Однажды, когда я был студентом института, я случайно забрел в келью монаха, который только что написал картину. Картина, открывшаяся мне за дверью, была необыкновенной. Монах стоял на коленях перед священной иконой, не двигаясь и надев наушники. Когда он услышал, что кто-то вошел, он не изменил своей позы и слегка повернулся ко мне с очень раздраженным выражением лица. Я была наивной, поэтому сначала думала: учить греческие глаголы и слушать разговоры — это тяжелая работа! Но зачем преклонять колени? Может быть, гимн святого Симеона, который он прочитал в оригинальном тексте, так сильно потряс его, что у него задрожали колени? Только позже я понял, какой страшный грех совершил. Я прервал молитвенное, уединенное, записанное на пленку покаянное размышление монаха.
Когда на одном из церковных собраний был поднят вопрос о том, как быть с широко распространенной сейчас практикой «прослушивания» молитв, транслируемых с магнитофонов, кассет и других устройств, ответ вызвал откровенное недоумение: ? ? Разве не то же самое происходило в семинариях на протяжении многих лет? А как быть с инвалидами и больными, которые не могут произнести ничего другого?
Давайте оставим в стороне стариков и больных и больше будем думать о здоровых и сильных. Сегодня привычка «слушать» каноны Конгрегации, Евхаристическую молитву, Псалмы и другие богодухновенные книги распространена почти повсеместно. Действительно, что еще можно делать во время служения Богу, кроме как слушать молитву? Это лучше, чем проводить время за рулем, следить за дорогой и не создавать аварийных ситуаций. Но вот вы нажимаете на акселератор, поворачиваете руль, вокруг вас мелькает жалкое зрелище грешного мира, из громкоговорителя льется слово Божье, сладкий голос монашеского уединения, салон явно наполнен благодатью — и это с мотором, ковчег спасения, несущийся со скоростью 140 км/ч, грех и невежество Он прорезает тьму!
Во время другого визита в Грецию я посетил одну набожную православную семью, которая оказала поистине королевское гостеприимство голодающим студентам. У нас были долгие беседы на самые разные темы, в основном богословские. Я была действительно потрясена тем, как много эта простая гречанка знала о тонких аспектах церковной жизни, понимании Отцов и погружении в жизнь святых, включая нашу собственную. , русские. Ближе к десяти вечера хозяйка извинилась, встала из-за стола, подошла к стереосистеме и включила радио. Несколько секунд спустя: «Благословен Бог Крови, когда бы то ни было, Нин, Кейай, Ке этос эонас тон эонас…». Василиос Ураниос, Параклит…». Было слышно. Словом, началось чтение правил вечерней молитвы. Церковное радио. 24 часа в сутки. Диктор читал красивым бархатистым голосом, спокойно, внимательно, благочестиво и с немного покаянным настроением, очень по-церковному. Хозяйка набожно перекрестилась, повернулась к картине и поклонилась — как вы думаете, что произошло дальше? Он снова сел за стол, доел свежезажаренного барашка и продолжил душеспасительную беседу. Мы ели, пили вино, разговаривали и смеялись, в то время как слова маленькой Вечери Господней с инвалидами звучали через глухой динамик. Когда динамик закончился и началась духовная музыка, хозяйка выключила аппаратуру. Молитва была окончена. Бог стер его список. Сегодня мы ему больше ничего не должны. Мы можем спать спокойно!
Когда на исповеди священник спрашивает причащающегося, читал ли он «Правило», почему-то кто-то хочет добавить к этому вопросу: «А ты не забыл помолиться?». и они хотят добавить. Чтение» неизбежно приводит нас к «слушанию», а затем к «слушанию», «слушанию» и «слушанию».
С одной стороны, в определенной степени верно, что лучше слышать молитвы других, чем не слышать свои собственные. И есть в исповеди что-то, что отвечает назойливому священнику: да, я слышал правила. Или, если честно, я их слышал.
И, как назойливая осенняя муха в воздухе, возникает только один вопрос: зачем все это, кому нужны такие молитвы? Есть только один ответ. Это только для нашего любимого, высокомерного Бога.
Чтобы еще раз показать, что они «не такие, как все», которые не молятся, не каются, льют в уши всякую грязь и творят бесчинства. Они не знают, как приблизить свои проблемы, радости и печали к Господу Богу. Но с нами все становится ясно. Услышь снова все наши просьбы, со вспышкой и громкостью, приятной для Твоих ушей, Боже! Все они подвергались настройке, цензуре и шлифовке на протяжении веков. Результат гарантирован. Удовлетворение от того, что правила были соблюдены, гарантировано. Можно быть срочным.
Однажды отец сказал мне: «Я не уверен, что смогу это сделать. Они были несчастны и нелюдимы. У них не было высокотехнологичных инструментов для мотивации и превращения молитвы из обременительного акта поклонения в развлечение. У людей в Средние века не было школы молитвы, целой системы, многоуровневой, сложной, годичной. Мы простые люди, и каждый наш порыв — это нажать на кнопку. И процесс продолжается, не требуя нашего собственного участия.
С. Кьеркегор однажды написал, что.
Сегодня весь мир болен, вся жизнь больна…». Если бы я был врачом и кто-то спросил меня: «Что бы вы посоветовали мне делать? -Я бы сказал: сделайте тишину! Заставить народ замолчать. Иначе слово Божье и когда его отчаянно кричат с помощью звука, так, что его слышно даже в шуме — это не слово Божье. Поэтому — соблюдайте тишину!»
Молитва больше не является моим диалогом с Богом? Требуется ли для этого по определению внешняя и внутренняя тишина? Неужели Он уже сказал мне все — и мне больше нечего Ему сказать? Или ничего нет, потому что за потоком слов я не научился составлять свои слова? А может, я просто ленивый.
Не знаю, как вам, но мне становится страшно, когда основные понятия религиозной жизни, такие как молитва, пост и покаяние, превращаются в легко используемые признаки «ортодоксальности». Носить эти «значки» благочестия несложно. Есть только одна проблема. Значки не позволяют людям войти в Королевство. Они приходят туда голыми. Так же, как мы пришли сюда. И если все, чему мы научились в жизни, — это уходить от Господа Бога в автоматическом ритуальном жесте, тогда трудно и страшно услышать, что скажет Господь. Возможно, впервые в жизни мы услышим, что у Него действительно есть Свой живой голос, голос, который говорит с каждым из нас, каким бы тихим он ни был. St Writing.
Почему-то никому не приходит в голову взять на свидание магнитофон и записать признания в любви, которые вторая половина регулярно слышит, когда им грустно. Но с Богом — ну, ничего, он выдержит, это не в первый раз…
… Однажды, в начале девяностых годов, отец Кирилл Павлов спросил: «Батюшка, могу ли я спастись, если буду слушать ваши молитвы на магнитофоне?». Его спросили. Он улыбнулся и ответил. Он будет спасен, но магнитофон точно будет спасен!