Цитаты о Иисусовой молитве

Самое детальное описание: цитаты о иисусовой молитве специально для посетителей нашего ресурса.

«Дьявол, тайно действующий в сердце, неимоверно боится внимательной молитвы, так как знает, что через это открываются человеческому уму все его хитрости. Когда человек все более держится молитвы и имя Христово не отпускает от себя, то он убеждается, что жить без этого невозможно, — иначе вражеские помыслы мгновенно овладевают умом, и страсти порабощают его»

«Научает молитва и великодушию в перенесении скорбей, убеждая в том, что искушения и скорби становятся причиной последующего знания и спасения. Так и все прочие добродетели, и даже сама любовь, вызревают с помощью молитвы»

«Желающий заняться успешно молитвою Иисусовою должен оградить себя, и извне, и внутри, поведением самым благоразумным, самым осторожным: падшее естество наше готово ежечасно изменить нам, предать нас; падшие духи с особенным неистовством и коварством наветуют упражнение молитвою Иисусовою»

«Должно начинать с начала, то есть совершать молитву со вниманием и благоговением, с целью покаяния, заботясь единственно о том, чтоб эти три качества постоянно соприсутствовали молитве»

«Стой на молитве прилежно и молись усердно, отвращаясь от попечений и рассуждений, овладевающих тобой. Ибо они приводят в замешательство и смущают тебя, чтобы ослабить силу твою»

«Стремись к тому, чтобы во время молитвы ум твой стал глухим и немым, и тогда сможешь молиться»

«Молитва бывает. во-первых устная, во-вторых внутренняя, сердечная, в-третьих духовная. Внутреннюю сердечную молитву имеют весьма немногие, а имеющие духовную молитву встречаются еще реже. Духовная молитва несравненно выше внутренней, сердечной»

«Во время молитвы неполезно стремиться к высоким чувствованиям. Надо только в смысл вникать произносимых слов, внимательно молиться, и тогда, со временем, Господь даст и озарение духовное, и умиление сердечное»

«Деланий много, но они частны; сердечная же молитва велика и всеобъемлюща, как источник добродетелей, потому что ею стяжается всякое благо»

«Надлежит тебе приступать к молитве с таким настроением, чтобы тебе желалось одной Божественной воли, а никак не своей собственной, как в самом прошении, так и в получении просимого, именно – чтоб и движим был ты на молитву, потому что того хочет Бог, и услышан быть желал, опять как Он того хочет. Одним словом, да будет у тебя в уме и сердце то, чтоб всецело объединять свою волю с волею Божиею и ей во всем подчиняться и отнюдь не желать волю Божию преклонять на свою волю»

«В молитве своей надлежит тебе совмещать те четыре действия, о которых пишет св. Василий Великий: сначала восславословь Бога, потом возблагодари Его за благодеяния, тебе явленные, далее исповедуй Ему свои грехи и преступления заповедей Его и, наконец, испрашивай у Него потребного тебе, наипаче в деле спасения твоего»

«Итак, всегда терпеливо молись Богу и о всем благодари Его, веруя и исповедуя, что Он благ к тебе и благ премудро, и есть твой любвеобильный Благодетель и в даянии, и в недаянии по прошению твоему, и по сей вере непоколебимым пребывай в смиренной покорности Божественному Промышлению, радостно и благодарно встречая все случающееся с тобой, и приятное и неприятное»

«Великое есть благо молитва, если с должным благонастроением творится и если мы научим себя, и когда получаем просимое и когда не получаем его, благодарить Бога. Ибо Он и когда дает, и когда не дает, то и другое творит во благо нам, так что и когда получишь просимое, ты, очевидно, получил его, и когда не получишь,- получил, потому что не получил, наверно, неполезного тебе – не получить же неполезное есть сподобиться полезного. Итак, получишь ли ты или не получишь просимого, благодари Бога, веруя, что если б почасту не было для нас благотворнее не получить того, чего просим, то Бог всегда бы подавал нам просимое»

«Всякая молитва, при которой не трудится тело, а сердце не придет в сокрушение, признается недозревшим плодом: потому что такая молитва без души»

«О церковной же молитве знайте, что она выше домашней вашей молитвы; ибо оная возносится от целого собора людей, в числе коих, может, много есть чистейших молитв, от смиренных сердец к Богу приносимых, кои Он приемлет, яко кадило благовонное, с коими и ваши, хотя немощные и ничтожные, приемлются»

«Особенно в церковь надобно ходить в мирном духе, ибо и молитва не приемлется, аще имамы на кого что или кто от нас оскорблен»

«Есть молитва одна из обязанностей христианина к Богу, и есть молитва как часть в составе истинно христианских дел. Самонадеянный во всем полагается на себя. Христианин истинный всего ожидает от Бога, почему начинает, продолжает и оканчивает каждое дело молитвою»

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

►“Господи! Научи нас молиться” (Лук.11:1).

►“Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными” (Рим.8:26-27). “Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах”

►(1Пет.4:7). “Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением” (Кол.4:2).

► “И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите” (Матф.21:22).

► Тот кто “просит с верою, ни мало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа” (Иак.1:6-7).

►“Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам”

► (Мк. 11,24). “И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак.5:15).

►“Непрестанно молитесь” (1Фес.5:17).

►“Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы,в молитве постоянны” (Рим.12:12).

►“Итак бодрствуйте во всякое время и молитесь” (Лук.21:36).

►“Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя” (Пс.87:14).

►“Услышь, Господи, слова мои . ибо я к Тебе молюсь” (Пс.5:2-3).

► Даниил “три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его” (Дан.6:10).

► “Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом” (Флп.4:6).

►“Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе” (1Фес.5:16-18).

►“Я с молитвою моею к Тебе, Господи . по великой благости Твоей услышь меня в истине спасения Твоего” (Пс.68:14).

►“Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть” (Пс.64:3).

►“Когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою” (Матф.6:5).

►“Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Матф.6:6).

►“А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился” (Мар.1:35).

► “Он уходил в пустынные места и молился” (Лук.5:16).

► “В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу” (Лук.6:12).

► “И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один” (Матф.14:23).

►“Признавайтесь друг пред другом в поступках и молитесь друг за друга” (Иак.5:16).

►“Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков” (1Тим.2:1).

►“И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши” (Мар.11:25).

►“Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” (Матф.5:44).

►“Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение” (Матф.26:41).

► “И, находясь в борении, прилежнее молился” (Лук.22:44).

► “Должно всегда молиться и не унывать” (Лук.18:1)

►. “Бодрствуйте во всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий” (Лук.21:36).

►“Молитесь во всякое время духом” (Еф.6:18).

► Иисус Христос говорил: “Дух животворит . Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь” (Иоан.6:63).

►“Дух бодр, плоть же немощна” (Матф.26:41).

►”Стану молиться духом, стану молиться и умом” (1Кор.14:15).

►“Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употреблять для ваших вожделений” (Иак.4:3).

► “Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит” (Притч.15:29).

► Но ведь именно грехи разделяют человека и Бога (Ис. 59:1,2) —

► Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать. “Лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли)” (1Пет.3:12).

►Если “смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их” (2Пар.7:14).

►“Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне” (Иоан.14:13).

►Бог “призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их” (Пс.101:18). “Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, попросите, и будет вам” (Иоан.15:7).

► “Грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает” (Иоан.9:31).

►“Очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их” (1Пет.3:12).

В рукописном наследии преподобного Амвросия Оптинского (статьях, письмах, келейных заметках) сохранилось немало высказываний великого Старца о главнейшем монашеском делании — молитве, и в частности — о молитве Иисусовой. При внимательном осмыслении этой духовной сокровищницы мудрого Оптинского аввы убеждаешься в том, что все его «сюжеты» как бы вытекают один из другого, дополняются новыми подробностями, тематически связанными между собою. И если расположить эти драгоценные батюшкины записи в определенной последовательности, то они приобретут вид вполне законченного, совершенного по форме и отточенности мысли, произведения, созданного в жанре «аскетических размышлений».

Последуем за нашим возлюбленным Старцем — по его дивным строкам, как по ступеням лествицы духовного восхождения! «Бог дает молитву молящемуся. »

Молитва вещь такая, что проживши в монастыре несколько лет, не скоро научишься молиться как следует. Молитва каждого должна быть сообразна с его мерою, должна быть смиренна и разумна. Молитва без очищения помыслов и без перенесения скорбей совершаться не может. Хотя вовремя и подаются молитвенные действия, но, по недостатку любви и смирения, и терпения, — скоро отнимаются.

От устной молитвы никто не впадал в прелесть, а умную, сердечную молитву без наставления проходить опасно. Такая молитва требует наставления, безгневия, молчания и смиренного самоукорения во всяком неприятном случае. Образ молитвы с видением и возношением ума на небо могут употреблять только бесстрастные, долгим временем и подвигом, паче же смирением и помощию Божиею, очистившие себя от примеси страстей. А для новоначальных и немощных это весьма опасно и доводит до прелести вражией. Пишешь что-то о высоком, о «внутреннем поучении», об умной молитве, что она у тебя сама собою действует и вовремя! Что-то это не похоже на настоящее делание и предвещает более опасность, нежели успех духовный. Духовная наша мера с тобою еще очень мала.

Потеряв молитву сердечную, ты осталась точно безоружна. Во всех твоих искушениях и во всех необыкновенных действиях, бывающих с тобою, ты не должна оставлять молитвы. Не можешь молиться сердечною молитвою, молись умом или устами: как бы ни молиться, не оставляй только молитвы. При пострижении говорится постригаемому, что он должен всегда имя Господа Иисуса во уме, в сердце, в мысли и во устех своих имети. Заметь, не только в сердце, но и в уме, в мыслях и в устах. А плод истинной молитвы — смирение и любовь к ближнему.

Попалась в руки рукопись, где указывается простой способ, как проходить молитву Иисусову устную, умную и сердечную, — какого-то Орловской губернии крестьянина, наученного этому каким-то неизвестным старцем. Рукопись, или записка, этого крестьянина заканчивается 1859 годом. Незадолго перед этим временем мы слышали от покойного нашего старца, батюшки отца Макария, что к нему приходил один мирянин, имевший такую высокую степень духовной молитвы, что батюшка отец Макарий недоумел, что и отвечать ему, когда мирянин, ради получения совета, рассказывал старцу нашему разные состояния молитвы, и батюшка отец Макарий мог ему только сказать: «Держитесь смирения, держитесь смирения!» И после с удивлением об этом нам говорил.

Враг наш душевный не восстает так ни против какой добродетели, как против молитвы, в особенности умной и сердечной, всеми способами подвизает человека на гнев и на немирствие против других, которые по своему неразумию, а вместе по наущению вражию мешают нам проходить внимательную жизнь. Один брат спросил другого: «Кто тебя обучил молитве Иисусовой?» А тот отвечает: «Бесы».— «Да как же так?» — «Да так, — они беспокоят меня помыслами греховными, а я все творил да творил молитву, — так и привык». Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай — молись!

У одного боголюбца был обученный говорить скворец, который постоянно слыша произносимую хозяином молитву: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного, — и сам навык ее повторять. Раз летом вылетел он в растворенное окно на улицу, а тут и налетел было на него ястреб, но скворец, по привычке, в испуге проговорил Иисусову молитву, и тотчас ястреб отскочил от него. Так, даже бессмысленно произносимая молитва послужила во спасение от угрожающей беды.

Сердечная молитва требует наставника. Впрочем, кто сначала проходит правильно устную молитву, заключая ум в слова молитвы [Иисусовой], а потом будет проходить правильно и умную молитву, со смирением держа внимание ума в персях, — то по времени и без наставника у некоторых умная молитва сама переходит в сердечную. Впрочем, у кого не переходит должны довольствоваться устною и умною. Несколько лет назад приезжала в Оптину одна молитвенница, которая занимается молитвой Иисусовой более 30 лет. Она говорила о себе: я не знаю, где у меня сердце, но бывает, когда творю молитву Иисусову, нахожусь в таком состоянии, что все кости мои рекут: «Господи, кто подобен Тебе!»

Что это такое — умная молитва? Трудное это дело — всего разломит. К. молитве простирайся сколько можешь — вот тебе меч духовный! Учитель молитвы — Сам Бог.

Молись пока, как можешь и как умеешь, ожидая конца от Промысла Божия. Веруй, что силен Господь помиловать тебя. Он пришел не праведника спасти, но грешника призвать к покаянию (Мф. 9, 13), как Сам объявил в Евангелии, прибавив, что радость бывает на небе о едином грешнике кающемся (Лк. 15, 7). Страх, бывающий при молитве, считай искушением от врага, который старается отвратить от молитвы всякого желающего молиться. Приступая к молитве, ограждай себя крестным знамением и продолжай молиться, и по времени милостью Божиею избавишься от сего искушения, если поменьше будешь гневаться на других и удерживать себя от осуждения. Вкратце сказано: Многими скорбями подобает нам войти в царствие небесное (Деян. 14, 22). Помни это и старайся терпеть все находящее неприятное и скорбное, прощай разумеющему и не разумеющему, по слову Господню: «Простите — будет прощено и вам» (См. Мф. 6,14). Вот что значит умудряться во спасение.

Преподобный Амвросий Оптинский

Молитва есть общение и единение человека с Богом.

Любовь к молитве непрестанно усиливает нашу любовь к Богу.

Под предлогом немощи не оставляй молитвы, даже на один какой день, пока есть в тебе дыхание.

Филипп, митрополит Филадельфийский

Не находит времени молится только тот, кто не хочет молиться.

Иннокентий митрополит Московский

В течение дня везде, при каждом деле молись краткими молитвами.

Схиигумен Савва Псково-Печерский

Не хотеть молиться – значит не хотеть быть с Богом.

Расположение к молитве часто возникает во время самой молитвы.

Тот умеет хорошо жить, кто умеет хорошо молиться.

Есть чистая молитва и есть созерцание, когда душа приступит тайну, тогда излишни чувства и их деятельность, ибо душа соделывает подобно Божеству и озаряется лучами высшего света.

Стой терпеливо и молись крепко, отревая приражения житейских попечений и всяких помыслов; ибо они возмущают и тревожат тебя, чтоб расстроить твое молитвенное стремление.

Подвизайся ум свой во время молитвы соделывать глухим и немым; и будешь тогда иметь возможность молиться. Как должно.

Достоин всякого порицания тот, кто, любя истинную молитву, гневается или злопамятствует: ибо он похож на того, кто желает остро смотреть, а между тем запорашивает свои глаза.

Посвящай начатки дня твоего Господу; ибо кому прежде отдашь их, того они и будут.

Если не получил еще ты дара молитвы или псалмопения, то проси неотступно и получишь.

Душа, любящая Господа, постоянно памятует о Любимом. Она хранит эту любовь в сердце, уме и на устах.

Телесная молитва – совершаемая человеком при собственном усилии. Духовная – движимая благодатию и приходит с плачем невещественным.

Не скорби, не получая тотчас от Бога того, о чем просишь. Он хочет доставить тебе большее благодеяние тем самым, что заставляет тебя с терпением долее предстоять Ему в молитве. Ибо что выше, как простирать беседу к Богу и объяту быть общением с Ним.

Не желай видеть чувственно Ангелов, или силы, или Христа, чтоб с ума не сойти, приняв волка за пастыря и поклонившись врагам – демонам.

Молитва есть дыхание духовного человека. Как дыханием телесный человек привлекает окружающий воздух и вдыхает из него жизненность и силу – так молитвою душа отверзает себя везде присутствующему Духу Божию и приемлет от Него жизнь духовную.

Иннокентий митрополит Московский

Без молитвы духовная жизнь наша и алчет, и жаждет, и умирает.

Молись Богу так, как бы ты видел Его, потому что Он точно видит тебя

Учитесь молиться, принуждайте себя к молитве: сначала будет трудно, а потом, чем более будете принуждать себя, тем легче будет, но сначала всегда нужно принуждать себя.

Для мысленного пения или молитвы не нужно назначать известное место или время: на всяком месте, во всякое время можно петь мысленно. По торжищу ли ходишь, путешествуешь ли где или проводишь время в сообществе друзей, – везде можешь возбудить душу свою, можешь и молча взывать к Богу.

Не ищи высших даров Божиих, пока, живя, молишься Ему о помощи, да придет и спасет тебя от греха. Божие само собою приходит, когда будет уготовано место нескверное и чистое.

Не бросай молитвы, когда враг нагоняет на тебя бесчувствие; кто понуждает себя в молитве при сухости души – тот выше молящегося со слезами.

Схиигумен Савва Псково-Печерский

Ты сам не слышишь своей молитвы; как же хочешь, чтобы Бог услышал твою молитву?

Большая часть людей, когда поют псалмы и молитвы делают, устами только произносят псалмы и молитвы. А ум их ведет беседы с бесами.

Если же не связаны с молитвой смиренномудрие, любовь, простота и благодать, не порождаются ею, то это не молитва, а личина молитвы.

Бог дарует больше, чем мы просим. Мытарь просил – отпущение. А получил оправдание. Разбойник просил Господа помянуть его в Царствии, но первый наследовал рай.

Или вы думаете, что Бог будет внимать молитве, которой вы сами не внимаете?

Св. Филарет митрополит Московский

В своей частной молитве можно класть земные поклоны и в воскресенье – жены святые, встретив Господа воскресшего, поклонились Ему до земли.

Надо молиться Богу, идя к духовнику с вопросом, и просить Бога, чтобы вложил нужную мысль духовнику.

Молитва совершенная бывает лишь вместе со всеми добродетелями.

Действие на душу продолжительной, но невнимательной молитвы подобно действию обильного дождя на железную крышу, с которой сбегает вся вода, в каком бы количестве она ни пролилась, не производя на крышу никакого действия.

Слова молитвы произноси очень неспешно, даже протяжно.

Молится нужно в мире и спокойствии, вникая в молитву, отсекать злые помыслы и устремлять ум к Богу.

Идя дорогой, молись Богу умом.

Хорошо приучаться к молитве Иисусовой на церковных службах. Присутствуя на них, к чему бесплодно и душевредно скитаться мыслями повсюду? А этого невозможно избежать, если ум не будет привязан к чему-либо. Займись молитвой Иисусовой, она удержит ум от скитания, ты сделаешься гораздо сосредоточеннее, глубже, гораздо лучше будешь внимать чтению и песнопениям церковным – вместе, неприметным образом и постепенно, обучишься умной молитве.

Молитва веры есть духовный магнит, привлекающий благодатную и чудодейственную силу.

Св. Филарет митрополит Московский

Если хочешь, чтобы молитва твоя долетела к Богу, то дай ей два крыла: пост и милостыню.

За дверьми остаются (не доходят до Бога, не бывают услышаны Им) те молитвы, которые, возносясь к Богу, не имеют в себе любви, потому что одна любовь отверзает двери молитве.

Если молишься Богу о чем-либо и Он медлит услышать тебя, не скорби об этом. Ты не умнее Бога.

Долго пребывая в молитве и не видя плода, не говори: ничего не приобрел, потому что само пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше сего, – прилепляться к Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним?

. И между делом совершай молитву, как благодаря Того, Кто дал силу рук на дела и мудрость ума на приобретение знания. (свт. Василий Великий, 9, 148—149).

. Непрестанно сохраняйте в сердце имя Господа Иисуса, чтобы сердце поглотило Господа, и Господь — сердце, и таким образом два стали едино (свт. Иоанн Златоуст, 52, 965).

Как дождь чем в большем количестве ниспадает на землю, тем более умягчает ее; так и святое имя Христово, без помыслов нами возглашаемое, чем чаще призываем Его, тем более умягчает землю сердца нашего, преисполняя его радости и веселия (прп. Исихий Иерусалимский, 90, 175).

Неопытным хорошо знать и то, что мы, дебелые и к земле поникшие и телом, и мудрованием, врагов своих, бестелесных и невидимых, зложелательных и мудрых па озлобления, скорых и легких, искусившихся в брани, какую ведут от Адама до ныне, не другим каким способом имеем возможность победить, как только непрестанным трезвением ума и призыванием Иисуса Христа, Бога и Творца нашего. Для неопытных молитва Иисус-Христова да будет возбуждением и руководством к испытанию и познанию добра; для опытных же — самый лучший наставник в добре есть деяние, испытание делом и вкушение добра (прп. Исихий Иерусалимский, 90, 175).

. Трезвение и молитва Иисусова взаимно входят в состав друг друга — крайнее внимание в состав непрестанной молитвы, а молитва опять в состав крайнего в уме трезвения и внимания (прп. Исихий Иерусалимский, 90, 186).

С дыханием твоим соедини трезвение и имя Иисусово, или помышление о смерти и смирение, ибо то и другое великую доставляет пользу (прп. Исихий Иерусалимский, 90, 209).

Блажен воистину, кто так прилепился мыслию к молитве Иисусовой, вопия к Нему непрестанно в сердце, как воздух прилежит телам нашим или пламя к свечке. Солнце, проходя над землею, производит день; а святое и достопоклоняемое имя Господа Иисуса, непрестанно сияя в уме, порождает бесчисленное множество солнцевидных помышлений (прп. Исихий Иерусалимский, 90, 210—211).

Молитва сия названа Иисусовою потому, что обращается к Господу Иисусу, и есть по составу своему словесная, как и всякая другая краткая молитовка. Умною же она бывает и называться должна, когда возносится не одним словом, но и умом, и сердцем, с сознанием ее содержания и чувствованием, и особенно когда чрез долгое со вниманием употребление так сливается с движениями духа, что они одни и присущими видятся внутри, а слов как бы нет, Всякая короткая молитовка может взойти на эту степень. Иисусовой же молитве принадлежит преимущество потому, что она с Господом Иисусом сочетавает душу, а Господь Иисус есть единственная дверь к Богообщению, к снисканию которого и стремится молитва.

Навыкновение молитве Иисусовой внешне состоит в достижении того, чтоб она сама собой непрестанно вращалась на языке, внутренне же — в сосредоточении внимания ума в сердце и непрестанном в нем предстоянии пред Господом, с сопровождающею сие сердечною теплотой в разных степенях, и отреванием всяких других помышлений, и наипаче с сокрушенным и смиренным припаданием ко Господу Спасителю. Начало сему навыку полагается частым, сколько можно, повторением сей молитвы со вниманием в сердце. Частое повторение, установляясь, собирает ум воедино в предстоянии Господу. Установлению такого строя внутри сопутствует согревание сердца и отгнание помыслов даже простых, а не только страстных. Когда в сердце начнет непрестанно теплиться огонь прилепления ко Господу, тогда вместе с сим водворится внутри мирное устроение сердца с сокрушенным и смиренным, мысленным, припаданием к Господу. Доселе доходит собственный наш труд с помощию благодати Божией. Что еще, высшее сего, может совершаться в деле молитвы, то будет даром единой благодати. У святых отцев упоминается о сем для того только, чтобы кто, достигши показанного предела, не подумал, что ему нечего уже больше желать, и не возмечтал, что стоит на самом верху совершенства молитвенного или духовного.

Итак, первое тебе дело предлежит — частое, сколько можно частое, повторение молитвы Иисусовой, пока навыкнешь непрестанно ее повторять. Делай сие так:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Желающий заняться успешно молитвою Иисусовой должен оградить себя и извне, и внутри поведением. самым осторожным: падшее естество паше готово ежечасно изменить нам, предать нас; падшие духи с особенным неистовством и коварством наветуют упражнение молитвою Иисусовою. Нередко из ничтожной, по-видимому, неосторожности, из небрежности и самонадеянности непримеченных возникает важное последствие, имеющее влияние на жизнь, на вечную участь подвижника. (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 211).

Правильное, благодатное действие молитвы Иисусовой может прозябнуть только из Духа Христова, прозябает и произрастает оно исключительно на одной этой почве. Зрение, слух и прочие чувства должны быть строго хранимы, чтоб через них, как через врата, не ворвались в душу супостаты (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 211—212).

заключается в Божественном имени Богочеловека, Господа и Бога нашего, Иисуса Христа (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 215).

Некоторые утверждают, что от упражнения Иисусовой молитвою всегда или почти всегда последует прелесть, и очень запрещают заниматься этой молитвой. В усвоении себе такой мысли и в таком запрещении заключается страшное богохульство, заключается достойная сожаления прелесть (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 217).

В упражнении молитвой Иисусовой есть свое начало, своя постепенность, свой конец бесконечный. Необходимо начинать упражнения с начала, а не со средины и не с конца. Начинают со средины те, которые, без всякого предварительного приготовления, усиливаются взойти умом в сердечный храм и оттуда воссылать молитву. С конца начинают те, которые ищут немедленно раскрыть в себе благодатную сладость молитвы и прочие благодатные действия ее. Должно начинать должно произносить очень неспешно, даже протяжно, чтоб ум имел возможность заключаться в слова (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 261).

Очень полезно совершать молитву Иисусову гласно при усиленном нашествии помыслов и мечтаний плотского вожделения и гнева, когда от действия их разгорячится и закипит кровь, отымутся мир и тишина у сердца. (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 262—263).

Упражнение молитвой Иисусовой имеет два главнейших подразделения или периода, оканчивающиеся чистою молитвою. В первом периоде предоставляется молящемуся молиться при одном собственном усилии; благодать Божия несомненно содействует молящемуся благонамеренно, но она не обнаруживает своего присутствия. В это время страсти, сокровенные в сердце, приходят в движение и возводят делателя молитвы к мученическому подвигу. Во втором периоде благодать Божия являет ощутительно свое присутствие и действие, соединяя ум с сердцем, доставляя возможность молиться. без развлечения, с сердечным плачем и теплотою, при этом греховные помыслы утрачивают насильственную власть над умом (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 270—271).

Скорби внешние и внутренние, долженствующие непременно повстречаться на поприще . подобает преодолевать верою, мужеством, смирением, терпением и долготерпением, врачуя покаянием уклонения и увлечения (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 295—296).

Имя Богочеловека получило в служении молитвенном важнейшее значение, будучи именем. вочеловечившегося Бога, Победителя возмутившихся рабов и созданий — демонов (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 240).

Во имя Господа Иисуса даруется оживление душе, умерщвленной грехом. Господь Иисус Христос — Жизнь, и имя Его — живое, оно оживотворяет вопиющих им к Источнику жизни, Господу Иисусу Христу (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 243).

Между непостижимыми, чудными свойствами имени Иисуса находится свойство и сила изгонять бесов (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 245).

Когда увидим при упражнении Иисусовой молитвой особенное волнение и воскипение страстей — не придем от этого в уныние и недоумение. Напротив того, ободримся и уготовимся к подвигу. как получившие явственное знамение, что молитва Иисусова начала производить в нас свойственное ей действие (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 246).

Молитва Иисусова и открывает присутствие бесов в человеке, и изгоняет их из человека (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 246).

Только нищий духом, непрестанно прилепляющийся молитвою к Господу по причине непрестанного ощущения нищеты своей, способен раскрыть в себе величие имени Иисуса (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 248).

В действии молитвы Иисусовой есть своя постепенность: сперва она действует на один ум, приводя его в состояние тишины и внимания, потом начнет проникать к сердцу, возбуждая его от сна смертного и знаменуя оживление его явлением в нем чувств умиления и плача. Углубляясь еще далее, она мало помалу начинает действовать во всех членах души и тела, отовсюду изгонять грех, повсюду уничтожать владычество, влияние и яд демонов (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 249—250).

. возводит от земли на небо делателя своего и включает его в число небожителей. Пребывание умом и сердцем на небе и в Боге — вот главный плод, вот цель молитвы; отражение и попрание врагов, противодействующих достижению цели, — дело второстепенное: не должно оно привлекать к себе всего внимания, чтоб сознанием и созерцанием победы не дать входа в себя высокоумию и самомнению. (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 251).

Имя Господа паче всякого имени: Оно источник услаждения, источник радости, источник жизни, оно — Дух, оно животворит, изменяет, переплавляет, боготворит (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 252).

Упражняющиеся молением именем Господа Иисуса подвергаются особенным гонениям диавола. (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 300).

Внимательная молитва, особенно молитва именем Господа нашего Иисуса Христа, при усилии соединять сердце с умом, обличает гнездящегося в сердечной глубине змия, и, уязвляя его, побуждает к движению (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 370).

. Желающему непогрешительно заниматься молитвою Иисусовою надо поверять себя, свое упражнение ею, частым чтением. отеческих писаний. (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 114).

Молитва Иисусова добрые расположения укрепляет, а недобрые навеяния дурных мыслей и страстных движений разгоняет и подавляет (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 94).

Молитва Иисусова — первое орудие и всемощное. Не выпускай его из рук (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 141).

Молитва Иисусова в силе своей является не в начале, а в конце; преуспеяния, как цвет и плод (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 162).

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Антология изречений святых отцов церкви

Следует прочитывать и молитвы, и акафисты, а иногда и псалмы. Но если есть внутренняя молитва, то следует тогда остановиться и молиться уже духом. Когда же нет, то читать молитвы.

Верх добрых дел есть постоянное пребывание в молитве.

Иисусову молитву должно творить с великим вниманием и покаянным чувством, с ударением на слова «помилуй мя, грешного». С сердечным сокрушением и с детским доверием ею молиться, и Господь за такое доверие пошлет умиление, и ощутишь плод великий от такой молитвы.

Пока действует молитва Иисусова (в сердце) — ни за что не берись, ибо равного этому нет ничего.

У молитвенника может быть ложная молитва. Это происходит оттого, что он торопится и не размышляет о том, что говорит.

Святитель Иоанн Кронштадтский

Если нет времени, читай половину правила или сколько можешь, но всегда с благоговейным чувством; иначе ты только прогневишь Бога своей недостойной молитвой.

Молитву Иисусову лучше ограничить временем (например, 15-20 минут), нежели количеством; в этом случае произносить молитву более неторопливо и более внимательно.

Откровение мыслей очень нужно, и приносит великую пользу.

Ничто столько не оскорбляет Господа, как то, когда молимся кое-как. Лучше не все положенные молитвы прочитывай, но со страхом Божиим, благоговением; чем все, но кое-как.

Святитель Феофан Затворник

Не лучше ли заниматься нам чтением на память стихов из Псалтири или творением Иисусовой молитвы, чем бесполезными разговорами?!

Дьявол, зная, сколь спасительна для нас молитва, ни против чего не восстает с такой яростью, как против нее, обуревая нас тучей помыслов, дабы отвлечь от молитвы или сделать ее бесполезной.

Произносить молитву Иисусову должно не громким голосом, но тихо вслух себе одному.

Очень полезно совершать молитву Иисусову гласно при усиленном нашествии помыслов и мечтаний плотского вожделения и гнева.

К живущим вдвоем: в совершении посильных наружных молений и чтений Вам обоим, как единодушным, нечего стесняться друг друга. Если одна изнеможет и лежит, другая, нимало не стесняясь, клади поклоны, или читай Иисусову молитву. Вслух читаемая молитва пользует и лежащего.

Старец Анатолий Оптинский

Великое зло и вред происходит от небрежения к молитве. Небрежение к молитве отверзает дверь всем порокам, всем страстям и бесам.

Памятование о Боге, т.е. умная молитва — выше всех деланий и есть глава добродетелей, точно так, как любовь Божия.

Молитва Иисусова, если ее механически творить, ничего не дает, как и всякая другая молитва, языком только приговариваемая. Дело совсем не в словах, а в чувствах к Господу.

Уединение предпринимается с целью избежать соблазнов, сохранить душевную чистоту, сосредоточиться в себе и в Боге, усердно заняться молитвою или каким-либо спасительном делом.

Лучшее время для молитвы — полночь (от 12 часов ночи до 3 утра).

Святитель Феофан Затворник

Если христианин тогда только молится, когда становится на молитву, он совсем не молится, ибо духом (про себя) должен постоянно молиться.

Ночное бдение — это бодрствование или малоспание ради дел богоугождения и избежания искушения на грех.

Уста, всегда благодарные, удостаиваются благословения от Бога и в сердце благодарящее входит благодать.

Если еще не научился молиться, как следует, то пока молись, как умеешь, только с мытаревой мыслью.

Более всего, как замечено опытом, молитве вредит оскорбление ближних. Пока не успокоил обиженного примирением, молитва не может иметь движения. Вредит молитве и принятие блудных помыслов, осуждение, объедение, и всякий грех.

Когда мы пребываем в молитве, то сила и власть лукавого не действуют на нас; когда же мы перестаем молиться, то одолевает нас противник.

Если по окончании молитвы отходим, не услышав ничего из того, что говорили, то постараемся тотчас снова повторить, и случится опять то же самое, повторим в третий и четвертый раз, — и не прежде перестанем молиться, пока произнесем всю молитву со вниманием. Когда дьявол увидит, что мы не прежде перестаем, пока произнесем молитву с усердием и вниманием, он, наконец, оставит свои козни.

Не отрекайтесь от молитвы за других под предлогом опасения, что за себя умолить не можете, — опасайтесь, что о себе не умолите, если за других молиться не будете.

Святитель Филарет Московский

Говорят: послушание выше поста и молитвы. Но выше какой молитвы? Молитвы внешней, а внутренняя молитва должна быть непрестанно (и при исполнения послушания).

Если трудна долгая молитва, да употребится краткая, часто, если не словом, то мыслью. Не читали ль написанного: «Помянул Бога и возвеселился».

Для всегдашнего памятования о Боге должно приобрести навык непрестанно повторять следующую молитву: «Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися». И сделается эта краткая молитва непреоборимой стеной против нападения бесов, разгонительницей помыслов худых, укротительницей страстных движений и воспитательницей всяких добрых насаждений в сердце.

Молитвы святых очень великую имеют силу, но когда и сами мы каемся и исправную являем жизнь. Если же сами не стараемся, то через других ничего не получим и не будем спасены. Бог более готов даровать нам потребное ради нашей молитвы, чем ради молитв других.

От молитвы приходит плач, умиление и прочие добродетели. Святые отцы молитву распределяют так: во-первых, славословие (прославлять Господа), во-вторых, благодарение, в-третьих, исповедание, в-четвертых, прошение.

Новоначальный может держать во время молитвы и четки в руках, потому что они как-то будят его, а без них на него нападает леность или сонливость.

При большой немощи даже лежа можете исполнять все положенные службы. Если не можете всего вычитывать, заменяйте недочитанное Иисусовой молитвой, трезвенно и благоговейно совершаемой. Конечно, лучше бы потрудить тело молитвенным трудом, но что же делать, когда не дает болезнь?

Святитель Феофан Затворник

Будем молиться святым о том, чтобы они просили Господа об утолении гнева Его праведного, на нас движимого, ходатайствовали бы пред ним об отпущении нам грехов и испросили бы нам христианскую кончину живота нашего безболезненную, непостыдную, мирную и добрый ответ на страшном суде Христовом.

Ночное бдение — самое важное занятие, днем же нужно храниться от сходбищ и бесед. Если нет сил, то сидя бодрствуй и молись сердцем ночью.

Святитель Исайя Отшельник

Главное — чаще упражняйтесь в благодарении Бога за ведомые Его благодеяния, а особенно, в скорбях благодарите и этим начинайте свою молитву.

Молитва есть возношение ума и сердца к Богу. Отсюда очевидно, что молиться не может тот, кого ум и сердце привязаны к чему-либо плотскому, например, к деньгам, к чести, или кто имеет в сердце ненависть к другим.

Святитель Иоанн Кронштадтский

Ежедневные утренние и вечерние молитвы необходимы как противодействие и противоядие ежедневным нашим грехам, как искоренение их через живое сознание их безумства. Церковные службы будничные, воскресные, праздничные, великопостные во главе с литургией тоже противоядие и врачевство душ грешных.

Святитель Иоанн Кронштадтский

Правило молитвенное есть стена, ограждающая христианина от внутренних искушений.

Молитва есть дыхание духовного человека.

Окрадывается и уничтожается молитва, когда во время совершения ее ум не внимает словам молитвы, но занят пустыми мыслями и мечтаниями.

Молитвенное бодрствование считается в христианстве одним из основных условий благочестивой жизни. Один монах, Моисей, совершал молитву 50 раз в день; дьякон Евагрий — 100 раз; авва Павел — 300 раз; одна благочестивая дева — 700 раз. Когда Макарий Александрийский предался непрестанной молитве в течении четырех суток, то привел этим дьявола в ужаснейшую ярость.

Лучше малое количество молитв прочесть с полным вниманием и сердечным умилением, чем много — с поспешностью и рассеянностью.

Святитель Иоанн Кронштадтский

Когда понуждаем себя к молитве, хотя и не хочется, из этого познается усердие.

Одним из признаков прелести святые отцы считают такое состояние, когда человек смеется на молитве.

Кто может произносить молитву Иисусову со смирением, тот не должен оставлять ее, за оставление же — укорять себя и каяться со смирением.

Когда придет желание молиться среди правила особенною молитвою и с поклонами, — не надо мешать такому настроению.

Молитвенное свое домашнее правило определи сама, сообразуйся со временем, в этом самочиния не будет, только много набирать не советую, чтобы не быть рабом правилу и во избежание торопливости.

Если мы за врагов не будем молиться, то погибли мы, как видно из того, что было с фарисеем, ибо если этот не против врагов молясь, а только потщеславившись, такое понес наказание.

От крепкого и здорового тела требуется при совершении правила молитвенного большее число поклонов и молитвословий.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Скучание на молитве рождается от парения ума, а парение ума — от праздности, чтения (многого без разбору) и суетных бесед, или от пресыщения чрева.

Когда оскудеют силы, то, хотя сидя, бодрствуй и молись сердцем.

По окончании молитвенного правила подольше помолись, прося прощения за невольное отбегание ума.

Берегись молиться о красивой женщине, воспоминание о которой производит тревожное движение в крови твоей. Желая сделать добро (через молитву), ты сам подлежишь опасности впасть в зло.

Демоны очень завидуют человеку молящемуся.

Когда демоны увидят, что кто-либо имеет усердие и ревность молиться как должно, то они во время молитвы вкладывают ему мысли о чем-либо, будто нужном, и отходят, а спустя немного опять возбуждают воспоминание о том, подвигая ум, и он, не находя искомого, досадует и скорбит. Потом, когда встанет опять на молитву, бесы напоминают ему, о чем он думал и чего доискивался, чтобы ум, подвигшись опять к исканию, сделал молитву бесплодной.

Молитва Иисусова прилична, когда идешь, или сидишь, или лежишь, ешь, беседуешь, занимаешься рукоделием.

Учись творить Иисусову молитву через ноздряное дыхание с сомкнутыми устами — это искусство — бич против плоти и плотских похотений. К обыкновенной Иисусовой молитве прибавляй «Богородицею помилуй мя». Одна молитва внешняя недостаточна, Бог внемлет уму, а поэтому те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву с внутренней — не монахи, а черные головешки. Все делай потихоньку, полегоньку, а не вдруг: добродетель — не груша, ее вдруг не съешь. Одна книга (об Иисусовой молитве) не научит молитве — надо иметь крепкое занятие в ней.

Преподобный Серафим Саровский

Один подвижник сказал: «Кто поет церковные молитвы, тот вдвойне молится: и сам молится, и на других влияет. Через пение духовное у человека изменяется настроение, и он становится богобоязненнее».

Книги молитвенные нужны, пока душа не начнет сама молиться, а когда сама уже молится, их можно оставить. Только когда своя молитва нейдет, чтобы расшевелить ее, надо начать по печатным молитвенникам молиться. И когда разшевелится своя молитва, оставлять их.

Святитель Феофан Затворник

Когда есть движение в сердце молиться, а рядом кто-то есть, то молиться все же надо, но не показывать молитвенности.

Если, совершая молитву, думаешь, что она не угодна Господу из-за твоей греховности, то она приятна Богу; если же подумаешь, как другой (в эту пору) спит или нерадит (о деле), то труд твой напрасен.

Вернее и полезнее себя за невнимание на молитве осуждать и смиряться.

Преподобный Амвросий Оптинский

Кто часто молится — избежит искушения.

Непременно надо помолиться за человека, который обидит тебя: «Господи, святыми молитвами дай мне смирение и терпение» Когда путешествуешь, то читай псалмы или молитвы на память.

Главное наше дело — к Богу приближение. Потому молитве все должно уступать.

Должно чаще читать про себя: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей».

Хотя и нет у тебя видимых слез, однако же пусть будет сердца сокрушение.

Худые мысли надо отгонять молитвой: «Господи, помилуй мя, яко немощен есть».

Спросите, что это за беззаконие, ради которого мы не будем со избранными? Исполнение правила вашего никуда не годно по торопливости. Как гнилая доска полезна столяру, так пользует и торопливое правило.

Преподобный Нил Мироточивый

Опасайся давать цену своей молитве; смиренный может ли когда подумать, что он хорошо молится?

По нужде можно правило исполнить в течение суток.

Всякая молитва, чья бы ни была, таинственно касается души человека, о котором молятся.

Славословие божественное да будет для нас всегда любезнее и честнее всех прочих дел человеческих.

Преподобный Корнилий Комельский

Недостаток молитвенного правила и других подвигов заменяй смирением и благодарением.

Будем молиться за благотворителей, что-бы не поставилось нам в грех полученное от них благотворение.

Против беса уныния в соединении духом скорбным необходима молитва; «Господи, виждь скорбь мою, и помоги мне грешному, и не попусти выше силы моей искушение!» Должно понуждать себя к молитве, чтению и рукоделию.

Укажу вам три самых простых приема: не приступайте к молитве без предварительного, хотя короткого приготовления; не совершайте кое-как, а со вниманием и чувством; и не тотчас по окончании переходите к обычным занятиям.

Святитель Феофан Затворник

Когда бывает бесчувствие, надо молиться вслух.

Пребывание наедине в молчании, в упражнениях в молитве и поучении день и ночь закону Божьему делает человека благочестивым.

Преподобный Серафим Саровский

При неспешном чтении молитв возможно внимание; при поспешном чтении вниманию нет места.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Какое ни избери себе правило молитвенное, всякое хорошо, коль скоро держит душу в благоговейнстве пред Богом.

Святитель Феофан Затворник

Во время рассеяния ума чтение и рукоделие бывает полезнее молитвы.

Молитва друг о друге есть лучшее из общений.

Будь же всем рад и всякому послужи, чем можешь.

Преподобный Макарий Александрийский

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Цитаты о Иисусовой молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here