Утренняя молитва чайковский детские рисунки

Самое детальное описание: утренняя молитва чайковский детские рисунки специально для посетителей нашего ресурса.

Жизнь и творчество русского композитора

24 ЛЕГКИЕ ПЬЕСЫ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО, ОР.39

Посвящен любимому племяннику композитора В.Л.Давыдову.

1. Утренняя молитва;
2. Зимнее утро;
3. Мама;
4. Игра в лошадки;
5. Марш деревянных солдатиков;
6. Болезнь куклы;
7. Похороны куклы;
8. Вальс;
9. Новая кукла;
10. Мазурка;
11. Русская песня;
12. Мужик на гармонике играет;
13. Камаринская;
14. Полька;
15. Итальянская песенка;
16. Старинная французская песенка;
17. Немецкая песенка;
18. Неаполитанская песенка;
19. Нянина сказка;
20. Баба Яга;
21. Сладкая греза;
22. Песня жаворонка;
23. Шарманщик поет;
24. В церкви.

Сочинение «Детского альбома» — первое обращение композитора к детской теме. Позже последует цикл Детских песен ор.54, балет «Щелкунчик». Поводом к обращению к музыке для детей послужили также жизненные обстоятельства композитора в 1877-1878 годах, и, прежде всего, общение с детьми в семье сестры А.И.Давыдовой в Каменке в момент сильнейших душевных переживаний, вызванных женитьбой.

Непосредственно созданию «Детского альбома» предшествовало длительное общение с Колей Конради, глухонемым воспитанником М.И.Чайковского. Именно с ним и своим братом композитор провел вместе часть зимы 1877 — 1878 годов. Втроем они посещали достопримечательности, путешествовали. Прежде мир ребенка для Чайковского — это были воспоминания собственного детства, общение с семьей Давыдовых в Каменке. В Швейцарии и Италии Чайковский довольно долгое время провел с Колей, входил в мир интересов мальчика, занимался его воспитанием, а также был свидетелем его реакций на впечатления, которые приносили путешествие, непосредственно наблюдал мир ребенка. Чайковский, уехав из Москвы, очень просил брата М.И.Чайковского приехать к нему в Италию. Об этом же он просил и самого Колю в письме 12/24 ноября 1877 года: «Мне очень скучно, что так долго не увижу Модю и тебя. Что, если бы можно было нам опять пожить вместе. «.

Чайковский встретил приехавших к нему М.И.Чайковского и Колю Конради в самый канун 1878 года и с восторгом писал Н.Ф.фон Мекк: «В сущности же я счастлив совершенно. Последние дни были полны самых радостных ощущений. Я ужасно люблю детей. Коля до бесконечности радует меня . Чрезвычайно интересно наблюдать за таким умным ребенком «.

Вторым фактором, предшествовавшим появлению идеи сочинить цикл пьес для детей, были встречи и впечатления от пения «недетской» песенки уличного мальчика-певца Витторио во Флоренции, о чем Чайковский писал : «Всего курьезнее было то, что он пел песню со словами трагического свойства, звучащими необыкновенно мило в устах ребенка». 27 февраля/11 марта 1878 года, в те дни, когда композитор впервые говорит о своем желании сочинить сборник пьес для детей, он пишет брату М.И.Чайковскому: «Посылаю тебе карточку певца-мальчика, который пел Perce lasciar mi («Зачем покинул меня» — итал.). Скажи мне, как ты найдешь его лицо. По моему, в его лице есть признаки гениальности. «.

Третьим фактором, определившим намерение Чайковского сочинить пьесы для детей, можно считать пример Р.Шумана. Неслучайно в одном из писем, рассказывая о замысле «Детского альбома» Чайковский упоминает в этой связи Р.Шумана. Напомним также, что еще в самом начале творческого пути Чайковский написал в одной из статей: «Можно с уверенностью сказать, что музыка второй половины текущего столетия составит в будущей истории искусства период, который назовут шумановским.»

Первым упоминанием о замысле «Детского альбома» можно считать письмо к П.И.Юргенсону 26/14 февраля 1878 года из Флоренции: » я предположил себе понемножку писать маленькие пиэсы. Хочу попробовать написать ряд легких пиэс, Kinderstuck-ов. Это будет для меня приятно, а для тебя, я думаю, даже и выгодно, т.е. сравнительно. Как ты об этом думаешь? Вообще, друг мой, напиши, какими мелкими сочинениями я тебе особенно могу угодить. Я очень расположен теперь в виде отдыха заняться всякой мелкой работой. После первого упоминания о замысле «Детского альбома» до начала работы над ним прошло более месяца. Делались ли в это время какие-либо наброски к нему, неизвестно.

О начале работы над «Детским альбомом» известно из письма композитора от 30 апреля 1878 года. Чайковский, находясь в Каменке, в семье Давыдовых, написал П.И.Юргенсону: «Завтра примусь я за сборник миниатюрных пиэс для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями как у Шумана.»

О порядке сочинения пьес сведений нет. Эскизы их были завершены очень быстро. 27 мая 1878 года в письме к Н.Ф.фон Мекк из Браилова композитор сообщил обо всех сочиненных к этому моменту произведениях, в том числе и о «Детском альбоме», при этом поясняя: «Нужно будет много времени, по крайней мере месяца полтора усидчивой работы, чтобы все это привести в порядок и переписать». Что именно делал Чайковский в этот период времени с пьесами «Детского альбома», не удается выяснить. Судя по письмам композитора, в течении июля он работал над «переписыванием» пьес, в том числе и пьес «Детского альбома». Так 13 июля 1878 года он писал: » работа переписки понемногу подвигается. Теперь принимаюсь за сборник детских пиэс » Как об уже полностью завершенном «Детском альбоме», Чайковский сообщил из Вербовки 22 июля 1878 года. 29 июля из Вербовки он написал издателю П.И.Юргенсону, что выслал ему рукописи всех завершенных к тому времени сочинений, в том числе и «Детского альбома», за который он просил назначить цену по 10 рублей за пьесу, а всего 240 рублей. Порядок пьес «Детского альбома», обозначенный в автографе Чайковского уже в первом издании, которое осуществлялось при участии автора, был изменен.

Мысль о посвящении Володе Давыдову «Детского альбома», очевидно возникла после окончания сочинения. Чайковский довольно много времени провел с племянником летом 1878 года в Каменке. Володе Давыдову тогда было 6 лет. В автографе «Детского альбома» нет посвящения. В письмах Чайковского об этом упомянуто лишь после выхода в свет пьес. Так 24 ноября/6 декабря из Флоренции он писал Н.Ф.фон Мекк: «Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом». Еще позже 12/24 декабря 1878 года из Флоренции он писал Л.В.Давыдову, мужу своей сестры: «Скажи Бобику, что напечатаны ноты с картиночками, что ноты сочинил дядя Петя, и что на них написано: посвящается Володе Давыдову. Он, глупенький, и не поймет, что значит посвящается! А я напишу Юргенсону, чтобы послал в Каменку экземпляр. Меня только немало смущает, что Митюк, пожалуй, обидится немножко. Но, согласись сам, можно ли ему посвящать музыкальные сочинения, когда он прямо говорит, что музыку не любит? А Бобику, хоть ради его неподражаемо прелестной фигурки, когда он играет, смотрит в ноты и считает, — можно целые симфонии посвящать».

Из приведенного письма к Л.В.Давыдову ясно, что семья Давыдовых и сам Володя ничего не знали о посвящении сборника и что, возможно, вместо Володи мог быть кто-то другой из детей Давыдовых, например Дмитрий, которого упоминает композитор в своем письме, возможно, что сборник мог быть посвящен и кому-то другому из знакомых детей. А решающим фактором оказалась любовь Володи Давыдова к музыке. Остается предположить, что распоряжение о посвящении Чайковский сделал при личном свидании с П.И.Юргенсоном в Москве в конце сентября — начале октября 1878 года.

Чайковский был доволен первым изданием «Детского альбома», отсутствием, как он считал, в нем опечаток. Правда, некоторое огорчение он высказал издателю по поводу внешнего вида издания: «Я сожалею, что мне не пришло в голову просить тебя детский альбом напечатать другим форматом. Ведь Володя Давыдов должен будет играть стоя, чтоб смотреть на ноты! Картиночки значительно уступают по художественному достоинству Сикстинской мадонне Рафаэля, — но ничего, сойдет, — детям будет занятно».

Некоторые пьесы цикла построены на фольклорном материале. В «Неаполитанской песенке» (тема которой перенесена в «Детский альбом» из 3-го действия балета «Лебединое озеро»), а также в «Итальянской песенке» Чайковским использованы подлинно народные итальянские мелодии. Еще один итальянский (венецианский) мотив взят за основу в пьесе «Шарманщик поет». В «Русской песне» композитор обратился к русской народной плясовой песне «Голова ли ты, моя головушка». На одном из вариантов известной русской фольклорной темы построена пьеса «Камаринская». Подлинно народная французская мелодия звучит в «Старинной французской песенке» (в дальнейшем композитор использовал эту мелодию, несколько видоизменив ее, в хоре менестрелей из II действия оперы «Орлеанская дева»). Есть основания предполагать, что подлинно фольклорный мотив (скорее всего, тирольский) использован в «Немецкой песенке». В пьесе «В церкви» претворен церковный мотив так называемого «шестого гласа». В пьесе «Мужик на гармонике играет» обыгрываются интонационные обороты и гармонические ходы, характерные для русских однорядовых гармоник.

При всем многообразии бытовых сцен, картин и ситуаций, запечатленных в сборнике, в нем просматривается несколько относительно самостоятельных сюжетных линий. Первая из них связана с пробуждением ребенка и началом дня («Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Мама»). Следующий сюжет — игры, домашние забавы ребенка («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков»).

Своеобразным ответвлением игровой тематики в цикле является мини-трилогия, посвященная кукле («Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла»). В дальнейшем Ч. отправляет ребенка в увлекательные музыкальные путешествия по Италии («Итальянская песенка», «Неаполитанская песенка»), Франции («Старинная французская песенка») и Германии («Немецкая песенка»). Наряду с этим, в цикле отчетливо проходит и русская тема («Русская песня», «Камаринская»).

День ребенка близится к концу и очередной сюжетный поворот обозначается пьесой «Нянина сказка», рядом с которой — как ее особый, отдельный музыкальный персонаж — появляется «Баба-Яга». Однако вскоре все сказочные треволнения и страхи оказываются позади; их сменяет — как предвестница блаженных детских сновидений — «Сладкая греза».

Композитор находит место и для излюбленной им сферы бытовых танцев («Вальс», «Мазурка», «Полька»), и для музыкальных пейзажей («Песня жаворонка»), и для жанрово-характеристических зарисовок («Мужик на гармонике играет», «Шарманщик поет»). Завершается сборник пьесой «В церкви». Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой; общим в обоих случаях является торжественное просветленное религиозное начало.

«Детский альбом Чайковского», наряду с широко известными сочинениями Шумана, Грига, Дебюсси, Равеля, Бартока и некоторых других композиторов-классиков, входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей. В России он дал толчок к созданию ряда близких по характеру и тематике фортепианных опусов. Воздействие сочинения Ч. испытали на себе — в той или иной мере — многие русские авторы, от А.Гречанинова, С.Прокофьева и В.Ребикова до С.Майкапара, А.Гедике, Е.Гнесиной, Дм.Кабалевского и др.

Хотя цикл адресован детям, к нему неоднократно обращались и профессиональные артисты. Высокохудожественный образец интерпретации «Детского альбома» оставил Я.В.Флиер, запечатлевший его в грамзаписи. В наши дни известны исполнение Детского альбома М.Плетневым и В.Постниковой. Плетнев допускает ряд существенных перестановок номеров внутри сборника, меняет их традиционную последовательность, выдвигая, тем самым, свою «версию» относительно «сюжетных ходов» и целостной драматургической концепции цикла.

Песня «Утренняя молитва»
Из фортепианного цикла «Детский альбом»
Музыка П.И. Чайковского. Слова А. Лиунина
Произведение для слушания на музыкальных занятиях

Господи Боже, грешных спаси.
Сделай, чтоб лучше жилось на Руси.
Сделай, чтоб стало тепло и светло.
Что-бы весеннее солнце взошло.
Людей и птиц, и зверей,
Прошу Тебя, обогрей.

Скачать бесплатно ноты детской песни «Утренняя молитва» в полном размере:

Цель урока:

  • Воспитание зрителя, слушателя с развитым художественным вкусом.

Задачи урока:

  • Развивать умение слышать различное настроение в музыке и эмоционально на него откликаться.
  • Учиться проводить аналогии между музыкой и жизнью, музыкой и любимыми игрушками. Научиться слышать их звучание.
  • Ввести в мир детских образов П.И.Чайковского в музыке “Детского альбома”.

Музыкально-художественный материал:

П.И.Чайковский “Детский альбом”.
Портреты П.И.Чайковского.
Портрет мамы П.И.Чайковского.
Иллюстрации игрушек.
Иллюстрации концертного зала.
Афиша концерта.
В.Шаинский. Песня “Родительский дом”.
Учебник 1 класса “Искусство слышать”.
Авторы: И.В.Кадобнова, В.О.Усачева, Л.В.Школяр, О.В.Кузьмина.
Изд. “Радуница” 1994г.

Сценарий урока.

Вход в класс под музыку П.И.Чайковского “Осенняя песнь” из цикла “Времена года”.

Войти в класс. Настроится на урок.

Учебник “Искусство слышать”: Чайковский в детстве.

— Дети, кто здесь изображён?
— Кто эти люди? Они знакомы друг с другом?
— А дом чей? Вам нравится?
— А чья это комната? Кто живёт в ней?
— А мальчик, какой он?
— Что нравится ему? Что он любит? Кого он ещё любит?

Мальчик этот очень любил маму и папу. Был послушным и ласковым. Зовут его Петя, Петруша. Он очень любил этот дом, эту комнату и няню свою Фанни. А ещё он очень любил музыку и фортепиано. Вот как он писал об этом в своём дневнике: “Мои склонности к музыке проявились в 4 года. Мама, заметив, что я испытываю самую большую радость, слушая музыку, пригласила учительницу музыки Марию Марковну, которая преподала мне музыкальные основы”.

— Так о чём писал в своём дневнике Петя?

— Почему мама пригласила Петруше учителя музыки?
— Что такое дневник?
— Где учитель оценки ставит?
— А ещё дневник ведут люди и записывают туда разные мысли, важные свои дела.
— Давайте, почитаем, что ещё записал Петя в дневнике (см. в учебник)

“Я никогда не покидаю фортепиано, которое меня радует, когда я грустен”.

— А как фортепиано может радовать, когда тебе грустно?

“Я начал сочинять с тех пор, как узнал музыку”.

— Как это понять – “узнать музыку?”
— Как думаете, кем стал этот мальчик, когда вырос?

— А где можно эту музыку послушать?

Мы сегодня пойдём в концертный зал слушать музыку Чайковского.

— Посмотрите, какие концертные залы бывают. Вот так они выглядят снаружи , а вот так внутри (иллюстрации концертных залов). Красиво?

— А как попасть в концертный зал?
— Как узнать о концерте?
— Художник рисует афишу. (Смотрим и читаем афишу).
— А без билета нас пропустят? Значит надо купить билет.
— Кто продаёт билеты? (кассир)
— А кто пропустит нас в зал? (контролёр)

Играем по ролям в игру (выбираем кассира, контролёра): покупаем билеты в кассе, проходим в зал, рассаживаемся.

— Кто мы теперь в концертном зале? Слушатели. А в старину говорили – почтеннейшая публика.
— Что это значит?
— Сядьте так, чтобы про вас можно было так сказать.
— Как ведёт себя почтеннейшая публика в зале?
— Я буду конферансье – рассказчиком на этом концерте. Итак, начинаем.

Под музыку вступления “Вальса цветов” из балета “Щелкунчик” учитель читает:

“Бом, бом, бом –
Открывается альбом.
Не простой, а музыкальный,
То весёлый, то печальный,
Сочинённый для ребят
Много, много лет назад”.

Начинается альбом с пьесы, которая называется “Утренняя молитва”.

— Что такое молитва?
— В молитвах к кому обращаются?
— О чём можно попросить Бога?

Каждое утро в доме маленького Пети начиналось с молитвы.

— Пусть каждый из вас, слушая эту музыку, мысленно попросит у Бога здоровья для всех ваших родственников, счастья всем и что-то очень хорошее.

Звучит “Утренняя молитва”

— О чём попросили, помолились?
— А кто утром с улыбкой встречает вас? Ласковое слово кто говорит?

Закройте глазки, вспомните свою маму, её ласковый голос, улыбку.

Звучит “Мама”

— Какая мама у вас? Как вы её любите?
— Посмотрите на эту фотографию, вот какая была мама у Пети Чайковского .

Он её рано потерял и помнил её высокой женщиной с чудным взглядом и необыкновенно красивыми руками. Он безгранично любил свою маму всю свою жизнь.

— Вот вы окончательно проснулись и бежите куда?
— Конечно, к своим игрушкам! Вон сколько их много! (иллюстрации игрушек).
— Я думаю, вы сможете сами узнать игрушки, изображённые в музыке.

Звучит “Марш деревянных солдатиков”.

— Узнали игрушки? Кто прозвучал в музыке?
— Что они делают?
— Попробуем и мы маршеровать сначала носочками ног, а потом пальчиками по парте.

Звучат “Деревянные лошадки”.

— А эта музыка о чём? Как она звучит? На что похожа музыка?
— Давайте и мы поскачем на лошадках, крепче держитесь в седле.

Звучит “Болезнь куклы”.

— Как стало на душе? Почему?
— Если кому-то плохо, как полечить надо?

“Тихо, тихо, тишина,
Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна
Просит музыки она.
Дайте, что ей нравится
И она поправится”.

— Какую музыку просит кукла? Громкую? Весёлую?
— А понравится ей весёлая музыка, когда она болеет?
— Покачаем вместе куклу:

Баю, баю, баю
Куколку качаю.
Куколка устала,
Целый день гуляла.
Положи, Танюша,
Ручки под подушку.
Крепко глазки закрывай,
Баю-бай, баю-бай.

— Уснула куколка? Положите её в кроватку.
— А следующая пьеса называется “Новая кукла”. Послушайте и скажите, что произошло?

Звучит “Новая кукла”.

— Красивая новая кукла? Вам понравилась?
— А старая кукла? Вы её выбросите? Почему?
— Вот и закончился наш концерт. Вам понравился?

— Как вы думаете, что помогло маленькому Пете стать таким хорошим композитором? (он любил родных, свои игрушки, свою комнату, свой дом, музыку).

— Петя мечтал стать композитором и стал им.
— А вы кем бы хотели стать, когда вырастите?

Д/З: — Нарисуйте дома — кем хотите стать, каким талантом выобладаете?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— Давайте споём песню о родительском доме – начало всех начал, потому что с родительского дома начинается наша жизнь, с родительского порога уходим мы в жизнь, но всегда должны помнить свой дом и любить его. Я буду петь, а вы мне подпевайте.

Исполнение песни “Родительский дом”

Петр Ильич Чайковский. Детский альбом (Утренняя молитва, В церкви). Методическая разработка
методическая разработка по теме

Первым выдающимся сборником музыки для детей в русской фортепианной литературе был «Детский альбом» (24 лёгкие пьесы) П.И.Чайковского (1878 год). В педагогической практике «Детский альбом» стал классическим образцом творческого подхода к детскому репертуару. Чайковскому удалось создать произведения, отличающиеся не только огромной художественной ценностью, но и чрезвычайно полезные для воспитания учащихся.

Автор предъявляет к юным исполнителям достаточно высокие профессиональные требования, так как считает это необходимым условием их творческого роста. Речь идёт о развитии слуха, фантазии, элементарном знании стилистических закономерностей музыки Чайковского, особенностей мелодики, гармонического языка, фактуры и формы, необходимых для раскрытия образа.

Я по специальности дирижёр хора и для рассмотрения выбрала пьесы «Утренняя молитва» и «В церкви», которые по своему изложению близки
к хоровому звучанию. Пьесы можно рекомендовать учащимся 4-го класса ДМШ.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Методическая разработка содержит творческие задания — раскраски на примере «Детского альбома» П.И.Чайковского.

Это заключительный урок темы «Эпоха петровских преобразований». Основная цель – обобщение и закрепление полученных знаний. А так как деятельность Петра I вызывала и вызывает много споров, создаются ус.

1. Его величество фортепиано. Лекция-концерт познакомит юных исполнителей с историей создания фортепиано.2. Клавирная музыка И.С. Баха. Лекция-концерт с элементами музыкального лектория о творчестве И.

Петр Ильич Чайковский. Творческий портрет композитора. Презентация.

Прзентация для учащихся ДШИ.

Данная разработка рекомендована в качестве основного учебного материала по ПМ.01 «Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, станков и другого электрооборудования.

Конспект беседы о пьесах П. И. Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви» из «Детского альбома» с детьми 6–7 лет

Светлана Радионова
Конспект беседы о пьесах П. И. Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви» из «Детского альбома» с детьми 6–7 лет

Конспект беседы о пьесах П. И. Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви» из «Детского альбома» с детьми 6-7 лет

обогащение музыкальными впечатлениями детей через знакомство с творчеством П. И. Чайковского, а именно «Утренняя молитва» и «В церкви»

-совершенствовать умение понимать настроение музыкального произведения, его изобразительный характер

-учить различать средства выразительности в соответствии с характером пьес

— продолжать формировать умение вести беседу о музыке

Портрет П. И. Чайковского; магнитофон; иллюстрации по теме; аудиозапись «Утренняя молитва», «В церкви»

— знакомство с некоторыми биографическими сведениями из жизни П. И. Чайковского;

— слушание отдельных произведений на музыкальных занятиях;

— просмотр мультипликационного фильма «Детский альбом»;

— упражнение «Музыка и эмоции», «Мое настроение»

Воспитатель приглашает детей в игровую комнату и обращает внимание на портрет П. И. Чайковского и иллюстрации к музыке «Детский альбом».

— Ребята, вы знакомы со многими пьесами из «Детского альбома» П. И. Чайковского. Давайте вспомним, для кого написал свой альбом композитор и о чем он рассказывал в нем.

— Петр Ильич хорошо понимал детей, умел радоваться их радостям, печалится их невзгодам. С помощью музыки он рассказывал о детских радостях и печалях, забавах и играх, о родной природе, сказках, путешествиях. Все это наполняет день ребенка. Начинается и заканчивается альбом молитвами – утренней и вечерней. Может быть, кто-то знает, что такое молитва?

— Раньше день любого человека начинался и заканчивался обращением к Богу. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошел благополучно. Вечером благодарил Бога за прожитый день и просил хорошего сна, испрашивал прощения за совершенные проступки (например, ребенок не слушался родителей или капризничал, жадничал или подрался).

Пьеса, которая открывает «Детский альбом» П. И. Чайковского, называется «Утренняя молитва». Заканчивается альбом пьесой «В церкви». Можно предположить, что композитор в своем альбоме хотел рассказать об одном дне ребенка, наполненном разными событиями, играми и переживаниями. Устраивайтесь удобнее и послушайте пьесы, которые открывают и закрывают альбом (две молитвы) и скажите, похожи они между собой. (Звучит аудиозапись).

— Да, обе пьесы сосредоточенные, углубленные. Аккорды напоминают церковное хоровое пение. Молитвы в церкви поются на несколько голосов. Каждый голос задает свою мелодию. Сливаясь вместе, они создают красивое, стройное звучание. (Звучат фрагменты аудиозаписи).

— А отличаются ли по характеру эти пьесы?

— Да, «Утренняя молитва» светлая, чистая, безоблачная. День только начинается на душе спокойно и радостно. А вечерняя молитва более сумрачная. За окном темно, ребенок устал. День был наполнен разными переживаниями. Музыка грустная, печальная, сосредоточенная, задумчивая, просящая.

— Интересно, что П. И. Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы, которую поют в церкви. Поэтому музыка звучит серьезно и строго, совсем не по-детски. Он не упрощал музыку, которую сочинял для детей, а писал ее с такой же глубиной чувств, как и «взрослую».

— Еще раз внимательно послушайте, как звучат концы обеих пьес. (Звучит аудиозапись). Вы заметили повторяющиеся звуки в басу? Но как они звучат в «Утренней молитве» и как в вечерней?

— На фоне светлой мелодии «Утренней молитвы» эти звуки звучат строго и спокойно, а в вечерней молитве – более мрачно, сосредоточенно, устало. День угас, спускается ночная тьма, все затихает, успокаивается, замирает…

— Вот вы и познакомились с новыми пьесами. Как называлась пьеса, которая открывает «Детский альбом»? А какая пьеса заканчивает его?

Я уверена, теперь вы будете помнить, что эти пьесы подарил нам…П. И. Чайковский.

1. Гогоберидзе А. Г. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста». Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — М. ; Издательский центр «Академия», 2005г.

2. Радынова О. П. «Настроения, чувства в музыке». Издательство: Творческий центр Сфера. Серия: Музыкальные шедевры, 2010г.

Праздник Покрова. 14 октября православные отмечали осенний праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Православные люди в этот день всегда шли в храмы всеми семьями,.

Тематическое занятие «Детский альбом». Музыка П. И. Чайковского. Тематическое занятие «Детский альбом». Музыка П. И. Чайковского. Программное содержание. Знакомство с творчеством великого русского композитора.

МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ

Весной 1878 года П.И. Чайковский вернулся на родину из-за границы и приехал погостить на Украину, в семью своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой. В свободное время П.И. любил возиться со своими маленькими племянниками. У Александры Ильиничны было семеро детей, и Чайковский без устали придумывал для них праздники с кострами, фейерверками и, конечно, танцами, где он сам аккомпанировал на рояле.

Его маленький племянник, Володя Давыдов, в отведённые для занятий часы с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый «пианист». Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, с оглядкой на трудности начинающего, пьес лёгких, запоминающихся, с интересными названиями. Здесь встречаются картины природы и названия детских игр. Сказочные персонажи и танцевальные мелодии.

Программное содержание. Познакомить детей с содержанием «Детского альбома» П. Чайковского, рассказать о значении окаймляющих его пьес.

П е д а г о г. Вы знакомы со многими пьесами из «Детского альбома» П. Чайковского. В них композитор рассказывает нам о детских радостях и печалях, забавах и играх, о родной природе, сказках, путешествиях. Всё это наполняет день ребенка. Начинается и заканчивается альбом молитвами — утренней и вечерней.

Раньше день любого человека начинался и заканчивался обращением к Богу. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошел благополучно. Вечером благодарил Бога за прожитый день и просил хорошего сна, испрашивал прощение за совершенные проступки (например, ребёнок не слушался родителей или капризничал, жадничал или подрался).

Пьеса, которая открывает «Детский альбом» П. Чайковского, называется «Утренняя молитва». Заканчивается альбом пьесой «В церкви». Можно предположить, что П. Чайковский в своём альбоме хотел рассказать об одном дне ребенка, наполненном разными событиями, играми и переживаниями. Послушайте пьесы, которые открывают и закрывают альбом (две молитвы) и скажите, похожи ли они между собой. (Исполняет две пьесы.)

Д е т и. Похожи. Музыка спокойная, строгая.

П е д а г о г. Да, обе пьесы сосредоточенные, углублённые. Аккорды напоминают церковное хоровое пение. Молитвы в церкви поются на несколько голосов. Каждый голос ведёт свою мелодию. Сливаясь вместе, они создают красивое, стройное звучание. (Играет фрагменты.) А отличаются ли по характеру эти пьесы? (Исполняет фрагменты.)

Д е т и. Вторая пьеса более грустная.

П е д а г о г. Да, «Утренняя молитва» светлая, чистая, безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно. А вечерняя молитва (пьеса «В церкви») более сумрачная. За окном темно, ребенок устал, день был наполнен разными переживаниями. Музыка грустная, сосредоточенная, печальная, задумчивая, просящая.

Интересно, что П. Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы, которую поют в церкви. Поэтому музыка звучит серьёзно и строго, совсем не по-детски. П. Чайковский не упрощал музыку, которую он сочинял для детей, а писал её с такой же глубиной чувств, как и «взрослую».

Если внимательно прислушаться, то можно заметить, что в конце обеих пьес есть повторяющиеся звуки в басу. Но в «Утренней молитве» они звучат строго и спокойно, на фоне светлой мелодии (звучит фрагмент), а в вечерней — более мрачно, сосредоточенно, устало. День угас, спускается ночная тьма, всё затихает, успокаивается, замирает. (Звучит фрагмент.)

Программное содержание. Учить детей сравнивать малоконтрастные произведения с одним названием, различать оттенки настроений.

П е д а г о г. На прошлом занятии вы сравнивали две пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского — «Утренняя молитва» и «В церкви». Давайте вспомним их (звучат фрагменты). Сегодня вы услышите два произведения с одинаковым названием «Ave, Maria».

«Ave, Maria, gratia plena» в переводе с латинского языка означает: «Привет тебе, Мария милосердная». Это слова латинской молитвы, обращённой к Божьей Матери — деве Марии. Многие художники, скульпторы, музыканты в разные времена воспевали её красоту, благородство, чистоту, доброту и посвящали ей свои произведения. (Показывает репродукции картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, С. Боттичелли или другие.)

Первое произведение «Ave, Maria», которые вы услышите, написал австрийский композитор Франц Шуберт. (Исполняет пьесу.)

Второе — создали два композитора. И. С. Бах написал прелюдию, в которой есть только переливчатые аккорды, а мелодия звучит лишь намёком. (Звучит в записи прелюдия до мажор из 1-ого тома «Хорошо темперированного клавира».)

Французский композитор Шарль Гуно через много лет написал мелодию на текст молитвы «Ave, Maria» и соединил с прелюдией Баха, использовав её как аккомпанемент.

Чем близки эти два произведения: «Ave, Maria» Ф. Шуберта и «Ave, Maria» Баха-Гуно? (Звучат пьесы в записи.)

Д е т и. Оба произведения немного грустные.

П е д а г о г. Да, но это не грусть-скорбь, а светлая грусть. Оба произведения звучат задушевно, тепло, искренне, с нежностью. (Звучат фрагменты.) Прислушайтесь, а какие инструменты вы слышите?

Д е т и. В первой пьесе играют скрипки, а во второй звучит хор.

П е д а г о г. Да, «Ave, Maria» Ф. Шуберта исполняет оркестр, а «Ave, Maria» Баха-Гуно поют хор и солист. Но если вы прислушаетесь внимательно, то услышите, что в обоих произведениях звучит ещё и орган. Его низкие, торжественные звуки, как аккомпанемент, сопровождают обе мелодии. (Звучат фрагменты.)

Программное содержание. Учить детей различать тембры музыкальных инструментов, узнавать звучание оркестра, органа. Различать оттенки настроений.

П е д а г о г. Мы слушали два произведения с одинаковым названием «Ave, Maria» Ф. Шуберта и Баха-Гуно, говорили, как они похожи тем; что немного грустные и одновременно светлые. А могли бы вы сказать, чем они отличаются по настроению? (Звучат фрагменты.)

Д е т и. Первое произведение взволнованное, второе — более спокойное.

П е д а г о г. Да, «Ave, Maria» Ф. Шуберта звучит взволнованно, трепетно, порывисто, с открытостью, с большим напряжением, а у Баха-Гуно — более строго. Хотя в этой пьесе тоже чувствуется волнение, но оно более сдержанное. Я рассказывала вам, что это произведение написано двумя композиторами. Но Бах и Гуно жили в разное время, в разных странах. Бах – в Германии, а Гуно — во Франции. Бах написал прелюдию, не думая о том, что другой композитор, Гуно, сочинит к ней свою мелодию. Послушайте еще раз прелюдию И. С. Баха. (Звучит запись.)

Как красива эта музыка! Она звучит строго, сосредоточенно, сдержанно, возвышенно, задумчиво, с большим чувством. В этой музыке как бы нет мелодии, лишь отдельные звуки поблескивают вверху. Музыка похожа на молитву – наполнена светом, чистотой, добром. «Ave, Maria» Баха-Гуно вы слушали в исполнении органа, солиста и хора. Прелюдию И. С. Баха играет орган, а мелодию Ш. Гуно поют солист и хор. В этом произведении есть яркая кульминация. Какая она? (Звучит фрагмент.)

П е д а г о г. Да, светлая, нежная, искренняя и спокойная в начале музыка в кульминации звучит с мольбой, волнением, горячо. Но потом наступает успокоение, просветление. (Звучит запись.)

«Ave, Maria» Ф Шуберта сразу звучит трепетно, взволнованно, с открытым чувством, порывисто. В начале, во вступлении, вы слышите спокойные, сосредоточенные, строгие звуки органа, но вот вступают скрипки, и их голоса звучат тепло, трепетно, порывисто, немного грустно. (Звучит запись.)

Чайковский. Детский альбом. «Утренняя молитва»
Рекомендации по исполнению. Пьеса спокойного, светлого, сосредоточенного характера. Важно выбрать темп исполнения, не делающий её статичной. Необходимо добиться стройности звучания аккордов, объединения их общим движением, слышать мелодию в верхних голосах аккордов, линию басов, объединить их в длинные фразы.

Чайковский. Детский альбом. «В церкви»
Рекомендации по исполнению. При исполнении этой пьесы возникают аналогичные трудности: слышание звуковой «арки» между верхними и нижними голосами аккордов, мягкого гармонического заполнения средних голосов, объединение аккордов в длинные фразы. В обеих пьесах использованы сходные приёмы письма: аккордовое звучание, имитирующее церковное хоровое пение, длительные органные пункты (в конце), усиливающие характер сосредоточенности, некоторой отрешённости. В пьесе «В церкви» П. Чайковский использовал подлинную мелодию, звучащую на православном богослужении (Шестой глас осьмогласия), на которую поются разные молитвы («Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. », «Ныне отпущаеши», «Воскрешение Христово видевше. » и др.).

Презентация

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бах — Гуно. Аве, Мария (3 варианта исполнения — без вокала, с вокалом и адапт. для малышей), mp3;
Чайковский. Детский альбом. В церкви (3 варианта исполнения — фортепиано, симфонический оркестр и фортепиано с вокалом), mp3;
Чайковский. Детский альбом. Утренняя молитва (3 варианта исполнения — фортепиано, симфонический оркестр и фортепиано с вокалом) , mp3;
Шуберт. Аве, мария (2 варианта исполнения — с вокалом и без вокала), mp3;
3. Сопроводительная статья — конспект занятий, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом (фортепиано), jpg.

Утренняя молитва чайковский детские рисунки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here