Троица: что зашифровано на знаменитой иконе Рублева

Фото Александра Сенцова / ТАСС

Стало известно, почему маленькая Лиза не называет Аллу Пугачёву мамой
8 часов назад
Погибнет супердержава: страшное предсказание Мессинга на 2023 год
6 часов назад

В воскресенье через 50 дней после Пасхи православные христиане отмечают День Святой Троицы. Это самый важный праздничный день, в который Святой Дух сходит на учеников Христа. Святой Дух — это третья личность, третья индивидуальность, третья сущность единого и неделимого Бога. Таким образом, когда Святой Дух сошел на землю, миру была явлена Святая Троица — Троица Божья, отсюда и название. Главный образ праздника, который переносится в сердце церкви в День Святой Троицы, — знаменитая «Ветхозаветная Троица» Андрея Рублева. Поскольку не все смогут побывать в храме в 2020 году из-за карантина, самое время понять, что же зашифровано в этом шедевре, известном с детства.

Давайте начнем с дизайна иконки. О том, что Бог существует в Троице, впервые было открыто ветхозаветным людям, когда Господь явился Аврааму и его жене Сарре «в дубраве Мамре». «Авраам и Сарра состарились и состарились», — говорится в первой книге Библии, Бытие. Библия описывает, как это произошло. Таким образом, в «трех лицах» Господь явился Аврааму. Авраам встретился с этими «тремя женами» и приготовил для них обед. Он ответил: «Здесь, на сцене». И сказал один из них (фраза «один из них» подчеркнута в библейском тексте, подчеркивая тот факт, что Господь явился в трех формах): «Жена твоя, у нее будет сын». Когда Сарра услышала эти слова Господа, она рассмеялась в сердце своем и сказала. И сказал Господь Аврааму: что смеется Сарра? Есть ли что-нибудь трудное для Господа?» На самом деле, у Авраама и Сарры в назначенное время родился сын Исаак. Как Бог и обещал Аврааму, от Исаака родился великий народ, а от потомков Исаака родился Иисус Христос.

Ветхозаветная Троица точно изображает Святую Троицу, явившуюся Аврааму и Сарре в дубраве у Мамре. Затем за ангелом в центре виден сам дуб.

Троицу» Люброва называют теологией в цвете. Ведь завершенная визуальная форма славного образа говорит на языке изобразительного искусства о нематериальной и неделимой субстанции Святой Троицы — Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. . В праздник Святой Троицы верующие вспоминают, что полнота всех трех степеней Творца явилась нам в этом мире. А главный образ праздника невероятным образом раскрывает перед нами, зачастую богословски несформированными, самое сложное предположение — о неделимости и одновременно неразделимости всех трех божественных Личностей.

Но как Андрей Рублев добился этого? Вот что пишет об этом ученый Борис Раушенбах, автор труда «Перед Святой Троицей», создатель системы управления ориентацией космических спутников, а также исследователь древнерусских икон. ‘В долюблевские времена все образы Святой Троицы изображались по типу, известному как авраамическое гостеприимство. Изображалась не только Святая Троица, но и забота Авраама и Сарры о своих любимых гостях, а иногда даже заклание тельца. Молодой человек Это сразу же уменьшило полученный образ и приблизило его к повседневной жизни. Он представлял собой не верхний мир, а подземное царство, посещаемое Богом. Здесь следует отметить композицию, в которой он изобразил Святую Троицу. Три ангельские фигуры присутствовали перед Любровью, но отсутствие Авраама и Сарры очень легко объяснимо. Не было достаточно места, чтобы представить их. Как только размер изображений святилища увеличивался, Авраам и Сарра всегда выходили вперед».

Кроме того, ученый Раушенбах делает очень важный вывод: «Святилище — это место, где люди всего мира могут быть вместе. Уберите все со стола. На столе больше нет «столовых приборов» от нескольких едоков — это уже не общая трапеза, которая может объединить членов общины, а причастие, которое не объединяет. Рублеву удалось сделать доктрину Троицы полностью понятной в медитативных образах. В до-люблевские времена изображение должно было иметь комментатора, который объяснял бы и дополнял изображение как содержание с точки зрения. Присутствие доктринального воплощения всегда отсутствовало. Здесь впервые такой комментатор оказался ненужным.

Появление Троицы у Люброва было не результатом постепенного развития, а скачком (актом озарения?). Давайте сделаем первый вывод, вспомнив заявление Раушенбаха о том, что это было У Люброва нет ничего лишнего, все работает на то, чтобы поднять картину от изображения конкретной ситуации — явления трех ангелов Аврааму и Сарре в дубраве Мамре — к художественному проникновению в тайну. Тайна предсуществования Бога. Тайна Божественной Троицы . Все трое сидят за столом и молча разговаривают. Единство соединяет их. Они трое, но в то же время едины. Непостижимый, но в то же время Абсолютный, Истинный, Безусловный.

Теперь давайте рассмотрим иконы. Начнем с самого очевидного наблюдения: три изображенных ангела полностью идентичны. Между ними нет видимой разницы. Таким образом, мы имеем представление о том, что богословы сформулировали как «единство трех сущностей, трех личностей Бога», то есть об их неделимой и неразрывной связи.

Нам врали 7 лет: вот кто настоящий отец детей Пугачевой
8 часов назад
Пришла печальная новость. Россия скорбит
7 часов назад

Теперь перейдем к композиции. Это очень интересно. Композиция изображения следует за началом круга, и идея видения Святой Троицы также движется внутри круга. Точнее говоря, мы как будто застряли в круге. Круг объединяет трех ангелов Святой Троицы, которую невозможно разделить.

На светлом (первоначально золотом) фоне три ангела сидят вокруг стола с чашами на нем. Ангел в центре доминирует над другими ангелами, за его спиной — дерево, за ангелом справа — гора, за ангелом слева — комната. Головы ангелов склоняют свои головы в безмолвном разговоре. Их лица похожи — как будто одно и то же лицо изображено в трех вариантах. Общая композиция вписана в систему концентрических кругов, находящихся в ореоле. Крылья, движение рук ангела и все эти круги сходятся в центре изображения, где изображена колба, а в точке жертвоприношения — колба, которая является головой тельца.

Перед нами не просто трапеза, а евхаристическая трапеза, в которой приносится искупительная жертва. Ангел в центре благословляет чашу, ангел, сидящий справа, принимает ее, а ангел, сидящий слева, благословляет ее, как бы предлагая ее ангелу с другой стороны. Главный смысл этой картины ясен — в глубине Святой Троицы есть совет по спасению человечества», — утверждает искусствовед Ирина Языкова.

А вот что мы читаем у богослова профессора Леонида Успенского Он стоит на белом столе, словно на троне. Жертвенная чаша, занимающая центральное место в смысле и композиции изображения, одинакова для всех трех ангелов.

И здесь — предупреждаю вас! — Удивляйтесь. Обычно на иконах одна из фигур всегда видит молящегося человека. Например, если ребенок видит Деву, то сама Мария видит нас, верующих, отвечающих на наш взгляд, а не своего сына. Он стоит перед ней в молитве. Это принцип иконографии. Образ втягивает поклоняющегося в свое пространство. В Рублеве этот закон нарушен. Почему; почему;

Все ангелы в «Триаде Рублева» не просто так являются Антихристом. Замкнутый круг общения, когда ангелы наклоняются друг к другу и к чаше, когда даже их взгляды образуют круг… Таким образом, человек, стоящий перед изображением, втягивается в него, и его взгляд непроизвольно фокусируется на изображении. Потир — жертвенная чаша. Центр. Это главное. А для нас эта картина открывает еще одну тайну Бога — тайну бесконечной любви Бога к нам. В конце концов, именно из любви к нам, людям, Бог посылает в наш мир Своего единственного Сына — жертву, которая искупает человечество, жертву, которая выкупает человечество из плена греха. Конечно, чтобы увидеть такую глубину в лубровском изображении Триады, нужно хотя бы немного знать образную систему иконописи. Однако следующие открытия может сделать каждый, кто обратит внимание на свои органы чувств. Каждый, кто когда-либо останавливал взгляд на Святой Троице, бессознательно замечал ощущение покоя, прикосновения к вечности, потусторонней природы образа. Этому есть причина. Это иллюстрация того факта, что три Лица Троицы существовали всегда, иллюстрация их предвечного положения.

Но «всегда» — это категория времени, а время очень трудно передать средствами, доступными в изобразительном искусстве. Здесь возможны только косвенные методы», — пишет Борис Раушенбах. — Рублев очень хорошо использует эту возможность. Обращаясь ко всем доступным средствам (композиция, линия, цвет), он создает ощущение неподвижности, спокойствия и остановки времени. Этому способствует тот факт, что ангелы разговаривают тихо. Ведь нормальный разговор требует словесных высказываний, которые требуют времени, а в изображении Любревым этого разговора время включено в картину. В спокойном разговоре происходит обмен образами и эмоциями, а не словами. Это связано с тем, что эмоции возникают временно и могут длиться сколь угодно долго.

Не зря возникли такие понятия, как «молниеносная любовь» и «вечная любовь». То же самое относится и к изображениям. Мы сразу представляем себе красивые пейзажи. Попытка передать любовь и пейзажи словами требует времени, а слова не могут адекватно передать тонкое чувство любви. В этом смысле образы и чувства всегда богаче и ярче слов. В результате сочетания средств, которые использует Любров, кажется, что три ангела сидят и бесконечно разговаривают. Они находятся за пределами занятого и суетливого мира людей — они вечны. Но в вечности время не проходит, все вечно. То, что вечно, становится тем, что действительно первозданно и вечно присутствует», — заключает ученый-исследователь.

Конечно, недостаточно просто смотреть на картину — взглядом ленивого любителя искусства, взглядом искусствоведа. К этой великой тайне, открывшейся по милости Божией святому иконописцу Андрею Рублеву, можно подойти только с молитвой.

Женщину выгнали из бассейна за этот купальник: только посмотрите (видео)
6 часов назад
Названа поза, которая не оставит ни одну женщину без оргазма
9 часов назад

Читайте также