Троица икона андрея рублева

Троица: что зашифровано на знаменитой иконе Рублева

Фото Александра Сенцова / ТАСС

Чтобы удовлетворять супругу после 55, вместо виагры, раскрошите в стакан воды 5 грамм обычного...
10 часов назад
Огромная шишка на ноге исчезла за 6 ночей: запишите эту хитрость...
9 часов назад

В воскресенье через 50 дней после Пасхи православные христиане отмечают День Святой Троицы. Это самый важный праздничный день, в который Святой Дух сходит на учеников Христа. Святой Дух — это третья сущность, третья личность, третья природа единого и неделимого Бога. Таким образом, когда Святой Дух сошел на землю, миру была явлена Троица — три Личности Бога, отсюда и название. Главный образ праздника, который переносится в центр церкви в день Святой Троицы, — знаменитая «Ветхозаветная Троица» Андрея Рублева. Поскольку не все смогут побывать в храме в 2020 году из-за карантина, самое время понять, что же зашифровано в этом шедевре, известном с детства.

Давайте начнем с дизайна иконки. О том, что Бог существует в Троице, впервые было открыто ветхозаветным людям, когда Господь явился Аврааму и его жене Сарре «в дубраве Мамре». «Авраам и Сарра состарились и состарились», — говорится в первой книге Библии, Бытие. Библия описывает, как это произошло. Таким образом, в «трех лицах» Господь явился Аврааму. Авраам встретился с этими «тремя женами» и приготовил для них обед. Он ответил: «Здесь, на сцене». И сказал один из них (фраза «один из них» подчеркнута в библейском тексте, подчеркивая тот факт, что Господь явился в трех формах): «Жена твоя, у нее будет сын». Когда Сарра услышала эти слова Господа, она рассмеялась в сердце своем и сказала. И сказал Господь Аврааму: что смеется Сарра? Есть ли что-нибудь трудное для Господа?» На самом деле, у Авраама и Сарры в назначенное время родился сын Исаак. Как Бог и обещал Аврааму, от Исаака родился великий народ, а от потомков Исаака родился Иисус Христос.

Ветхозаветная Троица точно изображает Святую Троицу, явившуюся Аврааму и Сарре в дубраве у Мамре. Затем за ангелом в центре виден сам дуб.

Троицу» Люброва называют теологией в цвете. Это потому, что законченная визуальная форма славного образа говорит нам на языке художественных образов о нематериальной и неделимой субстанции Святой Троицы — Боге Отце, Боге Сыне и Боге Святом Духе — суть об одном из них. В праздник Святой Троицы верующие вспоминают, что полнота всех трех степеней Творца явилась нам в этом мире. А главный образ праздника невероятным образом раскрывает перед нами, зачастую богословски несформированными, самое сложное предположение — о нераздельности и одновременной неразделимости всех трех божественных личностей.

Но как Андрей Рублев добился этого? Вот что пишет об этом ученый Борис Раушенбах, автор труда «Перед Святой Троицей», создатель космической спутниковой системы позиционирования и исследователь древнерусских икон. ‘В долюблевские времена все образы Святой Троицы изображались по типу, известному как авраамическое гостеприимство. Изображалась не только Святая Троица, но и забота Авраама и Сарры о своих любимых гостях, а иногда даже заклание тельца. Молодой человек Это сразу же уменьшило полученный образ и приблизило его к повседневной жизни. Он представлял собой не верхний мир, а подземное царство, посещаемое Богом. Здесь следует отметить композицию, в которой он изобразил Святую Троицу. Три ангельские фигуры присутствовали перед Любровью, но отсутствие Авраама и Сарры очень легко объяснимо. Не было достаточно места, чтобы представить их. Как только размер изображений святилища увеличивался, Авраам и Сарра всегда выходили вперед».

Кроме того, ученый Раушенбах делает очень важный вывод: «Святилище — это место, где люди всего мира могут быть вместе. Уберите все со стола. На столе больше нет «столовых приборов» от нескольких едоков — это уже не общая трапеза, которая может объединить членов общины, а причастие, которое не объединяет. Рублеву удалось сделать доктрину Троицы полностью понятной в медитативных образах. В до-люблевские времена изображение должно было иметь комментатора, который объяснял бы и дополнял изображение как содержание с точки зрения. Присутствие доктринального воплощения всегда отсутствовало. Здесь впервые такой комментатор оказался ненужным.

Появление Троицы у Люброва было не результатом постепенного развития, а скачком (актом озарения?). Давайте сделаем первый вывод, вспомнив заявление Раушенбаха о том, что это было У Люброва нет ничего лишнего, все работает на то, чтобы поднять картину от изображения конкретной ситуации — явления трех ангелов Аврааму и Сарре в дубраве Мамре — к художественному проникновению в тайну. Тайна предсуществования Бога. Тайна Божественной Троицы . Все трое сидят за столом и молча разговаривают. Единство соединяет их. Они трое, но в то же время едины. Непостижимый, но в то же время Абсолютный, Истинный, Безусловный.

Теперь давайте рассмотрим иконы. Начнем с самого очевидного наблюдения: три изображенных ангела полностью идентичны. Между ними нет видимой разницы — таким образом, мы ощущаем то, что богословы формулируют как «единство трех сущностей, трех личностей Бога», их неделимость и неразделимость.

Если давление выше 145/80 - у вас забиты сосуды. Пока сосуды не лопнули, уберите из рациона черный…
6 часов назад
Не повторяйте ошибку Шатунова! Эналаприл нельзя пить никому! В сто раз лучше выпить обычной...
8 часов назад

Теперь перейдем к композиции. Это очень интересно. Композиция изображения следует за началом круга, и идея видения Святой Троицы также движется внутри круга. Точнее говоря, мы как будто застряли в круге. Этот круг объединяет трех ангелов Святой Троицы, которые не могут быть разделены.

‘На светлом (первоначально золотом) фоне три ангела сидят вокруг стола с чашами на нем. Ангел в центре председательствует над другими ангелами: за его спиной дерево, за ангелом справа — гора, а за ангелом слева — склоненная в тихой беседе голова ангела. Их лица похожи — одно и то же лицо, кажется, изображено в трех вариантах. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, находящихся в ореоле. Крылья, движение рук ангела и все эти круги сходятся в центре изображения, где изображена колба и место жертвоприношения, голова теленка, колба.

Перед нами не просто трапеза, а евхаристическая трапеза, в которой приносится искупительная жертва. Ангел в центре благословляет чашу — человек, сидящий справа от него, принимает ее — как бы предлагая чашу человеку напротив него, ангелу слева. Главный смысл этой картины ясен. В глубине Святой Троицы заключен совет об искуплении человечества», — утверждает искусствовед Ирина Языкова.

А вот что мы читаем у богослова профессора Леонида Успенского Он стоит на белом столе, словно на троне. Жертвенная чаша, занимающая центральное место в значении и композиции изображения, одинакова у всех трех ангелов.

И здесь — предупреждаю вас! — удивительные вещи. Обычно на иконах одна из фигур всегда смотрит на молящегося человека. Например, если Богомладенец видит Богородицу, то сама Мария не видит своего сына, но отвечает на наш взгляд, верующих. Он стоит перед ней в молитве. Это принцип иконографии. Образ втягивает поклоняющегося в свое пространство. В Рублеве этот закон нарушен. Почему; почему;

Все ангелы в рублевской «триаде» не просто так являются Антихристом. Когда ангелы наклоняются друг к другу и к Граалю, даже их взгляды образуют круг, замкнутый круг общения… Таким образом, человек, стоящий перед изображением, втягивается в него, и его взгляд непроизвольно фокусируется на Граале — жертвенной чаше. Центр. Это главное. А для нас эта картина раскрывает еще одну тайну Бога. Это тайна бесконечной любви Бога к нам. В конце концов, именно из любви к нам, людям, Бог посылает в наш мир Своего единственного Сына — жертву, которая искупает человечество, жертву, которая выкупает человечество из плена греха. Конечно, чтобы увидеть такую глубину в рублевском образе Триады, нужно хотя бы немного знать образную систему иконописи. Но следующее открытие может сделать каждый, кто внимателен к своим чувствам. Каждый, кто хоть раз останавливался взглядом на Святой Троице, невольно отмечал чувство покоя, ощущение прикосновения к вечности, потусторонний характер образа. Этому тоже есть причина. Это иллюстрация того, что три личности Троицы существовали всегда, иллюстрация их положения перед вечностью.

Но «всегда» — это категория времени, а время очень трудно передать средствами, доступными в изобразительном искусстве. Здесь возможны только косвенные методы», — пишет Борис Раушенбах. — Рублев очень хорошо использует эту возможность. Обращаясь ко всем доступным средствам (композиция, линия, цвет), он создает ощущение неподвижности, спокойствия и остановки времени. Этому способствует тот факт, что ангелы разговаривают тихо. Ведь нормальный разговор требует словесных высказываний, которые требуют времени, а в изображении Любревым этого разговора время включено в картину. В спокойном разговоре происходит обмен образами и эмоциями, а не словами. Это связано с тем, что эмоции возникают временно и могут длиться сколь угодно долго.

Не зря возникли такие понятия, как «молниеносная любовь» и «вечная любовь». То же самое относится и к изображениям, которые могут сразу вызвать в воображении красивые пейзажи. Попытка передать любовь или пейзаж словами требует времени, а слова не могут адекватно передать тонкое чувство любви. В этом смысле образы и чувства всегда богаче и ярче слов. В результате комбинации средств, использованных Любреновым, три ангела кажутся сидящими и бесконечно разговаривающими. Они находятся вне суеты человеческого мира — они вечны. Но в вечности время не проходит, все вечно. То, что вечно, становится тем, что действительно первично и вечно присутствует», — заключают исследователи.

Конечно, недостаточно просто смотреть на картину — взглядом ленивого любителя искусства, взглядом искусствоведа. Единственный способ подойти к этой великой тайне, открывшейся святому иконописцу Андрею Рублеву по милости Божией, — это молитвенный подход.

🔥 Моему мужу 65 лет, он барабанит меня по 5 раз в день! Перед близостью он съедает 1 чайную ложку советского...
8 часов назад
Даже самый заядлый курильщик бросит курить уже на следующий день, если на ночь...
10 часов назад

Читайте также