Читай жития святых. В них найдешь всё, они всему тебя научат. Сравнивай себя не со своими ближними, а со святыми – такое сравнение открывает нам, насколько мы грешны.

Самая высокая степень прелести – молиться напоказ. Поступай как юродивый Васенька, которого я как-то посетил. Он молился непрестанно, но когда слышал, что приближается кто-то из монахинь, сразу же ложился и начинал храпеть. Так нужно поступать.

О молитве владыка Серафим говорил и так: «Ни одна наша молитвенная слеза не напрасна».

Если хочешь, чтобы Господь смилостивился над тобой, всегда кайся, будь милостив к страждущим, утешай их. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут ( Мф 5, 7 ).

Нужно всегда каяться в своих грехах. Особенно важно каждый вечер, перед сном, покаяться перед Богом в грехах, которые мы совершили в течение дня.

Если бы дьявол покаялся, Господь бы его простил. Это написано в житии преподобного Антония Великого.

Самоукорение – начало спасения, а самооправдание для человека – погибель.

На вопрос: как каяться? – владыка Серафим ответил: «Говори: “Боже, милостив буди мне грешной!”» – и потом добавил, что отец Амвросий Оптинский, когда его спросили: как молиться? – ответил: «Сначала я читал много молитв, а теперь повторяю только молитву мытаря».

Научить тебя покаянию зависит не только от меня, а более всего от тебя самой. Покаяние в основе своей – смирение. А ты сама должна смириться. Тогда смирение научит тебя истинному покаянию.

Владыка Серафим часто напоминал русскую поговорку: «Не ищи в селе, а ищи в себе». Это означает не искать вину в других, а в себе. «Сама себя обвиняй во всем», – добавлял он.

Будь простой как ребенок, доверчивой как голубь и мудрой как змея.

Помни Христовы слова: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное ( Мф 18, 3 ). Это тебе главное правило: будь простым во всех своих мыслях, чувствах, словах, поведении, в своих отношениях с людьми. Быть простым означает ни в чем не допускать искусственности, держаться перед людьми, как перед Богом. Стать простым означает перемену, перемену жизни, означает такую перемену, которая совершается десницей Всевышнего ( Пс 76, 11 – сия измена десницы Вышняго). Тогда не погибнешь, потому что простота есть смирение. А на смирении людей Бог почивает Своей благодатью как на престоле.

Свято и неукоснительно храните нашу православную веру как в ее канонах, так и в ее догматах. Приспосабливайте не веру к своей жизни, а свою жизнь – к вере. От истинно православной веры черпайте все свое счастье. Тогда вы будете истинными сынами Православной Церкви и Господь изольет на вас еще здесь Свои несказанные милости.

Кто-то может сказать: «Зачем нужно хранить веру во Христа и стремиться к обретению других христианских добродетелей? Не достаточно ли иметь только любовь, чтобы удостоиться вечного спасения?» Такие вопросы возникают только у тех, кто не имеет никакого понятия о христианской духовной жизни. Можно ли взобраться на гору не проходя через ее подножье? Разумеется, нельзя. Точно так же нельзя без основы всех христианских добродетелей, то есть без искренней веры в Христа, достичь их вершины – любви.

Давайте будем помнить, возлюбленные во Христе чада мои, что без веры угодить Богу невозможно ( Евр 11, 6 ), что без православной веры нет благодати, нет и истинной любви к ближним, а есть только гибельный эгоизм или только пустые слова о любви, как у еретиков и сектантов. Поэтому давайте полагать усилия, чтобы свято и неукоснительно хранить православную веру, а вместе с ней всегда иметь и благодатную, истинную любовь к ближнему.

Святитель Серафим соболев молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here