Толкование молитвы благослови душе моя Господа

Самое детальное описание: толкование молитвы благослови душе моя господа специально для посетителей нашего ресурса.

1 Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его.

2 Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.

3 Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; 4 избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; 5 насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя.

6 Господь творит правду и суд всем обиженным.

7 Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым — дела Свои.

8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: 9 не до конца гневается, и не вовек негодует.

10 Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: 11 ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его; 12 как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; 13 как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.

14 Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть.

15 Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет.

16 Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.

17 Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, 18 и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.

19 Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает.

20 Благословите Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его; 21 благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его; 22 благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!

Ст. 1, 4 Хвали душе моя Господа: восхвалю Господа в живота моем. В той день погибнуть вся помышления его, то есть, во время смерти разглашено будет все, о чем помышлял он, и ничто не скроется, о чем ни мечтал н а земле.

Толкование на псалмы.

Ст. 1-2 Хвали, душе моя, Господа: восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь

Пророк начинает этот псалом тем, чем кончил предыдущий, – хвалою и славословием. Это не мало способствует очищению души. «Хвалою» же, как я неоднократно говорил, он называет прославление посредством дел, как и Христос говорит: «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16); также и Павел: «прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших» (1Кор.6:20). И как в предыду­щем псалме пророк говорил: «всякий день буду благословлять Тебя» (Пс.144:2), так и здесь: «буду петь Богу моему, пока существую».

Беседы на псалмы. На псалом 145.

Почему он оставил тело? Почему не говорит ничего телу? Не разделяет ли он живое существо на две части? Нет; но он наперед побуждает рас­порядительницу. А что он не отделял тела от души, послу­шай, как он говорит в другом месте: «Боже, Боже мой, к Тебе с утра обращаюсь, возжаждала Тебе душа моя, и сколь сильно плоть моя (стремилась) к Тебе, в земли пустой, и непроходимой, и безводной!» (Пс.62:2). Но, скажешь, покажи мне, где он призывал и тело к песнопению. Так, он говорит: «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его!» (Пс.102:1). Видишь ли, как и тело участвует в стройном пе­нии? Что значит: «и вся внутренность моя – святое имя Его!»? Нервы, го­ворит, кости, вены, артерии и все внутренности.

Беседа в Великую Седмицу.

«Аллилуия». В иных списках приложено: «Аггея и Захарии». Но сего не нашел я ни в еврейском тексте, ни у других переводчиков, ни у Седмидесяти в екзаплах. Повелевает же и сей псалом песнословить Бога всяческих; сие дает видеть и надписание; потому что «Аллилуия», как говорили мы неоднократно, толкуется: хвалите Бога.

«Хвали душе моя Господа». Благодать Духа всем нам повелевает возбуждать себя самих к славословию Божию.

Хвали, душе моя, Господа.

Это сходно с словами: благослови, душа моя, Господа (Псал. 102, 103,1).

Слова Златословесного: Чем кончил пророк, тем начинает снова: кончил в предыдущем псалме хвалою, сказав: хвалу Господню произнесут уста мои, и здесь опять начинает: хвали, душа моя, Господа. Ибо не мало служить к очищению души сиe, т. е. хвала Богу. А хвалою называет ту, которая составляется из дел, что и Христос сказал: так да светить свет ваш, чтобы видели ваши добрые дела, и прославили Отца вашего, который на небесах; и Павел также: прославьте Бога телом вашим и духом вашим. И далее говорит: но посмотрим, что значит: хвали, душа моя, Господа. сии слова и мы поем с Давидом ныне, ибо хотя он и не находится здесь телом, но находится духом; поелику праведники находятся с нами и поют вместе… Если тот, кто поставив пред собою образ отрока, или друга, воображает, что сам отсутствующий находится при нем, представляя себе его в сем бездушном изображении, то гораздо более мы пользуемся присутствием при нас святых чрез посредство Божественных Писаний, в которых мы имеем не изображения тел их, но душ. Ибо что сказано ими, то составляет образ душ их (Слово на великую седмицу том 5 издания).

Вся последующая группа псалмов, начиная с 145 и кончая 150, хвалебные, аллилуйные, посвященные Господу за дарованные Им милости еврейскому народу. Все они тесно примыкают друг к другу и взаимно дополняют себя. Так 145 Пс говорит о возвращении евреев из плена (7 ст.), 146, 147 — о восстановлении и укреплении Иерусалима (CXLVI:2; CXLVII:2-3), 149 — о восстановлении еврейской национальности, почему приглашаются все народы, вся природа и все иудеи к возможно торжественному прославлению великих Его дел (149-150 Пс). Написание этих псалмов нужно относить ко времени окончания евреями построения второго храма и Иерусалима, когда они, сознавая ясно все великое значение совершившегося с ними, были преисполнены самых лучших надежд на свою будущую жизнь под сенью Бога и когда среди них, верующих в сказания пророков о счастливой жизни после плена, могли зародиться мысли и об отмщении вcем языческим народам. Эта месть была бы осуществлением над ними Божественной кары.

Хвали, душе моя, Господа:

Буду всю жизнь восхвалять Господа. Не надейтесь на человека, жизнь которого кратковременна, а силы слабы, а надейтесь на Господа, всемогущего Творца всего существующего, милостивого к человеку слабому и вечного, Сион, твоего царя

1 Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его.

1 Благословляй, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – имя святое Его.

2 Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его,

2 Благословляй, душа моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его:

3 очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя,

3 Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои,

4 избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами,

4 избавляет от погибели жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами,

5 исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя.

5 исполняет благами желание твое, – обновится, как у орла, юность твоя.

6 Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым.

6 Творит милость Господь и суд всем обиженным.

7 Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя:

7 Он открыл пути Свои Моисею, сынам Израилевым – желания Свои.

8 Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив.

8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив,

9 Не до конца прогневается, ниже во век враждует,

9 не до конца прогневается и не навек негодует.

10 не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашым воздал есть нам.

10 Не по беззакониям нашим Он соделал нам, и не по грехам нашим воздал нам,

11 Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его.

11 ибо, по высоте неба от земли, утвердил Господь милость Свою к боящимся Его;

12 Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша.

12 на сколько отстоит восток от запада, удалил Он от нас беззакония наши.

13 Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его.

13 Как милует отец сынов, помиловал Господь боящихся Его,

14 Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы.

14 ибо Он знает состав наш, помнит, что мы – прах.

15 Человек, яко трава дние eго, яко цвет сельный, тако оцветет,

15 Человек – как трава дни его, как цвет полевой, так отцветёт,

16 яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего.

16 ибо дыхание прекратилось в нем – и не будет его, и не узнает он более места своего.

17 Милость же Господня от века и до века на боящихся Его,

17 Милость же Господня – от века и до века на боящихся Его,

18 и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я.

18 и правда Его – на сынах сынов хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.

19 Господь на Небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает.

19 Господь на небе уготовал престол Свой, и Царство Его всем владеет.

20 Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его.

20 Благословляйте Господа, все Ангелы Его, сильные мощью, исполняющие слово Его, как только услышат глас слов Его.

21 Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его.

21 Благословляйте Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его.

22 Благословите Господа вся дела Его, на всяком месте владычества Его, благослови, душе моя, Господа.

22 Благословляйте Господа, все творения Его, на всяком месте владычества Его. Благословляй, душа моя, Господа!

Среди хвалебных псалмов Давида особенно выделяется номер 33, который был написан царем во время гонений на него Саула и в момент его избавления от другого не менее жестокого царя Авимилеха. Псалом выражает надежду помазанника Божьего на то, что Господь избавляет от зла и всегда защищает, какие бы трудности и опасности ни были на пути человека.

После помазания Давида на царство пророком Самуилом, бывший пастух стал служить при царском дворе, ведь он избавил хитростью Израиль от Голиафа. Но царь Саул завидовал Давиду и начал его преследовать, несмотря на то, что он был его зятем. Несколько лет повел Давид в скитаниях, стараясь спрятаться и уберечь свою жизнь, ведь Саул преследовал его и хотел убить.

Будущий царь спрятался от гонений в земле филистимлян, но народ той земли помнил поражения своего героя и схватил беглеца, чтобы представить его перед своим царем Авимилехом.

Давид понимал, что царь не помилует его, поэтому решил притвориться безумцем и начал падать перед троном, ползать по земле и пускать пену изо рта. Царь не поверил своим слугам, что этот безумец и есть тот герой, который сразил самого Голиафа и выгнал прочь их вместе с Давидом.

На заметку! Получив неожиданное спасение, Давид от сердца написал Господу благодарственную песнь, излагая в ней все чаяния и надежды, а также благодаря Всевышнего за избавление и сохранение его жизни.

Сегодня можно прочитать псалом на старославянском и русском языках. Если поискать, можно даже найти новый перевод, который относится к сегодняшней современности. Но какой бы перевод христианин ни читал, смысл песни не меняется.

1. Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился.

2. Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих.

3. Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся.

4. Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе.

5. Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.

6. Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся.

7. Сей нищий воззвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его.

8. Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их.

9. Вкусите и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!

10. Бойтесь Господа, святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его.

11. Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе.

12. Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас.

13. Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?

14. Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.

15. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.

16. Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их.

17. Но лицо Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.

18. Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их.

19. Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет.

20. Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.

21. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится.

22. Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут.

23. Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.

Читайте также другие интересные статьи:

Следует растолковать псалом по стихам, чтобы лучше осмыслить его:

Царь Давид — это уникальная личность в Библии, несмотря на то что падал перед Господом неоднократно, неправильно поступал, грешил при этом никогда не переставал верить в Него и уповать. Псалом 103 — это яркий пример царя-помазанника, который прославляет своего Творца и не устает петь Ему хвалебные гимны.

К сожалению, информации об истории написания данного текста не сохранилось, хотя исходя из его хвалебной темы, он мог быть написан после очередной победы Божьего помазанника или его избавления рукой Творца от испытаний и трудностей. Еврейский вариант Писания не содержит никакой подписи, но начинается так же, как и 102 псалом: «Благослови, душа моя, Господа».

А вот греческий вариант Псалтири имеет надписание в 103 песни, где указывается авторство Давида, а вот славянский перевод не только содержит информацию об авторстве, но и краткое описание текста: «Псалом Давиду, о мирстем бытии» (или «Псалом Давида, о сотворении мира»).

Главная идея песни — прославление Господа Бога за все Его дела, за чудно созданную землю. Акцент текста — сотворение мира за 6 дней, поэтому псалом 103 содержит много отсылок к первым главам книги Бытие.

Текст также имеет свои особенности:

  • впервые за весь Псалтирь используется слово «аллилуйя»;
  • он начинается и заканчивается одинаковой фразой-благословением Творца;
  • использовано множество эпитетов, которые указывают на особую торжественность текста;

Важно! Поэтическая песнь царя Давида звучит в христианских собраниях на протяжении многих веков. Псалом читают, им молятся, его поют, на основе его строк сочиняют христианские гимны.

Как уже было сказано выше, псалом является благословляющей песней к Творцу, в тексте воспеваются деяния Всевышнего, Его мудрость и величие. Каждый стих в тексте — хвалит Бога:

Данный псалом является уникальным по силе его языка, точности, ярких выражений и рельефности речи.

В православном богослужении данный псалом читают вначале суточного круга церковных богослужений. Православная церковь поет этот гимн во время великой вечерни на церковном наречии:

Статьи о православном богослужении:

Любой христианин помимо чтения и пения гимна в храме, может читать его дома на привычном современном русском языке:

1 Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием;

2 Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер;

3 устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.

4 Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий.

5 Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки.

6 Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды.

7 От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят;

8 восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них.

9 Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю.

10 Ты послал источники в долины: между горами текут [воды],

11 поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою.

12 При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос.

13 Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля.

14 Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу,

15 и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека.

16 Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил;

17 на них гнездятся птицы: ели — жилище аисту,

18 высокие горы — сернам; каменные утесы — убежище зайцам.

Видео (кликните для воспроизведения).

19 Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад.

20 Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери;

21 львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.

22 Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища;

23 выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера.

24 Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих.

25 Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими;

26 там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем.

27 Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время.

28 Даешь им — принимают, отверзаешь руку Твою — насыщаются благом;

29 скроешь лице Твое — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются;

30 пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли.

31 Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!

32 Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся.

33 Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь.

34 Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе.

35 Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!

Совершенно неважно на каком языке читается псалом, главное — попытаться испытать то величие и радость, которую испытывал Давид, сочиняя этот текст и восхищаясь Невероятным Великим Господом.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Точного периода написания царем Давидом псалма «Благослови душе моя Господа» неизвестно, но предполагается, что он писал текст в спокойного для себя время. Тексты 102 и 103 являются неразделимыми, потому что служат дополнением друг друга.

Большинство текстов составлено царем Давидом, а небольшая часть последователями Асафом, Соломон сыном Давида, Моисей и другими. Царь Давид был грешным как все люди на земле, он возжелал жену своего подданного, о чем раскаивался в пятидесятом псалме. Наверно именно поэтому осознание греховности своих поступков явилось причиной написания 102 текста и его прекрасного музыкального исполнения.

Псалтырь включает сто пятьдесят текстов и в середине девятого века братьями Кириллом и Мефодием был переведен на старославянский язык. Устав православной церкви указывает деление псалтыря на двадцать разделов, которые называются кафизмами.

Считается, что пение псалма озаряет любовью, укрепляет дух, влияет на судьбу, помогает решить жизненные вопросы. Мелодичное исполнение с напевностью успокаивает души и дает умиротворение.

Текст 102 Псалтыря знает каждый православный верующий, он поется по воскресениям в начале утренней службы в церкви. Песнопение псалма праздничное и торжественное. Царь Давид призывает всех живущих на земле и на небе хвалить Бога, помня о его вечности и о быстротечности земной жизни. Читать псалом Давида «Благослови душа моя Господа» следует людям, страдающим любыми заболеваниями, особенно женщинам при гинекологических болезнях, а также для славного и богатого родового древа.

Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

В тексте акцентируется внимание на воздаяния Бога:

  • очищение грехов;
  • врачевание немощи;
  • избавление жизни от тления;
  • о человеколюбие и щедрости Господа;
  • в каждом человеке имеется частица Бога.

Автор также указывает на воскресение после смерти и приводит сравнение с высокопарной и царственной птицей орлом, который, не закрывая глаз, может смотреть на солнечное сияние. Также сравнивает человека с травой и цветом, который отцветет, а дух остается. Бог милостив, утверждает Давид, хотя Адам и Ева разгневали его, но конца он не распространяет свою силу, потому что понимает, что человечество его творение. Верующий народ и посвятивший себя песнопению будет в одинаковом положении с ангелами, служение которых Господу состоит в восхвалении.

Главное качество Бога это любовь, он любит всех людей независимо от расы, вероисповедания и положения. Важно осознать греховность и бедность, молиться со смирением и верой просить помощи у Господа. Очистить мысли от негативных эмоций и простить всех. Чтение священного текста пошлет умиротворение и душевный покой.

Псалом можно исполняют в церкви и дома. Необходимо читать Псалтырь при зажжённой лампадке. Если нет такой возможности, то можно не соблюдать это правило. Единственное требование это читать вдумчиво и внимательно, правильно делать ударение на старославянских словах. Сам псалом можно читать сидя, а при произношении Славы подниматься. В чтении священных текстов не следует забывать о благодарственном псалме 149.

Текст псалма 102 «Благослови душе моя Господа»:

В этом видео Вы услышите церковное пение 102 главы Псалтыри:

Эти псалмы, равно как 18 и 19, 69 и 70 и др. называются парными, так как при принадлежности их одному писателю они отличаются и одинаковостью содержания, взаимно дополняя друг друга.

Псалом 102 принадлежит Давиду, как видно из надписания еврейской, греческой и латинской Библий и говорит о Промысле Божием в жизни человека и мире нравственном, 103-й же псалом – о промысле в мире физическом. Поэтому оба псалма, отличающиеся единством содержания и способа изложения мыслей, принадлежат одному писателю Давиду, хотя имя его и не поставлено над Пс.103 в еврейской Библии, но есть в Вульгате и у LXX.

Когда написаны эти псалмы, указать с точностью невозможно. Нужно предполагать, что в более покойное, мирное время своего царствования, когда Давид мог отдаться созерцанию человеческой жизни и жизни природы, что могло быть в последние годы его жизни и правления.

Благословляй, душа моя, Господа, очищающего твои духовные недуги и осыпающего тебя внешними благами (1–5). Господь милостив: Он защищает обиженных, не гневается до конца и не воздает нам по всей заслуженной нами строгости (6–10). Его милость к нам – непомерна: Он, как отец, снисходит к нам, слабым и бессильным (11–16). Милости Его вечны к боящимся Его (17–18). Да благословят Его, Царя всего мира, все Ангелы, все твари во всех местах земли (19–22).

Пс.102:1 . Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его.

Пс.102:2 . Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.

Пс.102:3 . Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;

Пс.102:4 . избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами;

Пс.102:5 . насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя.

Давид побуждает себя к достойному восхвалению Господа. – «Внутренность моя» – все мое существо. Благодеяния Божии к человеку велики и многообразны: Он очищает беззакония (грехи) человека, исцеляет его от духовных болезней ( «недуги» ), чем спасает от временной и вечной гибели ( «от могилы» ), награждает человека духовными и материальными благами, всякое доброе желание Он исполняет и, как у орла, который по древним воззрениям через каждые 10 лет совершенно обновлялся и делался юным, сохраняет и поддерживает в человеке духовную бодрость и физическую крепость. Вероятно, в последнем выражении Давид имел в виду примеры долголетия патриархов, отличавшихся бодростью духовной и физической крепостью до глубокой старости.

Пс.102:6 . Господь творит правду и суд всем обиженным.

Пс.102:7 . Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым – дела Свои.

Свои блага Господь изливает на всех людей, всем обиженным Он дает защиту ( «правду и суд» ). Данный Им закон через Моисея, где Он указал, как нужно жить еврею и с чем согласовать свою волю ( «пути» ), равно также совершенные тогда чудеса, есть выражение любви и заботливости Бога о человеке. Этим законом Он оградил слабых от самоуправства и безграничного произвола сильных, а своей чудесной помощью поддерживал и питал привязанность к Себе.

Пс.102:8 . Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:

Пс.102:9 . не до конца гневается, и не вовек негодует.

Пс.102:10 . Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам:

Пс.102:11 . ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его;

Пс.102:12 . как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши;

Пс.102:13 . как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.

Господь щедр, долготерпелив и многомилостив. Его гнев никогда не бывает вечным по отношению к виновному человеку, наоборот, посылаемые Им наказания всегда слабее вызвавшего их проступка. Как велико расстояние между небом и землею, так обильны благодеяния Божии над благоговеющими пред Ним, и как далек Восток от Запада, так далеко от Бога наказание человека за каждый его грех, или – так глубоко прощает, не вменяет человеку Бог многих его недостатков. Поэтому отношение Бога к человеку можно назвать отношениями отца к своим детям.

Пс.102:14 . Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы – персть.

Пс.102:15 . Дни человека – как трава; как цвет полевой, так он цветет.

Пс.102:16 . Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.

Пс.102:17 . Милость же Господня от века и до века к боящимся Его,

Пс.102:18 . и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.

Пс.102:19 . Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает.

Человек слаб и беспомощен по самой своей природе: его можно сравнить с однодневным цветком, к вечеру уже иссыхающим. Небольшое дуновение, ветер ( «пройдет. ветер» ) – и он гибнет. Человек быстро бы погибал, если бы его не поддерживал Бог, милость Которого к человеку вечна и неизменна. Помощь от Него – несокрушимая поддержка, так как Он – Царь всего мира – Царь и над небом и над всем существующим на земле.

Пс.102:20 . Благословите Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его;

Пс.102:21 . благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его;

Пс.102:22 . благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!

Такого царя должны прославлять и ангелы, более человека «крепкие силою» в слушании и исполнении Его воли; они лучше человека знают Бога, так как через них, как ближайших своих слуг, Он проявляет свою силу в мире. «Крепкие силою» , «воинства Его» , «служители Его» – Ангелы Божии. Может быть, что разные наименовании их указывают на разные степени и виды их служения, на деление их на несколько чинов, представление о которых было не чуждо верованию евреев. Этого царя и должен восхвалять весь мир, все творение.

Изображение милостивого отношения Бога к человеку отличается здесь необыкновенной трогательностью.

Псалом 102 был написан царем Давидом как свидетельство о той жизни, которую дает Господь своему ребенку на земле. Речь в нем идет о положении христиан в земной жизни, тогда как парный с ним 103-й псалом больше сосредоточен на жизни духовной.

Псалмы 102 и 103, 18 и 19, 69 и 70 и прочие являются парными, содержание и смысл их перекликается, при этом они имеют одного автора и дополняют друг друга.

Псалом 102 был написан Давидом, об этом свидетельствует надписание, которое прописано в любом переводе Библии (иврит, греческий, славянский). Время написания и исторический контекст установить сложно, поскольку в самом тексте песни об этом нет информации.

Предположительно, это было во время мирного правления царя, которое выпадало крайне редко, и в его спокойном состоянии-размышлении о величие Творца. Есть ряд песен, которые были написаны с такими же размышлениями, что говорит о продолжительности мирного периода в Израиле. Возможно, это было в конце правления Давида.

На заметку! В тексте псалма раскрывается описание физического мира, в котором живет христианин.

Торжественный и хвалебный тон псалма задает соответствующее настроение при его прочтении — человек начинает хвалить Небесного Отца за все, что Он создал, за Его милость и любовь к человечеству.

Каждый стих песни наполнен хвалой:

Церковно-славянский вариант псалма обязательно читается в ходе вечерней службы в субботу (утренняя воскресная).

Песнь читается торжественно и празднично, чтобы люди могли прочувствовать настроения и выразить благодарность Господу в молитве за все, что Он сотворил. Иначе читать хвалебный псалом просто нельзя.

Но многим прихожанам выражения могут быть непонятны и сложно различимы на слух в силу специфики языка. Для этого можно с собой брать Псалтирь на русском языке и следить по тексту или перечитывать псалом дома:

1 Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его.

2 Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.

3 Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;

4 избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами;

5 насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя.

6 Господь творит правду и суд всем обиженным.

7 Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым — дела Свои.

8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:

9 не до конца гневается, и не вовек негодует.

10 Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам:

11 ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его;

12 как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши;

13 как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.

14 Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть.

15 Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет.

16 Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.

17 Милость же Господня от века и до века к боящимся Его,

18 и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.

19 Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает.

20 Благословите Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь

21 благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его;

22 благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!

Доступный перевод позволяет человеку лучше понять смысл текста и прочувствовать настроение. Это помогает при молитве, когда человек использует слова Давида для выражения похожих чувств и при изучении Священного Писания.

Читать данный текст можно во время утреннего и вечернего молитвенного правила, во время изучения Писания или при особом торжественном и благодарственном настрое сердца. Также его рекомендуют читать при особых заболеваниях:

  1. гинекологических проблемах у женщин;
  2. особых умственных расстройствах;
  3. для рождения здорового ребенка.

Важно! Данный текст создан царем для прославления Господа, поскольку Он заслуживает всей славы на этой земле.

Народ новый из язычников этим псалмом поучается песнословить Бога, великого благодетеля. Благодеяния же сии суть изглаждение греха и слава воскресение.

Пс.102:1 . Благослови душе` моя Господа.

Сам себя возбуждает к песнопению, в благословении Бога предлагая себе наилучшее средство к своему спасению. А тем, что Бог готов помиловать людей, избавив их от тления и даровав им небесное царство, прославляется правда Его на суде. Поэтому, предлагаемое песнопение приличествует всем.

И вся внутренняя моя имя святое Его .

Словом же «внутренняя» дает разуметь, что призывать Бога должны мы от всего сердца, всею крепостью и всем помышлением.

Пс.102:2 . Благослови душе` моя Господа.

Продолжает убеждать себя к песнословию, зная, что обязан воздавать этим за великие Божии благодеяния; потому что, кто памятует благодеяния Божии, тот не перестанет песнословить это.

И не забывай всех воздаяний Его ,

потому что за великие грехи, содеянные нами, воздал Он нам благостию, милостию, щедротами. И этого-то не должны мы забывать.

Пс.102:3 . Очищающего вся беззакония твоя.

Вот каковы воздаяния нам Божии: во-первых, Бог установил очищение грехов наших; во-вторых, уврачевал немощи наши; в-третьих, избавил жизнь нашу от истления, изгладив грех; в-четвертых, явив свойственное Ему человеколюбие и милость и щедроты, увенчал нас дарованием сыноположения; в-пятых, исполнил нас духовных благ, даровав нам Себя самого – истинный хлеб жизни.

Пс.102:5 . Обновится яко о́рля юность твоя ,

потому что Бог пакибытием обновляет юность нашу, как орлиную. Этим Давид указывает нам на дарование воскресения. Уподобил же обновляемых орлу, так как орел высокопарнее и царственнее всех птиц, и один может, не смежая очей, взирать на солнечное сияние.

Пс.102:6 . Творяй милостыню Господь и судьбу всем обидимым.

Сей Господь, по милости Своей даровавший нам все теперь исчисленное, есть Тот самый, Который древле судил праведный суд, избавил сынов Израиля из Египта, Моисею и всему народу дал ведение заповедей Своих.

Ибо это было причиною такого благодеяния Божия и древле и ныне, как гово­рит и Моисей: «Господь. долготерпелив, и многомилостив, и истинен. творяй милость в тысящи» ( Исх. 34, 6–7 ). Итак, силы Свои, названныя «путями» ( Пс.102:7 ), и добродетели, с каковыми править всем, «сказа. Моисеови» ( Пс.102:7 ).

Хотя и прогневался за преступление Адамово, и род наш осудил на смерть: однако же, не до конца простирает гнев Свой; потому что в последние времена воссиял Он «во отметание тления» ( Евр. 9, 26 ).

Пс.102:14 . Яко Той позна создание наше.

Ибо ущедрил как собственное Свое создание и дело рук Своих.

Пс.102:17 . Милость же Господня от века.

Это подобно сказанному: «творяй милость в тысящах» боящимся Меня ( Исх. 20, 6 ).

Пс.102:18 . И правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его.

Ибо, как святый, во Святых почивает, т. е. в ангельских силах.

Пс.102:19 . Господь на небеси уготова престол Свой.

Хотя почивает в горних духах, однако же и земное недалеко от царства Его, потому что, как Бог, властительствует Он над всем.

И царство Его всеми обладает .

Сказано же «всеми обладает» а не «царствует над всеми», потому что не все достойны Его царства. А потому, небесное царство обетовал Спаситель преуспевающим в евангельской жизни, и державствует Господь над достойными.

Пс.102:20 . Благословите Господа вси Ангели Его.

Учит этим, что народ, приступающий к вере, как посвящающий себя песно­словию, будет в одинаковом достоинстве с Ангелами. Ибо, если служение Ангелов состоит в том, чтобы хвалить и прославлять Бога; а это же самое повелевается делать душе, то есть всегда славословить; то явно, что она сподобляется и того же достоинства. Ибо у кого занятие одно, у тех одинаково и достоинство.

Пс.102:21 . Благословите Господа вся силы Его.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не Ангелы только призываются к хвалению, но и всякий другой, какой только есть, небесный чин, – престолы ли то, начальства ли, власти ли, господства ли. Все же сии чины означил нам словом: «силы» .

Толкование молитвы благослови душе моя Господа
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here