«Троица» Андрея Рублева

Самая известная и прославленная работа Андрея Рублева — икона «Святая Троица». Икона относится к местной серии Троице-Сергиева собора (в Третьяковском музее с 1929 года) — она почиталась в монастыре как чудотворная. В «Истории жизнеописаний святых» записано, что игумен Никон попросил «образ Святой Троицы в честь отца Сергия». Авторство Рублева засвидетельствовано также указом Совета ста голов в 1551 году. Там было решено, что Святая Троица должна быть написана «так, как ее писали греческие иконописцы и Андрей Рублев». Два разных мнения о датировке образа: одни ученые считают, что образ был написан для деревянной церкви Свято-Троицкого монастыря, построенной аботом Никонасом после Эгейского нашествия, и датируют образ 1412 годом — другие относят его к десятилетию 1920 года.В 16 веке император Иван IV. Васильевич сделал вклад в монастырь и украсил икону золоченой кассетной рамой с золотой короной и эмалированной чатью, которая позже была перенесена в императорскую раму.
Уважаемый Андрей Люблёв.
В страшный период войны и мести в 14 и 15 веках в России появился великий иконописец Андрей Рублев. Сохранился образ Рублева как человека доброго и скромного нрава, «полного радости и легкости». Для него была характерна большая внутренняя концентрация. Все было создано им — плод глубокой мысли. Окружающие были поражены тем, что Рублев долго и тщательно изучал работы своих предшественников как произведения искусства.
Имя Рублева упоминается в летописях в связи со строительством различных церквей, но как художник он стал известен только в начале XX века, после реставрации главной иконы, Святой Троицы, в 1904 году. Самое священное место паломничества Святой Троицы — Сергиевское аббатство, самое совершенное произведение древнерусской живописи. После очищения этого образа стало понятно, почему Стоглавый Собор решил, что этот образ должен быть написан только так, как его написал Рублев. Впоследствии поиски других его работ начал сам художник.
Андреас Рублев родился в конце 60-го года 14-го века в небольшом городке Раднез, возле лавры Троице-Сергиевой. Вероятно, в молодости Андрей был кадетом в этом монастыре и впоследствии принял сан монаха. Во время Куликовской битвы в 1380 году Рублев уже принадлежал к числу князей-ремесленников, которые переезжали из города в город для строительства и украшения церквей. В то время в России строилось много церквей, и в каждой из них нужно было проработать биографию святого. Невозможно последовательно проследить творческие методы Рублева, поскольку древнерусский художник-живописец никогда не подписывал и не датировал свои работы. Существующие исторические сведения о жизни и творчестве Андрея Рублева очень бедны хронологическими данными и сильно противоречат друг другу. Несомненно, только два послания появляются в летописях 1405 и 1408 годов. Говорят, что это было первое послание, в котором грек Феофан, Прокор Городецкий и Андрей Любров начали работу над иконостасом Благовещенского собора в Московском Кремле. ‘Той же весной начали расписывать каменную церковь Благовещения в саду великого князя. Это не нынешняя церковь. Иконописцами были Феофан Городецкий, иконописец Грутин, старец Прокор и кадет Андрей Рублев. Они завершили свою работу в то же лето». Исследователи установили, что Рублев написал для собора одну из лучших своих картин — «Преображение Спасителя».
По-видимому, к этому же периоду относится и Евангелие Китрово — подлинный памятник книжного искусства Люброва. Эта рукопись названа в честь боярина XVII века, которому она принадлежала. Рукопись отличается безупречным исполнением. Миниатюры, головные уборы, фигурки зверей — это необыкновенный мир, где все живое и все одухотворенное. Она полна изобретательности и юмора — как и в наших русских сказках, все пропитано глубокой народной смекалкой. Витиеватые линии мягко извиваются, напоминая стебли травы, листья и цветы. Яркие цвета создают ощущение радости и комфорта. Голубой цвет сочетается с нежной зеленью, сияет киноварь и блестит золото. Ученые считают, что такие ценные рукописи, как «Евангелие Китрова», могли быть изготовлены за счет великого князя или самого митрополита.


Во втором сообщении от 1408 года говорится, что мастера Данило Черный и Андрей Рублев были посланы для росписи фресок в Успенском соборе во Владимире. Владимирский князь и мастера-иконописцы Данило и Андрей Рублев». Собор Успения Богородицы во Владимире пользовался большим уважением в Древней Руси, и великий князь Московский продолжал проявлять интерес к его украшению. Это произошло в 1408 году, когда великий князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, приказал заменить утраченные фрески XII века новыми. Сохранившиеся фрески представляют собой фрагменты грандиозной композиции «Мистический кризис», которая занимала западную стену церкви. Анализ стилистических особенностей помог ученым выделить группу изображений, принадлежащих Люброву. Они излучают артистизм, музыкальность линий и элегантность. Ангел, трубящий в трубу, молод и красив, а Петр ведет праведников на небо с вдохновенной решимостью.
Сцена Secret Crisis и ее эмоциональная интерпретация настроения необычны. Здесь нет чувства страха перед лицом страшного наказания, а есть торжествующая идея прощения и просветленного настроения — ясно ощущаемая инициализация мировоззрения Рублева. Долгое исследование, проявившееся уже во фресках собора Спящей Богини Живой Богини, нашло свое завершение в изображениях так называемых «звенигородских слоев». В них Любров обобщил опасения своих современников по поводу нравственной ценности человека. Звенигородская челюсть» является частью иконостаса, созданного для одного из храмов Звенигорода. Точная дата создания этой иконы неизвестна. Сегодня сохранились лишь фрагменты фрески собора и три иконы. Они были обнаружены советскими реставраторами в 1919 году. И., первый исследователь драгоценных находок Звенигородских икон, более чем через 100 лет после его смерти попытался решить цветовую проблему, которую смогли решить только венецианцы. От монументального проекта Рублева сохранились только иконы Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла в половинном размере.
Пока биография святого работала во Владимире, войско татарского хана Эдиге двигалось к Москве. Не сумев занять Москву, татары сожгли многие города, в том числе и Троицкий монастырь. Игумен Никон был настоятелем монастыря. Он с энтузиазмом взялся за восстановление и украшение монастыря. В 1423-1424 годах на месте деревянной церкви была построена белокаменная. В середине 20-х годов Данил Черный и Андрей Рублев были приглашены Никосом для росписи нового каменного собора Святой Троицы. Эти работы Рублева датируются 1425-1427 годами.
Рублев написал главную икону аббатства, знаменитую «Троицу». Три ангела — Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух — представлены художником в треугольниках и кругах. Линии крыльев и туники сливаются вместе, как мелодия, создавая ощущение баланса и комфорта. Особенно поражает общая легкость изображения. Художник нашел идеальные пропорции, а также композицию форм. Кроме того, идеально сочетаются светлые тона, которые скорее поют гимн радости бытия, чем контрастируют с темными цветами. Яркие цвета позволяют художнику добиться поистине симфонического звучания цветового оркестра палитры. Старое золото, изношенное во тьме тополиного века, слегка поблескивает. Формы, силуэты, линии, полосы, закругленные крылья, ниспадающие складки одежды, разумное переплетение ярких ореолов — все это вместе с замысловатой мозаикой цветов создает редкую по своей оригинальности, нежности, спокойствию и величию гармонию. И только два черных квадрата на заднем плане (вход в Дом Авраама) возвращают нас к теме Ветхого Завета. Яркость «Святой Троицы» настолько поразительна, что другие картины в экспозиции Третьяковского музея кажутся темными и красновато-коричневыми.
Вскоре после завершения строительства Святой Троицы Даниил, очевидно, умер и был похоронен в Троице-Сергиевом монастыре. Потеряв друга, Рублев вернулся в Андроников монастырь, где завершил свое «последнее» (т.е. окончательное) произведение. Если верить мудрому Епифанию, Рублев не только расписывал Спасский храм, но и участвовал в его строительстве. Эта церковь была построена примерно в 1426-1427 годах. Его фрески, вероятно, были написаны между 1428 и 1430 годами. Рублев умер 29 января 1430 года в Андрониковом монастыре в Москве. Сегодня монастырь носит его имя. В 1988 году, в год тысячелетия крещения Руси, Русская православная церковь канонизировала Рублева. Он был первым художником, канонизированным христианской церковью.
